Напоминание

Сюжетно-ролевая игра для детей раннего возраста с нарушением зрения


Авторы: Луговская Светлана Борисовна, Абакумец Евгения Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР-д/с№132"
Населённый пункт: Челябинская область, город Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: Сюжетно-ролевая игра для детей раннего возраста с нарушением зрения
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Сюжетно — ролевая игра для детей раннего возраста

с нарушением зрения»

Разработчики: Луговская Светлана Борисовна, воспитатель,

Абакумец Евгения Сергеевна, воспитатель

Игра не пустая забава.

Она необходима для счастья детей,

для их здоровья и правильного развития».

Д.В. Менджерицкая

Ребёнок приходит в мир... и взрослые должны окружить малыша любо-

вью, вниманием, заботой, лаской, научить его радоваться жизни.

Раннее детство — это начало познания жизни, человеческих взаимо-

отношений. Это и время начала формирования ребёнка как личности, становле-

ния его характера. Взрослые ведут его по пути познания мира во всм его разно-

образии и осознания себя в этом мире, играя с ребёнком, а позднее и создавая

все условия для его самостоятельной игры.

Игра для ребёнка — это комфортное проживание детства, важнейше-

го периода в жизни человека, без игры нет детства вообще. Играя, ребёнок

переживает большую радость, а в условиях радости развитие ребёнка идёт бо-

лее интенсивно и успешно. В игре ребёнок проявляет свои мысли, чувства,

свою самостоятельность, творческие способности, фантазию.

В игре у ребёнка работают: воображение, память, мышление, речь, по

настоящему надо строить отношение с партнёром (даже в их роли выступают

простыеигрушки). И не понарошку, а по настоящему малыш переживает собы-

тия, которые лежат в основе его игры. Это формирует отношение ребёнка к

окружающему миру, к людям. Поэтому воспитателю важно увидеть в игре лич-

ность малыша: заботливая ли мама, внимательный ли врач, вежливый ли прода-

вец...

Дети раннего возраста чутко реагируют на отношение взрослого, они

не будут играть с ним, если почувствуют равнодушие взрослого, фальш в его

поведении. В сюжетно — ролевых играх воспитатель общается с детьми на

уровне развития ребёнка. Воспитателю не следует злоупотреблять готовыми об-

разцами решения, полезнее вызвать ребёнка на самостоятельное придумывание

содержание игры и способов выполнения роли. Ведь хозяином положения в

игре всегда должен быть ребёнок.

На третьем году жизни — игра начинает занимать ведущую роль

ребёнка, потому что у детей после 2,5 года начинает развиваться сюжетно — ро-

левая игра. Воспитатели должны стремиться к развитию самостоятельной игры.

Самостоятельная игра — это свободная игра без прямого руководства взрос-

лого. Очень важно чтобы ребёнок сам ставилигровую задачу, определять содер-

жание

предстоящего

игрового

действия:

(накормлю

куклу

кашей,

уложу

спать...).

Полезно, когда малыши самостоятельно находят необходимые для этих

действий игрушки или предметы заменяющие их (палочка — градусник). Само-

стоятельная игра способствует развитию ребёнкаЮ, он выдаёт весь свой опыт,

который накопил за весь период. Игра может служить инструментом диагности-

ки по психическому развитию ребёнка.

Детский сад №132 посещают дети с нарушением зрения — за основу

работы была взята коррекционно — развивающая программа Плаксиной. В игре

дети с нарушением зрения приобретают опыт общественного поведения в среде

сверстников, практически овладевают нормами и правилами поведения, приоб-

щаются

к

жизни

окружающих

взрослых,

имеют

возможность

проявить

большую чем в какой — либо другой деятельности, самостоятельность. Воспи-

татель руководя игрой, учит детей с нарушением зрения видеть окружающее и

отображать увиденное в своих играх. Игра служит для воспитателя эффектив-

ным средством преодоления недостатков развития личности ребёнка с наруше-

нием зрения.

Задачи:

1. Закрепить умение детей действовать с предметами и игрушками.

2.

Развивать умения детей переносить с помощью воспитателя знако-

мые действия в соответствии с ролью.

3.

Учить детей выполнять в игре два, три последовательных эпизода.

4.

Учить подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать иг-

рушки в качестве партнёра.

5.

Побуждать использовать в игре предметы — заместители.

6.

Воспитывать у детей доброту, чуткость, отзывчивость.

7.

Формировать у детей бережное отношение с игрушками, играть

дружно, уступать игрушку товарищу.

8.

Вызывать у детей эмоциональный отклик на игровые действия.

Дети инвалиды по зрению — это дети сочетанными дефектами, т.е на-

рушение зрения, задержка психического развития, умственная отсталость. Та-

ким детям требуется дополнительная работа по ознакомлению с окружающем

миром. Взрослый способствует зрительному восприятию детей, там, где невоз-

можно получить зрительную информацию, необходимо включать в процесс об-

следования сохранные анализаторы. Дополнительная информация за счёт поли-

сенсорных взаимосвязей (слухо — двигательных, тактильно — двигательных,

осязательных и др.) и обеспечивает детям с нарушением зрения полную и точ-

ную информацию.

В процессе обучения таких детей требуется неоднократное повторе-

ние

изучаемого

материала. Проговаривание

всех

действий

(все

действия

взрослый обозначает словами, например: берём куклу, расправляем кровать и

т.д).

Осязательное восприятие — предлагаем сначала потрогать на реаль-

ных предметах окружающих ребёнка, а затем на игрушках. Например: подойди

к кроватке, потрогай какая она большая, а теперь потрогай кроватку для куклы

— она маленькая, будем на ней укладывать куклу...).

Развитие ребёнка на полисенсорной основе (зрение, слух, обоняние,

осязание). Например: варим суп — попробуй на вкус, понюхай, пощупать на ре-

альных предметах и на имеющимся сенсорном опыте ребёнка. Например: кис-

лый лимон, сладкий сахар..., различать на ощупь овощи, фрукты, ориентиро-

ваться на звук.

При подборе дидактического материала и игрушек, учитывается остро-

та зрения ребёнка. Для слабовидящих детей при высокой степени амблиопии

нужны более крурные игрушки, а по мере повышения остроты зрения — по-

меньше размером игрушки. Особенность организации при поведении прогулки

для таких детей — пространственная ориентировка — идёт развитие глазодви-

гательных функций. Например: дойди до скамейки, там тебя ждёт Мишка... -

ориентировка на микро и макро плоскостях относительно своего тела.

Коррекционная работа:

1.

Развивать зрительное внимание, память, учить соотносить зритель-

ный образ со словами.

2.

Развивать моторную ловкость — обучая детей навыкам раздевания

и одевания куклы, кормления куклы и различных резиновых образных игрушек

и посуды, прокатывание машины, которую ребёнок перемещает, удерживая ру-

кой за верёвку, корпус.

3.

Развивать двигательную координацию, учить следить взглядом за

движением руки, за игрушкой.

4.

Развивать операционально — техническую сторону игры, действо-

вать двумя руками (удерживать, приближать, поворачивать куклу и другие об-

разные игрушки).

5.

Развивать звукоподражание животных, гулению, плачу куклы...

6.

Учить детей различать игрушки по цвету, форме, величине, назы-

вать их, учить детей распологать последовательную цепочку игровых действий.

7.

Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию

движений, зрительно — двигательную координацию в процессе игр с предмета-

ми — орудиями.

8.

Учитьдетей применению невербальных и вербальных средств обще-

ния для привлечения внимания взрослого и детей к тем действиям с предмета-

ми — орудиями, которые ребёнок выполнил, если требуется особое внимание

со стороны окружающих или помощь.

При обучении сюжетно — ролевой игре используют следующие этапы

руководства игрой:

1.

Подготовительный этап. Необходимо создать условия для наглядно-

го познания малышом окружающего мира через наблюдения, действий взрос-

лых, явлений природы, повадок животных;

- Привлекать внимание ребёнка к действиям взрослого, предложить при-

нять участие в этих действиях.

- Обогащать ребёнка новыми впечатлениями: экскурсии — наблюдения в

прачечную, столовую, в медецинский кабинет, кабинет офтальмологов и др.

- Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

- Обогащать знания детей беседой.

- Проводить обучающие дидактические игры.

- Целевые прогулки.

На этом этапе уделяется внимание созданию предметно — игровой сре-

ды, подготовке атрибутов вместе с детьми.

2.

Основной этап. (начало, ход, конец игры). На этом этапе взрослый

широко использует косвенные и прямые приёмы руководства (участие в игре,

совет, напоминание, объяснение, инсценировка, взятие роли, внесение атрибу-

тов). На этом этапе большое внимание уделяется развитию игрового замысла,

формированию воображения, игровых действий, способов их выполнения.

Таким образом, Изучив психолого — педагогическую литературу можно

сделать следующие выводы: 1. Ведущая деятельность дошкольного возраста ро-

левая игра. Именно вней складываются и эффективно развиваются главные но-

вообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление,

самосознание.

2.

Сюжетно — ролевая игра проходит длительный и сложный путь

развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой

игры и игры «рядом», в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее

высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую

игру с развёрнутым сюжетом.

3.

Сюжетно — ролевая игра должна соответствовать современной дея-

тельности т.к в связи с развитием научно – технического прогресса появляется

много новой техники, много нового в жизни людей — задача воспитателя со-

здать условия для отражения этого в сюжетно — ролевых играх детей.

Рекомендации: 1. Необходимо создать условия для игровой деятельности

в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально — игро-

вую базу, которые используются детьми во время сюжетно — ролевых игр.

2. Обогащать содержание детской игры с использованием различных ме-

тодов и приёмов таких как :наблюдения, экскурсии, чтение художественной ли-

тературы, рассказы воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций,

этические беседы, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов

конструирования и др.

Список литературы:

1. Плаксина, Л.И. Программы специальных (коррекционных) образова-

тельных учреждений 4 вида для слабовидящих детей /Л.И.Плаксина – М.: Горо

Д, 1999, с.174.

2. Дружинина, Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с на-

рушением зрения / Л.А. Дружинина – М.: Экзамен, 2006, с 95.

3.

Плаксина, Л.И., Григорян, Л.А. Содержание медико-педагогической

помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения / Л.И.Плак-

сина, Л.А.Григорян – М.: Горо Д, 1998, с 274.

4.

Аветисов, Э.С. Как беречь зрение / Э.С.Аветисов – М.: Геотар меди-

цина, 2000, с.68.



В раздел образования