Авторы: Корнилова Елена Александровна, Балина Юлия Игоревна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа № 1"
Населённый пункт: город Петропавловск-Камчатский, Камчатский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края"
Раздел: дошкольное образование
Значение регионального компонента
в ознакомлении детей с историей родного края
Одной
из основных
задач воспитания
дошкольников,
стоящих
на
современном
этапе
перед
воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за
свою Родину.
Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей
его природы, жизни знакомых улиц.
Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования,
расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к
родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала.
Дошкольников
полезно
знакомить
с
успехами
родного
им
края,
так
как
сведения
краеведческого
характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.
История Камчатского края, как многонационального региона, сложна и многообразна, она вбирает в
себя историю поселков и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым, вооружая их знаниями по
истории
родного
края,
где
общие
закономерности
развития
общества
проявляются
в
конкретных
условиях. Использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе в дошкольном
учреждении, несомненно, играет большую роль в формировании исторического сознания детей.
Задача
воспитателя
при
ознакомлении
детей
с
историей
родного
края –
показать
сложность,
противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли.
Важно также выделить все лучшие и передовое в историческом прошлом края и использовать эти
знания при анализе сегодняшних реалий.
Богатейшие материалы по истории нашего города и края собранные краеведами, археологами и
писателями позволяют прославить социально-экономическое, политическое и культурное становление
края.
Целью образовательного процесса в дошкольных учреждениях должно стать создание таких условий
для
воспитания
и
образования,
при
которых
духовное
нравственное,
эстетическое,
патриотическое
развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и
через
приобщение
к
региональному
компоненту.
Предполагается,
что
благодаря
обращению
к
особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде,
поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.
В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и
природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к
родному краю, его патриотические чувства.
Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их
взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять
участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл краеведческой работы в
детском саду.
Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом
общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях,
природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашему краю.
Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые
фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали,
вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть
даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам
истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
Историческое воспитание дошкольника - сложный педагогический процесс. В основе его лежит
развитие нравственных чувств.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери,
отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и
что
вызывает
отклик
в
его
душе...
И
хотя
многие
впечатления
еще
не
осознаны
им
глубоко,
но,
пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои
традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволит сформировать у дошкольников
представление о том, чем славен родной край.
Надо
показать
ребенку,
что
родной
город
славен
своей
историей,
традициями,
достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. И задача педагога – отобрать из массы
впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского
сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым
привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог сам обязан его хорошо знать. Он
должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное
для данной местности или данного края.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для формирования исторических знаний и
патриотических
чувств
к
родному
краю,
так
как
дети
дошкольного
возраста
отличаются
высокой
восприимчивостью, легкой обучаемостью, что обусловлено пластичностью их нервной системы, её
способностью активно реагировать на воздействия, поступающие из окружающей среды. Поэтому так
важно, во-первых, чтобы близкие ребенку люди были для него образцом и чтобы он хотел им подражать,
во-вторых,
чтобы
они
организовывали
патриотическую
направленную
деятельность
ребенка,
систематически упражняли его в исторических познаниях.
Формирование исторических знаний по истории родного края - это сложный педагогический процесс,
предполагающий деятельность педагога и воспитанников и использование педагогом различных методов
педагогического воздействия на ребенка. Педагогический процесс дошкольного учреждения включает
много форм, методов, приемов работы в котором большое значение имеет метод примера.