Автор: Билалова Фарида Сагитовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 165"
Населённый пункт: РТ, г. Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Работа с художественным текстом на уроках литературы в условиях внедрения ФГОС
Раздел: среднее образование
Работа с художественным текстом на уроках литературы в условиях
внедрения ФГОС
Многие коллеги согласятся со мной в том, как трудно в мире компьютерных
технологий
привлечь
внимание
школьников
к
чтению
художественной
литературы. Поэтому учитель часто задумывается над тем, как сделать урок
интереснее,
побудить
к
чтению,
вызвать
школьников
на
разговор,
обсуждение,
помочь
ребятам
раскрыться.
Вот
и
находится
педагог
в
постоянном поиске методов и приёмов работы. Я тоже работала в этом
направлении: знакомилась с опытом коллег, читала разные методические
пособия, экспериментировала. Представляю вам небольшую методическую
копилку дидактических приёмов, которую мне удалось собрать (успешно
использую их в своей работе). Многие приёмы нам давно знакомы, но стоит
им дать новое название – и действовать они начинают иначе.
Работа с художественным текстом - своеобразный процесс усвоения новых
знаний. Художественный текст воздействует на психику, речь, мировоззрение,
чувства, на формирование всей личности. Приемов работы с художественным
текстом множество.
***
Приемов работы с художественным текстом множество. Я хочу предложить
один из излюбленных мною приемов, который можно использовать на этапе
конструирования
проблемной
ситуаций
или
планировании
действий
и
решений, или на любом другом этапе урока. Моя роль-помощник, корректор,
критик.
Прием «сравнить и оценить». При изучении рассказа И. С. Тургенева «Муму»
в 5 классе предлагаю текст, состоящий из высказываний великого немецкого
философа-мыслителя
XVIII
века
Артура
Шопенгауэра,
который
изучал
диалектику души, этику, эстетику, т. е. жизненные науки. Нацеливаю, даю
установку,
создаю
проблемную
ситуацию
(предполагаемые
вопросы
к
учащимся):
вдумчиво
прочитать,
определить
ключевое
с л о во ,
сформулировать тему урока, что понятно, что непонятно, соглашаюсь- не
соглашаюсь,
выбрать
одно
из
высказываний
и
обсудить,
сопоставляя
с
конкретными примерами из текста. Учащиеся сами выбирают вид работы:
индивидуальный, групповой или в паре по принципу «требуется помощь»,
«сам всё знаю». Задание носит проблемный характер, нацеливает учеников на
исследовательскую (поисковую) деятельность, на выдвижение своих версий,
рефлексивных
суждений,
выводов.
Отсюда
собственный
образовательный
результат.
Обратимся к высказываниям:
1. Быть очень несчастным совсем легко.
2. Быть очень счастливым не только трудно, но и невозможно.
3. Счастье-это страдание.
4. Если у человека чего -либо нет, то он этого хочет. Но как только человек
получает это, начинает хотеть другого. Отсюда:
Желания человека бесконечны.
Стремления человека к счастью безграничны.
Например, ученик выбирает первую версию и доказывает её на примере
Капитона:
«Ему
легко
быть
несчастным,
с
него
нет
спросу,
он
горький
пьяница, никчемный человек, всех обвиняет в своих бедах. Пообижался на
других, и дальше живёт. Его всё устраивает, он плывёт по течению, за него
всё решают другие. Ему легко.» Вывод: нравственно и духовно пуст, нет
развития, деградация личности.
Отсюда следующий приём «прогнозирования», где предлагается учащимся
спрогнозировать
дальнейшие
действия
героя
в
сложных
жизненных
ситуациях. Делается вывод о пребывании такого человека в социуме.
Приём сопоставления личности читателя и личности героя позволяет выразит
свое отношение к литературному персонажу, сравнить себя с героем, прийти
к выводу, что я принимаю в этом герое, что отвергаю или осуждаю в этом
герое, хочу ли быть похожим или хотел бы иметь такого друга и т. д. Таким
образом, происходит анализ поведения героя с точки зрения своего опыта (на
примере Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество» главный герой Николенька
Иртеньев).
На
этапе
взаимопроверки,
взаимоконтроля
можно
применить
приём
«создание синквейна». Это один из понравившихся учащимся приемов в виде
творческой
работы,
написанной
по
определенным
правилам.
Примером
может служить синквейн по теме: «Счастье Герасима» одного из учеников 5
класса:
1.
Счастье
2.
Сильное, доброе
3.
Любил, оберегал, стремился
4.
Хотел создать семью
5.
Жизнь
Всем известный прием «проба пера», где у с удовольствием дети проявляют
свои способности аналитического ума, умения критиковать, делиться опытом
с другими или «пятиминутное эссе», которое может применяться в конце
урока на этапе рефлексии в свободной форме для более сильных учащихся,
по плану- для более слабых. Приведу пример. Очень впечатлили детей уроки,
посвященные
темам
человечности
и
дружбы,по
произведению
Ф.М.
Достоевского «Братья Карамазовы» в 6 классе. Прочитанные перед классом
эссе своим необычным содержанием для многих и для меня стали новым
жизненным
открытием.
Вот
некоторые
строки
из
творческих
работ
обучающихся. «Больше всего детей сплотила гибель Илюши. Они стали
близкими,
с
гордостью
называли
друг
друга
друзьями.
Такую
дружбу
я
называю сильной. Я по-доброму завидую и мечтаю о преданных друзьях. НО
никому
не
желаю
пережить
такую
трагедию
в
жизни...».
«Встреча
умирающего Илюши с собачкой перевернула все в моем сердце. Я плакала...Я
обязательно
заведу
себе
собаку.»
«Для
меня
было
но
вым
открытием
поведение Алеши , обращение к сверстникам на » Вы». Это говорит о
высокой культуре человека. В будущем я желал бы иметь такого друга и
партнера по бизнесу». « Почему настоящая дружба дается «большой ценой».
На всю жизнь запомню клятву мальчишек..»
Приём
на
этапе
рефлексии
«сегодня
я
буду...»
(художником,
критиком,
писателем, читателем, актером) раскрывает у учащихся интеллектуальные,
познавательные, творческие способности.
Таким
образом,
приёмы
работы
с
художественным
текстом
в
системе
личностно-ориентированного
обучения
повышают
познавательную
активность,
положительно
влияют
на
качество
обученности,
на
развитие
личности
обучающегося
в
целом,
позволяют
формировать
собственное
мнение, аргументировать свой ответ, учиться слушать и слышать, уважать
мнение
оппонента,
обогащать
свой
социальный
опыт
(сопереживать,
сравнивать, видеть «вперед»), продуктивно усваивать материал. Учащиеся
могут использовать опыт, приобретенный на уроке , в реальных жизненных
ситуациях.
У
обучающегося
пополняется
словарный
запас
и
постепенно
исчезает страх перед аудиторией. Знания, полученные в начальной школе, в
процессе обучения в среднем звене углубляются, расширяются. Деятельность
учителя не меняется коренным образом, но существенно обновляется.
***
Текст - основной источник информации. А основной способ извлечения
информации
–
чтение.
Как
же
сформировать
у
ребёнка
потребность
к
чтению?
степени
проникновения
в
содержание
текста
и
в
зависимости
от
коммуникативных
потребностей
выделяют
чтение
поисково-
просмотровое, ознакомительное и смысловое. Учащихся необходимо
учить навыкам смыслового чтения, цель которого - максимально точно
и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически
осмыслить извлеченную информацию.
В классах, где дети слабо читают, использую прием «инсерта».
Вначале, во время чтения вслух в 5-6 классах сама обращаю внимание
учеников на важные, значимые моменты, играющие ведущую роль в сюжете.
Затем
предлагаю
детям
самим
делать
пометки,
и
в
заключении
мы
их
зачитываем и обсуждаем. Этот прием помогает настроить обучающихся на
вдумчивое, а не поверхностное чтение. При обсуждении – развивается речь,
коммуникативные навыки.
Не секрет, что многие дети дома не читают заданный текст художественного
произведения, не знают его содержание и поэтому на уроке с ними трудно
работать. Задав на дом чтение, знакомство с сюжетом какой-то определенной
главы, предлагаю такие незамысловатые задания, как отметить в тексте 3-4
наиболее понравившихся или запомнившихся абзаца. Ребенок уже знает, что
его на уроке спросят и при этом зададут вопросы, типа: чем тебе этот
отрывок особенно запомнился или какую роль он играет в данной главе или в
целом
произведении?
Данное
задание
также
настраивает
на
смысловое
чтение.
Таким
образом,
умение
вчитываться
в
художественный
т е кс т,
«вчувствоваться» в него, эмоционально переживать и осмысливать его как
информативное
и
образное
целое
–
это
важные
составляющие
«талантливого»
чтения
и
в
то
же
время
необходимый
«инструмент»
и
необходимая
«технология»
для
творческого
восприятия
и
понимания
художественного
текста.
В
связи
с
этим
на
уроках
по
обучению
«вдумчивому» чтению предполагается и отработка аналитических умений,
связанных
с
освоением
механизмов
понимания
и
восприятия
текстовой
информации, и отработка умений «вести диалог» с автором. Поэтому я вижу
свою задачу в разработке таких моделей уроков, когда школьнику радостен
прежде всего сам процесс интеллектуальной работы с текстом. В основу
построения
урока
данного
типа
закладываю
такую
модель
восприятия
текстовой информации, которая предполагает «прохождение» читателя по
этапам
проникновения
в
смысловую
сторону
текста:
для
творческого
прочтения читатель должен сначала воспринять «чужую речь» в целом –
предвосхитить, затем «услышать», запомнить ее содержание, пережить его,
осмыслить то, что и как сказано «собеседником», и, осознав свою реакцию на
то, о чем узнал, оценив сказанное, обогатиться опытом общения. С этой
целью в старших классах провожу нестандартные уроки: урок любви по
У.Шекспиру или А.С.Пушкину; урок-суд по роману Гончарова «Обломов»;
урок-диспут по пьесе М.Горького «На дне»; урок мужества по произведениям
о Великой отечественной войне; урок-погружение по роману М.Булгакова
«Мастер
и
Маргарита;
урок-театр
по
произведениям
Н.В.Гоголя
или
А.С.Пушкина.
Проникновение
внутрь
произведения,
ощущение
себя
его
частью порой творят чудеса. Ученик, который не читал, не блистал на уроках
литературы, вдруг оказывался прекрасным артистом, чутко передающим все
нюансы образа.
Изучая в 9 классе поэму «Мцыри» М.Ю.Лермонтова привлекаю ребят к
работе с дополнительными источниками: интернет-ресурсами и словарями.
Зачитав в классе рассказ Мцыри о побеге из монастыря, предлагаю найти в
дополнительных
ресурсах
значение
слов
«исповедь»
и
«проповедь»
и
задуматься над тем: исповедуется Мцыри или проповедует. Что интересно:
иной год все ребята сразу соглашаются, что он проповедует свободу. А иной
раз возникают жаркие споры: исповедь это или проповедь. Однажды даже
был ответ: Мцыри исповедуется перед монахом, НО его исповедь звучит как
проповедь свободы.
Суд над Обломовым тоже никогда не приводит к ранее запланированному
финалу.
Мы
принимаем
за
основу
то
обвинение,
то
защиту.
Та
группа,
которая наиболее убедительно доказала – положительный или отрицательный
герой Илья Ильич Обломов и выносит свой приговор. Такие формы работы
учат детей умению дискутировать, отстаивать свою точку зрения, приводить
веские аргументы.
Таким образом, работа с текстом позволяет решать такие речевые задачи:
– учить видеть, слышать и чувствовать текст;
– пополнять речевую память учащегося новыми способами создания
художественного образа;
– формировать эстетический вкус;
– развивать образное мышление, создать условия для творчества;
– учить общению, формировать коммуникативную личность.
Определяя
специфику
аналитической
и
продуктивной
деятельности
школьников
при
обращении
к
художественному
тексту,
следует
иметь
в
виду,
что,
хотя
речь
и
идет
о
процессе
обучение,
это
деятельность
творческая,
и
ее
структура
соответствует
структуре
любого
творческого
процесса.
Чтение
способствует
развитию
словесно-логической
и
образно-
эмоциональной памяти.
В ходе чтения развивается умение членить текст на смысловые куски и
определяется
связь
между
ними,
находить
опорные
слова,
предложения,
группировать излагаемые факты, ориентироваться в тексте.
Словом, умение читать, т.е. воспринимать и перерабатывать информацию,
содержащуюся в тексте, во многом обеспечивает развитие коммуникативных
умений, на базе которых осуществляется развитие связной речи учащихся на
у р о к а х
р у с с к о г о
я з ы к а
и
л и т е р а т у р ы .
Задача учителя литературы безмерно сложна. Необходимо так построить
урок, чтобы учащиеся не просто овладели знаниями и умениями согласно
требованием программ, но смогли прикоснуться к слову мастера, увидеть и
почувствовать его красоту, чтобы нашли какие-то нравственные ориентиры
д л я
с е б я ,
д л я
с в о е г о
с о б с т в е н н о г о
ж и з н е н н о г о
п у т и .
Ещё Гёте считал: «Мыслить-судить, наслаждаясь текстом, и наслаждаться,
рассуждая».