Напоминание

Развитие детей с ОВЗ


Автор: Петухова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 138
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с помощью нетрадиционных техник в аппликации и ручном труде.
Тема: Развитие детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие мелкой моторики детей

дошкольного возраста с ограниченными

возможностями здоровья с помощью

нетрадиционных техник в аппликации и

ручном труде.

Автор:

Петухова Е.В.,

воспитатель группы

компенсирующей направленности

МКДОУ№ 138 города Кирова.

КИРОВ 2019

Созидая свой мир, ребёнок готовится стать созидателем доброго мира.

В настоящее время в условиях ФГОС дошкольного образования особое

внимание уделяется проблеме развития самостоятельности, творческой

инициативы, формированию социальной успешности детей дошкольного

возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Дошкольное детство – период становления творческих сил и

интеллектуальных возможностей ребёнка. Готовность детей с ОВЗ к

восприятию окружающего мира значительно снижена, поэтому основная

задача дошкольного учреждения скорректировать данную проблему.

Изучив работы педагогов, психологов Л.С. Выготского, Т.Ю. Железновой

пришла к выводу, что развивая мелкую моторику у детей с ОВЗ можно

добиться позитивного результата в общем уровне интеллектуального

развития. И.П. Павлов утверждал: «Руки учат голову, затем поумневшая

голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

В дошкольном возрасте детям свойственно делать множество открытий,

создавать оригинальные «продукты», в которых бы отражались их интересы.

Поэтому, основной задачей своей профессиональной деятельности считаю

развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ через использование

нетрадиционной техники в аппликации и ручном труде.

Действуя с различными материалами, бумагой, используя нетрадиционные

приёмы, у детей происходит успешное преодоление недостатков в развитии, а

новизна способа способствует удержанию внимания.

Поделки из бумаги - самый большой раздел из категории детского творчества

в ДОУ. Несмотря на то, что бумага является самым доступным материалом –

работы из неё разнообразные от простых аппликаций до объёмных фигур.

Бумага легко поддаётся обработке. Для развития мелкой моторики

способствуют такие действия с бумагой, как сгибание, вырезывание,

разрывание и обрывание, склеивание и др. А нетрадиционные приёмы

работы, такие как скручивание, сжимание, скатывание и др. - доставляют

детям удовольствие и обогащают их жизненный опыт.

Эффективность использования нетрадиционных методов работы высока. Они

способствуют всестороннему развитию детей. Дети узнают о качестве

бумаги: мягкая, жёсткая, тонкая, толстая, блестящая, матовая, прозрачная и

др. Дети ощупывают, осматривают бумагу, рвут, мнут. Таким образом, идёт

воздействие на все органы чувств, развиваются сенсорные анализаторы.

В своей работе использую следующие нетрадиционные техники работы с

бумагой: декупаж, мозаика, мозаика из бумажных шариков, оригами,

объёмные цветы из бумаги, квиллинг, тематические коллажи.

Обучение нетрадиционной технике работы осуществляла поэтапно, опираясь

на принципы: систематичности и последовательности, наглядности,

сознательности и активности, доступности и посильности, учёта возрастных

особенностей.

Этапы:

1. Демонстрация педагогом техники, мотивация ребёнка на освоение нового

способа;

2. Самостоятельное или совместное экспериментирование новым способом;

3. Самостоятельное апробирование ребёнком нового способа;

4. Использование нового способа в самостоятельной или совместной со

сверстниками деятельности (изготовление поделки).

Накопленным опытом работы делюсь с педагогами ДОУ, на консультациях,

мастер – классах. Получаю положительные отзывы.

Большое внимание уделяю работе с родителями. Вместе готовим атрибуты к

сюжетно – ролевым играм, декорации для театрализации и костюмы к

утренникам. Мамы и папы с удовольствием участвуют в выставках и

конкурсах, делятся опытом на родительских собраниях.

Результатом работы явилось то, что дети освоили много нетрадиционных

техник работы с бумагой, научились самостоятельно и творчески работать с

различными материалами. Решена задача не только развития точных

движений пальцев и подготовки руки к письму, но и воспитания

художественно - эстетического вкуса, образного, конструктивного,

пространственного мышления. С уверенностью могу сказать, что дети готовы

успешно вступить в школьную жизнь.

Список литературы:

1. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция

художественного и логического. – СПб: КАРО, 2004. – ( Модернизация

общего образования)

2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю., «Игрушки из бумаги» - СПб: Регата,

2000.

3. Дубровская И.В. «Аппликация из гофрированной бумаги»

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТО – ПРЕСС», 2009

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,

конспекты занятий, методические рекомендации. – М: «КАРАПУЗ –

ДИДАКТИКА», 2007

5. Петрова И.М. «Объёмная аппликация» - СПб: Детство – пресс, 2002

6. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества – Самара: Корпорация

«Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004



В раздел образования