Напоминание

Формирование основ опытно – экспериментальной деятельности младших дошкольников в практике работы воспитателя ДОУ


Автор: Куявых Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 125"
Населённый пункт: Кемеровская область,г.Новокузнецк
Наименование материала: творческая разработка
Тема: Формирование основ опытно – экспериментальной деятельности младших дошкольников в практике работы воспитателя ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование основ опытно – экспериментальной деятельности

младших дошкольников в практике работы воспитателя ДОУ

Куявых Марина Николаевна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад № 125», г.Новокузнецк

Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в

которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и

развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития

дошкольников.

Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут

стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности.

Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по

детскому экспериментированию в детском саду начинают проводить со 2-й младшей

группы.

Работа с детьми этого возраста направлена на создание условий для сенсорного развития

в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира.

В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется

решать следующие задачи:

сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию

(ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)

сравнивать сходные по внешнему виду предметы.

учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.

использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих

представлений:

материалы (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

природные явления (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).

мир растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа)

способы исследования объекта.

предметный мир

Для экспериментальной деятельности в младших группах предлагается использовать

песок, снег и воду. ( Таблица1)

Таблица1 «Экспериментальная деятельности в младших группах ДОУ»

Материал

Что дети должны узнать

примечание

Песок

Сухой песок — сыпучий. Его можно пересыпать

из одной ёмкость в другую, но он не держит форму.

Расскажите

детям,

как

используется

это

свойство

песка на практике — покажите песочные часы.

Мокрый песок становится липким, и из него

И г р а т ь

и

экспериментироват

ь с песком можно

как на улице, так и

в помещении

1

можно

делать

куличики.

Расскажите

детям,

что

проводятся даже соревнования по созданию фигур из

песка. Покажите картинки.

Если

в

песок

добавить

большое

количество

воды, то он становится жидким. Из него тоже можно

строить замки.

На мокром песке остаются следы и отпечатки, и

они

долго

сохраняют

свою

форму.

Пусть

дети

нарисуют на мокром песке змейку, оставят отпечатки

ладошек и следы от обуви и рассмотрят, какие чёткие

они получились.

Снег

На

улице

малыши

узнают,

что

снег

бывает

разный:

рыхлый,

похожий

на

крупу,

липкий,

покрытый

настом,

сухой.

Лепить

снеговика,

например, можно только из липкого снега, из сухого

и рыхлого не получится.

В

помещении

можно

понаблюдать,

как

меняются свойства снега. Например, как из рыхлого

он превращается в липкий, как постепенно тает и

становится водой.

Во время снегопада пусть дети рассматривают

снежинки — какие они красивые. Потом на занятии по

ИЗО попросите ребят нарисовать их.

Вода

На

улице

весной

можно

наблюдать

разные

состояния воды. Например, ранней весной пригрело

солнышко,

и

закапала

вода

с

крыш,

а

за

ночь

подморозило — и вот уже на этом месте появились

сосульки. Снег растаял, и побежали весёлые ручейки.

Вот здесь образовалась лужа, а за ночь она замёрзла и

покрылась

льдом.

Посмотрите,

как

быстро

бегут

ручейки, пустите по ним кораблик и понаблюдайте за

ним.

В помещении дети, играя с водой, переливают

её

из

одной

ёмкости

в

другую.

Узнают,

что

заморозить воду можно специально — в морозилке

холодильника.

Ставятся

опыты,

какой

предмет

держится

на

воде, а какой тонет. Пусть дети попробуют пускать

кораблики

из

разных

материалов

(бумаги,

пробки,

коры, кусочка дерева, пластмассы). А если кинуть

камешек, что произойдёт?

Д е т я м

о ч е н ь

нравятся

игры

с

водой, что нужно

использовать

в

познавательных

целях

Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомим детей с их свойствами, но

и со свойствами различных предметов и материалов, закрепляем элементарные

представления о форме, величине, цвете, развиваем мелкую моторику ребенка.

Вытирая разлитую воду , дети узнают, что губкой это сделать легче и быстрее, чем

тряпочкой, т.к. она впитывает больше воды, а бумагой это вообще невозможно сделать.

2

На организованной совместной деятельности «Легкий - тяжелый» и «Какой формы

камень?», дети получают представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и

что камни имеют различную форму, тяжёлые предметы тонут, а лёгкие плавают на

поверхности воды.

При помощи опытов дети узнают, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и

она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она

может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

Играя , дети делают вывод, что круглые предметы катятся, но дом из них построить

нельзя, а с кубиками- всё наоборот и т.д.

Использование элементарных опытов и экспериментов в работе с детьми младшего

дошкольного возраста помогает сделать деятельность детей при формировании целостной

картины мира действительно более интересной и разнообразной.

Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными

Содержание опытно – экспериментальной деятельности строится из четырёх блоков

педагогического процесса:

1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты).

Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей,

воспитатели разрабатывают перспективный план опытов и экспериментов.

Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество).

Самостоятельная деятельность детей (игра, работа в уголках сенсорного развития, в

центре « Песок- вода» и т.д.) .

4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).

Федеральным государственным образовательным стандартом установлен

ориентир на поощрение инициативности и развитие самостоятельности

воспитанников в учебном процессе. Стимулирование независимой опытно-

исследовательской деятельности происходит через грамотно организованную

предметно-пространственную среду в группе.

Цель создания уголка

экспериментирования в детском саду — создание благоприятных условий для

практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в

самостоятельном поиске информации.

Выделяются общие для всех возрастных групп детского сада воспитательные задачи для

работы уголка экспериментирования:

Создание положительной мотивации к проведению опытов и экспериментов;

создание дружеской атмосферы внутри детского коллектива;

воспитание усидчивости и аккуратности;

развитие

умения

выслушивать

и

выполнять

задания

воспитателя,

трудовые

поручения;

развитие интереса к групповой деятельности, воспитание чувства взаимопомощи

Систематическая, специально организованная работа по экспериментированию

позволяет качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности

и явлениях природы. В результате организации детского экспериментирования, у детей

развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской

деятельности.

3

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, расширяется

кругозор, обогащаются знания об объектах неживой природы и их свойствах.

Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах -

является необходимым условием успешного становления личности дошкольника,

развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию

окружающего мира.

Организация

экспериментирования

в

ДОУ

предполагает

выполнение

определенных

психолого-педагогических

условий,

способствующих

достижению

положительных

результатов

деятельности.

К

таким

условиям

необходимо

отнести

три

основных

компонента:

содержание

предметно-развивающая среда

и психологический комфорт

Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является

обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. ( таблица2)

таблица 2 «Варианты наполнения опытно-экспериментального центра»

Возрастная

группа

Дидактический

компонент

Материалы

Инструменты и

ёмкости

Приборы

Первая

младшая

(1,5–3 года)

Альбомы с

тематическими

картинками («Что

мы знаем о зиме»,

«В песочнице»,

«Как горох

выращивают»);

игрушки для

практического

исследования:

тряпичные куклы с

различными

наполнителями,

книжки-шуршалки,

бизи-борды

(безопасные доски с

кнопками,

окошками,

замочками);

наборы

резиновых и

пластмассовых

игрушек для

экспериментирован

ия.

Природный

и бросовый

материалы:

шишки,

палочки,

жёлуди,

крышечки,

колпачки;

неструктури

рованные

вещества:

песок, сахар,

соль, краски.

Совки,

грабельки,

пластиковые

трубочки,

ложки, сачки,

решето;

пластмассо

вые стаканчики

и миски, формы

для льда.

Вертушки для

игр с ветром,

лупы, безопасные

зеркальца для игр

с солнечными

зайчиками.

4

Вторая

младшая

(3–4 года)

Книги

познавательной

направленности с

красочными

иллюстрациями

(желательно, со

страницами из

плотной бумаги или

картона);

расширенная

подборка

тематических

альбомов («Вода в

природе», «Как

вырастает яблоня»,

«Какой бывает

ветер», «Время

суток»);

наборы предметов

для игровых

упражнений и

самостоятельного

экспериментирован

ия: конструктор из

крупных деталей,

деревянные кубики,

игрушки для

занятий с водой,

песком и ветром.

Расширенная база

природного и

бросового

материала:

добавляются

ореховые

скорлупки,

образцы

древесины и

ткани, крупные

пуговицы,

катушку,

спичечные

коробки;

из веществ

добавляется

глина и

кинетический

песок, мыло;

медицинские

материалы:

безопасные

пипетки (из

пластика), ватные

диски.

Этот раздел

состоит из того

же наполнения,

что и для первой

младшей

группы.

Добавляются

приборы для

изучения света и

тени (игрушки

театра теней,

разноцветные

линзы, бинокль,

весы с двумя

чашами).

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория) должны быть выделены

Место для постоянной выставки

Размещают мини музей, в котором могут находиться различные коллекции. Экспонаты,

редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

Место для приборов

Основным оборудованием в уголке являются приборы-помощники, такие как:

микроскопы, лупы, компас, весы, песочные часы, магниты.

Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики.

Красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл),

мерные ложки, резиновые груши и прочие материалы.

Место для хранения

Природный и «бросовый» материал : (камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и

др.; материалов проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки).

Место для проведения опытов

5

Должно быть достаточным и не загроможденным, так чтобы за ним могли поместиться 2

человека как минимум. Лучше, чтобы данное место могло быть мобильным, для

обеспечения обзора со всех сторон при демонстрации проведения эксперимента.

. Место для неструктурированных материалов

Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода»,

«Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина». (песок, вода,

опилки, стружка, пенопласт и др.)

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии

с планом работы.

И последнее, ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно

решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между

родителями и педагогом, поэтому в нашем ДОУ разработана система взаимодействия с

семьями воспитанников. ( рисунок 1)

Рисунок 1 «Система взаимодействия с семьями воспитанников»

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно

организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность

педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую

положительную эмоциональную окраску.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные

виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания

к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое,

самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

6

Литература

1.

Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.

– Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

2.

Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки,

стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва:

Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).

3.

Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина,

Л.Е. Чадова. - Москва: Айрис- пресс, 2002. - 240с.: ил. - (Внимание, дети).

4.

Мазильникова,

Н.Н.

Эколого-валеологическое

воспитание

дошкольников.

Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. –

Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.

5.

Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для

воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.

6.

Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях:

информационно-методические

материалы,

экологизация

развивающей

среды

детского

сада,

разработки

занятий

по

разделу

«Мир

природы»,

утренники,

викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград:

Учитель, 2008. - 286с.

7.

Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры

для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).

8.

Кузнецова,

Л.В.

Взаимодействие

детского

сада

и

семьи

в

экологическом

воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.

9.

развивающей среды // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 6. – С. 28-31.

10. Николаева, С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании

детей // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 42-46.

7

ПРИЛОЖЕНИЕ

8

Приложение 1

Перспективное планирование опытов и экспериментов в младшей группе ДОУ

месяц

тема

цель

Сентябрь

1

«Узнаем, какая

вода»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без

запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

2

«Игры с

веерами и

султанчиками»

Цель: познакомить детей с одним из свойств

воздуха-движением; движение воздуха-это ветер

3

«Поиграем с

солнышком»

Цель: определить, какие предметы нагреваются

лучше (светлые или темные), где это происходит

быстрее (на солнышке или в тени).

.

4

«Свойства

песка»

Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из

песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется,

пропускает воду, на песке остаются следы,

слипается, мокрый темнее сухого).

Октябрь

1

«Чудесный

мешочек»

Цель: познакомить с органами чувств и их

назначением

2

«Поиграем с

ветерком»

Цель: обнаружить движение воздуха в природе

9

3

« Что в

коробке»

Цель: познакомить со значением света, с

источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа),

показать, что свет не проходит через непрозрачные

предметы

4

« Почему

осенью бывает

грязно»

Цель: познакомить с тем, что почва по-разному

пропускает воду

Ноябрь

1

« Волшебные

дощечки»

Цель: определить с помощью пальцев форму,

структуру поверхности.

2

«Легкий -

тяжелый»

Цель: показать, что предметы бывают легкие и

тяжелые, научить определять вес предметов и

группировать предметы по весу

3

« Найди по

звуку»

Цель: определять и различать издаваемые шумовые

звуки

4

«Глина, ее

качества и

свойства»

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из

глины, определять качество глины (мягкость,

пластичность, степень прочности) и свойства

(мнется, бьется, размокает)

Декабрь

1

«Горячо-

холодно»

Цель: научить определять температуру веществ и

предметов

2

«Чудесный

мешочек»

Цель: познакомить с предметами, проводящими

тепло; определять на ощупь самый твердый

предмет

3

«Окрашивание

воды»

Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но

может менять свою окраску, когда в ней

растворяются окрашенные вещества)

4

«Снег, какой

он»

Цель: познакомить со свойствами снега во время

снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий,

тает в тепле)

Январь

1

« Игры с

соломинкой»

Цель: дать представление о том, что люди дышат

воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно

почувствовать и увидеть

2

«Снег. Какой

он»

Цель: познакомить со свойствами снега в морозную

погоду (холодный, блестящий, сверкающий,

рассыпчатый, плохо лепится)

3

«Как из снега

получить воду»

Цель: формировать простейшие представления о

свойствах снега (тает в тепле)

4

«Как воду

превратить в

лед»

Цель: познакомить со свойствами воды

(превращается в лед при низких температурах)

10

Февраль

1

«Изготовление

цветных

льдинок»

Цель: познакомить с одним из свойств воды

2

«Мороз и снег»

Цель: закрепить знания о свойствах снега в

зависимости от температуры воздуха

3

«Свойства

льда»

Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это

твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать

простейшие закономерности

4

«Ветер по

морю гуляет»

Цель: познакомить детей с таким природным

явлением, как ветер, научить различать его силу

Март

1

«Плавает-тонет»

Цель: учить детей определять легкие и тяжелые

предметы (одни остаются на поверхности воды,

другие тонут)

2

«Бумага, ее

качества и

свойства»

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из

бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость,

толщину, впитывающую способность) и свойства

(мнется, рвется, режется, горит)

3

«Посадка лука»

Цель: уточнить представления о луковице, показать

необходимость наличия света и воды для роста и

развития растений

4

«Поплывет не

поплывет»

Цель: развивать представление о весе предметов

Апрель

1

«Здравствуй,

солнечный

зайчик»

Цель: дать представление о том, что «солнечный

зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от

зеркальной поверхности

2

«Веточка

березы»

Цель: наблюдать за появлением листочков на

веточках, поставленных в воду

3

«Древесина, ее

качества и

свойства»

Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из

древесины, определять ее качество (твердость,

структуру поверхности; толщину, степень

прочности) и свойства (режется, горит, не бьется,

не тонет в воде)

4

«Что в пакете»

Цель: дать детям понятие о том, что воздух

находится вокруг нас, он может быть холодным,

теплым, влажным

Май

1

«Спрячь

пуговку»

Цель: способствовать накоплению представлений о

свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная),

вода изменяет цвет

2

«Пирожки для

Мишки»

Цель: расширять знания о свойствах песка,

развивать умение, сравнивать, делать выводы

11

3

«Сравнение

песка, почвы и

глины»

Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и

глины

4

«Ткань, ее

качества и

свойства»

Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее

качество (толщину, степень прочности, мягкость) и

свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит)

Приложение 2

Темы для проектной деятельности в первой младшей группе ДОУ

«

Зачем нужна фасоль»;

«Что такое листопад»;

«Кормим птиц»;

«Наблюдаем за рыбками»;

«Для чего нужны дождевые червяки»;

«Какого цвета осень».

проект «Выращиваем лук» для первой младшей группы ДОУ

проект

« Выращиваем лук»

Цель проекта

Вызвать у детей желание выращивать зелёный лук в домашних

условиях и затем употреблять его в пищу.

Задачи проекта

Дети должны узнать:

какие условия нужны луку для роста;

12

строение лука (откуда будут расти корешки, а откуда — перо);

как практически можно посадить лук на перо в домашних

условиях;

как ухаживать за луком;

в чём польза лука, зачем и как нужно его есть.

Материалы

Посадочный материал — лук (луковицы среднего размера и

одна большая).

Контейнер для посадки лука.

Земля.

Совочки и грабельки.

Леечки с водой.

Баночка или стакан с водой.

Клеёнка для стола.

Влажные салфетки для рук.

Фартуки для детей.

Помощь родителей

Приобретение посадочного материала, контейнера и земли.

Подготовительный

этап

Провести занятие о строении лука и о его пользе.

Основной этап

Посадка лука:

1.

Дети при помощи воспитателя наполняют контейнер землёй с

помощью совочков.

2.

Разравнивают землю грабельками и немного уплотняют её.

3.

Определяют, где у лука будут расти корешки, и сажают его в

землю.

4.

Большую луковицу сажают в банку или стакан с водой (см. на

фотографии).

5.

Поливают лук из леечек.

Уход за луком:

1.

Следят, чтобы земля не пересыхала.

2.

При помощи воспитателя ведут дневник — когда был посажен

лук, когда у него появились корешки (для наблюдения за

13

ростом корешков сажалась в воду большая луковица), когда

начали расти зелёные перья, на сколько сантиметров вырастает

перо за сутки.

Заключительный

этап

Когда лук вырастет довольно большим, его срезают и относят

на кухню.

Повар готовит какое-нибудь блюдо с ним.

Устраивается праздничный обед.

Приложение 3

14

Темы для проектной деятельности во второй младшей группе ДОУ

«Кто в норке живёт»;

«Выращиваем фасоль»;

«Кормим птиц»;

«Как устроен аквариум»;

«Удивительные бабочки»;

«Удивительный снег».

проект «Здравствуй, осень» для второй младшей группы ДОУ

Название

«Здравствуй, осень!»

Задачи

Расширить познания детей об осени как времени года, о погоде

в это время, о природных дарах, которые дарит осень.

Расширить словарный запас детей на осеннюю тему.

Выучить стихотворения и песенки об осени.

Научиться изображать в рисунках осень.

Материалы

Рисунки, карточки, изображения овощей и фруктов;

муляжи овощей и фруктов;

осенние листья;

цветы;

стихи;

бумага, краски, пластилин.

Деятельность

воспитателя

Подбирает стихи и песни;

отбирает игры;

проводит занятия с детьми.

Деятельность

родителей

Подбирают фотографии, литературу;

участвуют в празднике.

15

Мероприятия в ходе

реализации проекта

Подвижные игры;

дидактические игры;

чтение стихов, рассказов и сказок об осени;

разучивание песенок об осени;

создание аппликации «Грибок»;

рисуем осень;

беседы на тему погоды;

рассказ об осенних дарах: овощах, фруктах, грибах, орехах;

составление букетов из осенних листьев и цветов;

просмотр мультфильмов.

Итог проекта

Устройство выставки рисунков, осенних букетов и аппликаций.

Проведение праздничного утренника «Здравствуй, осень!».

Праздничный стол с осенними дарами.

16



В раздел образования