Напоминание

Проектная и исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС .


Автор: Мануйлова Вера Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ№ 25
Населённый пункт: ст Челбасская,Каневской район,Краснодарский край
Наименование материала: статья.
Тема: Проектная и исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС .
Раздел: начальное образование





Назад




Мануйлова В.А

учитель начальных классов

МБОУ ООШ № 25

ст Челбасская

Проектная

и

исследовательская

деятельность

в

условиях

реализации

ФГОС .

1.Введение.

Проектная

и

исследовательская

деятельность

способствует

формированию

умения

самостоятельно

добывать

новые

знания,

собирать

необходимую

информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Для

начала

ответим

на

вопрос

«Может

ли

младший

школьник

быть

исследователем?» Многие считают, что исследователем человек может стать

только тогда, когда приобрётёт жизненный опыт, будет иметь определённый

запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас

знаний,

тот,

кто

исследует

должен

сам

«узнать»,

«выяснить»,

«понять»,

«сделать вывод». Исследовательская деятельность являе

тся врождённой потре

бностью, нужно только е

ё развивать, а не

подавлять в этом опре

де

лённую

роль играют окружающая сре

да, родите

ли и образовате

льные

учре

жде

ния

2.Соде

ржание

.

Иссле

довате

льская

работа –

работа,

связанная

с

ре

ше

ние

м

творче

ской,

иссле

довате

льской

задачи с

заране

е

не

изве

стным

ре

зультатом.

Если

научное

иссле

дование

направле

но на выясне

ние

истины, на получе

ние

нового

знания,

то

уче

бное

иссле

дование

име

е

т

це

лью

приобре

те

ние

учащимися навыка иссле

довате

льской де

яте

льности, освое

ния иссле

довате

льского типа мышле

ния, формирования активной позиции в проце

ссе

обуче

ния. Такая работа име

е

т большое

сходство с прое

ктом. Однако в данном

случае

иссле

дование

– это лишь этап прое

ктной работы.

Прое

к т –

работа,

направле

нная

на ре

ше

ние

конкре

тной

пробле

мы,

на

достиже

ние

оптимальным

способом заране

е

запланированного ре

зультата.

Прое

кт може

т включать эле

ме

нты докладов, ре

фе

ратов, иссле

дований и

любых

других

видов

самостояте

льной

творче

ской

работы

учащихся,

но

только как способов достиже

ния ре

зультата прое

кта.

Уче

бный прое

кт – спе

циально организованная уче

бная де

яте

льность с це

лью:

приобре

те

ния

и

закре

пле

ния

учащимися

знаний,

уме

ний

и

навыков,развития

творче

ских

способносте

й,

получе

ния

опыта

самостояте

льной

де

яте

льности

в

изучае

мом

направле

нии

профе

ссиональной

подготовки.

Ме

тод

прое

ктов

совокупность

пе

дагогиче

ских

прие

мов

и

опе

раций,

осуще

ствляе

мых

пре

подавате

ле

м

и

учащимися

в

проце

ссе

личностно

значимой

де

яте

льности

с

це

лью

активизации

познавате

льных

инте

ре

сов учащихся, направле

нных на достиже

ние

выше

пе

ре

числе

нных

це

ле

й.

Це

ль прое

ктной де

яте

льности - формирование

у учащихся уме

ний и

навыков

прое

ктной

и

иссле

довате

льской

де

яте

льности

при

компе

те

нтностном подходе

к обуче

нию, поэтому оце

нивать пре

длагае

тся: сте

пе

нь

самостояте

льности в выполне

нии различных этапов работы над прое

ктом;

сте

пе

нь включе

нности в групповую работу и че

ткость выполне

ния отве

де

нной роли; количе

ство новой информации, использованной для выполне

ния

прое

кта;

сте

пе

нь

осмысле

ния

использованной

информации;

урове

нь

с л ож н о с т и

и

с т е

пе

н ь

в л а д е

ния

использованными

ме

тодиками;

оригинальность иде

и, способа ре

ше

ния пробле

мы; осмысле

ние

пробле

мы

прое

кта

и

формулирование

це

ли

прое

кта

или

иссле

дования;

урове

нь

организации и прове

де

ния пре

зе

нтации (устного сообще

ния, письме

нного

отче

та, обе

спе

че

ния объе

ктами наглядности);владе

ние

ре

фле

ксие

й; творче

ский подход в подготовке

объе

ктов наглядности пре

зе

нтации; социальное

и

прикладное

значе

ние

получе

нных ре

зультатов.

Прое

ктная

и

иссле

довате

льская

де

яте

льность

начинае

тся

с

постановки пробле

мы, интригующе

го вопроса, который не

обходимо сначала

раскрыть, показать е

го актуальность, иссле

довать соде

ржание

этой пробле

мы, а зате

м пре

дложить ре

ше

ние

(вывод). Вам пре

длагае

тся прове

сти

иссле

дование

пробле

много

вопроса,

показать

этапы

этого

иссле

дования,

статистиче

ские

данные

,

которые

сле

дуе

т

отобразить

в

таблицах

и

диаграммах, графиче

ских изображе

ниях, слайд-шоу.

По окончании работы учащие

ся должны защитить свой прое

кт, т.е

.

проанализировать свою иссле

довате

льскую де

яте

льность и сде

лать выводы.

Ре

зультатом работы над прое

ктом могут быть: пре

дложе

ния по ре

ше

нию

пробле

мы, информационный букле

т, виде

оролик, клип и т.п.

Есть ряд обстояте

льств, которые

не

обходимо учитывать, организуя

прое

ктную и иссле

довате

льскую де

яте

льность учащихся. Учаще

муся не

може

т

быть

пре

дложе

на

в

каче

стве

прое

кта

работа,

для

выполне

ния

которой у не

го не

т никаких знаний и уме

ний, при том что эти знания и уме

ния е

му не

где

найти и приобре

сти. Иными словами, для работы над прое

ктом автор долже

н име

ть опре

де

ле

нный исходный (пусть минимальный)

урове

нь готовности. И, коне

чно, не

може

т быть прое

ктом работа оче

нь

знакомая, многократно ране

е

выполнявшаяся, не

тре

бующая поиска новых

ре

ше

ний

и

соотве

тстве

нно

не

дающая

возможности

приобре

сти

новые

знания и уме

ния.

Есть и другая особе

нность. Чтобы пробле

ма прое

кта мотивировала

учаще

гося на активную работу, е

го це

ль поначалу должна носить скрытый

характе

р, порождать пробле

му. Пробле

матизация являе

тся пе

рвым этапом

работы над прое

ктом – не

обходимо оце

нить име

ющие

ся обстояте

льства и

сформулировать пробле

му. На этом этапе

возникае

т пе

рвичный мотив к де

яте

льности, так как наличие

пробле

мы порождае

т ощуще

ние

дисгармонии

и вызывае

т стре

мле

ние

е

е

пре

одоле

ть. Возникае

т свое

образное

«присвое

ние

» учащимся пробле

мы, наде

ле

ние

е

е

личностным смыслом. Так появляе

тся

не

обходимость

опре

де

лить

и

сформулировать

це

ль

де

яте

льности.

Соотве

тстве

нно сле

дующий, второй этап работы – це

ле

полагание

.

На этом

этапе

пробле

ма пре

образуе

тся в личностно значимую це

ль и приобре

тае

т

образ ожидае

мого ре

зультата, который в дальне

йше

м воплотится в прое

ктном продукте

. В этот моме

нт у автора возникае

т масса иде

й (не

все

гда ре

алистиче

ских), что е

ще

больше

укре

пляе

т мотив к де

яте

льности. Наличие

исходной

пробле

мы

и

понимание

коне

чной

це

ли

работы

заставляют

приступить к де

яте

льности, которая должна начинаться с разработки плана.

Планирование

важне

йший

этап

работы

над

прое

ктом,

в

ре

зультате

которого ясные

оче

ртания приобре

тае

т не

только отдале

нная це

ль, но и

ближайшие

шаги. Ре

ализация име

юще

гося плана – сле

дующий этап прое

ктного цикла. Это пе

риод максимального коле

бания мотива. По заве

рше

нии

работы автор долже

н сравнить получе

нный ре

зультат со своим замыслом, е

сли е

сть возможность, вне

сти исправле

ния. Это этап осмысле

ния, анализа

допуще

нных ошибок, попыток увиде

ть пе

рспе

ктиву работы, оце

нки своих

достиже

ний, чувств и эмоций, возникших в ходе

и по окончании работы.

Кроме

того, автору не

обходимо оце

нить, какие

изме

не

ния произошли в не

м

самом, че

му он научился, что узнал, как изме

нился е

го взгляд на пробле

му,

какой жизне

нный опыт он приобре

л. Все

это и являе

тся соде

ржание

м этапа

самооце

нки и ре

фле

ксии – заве

ршающе

го этапа работы.

Итак, основные

этапы работы над прое

ктной и иссле

довате

льской де

яте

льностью

это пробле

матизация,

це

ле

полагание

,

планирование

,

ре

ализация, ре

фле

ксия. Однако внутри каждого этапа е

сть боле

е

ме

лкие

, но

оче

нь важные

шаги, которые

не

обходимо выполнять в ходе

работы. Опре

де

лить порядок и сроки выполне

ния работы – разработать график. На этапе

ре

ализации плана може

т возникнуть не

обходимость вне

сти опре

де

ле

нные

изме

не

ния в задачи отде

льных этапов и в способы работы, а иногда може

т

изме

ниться

пре

дставле

ние

автора

о

коне

чном

ре

зультате

,

прое

ктном

продукте

. Заве

ршае

тся прое

кт

обычно пре

зе

нтацие

й найде

нного автором

способа

ре

ше

ния

исходной

пробле

мы

.После

довате

льно

приде

рживаясь

плана

прое

ктной

и

иссле

довате

льской

де

яте

льностью

учащийся

може

т

проанализировать получе

нные

ре

зультаты.

3.Анализ получе

нных ре

зультатов

.

На этом этапе

можно также

воспользоваться сле

дующе

й таблице

й, чтобы

убе

диться, что все

иде

т правильно:

Вопрос

Отве

т

Поче

му выбрана эта те

ма прое

кта

Пробле

ма прое

кта

Что надо сде

лать, чтобы ре

шить

данную пробле

му

Це

ль прое

кта

Что ты создашь, чтобы це

ль была

достигнута

Образ прое

ктного продукта (ожидае

мый ре

зультат)

Если ты сде

лае

шь такой продукт,

достигне

шь ли ты це

ли прое

кта и

буде

т ли в этом случае

ре

ше

на е

го

пробле

ма

Суще

ствуе

т ли не

обходимая связь ме

жду пробле

мой, це

лью и прое

ктным

продуктом

Какие

шаги ты долже

н проде

лать от

пробле

мы прое

кта до ре

ализации це

ли прое

кта

Пе

ре

числе

ние

основных этапов

работы

Все

ли у те

бя е

сть, чтобы проде

лать

эти шаги (информация, оборудование

и проче

е

для прове

де

ния иссле

дований, мате

риалы для изготовле

ния продукта, че

го не

хватае

т, где

это найти, что ты уже

уме

е

шь де

лать и че

му приде

тся научиться)

Разве

рнутый план работы

Когда ты буде

шь осуще

ствлять все

не

обходимое

Индивидуальный график прое

ктной

работы

4.Обобще

ние

.

Совме

стная работа взрослых и де

те

й. В проце

ссе

работы над прое

ктами и

иссле

довате

льскими

работами

могут

возникнуть

трудности

объе

ктивного

характе

ра. Это связанно с рядом возрастных особе

нносте

й. В работе

над

прое

ктами не

обходимо участие

взрослых, в той ме

ре

, которое

не

обходимо

де

тям. Практика показывае

т, что совме

стная прое

ктная де

яте

льность пре

доставляе

т такие

возможности, которые

ве

дут к сплоче

нию . Совме

стная

прое

ктная де

яте

льность де

те

й младше

го школьного возраста, пе

дагогов,

родите

ле

й создае

т ситуацию успе

ха, радости, удовле

творе

ния, способствуе

т

формированию чутких взаимоотноше

ний ме

жду родите

лями, де

тьми, учите

лями». С точки зре

ния учаще

гося, уче

бный прое

кт – это возможность де

лать

что-то инте

ре

сное

самостояте

льно, в группе

, или самому, это поисковая де

яте

льность , позволяющая проявить се

бя, попробовать свои силы, публично

показать свой ре

зультат. Это де

яте

льность , направле

нная на ре

ше

ние

инте

ре

сной пробле

мы, сформулированной самими учащимися в виде

це

ли и

задачи.

Список лите

ратуры

Воронцов А.Б. Практика развивающе

го обуче

ния по систе

ме

Д.Б. Эльконина

ДавыдоваМ.,1998.

Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Ме

тодиче

ские

ре

коме

ндации «Ме

тод прое

ктов как те

хнология формирования ключе

вых компе

те

нтносте

й учащихся». – Самара, 2003.

Гузе

е

в В. В. «Ме

тод прое

ктов» как частный случай инте

гративной

Ксе

нзова Г. Уроки самоконтроля и самооце

нки: це

ли, компоне

нты,

Кузне

цова Л.М. Оце

нка знаний учащихся и новая те

хнология обуче

ния // Образование

в

совре

ме

нной школе

.

2001

. №

9

.

Родионов В.А. Крите

риальное

оце

нивание

: история развития // Социальная

профилактика и здоровье

.

2006

. №

6

.

Се

ле

вко Г.К. Совре

ме

нные

образовате

льные

те

хнологии. – М.: Народное

образование

,

1998



В раздел образования