Автор: Юдина Надежда Владимировна
Должность: преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: Детской музыкальной школы им. С. М. Старикова при ТГМПИ им. С. В. Рахманинова
Населённый пункт: город Тамбов, Тамбовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: РОЛЬ УРОКОВ РИТМИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дополнительное образование
Тамбовский государственный музыкально - педагогический
институт им. С.В. Рахманинова
Детская музыкальная школа им. С. М. Старикова
Методическая работа по теме:
РОЛЬ УРОКОВ РИТМИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНОГО И
ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
преподаватель ДМШ им. С. М. Старикова
Юдина Н. В.
Тамбов 2019 г.
1
Содержание:
1.
Введение.
2.
Основные задачи и цели уроков ритмики.
3.
Музыка и движение.
4.
Планирование, построение и методика проведения уроков ритмики.
5.
Заключение.
6.
Используемая литература.
7
Ритмика является сравнительно молодой музыкально - педагогической
дисциплиной. В ее основе лежат идеи выдающегося музыканта - педагога,
композитора и дирижера Эмиля Жака-Далькроза (1865-1950 г.) получившие
широкое
распространение
в
начале
XX
века.
Назначение
своей
системы
Далькроз сформулировал так: «Цель ритмики - подвести ее последователей к
тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий не столько «я знаю»,
сколько
«я
ощущаю»,
и,
прежде
всего,
создавать
у
них
непреодолимое
желание
выражать
себя,
что
можно
сделать
после
развития
их
эмоциональных способностей и их творческого воображения».
Понимая, что ритм музыки теснейшим образом связан с моторикой,
мышечной реакцией человека, Далькроз попытался перевести музыкальный
ритм в движения человеческого тела.
Идея Далькроза нашла широкое распространение и нашей стране: была
создана
отечественная
система
музыкально
-
ритмического
воспитания,
основоположниками
которой
стали
Н.Г.
Александрова,
В.А.Гринер,
Е.В.
Конорова,
М.А.
Румер,
Н.П.
Збруева,
В.Е.Яновская,
В.А.
Шушкина,
их
ученики и последователи.
Рассматривая ритмику, как часть общего эстетического воспитания,
отечественные
ритмисты
придали
ей
определенную
целенаправленность,
разработали специализированную методику ее преподавания в различных
учебных заведениях.
Ритмикой
занимаются
в
детских
садах,
в
общеобразовательных
и
музыкальных
школах,
педагогических
училищах,
в
пединститутах,
музыкальных
и
театральных
учебных
заведениях,
на
курсах
повышения
квалификации преподавателей музыкальных дисциплин и т.д. Она охватывает
людей разных возрастов и различной степени музыкальной подготовки, и все
относятся к ритмике с большим интересом благодаря ее общей доступности,
силе эмоционального воздействия, педагогической ценности, возможности
развития
музыкальных
способностей
через
активную
музыкальную
деятельность.
Каждое направление ритмики имеет свою специфику и в то же время
их объединяет единая цель - развитие общей музыкальности обучающихся
воспитания у них чувства ритма через выразительное движение, органически
связанное с музыкой.
Навыки
выразительного
движения
направлены
на
тренировку
и
совершенствование
культуры
движений.
В
процессе
занятий
движения
становятся
более
ритмичными,
свободными,
выразительными,
координированными,
пластичными.
Они
заимствуются
из
области
физкультуры
(основные
движения,
гимнастические
упражнения
с
предметами
и
без
них,
построения
и
перестроения),
танца
(элементы
народных
и
бальных
танцев,
движения
характерного
танца,
отдельные
9
элементы современных танцев), из области сюжетно-образной драматизации.
В работе над навыками выразительного движения уделяется самое серьезное
внимание взаимосвязи движения и музыки. Значительное место отводится
заданиям, развивающим художественно-творческие способности учащихся,
воображение,
инициатив,
самостоятельность.
Возбудителем
творческой
фантазии является музыка, она направляет творческую активность, помогает
выражать
в
движениях
эмоциональные
личные
переживания,
создавать
оригинальные музыкально-двигательные образы.
Художественная ценность музыки, ее разнообразие и действенность,
доступность
восприятию
учащихся
-
основные
требования,
которые
необходимо учитывать при подборе музыкального материала для занятий.
Благодаря
яркой
музыке
обогащается
эмоциональная
сфера
учащихся,
расширяется
их
музыкальный
кругозор,
повышается
общая
музыкальная
культура.
Очень
важно
также
квалифицированное,
выразительное
исполнение
музыкально
произведения.
Нельзя
допускать
искажений
авторского замысла, упрощения гармонизации.
Иногда
уделяется
не
достаточно
серьезное
внимание
подбору
музыкального материала для занятий и его качественному исполнению.
10
Порой исключается прослушивание и разбор музыки перед разучиванием
ритмических упражнений, все сводится к отработке техники движения. При
этом
упускаются
задачи
развития
музыкально-ритмических
навыков,
воспитания эмоциональной отзывчивости на музыку, обедняется восприятие
художественных музыкальных образов. В отдельных случаях наблюдается
увлечение
хореографией,
тренировочными
упражнениями
классической
системы в ущерб ритмике. Ритмика и хореография отличаются своеобразием
и спецификой, каждая имеет свое программное содержание, репертуар и
путать их не стоит.
Основные цели и задачи уроков ритмики:
•
воспитывать
у
учащихся
способность
к
более
глубокому
восприятию
музыки,
развивать
музыкальные
спо собно сти,
совершенствовать чувство ритма;
•
работать над качеством движений, добиваясь их ритмичности,
выразительности,
координированности,
свободы,
пластичности
на
основе восприятия музыки;
•
помогать
учащимся
в
освоении
детского
репертуара
(танцев,
музыкальных
игр,
хороводов,
упражнений
для
детей
младшего
школьного возраста);
•
развивать у учащихся художественно-творческие способности,
инициативу,
самостоятельность
при
составлении
несложных
танцевальных комбинаций, инсценировании песен, сочинении танцев,
хороводов, вариантов игр и упражнений;
Задача уроков ритмики: научить понимать и создавать прекрасное,
развивать
образное
мышление
и
фантазию,
помогать
гармоническому
и
пластическому
развитию,
что
помогает
полноценному
эстетическому
совершенствованию ребенка в его духовном и физическом развитии.
Знакомя
детей
с
музыкой
и
движением,
педагог
для
каждого
упражнения, игры, танца определяет, как он будет объяснять детям данное
11
музыкально
-
двигательное
задание.
Выбор
приема
зависит
как
от
педагогической
направленности
самого
материала,
так
и
от
тех
задач,
которые ставит перед собой педагог.
Преподаватель должен выразительно и четко показывать упражнения и
движения,
чтобы
дети
сразу
поняли
и
почувствовали
точную
форму
упражнения; затем они сами исполняют его. При работе с детьми над новым
материалом очень важным является словесное объяснение, сопровождаемое
показом движения.
Словесные
объяснения
должны
быть
кратки,
точны,
образны
и
конкретны.
Недопустимо
путать
термины
или
искажать
значения
слов.
Например, говоря о галопе, надо сказать «скакать галопом», а не «бегать
галопом»;
нельзя
называть
колону
шеренгой
и
т.п.
Развивая
у
детей
«мышечное чувство», надо учить их четко различать значения слов «ронять»
и «бросать» (руки): первое означает пассивное, а второе - активное действие
Дети должны привыкать к терминам и условным выражениям; неправильное
или небрежное их употребление мешает образованию связи между словом и
движением.
12
Особенно
осторожно
и
вдумчиво
надо
говорить
о
музыке.
Нельзя
упрощенно, формально определять ее особенности, характеризовать музыку,
как
громкую
или
тихую,
быструю
или
медленную,
не
упоминая
о
ее
эмоциональной
окраске:
громкая
музыка
может
быть
и
веселой,
и
энергичной, и грозной, тихая - спокойной, задумчивой, грустной, нежной и
Т.д.
Показ музыкально - двигательных упражнений и танцев в целом (или
движений) необходим на протяжении всей работы над ними. Дети должны
увидеть художественное воплощение музыкально - двигательного образа, это
будит их воображение.
Во всех возрастных группах основой для совершенствования движений
и воспитания у детей необходимых музыкально - двигательных навыков
является
непосредственное
воздействие
музыки:
оно
повышает
эмоциональный тонус, движения детей даже в младших классах становятся
активнее, координирование, определеннее.
13
Усиливать,
уточнять
и
углублять
это
воздействие,
прежде
всего,
помогает отвечающий музыке игровой образ («Летают птички», «Скачут
лошадки»,
«Бегите
ко
мне»,
и
другие
упражнения).
Подкрепляемый
пояснениями
(рассказами,
наводящими
вопросами,
напоминаниями)
педагога, игровой образ будит и направляет воображение детей, наполняет их
движения близким им и интересным содержанием, делает музыку более
ясной и понятной.
Чтобы научить детей младших классов исполнять движения правильно,
точно, выразительно, педагог, повторяя упражнение, привлекает внимание
детей к характеру музыки: « Послушайте, как легко и нежно звучит музыка,
так же легко, как летают маленькие птички»; «Музыка веселая - лошадки
радуются, что могут поскакать»; «Музыка тихая, когда я от вас убегаю; когда
вы ко мне бежите, она громкая» и т.д.
Дети пытаются бежать легче, скакать Энергичнее, начинать движение
одновременно с началом музыки. Такими приемами педагог еще больше
активизирует восприятие музыки детьми и усиливает ее эмоциональное и
двигательное воздействие.
14
Нередко дети чувствуют характер музыки, но не могут или не умеют
передать
его
в
движении.
В
таком
случае
педагог
использует
вспомогательные
упражнения,
напоминает
детям
или
повторяет
ранее
усвоенные упражнения со сходными задачами, сравнивает новое движение и
музыку с уже известным, объясняет ошибки, включает в занятия новые
упражнения, помогающие эти ошибки исправлять и т.д.
Исполнение
музыки
и
ее
подбор,
сопровождающей
упражнения,
должно
быть
таким
же
точным
и
художественным,
как
и
музыка,
сопровождающей
игры,
пляски
или
предназначены
для
прослушивания.
Здесь также недопустимы никакие произвольные изменения темпа, задержка
перед окончанием, купюры или замена указанного музыкального
произведения другим, а также импровизированное арпеджио или аккорды
15
перед началом музыки.
С самого начала работы дети должны приобрести первые необходимые
музыкально-двигательные
навыки:
они
привыкают
внимательно
слушать
музыку во время движения - начинать или оканчивать движение, сменять
одно движение другим.
Все эти «команды» дает музыка; без внимания к ней музыкальное
движение невозможно и неинтересно.
16
Внимание к музыке еще более обостряется тем, что предварительного
прослушивания и обсуждения музыки нового упражнения (игры, танца) не
проводится.
Разъяснив, детям, содержание упражнения и его структуру, педагог
предупреждает
детей,
чтобы
они
приготовились
к
движению
с
началом
музыки, а за тем предоставляет им выполнять задание так, как они его
поняли, как им подскажет музыка.
Одновременно
педагог
для
развития
у
детей
музыкально
-
двигательной памяти спрашивает: « Что мы делали в прошлый раз под эту
музыку?»
-
или
представляет
им
самим
начинать
упражнение,
услышав
знакомую
музыку.
Так
у
детей
воспитывается
непрерывное
и
заинтересованное внимание к музыке, с которой связаны их действия, игры;
первоначально
произвольное,
оно
постепенно
превращается
в
послепроизвольное - дети привыкают следить за музыкальным рассказом так
же, как они слушают стихи, сказку.
17
С
первых
занятий
у
детей
должны
активизироваться
связи
между
музыкой и движением. Необходимо возбудить у ребят желание двигаться,
когда звучит музыка, сделать для них связь музыки с движением привычной,
естественной.
Дети
должны
получать
радость
от
движений
и
музыки;
движения усиливают их эмоциональный отклик на музыку.
С начала многие дети не обращают внимания на музыку, ее характер,
не умеют подчиняться ее темпу и ритму.
Поэтому не следует сразу предъявлять слишком больших требований к
четкости,
выразительности
их
движений.
Повторяя
упражнение,
можно
помочь детям вопросами, например: «Это музыка веселая или грустная? »,
«Медленная
или
быстрая?»,
предложить
им
двигаться
в
соответствии
с
характером музыки. Эти первые музыкально - двигательные впечатления и
навыки детей служат залогом успеха всей дальнейшей работы.
18
Обычно музыка вызывает у детей яркую двигательную реакцию, но
большинство из них не умеют или не решаются выявлять ее в движениях.
Расторможенные, они начинают естественно и непосредственно двигаться
(бегать,
прыгать,
покачиваться,
двигать
руками
и
т.д.).
Такие
движения
отражают
лишь
общий
характер
музыки,
но
они
усиливают
ее
эмоциональное воздействие. Педагог должен тактично направлять внимание
ребят на восприятие подлинного характера музыки.
Успех
работы
с
детьми
во
многом
зависит
от
того,
насколько
правильно,
выразительно
и
художественно
пианист
исполняет
музыку,
насколько ему удается донести до детей ее содержание. Ясная фразировка,
тщательное, выполнение указанных в нотах оттенков, яркие (но не резкие)
динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в
движениях.
Некоторые
руководители
и
пианисты,
желая
помочь
детям,
допускают искажения музыки произвольными задержками, замедлениями
перед окончанием, преувеличенными динамическими контрастами, паузами
и т.п. Этого нельзя делать, так как дети легко привыкают к такому подсказу и,
полагаясь на него, перестают внимательно следить за музыкой.
При
планировании
урока
ритмики
для
детей
младшего
звена
общеобразовательной школы, педагог, прежде всего, отбирает упражнения,
необходимые для общего музыкального двигательного развития детей.
19
Во-первых,
упражнения
для
совершенствования
качества
самого
движения.
Например:
«Пружинки»,
«Качание
рук»,
«Веселые
ножки»,
«Мельница», «Большие крылья», и т.д.;
Во-вторых,
упражнения,
совершенствующее
выполнение
детьми
основных движений: шага, бега, прыжков и поскоков;
В-третьих,
упражнения
помогающие
воспитывать
у
детей
умение
ориентироваться в пространстве, организовано двигаться в группе, не мешая,
друг
другу,
или
выполнять
различные
перестроения
в
играх
и
плясках,
отражая в них характер и форму музыкального произведения.
20
При
планировании
уроков
ритмики
нужно
учитывать
возрастные
особенности детей.
Дети 1-2 классов очень подвижны. Они нуждаются в частой смене
движений, длительное сохранение статического положения для них крайне
утомительно. В то же время движения детей еще не организованны, плохо
координированы, запас целенаправленных двигательных навыков у них не
велик,
они
нуждаются
в
его
пополнении
и
усовершенствовании.
Относительная
слабость
мускулатуры
и
гибкость
костей
из-за
большой
прослойки хрящевой ткани могут привести к образованию плохой осанки и
искривлениям
позвоночника.
Двигательный
аппарат
ребенка
еще
не
достаточно
окреп,
что
вызывает
необходимость
очень
внимательного
отношения к дозировке физических упражнений.
Внимание
детей
этого
возраста
крайне
не
устойчиво,
они
легко
отвлекаются им трудно продолжительное время сосредотачиваться на одном
задании. Они легче воспринимают конкретный материал, живой образ для
них гораздо ближе, нежели отвлеченное понятие.
21
Игра представляет естественную деятельность детей этого возраста. Их
эмоции ярки и проявляются, открыто, и непосредственно. В этом возрасте
дети особенно жизнерадостны и доверчивы.
Учитывая
все
эти
особенности
детей,
педагог-хореограф
должен
своеобразно строить занятия со школьниками этого возраста. Его задача:
содействовать физическому развитию детей и совершенствовать основные
двигательные навыки. Именно в этом возрасте важно выработать у детей
устойчивую привычку прямо и стройно держаться, правильно и свободно
двигаться в играх и танцах.
В
этом
возрасте
дети
часто
еще
не
умеют
дружно
общаться
с
товарищами. Поэтому, как и во всей воспитательной работе, в процессе
танцевальных
занятий
необходимо
воспитывать
у
них
правильные
товарищеские взаимоотношения.
22
Дети отличаются большой пластичностью, податливостью. Они легко
перенимают то, что им показывают. Но движения, трудные для детей и
выполняемые с большим напряжением, заучиваются механически и никогда
не
бывают
естественными,
свободными,
выразительными.
Их
усвоение
осуществляется поверхностно и непрочно, и дети получают не пользу, а вред
от занятий.
В
занятиях
с
младшими
школьниками
необходимо
следить
за
тем,
чтобы образы в играх и танцах были близки и понятны детям.
Основным
репертуаром
в
занятиях
с
детьми
1-го
и
2-го
классов
являются наиболее доступные народные танцы, а также легкие массовые и
бальные
танцы,
которые
они
могут
все
вместе
танцевать
на
своих
праздниках. Большой интерес детей к действию в образе делает подходящим
для них материалом инсценировки народных песен и сказок.
23
Возрастные особенности детей 3-4х классов немногим отличаются от
возрастных особенностей детей 1-2х классов, но все же.
Детям этого возраста свойственна любознательность, интерес ко всему
окружающему,
приобретение
новых
навыков
и
знаний,
творческая
деятельность. Учащиеся 3-4х классов отличаются большой активностью и
восприимчивостью, им свойственно стремление действовать и выполнять
какие-то задания.
На
занятиях
по
ритмике
и
танцу
получает
удовлетворение
их
потребность в движении и живой деятельностью, проявляется свойственная
детям этого возраста жизнерадостность.
24
Физически они значительно развитее и сильнее детей 1 -2х классов, им
легче
дается
разучивание
разнообразных
танцевальных
движений
и
упражнений. Они занимаются с увлечением и настойчивостью, и находят
удовлетворение
своих
индивидуальных
интересов,
так
как
весь
процесс
учебной
и
постановочной
работы
по
танцу
позволяет
им
творчески
участвовать в создании танца.
Занимаясь
с
детьми
этого
возраста,
можно
предъявить
большую
требовательность к точности выполнения движений и достичь сознательного
отношения детей ко всему проходимому учебному материалу. Внимание у
детей
этого
возраста
достаточно
устойчиво,
восприимчивость
более
организованна,
чем
у
младших
школьников.
Они
способны
к
более
настойчивой работе над каждыми заданиями.
В содержание занятий по танцу с детьми 3-4х классов входят все те же
разделы, которые включены в программу занятий с детьми 1-2х классов.
Постепенно усиливается степень сложности учебного материала и дозировка
физической и умственной нагрузки.
25
Значительно расширяется объем работы, упражнения даются в более
сложной
форме,
потому
что
в
этом
возрасте
дети
способны
к
координированию
одновременных
движений
рук,
ног,
головы,
корпуса.
Показываемые им движения они исполняют точно и отчетливо.
Большое
значение
приобретает
работа
над
развитием
творческих
способностей детей. Дети этого возраста отличаются впечатлительностью и
наблюдательностью,
они
с
большой
активностью
относятся
к
созданию
танцевального образа, в своей работе обнаруживают большую творческую
изобретательность, фантазию, юмор.
К
своей
творческой
деятельности
дети
относятся
с
большой
заинтересованностью. В самостоятельных работах они проявляют смелость,
живость и непосредственность, присущие детям этого возраста. Они охотно
сочиняют целый ряд вариантов на данную для этюда тему, внимательно
прислушиваются к замечаниям и указаниям учителя, с большим интересом
просматривают и обсуждают этюды своих товарищей.
26
При
планировании
работы
на
ближайший
отрезок
времени
надо
подбирать
материал
одной
степени
трудности,
но
разнообразный
по
музыкальному
содержанию
и
по
движениям.
При
этом
учитывать
подготовленность
детей
и
возрастные
особенности.
Материал
должен
нравиться детям, увлекать их; часто вкусы мальчиков и девочек не совпадают
- надо удовлетворить и тех и других.
Преподаватель должен включать в план несложные упражнения, игры,
танцы,
которые
осваиваются
только
на
двух-трех
занятиях,
после
чего
предлагается новый материал. Использование такого проходного материала
расширяет
музыкально-двигательный
опыт
детей,
заставляет
свежо,
непосредственно
воспринимать
музыку
и
творчески
реагировать
на
ее
содержание. Педагог должен правильно и вдумчиво дозировать на занятиях
основной и проходной материал, не допуская крена ни в ту, ни в другую
сторону.
Уроки должны быть полноценными, разнообразными по характеру и
эмоциональному содержанию музыкально-двигательного материала, должны
будить
в
детях
разнородные
чувства.
Кроме
упражнений,
игр
и
танцев
подвижных, веселых, забавных, надо обязательно давать материал с более
серьезными,
волевыми
образами;
одновременно
дети
должны
на
уроке
воспринимать музыку лиричную, спокойную.
27
Наряду с музыкально-двигательными заданиями, в которых каждый
ребенок индивидуально работает над выразительностью своих движений,
необходимо включать упражнения, игры, танцы, исполняемые всей группой,
они заставляют ярко переживать общие для всех чувства, сплачивают детей в
коллектив. Желательно также на каждом уроке дать детям свободно поиграть.
Лишая детей 1-2х классов игры, педагог снижает эмоциональный эффект
урока.
Примерный план урока ритмики (45 мин.).
I. Подготовительная часть урока. 10 мин.
28
а)
вход учащихся в танцевальный зал (марш);
б)
построение детей в несколько линий;
в)
поклон педагогу и концертмейстеру;
г)
разминка (упражнения для головы, плеч, рук, корпуса, ног);
29
II.
Основная часть урока. 20-25 мин.
I. изучение музыкально ритмического материала
вспомогательных упражнений, элементов хореографии; б) работа над
этюдами, танцами.
III.
Заключительная часть урока. 10 мин.
30
а)
закрепление музыкально-ритмического материала в игре;
б)
музыкально-ритмическая импровизация;
в)
построение для выхода из зала, поклон и выход (марш).
31
Методика проведения урока ритмики.
Каждое занятие с детьми этого возраста должно продолжаться от 45 до
60 мин. и строиться по следующей схеме.
Занятие начинается с организованного входа детей в зал маршем под
музыку. Для этого перед входом в зал они выстраиваются в колону по росту
так,
чтобы
маленькие
шли
впереди.
Бодрые
и
четкие
звуки
марша,
определенный рисунок общего движения создадут у детей бодрое настроение
и серьезное отношение к предстоящему занятию.
32
Обойдя зал, дети останавливаются полукругом или в линиях лицом к
руководителю и делают поклон под музыку, приветствуя педагога (делать
поклон удобно под спокойную, плавную музыку в 3 /4).
После поклона дети образуют круг и исполняют простые порядковые и
ритмические упражнения, приучающие их внимательно слушать музыку и
ритмично двигаться. Дети учатся вовремя начинать и заканчивать движения,
двигаться
согласно
содержанию,
характеру,
скорости,
ритмическому
строению
музыки.
Ритмические
упражнения
строятся
на
естественных
движениях
и
позволяют
отрабатывать
основные
двигательные
навыки
-
ходьбу, бег, прыжки.
Вся эта вводная часть занимает 10-12 минут. Заканчивая ритмические
упражнения, дети перестраиваются в линии и переходят к подготовительным
танцевальным упражнениям.
33
Подготовительные танцевальные упражнения по классической системе
танца, необходимые для правильного исполнения танцевальных движений,
входят в каждое занятие. Они даются в ограниченном числе и небольшой
дозировке и исполняются на середине, без станка. Эти упражнения трудны
для
школьников
младшего
возраста
из-за
требования
сохранять
точную
форму
движения,
а
так
же
из-за
медленного
темпа,
в
котором
они
исполняются. Поэтому заниматься ими следует не больше 7-10 минут.
Подготовительные
танцевальные
упражнения
дают
ребенку
необходимые при изучении танцев знания: ребенок должен знать, с какого
исходного положения начинается танец, как следует правильно выдвигать
ногу при исполнении танцевальных движений, как нужно держать спину при
выдвижениях ноги, при приседании, как нужно держать руку - открыв ее в
сторону или приподняв над головой. Поэтому дети знакомятся с позициями
ног (1й, 2й, Зй), с позициями рук; учатся выдвигать ногу в сторону, вперед,
позднее
также
назад;
делают
полуприседания,
привыкая
сгибать
ноги
в
колене
и
вытягивать
их;
учатся
делать
прыжки
на
месте,
сохраняя
правильную осанку и мягко приземляясь.
При исполнении этих упражнений дети держат руки на поясе или
придерживают ими платье.
34
Дети делают подготовительные танцевальные упражнения, смотря за
педагогом,
причем
он
неоднократно
напоминает
детям
о
необходимости
правильного и точного выполнения формы движения. Необходимо следить,
чтобы при выставлении ноги на носок дети делали бы крепкое и энергичное
движение
на
первую
часть
такта
(размер
2/4),
затем
также
энергично
проводили ногу по полу, возвращая ее в исходное положение на вторую часть
такта. Голова, корпус, руки должны оставаться в спокойном положении.
При
исполнении
полуприседаний
следить,
чтобы
дети
медленно
приседали и так же постепенно выпрямлялись, чтобы пятки не отрывались от
пола, а колени направлялись не вперед, а в стороны по направлению к
носкам. Прыжки следует делать не одновременно всем классом, а каждой
линией по очереди. Так педагогу легче проследить за каждым ребенком, дети
же стоящие в других линиях, в это время отдыхают.
Закончив
подготовительные
упражнения,
можно
переходить
к
исполнению
танцевальных
элементов,
комбинаций,
этюдов.
Эта
часть
занятия занимает 15-20 минут.
35
Танцевальные
элементы
могут
исполняться
по
кругу
(русский
переменный ход, движение польки и т.п.) или же в линиях, вперед и назад,
например, подготовка к танцу «Полянка» тройками: два раза топнуть правой
ногой, держа руки на поясе; сделать переменный шаг вперед с правой ноги;
повторить те же движения с левой ноги. Затем повернуться через правое
плечо и возвратиться на свои места, исполняя четыре переменных шага и
раскрыв руки в стороны.
При
исполнении
движений
русского
танца
напомнить
детям,
что
переменный ход исполняется спокойно, мягко, притоптывать надо отчетливо,
но не сильно, руки открывать постепенно, плавно.
Последняя часть урока, занимающая все оставшееся время, отводится
играм и танцам. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе какое-нибудь
учебное задание - музыкальное, гимнастическое или организующее. Игровая
форма
этих
заданий
удовлетворяет
потребность
ребенка
в
свободном,
самостоятельном выборе движений, коллективная форма игр позволяет ему
ближе познакомиться со своими товарищами, приучает подчиняться общим
правилам игры. Часть игр строиться с введением танцевальных движений.
Наблюдения
за
занятиями
детей
этого
возраста
показывают,
насколько
правильнее
и
выразительнее
дети
двигаются,
если
им
подсказывается
близкое для них и конкретное содержание движений, если вводиться образ.
36
Это относиться не только к играм, но и к упражнениям. Вот бодрый и
веселый марш «Физкульт-ура», марш более медленный и торжественный -
«Дети идут на первое сентября с цветами», «Лошадка бежит рысью и скачет
галопом», «Зайчик делает большой прыжок, тихо сидит, прислушивается,
опять прыгает», - такое содержание движений придает им интерес, делает их
полными
значения,
что
способствует
правильности
и
выразительности
исполнения. Тщательно подобранная музыка помогает детям найти верный
характер и ритм движений.
Основным репертуаром в занятиях с детьми этого возраста являются
наиболее доступные народные танцы, а так же легкие массовые и бальные
танцы, которые они могут все вместе танцевать на своих праздниках.
Закончить
урок
следует
маршем,
затем
дети
исполняют
поклон
педагогу и организованно, под музыку уходят из зала.
37
Педагог должен сразу овладеть вниманием детей как непроизвольным
( в ы з в а н н ы м
и н т е р е с о м
к
з а н я т и я м ) ,
т а к
и
п р о и з в о л ь н ы м
(целенаправленным).
С
первых
уроков
преподаватель
обязан
добиться
внимания к каждому своему слову и серьезного отношения к основным
правилам
работы
и
поведения:
не
шуметь,
не
разговаривать
во
время
звучания музыки, не отвлекаться, двигаться бесшумно - «не мешая музыке»
(приходить на занятия следует в легкой, свободной и опрятной одежде, в
тапочках на мягкой подошве).
Если на первом уроке допустить несобранность внимания, нарушение
правил
поведения,
то
серьезное
отношение,
с
которым
пришли
дети,
пропадет и восстановить его будет трудно: игры, упражнения превратятся в
беспорядочную
беготню,
дети
будут
возбуждаться,
и
занятия
потеряют
всякий смысл.
Упражнения,
игры
и
танцы
помогают
воспитывать
музыкальное
восприятие
детей,
совершенствовать
их
движение
и
развивать
их
способность творчески воплощать музыкально-двигательный образ. Кроме
того,
каждое
из
них
имеет
свою
специальную
задачу
(одно
помогает
в
усвоении определенного двигательного навыка; другое направляет внимание
детей на отражение той или иной особенности музыки и т. п.).
38
Есть
упражнения,
при
помощи
которых
дети
овладевают
тремя
приемами движения - пружинным, маховым и плавным, дающими им в
дальнейшем возможность сообщать движению характер и выразительность,
свойственные разнообразным музыкально-двигательным образам.
Так же группа упражнений, помогающая овладеть ходьбой, бегом и
другими видами движения как средства выражения простейших музыкально-
двигательных образов.
Существуют
упражнения,
которые
раскрывают
выразительность
музыкально-пространственных композиций: учат коллективно выполнять их
также осмысленно, четко и музыкально, как должно исполняться каждое
индивидуальное движение; развивают у детей чувство пространства.
39
Главная
задача
упражнений,
игр
и
танцев
-
развивать
и
углублять
творческие способности детей, уметь создавать музыкально-двигательные
образы самостоятельно.
Для того чтобы дети могли легко и непринужденно реагировать на
музыку движением, надо воспитывать у них необходимые качества движения,
дать им ряд двигательных навыков. Движения в упражнениях, играх, танцах
просты и естественны: это основные движения человеческого тела (ходьба,
бег, поскоки, прыжки, сгибания-разгибания, повороты в различных суставах);
простейшие
элементы
пляски
и
танцев;
движения
подражательные
и
изобразительные
(образы
человеческой
деятельности,
повадки
зверей,
особенности предметов и т.п.). Широко использованы движения, которыми
дети естественно выражают свои чувства. Форма и выразительность всех
этих
движений
в
каждом
упражнении,
игре,
танце
зависит
от
данного
музыкально-двигательного
образа;
со
сменой
его
меняется
и
характер
движения. Дети должны научиться понимать язык движений. Музыкальное
движение
-
всегда
средство
для
воплощения
музыкально-двигательного
образа. Недопустимо разучивание движений без музыки, под счет.
Целостный
эмоциональный
музыкальный
образ
воплощается
в
движениях, охватывающих все тело.
40
Чтобы научить детей управлять своими движениями, надо развивать у
них мышечное чувство - умение различать напряженное и ненапряженное
состояние
мышц,
воспитывать
ощущение
своей
позы
и
направления
движения.
Педагог должен постоянно следить за основным исходным положением
детей в каждом упражнении, игре, танце, тщательно отрабатывать все его
детали, добиваться естественного и сознательного выполнения задания. Дети
должны уметь приготовиться к движению.
Двигательные
принципы,
на
которых
построена
основная
стойка,
должны соблюдаться и в движении. Выполняя упражнение, дети не редко
теряют ту свободу, которая уже приобретена ими в исходном положении.
Например, наклоняясь, вперед или в стороны они переносят тяжесть тела на
пятки
и
втягивают
колени,
ноги
их
делаются
неподвижными,
выразительность образов и целостность движения нарушаются. При беге с
лентой у детей часто напрягается рука в локте, поднимается плечо, от чего
все движение делается не естественным и не ловким. Исправлять такие
ошибки надо систематически, развивая у детей умение, чувствовать свое
движение.
41
Нередко у детей недостаточно развиты некоторые группы мышц, что
мешает четкости и выразительности их движений. Например, у мальчиков
часто слабо развиты мелкие мышцы стопы, и поэтому они тяжело и не ловко
выполняют пружинные движения (пружинка, бег, подпрыгивание, поскоки и
т.д.).
Следует
помочь
им
соответ ствующими
у п р а ж н е н и я м и
(полуприседания, упражнения для ступни, вставания на полупальцы).
При изучении нового материала, педагог должен точно и правильно
объяснить
упражнение
или
движение
и
обязательно,
объяснения
сопровождаются показом движений.
В
работе
над
материалом
не
следует
торопить
детей,
опережая
возможности их восприятия.
42
Все упражнения, движения, танцы и игры, используемые на уроке
воспитывают
у
учащихся
способность
к
более
глубокому
восприятию
музыки,
развивают
музыкальные
способности;
совершенствуют
чувство
ритма,
развивают
у
учащихся
художественно-творческие
способности,
инициативу.
Выявляют
способности
детей,
с
учетом
их
возрастных
особенностей.
На
уроках
ритмики
приобретаются
умение
и
навыки
движений, пластичность, правильная осанка и красивая походка, развивается
внимание и координированность.
Литература.
1. Методическое пособие для преподавателей. «Ритмика», часть 1.
М. 1992г. Исследовательский центр.
2. «Хореографическая работа со школьниками». Под редакцией Е.
В. Коноровой. 2-ое издание. Л. 1958г.
3. «Музыкально-двигательные
упражнения
в
детском
саду».
3-е
издание. М; «Просвещение» 1991г. Составитель Е. П. Раевская.
4. «Ритмика - музыкальное движение». С. Руднев, Э. Фиш. М;
«Просвещение», 1972г.
43