Автор: Куявых Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 125"
Населённый пункт: Кемеровская область,г.Новокузнецк
Наименование материала: творческая разработка
Тема: Формирование основ опытно – экспериментальной деятельности младших дошкольников в практике работы воспитателя ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Формирование основ опытно – экспериментальной деятельности
младших дошкольников в практике работы воспитателя ДОУ
Куявых Марина Николаевна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 125», г.Новокузнецк
Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в
которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и
развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития
дошкольников.
Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут
стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности.
Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по
детскому экспериментированию в детском саду начинают проводить со 2-й младшей
группы.
Работа с детьми этого возраста направлена на создание условий для сенсорного развития
в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира.
В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется
решать следующие задачи:
сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию
(ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)
сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих
представлений:
материалы (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
природные явления (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
мир растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа)
способы исследования объекта.
предметный мир
Для экспериментальной деятельности в младших группах предлагается использовать
песок, снег и воду. ( Таблица1)
Таблица1 «Экспериментальная деятельности в младших группах ДОУ»
Материал
Что дети должны узнать
примечание
Песок
Сухой песок — сыпучий. Его можно пересыпать
из одной ёмкость в другую, но он не держит форму.
Расскажите
детям,
как
используется
это
свойство
песка на практике — покажите песочные часы.
Мокрый песок становится липким, и из него
И г р а т ь
и
экспериментироват
ь с песком можно
как на улице, так и
в помещении
1
можно
делать
куличики.
Расскажите
детям,
что
проводятся даже соревнования по созданию фигур из
песка. Покажите картинки.
Если
в
песок
добавить
большое
количество
воды, то он становится жидким. Из него тоже можно
строить замки.
На мокром песке остаются следы и отпечатки, и
они
долго
сохраняют
свою
форму.
Пусть
дети
нарисуют на мокром песке змейку, оставят отпечатки
ладошек и следы от обуви и рассмотрят, какие чёткие
они получились.
Снег
На
улице
малыши
узнают,
что
снег
бывает
разный:
рыхлый,
похожий
на
крупу,
липкий,
покрытый
настом,
сухой.
Лепить
снеговика,
например, можно только из липкого снега, из сухого
и рыхлого не получится.
В
помещении
можно
понаблюдать,
как
меняются свойства снега. Например, как из рыхлого
он превращается в липкий, как постепенно тает и
становится водой.
Во время снегопада пусть дети рассматривают
снежинки — какие они красивые. Потом на занятии по
ИЗО попросите ребят нарисовать их.
Вода
На
улице
весной
можно
наблюдать
разные
состояния воды. Например, ранней весной пригрело
солнышко,
и
закапала
вода
с
крыш,
а
за
ночь
подморозило — и вот уже на этом месте появились
сосульки. Снег растаял, и побежали весёлые ручейки.
Вот здесь образовалась лужа, а за ночь она замёрзла и
покрылась
льдом.
Посмотрите,
как
быстро
бегут
ручейки, пустите по ним кораблик и понаблюдайте за
ним.
В помещении дети, играя с водой, переливают
её
из
одной
ёмкости
в
другую.
Узнают,
что
заморозить воду можно специально — в морозилке
холодильника.
Ставятся
опыты,
какой
предмет
держится
на
воде, а какой тонет. Пусть дети попробуют пускать
кораблики
из
разных
материалов
(бумаги,
пробки,
коры, кусочка дерева, пластмассы). А если кинуть
камешек, что произойдёт?
Д е т я м
о ч е н ь
нравятся
игры
с
водой, что нужно
использовать
в
познавательных
целях
Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомим детей с их свойствами, но
и со свойствами различных предметов и материалов, закрепляем элементарные
представления о форме, величине, цвете, развиваем мелкую моторику ребенка.
Вытирая разлитую воду , дети узнают, что губкой это сделать легче и быстрее, чем
тряпочкой, т.к. она впитывает больше воды, а бумагой это вообще невозможно сделать.
2
На организованной совместной деятельности «Легкий - тяжелый» и «Какой формы
камень?», дети получают представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и
что камни имеют различную форму, тяжёлые предметы тонут, а лёгкие плавают на
поверхности воды.
При помощи опытов дети узнают, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и
она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она
может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.
Играя , дети делают вывод, что круглые предметы катятся, но дом из них построить
нельзя, а с кубиками- всё наоборот и т.д.
Использование элементарных опытов и экспериментов в работе с детьми младшего
дошкольного возраста помогает сделать деятельность детей при формировании целостной
картины мира действительно более интересной и разнообразной.
Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными
Содержание опытно – экспериментальной деятельности строится из четырёх блоков
педагогического процесса:
1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты).
Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей,
воспитатели разрабатывают перспективный план опытов и экспериментов.
Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество).
Самостоятельная деятельность детей (игра, работа в уголках сенсорного развития, в
центре « Песок- вода» и т.д.) .
4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).
Федеральным государственным образовательным стандартом установлен
ориентир на поощрение инициативности и развитие самостоятельности
воспитанников в учебном процессе. Стимулирование независимой опытно-
исследовательской деятельности происходит через грамотно организованную
предметно-пространственную среду в группе.
Цель создания уголка
экспериментирования в детском саду — создание благоприятных условий для
практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в
самостоятельном поиске информации.
Выделяются общие для всех возрастных групп детского сада воспитательные задачи для
работы уголка экспериментирования:
Создание положительной мотивации к проведению опытов и экспериментов;
создание дружеской атмосферы внутри детского коллектива;
воспитание усидчивости и аккуратности;
развитие
умения
выслушивать
и
выполнять
задания
воспитателя,
трудовые
поручения;
развитие интереса к групповой деятельности, воспитание чувства взаимопомощи
Систематическая, специально организованная работа по экспериментированию
позволяет качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности
и явлениях природы. В результате организации детского экспериментирования, у детей
развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской
деятельности.
3
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, расширяется
кругозор, обогащаются знания об объектах неживой природы и их свойствах.
Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах -
является необходимым условием успешного становления личности дошкольника,
развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию
окружающего мира.
Организация
экспериментирования
в
ДОУ
предполагает
выполнение
определенных
психолого-педагогических
условий,
способствующих
достижению
положительных
результатов
деятельности.
К
таким
условиям
необходимо
отнести
три
основных
компонента:
содержание
предметно-развивающая среда
и психологический комфорт
Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является
обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. ( таблица2)
таблица 2 «Варианты наполнения опытно-экспериментального центра»
Возрастная
группа
Дидактический
компонент
Материалы
Инструменты и
ёмкости
Приборы
Первая
младшая
(1,5–3 года)
Альбомы с
тематическими
картинками («Что
мы знаем о зиме»,
«В песочнице»,
«Как горох
выращивают»);
игрушки для
практического
исследования:
тряпичные куклы с
различными
наполнителями,
книжки-шуршалки,
бизи-борды
(безопасные доски с
кнопками,
окошками,
замочками);
наборы
резиновых и
пластмассовых
игрушек для
экспериментирован
ия.
Природный
и бросовый
материалы:
шишки,
палочки,
жёлуди,
крышечки,
колпачки;
неструктури
рованные
вещества:
песок, сахар,
соль, краски.
Совки,
грабельки,
пластиковые
трубочки,
ложки, сачки,
решето;
пластмассо
вые стаканчики
и миски, формы
для льда.
Вертушки для
игр с ветром,
лупы, безопасные
зеркальца для игр
с солнечными
зайчиками.
4
Вторая
младшая
(3–4 года)
Книги
познавательной
направленности с
красочными
иллюстрациями
(желательно, со
страницами из
плотной бумаги или
картона);
расширенная
подборка
тематических
альбомов («Вода в
природе», «Как
вырастает яблоня»,
«Какой бывает
ветер», «Время
суток»);
наборы предметов
для игровых
упражнений и
самостоятельного
экспериментирован
ия: конструктор из
крупных деталей,
деревянные кубики,
игрушки для
занятий с водой,
песком и ветром.
Расширенная база
природного и
бросового
материала:
добавляются
ореховые
скорлупки,
образцы
древесины и
ткани, крупные
пуговицы,
катушку,
спичечные
коробки;
из веществ
добавляется
глина и
кинетический
песок, мыло;
медицинские
материалы:
безопасные
пипетки (из
пластика), ватные
диски.
Этот раздел
состоит из того
же наполнения,
что и для первой
младшей
группы.
Добавляются
приборы для
изучения света и
тени (игрушки
театра теней,
разноцветные
линзы, бинокль,
весы с двумя
чашами).
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория) должны быть выделены
Место для постоянной выставки
Размещают мини музей, в котором могут находиться различные коллекции. Экспонаты,
редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
Место для приборов
Основным оборудованием в уголке являются приборы-помощники, такие как:
микроскопы, лупы, компас, весы, песочные часы, магниты.
Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики.
Красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски.
Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл),
мерные ложки, резиновые груши и прочие материалы.
Место для хранения
Природный и «бросовый» материал : (камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и
др.; материалов проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки).
Место для проведения опытов
5
Должно быть достаточным и не загроможденным, так чтобы за ним могли поместиться 2
человека как минимум. Лучше, чтобы данное место могло быть мобильным, для
обеспечения обзора со всех сторон при демонстрации проведения эксперимента.
. Место для неструктурированных материалов
Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода»,
«Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина». (песок, вода,
опилки, стружка, пенопласт и др.)
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии
с планом работы.
И последнее, ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно
решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между
родителями и педагогом, поэтому в нашем ДОУ разработана система взаимодействия с
семьями воспитанников. ( рисунок 1)
Рисунок 1 «Система взаимодействия с семьями воспитанников»
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно
организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность
педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую
положительную эмоциональную окраску.
В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные
виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания
к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое,
самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
6
Литература
1.
Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.
– Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
2.
Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки,
стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва:
Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
3.
Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина,
Л.Е. Чадова. - Москва: Айрис- пресс, 2002. - 240с.: ил. - (Внимание, дети).
4.
Мазильникова,
Н.Н.
Эколого-валеологическое
воспитание
дошкольников.
Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. –
Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
5.
Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для
воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
6.
Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях:
информационно-методические
материалы,
экологизация
развивающей
среды
детского
сада,
разработки
занятий
по
разделу
«Мир
природы»,
утренники,
викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград:
Учитель, 2008. - 286с.
7.
Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры
для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
8.
Кузнецова,
Л.В.
Взаимодействие
детского
сада
и
семьи
в
экологическом
воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.
9.
развивающей среды // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 6. – С. 28-31.
10. Николаева, С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании
детей // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 42-46.
7
ПРИЛОЖЕНИЕ
8
Приложение 1
Перспективное планирование опытов и экспериментов в младшей группе ДОУ
месяц
№
тема
цель
Сентябрь
1
«Узнаем, какая
вода»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без
запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
2
«Игры с
веерами и
султанчиками»
Цель: познакомить детей с одним из свойств
воздуха-движением; движение воздуха-это ветер
3
«Поиграем с
солнышком»
Цель: определить, какие предметы нагреваются
лучше (светлые или темные), где это происходит
быстрее (на солнышке или в тени).
.
4
«Свойства
песка»
Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из
песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется,
пропускает воду, на песке остаются следы,
слипается, мокрый темнее сухого).
Октябрь
1
«Чудесный
мешочек»
Цель: познакомить с органами чувств и их
назначением
2
«Поиграем с
ветерком»
Цель: обнаружить движение воздуха в природе
9
3
« Что в
коробке»
Цель: познакомить со значением света, с
источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа),
показать, что свет не проходит через непрозрачные
предметы
4
« Почему
осенью бывает
грязно»
Цель: познакомить с тем, что почва по-разному
пропускает воду
Ноябрь
1
« Волшебные
дощечки»
Цель: определить с помощью пальцев форму,
структуру поверхности.
2
«Легкий -
тяжелый»
Цель: показать, что предметы бывают легкие и
тяжелые, научить определять вес предметов и
группировать предметы по весу
3
« Найди по
звуку»
Цель: определять и различать издаваемые шумовые
звуки
4
«Глина, ее
качества и
свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из
глины, определять качество глины (мягкость,
пластичность, степень прочности) и свойства
(мнется, бьется, размокает)
Декабрь
1
«Горячо-
холодно»
Цель: научить определять температуру веществ и
предметов
2
«Чудесный
мешочек»
Цель: познакомить с предметами, проводящими
тепло; определять на ощупь самый твердый
предмет
3
«Окрашивание
воды»
Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но
может менять свою окраску, когда в ней
растворяются окрашенные вещества)
4
«Снег, какой
он»
Цель: познакомить со свойствами снега во время
снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий,
тает в тепле)
Январь
1
« Игры с
соломинкой»
Цель: дать представление о том, что люди дышат
воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно
почувствовать и увидеть
2
«Снег. Какой
он»
Цель: познакомить со свойствами снега в морозную
погоду (холодный, блестящий, сверкающий,
рассыпчатый, плохо лепится)
3
«Как из снега
получить воду»
Цель: формировать простейшие представления о
свойствах снега (тает в тепле)
4
«Как воду
превратить в
лед»
Цель: познакомить со свойствами воды
(превращается в лед при низких температурах)
10
Февраль
1
«Изготовление
цветных
льдинок»
Цель: познакомить с одним из свойств воды
2
«Мороз и снег»
Цель: закрепить знания о свойствах снега в
зависимости от температуры воздуха
3
«Свойства
льда»
Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это
твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать
простейшие закономерности
4
«Ветер по
морю гуляет»
Цель: познакомить детей с таким природным
явлением, как ветер, научить различать его силу
Март
1
«Плавает-тонет»
Цель: учить детей определять легкие и тяжелые
предметы (одни остаются на поверхности воды,
другие тонут)
2
«Бумага, ее
качества и
свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из
бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость,
толщину, впитывающую способность) и свойства
(мнется, рвется, режется, горит)
3
«Посадка лука»
Цель: уточнить представления о луковице, показать
необходимость наличия света и воды для роста и
развития растений
4
«Поплывет не
поплывет»
Цель: развивать представление о весе предметов
Апрель
1
«Здравствуй,
солнечный
зайчик»
Цель: дать представление о том, что «солнечный
зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от
зеркальной поверхности
2
«Веточка
березы»
Цель: наблюдать за появлением листочков на
веточках, поставленных в воду
3
«Древесина, ее
качества и
свойства»
Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из
древесины, определять ее качество (твердость,
структуру поверхности; толщину, степень
прочности) и свойства (режется, горит, не бьется,
не тонет в воде)
4
«Что в пакете»
Цель: дать детям понятие о том, что воздух
находится вокруг нас, он может быть холодным,
теплым, влажным
Май
1
«Спрячь
пуговку»
Цель: способствовать накоплению представлений о
свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная),
вода изменяет цвет
2
«Пирожки для
Мишки»
Цель: расширять знания о свойствах песка,
развивать умение, сравнивать, делать выводы
11
3
«Сравнение
песка, почвы и
глины»
Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и
глины
4
«Ткань, ее
качества и
свойства»
Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее
качество (толщину, степень прочности, мягкость) и
свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит)
Приложение 2
Темы для проектной деятельности в первой младшей группе ДОУ
«
Зачем нужна фасоль»;
«Что такое листопад»;
«Кормим птиц»;
«Наблюдаем за рыбками»;
«Для чего нужны дождевые червяки»;
«Какого цвета осень».
проект «Выращиваем лук» для первой младшей группы ДОУ
проект
« Выращиваем лук»
Цель проекта
Вызвать у детей желание выращивать зелёный лук в домашних
условиях и затем употреблять его в пищу.
Задачи проекта
Дети должны узнать:
какие условия нужны луку для роста;
12
строение лука (откуда будут расти корешки, а откуда — перо);
как практически можно посадить лук на перо в домашних
условиях;
как ухаживать за луком;
в чём польза лука, зачем и как нужно его есть.
Материалы
Посадочный материал — лук (луковицы среднего размера и
одна большая).
Контейнер для посадки лука.
Земля.
Совочки и грабельки.
Леечки с водой.
Баночка или стакан с водой.
Клеёнка для стола.
Влажные салфетки для рук.
Фартуки для детей.
Помощь родителей
Приобретение посадочного материала, контейнера и земли.
Подготовительный
этап
Провести занятие о строении лука и о его пользе.
Основной этап
Посадка лука:
1.
Дети при помощи воспитателя наполняют контейнер землёй с
помощью совочков.
2.
Разравнивают землю грабельками и немного уплотняют её.
3.
Определяют, где у лука будут расти корешки, и сажают его в
землю.
4.
Большую луковицу сажают в банку или стакан с водой (см. на
фотографии).
5.
Поливают лук из леечек.
Уход за луком:
1.
Следят, чтобы земля не пересыхала.
2.
При помощи воспитателя ведут дневник — когда был посажен
лук, когда у него появились корешки (для наблюдения за
13
ростом корешков сажалась в воду большая луковица), когда
начали расти зелёные перья, на сколько сантиметров вырастает
перо за сутки.
Заключительный
этап
Когда лук вырастет довольно большим, его срезают и относят
на кухню.
Повар готовит какое-нибудь блюдо с ним.
Устраивается праздничный обед.
Приложение 3
14
Темы для проектной деятельности во второй младшей группе ДОУ
«Кто в норке живёт»;
«Выращиваем фасоль»;
«Кормим птиц»;
«Как устроен аквариум»;
«Удивительные бабочки»;
«Удивительный снег».
проект «Здравствуй, осень» для второй младшей группы ДОУ
Название
«Здравствуй, осень!»
Задачи
Расширить познания детей об осени как времени года, о погоде
в это время, о природных дарах, которые дарит осень.
Расширить словарный запас детей на осеннюю тему.
Выучить стихотворения и песенки об осени.
Научиться изображать в рисунках осень.
Материалы
Рисунки, карточки, изображения овощей и фруктов;
муляжи овощей и фруктов;
осенние листья;
цветы;
стихи;
бумага, краски, пластилин.
Деятельность
воспитателя
Подбирает стихи и песни;
отбирает игры;
проводит занятия с детьми.
Деятельность
родителей
Подбирают фотографии, литературу;
участвуют в празднике.
15
Мероприятия в ходе
реализации проекта
Подвижные игры;
дидактические игры;
чтение стихов, рассказов и сказок об осени;
разучивание песенок об осени;
создание аппликации «Грибок»;
рисуем осень;
беседы на тему погоды;
рассказ об осенних дарах: овощах, фруктах, грибах, орехах;
составление букетов из осенних листьев и цветов;
просмотр мультфильмов.
Итог проекта
Устройство выставки рисунков, осенних букетов и аппликаций.
Проведение праздничного утренника «Здравствуй, осень!».
Праздничный стол с осенними дарами.
16