Автор: Губанова Фатима Мизбаховна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДС" "Лада" Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО Наименование материала: Статья Тема: "Использование проектной деятельности в ДОУ" Раздел: дошкольное образование
Губанова Ф.М., воспитатель
МБДОУ ДС КВ «Лада»
г. Новый Уренгой, ЯНАО
Злободневными
требованиями
к
воспитанию
и
образованию
детей
дошкольного
возраста сегодня являются построение личностно-ориентированной педагогической системы,
личностная
ориентация
педагогического
процесса,
а
также
поиск
и
развитие
задатков,
способностей, заложенных природой в каждом ребёнке.
Поэтому образовательные технологии в дошкольном учреждении просто обязаны
способствовать, в первую очередь, раскрытию субъектного опыта ребёнка: формированию
личностно
значимых
для
него
способов
учебной
работы;
овладению
умениями
самообразования.
И
этим
требованиям
как
нельзя
лучше
отвечают
современные
педагогические технологии практической направленности, в частности метод проектов.
В
Российской
педагогической
энциклопедии
метод
проектов
определяется
как
«система взглядов, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования
и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов».
Метод проектов – рациональное сочетание теоретических знаний, их практического
применения в решении конкретных проблем окружающей действительности. Следовательно,
выбор темы проектной мастерской зависит от наличия проблемности.
Остановлюсь на основных целях проектной работы:
–
воспитание
дошкольников,
способных
быть
самостоятельными
в
мышлении
и
действиях;
– развитие коммуникативных и исследовательских умений, навыков сотрудничества;
– развитие у детей умений работать с полученной информацией, а также умений
формулировать суть проблемы и навыков находить пути её решения;
– развитие критического мышления.
Следует указать на тот факт, что
путь к усвоению материала основывается на
«педагогике удивления», и поэтому главный аспект в работе над проектом не только,
как мы
это делаем, а и почему мы это делаем – это наиболее важный аспект в методе проектов,
который опирается на мотивационно - потребностную сферу детей.
Каждый ребёнок должен быть заинтересован в работе над проектом и осознавать, что
же он лично может сделать для решения определённой проблемы. Поэтому в работе над
проектом ребёнок выступает в роли исследователя, а педагог – в роли консультанта, и он
вдохновляет детей на то, что они делают. При этом педагог просто обязан опираться на
личностные особенности каждого ребёнка, на их интересы (кто-то из детей любит читать
стихи, кто-то любит рисовать – всё это должно учитываться и подмечаться педагогом).
Также немаловажным в проектной деятельности является не только процесс, но и
результат, и как он представлен публике.
Педагогу дошкольного учреждения всегда необходимо помнить о том, что задачи
исследовательской деятельности всегда специфичны для каждого возраста. Поэтому в работе
с
детьми
младшего
дошкольного
возраста
педагоги
должны
использовать
подсказку,
наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возраста можно предоставлять больше
самостоятельности.
Важна, также, поэтапность работы по проектному методу.
Так, выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом.
Первый этап разработки проекта – это всегда определённое целеполагание, когда
выносится
проблема
на
общее
обсуждение
детям.
В
результате
совместного
с
детьми
обсуждения проблемы выдвигается гипотеза. Выдвинутую гипотезу взрослый предлагает
детям подтвердить в процессе их поисковой деятельности.
Второй шаг – это всегда тематическое планирование по какой-либо проблеме на
определённый срок (обычно на неделю). В ходе тематического планирования учитываются
все виды деятельности детей: игровая, художественно-речевая, трудовая, познавательно-
практическая, общение и т. д.
Второй
этап
работы
над
проектом
заключается
в
разработке
совместного
плана
действий
по
достижению
поставленной
цели.
В
первую
очередь,
проводится
общее
обсуждение для того, чтобы дети поняли, что они уже знают о том или ином явлении или
предмете. При этом воспитатель записывает ответы детей на большом листе бумаги, чтобы
вся детская аудитория могла их видеть. Для фиксации ответов можно использовать условные
схематические символы, которые знакомы и доступны детям. Затем воспитатель может задать
второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» и ответы снова записываются педагогом, причём
независимо от того, что они могут оказаться неправильными или нелогичными. Важны все
ответы, так как проявление терпения, уважения к точке зрения каждого ребенка, тактичность
по отношению к нелепым высказываниям малышей всегда приносит плодотворные плоды.
Когда все дети выскажутся можно спросить «Как нам найти ответы на вопросы?». Отвечая на
данный вопрос, дети обычно опираются на личный жизненный опыт. При этом необходимо
учитывать
и
возрастные
особенности
дошколят.
Так,
для
детей
младшего
дошкольного
возраста
воспитатель
может
использовать
наводящие
вопросы,
подсказку.
Для
детей
старшего
дошкольного
возраста
необходимо
предоставлять
больше
самостоятельности,
которую
и
предполагает
использование
данного
метода
–
метода
проектов.
Решением
поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, проведение
экспериментов,
изучение
энциклопедий,
обращение
к
родителям,
специалистам,
тематические экскурсии. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями
к уже готовому тематическому плану воспитателя. Крайне важно, чтобы педагог проявил
гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая
детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами
работы.
Это
умение
является
показателем
высокого
профессионального
мастерства
воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое
место самоценность дошкольного детства как особого периода жизни детей, и только затем –
как подготовительный этап к будущему.
После составления совместного плана действий начинается третий этап работы над
проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для
активизации
детского
мышления
можно
предложить
решить
проблемные
ситуации,
головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо создавать такую ситуацию,
когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, попробовать, придумать, догадаться. И
поэтому среда вокруг ребёнка всегда должна быть как бы незавершённой, незаконченной.
При
этом
особую
роль
в
данном
случае
играют
уголки
познавательно-практической
деятельности детей.
Заключительным,
четвёртым
этапом
работы
над
проектом
является
презентация
проекта. Презентация может проходить в различных формах, которые зависят от возраста
детей и самой темы проекта. Это могут быть итоговые мероприятия в различной форме:
игры-викторины, оформление альбомов, фотогазет, тематические развлечения, организация
фотовыставок, мини-музеев, показ спектаклей и т.д.
Таким образом, метод проектов – это такая технология, при использовании которой
ребёнок самостоятельно, под руководством педагога
выполняет весь запроектированный
цикл от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, редактирует, производит работы,
связанные с внедрением. Но более плодотворно работа по методу проектов ведётся в группах
детей, потому что в этом случае каждый ребёнок не только осуществляет самостоятельно
организацию собственной деятельности, ее самоконтроль и самоанализ, но при этом и
приобретает огромный опыт взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, а
также формирует индивидуальное представление о принципах сотрудничества и организации
коллективного труда.
Список литературы:
1.
Евдокимова
Е.С.
Проект
как
мотивация
к
познанию:
Проектная
деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 3.- С .20-24.
1.
Евдокимова
Е.С.
Технология
проектирования
в
ДОУ:
Библиотека
руководителя ДОУ / Е.С.Евдокимова – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с.
2.
Киселева
Л.С.
Проектный
метод
в
деятельности
дошкольного
учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Киселева
Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б.– М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.
3.
Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / Ред. В.В. Давыдов и
др. М: «Большая Российская энциклопедия», 1999. - 678 с.
2.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие
для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А.
Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. — М.: АРКТИ, 2004. — 96 с