Напоминание

"Вокальное искусство" 2 года обучения


Автор: Садыкова Виктория Максимовна
Должность: преподаватель вокально-хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств №4"
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: Общеразвивающая общеобразовательная программа "Звонкие голоса"
Тема: "Вокальное искусство" 2 года обучения
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №4»

Советского района г. Казани

Разработано и утверждено

на заседании школьного

методического объединения

преподавателей вокального отделения

"1" _09_2019 г.

Зав. отделением Ягуфарова Р. Г.

"Утверждаю"

Директор МБУДО

«Детская школа искусств №4»

М. Л. Рахматуллина.

Общеразвивающая общеобразовательная

программа

«Звонкие голоса»

Составители: Ягуфарова Р. Г., преподаватель

высшей квалификационной категории;

Садыкова В. М., преподаватель

Рецензенты: Заслуженный деятель искусств РТ,

профессор Казанской государственной консерватории

имени Н. Г. Жиганова,

зав. кафедрой музыкального театра

А. И. Заппарова

Народный артист РТ,

доцент кафедры вокального искусства

Казанской государственной консерватории

имени Н. Г. Жиганова

М. А. Якупов

г. Казань, 2019 г.

Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

Срок реализации учебного предмета;

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

Форма проведения учебных аудиторных занятий;

Цели и задачи учебного предмета;

Требования к уровню подготовки обучающихся;

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

II.

Содержание учебного предмета

Сведения о затратах учебного времени;

Годовые требования по классам.

III.

Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

Контрольные требования на разных этапах обучения;

Критерии оценки.

IV.

Информационно - методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам;

Рекомендации по организации самостоятельной работы

обучающихся.

Здоровье сберегающие технологии.

V.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

Список рекомендуемой нотной литературы;

Список рекомендуемой методической литературы.

2

I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Данная краткосрочная общеразвивающая общеобразовательная программа художественной

направленности «Звонкие голоса» разработана в соответствии с

ФЗ от 29.12.2012г. № 273

«Об образовании в Российской Федерации, Приказом Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г.

1008

«Порядок

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным общеобразовательным программам, Распоряжением Правительства РФ от

04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования

детей до 2020 года», Образовательной программой и Программой развития школы.

Основанием

для

создания

программы

явились

«Рекомендации

по

организации

образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ

в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации

от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в

области вокального исполнительства в детских школах искусств.

Приобщение детей к музыке посредством обучения навыкам вокального искусства,

вошло в практику музыкального образования, как в России, так и за рубежом, и с каждым

годом пользуется все большим интересом среди детей и их родителей. Красивое пение — это

исполнительское искусство, а искусство — это всегда поиск и движение, а в движении и

поиске рождается радость, которая необходима в пении.

Отличительной особенность данной программы является ее гибкость, которая состоит в том,

что обучающийся может включиться в образовательный процесс на любом этапе обучения.

Принимаются все желающие с предварительным прослушиванием для выявления природных

задатков и способностей и определения оптимального пути их развития.

По

данной

программе

обучающиеся

знакомятся

с

миром

искусства

через

собственную

творческую деятельность и осознания

себя участником

мира музыки. Учебный курс

построен

на

практических

занятиях,

теоретические

знания

формируются

в

процессе

освоения исполнительских навыков. Рекомендуемый возраст детей, обучающихся по данной

программе 4 - 18 лет.

Актуальность программы:

Дополнительное образование на сегодняшний день является актуальной сферой развития

музыкально-творческой

деятельности

детей

и

подростков.

Оно

обладает

возможностью

вовлечь

большое

количество

детей

и

молодежи

в

воспитательный

процесс

средствами

музыкального искусства.

Современное художественное образование приобретает массовый характер. В детские школы

искусств и детские музыкальные школы приходят не только одаренные дети, но и дети со

средними

музыкальными

способностями,

не

ориентированные

на

дальнейшее

профессиональное обучение, но желающие получить навыки сольного пения.

Именно поэтому особенно актуальны сегодня поиски путей демократизации содержания

музыкального

образования,

усиления

мотивации

обучения

в

музыкальных

школах,

получения реальных результатов обучения, необходимых для самостоятельной реализации

творческих потребностей учащихся и после окончания школы.

По

окончании

освоения

программы

выпускникам

выдается

документ,

форма

которого

разрабатывается образовательной организацией самостоятельно.

2. Срок реализации учебного предмета

При реализации программы «Звонкие голоса» со сроком обучения 2 года, продолжительность

учебных занятий с первого по второй год обучения составляет 35 недель в год.

3

Срок обучения

2 года

Количество аудиторных занятий

140 часов

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом ДШИ № 4 на

реализацию учебного предмета

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия:

1-2 годы обучения – по 2 часа в неделю.

4. Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и

мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий

позволяют

преподавателю

построить

процесс

обучения

в

соответствии

с

принципами

дифференцированного и индивидуального подходов.

5. Цель и задачи учебного предмета

Цель:

духовно-

нравственное

развитие

и

формирование

художественного

вкуса

и

музыкальной

культуры

учащихся

через

обучение

основам

вокального

искусства,

удовлетворение потребности вокального обучения детей дошкольного и школьного возраста.

Задачи учебного предмета:

Образовательные

- развитие вокальных данных учащихся, овладение певческими навыками.

-овладение техникой вокального исполнительства (ровности звучания голоса на протяжении

всего диапозона, устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки)

-обучение вокально – техническим приёмам.

-овладение

навыками

художественной

выразительности

исполнения,

работа

над

словом,

раскрытие

художественного

содержания,

выявление

специфических

особенностей

произведения (нюансировкой, агогикой, фразировкой, вхождение

в образ, сценической,

мимической выразительности).

-обучение навыкам сценического движения

-овладение навыками использования технических средств обучения.

Развивающие

-развитие голоса, его силы, глубины, диапозона, беглости, тембральных и регистровых

возможностей.

-развитие слуха, памяти, чувства метро - ритма.

-развитие образного мышления и желания импровизировать.

-развитие исполнительской сценической выдержки, культуры поведения на сцене.

-развитие художественного вкуса, духовно- нравственное развитие.

-развитие устойчивого интереса к эстрадной вокально- исполнительской культуре.

Воспитательные

-приобщение обучающихся к музыкально- художественной культуре

через активизацию

творческих способностей в сфере вокального искусства.

-воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умению концентрировать внимание,

слух, мышление и память.

-воспитание

трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных

целей.

-усвоение нравственных гуманистических норм жизни и поведения.

4

-воспитание

культурной толерантности

через вхождение в музыкальное искусство

различных национальных традиций, стилей, эпох.

6. Требования к уровню подготовки обучающихся

Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития

личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков,

таких, как:

знания музыкальной терминологии;

правильное использование певческого дыхания

развитие ровного диапазона (не менее 1,5 октав), высокой позиции звука и точного

интонирования;

кантиленность звуковедения;

чёткая артикуляция;

обладание навыками сознательного освоения музыкального содержания исполняемого

произведения.

умение создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и

противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Вокал» имеют площадь не менее 9

кв.м и звукоизоляцию. В кабинете имеется фортепиано, пюпитр, аудио - техника, микрофон,

микрофонная стойка, зеркало.

II. Содержание учебного предмета

Учебная

программа

по

предмету

«Звонкие

голоса»

рассчитана

на

2

года

обучения.

В

программе

учтен

принцип

систематического

и

последовательного

обучения.

Программа

составлена с учетом физических и психологических возможностей детей, целями и задачами

развивающего

обучения.

Формирование

у

обучающихся

умений

и

навыков

происходит

постепенно: от изучения основ звукоизвлечения до самостоятельного разбора и исполнения

популярной классической и современной вокальной музыки.

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения материала программы.

1 класс

Общее

ознакомление

обучающихся

с

вокальным

аппаратом,

голосовым

режимом.

Формирование элементарных вокальных навыков.

5

раздел

а

Название разделов и тем

1.

Введение

Тема 1.1 История вокального искусства Ознакомление с жанрами вокальных

произведений: песня, романс, вокализ, ария. «Голос - это отображение души

человека»

Тема 1.2. Устройство и гигиена голосового аппарата. Организация занятий в

к л а с с е

и

д о м а . Качество

и

количество

домашних

заня тий.

Последовательность выполнения задания. Самоконтроль.

2.

Постановка

Тема 2.1. Постановка корпуса и певческого дыхания. Правильное положение

корпуса во время пения.

Тема 2.2.. Типы дыхания

3.

Звукоизвлечение

Тема 3.1..

Певческое звукообразование.

Тема

3.2..Работа

над

интонацией.

пение

упражнений

на

выравнивание

гласных

Тема 3.3.Выравнивание регистров. работа над звуковедением

4.

Атака

Тема 4.1. Виды дыхательной атаки. Вдох, как основное средство атаки звука.

5.

Дикция

Тема 5.1 Формирование дикции и артикуляции Работа над дикцией

(скороговорки), пение упражнений на дикцию, пение вокализов с названием

нот, отработка вокальной артикуляции.

2 класс

Совершенствование полученных умений и навыков, расширение вокального репертуара,

знакомство с особенностями основных вокальных жанров и стилей, новыми штрихами,

усложненными ритмическими рисунками, динамическими оттенками; навыки поведения на

эстраде, совершенствование навыков ансамблевой игры и чтения с листа, развитие навыка

самоконтроля.

Раздел

а

Название разделов и тем

1.

Работа над звуковедением. Расширение репертуара.

Тема 1.1. Работа над качеством звуковедения.

Тема 1.2. Работа над звуковедением и фразировкой. Совершенствование

навыка плавного звуковедения, работа над ровностью интонации.

Тема 1.3. Расширение репертуара.

2.

Средства вокальной и музыкальной выразительности

Тема 2.1

Динамические оттенки как выразительное средство в музыке.

Разнообразие оттенков. Знакомство с обозначениями и исполнением

Тема

2.2

Различные

виды

ритмических

рисунков.

Пунктирный

ритм,

синкопированный ритм, «мелкие длительности»

Тема. 2.3 Исполнение вокализов. Вокализ как музыкальное произведение

для тренировки техники голоса.

3.

Работа над произведением

6

Тема.3.1

Первоначальный

анализ

произведений.

Знакомство

с

произведением: название, композитор.

Тема 3.2 Знакомство с вокальными жанрами и стилистикой произведений.

Особенности классической, национальной, современной отечественной и

зарубежной вокальной музыки.

Тема 3.3 Подробный анализ произведений. Характеристика темпа, штрихов,

динамических оттенков и ритмического рисунка.

Тема

3.4

Понятие

характера

произведений.

Особенности

лирической

(драматической), подвижной (танцевальной) песни.

Тема 3.5

Работа над музыкально-художественным образом произведений.

Работа

над

литературным

текстом,

художественным

содержанием,

выявлением

специфических

особенностей

произведений

(агогикой,

фразировкой, сценической мимической выразительностью).

Тема 3.6 Разучивание произведений наизусть.

4.

Самостоятельная работа

Тема

4.1.

Методы

самоконтроля

при

домашних

занятиях.

Развитие

слухового, визуального, внутреннего контроля. Аудио и видеозапись урока.

Тема 4.2. Работа с минусовой фонограммой. Разучивание произведения под

аккомпанемент.

Тема 4.3. Самостоятельная творческая работа. Подбор по слуху, сочинение

или

вокальная

импровизация

простейших

музыкальных

фраз.

Совершенствование

культуры

звука

и

индивидуального

отношения

в

интерпретации произведения.

Тема

4.4

Расширение

музыкального

кругозора

и

во с пит а ние

высокохудожественного вкуса путём изучения «золотого фонда» вокальных

исполнителей. Прослушивание

аудио

и

видеоматериала,

посещение

концертов.

5.

Публичные выступления

Тема

5.1.

Практическая

и

психологическая

подготовка

к

концертному

выступлению. Формирование навыков

концертного выступления, поиски

артистического вдохновения и настроения.

Тема 5.2. Выступление на эстраде. Правила поведения, выход и уход со

сцены, сценический образ, контакт со зрителями.

6.

Подготовка к итоговой аттестации

Тема 6.1. Выбор программы для итогового экзамена. Подбор репертуара и

разучивание произведений к итоговой аттестации.

Годовые требования

1 год обучения

В течение учебного года учащийся должен пройти:

4-5 упражнений;

3-4 несложных произведений с текстом.

В конце первого полугодия учащиеся сдают зачёт (в форме концертного выступления).

На переводном зачёте в конце года учащийся должен исполнить 2 разнохарактерных

произведения.

7

Примерный список репертуара

Для академического голоса

1.

Гайдн Й. “Мы дружим с музыкой”.

2.

Григ Э. “Детская песенка”.

3.

Брамс И. “Цикл детских песен”.

4.

Шуман Р. “К мотыльку”, “О тех, кто хранит покой детей”.

5.

Гречанинов А. “Идет коза”, “Петух”.

6.

Черчилль Ф. “Посвистывай - свисти”.

7.

Паулс Р. “Сонная песенка”.

8.

Ахметов В. “Сэгэт” (“Часы”).

9.

Калинников А. “Мишка”.

10.

Горянин А. сборник “Игрушки” (для младшего возраста).

11.

Иевлев А. “Мой котенок”.

Для эстрадного голоса

1.В. Началова «Ах, школа!»

2.О. Девочкина « Весёлый оркестр»

3.В. Аверин « Маленькая звёздочка»

4.Ю. Верижников « Мой папа»

5.Л. Кудрявцева « Новый год»

6.В. Началов « Ночь Рождества»

7.Ю. Чичков « Самая счастливая»

8.А. Варламов» Топ по паркету»

9.В. Началов» Учитель»

10. Ю. Верижников» Хлопайте в ладоши «

11.Имашев М. «Тукай йолдыз», «Завтра сентябрь».

12.Зарипова Г. «Балалар тывашы».

13.Гыйльфанова Э. «Балачагым», «Тургай».

14.Тагирова Л. «Кышкы бишек жыры».

15.Батыр-Булгари Л. «Туган илебез»

2 год обучения

В течение учебного года учащийся должен пройти:

5-6 упражнений;

2 вокализа;

3-4 вокальных произведений

В конце первого полугодия и в начале второго полугодия учащиеся должны

представить свою экзаменационную программу на прослушиваниях

На

переводном

экзамене

в

конце

года

учащийся

должен

исполнить

2

разнохарактерных произведения.

На выпускном экзамене в конце года учащийся должен исполнить 3 разнохарактерных

произведения.

8

Примерный список репертуара

Для академического вокала

1. Венгерская народная песня обр. Э. Шентирмая “В мире есть красавица одна”.

2.

Народная шотландская песня обр. Е. Милькович “Дашь мне испить”.

3.

Народная словацкая песня “Ивушка, ты моя”.

4.

Народная грузинская песня “Сулико”.

5.

Соловьев-Седой В. “Подмосковные вечера”.

6.

Шостакович Д. “Колыбельная”.

7.

Яковлев “В зимний вечер”.

8.

Ваккаи “Вокализы” (по выбору).

9.

Алябьев А. “Два ворона”, “Уныние”.

10. Абт Ф. Вокализы под. ред. Г. Тица

11. Алябьев А. “Я вижу образ твой”.

12. Балакирев М. “Взошел на небо месяц ясный”.

13. Будашкин Н. “За дальнею околицей”.

14. Векерлен Ж. “Пастушка-резвушка”.

15. Гуно Ш. Баллада о Фульском короле из оп. “Фауст”.

16. Григ Э. Весной, Детская песенка.

17. Глинка М. Жаворонок.

18. Гречанинов А. Колыбельная.

19. Гурилев А. “Вьется ласточка”, “Домик-крошечка”, Сарафанчик.

20. Дунаевский И. Песня Анюты из кинофильма “Веселые ребята”, “Дорогой широкой” из

кинофильма “Волга-Волга” (Фа-мажор).

21. Даргомыжский А. Песня Ольги из оп. “Русалка” Шестнадцать лет (романс).

22. Дюбюк А. “Травушка-муравушка”.

23. Зейдлер Г. Вокализы (по выбору).

24. Животов А. “По улице мостовой”.

25. Ипполитов-Иванов И. Желтенькая птичка. Чукотская песня.

26. Крейтнер Г. “Знаменитый тракторист” (“В нашем поле рожь густая”).

27. Конхоне Дж. Вокализы (по выбору).

28. Кабалевский Д. “Серенада красавицы”.

29. Лядов А. “Виноград в саду цветет”, “Я с комариком плясала”.

30. Моцарт В. Ария Бастьены из оп. “Бастьен и Бастьена”, Арии Керубино из оперы “Свадьба

Фигаро” - “Сердце волнует”, “Рассказать, объяснить не могу я”, романс “О, цитра моя”.

31. Моцарт В. “Фиалки”, “Цветы”.

32. Ваккаи “Вокализы” (по выбору).

33. Ран. нар. песня “Пой о любви волынка”.

34. Итальянская народная песня “Счастливая”.

35. Манфроче Н. Ариетта “Сердце мое”.

36. Татарская народная песня “Ђллњки” обр. Ф. Ахметова.

37. Музафаров М “По ягоды”.

38. Хабибуллин Э. “Звезда

9

Для эстрадного голоса

1.

В. Лыков « Девочка на сцене танцевала»

2.

А. Прокофьев « Детские сны»

3.

В . Раинчик « Музыка для всех»

4.

И. Якушенко « Мама , папа , я и джаз»

5.

Т. Снежина « Музыкант»

6.

Е. Лебедев « О чём мечтаю я»

7.

Д. Харрисов « Пой , малышка»

8.

Р. Паулс « Шаляй - валяй»

9.

Е. Птичкин “Сказки гуляют по свету”.

10. Г.Гладков “Мистер Жук”.

11. Г.Гладков “Песня друзей”.

12. Е. Сокольская “В детстве все бывает”

13. В.Серебрянов “Давайте сохраним”,

14. Л.Батыр-Булгари “Я каникулы люблю”

15. Л.Батыр-Булгари “Ђйдђ барйк аул

16. М .Имашев “Сабантуйлы Татарстанным”.

17.О. Полякова « Безымянный солдат»

18. А. Бабаджанян» Верни мне музыку»

19. Е. Артемьев « Дельтоплан»

20. Роджерс Р. “Может быть, однажды”.

21 .Лоу Ф. “Я танцевать хочу”.

22 .Херман Дж. “Хелло, Долли”.

23. Садыкова С. “Мин сине яратам”.

III. Формы и методы контроля. Критерии оценок

1.

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Программа

предусматривает

текущий

контроль,

промежуточные

аттестации

и

итоговую

аттестацию. Текущий контроль осуществляется преподавателем в счет аудиторного времени

по его усмотрению в завершении какого-либо раздела программы. Промежуточный контроль

проводится по окончании каждого полугодия учебного года. Итоговая аттестация проводится

также в форме концертного выступления обучающегося, на котором могут исполняться два

разнохарактерных произведения с концертмейстером или минусовой фонограммой.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся проводится в форме:

- контрольного урока;

- концерта-зачета;

- публичного выступления

2. Критерии оценки

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно

осмысленное исполнение, отвечающее всем

требованиям на данном этапе обучения

10

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с

небольшими недочетами (как в техническом

плане, так и в художественном смысле)

3 («удовлетворительно»)

исполнение

с

большим

количеством

недочетов,

а

именно:

недоученный

текст,

слабая

техническая

подготовка, малохудожественное исполнение и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный

текст, отсутствие домашней работы, а также

плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и

исполнения на данном этапе обучения

IV. Методическое обеспечение учебного процесса

7. Методы обучения:

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие

методы обучения:

-словесный (объяснение, беседа, рассказ);

-наглядный (показ, просмотр видеоматериалов, наблюдение, демонстрация приемов работы);

-слуховой;

-практический (освоение приемов голосом);

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Методические рекомендации преподавателям

В

работе

с

учащимися

преподаватель

должен

следовать

принципам последовательности,

постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения

строится

с

учетом

принципа:

от

простого

к

сложному,

опирается

на

индивидуальные

особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные,

уровень его подготовки. Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших

примеров исполнения вокальной музыки.

Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над правильным и

грамотным исполнением, над певческой установкой, над осмысленностью и музыкальностью

исполнения.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для учащихся.

При

составлении

индивидуального

плана

следует

учитывать

индивидуально-личностные

особенности и степень подготовки учеников. В репертуар необходимо включать произведения,

доступные

по

степени

технической

и

образной

сложности,

высокохудожественные

по

содержанию, разнообразные по стилю, жанрам и форме. Основное место в репертуаре должна

занимать музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Учащийся должен тщательно разобрать заданные произведения, обращая внимание не только на

нотный

текст,

но

и

на

все

авторские

указания.

После

каждого

урока

с

преподавателем

необходимо самостоятельно закреплять пройденный на уроке материал.

11

V. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

Учебная литература

1.Список рекомендуемых нотных сборников

Абт Г. Вокализы

«Антология советской детской песни». Сост. Николаева Е.В. и Борисова М.В Вып.2. М.1987

Арсеев И. Здравствуй, новый день! М.1987

Батыр – Булгари Л. Хэрефле шакмаклар К. 1997

Ваккаи Н. Вокализы

Ваша записка. Сост. Жаров В. М. 1984

Гладков Г. Проснись и пой. М.2002

Грибков С. Когда тебе 16. Вып. 3. М. 1988

Ефимов Т. Загрустила что-то Баба-Яга. Я. 2005

Ефимов Т. Что такое ералаш? Я.2006

Звёздочка. Сост. Ефимов В. М. 1987

Зейдлер Г. Вокализы

Золотая коллекция русского романса. Сост. Кулёв В М. 2003

Искорки. Сост. Осетрова-Яковлева Н. Л.1987

Казачок Л. Хорошо вдвоём. С.2003

Кашипов М. Горлэвек К. 1989

Колмановский Э. Всё ещё впереди. М.1983

Корсакова Э. Песни и хоры русских композиторов для детей младшего возраста М. 1996

Крупа-Шушарина С. Небесная свирель. Н.2006

Крупа-Шушарина С. Сборник песен для детей и юношества. Р.2006

Крылатов Е. Крылатые качели. М.1997

Крылатов Е. Серёжка ольховая. М.2002

Кудряшов А. Радужные нотки. Р.2007

Любимые песни малышей. Вып.2. Сост. Кокина Н. М.1999

Марченко Л. Детские песни о разном. Выпуск 2.Р.2009

Марченко Л. Детские песни о разном. Р.2007

Минков М. Всё ещё будет. М.2002

12

Мошкин А. После дождя. Н.2000

Обухова Е. Весёлое лето Р. 2008

Пахмутова А. Звездопад. М.2002

Пирогова А. Расскажи мотылёк Н. 2010

Птичкин Е. Мы живём в гостях у лета М. 2001

Сокольская Е. Гололедица И. 2001

Сокольская Е. Мой парус И. 2001

Струве Г. Я хочу увидеть музыку. М.2006

Фаизова Ф. Сайра, сандугачым К. 2002

Чичков Ю. Избранные песни для детей. М.1988

Чичков Ю. Ромашковая Русь. М. 1990

Что услышал композитор. Сост. Тихая С. Л. 1985

Шатрова Е. Не улетай детство К. 1999

Список рекомендуемой методической литературы

Алиев Ю. Методика музыкального воспитания детей. В. 1998

Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе. М. 1983

Багадуров В. Начальные приёмы развития детского голоса. М. 1954

Вербов А. Техника постановки голоса. М. 1961

Дмитриев Л. Основы вокальной методики. М. 1968

Дмитриев Л. Основы вокальной педагогики. М. 1968

Морозов Л. «Искусство резонансного пения» М. 2002

Сергеев А. Воспитание детского голоса. М. 1950

Чишко О. Певческий голос и его свойства.

13



В раздел образования