Автор: Петухова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 138
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с помощью нетрадиционных техник в аппликации и ручном труде.
Тема: Развитие детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Развитие мелкой моторики детей
дошкольного возраста с ограниченными
возможностями здоровья с помощью
нетрадиционных техник в аппликации и
ручном труде.
Автор:
Петухова Е.В.,
воспитатель группы
компенсирующей направленности
МКДОУ№ 138 города Кирова.
КИРОВ 2019
Созидая свой мир, ребёнок готовится стать созидателем доброго мира.
В настоящее время в условиях ФГОС дошкольного образования особое
внимание уделяется проблеме развития самостоятельности, творческой
инициативы, формированию социальной успешности детей дошкольного
возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Дошкольное детство – период становления творческих сил и
интеллектуальных возможностей ребёнка. Готовность детей с ОВЗ к
восприятию окружающего мира значительно снижена, поэтому основная
задача дошкольного учреждения скорректировать данную проблему.
Изучив работы педагогов, психологов Л.С. Выготского, Т.Ю. Железновой
пришла к выводу, что развивая мелкую моторику у детей с ОВЗ можно
добиться позитивного результата в общем уровне интеллектуального
развития. И.П. Павлов утверждал: «Руки учат голову, затем поумневшая
голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
В дошкольном возрасте детям свойственно делать множество открытий,
создавать оригинальные «продукты», в которых бы отражались их интересы.
Поэтому, основной задачей своей профессиональной деятельности считаю
развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ через использование
нетрадиционной техники в аппликации и ручном труде.
Действуя с различными материалами, бумагой, используя нетрадиционные
приёмы, у детей происходит успешное преодоление недостатков в развитии, а
новизна способа способствует удержанию внимания.
Поделки из бумаги - самый большой раздел из категории детского творчества
в ДОУ. Несмотря на то, что бумага является самым доступным материалом –
работы из неё разнообразные от простых аппликаций до объёмных фигур.
Бумага легко поддаётся обработке. Для развития мелкой моторики
способствуют такие действия с бумагой, как сгибание, вырезывание,
разрывание и обрывание, склеивание и др. А нетрадиционные приёмы
работы, такие как скручивание, сжимание, скатывание и др. - доставляют
детям удовольствие и обогащают их жизненный опыт.
Эффективность использования нетрадиционных методов работы высока. Они
способствуют всестороннему развитию детей. Дети узнают о качестве
бумаги: мягкая, жёсткая, тонкая, толстая, блестящая, матовая, прозрачная и
др. Дети ощупывают, осматривают бумагу, рвут, мнут. Таким образом, идёт
воздействие на все органы чувств, развиваются сенсорные анализаторы.
В своей работе использую следующие нетрадиционные техники работы с
бумагой: декупаж, мозаика, мозаика из бумажных шариков, оригами,
объёмные цветы из бумаги, квиллинг, тематические коллажи.
Обучение нетрадиционной технике работы осуществляла поэтапно, опираясь
на принципы: систематичности и последовательности, наглядности,
сознательности и активности, доступности и посильности, учёта возрастных
особенностей.
Этапы:
1. Демонстрация педагогом техники, мотивация ребёнка на освоение нового
способа;
2. Самостоятельное или совместное экспериментирование новым способом;
3. Самостоятельное апробирование ребёнком нового способа;
4. Использование нового способа в самостоятельной или совместной со
сверстниками деятельности (изготовление поделки).
Накопленным опытом работы делюсь с педагогами ДОУ, на консультациях,
мастер – классах. Получаю положительные отзывы.
Большое внимание уделяю работе с родителями. Вместе готовим атрибуты к
сюжетно – ролевым играм, декорации для театрализации и костюмы к
утренникам. Мамы и папы с удовольствием участвуют в выставках и
конкурсах, делятся опытом на родительских собраниях.
Результатом работы явилось то, что дети освоили много нетрадиционных
техник работы с бумагой, научились самостоятельно и творчески работать с
различными материалами. Решена задача не только развития точных
движений пальцев и подготовки руки к письму, но и воспитания
художественно - эстетического вкуса, образного, конструктивного,
пространственного мышления. С уверенностью могу сказать, что дети готовы
успешно вступить в школьную жизнь.
Список литературы:
1. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция
художественного и логического. – СПб: КАРО, 2004. – ( Модернизация
общего образования)
2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю., «Игрушки из бумаги» - СПб: Регата,
2000.
3. Дубровская И.В. «Аппликация из гофрированной бумаги»
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТО – ПРЕСС», 2009
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,
конспекты занятий, методические рекомендации. – М: «КАРАПУЗ –
ДИДАКТИКА», 2007
5. Петрова И.М. «Объёмная аппликация» - СПб: Детство – пресс, 2002
6. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества – Самара: Корпорация
«Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004