Автор: Прейм Лариса Владиславовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ Солерудниковская гимназия
Населённый пункт: п.Тыреть 1-я Заларинский район Иркутская область
Наименование материала: учебно-методический
Тема: Организация групповой деятельности на уроке
Раздел: среднее образование
Тот, кто думает, что может обойтись без других - сильно ошибается.
Тот кто думает, что другие не смогут обойтись без него, ошибается еще сильнее.
(Ларошфуко)
Современная школа - это большой коллектив людей: учеников, учителей, роди -
телей, объединённых важным государственным делом - образование детей, подготовкой их
к жизни в обществе, к выбору профессии, к трудовой деятельности. Она занимается вос -
питанием у детей таких качеств, как чувства товарищества (солидарности), самокритично-
сти, требовательности к себе и другим, благородства, взаимопонимания, уважения к стар -
шим и т. д.
Успешная учёба очень важна для школьника, его родителей и общества в целом.
Разносторонние знания помогают ему стать образованным человеком. Участие в творче-
ских конкурсах, проектах, олимпиадах открывает путь в высшие учебные заведения, в нау-
ку.
Для развития индивида как личности только группа представляется незаменимой,
особенно, если группа представляет собой сплочённый высокоразвитый коллектив, поэто-
му учебную группу следует прежде всего рассматривать как коллектив, занимающийся
совместной учебной деятельностью, а процессы общения в группе во время занятий - как
процессы, формирующие межличностные отношения в этом творческом коллективе.
Групповая форма организации учебной работы на уроке изначально предполагает
подготовительные мероприятия и действия:
- на первоначальном этапе урока класс делится на группы для решения конкретных
учебных задач, или учащиеся сами распределяются по группам в зависимости от своих
симпатий и поставленной перед ними задачи;
- каждая группа получает задание или выбирает его самостоятельно из числа зада-
ний, предложенных учителем, выполняя его сообща под руководством коллективно вы -
бранного лидера группы;
- на протяжении урока состав группы может меняться, он должен быть таким, что -
бы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные воз-
можности каждого члена группы;
- в конце урока учитывается и оценивается вклад в выполнение задания каждого
члена группы (оценивает как учитель, так и члены группы).
Таким образом, оценивается не только результат выполнения поставленной задачи
на уроке, но и работа группы.
Важно определить систему оценок: будет ли оцениваться вклад каждого участника
либо результат группы в целом, по каким показателям будет производиться оценка. Но она
не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы.
Положительное воздействие на ученика группы в том, что:
- отношения между детьми, складывающиеся в группах, приучают их выполнять
существующие социальные нормы, которые несут в себе ценностные ориентиры, устанав-
ливающиеся личностью;
- группа является тем местом, где человек отрабатывает свои коммуникативные
умения и навыки;
- от участников группы ученик получает информацию, позволяющую ему правиль -
но воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять всё положительное в своей лич -
ности, избавляться от отрицательного и недостатков;
- группа даёт ребёнку уверенность в себе, снабжает его системой положительных
эмоций, необходимых для его развития.
- ребята оказываются в условиях, когда им хочется высказаться, ибо в микро кол -
лективе каждый ощущает свою личностную значимость, веру в свои творческие силы.
Межличностное общение в учебном процессе – это обсуждение вопросов, которые
так важны для решения поставленной проблемы на уроке, общение, которое сближает ре -
бят, создаёт между ними доверительные отношения, что повышает мотивацию путём
включения социальных стимулов: появляется личная ответственность, чувство удовлетво -
рения от публично переживаемого успеха в учении.
Ведь развитие ребёнка в обществе создаёт такое переплетение отношений, которое
формирует его как личность, которая наделена только ей присущим сочетанием психоло-
гических черт и особенностей, образующих её индивидуальность, составляющих своеоб-
разие человека, его отличие от других людей. А индивидуальность проявляется в чертах
темперамента, характера, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти,
мышления, воображения), в способностях и т. д.
Между принятием СЕБЯ, принятием ДРУГИХ и принятием ВАС другими людьми
существует определённая связь. Следовательно, восприятие себя и восприятие других –
основа межличностных отношений. Всё это формирует у обучаемых качественно новое
отношение к предмету, чувство личной сопричастности к общему делу, каким становится
совместное овладение знаниями в микро группе.
Виды групповых работ:
- урок – конференция: подготовка состоит из следующих этапов:
1.
Тема и план занятия даются ребятам за две – три недели;
2.
Класс разбивается на творческие группы по 5-6 человек;
3.
Каждая группа выбирает один из вопросов и подбирает литературу, зна-
комится с материалом;
4.
Распределяются обязанности в группе;
5.
За несколько дней до конференции с каждой группой проводится консульта-
ция.
- урок – дискуссия: формированию культуры дискуссии могут помочь следующие
правила:
1. Вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спора;
2. В споре не допускать тона превосходства;
3. Грамотно и четко ставить вопросы;
4. Формулировать главные выводы.
В ходе дискуссии не надо добиваться единообразия оценок. Оскорбления, упреки,
недоброжелательность в отношении к своим товарищам не должны присутствовать в спо-
ре.
- урок – соревнование: форма проведения таких уроков самая различная: КВН,
"Брейн-ринг", "Звездный час" и др. В организации и проведении уроков-соревнований вы-
деляют три основных этапа:
1. Подготовительный: для участия в соревновании класс разбивается на команды.
Каждой команде даются одни и те же задания с таким расчётом, чтобы число заданий
было равно числу участников команд;
2.
Игровой: регламентированные правила игровых действий способствуют позна-
вательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, при-
менить знания и умения для достижения целей игры;
3. Подведение итогов: игра имеет определенный результат, который выступает в
форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся.
Условия применения группой работы:
- внешние условия: число участников группы не должно быть слишком большим, в
аудитории должно быть достаточно места для перемещения групп;
- социальные и воспитательные условия: состав группы должен включать сильных
и слабых учеников, а распределение обязанностей касалось всех участников группы;
- условия, касающиеся содержания занятий: работа может применяться только для
группового выполнения и последующего обсуждения;
- групповая рефлексия: организованный и сознательно направляемый процесс, в
ходе которого члены группы обсуждают: удалось ли им достичь поставленных целей, ка-
кие из действий групп и её участников были эффективны, т. к. цель групповой рефлексии -
повысить эффективность деятельности каждого участника как члена группы, увеличить
его возможный вклад в достижение общих целей.
Факторы, влияющие на эффективность работы групп:
- групповые нормы - неформальные правила, которые устанавливают члены группы
с целью регламентирования поведения каждого члена группы;
- размер группы - от 6 –10 человек принимают более удачные решения, чем
большие, но малые группы от 2 - 5 человек имеют больше возможностей достичь консен-
суса в противоречивых вопросах;
- состав группы – вынесение решений вопросов на рассмотрение группы должно
рассматриваться с разных точек зрения, учитывая мнение каждого;
- сплочённость – должна присутствовать симпатия каждого члена группы по отно-
шению к другим и желание быть членом данной группы;
- конфликтность - разнообразие мнений способствует более эффективному реше-
нию проблем, но повышает риск вероятности конфликта;
- статус членов группы – статус личности в группе может определяться рядом фак-
торов: по возрастным критериям, по успеваемости, информированности и т.д.
Конечно, успех групповой работы зависит от того, как быстро каждый член группы
приспособится к темпу работы других членов, насколько он правильно понимает их, ясно
формулирует свои мысли и желания, соотнося их с заданиями.
Но и сам учитель может участвовать в работе группы, предлагая участникам разные
варианты ответов, т. е. выступать в роли наставника, который хочет организовать эффек-
тивную групповую работу.
От мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом,
чтобы каждая группа и каждый её участник в отдельности ощущал его заботу, его заин -
тересованность в успехе. Ему нельзя оказывать давление на участников, мешая им выска-
зываться. Нельзя исправлять или критиковать высказывания, даже если они содержат гру-
бейшие ошибки, т.к. эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме.
Он должен выражать заинтересованность в успехе как сильных так и слабых учащихся,
вселять уверенность.
Типы групп:
- разнородные группы: формируются по принципу: один «сильный», два «сред-
них» и один «слабый» ученик, при этом в группе желательно присутствие девочек и маль -
чиков. Достоинства данного типа:
1.
Обеспечивается
максимальное
воздействие
между
учениками
с
разными
способностями;
2.
«Слабые» попадают под опеку «сильных» и при правильном построении за-
дания приобретают максимум знаний и опыта;
3.
В каждой группе есть сильный ученик, который может стать помощником
учителю во многих случаях при работе в группах.
- тематические группы: в состав входят ученики с разными точками зрения.
- базовые группы: формируемая учителем на длительный срок, в соответствии с
некоторыми принципами:
1.
Группы формируются в начале учебного года/четверти/месяца;
2.
Группа должна быть разнородной, т. к необходимо избегать наличия в одной
группе учеников, которые своим чрезмерным общением друг с другом могут помешать эф-
фективной работе.
- произвольные группы, которые подразумевают деление на группы по произволь-
ному признаку (месяц рождения, любимый цвет и т.п.). Преимущества типа:
1.
Гарантируется максимальная объективность деления на группы, поскольку
оно носит случайный характер;
2.
Уместно использовать такой способ деления групп в начале первого года
обучения, когда ученики еще плохо знают друг друга;
3.
Процесс формирования групп таким способом вносит разнообразие и эле-
мент игры;
4.
При временном переходе из базовой группы в произвольную ученики полу-
чают разные социальные роли.
Так чему же учит групповая работа?
- сотрудничать,
- ставить вопросы,
- решать проблемы,
- договариваться,
- слушать других,
- убеждать других,
- отвечать за себя.
Итак, групповая работа способствует развитию коммуникативной компетентности и
даёт возможность для самореализации в конкретном виде работы. Только в сотрудниче-
стве (ученик – субъект + объект) легче учесть индивидуальные потребности, интересы и
способности ребёнка. Такая форма работы может применяться для решения почти всех
основных дидактических проблем: решения задач и упражнений, закрепления и повторе-
ния, изучения нового материала.
Литература:
1. Жураковский В., Сазонова З. «Работа в команде» как педагогический принцип. //
Высшее образование в России. – 2005. - №8. – С.3 – 28.
2. Лиймет Х.Й. Групповая работа на уроках. – М., 1975.
3. Селевко Г.К. Технология проведения дискуссии. // Школьные технологии. – 2004.
- №5. – С. 101 – 114.
4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к
личности: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М., 2001. – С. 154 -
178.
5 . Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и
воспитание школьников – М., 1977