Напоминание

Организация групповой деятельности на уроке


Автор: Прейм Лариса Владиславовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ Солерудниковская гимназия
Населённый пункт: п.Тыреть 1-я Заларинский район Иркутская область
Наименование материала: учебно-методический
Тема: Организация групповой деятельности на уроке
Раздел: среднее образование





Назад




Тот, кто думает, что может обойтись без других - сильно ошибается.

Тот кто думает, что другие не смогут обойтись без него, ошибается еще сильнее.

(Ларошфуко)

Современная школа - это большой коллектив людей: учеников, учителей, роди -

телей, объединённых важным государственным делом - образование детей, подготовкой их

к жизни в обществе, к выбору профессии, к трудовой деятельности. Она занимается вос -

питанием у детей таких качеств, как чувства товарищества (солидарности), самокритично-

сти, требовательности к себе и другим, благородства, взаимопонимания, уважения к стар -

шим и т. д.

Успешная учёба очень важна для школьника, его родителей и общества в целом.

Разносторонние знания помогают ему стать образованным человеком. Участие в творче-

ских конкурсах, проектах, олимпиадах открывает путь в высшие учебные заведения, в нау-

ку.

Для развития индивида как личности только группа представляется незаменимой,

особенно, если группа представляет собой сплочённый высокоразвитый коллектив, поэто-

му учебную группу следует прежде всего рассматривать как коллектив, занимающийся

совместной учебной деятельностью, а процессы общения в группе во время занятий - как

процессы, формирующие межличностные отношения в этом творческом коллективе.

Групповая форма организации учебной работы на уроке изначально предполагает

подготовительные мероприятия и действия:

- на первоначальном этапе урока класс делится на группы для решения конкретных

учебных задач, или учащиеся сами распределяются по группам в зависимости от своих

симпатий и поставленной перед ними задачи;

- каждая группа получает задание или выбирает его самостоятельно из числа зада-

ний, предложенных учителем, выполняя его сообща под руководством коллективно вы -

бранного лидера группы;

- на протяжении урока состав группы может меняться, он должен быть таким, что -

бы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные воз-

можности каждого члена группы;

- в конце урока учитывается и оценивается вклад в выполнение задания каждого

члена группы (оценивает как учитель, так и члены группы).

Таким образом, оценивается не только результат выполнения поставленной задачи

на уроке, но и работа группы.

Важно определить систему оценок: будет ли оцениваться вклад каждого участника

либо результат группы в целом, по каким показателям будет производиться оценка. Но она

не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы.

Положительное воздействие на ученика группы в том, что:

- отношения между детьми, складывающиеся в группах, приучают их выполнять

существующие социальные нормы, которые несут в себе ценностные ориентиры, устанав-

ливающиеся личностью;

- группа является тем местом, где человек отрабатывает свои коммуникативные

умения и навыки;

- от участников группы ученик получает информацию, позволяющую ему правиль -

но воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять всё положительное в своей лич -

ности, избавляться от отрицательного и недостатков;

- группа даёт ребёнку уверенность в себе, снабжает его системой положительных

эмоций, необходимых для его развития.

- ребята оказываются в условиях, когда им хочется высказаться, ибо в микро кол -

лективе каждый ощущает свою личностную значимость, веру в свои творческие силы.

Межличностное общение в учебном процессе – это обсуждение вопросов, которые

так важны для решения поставленной проблемы на уроке, общение, которое сближает ре -

бят, создаёт между ними доверительные отношения, что повышает мотивацию путём

включения социальных стимулов: появляется личная ответственность, чувство удовлетво -

рения от публично переживаемого успеха в учении.

Ведь развитие ребёнка в обществе создаёт такое переплетение отношений, которое

формирует его как личность, которая наделена только ей присущим сочетанием психоло-

гических черт и особенностей, образующих её индивидуальность, составляющих своеоб-

разие человека, его отличие от других людей. А индивидуальность проявляется в чертах

темперамента, характера, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти,

мышления, воображения), в способностях и т. д.

Между принятием СЕБЯ, принятием ДРУГИХ и принятием ВАС другими людьми

существует определённая связь. Следовательно, восприятие себя и восприятие других –

основа межличностных отношений. Всё это формирует у обучаемых качественно новое

отношение к предмету, чувство личной сопричастности к общему делу, каким становится

совместное овладение знаниями в микро группе.

Виды групповых работ:

- урок – конференция: подготовка состоит из следующих этапов:

1.

Тема и план занятия даются ребятам за две – три недели;

2.

Класс разбивается на творческие группы по 5-6 человек;

3.

Каждая группа выбирает один из вопросов и подбирает литературу, зна-

комится с материалом;

4.

Распределяются обязанности в группе;

5.

За несколько дней до конференции с каждой группой проводится консульта-

ция.

- урок – дискуссия: формированию культуры дискуссии могут помочь следующие

правила:

1. Вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спора;

2. В споре не допускать тона превосходства;

3. Грамотно и четко ставить вопросы;

4. Формулировать главные выводы.

В ходе дискуссии не надо добиваться единообразия оценок. Оскорбления, упреки,

недоброжелательность в отношении к своим товарищам не должны присутствовать в спо-

ре.

- урок – соревнование: форма проведения таких уроков самая различная: КВН,

"Брейн-ринг", "Звездный час" и др. В организации и проведении уроков-соревнований вы-

деляют три основных этапа:

1. Подготовительный: для участия в соревновании класс разбивается на команды.

Каждой команде даются одни и те же задания с таким расчётом, чтобы число заданий

было равно числу участников команд;

2.

Игровой: регламентированные правила игровых действий способствуют позна-

вательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, при-

менить знания и умения для достижения целей игры;

3. Подведение итогов: игра имеет определенный результат, который выступает в

форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся.

Условия применения группой работы:

- внешние условия: число участников группы не должно быть слишком большим, в

аудитории должно быть достаточно места для перемещения групп;

- социальные и воспитательные условия: состав группы должен включать сильных

и слабых учеников, а распределение обязанностей касалось всех участников группы;

- условия, касающиеся содержания занятий: работа может применяться только для

группового выполнения и последующего обсуждения;

- групповая рефлексия: организованный и сознательно направляемый процесс, в

ходе которого члены группы обсуждают: удалось ли им достичь поставленных целей, ка-

кие из действий групп и её участников были эффективны, т. к. цель групповой рефлексии -

повысить эффективность деятельности каждого участника как члена группы, увеличить

его возможный вклад в достижение общих целей.

Факторы, влияющие на эффективность работы групп:

- групповые нормы - неформальные правила, которые устанавливают члены группы

с целью регламентирования поведения каждого члена группы;

- размер группы - от 6 –10 человек принимают более удачные решения, чем

большие, но малые группы от 2 - 5 человек имеют больше возможностей достичь консен-

суса в противоречивых вопросах;

- состав группы – вынесение решений вопросов на рассмотрение группы должно

рассматриваться с разных точек зрения, учитывая мнение каждого;

- сплочённость – должна присутствовать симпатия каждого члена группы по отно-

шению к другим и желание быть членом данной группы;

- конфликтность - разнообразие мнений способствует более эффективному реше-

нию проблем, но повышает риск вероятности конфликта;

- статус членов группы – статус личности в группе может определяться рядом фак-

торов: по возрастным критериям, по успеваемости, информированности и т.д.

Конечно, успех групповой работы зависит от того, как быстро каждый член группы

приспособится к темпу работы других членов, насколько он правильно понимает их, ясно

формулирует свои мысли и желания, соотнося их с заданиями.

Но и сам учитель может участвовать в работе группы, предлагая участникам разные

варианты ответов, т. е. выступать в роли наставника, который хочет организовать эффек-

тивную групповую работу.

От мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом,

чтобы каждая группа и каждый её участник в отдельности ощущал его заботу, его заин -

тересованность в успехе. Ему нельзя оказывать давление на участников, мешая им выска-

зываться. Нельзя исправлять или критиковать высказывания, даже если они содержат гру-

бейшие ошибки, т.к. эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме.

Он должен выражать заинтересованность в успехе как сильных так и слабых учащихся,

вселять уверенность.

Типы групп:

- разнородные группы: формируются по принципу: один «сильный», два «сред-

них» и один «слабый» ученик, при этом в группе желательно присутствие девочек и маль -

чиков. Достоинства данного типа:

1.

Обеспечивается

максимальное

воздействие

между

учениками

с

разными

способностями;

2.

«Слабые» попадают под опеку «сильных» и при правильном построении за-

дания приобретают максимум знаний и опыта;

3.

В каждой группе есть сильный ученик, который может стать помощником

учителю во многих случаях при работе в группах.

- тематические группы: в состав входят ученики с разными точками зрения.

- базовые группы: формируемая учителем на длительный срок, в соответствии с

некоторыми принципами:

1.

Группы формируются в начале учебного года/четверти/месяца;

2.

Группа должна быть разнородной, т. к необходимо избегать наличия в одной

группе учеников, которые своим чрезмерным общением друг с другом могут помешать эф-

фективной работе.

- произвольные группы, которые подразумевают деление на группы по произволь-

ному признаку (месяц рождения, любимый цвет и т.п.). Преимущества типа:

1.

Гарантируется максимальная объективность деления на группы, поскольку

оно носит случайный характер;

2.

Уместно использовать такой способ деления групп в начале первого года

обучения, когда ученики еще плохо знают друг друга;

3.

Процесс формирования групп таким способом вносит разнообразие и эле-

мент игры;

4.

При временном переходе из базовой группы в произвольную ученики полу-

чают разные социальные роли.

Так чему же учит групповая работа?

- сотрудничать,

- ставить вопросы,

- решать проблемы,

- договариваться,

- слушать других,

- убеждать других,

- отвечать за себя.

Итак, групповая работа способствует развитию коммуникативной компетентности и

даёт возможность для самореализации в конкретном виде работы. Только в сотрудниче-

стве (ученик – субъект + объект) легче учесть индивидуальные потребности, интересы и

способности ребёнка. Такая форма работы может применяться для решения почти всех

основных дидактических проблем: решения задач и упражнений, закрепления и повторе-

ния, изучения нового материала.

Литература:

1. Жураковский В., Сазонова З. «Работа в команде» как педагогический принцип. //

Высшее образование в России. – 2005. - №8. – С.3 – 28.

2. Лиймет Х.Й. Групповая работа на уроках. – М., 1975.

3. Селевко Г.К. Технология проведения дискуссии. // Школьные технологии. – 2004.

- №5. – С. 101 – 114.

4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к

личности: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М., 2001. – С. 154 -

178.

5 . Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и

воспитание школьников – М., 1977



В раздел образования