Новые приёмы и материалы в обучении детей лепке в дошкольном возрасте
Автор: Ступникова Виктория Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с № 72 Населённый пункт: город Миасс, Челябинская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Новые приёмы и материалы в обучении детей лепке в дошкольном возрасте Раздел: дошкольное образование
Новые приёмы и материалы в обучении
детей лепке в дошкольном возрасте
Ступникова Виктория Владимировна,
воспитатель
МБДОУ д/с № 72
г. Миасс
2016 год
Актуальность темы
1
Влажный песок, глина, хлеб, мокрая бумага, пластилин - из всего этого, чуть
поработав пальцами, можно что-нибудь слепить. Малыш еще плохо держит в
руках ложку, но отведите его в песочницу, и он слепит вам такой пирожок или
кулич, что вы подумаете: «Какой талантливый ребенок! Он умеет лепить».
Лепка, пожалуй, самый естественный для человека изобразительный
творческий процесс. Ведь и Бог, задумав человека, вылепил его.
Основой познания детьми реального мира является ознакомление их с
окружающей жизнью, миром предметов и явлений. Дети учатся видеть и
понимать прекрасное в природе, искусстве.
Взрослые формируют отношения детей к событиям и явлениям реального
мира, учат понимать форму, цвет, число, величину предметов, их
пространственные соотношения, замечать характерные признаки предметов,
понимать и определять сходство и различие, разнообразие форм.
Полученные в процессе обучения знания закрепляются в речи, уточняются в
разнообразной деятельности, отражаются в игре, рисунке, лепке. Воспитатель
показывает детям, как знакомые им предметы и явления передаются в
различных видах искусства, как поэт передает впечатления о жизни в стихах,
как художник отражает предметы и явления в живописи, графике, а скульптор -
в монументальной и станковой скульптуре, в игрушке. Маленькие художники
многое узнают об искусных мастерах, которые создали эти предметы,
обращают внимание на то, какие интересные формы придал скульптор своему
произведению, и конечно, хотят сами что-нибудь слепить, потрогать руками тот
волшебный материал, из которого получаются такие замечательные скульптуры.
Создавая собственную маленькую скульптуру, ребенок непосредственно
познает реальную действительность, поскольку скульптура, как и окружающий
нас мир, трехмерна. Занимаясь лепкой, малыш изображает все стороны
предмета, что невозможно в рисовании или аппликации. Однако не стоит
рассматривать виды изобразительной деятельности совершенно изолированно
друг от друга. Например, на занятиях по рисованию малыш может изобразить
замечательный летний пейзаж с пушистыми облаками, ярко-зеленой травой. На
аппликации, продолжив развивать тему, вырежет и склеит цветок, а на лепке на
этот волшебный цветок приземлится пчела или стрекоза, сделанная из
пластилина. Таким образом, тесная взаимосвязь всех видов изобразительной
деятельности позволит ребенку использовать в творческой работе весь арсенал
полученных на занятиях знаний и умений для изображения окружающей
действительности.
Чтобы научиться более точно передавать форму и строение предметов,
ребенок должен обучаться многим техническим приемам лепки, способам
передачи строения предметов. Задача взрослых - педагогов, воспитателей,
родителей - облегчить этот путь изучения нового материала, помочь детям
освоить основные приемы работы с ним, научить лепить знакомые предметы
реального мира, выражать свое отношение к миру и его явлениям.
Важно знать, что в лепке способности к творчеству развиваются у детей даже
при минимуме материалов. Из одного комка пластилина можно создавать
бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и
2
способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала
достаточно, и рядом находится умелый и в то же время тактичный взрослый,
-лепка становится любимым занятием на долгие- долгие годы.
Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов,
которые в процессе лепки приобретают задуманную форму и сохраняют её хотя
бы на некоторое время. Это глина, пластилин, тесто, влажный песок, снег,
бумажная масса папье- маше. Чем разнообразнее выбор материалов, тем лучше.
При этом техника лепки доступна детям дошкольного и младшего школьного
возраста во всём богатстве и разнообразии способов (конструктивный,
скульптурный, модульный, рельефный и другие). Чем разнообразнее техника,
тем более интересные творческие работы способен создавать ребёнок в лепке.
И всё же самое главное- это творческое воображение, без которого бессильна
самая отточенная техника.
Лепка- самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок видит не
только, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости
изменяет. Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно,
уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой,
карандашами или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно
оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для
самостоятельного освоении.
В лепке формат поделок не задан форматом листа, как в рисовании и
аппликации, или размером кубиков , как в конструировании. Он зависит каждый
раз только от замысла ребёнка, его умелости и индивидуальных особенностей,
ведь не секрет, что одни дети предпочитают миниатюрные изделия, а другие
тяготеют к монументальности; одни любят «прорисовывать» мельчайшие
детали, а другие обходятся общим образом.
В настоящее время можно найти такие книги по лепке, где уделяется
большое внимание ТЕХНОЛОГИИ изготовления. Это же не секретные
движения рук или определённый химический состав пластилина, а это
подробное, последовательное и понятное описание изготовления поделки в
соответствии с возрастными возможностями ребёнка.
Огромную роль в воплощении играет художник, которого можно назвать
соавтором любой книги по творчеству. Именно художник позволяет добиться
красоты в простоте доступных технологий. Именно ему принадлежит забота о
цветовом решении! Именно художник может сделать «выражение лица или
позы!»
Вот и дети всегда являются Авторами, даже если их работа изначально
строится по образцу. Они очень восприимчивы и, как только процесс в голове
прояснится, их фантазия начинает работать «на полную катушку»! Тогда уже
помощь им не нужна. А свою задачу педагог выполнил: подсказал и
подтолкнул!
Выбор инструментов и материалов для лепки
3
Материалы и инструменты для занятий
Белый и цветной картон формата А5.
Обложки картонные от наборов картона и альбомов.
Коробки из- под пластилина, крышки от маленьких банок или коробок.
Ножницы для детского творчества (с безопасными кончиками лезвий).
Глина.
Пластилин разного вида
Восковые пластины
Стеки.
Печатки разные.
Различные «инструменты для оттисков».
Трафареты.
Шаблоны
Формочки для пластилина или кондитерских изделий
Бросовый материал
Оборудование
Мольберты.
Фланелеграф.
Столы для творчества.
Фартуки.
Салфетки бумажные и матерчатые.
Пластилин
Для лепки фигурок мы используем классический пластилин фирмы «Луч»,
для намазывания на картон лучше использовать пластилин той же марки, но
СОФТ, он гораздо мягче, его легко намазывать и цветовая гамма у него другая, с
неоновыми оттенками. Зато для изготовления фигурок он не пригоден, слишком
легко перемешивается, получается грязь, а не смешение цветов и плохо держит
форму. Для изготовления картин лучше всего подходит пластилин Джови.
4
Восковые пластины
Для лепки свечей подходят наборы фирмы «Луч» «Лепим свечи». Восковые
пластины бывают обычных цветов: красный, синий, белый, жёлтый, зелёный,
бывают очень красивых перламутровых оттенков, золотые и серебряные. В
некоторые наборы входят формочки, которыми можно выдавливать фигурки.
Шариковый пластилин
Шариковый пластилин (a ball clay) - необычный пластилин состоит из
маленьких шариков, напоминающих искрящиеся бусинки, соединенных
тончайшими клеевыми нитями… Шариковый пластилин (a ball clay) очень
легкий, воздушный и совсем не липнет к рукам. Цвета легко смешиваются друг
с другом, образуя разноцветную шариковую массу. Готовые поделки из
шарикового пластилина высыхают на воздухе в течение 24 часов. Массу для
лепки и шариковый пластилин можно комбинировать.
Масса для лепки
Масса для лепки (a-clay) является одним из самых популярных товаров для
детского творчества и обладает необыкновенными свойствами:
- она приятная на ощупь и не прилипает к рукам, одежде;
- масса для лепки (a-clay) очень пластичная (например, ее можно сравнить с
жевательной резинкой);
5
- масса для лепки легко смешивается, благодаря чему можно создать огромное
количество любых однородных цветов и оттенков, а также добиться эффекта
красивых узоров;
- готовые изделия из массы для лепки получаются легкими, упругими и, если
скатать шарик и бросить на стол или пол, то он будет «прыгать» как мячик.
поделка из массы для лепки высыхает на воздухе в течение 6 часов.
- И ещё одно полезное свойство массы для лепки! Если вдруг во время
творческого процесса забыли закрыть пакет или пластиковую баночку, и масса
для лепки потеряла эластичность – взбрызните её с пульверизатора водой и
герметично закройте. Волшебные свойства массы для лепки будут
восстановлены.
Папье- маше
Рецепт изготовления бумажной массы:
Вам потребуется: туалетная бумага, клей ПВА, вода.
В тёплой воде намачиваем туалетную бумагу, мокрые слои снимаем и кладём в
миску. Так до тех пор, пока вся бумага не намокнет. Бумага в миске должна
быть намокшей, с неё не должна стекать вода. Затем добавляем клей ПВА на
глаз. Я брала строительный клей в больших банках, он более качественный,
хватает на изготовление большого количества массы. Затем тщательно
перемешиваем бумагу и клей.
Хранить готовую бумажную массу в полиэтиленовом пакете в холодильнике.
Из этой массы на занятиях с детьми мы изготовили макет «Детского сада
будущего», Рамки для фото в подарок папам на 23 февраля, украсили стаканы
для карандашей, тоже для пап. Можно сделать шкатулки, панно и многое
другое.
6
Бросовый материал
Для своих поделок мы используем разный бросовый материал: бумажные
корзиночки от кексов, конфет Фереро – роше, стержни от ручек, используем оба
конца, сами ручки, тоже используем оба конца, пружинки, колпачки от
фломастеров, товары из одноразовой упаковки: зубочистки, соломинки для
коктейля, рюмочки, палочки для шашлыков.
Основные способы лепки
К основным способам лепки относятся:
1.
Конструктивный
способ –
лепка
изделий
из
отдельных
частей
с
последующим их соединением.
2. Пластический или скульптурный способ – лепка из целого куска глины
или пластилина.
3.
Комбинированный
способ
–
лепка
с
применением
пластического
и
конструктивного способов.
4.
Ленточный способ – служит для изготовления посуды (чашки, стаканы,
кувшины, вазы и т.д.).
5.
Способ кругового налепа (спирально-кольцевой налеп). Сосуды (способом
кругового налепа) лепят с помощью жгутов, которые раскатывают из глины или
пластилина.
6. Способ выбирания глины стекой.
При
присоединении
частей
изделия
используются приёмы :
прижать,
примазать, вдавить, загладить.
Как получить шарообразную, цилиндрическую форму
и преобразовать их
Как получить шарообразную форму
1.
Раскатать кусочек глины круговыми движениями;
2.
Раскатать кусочек глины одной ладонью на твердой поверхности;
3.
Раскатать
кусочек
глины
кончиками
двух
пальцев;
при
таком
способе
получаются очень маленькие шарики.
Как получить цилиндрическую форму
1.
Раскатать
кусочек
пластилина
(глины)
в
ладонях
продольными
движениями туда – обратно;
2.
Раскатать
кусочек
глины
одной
ладонью
на
твердой
поверхности
прямыми движениями;
7
3.
Раскатать
кусочек
глины
кончиками
двух
пальцев
(большим
и
указательным); при
таком
способе
получаются
очень
маленькие
цилиндрики и тоненькие жгутики.
Как преобразовать форму шара
1.
Слегка вытянуть с обеих сторон и раскатать в овоид или эллипс;
2.
Оттянуть с одной стороны;
3.
Раскатать и при необходимости согнуть;
4.
Сплющить между ладонями в диск;
5.
Раскатать в конус;
6.
Сплющить с одной стороны в полусферу;
7.
Сделать углубление пальцами или карандашом.
Как преобразовать форму цилиндра
1.
Свернуть в кольцо;
2.
Скрутить в спираль;
3.
Сплющить с ленту;
4.
Раскатать в конус;
5.
Свить или сплести 2-3 колбаски.
Подробное описание методик и отдельных приёмов работы
На основе изученного опыта работы Рони Орена, известного израильского
художника и педагога; Ирины Александровны Лыковой, автора многих книг по
методике изобразительной деятельности в детском саду; мастер- классам
фирмы «Оранжевый слон», я разработала свои технологические карты для
педагогов и алгоритмы изготовления поделок из разных пластических
материалов для детей, которые помогут педагогам в разработке занятий и
успешном освоении раздела художественного творчества «лепка».
8
Описание методики Рони Орена
Каждый ребёнок может создавать фигурки из пластилина. Но для этого он
должен быть вооружён простым, логичным и гибким способом работы с эти
материалом. Именно это предлагают книги из серии «Секреты пластилина».
Дети обязательно должны выражать свои чувства, эмоции и фантазии, своё
отношение к окружающему миру. Пластилин - удивительный материал. Он не
только даёт малышам возможность реализовать свой творческий потенциал,
помогает сформировать эстетический вкус, но и учит их жить в гармонии с
природой.
Освоив технику лепки, которую предлагает Рони Орен, профессор
израильской Академии искусств, каждый ребёнок сможет вылепить желаемые
фигурки или предметы. Для этого нужно всего лишь педагогу правильно
построить свои занятия, запомнить несколько простых правил и соблюдать
необходимую последовательность в работе.
Из чего складывается успех методики Рони Орена?
1.
Простой способ
Все пластилиновые зверюшки и предметы, предложенные в его книге,
выполнены из трёх основных элементов: шариков, валиков и лепёшек,
которые вылепить никому не составит труда
2.
Логичный способ
В книге существует естественная и простая очерёдность пошаговых
инструкций, понять которые очень легко и так же легко их выполнить.
3.
Гибкий способ
Указания в книге не однозначны. Ребёнок, работающий над фигуркой,
может менять цвет пластилина, размер деталей и создавать свои
собственные элементы, насколько позволяет ему воображение.
Прекрасно, если характер фигурки, которую вылепит ребёнок, будет
отличаться от той, которая показана в книге. Это именно то, что делает
творческую работу такой интересной и полной самых неожиданных
решений. Ребёнок может сравнить элемент, который он лепит, с
иллюстрацией в книге (она приводит деталь в натуральную величину).
Каждый зверёк сопровождается рисованным фоном, что помогает осознать
пластичность пластилина и многообразие творческих возможностей.
9
Указания в книге следуют от простых до более сложных. Желательно,
чтобы дети до семи лет работали вместе со взрослым, который поможет им
следить за указаниями и вылепить фигурку в том порядке, как показано в
книге. Как только ребёнок освоит азы работы с пластилином, взрослый
может предоставить ему возможность работать самостоятельно. Во время
работы ребёнок может создать свой собственный мир- не виртуальный, как
принято в наши дни, а самый настоящий, сделанный собственными руками.
Этот мир будет населён зверюшками, которые малыш без труда вылепит из
пластилина с помощью нескольких секретов.
Далее Рони Орен раскрывает для детей свои секреты:
1.
Три основных элемента.
Все пластилиновые зверюшки и предметы, о которых сказано в книге,
сделаны из трёх основных элементов: шариков, валиков и лепёшек. Они
могут быть самых разных размеров. Иллюстрации на страницах книги
приведены в натуральную величину, они помогут определить нужные
размеры и пропорции фигурок и их деталей.
2.
Белый цвет.
Пластилин смешивается также, как и краски. Так как белый цвет является
основой для многих оттенков (розового, голубого, серого и др.), белого
пластилина вам понадобится больше, чем других цветов. Чтобы получить
пластилин нового оттенка, нужно хорошо смешать пластилин имеющихся
цветов. Лучше всего смешивать маленькие кусочки.
3.
Пластилин
Хороший пластилин отличается яркостью, эластичностью, легко
разминается, не прилипает к рукам и не оставляет пятен на руках и
рабочей поверхности.
4.
Подготовка к работе
Рабочая поверхность должна быть ровной и удобной для работы. Кроме
пластилина заранее нужно подготовить досочку для лепки, скалку, стеки,
зубочистки и другие мелочи, которые могут понадобиться для придания
рельефа и украшения фигурки.
В своей работе по книгам Рони Орена я использовала пластилин фирмы Джови
и массу для лепки Амос. Фигурки, которые получились из массы очень яркие,
жизнерадостные. Ими можно играть и использовать для драматизации.
Детский сад будущего «Выше радуги»
Про макет «Детского сада будущего» хочется сказать подробнее. Выполняли
дети старшей группы. Это была коллективная работа «Выше радуги»,
конструирование из различных материалов. Использованные материалы:
Масса папье- маше (туалетная бумага, клей ПВА), упаковка от холодильника ,
держатели от туалетной бумаги, пластилин классический, мягкий и
10
плавающий, палочки от мороженого, зубочистки, спички, ракушки, шишки,
трубочки для коктейля, фольга, бисер, бусинки, креманка, одноразовые рюмки,
свечки для торта, крышки от фломастеров, фигурки животных.
Из классического пластилина фирмы «Луч» мы делали фигурки детей,
животных, скрепляли детали из природного материала. При изготовлении
зданий на держатели от туалетной бумаги намазывали мягкий пластилин,
рисунок на домах делали при помощи зубочисток, стержней, шариковых ручек.
Фигурки для бассейна делали из плавающего пластилина. В незастывшую
массу папье- маше легко можно закрепить разные предметы. А красить
высохшую поделку можно любыми красками или гуашью. Но лучше всего
использовать акриловые краски, они не пачкаются при высыхании. Наша работа
на городском конкурсе заняла второе место. Детям подарили пластилин, из
которого мы сделали много новых интересных поделок.
Заключение
Ребенок открывает глаза и созерцает мир - незнакомый, удивительный и
таинственный. Малышу еще предстоит ощутить свою принадлежность к этому
большому, прекрасному миру, раствориться в нем, но при этом остаться
индивидуальностью и стать творческой личностью, созидателем. Без помощи
взрослого здесь не обойтись. Именно взрослые должны пробудить интерес к
познанию, помочь усвоить опыт предшествующих поколений, научить приемам
изучения и отражения окружающего мира.
Наиболее естественным выражением своих впечатлений об окружающем
мире для малыша является изобразительная деятельность. Как легко и просто
провести карандашом по листу бумаги — и вот перед тобой мяч или цветок. Но
куда интереснее суметь сделать собственными руками все, что видишь.
Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является
зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой является
осязание предмета. И.М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов
руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что
ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда
более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно
не доступны». Что может дать лучшее представление о предмете, чем самому,
из невзрачного кусочка глины или пластилина создать этот предмет, сделать его
узнаваемым и привлекательным. Этим объясняется огромный интерес малышей
разного возраста к лепке.
11
Нетрадиционное - это всегда качество, удивление, озарение, прогресс.
При использовании нетрадиционных техник и интегрированного подхода в
обучении, диагностика , проводимая в конце года, всегда показывает высокий
уровень овладения детьми изобразительной деятельностью, а результат -
необычные, оригинальные выставки и творчество детей.
Творческая деятельность с применением нетрадиционных материалов и
техник способствует развитию у ребёнка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия;
- внимания и усидчивости; навыков контроля и самоконтроля.
- наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Для свободного общения детей с художественным материалом в группе был
создан уголок ИЗО со всем необходимым оборудованием для самостоятельной
деятельности, образцами различных техник, схемами последовательности
выполнения, предметами искусства, картинами и фотографиями.
Родители прониклись интересами детей и сами стали участвовать во всех
садовских выставках и конкурсах, пользуясь новейшими информационными
технологиями. Полочка любования в группе круглый год красуется
совместными работами детей и родителей по сезону. Дух родительского
сотрудничества присутствует в каждом уголке группы.
Не бойтесь экспериментировать!
Смело беритесь за дело и получайте удовольствие от творчества!
Картины из пластилина
12
Список использованной литературы
1. Орен Р. Секреты пластилина. Новый год.- М. : Махаон, Азбука- Аттикус,
2012. – 96с. : ил. (Академия дошколят).
2. Орен Р. Секреты пластилина.- М. : Махаон, Азбука- Аттикус, 2013. – 40с.
: ил. (Академия дошколят).
3. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки. – Самара: Корпорация
«Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 80 с. : ил.
4. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества – Самара: Корпорация
«Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2006. – 112 с. : ил.
5. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства – Самара: Корпорация «Фёдоров»,
Издательство «Учебная литература», 2003. – 110 с. : ил.
6. Волшебные буквы: Пособие для занятий с детьми/ Авт.- сост. А. В.
белошистая, О. Г. Жукова.- М.: АРКТИ , 2008. – 32с. : ил. (Мастерилка)
7. Лыкова И. А. Пластилиновый петушок. Учебно- методическое пособие-
ИД «Карапуз», 2012.- 16 с.: ил.
8. Лыкова И.А. "Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая
группа. Учебно-методическое пособие" ИД Цветной мир, 2011.- 144 с. : ил.
9. Лыкова И.А. "Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя
группа. Учебно-методическое пособие" ИД Цветной мир, 2011.- 144 с. : ил.
10. Лыкова И.А. "Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая
группа. Учебно-методическое пособие" ИД Цветной мир, 2011.- 208 с. : ил.
11. Лыкова И.А. "Изобразительная деятельность в детском саду.
Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие" ИД Цветной мир,
2011.- 208 с. : ил.
13