Напоминание

"Методическое сопровождение организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы обучающихся"


Автор: Бажанова Ирина Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФКП образовательное учреждение № 57
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Методическое сопровождение организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы обучающихся"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

И.Ю. Бажанова - преподаватель

ФКП образовательное учреждение № 57

«Надо помогать людям эффективно

учиться, вместо того, чтобы

передавать им ненужные знания»

П.Фани, А.Мамфолд

Одной

из

важнейших

задач

современного

профессионального

обучения

является

формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные

характеристики

по

всем

педагогическим

специальностям

среднего

профессионального

образования новых образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования,

как умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и

решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать

информационно-коммуникативные

технологии

для

совершенствования

профессиональной

деятельности;

заниматься

самообразованием.

Обозначенные

требования

к

подготовке

обучающихся делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.

В этой связи, всё большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся,

создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные

средства информации с целью поиска необходимого знания.

Программа среднего профессионального образования исходит из того, что должен знать

и

уметь

обучающийся,

а

преподаватель

базируется

на

реальной

ситуации,

на

том,

что

действительно

знают

и

умеют

студенты.

Следовательно,

перед

нами

двуединая,

но

противоречивая по своей сути задача – с одной стороны, использовать все имеющиеся в нашем

распоряжении возможности, чтобы развить познавательные интересы обучаемого, вывести его

на новый

уровень знаний, а с другой, сделать понятным, доступным материал, который

опирается на фундаментальные знания.

4

Правильная

организация

самостоятельных

учебных

занятий,

их

систематичность,

целесообразное планирование рабочего времени позволит

обучающихся развивать умения и навыки

в усвоении и систематизации приобретаемых знаний, обеспечивать высокий уровень успеваемости в

период обучения, получить навыки повышения профессионального уровня.

Самостоятельная

работа

обучающихся

это

планируемая

работа,

выполняемая

по

заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия,

эта

работа

способствует

углублению

и

расширению

знаний,

формированию

интереса

к

познавательной

деятельности,

овладению

приемами

процесса

познания,

развитию

познавательных способностей.

Под самостоятельной работой студентов сегодня понимается вид учебно-познавательной

деятельности по освоению профессиональной образовательной программы, осуществляемой в

определенной системе, при партнерском участии преподавателя в ее планировании и оценке

достижения конкретного результата. Данный современный подход требует от преподавателя

переосмысления своего отношения к организации самостоятельной работы студентов.

5

Основная задача организации самостоятельной работы студентов заключается в создании

психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на

занятиях любой формы. Основным принципом организации самостоятельной работы студентов

должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального

выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности

с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и

задач.

Цель

самостоятельной

работы

студентов

-

научить

студента

осмысленно

и

самостоятельно

работать

сначала

с

учебным

материалом,

затем

с

научной

информацией,

заложить

основы

самоорганизации

и

самовоспитания

с

тем,

чтобы

привить

умение

в

дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

Решающая

роль

в

организации

самостоятельной

работы

студентов

принадлежит

преподавателю, который должен работать не со студентом “вообще”, а с конкретной личностью,

с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями.

Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста

высокой квалификации.

5

При

изучении

каждой

дисциплины

организация

самостоятельной

работы

студентов

должна представлять единство взаимосвязанных форм:

-

аудиторная

самостоятельная

работа,

которая

осуществляется

под

непосредственным

руководством преподавателя

- внеаудиторная самостоятельная работа.

Аудиторная

самостоятельная

работа

проводится

под

контролем

преподавателя,

у

которого

в

ходе

выполнения

задания

можно

получить

консультацию.

Внеаудиторная,

т.е.

собственно самостоятельная работа студентов, выполняется самостоятельно в произвольном

режиме времени в удобные для студента часы, часто вне аудитории, а когда того требует

специфика дисциплины, - в лаборатории или на производстве.

4

Сегодня

при

организации

работы

студентов

большее

значении

приобретает

внеаудиторная самостоятельная работа.

Внеаудиторная

самостоятельная

работа

планируемая

учебная,

учебно-

исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное

время

по

заданию

и

при

методическом

руководстве

преподавателя,

но

без

его

непосредственного участия.

6

Основными признаками самостоятельной работы обучающихся принято считать:

- наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого

времени на их выполнение, решение;

-

проявление

умственного

напряжения

обучающихся

для

правильного

и

наилучшего

выполнения того или иного действия;

-

проявление

сознательности,

самостоятельности

и

активности

обучающихся

в

процессе

решения поставленных задач;

- наличие результатов работы, которые отражают свое понимание проблемы;

- владение навыками самостоятельной работы.

Таким образом, самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как форма

обучения

и

вид

учебного

труда,

осуществляемый

без

непосредственного

вмешательства

преподавателя,

а

с

другой

как

средство

вовлечения

обучающихся

в

самостоятельную

познавательную деятельность, средство формирования у них методов ее организации.

Внеаудиторная самостоятельная работа включает такие формы работы, как:

индивидуальные занятия (домашние занятия): изучение программного материала дисциплины

(работа с учебником и конспектом лекции); конспектирование источников; изучение рекомендуемых

литературных источников; выполнение тестовых заданий; выполнение контрольных работ; работа со

словарями и справочниками;

использование

аудио-

и

видеозаписи;

работа с электронными

информационными ресурсами и ресурсами Internet;

составление плана и тезисов ответа на

семинарском занятии;

составление

схем,

таблиц,

ребусов,

кроссвордов

для систематизации

учебного материала; решение задач ответы на контрольные вопросы; подготовка презентаций

аннотирование, реферирование, рецензирование текста;

написание тезисов, докладов; составление глоссария, кроссворда по конкретной теме; работа с

компьютерными программами; подготовка к экзамену;

групповая самостоятельная работа студентов: подготовка к занятиям, проводимым с

использованием активных форм обучения (круглые столы, деловые игры); анализ деловых

ситуаций (мини-кейсов) и др., участие в Интернет – конференциях

получение консультаций для разъяснений по вопросам изучаемой дисциплины;

Обеспечение организации самостоятельной работы студентов невозможно без качественного

методического сопровождения. Современное, качественное методическое обеспечение - одно из

важнейших условий перехода на

профессиональное

образование. Самостоятельная внеаудиторная

работа

студента

становится

главным

источником

знаний.

И

если

раньше

единственной

задачей

«методички» была задача информативная, объяснительная, конкретизирующая, то на современном этапе

спектр задач, стоящих перед учебно-методическим документом стал необычайно широким.

.

1

Для совершенствования самостоятельной работы необходимо: по каждой дисциплине

циклов ОПД и СД в комплекс УМКД включить электронное учебное пособие, позволяющее

организовать самостоятельного обучения студента в интерактивной форме; по каждому разделу

таких учебных пособий необходимо предусматривать блок контрольных заданий, проверку

которых можно организовать в on-line режиме посредством специальных средств общения в

с е т и Internet

между

преподавателем

и

студентом,

либо

в

режиме off-line

средствами

электронной почты. .

3

Методические указания отличаются от учебника тем, что адресованы конкретным малым

группам

обучающихся.

Это

делает

возможным

максимально

адаптировать

изложение

материала с учетом индивидуальных особенностей студентов.

Качество

издаваемых

методических

пособий,

методическая

состоятельность

преподавателя должны постоянно повышаться и совершенствоваться. Учебно-методическая

литература является неотъемлемым компонентом образовательного процесса, обеспечивающим

его адаптивность, целенаправленность, эффективность.

Основной целью разработки учебно-методических документов является расширение и

дополнение

известных

материалов

по

изучаемой

дисциплине,

акцентирование

внимания

обучающихся на главных вопросах, развитие навыков самостоятельной работы с учебной и

справочной литературой, критического осмысления материалов различных источников при

экономном использовании времени.

1

Кроме целей обучения, методические разработки должны преследовать цели воспитания и

развития личности будущего специалиста. образовательное учреждение, продуктом которого является

культурный человек, элита общества. Принципиально важно при работе над методическим пособием

учитывать задачи воспитания, целевой программой которого является формирование базовой культуры

личности.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рабочей

учебной программой и технологической картой дисциплины.

Распределение объема времени на

внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня студента не регламентируется расписанием.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут

иметь вариативный и дифференцированный

характер, учитывать специфику специальности,

изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента.

Обеспечение организации самостоятельной работы студентов невозможно без качественного

методического сопровождения. Современное качественное методическое сопровождение – одно из

важнейших условий перехода на уровневую систему среднего профессионального образования.

Учебно – методическое обеспечение самостоятельной работы создает среду актуализации

самостоятельной творческой активности студентов, вызывает потребность к самопознанию,

самообучению. таким образом, создаются предпосылки к « двойной подготовки», личностного и

профессионального становления.

2

В структуру учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов входят:

методические указания и рекомендации; графики сдачи заданий; дополнительные материалы,

которые

студенты

могут

использовать

в

практической

деятельности

(задания

для

самостоятельной работы по теме, разделу; таблицы, графики, схемы и т.д.).

Учебно – методическое обеспечение и руководство самостоятельной работы студентов

зависит от формы предлагаемой самостоятельной работы и заключается в различной деятельности

преподавателя, а именно:

Формы самостоятельной работы

обучающихся

Деятельность преподавателя

1.

Конспектирование

2.

Реферирование

3.

Работа на лекции (конспект, лекции)

4.

Участие

в

работе

семинара:

подготовка

выступлений,

рефератов,

выполнение

заданий

5.

Лабораторно

практические

занятия:

выполнение заданий

6.

Подготовка

к

контрольной,

курсовой,

и

дипломной работам

7.

Письменное

выплнение

контрольной

работы

8.

Выполнение

заданий

по

наблюдению

и

сбору материалов во время практики

9.

Выполнение

заданий

исследовательского

характера

1. Выборочная проверка

2. Разработка тем и проверка

3.Использование готового плана;

составление схем

4. Разработка плана семинара, рекомендация

литературы, проверка задания

5. Разработка заданий ЛПЗ, составление

методических указаний, алгоритма действий,

показателей уровня достижения результатов

6. Разработка тематики контрольной, курсовой,

дипломной работ, консультации, руководство

7. Разработка контрольных заданий, проверка

8. Разработка заданий, проверка

9.

Разработка заданий, создание поисковых

ситуаций

При

разработке

заданий

на

контрольные

работы

преподаватель

должен

руководствоваться следующими критериями:

объем каждого задания должен быть таким, чтобы при твердом задании материала студент

успел бы изложить ответ на вопросы задания в письменном виде за отведенное время

все

задания

должны

быть

одинаковой

трудности

,

каждое

задание

должно

содержать

вопросы, требующего точного ответа

в каждом задании должен быть вопрос по материалу, подлежащиму самостоятельному

изучению по учебной литературе

в заданиях не должно быть одинаковых вопросов.

Контроль

самостоятельной

работы

студентов

не

должен

быть

самоцелью

преподавателя, а стать мотивирующим фактором у студента.

Методическое

обеспечение

самостоятельной

работы

завершает

задачи

всех

видов

учебной деятельности, т.к. никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельность не

могут стать подлинным достоянием человека.

2

Список литературы:

1.

Сластенина

В.А.

Педагогика

профессионального

образования

.Учебное

пособие

для

студентов высших педагогических учебных заведений.М.: издательский центр «Академия»

2004 г.

2.

Сальникова

Т.Г.

Методические

рекомендации

по

организации

и

методическому

сопровождению самостоятельной работы студентов СПО. Николаевск – на Амуре.2011 г.

3.

Мосягина

Н.Г.,

Шильдяева

Л.В.

Организация

образовательного

процесса

с

учетом

увеличения самостоятельной работы обучающихся. Успехи современного естествознания.

2009. №11.

4.

Прошкина

И.,

Ильина

Ю.,

Семенова

Е.,

Тюрикова

Г.,

Филатова

О.

Организация

самостоятельной

работы

студентов

условие

реализации

компетентностного

подхода.

Высшее образование в России. 2008. №10.

5.

Титова

Ю.Г.

О

технологии

организации

самостоятельной

работы

студентов.

Вестник

Томского государственного педагогического университета. 2010. № 1.

6.

Педагогический словарь М., 2009 г.



В раздел образования