Автор: Череугина Светлана Александрона
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад" пгт. Изъяю
Населённый пункт: Печорский район пгт. Кожва
Наименование материала: статья
Тема: Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в работе музыкального руководителя в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Приобщая детей к музыкальному искусству в своей
работе, я использую разные приёмы, методы. Что бы
воспитать в дошкольниках желание слушать музыкальные
шедевры, наслаждаться их звучанием, испытывать
потребность её звучании, не отвергать классику в более
старшем возрасте, появилась необходимость использовать
различные технологии. Важнейшей из современных
педагогических технологий считаю использование такого
направления как принцип личностно-ориентированного
воздействия.
Рассказать что – либо о личностно-ориентированнном
взаимодействии педагога и воспитанников в дошкольном
образовательном процессе, это как объять необъятное. Ведь
с самой первой минуты по приходу ребенка в начале дня
воспитатель взаимодействует с ребёнком, ориентируясь на
характер, темперамент и то настроение, с каким ребёнок
пришел в сад. На протяжении всего дня воспитатель и
ребёнок взаимодействут, общение в идеале происходит на
основе доверия и сотрудничества. С каждым днём
воспитатели больше узнают о ребёнке, его психотипе,
привычках, особенностях, и, зная все нюансы характера
отдельно взятого ребёнка, подбирают подход к ребёнку как
личности.
Каждый ребёнок индивидуален, потому к каждому
воспитаннику педагоги нашего ДОУ находят свой подход,
ориентируясь на различные факторы личности дошкольника
как индивидуума. В своей работе музыкального
руководителя, я часто консультируюсь с воспитателями о
характере воспитанников, наблюдаю в группе за
поведением, обдумываю какие приёмы и методы личностно-
ориентированного взаимодействия могла бы применить на
занятиях музыкой.
В младшем возрасте малыш, посещая первый раз
музыкальное занятие, оказывается в новом месте,
знакомится с новой обстановкой и педагогом. Малыши
ведут себя все по разному (кто-то безутешно рыдает, кто-то
безостановочно бегает) , но по моим наблюдениям, если
даже если ребёнок впервые пришёл на музыкальное занятие
в слезах, но услышав напевы музыкального руководителя,
которая здоровается с детьми песенкой, называя каждого по
имени, сопровождая своё пение на каком – то новом,
незнакомом ему предмете (пианино), и вокруг столько
ярких, интересных предметов (это, конечно же,
музыкальные инструменты, игрушки, необходимые для
проведения данного музыкального занятия), то ребёнок, как
правило, заинтересовывается и начинает с интересом
наблюдать, а затем включаться в процесс музыкального
воспитания. Большое подспорье в процессе личного
взаимодействия с малышами – это технические средства
коммуникации, такие как компьютер, колонки, проектор,
ведь все дети любят и смотрят дома мультфильмы. В
широком доступе в сети интернет имеются много
обучающих видеороликов для детей, что на этапе адаптации
малышей является помощью для музыкального
руководителя.
Для всех групп детей в музыкальном зале существует
разметка, которая приклеивается прямо к ковровому
покрытию в виде вырезанных из самоклеющейся бумаги
фигур. Замечено мною, что малыши предпочитают более
крупные и яркие фигуры, потому, что сориентировать детей
раннего возраста, я вырезала крупные кружочки, на которые
ребята с удовольствием встают, для выполнения
музыкально-ритмических движений. Для поддержания
интереса к музыкальной деятельности у детей и
эффективности процесса обучения музыкальному искусству,
постоянно пополняется арсенал атрибутики: это различные
султанчики, маски, шапочки, костюмы. Для личностно-
ориентированного воздействия в процесса обучения
большую роль играет то, что бы ни один ребёнок не остался
без атрибута, маски, музыкального инструмента и т.д. на
занятии или на празднике.
Взаимодействие с детьми будь то на музыкальном
занятии или в свободное от занятий время проходит в
дружеской атмосфере. Часто занятие начинаем с
использования разноцветных ладошек, что настраивает всех
детей на доброе отношению друг к другу и сотрудничество.
Так как в своей деятельности ставлю одну из
первостепенных задач развитие творческой личности,
умеющего принимать свои знания на практике, уметь
решать создавшуюся проблему, проявлять гибкость
мышления, на занятиях музыкой с детьми стараемся
творчески подходим к решению различных проблем.
Что бы определить характер произведения, я показываю
различные картинки-эмоции. В дальнейшем ребята рисуют
свои музыкальные впечатления, передают в движении
пластикой и мимикой.
Анализируя строение песни, ребятам выкладываю
картинки на магнитной доске, и они наглядно видят, сколько
куплетов в песне. Прослушивая песню, ребята
подсчитывают количество куплетов, и мы выясняем, что
когда слова и мелодия периодически повторятся, то это
называется куплет. Я предлагаю на магнитной доске
выложить схему данной песни, т.е. применяем приём
наглядного моделирования.
Опираясь на эти знания детей, в старшем дошкольном
возрасте, использую схемы танцевальных фигур.
Совместно с детьми мы прослушиваем пьесу, определяя
форму произведения по характеру пьесы, составляем схему,
и применяем наглядные схемы расположения танцоров в
зале. Схемы движения танцоров по залу по залу
представляю на карточках. Увлечённые творческим
процессом дети могут разрабатывать сами способы
изображения передвижения танцоров по залу. Что бы
изобразить это перестроение, детям раздаём цветные
ленточки на резинке. И не трогая и не передвигая детей, без
особых словесных указаний педагога, со временем ребята,
посмотрев на указанную табличку, выстраиваются в
определённую фигуру.
К таким перестроениям мы относим перестроения:
Звёздочки;
По сторонам зала;
Змейка в длину зала, в ширину зала;
Встать в шахматном порядке;
Шеренгами;
Колоннами;
Расчёска;
Два концентрических круга (могут двигаться
противоходом);
По диагонали;
Клином и т.д.
Совместно с ребятами мы придумываем танцевальные
движения, даём названия им, и используем в музыкально-
ритмической деятельности. Что бы запомнить эти
движения, мы рисуем значки на доске, затем я вношу в сво
тетрадь. И продуктом нашего творчества становится
очередной танцевальный номер. Например, для того, что бы
поддержать наших мальчиков на междетсадовском матче,
который проходил в соседнем посёлке на базе другого
детсада, мы на зарядке разработали с ребятами ряд
упражнений, движений спортивного характера, и девочки
выступили перед соревнованием как группа поддержки. И
таких рабочих моментов очень много в течении учебного
года, где музыкальный педагог и дети создают что-то новое.
В пении также используется приём творчества, сочиняем
ответные фразы, изображаем голосом звуки природы,
окружающего мира. Добавляем для выразительности
небольшие движения рук, головы, пружинку и более
подвижные элементы в проигрыше. Используем
графическую запись движения мелодии как по показу
педагога, так и сами дети рисуют на бумаге или на доске.
Одним из приёмов развития творческих способностей
детей является озвучивание сказки шумовыми
приспособлениями и музыкальными инструментами.
Инициатива полностью исходит от детей вплоть от выбора
сказки и до выбора шумов и звуков. Детям также даётся
творческое задание придумать самим сказку, чтобы озвучить
её, а так как дети очень любят играть на детским
музыкальных инструментах, то это является сильнейшим
мотивом для творчества.
Считаю, что личностно-ориентированное
взаимодействие в педагогическом процессе неизбежно
приводит к установлению тёплой, дружеской атмосферы в
коллективе, и в этих условиях происходит раскрытие
ребёнка как творческой личности, способной
взаимодействовать в социуме.