Автор: Билалова Фарида Сагитовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 165"
Населённый пункт: РТ, г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Пути формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в современной школе"
Раздел: среднее образование
«Пути
формирования
универсальных
учебных
действий
на
уроках
русского языка и литературы в современной школе»
Мы живем в обществе, где знания постоянно обновляются и увеличиваются в
объеме. Детей необходимо учить разбираться в поступающей информации,
оценивать, отбирать нужное, давать не готовые знания ребенку, а научить
самому их добывать.
Сегодня
важно
вооружить
ребёнка
такими
универсальными
способами
действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в
непрерывно меняющемся обществе. Именно об этом идет речь в Стандартах
второго
поколения.
Иными
словами,
школа
должна
ребёнка: «научить
учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и
зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
В
широком
смысле
слова
«универсальные
учебные
действия»
означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и
активного присвоения
нового
социального
опыта.Развитие
личности
в
системе
образования,
в
связи
со
стандартами
второго
поколения,
обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных
действий (УУД).
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят
перед
учительством
задачу
формирования
«универсальных
учебных
действий,
обеспечивающих
школьникам
умение
учиться,
способность
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию.
Всё
это
достигается
путём
сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При
этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от
соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются,
применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих
учащихся».
В
связи
с
этим
особую
важность
приобретает
учебно-
методическое обеспечение образовательного процесса.
Алгоритм работы на уроке по формированию УУД
Н а
1
э т ап е
« С а мо о п р ед е л е н и е
к
д е я т е л ь н о с т и » необходимо
организовать стимулирование
интереса
к
изучению
конкретной
темы посредством ситуативного задания, которое выявит отсутствие знаний
и умений для его выполнения.
Какие УУД мы здесь формируем?
Во-первых, личностные - через мотивацию. Например, детям очень нравится
соревнование, поэтому на этапе самоопределения можно договориться о том,
что за каждое верно выполненное задание ученик получает какой-то символ.
Во-вторых,
познавательные
общеучебные
-
через
создание
проблемной
ситуации.
В-третьих, коммуникативные – через ведение проблемного диалога.
В-четвертых, регулятивные: целеполагания и планирования – через работу с
интерактивным плакатом, через материал учебника.
На 2 этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение
содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного
задания.
Это освоение происходит пошагово:
1.
Учащиеся
осваивают
учебную
информацию
на
уровне «знания» —
освоение отдельных терминов, понятий.
Здесь учитель может формировать:
познавательные информационные УУД - через работу с учебником, словарем,
через
наблюдение,
через
обращения:
«Подумайте»,
«Проанализируйте»,
«Сделайте вывод»;
личностные
самоопределения
–
посредством
заданий
типа:
«Поставь
вопросы, на которые ты знаешь ответы»;
личностные
смыслообразования- ч е р е з
т е к с т ы
и
и л л ю с т р а ц и и
учебника.Данные УУД позволяют формировать тексты учебника, в которых
обсуждаются проблемы любви, уважения и взаимоотношения родителей и
детей.
2.
Уч ащие ся
о сваивают э т у
ж е
у ч е б н у ю
и н ф о р м а ц и ю
н а
уровне «понимания».
Такой
прием,
как
анализ
объектов
с
целью
выделения
существенных
признаков, поможет формировать познавательные УУД (логические )
Вопросы
типа:
«У
кого
был
неверный
ответ?
Какую
ошибку
допустил
ученик? Понятно ли, о чем говорится? » будут формировать регулятивные
контроля процесса работы и результата деятельности.
3.Учащиеся осваивают эту же информацию на уровне «умения».
Такие приемы, как моделирование, доказательство по аналогии , наблюдение
и
описание
помогают
формировать
и
познавательные
УУД,
и
коммуникативные. Говоря о коммуникативных умениях, надо отметить такой
прием, как умение доказывать свое мнение.
4. Учитель организует деятельность учащихся по предъявлению результата
освоения этой же учебной информации, который покажет готовность детей
решать ситуативное задание , обозначенное на первом этапе.
Здесь, используя построение алгоритма, доказательство по аналогии можно
формировать познавательные УУД и регулятивные планирования.
Используя прием диалога, формировать коммуникативные УУД
через задания, требующие распределения работы с соседом по парте, через
выполнение работы по цепочке.
Так
же
на
этапе «Учебно-
познавательной
деятельности» эффективно
использовать
создание
педагогических
ситуаций
общения,
позволяющих
каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность
в способах работы.
На
3
этапе
«Интеллектуально-преобразовательной
деятельности» для
выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения,
спо соб
деятельно сти
(индивидуальный
или
коллективный)
и
самоорганизуются для выполнения данного задания.
С а м о о р г а н и з а ц и я
в к л юч а е т :
п л а н и р о в а н и е ,
в ы п о л н е н и е
и
предъявлениеварианта
решения.
Результатом
этого
этапа
является
выполнение и представление ситуативного задания.
При
выполнении
учащиеся
могут
пользоваться
памятками,алгоритмами,
которые помогают формировать регулятивные УУД;
включение
игровой
ситуации,
групповой
работы
позволяет
формировать
коммуникативные УУД, личностные, познавательные.
Н а
4
э т ап е
«Рефлексивной
деятельности» соотносится
полученный
результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка
собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках
изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать
успешность своей деятельности.
По заранее определенным критериям, образцам ученики выполняют само- и
взаимо-контроль, что способствует формированию регулятивных УУД.
Здесь же при необходимости организуется взаимопомощь. Данный прием
развивает коммуникативные умения.
Эти же умения можно формировать через такой прием, как инициативное
сотрудничество.
Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать
требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо
найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в
новой образовательной среде.
Формирование УУД на уроках литературы
Обратимся
к
уроку
литературы.
Литература
как
один
из
ведущих
гуманитарных предметов в российской школе содействует формированию
разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина,
патриота. Вместе с тем, наряду с духовным развитием, этот предмет ставит
задачу формирования УУД. Овладение УУД на уроках литературы позволит
школьнику научиться:
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
уметь
самостоятельно
организовывать
общественную
деятельность,
оценивать ее, определять сферу своих интересов;
уметь работать с разными источниками информации;
составлять план, в том числе и цитатный, литературного произведения;
находить
ошибки
и
редактировать
черновые
варианты
собственных
письменных работ.
Одним из видов учебной деятельности на уроке литературы является чтение.
Не секрет, что наши дети мало читают. С этим сталкивается каждый учитель,
а учитель литературы – чаще других.
Помочь
найти
ответ
на
этот
«вечный»
вопрос
могут
современные
образовательные технологии, умелое использование которых повышает не
только интерес к предмету, но и активность и заинтересованность каждого
ученика.
Одной
из
таких
технологий,
по
моему
мнению,
является
технология
организации самостоятельной работы учащихся.
Это
одна
из
наиболее
эффективных
технологий,
сущность
которой
заключается
в
том,
что
добывание
и
усвоение
знаний
происходит
через
организацию самостоятельной работы учащихся или работы в малой группе.
Применение способов формирования универсальных учебных действий
в практической деятельности
Приемы и упражнения
Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования
морально-ценностной позиции учащихся. Поэтому очень важно специально
организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное
содержание. Для формирования личностных УУД целесообразно
использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста:
«Составление кластера» - особая графическая организация материала,
позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В
центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи,
показывая смысловые поля того или иного понятия.
Особое место в формировании УУД на уроках литературы хотелось бы
отвести театрализации как одной из форм групповой деятельности учащихся.
Учащиеся, к примеру, с удовольствием инсценируют сказки, басни А.И.
Крылова, самостоятельно создают декорации, костюмы.
Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык
чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное
чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких
познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и
критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление
широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое
другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие,
узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др.
- Прием составления плана - позволяет глубоко осмыслить и понять текст.
Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно
задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».
- Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов,
положений и выводов текста.
- Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и
систематизировать учебную информацию.
-Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста
и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и
выводы по поводу прочитанного текста.
Вопросы индивидуального (личностного характера)
1. Что вы думаете о ...
2. Как вы относитесь к тому, что...
3. Разделяете ли вы идею автора (героя) о том, что...
4. Согласны ли вы с тем, что...
5. Ваше любимое место (строка) произведения...
6. Что вам непонятно в тексте (в произведении)...
7. Что вы почувствовали, когда узнали, что...
8. С кем из героев вы могли бы себя сравнить? Почему?
9. Испытывали ли вы когда-нибудь то же, что...
10. Кто из героев вызывает у вас симпатию (неприязнь, страх)?
11. Вы верите в то, что...
12. Что бы вы сделали на месте ( в случае)...
13. Как бы вы ответили на вопрос автора (героя) о том, что...
Творческие упражнения
К таким упражнениям будут относиться те, при выполнении которых ученик
создает новые образы, прогнозирует возможные события, дополняет
характеристики, описания, меняет что-либо в соответствии со своим
творческим замыслом - то есть создает новое качество.
1. Перескажите произведение (эпизод) от 1-го (2-го) лица.
2. Попробуйте перенести действие в иное время (эпоху, в другую страну).
Какие потребуются изменения?
3. Составьте аннотацию к тексту.
4. Дайте описание героя (места, события), которого нет у автора.
5. Вы только что пережили то, что пережил герой. Расскажите об этом в
своем дневнике, в письме к другу, репортаже, телеграмме.
6. Задайте риторические вопросы к абзацам ...
7. Напишите, что могло бы произойти, если бы...
8. Прошло 10 лет (1час, день, месяц)- что, по- вашему, стало с героями?
9. Вы автор рассказа (стихотворения...). Попробуйте написать несколько
черновых вариантов строчки "..."
10.Вы - художник спектакля, поставленного по этому рассказу (эпизоду).
Предложите вариант костюмов и декораций.
11. Задайте несколько вопросов автору (герою).
12. Закончите предложение (стихотворную строку), которое начиналось бы со
слов : " никогда", "зачем только", " О, сколько раз", "неужели".
13. Напишите небольшое эссе на тему...
14. Напишите короткий рассказ о событиях от лица второстепенного *героя
или предмета.
15. Вам даны первая и последняя строчки сказки (смешного рассказа, письма,
сценария). Напишите отсутствующий текст.
16. Напишите короткий диалог, который мог бы состоятся между...
17. Ответьте на телеграмму (письмо, записку) от имени героя. Вместо героя.
18. Подберите ряд синонимов (антонимов, рифм) к словам...
19. На рисунке представлена схема комнаты (прибора) - дайте её описание.
20. Дайте словарное определение словам...
21 Составьте инструкцию по пользованию... Напишите воспоминания о том,
как вы этим пользовались.
22. Перескажите своими словами диалог из текста.
23. Вы - детектив (художник, историк, журналист). Задайте несколько
вопросов автору (герою, второстепенному персонажу)
24. В 25 - 30 словах напишите внутренний монолог героя по поводу...
25. Напишите диалог – реплики, в котором начинались бы со слов...
26. Прочитанный рассказ - часть многосерийного фильма - в нескольких
предложениях изложите содержание предыдущих
серий.