Авторы: Луговская Светлана Борисовна, Абакумец Евгения Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР-д/с№132"
Населённый пункт: Челябинская область, город Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: Сюжетно-ролевая игра для детей раннего возраста с нарушением зрения
Раздел: дошкольное образование
«Сюжетно — ролевая игра для детей раннего возраста
с нарушением зрения»
Разработчики: Луговская Светлана Борисовна, воспитатель,
Абакумец Евгения Сергеевна, воспитатель
Игра не пустая забава.
Она необходима для счастья детей,
для их здоровья и правильного развития».
Д.В. Менджерицкая
Ребёнок приходит в мир... и взрослые должны окружить малыша любо-
вью, вниманием, заботой, лаской, научить его радоваться жизни.
Раннее детство — это начало познания жизни, человеческих взаимо-
отношений. Это и время начала формирования ребёнка как личности, становле-
ния его характера. Взрослые ведут его по пути познания мира во всм его разно-
образии и осознания себя в этом мире, играя с ребёнком, а позднее и создавая
все условия для его самостоятельной игры.
Игра для ребёнка — это комфортное проживание детства, важнейше-
го периода в жизни человека, без игры нет детства вообще. Играя, ребёнок
переживает большую радость, а в условиях радости развитие ребёнка идёт бо-
лее интенсивно и успешно. В игре ребёнок проявляет свои мысли, чувства,
свою самостоятельность, творческие способности, фантазию.
В игре у ребёнка работают: воображение, память, мышление, речь, по
настоящему надо строить отношение с партнёром (даже в их роли выступают
простыеигрушки). И не понарошку, а по настоящему малыш переживает собы-
тия, которые лежат в основе его игры. Это формирует отношение ребёнка к
окружающему миру, к людям. Поэтому воспитателю важно увидеть в игре лич-
ность малыша: заботливая ли мама, внимательный ли врач, вежливый ли прода-
вец...
Дети раннего возраста чутко реагируют на отношение взрослого, они
не будут играть с ним, если почувствуют равнодушие взрослого, фальш в его
поведении. В сюжетно — ролевых играх воспитатель общается с детьми на
уровне развития ребёнка. Воспитателю не следует злоупотреблять готовыми об-
разцами решения, полезнее вызвать ребёнка на самостоятельное придумывание
содержание игры и способов выполнения роли. Ведь хозяином положения в
игре всегда должен быть ребёнок.
На третьем году жизни — игра начинает занимать ведущую роль
ребёнка, потому что у детей после 2,5 года начинает развиваться сюжетно — ро-
левая игра. Воспитатели должны стремиться к развитию самостоятельной игры.
Самостоятельная игра — это свободная игра без прямого руководства взрос-
лого. Очень важно чтобы ребёнок сам ставилигровую задачу, определять содер-
жание
предстоящего
игрового
действия:
(накормлю
куклу
кашей,
уложу
спать...).
Полезно, когда малыши самостоятельно находят необходимые для этих
действий игрушки или предметы заменяющие их (палочка — градусник). Само-
стоятельная игра способствует развитию ребёнкаЮ, он выдаёт весь свой опыт,
который накопил за весь период. Игра может служить инструментом диагности-
ки по психическому развитию ребёнка.
Детский сад №132 посещают дети с нарушением зрения — за основу
работы была взята коррекционно — развивающая программа Плаксиной. В игре
дети с нарушением зрения приобретают опыт общественного поведения в среде
сверстников, практически овладевают нормами и правилами поведения, приоб-
щаются
к
жизни
окружающих
взрослых,
имеют
возможность
проявить
большую чем в какой — либо другой деятельности, самостоятельность. Воспи-
татель руководя игрой, учит детей с нарушением зрения видеть окружающее и
отображать увиденное в своих играх. Игра служит для воспитателя эффектив-
ным средством преодоления недостатков развития личности ребёнка с наруше-
нием зрения.
Задачи:
1. Закрепить умение детей действовать с предметами и игрушками.
2.
Развивать умения детей переносить с помощью воспитателя знако-
мые действия в соответствии с ролью.
3.
Учить детей выполнять в игре два, три последовательных эпизода.
4.
Учить подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать иг-
рушки в качестве партнёра.
5.
Побуждать использовать в игре предметы — заместители.
6.
Воспитывать у детей доброту, чуткость, отзывчивость.
7.
Формировать у детей бережное отношение с игрушками, играть
дружно, уступать игрушку товарищу.
8.
Вызывать у детей эмоциональный отклик на игровые действия.
Дети инвалиды по зрению — это дети сочетанными дефектами, т.е на-
рушение зрения, задержка психического развития, умственная отсталость. Та-
ким детям требуется дополнительная работа по ознакомлению с окружающем
миром. Взрослый способствует зрительному восприятию детей, там, где невоз-
можно получить зрительную информацию, необходимо включать в процесс об-
следования сохранные анализаторы. Дополнительная информация за счёт поли-
сенсорных взаимосвязей (слухо — двигательных, тактильно — двигательных,
осязательных и др.) и обеспечивает детям с нарушением зрения полную и точ-
ную информацию.
В процессе обучения таких детей требуется неоднократное повторе-
ние
изучаемого
материала. Проговаривание
всех
действий
(все
действия
взрослый обозначает словами, например: берём куклу, расправляем кровать и
т.д).
Осязательное восприятие — предлагаем сначала потрогать на реаль-
ных предметах окружающих ребёнка, а затем на игрушках. Например: подойди
к кроватке, потрогай какая она большая, а теперь потрогай кроватку для куклы
— она маленькая, будем на ней укладывать куклу...).
Развитие ребёнка на полисенсорной основе (зрение, слух, обоняние,
осязание). Например: варим суп — попробуй на вкус, понюхай, пощупать на ре-
альных предметах и на имеющимся сенсорном опыте ребёнка. Например: кис-
лый лимон, сладкий сахар..., различать на ощупь овощи, фрукты, ориентиро-
ваться на звук.
При подборе дидактического материала и игрушек, учитывается остро-
та зрения ребёнка. Для слабовидящих детей при высокой степени амблиопии
нужны более крурные игрушки, а по мере повышения остроты зрения — по-
меньше размером игрушки. Особенность организации при поведении прогулки
для таких детей — пространственная ориентировка — идёт развитие глазодви-
гательных функций. Например: дойди до скамейки, там тебя ждёт Мишка... -
ориентировка на микро и макро плоскостях относительно своего тела.
Коррекционная работа:
1.
Развивать зрительное внимание, память, учить соотносить зритель-
ный образ со словами.
2.
Развивать моторную ловкость — обучая детей навыкам раздевания
и одевания куклы, кормления куклы и различных резиновых образных игрушек
и посуды, прокатывание машины, которую ребёнок перемещает, удерживая ру-
кой за верёвку, корпус.
3.
Развивать двигательную координацию, учить следить взглядом за
движением руки, за игрушкой.
4.
Развивать операционально — техническую сторону игры, действо-
вать двумя руками (удерживать, приближать, поворачивать куклу и другие об-
разные игрушки).
5.
Развивать звукоподражание животных, гулению, плачу куклы...
6.
Учить детей различать игрушки по цвету, форме, величине, назы-
вать их, учить детей распологать последовательную цепочку игровых действий.
7.
Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию
движений, зрительно — двигательную координацию в процессе игр с предмета-
ми — орудиями.
8.
Учитьдетей применению невербальных и вербальных средств обще-
ния для привлечения внимания взрослого и детей к тем действиям с предмета-
ми — орудиями, которые ребёнок выполнил, если требуется особое внимание
со стороны окружающих или помощь.
При обучении сюжетно — ролевой игре используют следующие этапы
руководства игрой:
1.
Подготовительный этап. Необходимо создать условия для наглядно-
го познания малышом окружающего мира через наблюдения, действий взрос-
лых, явлений природы, повадок животных;
- Привлекать внимание ребёнка к действиям взрослого, предложить при-
нять участие в этих действиях.
- Обогащать ребёнка новыми впечатлениями: экскурсии — наблюдения в
прачечную, столовую, в медецинский кабинет, кабинет офтальмологов и др.
- Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
- Обогащать знания детей беседой.
- Проводить обучающие дидактические игры.
- Целевые прогулки.
На этом этапе уделяется внимание созданию предметно — игровой сре-
ды, подготовке атрибутов вместе с детьми.
2.
Основной этап. (начало, ход, конец игры). На этом этапе взрослый
широко использует косвенные и прямые приёмы руководства (участие в игре,
совет, напоминание, объяснение, инсценировка, взятие роли, внесение атрибу-
тов). На этом этапе большое внимание уделяется развитию игрового замысла,
формированию воображения, игровых действий, способов их выполнения.
Таким образом, Изучив психолого — педагогическую литературу можно
сделать следующие выводы: 1. Ведущая деятельность дошкольного возраста ро-
левая игра. Именно вней складываются и эффективно развиваются главные но-
вообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление,
самосознание.
2.
Сюжетно — ролевая игра проходит длительный и сложный путь
развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой
игры и игры «рядом», в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее
высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую
игру с развёрнутым сюжетом.
3.
Сюжетно — ролевая игра должна соответствовать современной дея-
тельности т.к в связи с развитием научно – технического прогресса появляется
много новой техники, много нового в жизни людей — задача воспитателя со-
здать условия для отражения этого в сюжетно — ролевых играх детей.
Рекомендации: 1. Необходимо создать условия для игровой деятельности
в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально — игро-
вую базу, которые используются детьми во время сюжетно — ролевых игр.
2. Обогащать содержание детской игры с использованием различных ме-
тодов и приёмов таких как :наблюдения, экскурсии, чтение художественной ли-
тературы, рассказы воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций,
этические беседы, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов
конструирования и др.
Список литературы:
1. Плаксина, Л.И. Программы специальных (коррекционных) образова-
тельных учреждений 4 вида для слабовидящих детей /Л.И.Плаксина – М.: Горо
Д, 1999, с.174.
2. Дружинина, Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с на-
рушением зрения / Л.А. Дружинина – М.: Экзамен, 2006, с 95.
3.
Плаксина, Л.И., Григорян, Л.А. Содержание медико-педагогической
помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения / Л.И.Плак-
сина, Л.А.Григорян – М.: Горо Д, 1998, с 274.
4.
Аветисов, Э.С. Как беречь зрение / Э.С.Аветисов – М.: Геотар меди-
цина, 2000, с.68.