Автор: Автушенко Анастасия Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №14
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: Конспект урока по математике 3 класс.
Тема: "Задачи на увеличение числа в несколько раз"
Раздел: начальное образование
Задачи на увеличение числа в несколько раз
Цели: познакомить
с
задачами
на
увеличение
числа
в
несколько
раз;
закреплять знание таблицы умножения и деления с числами 2, 3, 4; развивать
умение работать самостоятельно.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на увеличение
числа
в
несколько
раз;
пользоваться
таблицей
умножения
и
деления;
выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
(Несколько учеников получают карточку с заданием.)
— Составь задачу, используя данные таблицы, и реши ее. Составь и реши
две обратные задачи.
Цена
Количество
Стоимость
8 руб.
4 шт.
?
(Один ученик работает у доски.) — Заполни таблицу.
Множитель
7
4
4
3
4
Множитель
6
3
9
4
5
Произведение
21
18
16
27
12
36
2. Работа над задачами
(Учитель читает задачу. Учащиеся поднимают карточку со знаком действия,
которым она решается, и называют ответ.)
• За 3 л молока заплатили 90 руб. Сколько стоит 1 л молока? (:, 30руб.)
•
В столовой истратили 5 пакетов муки по 3 кг каждый. Сколько муки
истратили? (•, 15кг.)
•
Мама купила 3 кг муки и 2 кг крупы. Сколько килограммов продуктов
купила мама? (+, 5 кг.)
•
На одно платье идет 2 м ткани. Сколько платьев можно сшить из 12 м
ткани? (:, 6п.)
• В коробке 20 банок сгущенного молока. Купили 5 банок. Сколько банок
молока осталось в коробке? (—, 156.)
- Подставьте вместо буквы х числа и заполните таблицу.
Да.х — четное?Нет
: 2 + 7
X
8
7
9
19
16
14
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
ill. Самоопределение к деятельности
— Положите на парту 2 синих круга.
— Под ними положите 2 красных круга. Что можно сказать о количестве
синих и красных кругов? (Их поровну.)
— Положите еще 2 красных круга. Что теперь можно сказать о количестве
синих и красных кругов? (Синих кругов на 2 меньше, чем красных, а красных
на 2 больше, чем синих.)
— Положите еще 2 красных круга. Что теперь можно сказать о количестве
фигур? (Синих кругов на 4меньше, чем красных, а красных на 4 больше, чем
синих.)
— Положите еще 2 красных круга. Сколько раз по 2 круга мы брали? (4раза.)
— Можно сказать, что красных кругов в 4 раза больше, чем синих. А что
можно сказать о синих кругах? (Их в 4 раза меньше, чем красных.)
— Кто понял, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Решать задачи
на увеличение числа в несколько раз.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
— Прочитайте запись радом с красной чертой на с. 36. Каким действием
находят число, которое в несколько раз больше данного? (Умножением.)
№ 1 (с. 36).
— Прочитайте задачу. Сколько зеленых мячей купили? Нарисуйте их.
— Сколько красных мячей купили? Что значит «в 3 раза больше»? (Число
5повторяется Зраза.)
— Нарисуйте красные мячи.
— Запишите решение задачи. (5 • 3 = 15 (м.).)
Дополнительное задание
— Сделайте рисунок и решите задачу самостоятельно. Ластик стоит 2 руб., а
тетрадь в 4 раза дороже. Сколько стоит
тетрадь?
(Проверка по образцу. Самооценка.)
Решение: 2-4 = 8 (руб.). Ответ: тетрадь стоит 8 руб.
№3(с.36).
— Какие уравнения нельзя решить? Почему? (78 + х = 40, так как, когда
прибавляем, становится больше, а не меньше. 50 — х — 64, так как, когда
вычитаем, становится меньше, а не больше.)
— Как можно их исправить? (Поменять знак + на —, а — на + или поменять
в уравнении местами слагаемое и сумму, уменьшаемое и разность.)
— Выберите любой способ, исправьте уравнения и решите их. (Проверка.)
№4 (с. 36).
— Какие правила нужно вспомнить, чтобы правильно вычислить? (При
умножении числа на 1 получается то же самое число. При умножении числа
пи О. получается 0.)
— Запишите выражения и найдите их значения.
Физкультминутка
Тихо плещется вода,
Мы плывем по теплой речке.(Волнообразные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались кто куда.(Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть. Погуляем,(Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох
И садимся на песок.(Сесть за парту.)
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№25 (с. 16).
(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу.)
Решение:
1) 45 - 5 = 40 (р.) — на второй стене;
2) 40 + 7 т 47 (р.).
Ответ: на третьей стене 47 рисунков.
№26(с.16),27(с.17).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке называют
ответы.)
№28 (с. 17).
(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу. Самооценка.)
Ответы:
1) 1 и11, 2 и 10, 3 и 9, 4 и 8, 5 и 7, 6 и 6;
2) поровну.
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 36). Самостоятельное выполнение. Проверка.)
- Чему равна длина второго отрезка? (8-4 = 32 (мм).)
- Выразите длину в более крупных единицах. (32мм = 3 см 2мм.)
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
- С каким видом задач вы познакомились сегодня на уроке?
- Что значит «в 5 раз больше»?
- С какими заданиями вы сегодня легко справились?
- В каких заданиях вы допустили ошибки?
Домашнее задание
Учебник: № 2, 5, 6 (с. 36).