Автор: Мануйлова Вера Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ№ 25
Населённый пункт: ст Челбасская,Каневской район,Краснодарский край
Наименование материала: статья.
Тема: Проектная и исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС .
Раздел: начальное образование
Мануйлова В.А
учитель начальных классов
МБОУ ООШ № 25
ст Челбасская
Проектная
и
исследовательская
деятельность
в
условиях
реализации
ФГОС .
1.Введение.
Проектная
и
исследовательская
деятельность
способствует
формированию
умения
самостоятельно
добывать
новые
знания,
собирать
необходимую
информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Для
начала
ответим
на
вопрос
«Может
ли
младший
школьник
быть
исследователем?» Многие считают, что исследователем человек может стать
только тогда, когда приобрётёт жизненный опыт, будет иметь определённый
запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас
знаний,
тот,
кто
исследует
должен
сам
«узнать»,
«выяснить»,
«понять»,
«сделать вывод». Исследовательская деятельность являе
ﹶ
тся врождённой потре
ﹶ
бностью, нужно только е
ﹶ
ё развивать, а не
ﹶ
подавлять в этом опре
ﹶ
де
ﹶ
лённую
роль играют окружающая сре
ﹶ
да, родите
ﹶ
ли и образовате
ﹶ
льные
ﹶ
учре
ﹶ
жде
ﹶ
ния
2.Соде
ﹶ
ржание
ﹶ
.
Иссле
ﹶ
довате
ﹶ
льская
работа –
работа,
связанная
с
ре
ﹶ
ше
ﹶ
ние
ﹶ
м
творче
ﹶ
ской,
иссле
ﹶ
довате
ﹶ
льской
задачи с
заране
ﹶ
е
ﹶ
не
ﹶ
изве
ﹶ
стным
ре
ﹶ
зультатом.
Если
научное
ﹶ
иссле
ﹶ
дование
ﹶ
направле
ﹶ
но на выясне
ﹶ
ние
ﹶ
истины, на получе
ﹶ
ние
ﹶ
нового
знания,
то
уче
ﹶ
бное
ﹶ
иссле
ﹶ
дование
ﹶ
име
ﹶ
е
ﹶ
т
це
ﹶ
лью
приобре
ﹶ
те
ﹶ
ние
ﹶ
учащимися навыка иссле
ﹶ
довате
ﹶ
льской де
ﹶ
яте
ﹶ
льности, освое
ﹶ
ния иссле
ﹶ
довате
ﹶ
льского типа мышле
ﹶ
ния, формирования активной позиции в проце
ﹶ
ссе
ﹶ
обуче
ﹶ
ния. Такая работа име
ﹶ
е
ﹶ
т большое
ﹶ
сходство с прое
ﹶ
ктом. Однако в данном
случае
ﹶ
иссле
ﹶ
дование
ﹶ
– это лишь этап прое
ﹶ
ктной работы.
Прое
ﹶ
к т –
работа,
направле
ﹶ
нная
на ре
ﹶ
ше
ﹶ
ние
ﹶ
конкре
ﹶ
тной
пробле
ﹶ
мы,
на
достиже
ﹶ
ние
ﹶ
оптимальным
способом заране
ﹶ
е
ﹶ
запланированного ре
ﹶ
зультата.
Прое
ﹶ
кт може
ﹶ
т включать эле
ﹶ
ме
ﹶ
нты докладов, ре
ﹶ
фе
ﹶ
ратов, иссле
ﹶ
дований и
любых
других
видов
самостояте
ﹶ
льной
творче
ﹶ
ской
работы
учащихся,
но
только как способов достиже
ﹶ
ния ре
ﹶ
зультата прое
ﹶ
кта.
Уче
ﹶ
бный прое
ﹶ
кт – спе
ﹶ
циально организованная уче
ﹶ
бная де
ﹶ
яте
ﹶ
льность с це
ﹶ
лью:
приобре
ﹶ
те
ﹶ
ния
и
закре
ﹶ
пле
ﹶ
ния
учащимися
знаний,
уме
ﹶ
ний
и
навыков,развития
творче
ﹶ
ских
способносте
ﹶ
й,
получе
ﹶ
ния
опыта
самостояте
ﹶ
льной
де
ﹶ
яте
ﹶ
льности
в
изучае
ﹶ
мом
направле
ﹶ
нии
профе
ﹶ
ссиональной
подготовки.
Ме
ﹶ
тод
прое
ﹶ
ктов
—
совокупность
пе
ﹶ
дагогиче
ﹶ
ских
прие
ﹶ
мов
и
опе
ﹶ
раций,
осуще
ﹶ
ствляе
ﹶ
мых
пре
ﹶ
подавате
ﹶ
ле
ﹶ
м
и
учащимися
в
проце
ﹶ
ссе
ﹶ
личностно
значимой
де
ﹶ
яте
ﹶ
льности
с
це
ﹶ
лью
активизации
познавате
ﹶ
льных
инте
ﹶ
ре
ﹶ
сов учащихся, направле
ﹶ
нных на достиже
ﹶ
ние
ﹶ
выше
ﹶ
пе
ﹶ
ре
ﹶ
числе
ﹶ
нных
це
ﹶ
ле
ﹶ
й.
Це
ﹶ
ль прое
ﹶ
ктной де
ﹶ
яте
ﹶ
льности - формирование
ﹶ
у учащихся уме
ﹶ
ний и
навыков
прое
ﹶ
ктной
и
иссле
ﹶ
довате
ﹶ
льской
де
ﹶ
яте
ﹶ
льности
при
компе
ﹶ
те
ﹶ
нтностном подходе
ﹶ
к обуче
ﹶ
нию, поэтому оце
ﹶ
нивать пре
ﹶ
длагае
ﹶ
тся: сте
ﹶ
пе
ﹶ
нь
самостояте
ﹶ
льности в выполне
ﹶ
нии различных этапов работы над прое
ﹶ
ктом;
сте
ﹶ
пе
ﹶ
нь включе
ﹶ
нности в групповую работу и че
ﹶ
ткость выполне
ﹶ
ния отве
ﹶ
де
ﹶ
нной роли; количе
ﹶ
ство новой информации, использованной для выполне
ﹶ
ния
прое
ﹶ
кта;
сте
ﹶ
пе
ﹶ
нь
осмысле
ﹶ
ния
использованной
информации;
урове
ﹶ
нь
с л ож н о с т и
и
с т е
ﹶ
пе
ﹶ
н ь
в л а д е
ﹶ
ния
использованными
ме
ﹶ
тодиками;
оригинальность иде
ﹶ
и, способа ре
ﹶ
ше
ﹶ
ния пробле
ﹶ
мы; осмысле
ﹶ
ние
ﹶ
пробле
ﹶ
мы
прое
ﹶ
кта
и
формулирование
ﹶ
це
ﹶ
ли
прое
ﹶ
кта
или
иссле
ﹶ
дования;
урове
ﹶ
нь
организации и прове
ﹶ
де
ﹶ
ния пре
ﹶ
зе
ﹶ
нтации (устного сообще
ﹶ
ния, письме
ﹶ
нного
отче
ﹶ
та, обе
ﹶ
спе
ﹶ
че
ﹶ
ния объе
ﹶ
ктами наглядности);владе
ﹶ
ние
ﹶ
ре
ﹶ
фле
ﹶ
ксие
ﹶ
й; творче
ﹶ
ский подход в подготовке
ﹶ
объе
ﹶ
ктов наглядности пре
ﹶ
зе
ﹶ
нтации; социальное
ﹶ
и
прикладное
ﹶ
значе
ﹶ
ние
ﹶ
получе
ﹶ
нных ре
ﹶ
зультатов.
Прое
ﹶ
ктная
и
иссле
ﹶ
довате
ﹶ
льская
де
ﹶ
яте
ﹶ
льность
начинае
ﹶ
тся
с
постановки пробле
ﹶ
мы, интригующе
ﹶ
го вопроса, который не
ﹶ
обходимо сначала
раскрыть, показать е
ﹶ
го актуальность, иссле
ﹶ
довать соде
ﹶ
ржание
ﹶ
этой пробле
ﹶ
мы, а зате
ﹶ
м пре
ﹶ
дложить ре
ﹶ
ше
ﹶ
ние
ﹶ
(вывод). Вам пре
ﹶ
длагае
ﹶ
тся прове
ﹶ
сти
иссле
ﹶ
дование
ﹶ
пробле
ﹶ
много
вопроса,
показать
этапы
этого
иссле
ﹶ
дования,
статистиче
ﹶ
ские
ﹶ
данные
ﹶ
,
которые
ﹶ
сле
ﹶ
дуе
ﹶ
т
отобразить
в
таблицах
и
диаграммах, графиче
ﹶ
ских изображе
ﹶ
ниях, слайд-шоу.
По окончании работы учащие
ﹶ
ся должны защитить свой прое
ﹶ
кт, т.е
ﹶ
.
проанализировать свою иссле
ﹶ
довате
ﹶ
льскую де
ﹶ
яте
ﹶ
льность и сде
ﹶ
лать выводы.
Ре
ﹶ
зультатом работы над прое
ﹶ
ктом могут быть: пре
ﹶ
дложе
ﹶ
ния по ре
ﹶ
ше
ﹶ
нию
пробле
ﹶ
мы, информационный букле
ﹶ
т, виде
ﹶ
оролик, клип и т.п.
Есть ряд обстояте
ﹶ
льств, которые
ﹶ
не
ﹶ
обходимо учитывать, организуя
прое
ﹶ
ктную и иссле
ﹶ
довате
ﹶ
льскую де
ﹶ
яте
ﹶ
льность учащихся. Учаще
ﹶ
муся не
ﹶ
може
ﹶ
т
быть
пре
ﹶ
дложе
ﹶ
на
в
каче
ﹶ
стве
ﹶ
прое
ﹶ
кта
работа,
для
выполне
ﹶ
ния
которой у не
ﹶ
го не
ﹶ
т никаких знаний и уме
ﹶ
ний, при том что эти знания и уме
ﹶ
ния е
ﹶ
му не
ﹶ
где
ﹶ
найти и приобре
ﹶ
сти. Иными словами, для работы над прое
ﹶ
ктом автор долже
ﹶ
н име
ﹶ
ть опре
ﹶ
де
ﹶ
ле
ﹶ
нный исходный (пусть минимальный)
урове
ﹶ
нь готовности. И, коне
ﹶ
чно, не
ﹶ
може
ﹶ
т быть прое
ﹶ
ктом работа оче
ﹶ
нь
знакомая, многократно ране
ﹶ
е
ﹶ
выполнявшаяся, не
ﹶ
тре
ﹶ
бующая поиска новых
ре
ﹶ
ше
ﹶ
ний
и
соотве
ﹶ
тстве
ﹶ
нно
не
ﹶ
дающая
возможности
приобре
ﹶ
сти
новые
ﹶ
знания и уме
ﹶ
ния.
Есть и другая особе
ﹶ
нность. Чтобы пробле
ﹶ
ма прое
ﹶ
кта мотивировала
учаще
ﹶ
гося на активную работу, е
ﹶ
го це
ﹶ
ль поначалу должна носить скрытый
характе
ﹶ
р, порождать пробле
ﹶ
му. Пробле
ﹶ
матизация являе
ﹶ
тся пе
ﹶ
рвым этапом
работы над прое
ﹶ
ктом – не
ﹶ
обходимо оце
ﹶ
нить име
ﹶ
ющие
ﹶ
ся обстояте
ﹶ
льства и
сформулировать пробле
ﹶ
му. На этом этапе
ﹶ
возникае
ﹶ
т пе
ﹶ
рвичный мотив к де
ﹶ
яте
ﹶ
льности, так как наличие
ﹶ
пробле
ﹶ
мы порождае
ﹶ
т ощуще
ﹶ
ние
ﹶ
дисгармонии
и вызывае
ﹶ
т стре
ﹶ
мле
ﹶ
ние
ﹶ
е
ﹶ
е
ﹶ
пре
ﹶ
одоле
ﹶ
ть. Возникае
ﹶ
т свое
ﹶ
образное
ﹶ
«присвое
ﹶ
ние
ﹶ
» учащимся пробле
ﹶ
мы, наде
ﹶ
ле
ﹶ
ние
ﹶ
е
ﹶ
е
ﹶ
личностным смыслом. Так появляе
ﹶ
тся
не
ﹶ
обходимость
опре
ﹶ
де
ﹶ
лить
и
сформулировать
це
ﹶ
ль
де
ﹶ
яте
ﹶ
льности.
Соотве
ﹶ
тстве
ﹶ
нно сле
ﹶ
дующий, второй этап работы – це
ﹶ
ле
ﹶ
полагание
ﹶ
.
На этом
этапе
ﹶ
пробле
ﹶ
ма пре
ﹶ
образуе
ﹶ
тся в личностно значимую це
ﹶ
ль и приобре
ﹶ
тае
ﹶ
т
образ ожидае
ﹶ
мого ре
ﹶ
зультата, который в дальне
ﹶ
йше
ﹶ
м воплотится в прое
ﹶ
ктном продукте
ﹶ
. В этот моме
ﹶ
нт у автора возникае
ﹶ
т масса иде
ﹶ
й (не
ﹶ
все
ﹶ
гда ре
ﹶ
алистиче
ﹶ
ских), что е
ﹶ
ще
ﹶ
больше
ﹶ
укре
ﹶ
пляе
ﹶ
т мотив к де
ﹶ
яте
ﹶ
льности. Наличие
ﹶ
исходной
пробле
ﹶ
мы
и
понимание
ﹶ
коне
ﹶ
чной
це
ﹶ
ли
работы
заставляют
приступить к де
ﹶ
яте
ﹶ
льности, которая должна начинаться с разработки плана.
Планирование
ﹶ
–
важне
ﹶ
йший
этап
работы
над
прое
ﹶ
ктом,
в
ре
ﹶ
зультате
ﹶ
которого ясные
ﹶ
оче
ﹶ
ртания приобре
ﹶ
тае
ﹶ
т не
ﹶ
только отдале
ﹶ
нная це
ﹶ
ль, но и
ближайшие
ﹶ
шаги. Ре
ﹶ
ализация име
ﹶ
юще
ﹶ
гося плана – сле
ﹶ
дующий этап прое
ﹶ
ктного цикла. Это пе
ﹶ
риод максимального коле
ﹶ
бания мотива. По заве
ﹶ
рше
ﹶ
нии
работы автор долже
ﹶ
н сравнить получе
ﹶ
нный ре
ﹶ
зультат со своим замыслом, е
ﹶ
сли е
ﹶ
сть возможность, вне
ﹶ
сти исправле
ﹶ
ния. Это этап осмысле
ﹶ
ния, анализа
допуще
ﹶ
нных ошибок, попыток увиде
ﹶ
ть пе
ﹶ
рспе
ﹶ
ктиву работы, оце
ﹶ
нки своих
достиже
ﹶ
ний, чувств и эмоций, возникших в ходе
ﹶ
и по окончании работы.
Кроме
ﹶ
того, автору не
ﹶ
обходимо оце
ﹶ
нить, какие
ﹶ
изме
ﹶ
не
ﹶ
ния произошли в не
ﹶ
м
самом, че
ﹶ
му он научился, что узнал, как изме
ﹶ
нился е
ﹶ
го взгляд на пробле
ﹶ
му,
какой жизне
ﹶ
нный опыт он приобре
ﹶ
л. Все
ﹶ
это и являе
ﹶ
тся соде
ﹶ
ржание
ﹶ
м этапа
самооце
ﹶ
нки и ре
ﹶ
фле
ﹶ
ксии – заве
ﹶ
ршающе
ﹶ
го этапа работы.
Итак, основные
ﹶ
этапы работы над прое
ﹶ
ктной и иссле
ﹶ
довате
ﹶ
льской де
ﹶ
яте
ﹶ
льностью
–
это пробле
ﹶ
матизация,
це
ﹶ
ле
ﹶ
полагание
ﹶ
,
планирование
ﹶ
,
ре
ﹶ
ализация, ре
ﹶ
фле
ﹶ
ксия. Однако внутри каждого этапа е
ﹶ
сть боле
ﹶ
е
ﹶ
ме
ﹶ
лкие
ﹶ
, но
оче
ﹶ
нь важные
ﹶ
шаги, которые
ﹶ
не
ﹶ
обходимо выполнять в ходе
ﹶ
работы. Опре
ﹶ
де
ﹶ
лить порядок и сроки выполне
ﹶ
ния работы – разработать график. На этапе
ﹶ
ре
ﹶ
ализации плана може
ﹶ
т возникнуть не
ﹶ
обходимость вне
ﹶ
сти опре
ﹶ
де
ﹶ
ле
ﹶ
нные
ﹶ
изме
ﹶ
не
ﹶ
ния в задачи отде
ﹶ
льных этапов и в способы работы, а иногда може
ﹶ
т
изме
ﹶ
ниться
пре
ﹶ
дставле
ﹶ
ние
ﹶ
автора
о
коне
ﹶ
чном
ре
ﹶ
зультате
ﹶ
,
прое
ﹶ
ктном
продукте
ﹶ
. Заве
ﹶ
ршае
ﹶ
тся прое
ﹶ
кт
обычно пре
ﹶ
зе
ﹶ
нтацие
ﹶ
й найде
ﹶ
нного автором
способа
ре
ﹶ
ше
ﹶ
ния
исходной
пробле
ﹶ
мы
.После
ﹶ
довате
ﹶ
льно
приде
ﹶ
рживаясь
плана
прое
ﹶ
ктной
и
иссле
ﹶ
довате
ﹶ
льской
де
ﹶ
яте
ﹶ
льностью
учащийся
може
ﹶ
т
проанализировать получе
ﹶ
нные
ﹶ
ре
ﹶ
зультаты.
3.Анализ получе
ﹶ
нных ре
ﹶ
зультатов
.
На этом этапе
ﹶ
можно также
ﹶ
воспользоваться сле
ﹶ
дующе
ﹶ
й таблице
ﹶ
й, чтобы
убе
ﹶ
диться, что все
ﹶ
иде
ﹶ
т правильно:
Вопрос
Отве
ﹶ
т
Поче
ﹶ
му выбрана эта те
ﹶ
ма прое
ﹶ
кта
Пробле
ﹶ
ма прое
ﹶ
кта
Что надо сде
ﹶ
лать, чтобы ре
ﹶ
шить
данную пробле
ﹶ
му
Це
ﹶ
ль прое
ﹶ
кта
Что ты создашь, чтобы це
ﹶ
ль была
достигнута
Образ прое
ﹶ
ктного продукта (ожидае
ﹶ
мый ре
ﹶ
зультат)
Если ты сде
ﹶ
лае
ﹶ
шь такой продукт,
достигне
ﹶ
шь ли ты це
ﹶ
ли прое
ﹶ
кта и
буде
ﹶ
т ли в этом случае
ﹶ
ре
ﹶ
ше
ﹶ
на е
ﹶ
го
пробле
ﹶ
ма
Суще
ﹶ
ствуе
ﹶ
т ли не
ﹶ
обходимая связь ме
ﹶ
жду пробле
ﹶ
мой, це
ﹶ
лью и прое
ﹶ
ктным
продуктом
Какие
ﹶ
шаги ты долже
ﹶ
н проде
ﹶ
лать от
пробле
ﹶ
мы прое
ﹶ
кта до ре
ﹶ
ализации це
ﹶ
ли прое
ﹶ
кта
Пе
ﹶ
ре
ﹶ
числе
ﹶ
ние
ﹶ
основных этапов
работы
Все
ﹶ
ли у те
ﹶ
бя е
ﹶ
сть, чтобы проде
ﹶ
лать
эти шаги (информация, оборудование
ﹶ
и проче
ﹶ
е
ﹶ
для прове
ﹶ
де
ﹶ
ния иссле
ﹶ
дований, мате
ﹶ
риалы для изготовле
ﹶ
ния продукта, че
ﹶ
го не
ﹶ
хватае
ﹶ
т, где
ﹶ
это найти, что ты уже
ﹶ
уме
ﹶ
е
ﹶ
шь де
ﹶ
лать и че
ﹶ
му приде
ﹶ
тся научиться)
Разве
ﹶ
рнутый план работы
Когда ты буде
ﹶ
шь осуще
ﹶ
ствлять все
ﹶ
не
ﹶ
обходимое
ﹶ
Индивидуальный график прое
ﹶ
ктной
работы
4.Обобще
ﹶ
ние
ﹶ
.
Совме
ﹶ
стная работа взрослых и де
ﹶ
те
ﹶ
й. В проце
ﹶ
ссе
ﹶ
работы над прое
ﹶ
ктами и
иссле
ﹶ
довате
ﹶ
льскими
работами
могут
возникнуть
трудности
объе
ﹶ
ктивного
характе
ﹶ
ра. Это связанно с рядом возрастных особе
ﹶ
нносте
ﹶ
й. В работе
ﹶ
над
прое
ﹶ
ктами не
ﹶ
обходимо участие
ﹶ
взрослых, в той ме
ﹶ
ре
ﹶ
, которое
ﹶ
не
ﹶ
обходимо
де
ﹶ
тям. Практика показывае
ﹶ
т, что совме
ﹶ
стная прое
ﹶ
ктная де
ﹶ
яте
ﹶ
льность пре
ﹶ
доставляе
ﹶ
т такие
ﹶ
возможности, которые
ﹶ
ве
ﹶ
дут к сплоче
ﹶ
нию . Совме
ﹶ
стная
прое
ﹶ
ктная де
ﹶ
яте
ﹶ
льность де
ﹶ
те
ﹶ
й младше
ﹶ
го школьного возраста, пе
ﹶ
дагогов,
родите
ﹶ
ле
ﹶ
й создае
ﹶ
т ситуацию успе
ﹶ
ха, радости, удовле
ﹶ
творе
ﹶ
ния, способствуе
ﹶ
т
формированию чутких взаимоотноше
ﹶ
ний ме
ﹶ
жду родите
ﹶ
лями, де
ﹶ
тьми, учите
ﹶ
лями». С точки зре
ﹶ
ния учаще
ﹶ
гося, уче
ﹶ
бный прое
ﹶ
кт – это возможность де
ﹶ
лать
что-то инте
ﹶ
ре
ﹶ
сное
ﹶ
самостояте
ﹶ
льно, в группе
ﹶ
, или самому, это поисковая де
ﹶ
яте
ﹶ
льность , позволяющая проявить се
ﹶ
бя, попробовать свои силы, публично
показать свой ре
ﹶ
зультат. Это де
ﹶ
яте
ﹶ
льность , направле
ﹶ
нная на ре
ﹶ
ше
ﹶ
ние
ﹶ
инте
ﹶ
ре
ﹶ
сной пробле
ﹶ
мы, сформулированной самими учащимися в виде
ﹶ
це
ﹶ
ли и
задачи.
Список лите
ﹶ
ратуры
Воронцов А.Б. Практика развивающе
ﹶ
го обуче
ﹶ
ния по систе
ﹶ
ме
ﹶ
Д.Б. Эльконина
ДавыдоваМ.,1998.
Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Ме
ﹶ
тодиче
ﹶ
ские
ﹶ
ре
ﹶ
коме
ﹶ
ндации «Ме
ﹶ
тод прое
ﹶ
ктов как те
ﹶ
хнология формирования ключе
ﹶ
вых компе
ﹶ
те
ﹶ
нтносте
ﹶ
й учащихся». – Самара, 2003.
Гузе
ﹶ
е
ﹶ
в В. В. «Ме
ﹶ
тод прое
ﹶ
ктов» как частный случай инте
ﹶ
гративной
Ксе
ﹶ
нзова Г. Уроки самоконтроля и самооце
ﹶ
нки: це
ﹶ
ли, компоне
ﹶ
нты,
Кузне
ﹶ
цова Л.М. Оце
ﹶ
нка знаний учащихся и новая те
ﹶ
хнология обуче
ﹶ
ния // Образование
ﹶ
в
совре
ﹶ
ме
ﹶ
нной школе
ﹶ
.
2001
. №
9
.
Родионов В.А. Крите
ﹶ
риальное
ﹶ
оце
ﹶ
нивание
ﹶ
: история развития // Социальная
профилактика и здоровье
ﹶ
.
2006
. №
6
.
Се
ﹶ
ле
ﹶ
вко Г.К. Совре
ﹶ
ме
ﹶ
нные
ﹶ
образовате
ﹶ
льные
ﹶ
те
ﹶ
хнологии. – М.: Народное
ﹶ
образование
ﹶ
,
1998