Автор: Найманова Медина Заурбековна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС "Радуга"
Населённый пункт: город Новый Уренгой, Тюменская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Особенности развития речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Особенности развития речи детей дошкольного возраста»
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника и
развития его интеллекта. Как известно, период наивысшей речи активности
– пятый год жизни. Ребенок овладевает сложной системой грамматики,
достаточен и уровень развития лексики. В речи ребенка появляются
синонимы, антонимы, образные сравнения и противопоставления.
Как же могут родители помочь своему ребёнку овладеть умениями и
навыками связной речи?
Необходимо уточнять и активизировать словарь в процессе общения с
ребенком в бытовых, игровых ситуациях, новых впечатлениях и
информации. Для этого мы взрослые, можем использовать абсолютно все,
что видит ребенок вокруг себя (это дома, природа и т.д.) Очень важно
направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали: цвет,
размер и другие отличительные признаки, чтобы ребёнок отвечал полным
предложением.
Общие рекомендации для развития речи дошкольного возраста.
научить произносить правильно и не пропускать звуки;
четко строить слова и выражать мысли;
не рекомендуется исправлять и заставлять повторять слова с
проблемными звуками, если у малыша не получается правильно
произнести этот звук или он вовсе его пропускает;
речевые функции ребенка выравниваются сами собой;
правильная речь дошкольника не сформировалось к пятилетнему
возрасту, необходимо обратиться за помощью к логопеду,
специалисту;
откладывать посещение логопеда не рекомендуется, к началу
школьного обучения ребенок должен подготовиться в плане общения.
В развитие речи детей дошкольного возраста важно:
дошкольник научился слушать;
сознавать смысл и реагировать ответом на вопросы;
не стоит засыпать малыша одним только чтением;
частые беседы, учить его пересказывать прочитанное или составлять
рассказ с помощью картинок, четко выражать свои мысли и мнение;
развивать память: учить небольшие стишки, учит, скороговорки,
пословицы;
сочинить конец сказки, рассказа.
Каждодневное общение взрослого с ребёнком предоставляет множество
возможностей для развития связной речи ребенка. Немного нам
взрослым терпения и настойчивости, немного изобретательности и
родительского внимания, — и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо
развитой речью.
Примеры игр и упражнений, которые могут использовать родители в
домашних условиях.
Упражнения на развитие разговорной речи.
Основу для таких упражнений составляет обычная речь. Ребенок получает
полезный опыт свободной и грамматически правильной разговорной речи.
Упражнения полезны для стимуляции положительных эмоций, если ребенок
отгородился, замкнулся, обиделся.
Игра "А что было дальше?"
В условиях семьи нужно как можно больше внимания уделять формированию
самостоятельной связной речи. Можно предложить ребёнку придумать
продолжение сказки, рассказа, или сочинять вместе.
- Вдруг, в лесу услышали голос….?
Упражнение "Повтори скороговорку"
Скороговорки являются эффективным средством развития речи. Они
позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции,
совершенствовать плавность и темп речи.
Упражнение "Загадки"
Загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память,
развивают наблюдательность и логическое мышление .
Игра "Угадай по описанию"
Для начала следует предложить ребёнку послушать описание и отгадать, что
именно мы описываем.
Затем можно предложить ребёнку описать и уже взрослым очередь
угадывать, что или кого именно описывает ребёнок.