Автор: Фричинская Ольга Евгеньевна
Должность: преподаватель, заместитель директора оу
Учебное заведение: ГБПОУ ДЗМ "МК № 5"
Населённый пункт: г. Москва, ул. Академика Курчатова, 25
Наименование материала: статья
Тема: Настоящее и будущее - взгляд на профессию
Раздел: среднее профессиональное
НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ – ВЗГЛЯД НА ПРОФЕССИЮ.
Реформа
образования
и
инновационные
тенденции
в
развитии
профессионального
образования
в
России
потребовали
серьезных
организационных изменений в подготовке квалифицированных специалистов
среднего звена.
Интенсивная модернизация в здравоохранении лечебных учреждений за
последние годы потребовали пересмотра подходов к содержанию среднего
профессионального
образования
и
готовность
учебного
учреждения
к
реализации
различных
образовательных
«моделей»,
востребованных
на
современном рынке труда.
На
раннем
этапе
профессионального
становления
и
выбора
учащимися
престижной
профессии
медицинского
работника
«главным
ориентиром»
выступала в основном общеобразовательная школа. Теперь эту функцию и с
равной долей ответственности за качество подготовки специалистов среднего
звена разделяет образовательная организация среднего профессионального
обучения — медицинский колледж.
Медицинский
персонал
является
неотъемлемой
частью
медицинской
системы. Они осуществляют контроль и досмотр за больными, проводят
профилактику,
принимают
непосредственное
участие
на
пути
к
выздоровлению каждого больного. Также медсестры и медбратья занимаются
организационной и исследовательской деятельностью.
Фельдшер
имеет
широкую
компетенцию.
В
его
обязанности
входит
множество
аспектов:
диагностика
заболеваний,
беременности,
состояния
здоровья
детей;
медицинские
экспертизы,
например,
на
подтверждение
нетрудоспособности; ведение документации; разработка программы лечения
пациентов; уход за пациентами; лечебные вмешательства
Согласно
Федеральному
государственному
образовательному
стандарту
среднего профессионального образования
выпускники как базовой, так и
углубленной
подготовки,
должны
обладать
как
общими,
так
и
профессиональными
компетенциями,
соответствующими
основным
видам
профессиональной деятельности.
Особую важность в этом случае приобретают качества, которые в процессе
обучения профессии формируются у студентов, как: эмпатичность, честность,
личностная
зрелость,
аккуратность,
высокий
самоконтроль,
оптимизм,
наблюдательность,
внимательность,
уровень
интеллекта,
высокая
эмоциональная устойчивость и другие.
План внеучебной работы в колледже предполагает активную включенность
обучающихся
в
те
виды
профессиональной
деятельности,
которые
им
интересны и которые дополняют их профессиональную компетентность. На
празднике
первокурсника:
«День
знаний»
и
«Посвящение
в
студенты»,
данные
социологического
опроса
«Ощущения
первокурсника»
в
первые
месяцы учебы рассматриваются как информационный блок, способствующий
введению в профессию и знакомству студентов с колледжем.
Выход студентов «Школы профориентаторов» уже на старших 2 и 3 курсах в
школы города для проведения профориентационной работы, способствуют
самоутверждению
в
правильности
выбора
профессионального
пути
и
проверка себя в первых шагах медицинской практики на этапе привлечения
новых абитуриентов.
Социально-психологическая работа по адаптации студентов на начальном
этапе обучения в колледже уделяет особое внимание консультированию и
руководству профессиональной ориентацией. Значимость и необходимость
социального сопровождения на всех этапах профессионального становления
в колледже будущих специалистов усиливается задачей социального заказа о
подготовке профессионально компетентных специалистов среднего звена.
Нами
был
проведен
опрос
среди
обучающихся
1
и
4
курсов
отделений
Лечебное и Сестринское дело.
Отделение Лечебное дело:
1 курс – 63 человека
4 курс – 33 человека
Всего было опрошено 96 человек.
Отделение Сестринское дело:
1 курс – 71 человек
4 курс - 39 человека
Всего было опрошено – 110 человек
К 4 курсу количество студентов значительно уменьшается, так как на 1 курсе,
в большинстве случаев, студенты отсеиваются по причине неверного выбора
профессии. На последующих курсах при изменении семейных обстоятельств,
и
единичные
случаи,
по
причине
невозможности
освоить
клинические
дисциплины.
Особое
внимание
в
профессиональном
самоопределении
студентов
на
первых курсах обучения уделяется не только организации учебных, но и
внеучебных занятий.
Причина выбора профессии ЛД
Желание помогать людям – 65,6% (63 чел)
Посоветовали родители – 33,4% (32чел)
Пошёл (а) вместе с другом – 1% (1чел)
Причина выбора профессии СД
Желание помогать людям -55,5% (61 чел)
Посоветовали родители – 40% (3 чел)
Пошёл (а) вместе с другом – 4,5% (5 чел)
В течение учебного года студенты разных курсов от 1 курса до 4 курса под
руководством
педагогов
—
наставников
активно
привлекаются
к
профессиональной деятельности во внеаудиторной работе. В этот период
планируется и проводится большое количество разнообразных по целям и
задачам мероприятий со студентами всех курсов.
ЛД: В дальнейшем собираюсь работать в государственных ЛПУ г. Москвы –
74,7% (47 чел)
В дальнейшем собираюсь работать в коммерческом ЛПУ г. Москвы – 8% (5
чел)
В не лечебных учреждениях – 0 человек
Продолжить обучение в ВУЗе – 17,5 % (11 чел)
СД: В дальнейшем собираюсь работать в государственных ЛПУ г. Москвы –
69% (49 чел)
В дальнейшем собираюсь работать в коммерческом ЛПУ г. Москвы – 4,2% (3
чел)
В не медицинских учреждениях – 0 человек
Продолжить обучение в ВУЗе -26,8% (19 чел)
ЛД: В дальнейшем собираюсь работать в государственных ЛПУ г. Москвы –
87,9% (47 чел)
В дальнейшем собираюсь работать в коммерческом ЛПУ г. Москвы – 3%(1
чел)
В не медицинских учреждениях – 0 человек
Продолжить обучение в ВУЗе -9,1% (3 чел)
СД: В дальнейшем собираюсь работать в государственных ЛПУ г. Москвы –
66,7% (47 чел)
В дальнейшем собираюсь работать в коммерческом ЛПУ г. Москвы – 10,3% (4
чел)
В не медицинских учреждениях – 5,1% (2 чел)
Продолжить обучение в ВУЗе -17,9% (7 чел)
После прохождения производственной практики на 4 курсе меняется решение
студентов о дальнейшем трудоустройстве. Этому способствует более близкое
знакомство с выбранной профессией.
ЛД: Да – 81,8% (27 чел)
Нет –15,2% ( 5 чел)
Частично – 1% (1 чел)
СД: Да – 94,9% (37 чел)
Нет – 5,1% (2 чел)
Частично -0 человек
Особо привлекательной, как показала профориентационная работа с
обучающимися на начальных и старших курсах, является волонтерская
работа. По итогам работы на городских мероприятиях, в колледже
сформировалась постоянная команда волонтеров, которая принимает участие
в различных акциях. Волонтеры колледжа принимают активное участие во
многих городских мероприятиях.
Кроме этого необходима повседневная индивидуальная работа специалистов
службы сопровождения колледжа с проблемными студентами, которая
обеспечивает привлечение отстающих в учебе к участию в многочисленных
массовых мероприятиях по профессиональной ориентации и хорошо
организованное постижение будущей профессии.
Социальное сопровождение позволяет студентам активнее и самостоятельнее
преодолевать социально-психологические проблемы в процессе адаптации к
учебе и отношениях в студенческой группе. В масштабах колледжа такая
деятельность службы социального сопровождения определяет сохранность
контингента обучающихся
.