Напоминание

Стрессоустойчивость педагога в профессиональной деятельности


Автор: Михайлова Александра Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №24
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Стрессоустойчивость педагога в профессиональной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Стрессоустойчивость педагога в профессиональной деятельности

Проблема

профессионального

стресса

остро

стоит

у

педагогов

дошкольного

образования,

где

к

общим

факторам

стресса,

характерным

для

деятельности

профессионала

можно

относить

и

дополнительные

стрессфакторы:

ранний

возраст

воспитанников,

особенности

организации

общения,

особенности

организации

деятельности и т. д.

Дадим определение понятию «стрессоустойчивость».

М .

И . Дьяченко,В.

А. П о н о м а р е н ко ,

П .

Б . Зильберман

отождествляют

стрессоустойчивость с эмоциональной устойчивостью.

В. А. Бодров считает, что стрессоустойчивость - это «интегративное свойство человека,

которое

характеризуется

необходимой

степенью

адаптации

индивида

к

воздействию

экстремальных

факторов

среды

и

профессиональной

деятельности;

детерминируется

уровнем активации ресурсов организма и психики индивида и проявляется в показателях

его функционального состояния и работоспособности». Следовательно, по мнению В.

А. Бодрова, стрессоустойчивость и эмоциональная устойчивость не тождественны.

Л.

М. Митина

считает,

что

эмоциональная

устойчивость

-

это

«свойство

психики,

благодаря которому педагог способен успешно осуществлять необходимую деятельность в

сложных эмоциональных условиях».

Итак,

анализируя

взгляды

В.

А. Бодрова

и

Л.

М. Митиной,

можно

определять

стрессоустойчивость

в

педагогической

деятельности

как

интегративное

свойство

человека, компонентом которого является эмоциональная устойчивость, т. к. деятельность

педагога связана со сложными эмоциональными условиями.

Одним из главных показателей стрессоустойчивости является степень эмоциональной

напряженности в профессиональной деятельности, которая характеризуется следующими

признаками (по Шефферу):

·

невозможность

сосредоточиться

на

чем-либо,

ухудшение

памяти,

мысли

часто

«улетучиваются»;

· слишком частые ошибки в работе;

· очень быстрая речь, повышенная возбудимость;

· потеря чувства юмора;

·

слишком

часто

возникающее

чувство

усталости,

частые

«беспричинные»

боли

(вызванные не физическими проблемами);

· резкое возрастание числа выкуриваемых сигарет, пристрастие к спиртным напиткам;

· постоянное ощущение недоедания или отсутствие аппетита и вкуса к еде;

· невозможность во время закончить работу, работа не доставляет прежней радости.

Возрастание эмоционального напряжения в деятельности педагога -воспитателя ведет к

снижению стрессоустойчивости и возникновению соответствующих последствий:

I. Когнитивные последствия:

1.

Концентрированность

и

объем

внимания

уменьшаются,

сознанию

все

труднее

оставаться сфокусированным, сила наблюдения ослабевает.

2.

Отвлекаемость

увеличивается,

нить

обдумываемого

или

проговариваемого

часто

теряется даже на половине предложения.

3. Кратковременная и долговременная память ухудшается, объем памяти уменьшается,

воспроизведение и осознание даже знакомых объектов ослабевают.

4.

Скорость

ответов

становится

непредсказуемой,

действительная

скорость

ответов

уменьшается,

попытки

компенсировать

это

приводят

к

торопливым,

мгновенным

решениям.

5. Частота ошибок увеличивается, в результате вышесказанного ошибочность действий

в двигательных и когнитивных задачах увеличивается принимаемые решения становятся

ненадежными.

6. Сила организации и долговременное планирование ослабевают, разум не может точно

оценивать существующие условия или прогнозировать отдаленные последствия.

7. Иллюзии и нарушения мышления возрастают, оценка реальности делается менее

эффективной,

мощность

объективного

критического

подхода

ослабевает,

мышление

становится спутанным и иррациональным.

II. Эмоциональные последствия.

1. Физическое и психологическое напряжение возрастает, уменьшается способность к

мышечной релаксации.

2. Болезненная мнительность возрастает, воображаемые недомогания добавляются к

подлинным

расстройствам,

вызванным

стрессом,

ощущение

здоровья

и

хорошее

самочувствие исчезают.

3. Личностные особенности изменяются: аккуратные и заботливые люди могут стать

неопрятными.

4. Имеющиеся личностные проблемы усиливаются, присущие человеку тревожность,

повышенная чувствительность, склонность к самозащите и враждебность возрастают.

5. Моральные и эмоциональные ограничения ослабевают, нормы поведенческого и

сексуального

контроля

ослабевают

(или,

напротив,

становятся

нереально

жесткими),

возрастает число эмоциональных взрывов.

6.

Депрессия

и

беспомощность

появляются,

душевные

силы

слабеют,

возникает

ощущение невозможности повлиять на события или отношение к этим событиям и к

самому себе.

7.

Самооценка

резко

падает,

развивается

ощущение

некомпетентности

и

неполноценности.

III. Общеповеденческие последствия.

1. Речевые проблемы возрастают, имеющиеся нарушения, заикание и нерешительность

увеличиваются и могут проявиться у людей ранее здоровых.

2. Заинтересованность ослабевает, благодаря реальным или вымышленным болезням, а

также сфабрикованным оправданиям опоздание или отсутствие на работе становится

нормой.

3. Злоупотребление лекарствами и наркотиками усиливается, потребление алкоголя,

кофеина,

никотина,

предписанных

и

не

назначенных

лекарственных

препаратов

становится более очевидным.

4.

Уровень

энергетического

обеспечения

поведения

снижается,

энергетическое

обеспечение падает или может значительно колебаться день ото дня без какой-либо

видимой причины.

5.

Картина

сна

нарушается,

возникают

трудности

с

засыпанием

или

сохранением

активного бодрствования в течение более чем 4 часов подряд.

6. Цинизм по отношению к клиентам и коллегам возрастает, развивается тенденция

возлагать вину на других.

7. Игнорируется новая информация, даже потенциально полезные сведения или новые

инициативы отвергаются.

8.

Переносится

на

других

ответственность,

возрастает

тенденция

пересматривать

границы ответственности.

9. Проблемы решаются поверхностно: принимается как линия поведения использование

временных

мер

и

краткосрочных

решений,

попытки

«копнуть

глубже»

или

изучить

проблему оставляются, в некоторых областях происходит «сдача позиций».

10. Появляются причудливые поведенческие особенности, возникают странные манеры,

непредсказуемость и нехарактерные поведенческие черты.

11. Могут делаться заявления, содержащие угрозу самоубийства: появляются такие

фразы, как «покончить со всем этим», «положение не имеет смысла» [31; 171-172].

Наряду со стрессогенными факторами, общими для всех людей, в деятельности педагога

(в том числе и педагога дошкольного образования) присутствует ряд профессиональных

стресс-факторов:

· хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность - деятельность связана с

интенсивным общением, с целенаправленным восприятием партнера и воздействием на

него: у педагогов-воспитателей деятельность сопряжена с постоянным эмоциональным

подкреплением общения и особенностями речевой среды;

· повышенная ответственность - постоянная работа в режиме внешнего и внутреннего

контроля:

у

воспитателей

доминируют

чувства

сопереживания.

сочувствия,

на

него

возлагается ответственность за воспитание. развитие и обучение воспитанников, за их

жизнь и здоровье, а также постоянный самоконтроль и самоотдача в деятельности;

· психологически трудный контингент - воспитатели работают с детьми психологически

здоровыми, но имеющими аномалии характера. поведенческие отклонения. а также с

детьми с аномалиями нервной системы и с задержками психического развития;

· необходимость являться объектом наблюдения и оценивания, постоянно подтверждать

свою компетентность - педагог-воспитатель находится «на виду» у воспитанников, коллег

и родителей и должен быть всегда безупречен в поведении и деятельности и вне работы

·

временное

непостоянство

деятельности

связано

с

наиболее

яркой

отличительной

особенностью преподавательской деятельности (а также с образовательной деятельностью

воспитателя)

и

его

действие

с

годами

усиливается.

Педагог

для

реализации

образовательных

целей

своей

деятельности

должен

в

определенный

день

недели,

в

определенное

время

быть

готовым

(то

есть

внутренне

настроенным)

к

контакту

с

определенной аудиторией, к раскрытию, объяснению определенной темы.

Итак, основная психологическая проблема в профессиональной деятельности педагога -

это периодически возникающее состояние напряженности, связанное с необходимостью

внутренней перестройки на определенное поведение, мобилизации всех сил на активные и

целесообразные действия, влияющее на адаптацию или стрессоустойчивость педагога.

Психологические исследования показали, что состояние готовности к деятельности

включает несколько компонентов:

1. Интеллектуальный - понимание задач, обязанностей, знание средств достижения

цели, прогноз деятельности;

2. Эмоциональный - уверенность в успехе, воодушевление, чувство ответственности;

3.

Мотивационный

-

интерес,

стремление

добиться

успеха,

потребность

успешно

выполнить поставленную задачу;

4. Волевой - мобилизация сил, сосредоточенность на задаче, отвлечение от помех,

преодоление сомнений.

В работе педагога-воспитателя формирование готовности осложняется тем, что разные

ее компоненты могут иметь противоположные направленности. Так, интеллектуальность -

это

и

компонент

готовности,

как

понимание

задач

и

обязанностей,

и

основная

составляющая самой деятельности - знание преподаваемого предмета и понимание его

проблем. Эмоциональность - настроенность на данный момент, и эмоциональность как

коммуникативная

культуру.

Между

этими

двумя

компонентами

готовности

могут

возникать

дисгармоничные

отношения.

Следовательно,

воспитателю

приходится

несколько

раз

в

течение

дня

формировать

у

себя

состояние

готовности,

приводя

в

гармонию все ее компоненты.

Таким

образом,

стрессоустойчивость

педагога

-

важнейший

фактор

обеспечения

эффективности и надежности профессиональной деятельности. Стрессовые состояния

помимо угрозы физическому и психическому здоровью существенным образом снижают

успешность и качество выполнения работы, увеличивают уровень психофизиологической

цены

деятельности,

а

также

могут

иметь

целый

ряд

неприемлемых

социально-

экономических и социально-психологических последствий: снижение удовлетворенности

профессиональной

деятельностью,

деформация

личностных

и

характерологических

качеств личности педагога.

В ходе воздействия стресса на личность педагога и снижения стрессоустойчивости в

результате профессиональной деятельности можно говорить о формировании синдрома

эмоционального

выгорания

-

выработанного

личностью

механизма

психологической

защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные

психотравмирующие воздействия.

Эмоциональное

выгорание -

это

динамический

процесс

и

возникает

поэтапно,

в

полном соответствии с механизмом развития стресса. При эмоциональном выгорании на

лицо все три фазы стресса:

1) нервное (тревожное) напряжение - его создает хроническая психоэмоциональная

атмосфера,

дестабилизирующая

обстановка,

повышенная

ответственность,

трудность

контингента;

2) резистенция, т. е. сопротивление - человек пытается более или менее успешно

оградить себя от неприятных впечатлений;

3) истощение - оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса.

Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что

эмоциональная

защита

самостоятельно

уже

не

справляется

с

нагрузками,

и

энергия

эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида.

Таким

образом,

эмоциональное

выгорание

является

формой

профессиональной

деформации личности и отрицательно сказывается на профессиональной деятельности

педагога-воспитателя и его отношениях с партнерами.

Стрессоустойчивость

можно

сформировать,

так

как

эта

способность

не

является

врожденным свойством личности. Чаще всего стрессоустойчивость зависит от уровня

сформированности навыков эмоциональной саморегуляции. Саморегуляция - воздействие

личности на саму себя с целью приведения собственного функционирования в нормальное

состояние. Используя методы саморегуляции, педагог получает возможность спокойно

проанализировать

ситуацию,

сохранить

в

сложных

эмоциональных

условиях

благоприятное для успешной работы психическое состояние. Семенова Елена Михайловна

приводит следующие методы формирования эмоциональной саморегуляции:

1)

Самоубеждение,

самоприказы

на

вызов

спокойного

состояния,

самовнушение

спокойствия и выдержки, необходимые для работы настроения: «Сегодня я не обращаю

внимания на пустяки», «Я совершенно спокоен».

2) Самоконтроль эмоционального состояния по внешним выражениям эмоций: мимике,

пантомимике, соматике, характере речи, наличии мышечного напряжения, повышенной

частоты

дыхания.

Контролировать

внешнее

выражение

эмоций

можно

с

помощью

«запуска» вопросов самоконтроля: «Как я выгляжу?», «Не скован ли я?», «Не сжаты ли

мои зубы?», «Как я сижу (стою)?», «Как я дышу?». В случае выявления признаков

напряженности

необходимо

произвольно

расслабить

мышцы,

удобно

сесть

(стать),

установить спокойный ритм дыхания: сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, чтобы сбить

учащенное дыхание.

3) Дыхательные упражнения успокаивающей направленности (успокаивающее дыхание,

глубокое дыхание). Можно использовать следующее дыхательное упражнение: сделать

глубокий вдох, направляя воздушный поток в низ живота, задержать дыхание на пару

секунд,

а

потом

медленно

выпустить

воздух

через

рот

ровной

струей.

Повторить

упражнение 3—5 раз. Таким образом, снимается напряжение тела и мозга, создается

уравновешенное состояние.

4) Использование образов концентрации и визуализации - сосредоточение внимания и

воображения

на

определенном

объекте

(зрительных,

звуковых,

телесных

и

других

ощущениях). Например, при первых признаках напряжения представить внутри себя, на

уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую

отрицательную энергию и внутреннее напряжение, связанное с нею.

5) Сочетание приемов концентрации внимания, актуализации воображения и дыхательных

упражнений.

Например,

перед

предстоящей

неприятной

беседой

можно

использовать

следующий прием: глубоко вдохнуть, во время выдоха резким движением в воображении

как бы сорвать напряженную маску со своего лица. После этого начинать беседу.

6) Прежде чем совершить ответное действие, сосчитать до десяти.

7)

Активизация

чувства

юмора

-

попытаться

увидеть

комическое

даже

в

сложной,

серьезной

ситуации:

мысленно

представить

агрессивного

16

партнера

в

комичной

ситуации (как бы он выглядел в этом состоянии на пляже, в клетке зоопарка, в детской

шапочке и т.д.), простить партнеру его ошибку, несообразительность, эмоциональность.

8) Отвлечение — постараться как можно ярче представить ситуацию, в которой вы обычно

чувствуете себя наиболее спокойно и уютно, поставить себя в эту ситуацию.



В раздел образования