Напоминание

Дифференцированное обучение на уроках русского языка


Автор: Билалова Фарида Сагитовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 165"
Населённый пункт: РТ, г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Дифференцированное обучение на уроках русского языка
Раздел: среднее образование





Назад




Дифференцированное обучение на уроках русского языка

Сколько цветов на лугу,

И каждый красив по-своему…

В этом подвиг цветка!

Мацуо Басё

Урок

является

основной

формой

организации

учебных

занятий на

протяжении почти четырёх столетий. Проблема поиска методов и приёмов,

которые

привели

бы

к

результативности

образовательного

процесса,

в

настоящее время одна из самых важных, но и самых сложных. Современная

система

образования

ориентирует

школу

на

реализацию

личностно

ориентированного обучения. Современный личностно ориентированный урок

-

это

вариативная

форма

организации

процесса

целенаправленного

взаимодействия

учителя

и

учащегося.

При

личностно

ориентированном

обучении на первое место выходит индивидуализация обучения - процесс

раскрытия

индивидуальности

человека

в

специально

организованной

учебной деятельности. Одной из форм индивидуализации обучения является

дифференцированный подход, или организация дифференцированной работы

с учащимися на уроках.

Дифференциация в переводе с латинского "difference" означает разделение,

расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференцированное

обучение -

это:

1)

форма

организации

учебного

процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с

учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих

качеств (гомогенная группа); 2) часть общей дидактической системы, которая

обеспечивает

специализацию

учебного

процесса

для

различных

групп

обучаемых. В основу дифференциации положена теория Л.С.Выготского о

зоне ближайшего развития

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) —

это:

1)

создание

разнообразных

условий

обучения

для

различных

школ,

классов, групп с целью учета особенностей их контингента; 2) комплекс

методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих

мероприятий,

обеспечивающих

осуществление

процесса

обучения

в

гомогенных группах.

Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на

основе учёта индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его

возможностей и способностей, что даёт каждому учащемуся возможность

получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой

личностный

потенциал.

Данная

технология

позволяет

сделать

учебный

процесс более эффективным.

Основная задача:

увидеть

индивидуальность

ученика

и

сохранить

ее,

помочь

ребёнку

поверить

в

свои

силы,

обеспечить

его

максимальное

развитие.

Важным

аспектом

в

развитии

личности

является

осуществление

индивидуального

и

дифференцированного

подхода

к

учащимся

в

педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление

склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.

Дифференциация в образовании - это создание различий между частями

(школами,

классами,

группами)

образовательной

системы

(общее

образование,

школа,

класс,

группа)

с

учетом

одного

или

нескольких

направлений.

В настоящее время в опыте работы общеобразовательных школ обозначилось

несколько направлений дифференциации обучения:

по образовательным целям;

по уровням выполнения заданий;

по времени обучения, времени выполнения заданий;

по содержанию обучения;

по последовательности учебного материала;

по структуре учебного матерпо подходам к обучению;

по видам учебной деятельности;

по способам применения заданий;

по оценке деятельности.

Таким

образом,

дифференцированное

обучение

-

это

такое

построение

системы

обучения,

при

котором

учащиеся

на

основании

каких-либо

особенностей объединяются в более или менее гомогенные (относительно

однородные) группы (либо в малые группы внутри класса - внутренняя

дифференциация,

либо

в

целые

классы,

даже

школы

-

внешняя

дифференциация) для отдельного обучения (постоянно или временно) по

различным специальностям для каждой группы, учебным заданиям, планам,

программам. Этот

подход

гарантирует

усвоения

базовых

знаний

всеми

учащимися и одновременно возможностями для каждого ученика реализовать

свои склонности и способности.

Выделяют

две

основные

формы

организации

дифференцированного

обучения: внутреннюю и внешнюю дифференциации.

Внешняя

дифференциация

обучения

это

основная

форма

дифференцированного обучения учащихся, которая предполагает создание

относительно

стабильных

групп

и

профильных

классов,

в

которых

содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования

различаются.

Стабильные

группы

профильных

классов

учащихся

формируются на основе определенных критериев, таких, как познавательные

интересы,

общие

и

специальные

способности,

достигнутые

в

обучении

результаты и успеваемость, проектируемая профессиональная деятельность и

т.д.

Внутренняя

дифференциация

обучения

это

форма дифференцированного

обучения,

которая

осуществляется

через

разделение учащихся на группы внутри класса с целью организации учебной

работы с использованием разных технологий, методов обучения, на разных

уровнях усвоения программного материала.

Сущность внешней дифференциации обучения заключается в такой

направленной

специализации

образования,

в

области

устойчивых

познавательных интересов, склонностей и способностей учащихся с целью

создания условий для их максимально-индивидуального развития. Методы

обучения

учащихся

имеют

специфику,

связанную

с

интересами,

склонностями и способностями учеников к избранным ими предметам. Эта

специфика выражается:

в

большем

объеме

само стоятельной

работы

учащихся

с

дополнительной литературой при изучении нового материала, решении

задач, выполнении экспериментальных и творческих заданий;

введение

лекционно-семинарской

системы

преподавания,

введения

тематических

зачетов

и

укрупнения

блоков

усвоения

учебного

материала;

в усилении индивидуальной работы учителя с учащимися (на уроках и

во внеурочное время);

в

создании особой атмосферы доверия, сотрудничества, настроя на

учение, длительную умственную деятельность и труд.

Дифференцированное

обучение

на

уроках

русского

языка

актуальная

проблема современной школы. Это работа по одной программе, но на разном

уровне

сложности

в

рамках

классно-урочной

системы

с

целью

развития

личности каждого школьника. Я работаю в классах, где собраны дети с

разным уровнем подготовленности, разными способностями, они по-разному

усваивают материал, по-разному относятся к тому, что надо узнать, понять,

усвоить, запомнить. Поэтому даже самый методически совершенный урок не

обязательно будет успешным.

Классификация видов и форм дифференциации

Дифференцированное

обучение

о суще ствляется

в

р а з л и ч н ы х

организационных

формах,

с

помощью

различных

учебных

средств

и

на

различных

уровнях

(частно-методиче ском,

т е х н о л о г и ч е с ком ,

общепедагогическом, социальном). В современной образовательной практике

используется следующая классификация видов и форм дифференциации.

По

характерным индивидуально-психологическим особенностям

детей,

составляющим

основу

формирования

гомогенных

групп,

различают

дифференциацию:

по

возрастному

составу (школьные

классы,

возрастные

параллели,

разновозрастные группы);

по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);

по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-

химические и другие группы, направления, отделения, школы);

по уровню достижений;

по

личностно-психологическим

типам (типу

мышления,

акцентуации

характера, темпераменту, социотипу и др.);

по

уровню

здоровья (физкультурные

группы,

группы

ослабленного

зрения, слуха, больничные классы).

По организационному

уровню г о м о г е н н ы х

г р у п п

в ы д е л я ю т

дифференциацию:

— региональную по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи,

частные школы, комплексы);

внутришкольную (уровни,

профили,

отделения,

углубления,

уклоны,

потоки);

в

параллели (группы

и

классы

различных

уровней:

гимназические,

классы компенсирующего обучения и т.д.);

межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы);

внутриклассную, или внутрипредметную (группы в составе класса).

Внутриклассную дифференциацию называют еще "внутренней", в отличие от

всех других видов "внешней" дифференциации.

К внутренней дифференциации иногда относят и деление класса на любые,

даже

разнородные

группы,

для

которых

применяется интегративная

модель дифференцированного

обучения.

Примерами

может

служить

разделение

учащихся

при

групповых

способах

обучения,

использование

игровых методик, бригадно-лабораторного метода, метода проектов и т.п.

Уровневая

дифференциация предполагает

такую

организацию

обучения,

при

которой

школьники,

обучаясь

по

одной

программе,

имеют

право

и

возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже

уровня обязательных требований.

Смысл уровневой дифференциации заключается в том, чтобы адаптировать

учебный

процесс

к

познавательным

возможностям

каждого

ученика,

предъявить соответствующие уровню его развития требования, программы,

учебники,

методы

и

формы

обучения.

Под

уровневой

дифференциацией

понимается обучение учащихся одного и того же класса на трех уровнях

обучения: базовом, продвинутом и высоком.

Базовый

уровень -

определенный

программой

и

учебником,

максимум

знаний и умений, достижение которого обязательно учащимися всего класса.

Продвинутый

уровень -

некоторые,

выходящие

за

рамки

программы

и

учебника

дополнительные

сведения

(знания)

и

формирование

прочных

умений по применению этих знаний в различных ситуациях.

Высокий

уровень -

дополнительные

сведения,

углубляющие

знания

учащихся

по

теме

и

формирующие

умения

решать

задачи

повышенной

сложности.

В

зависимости

от

вида

и

формы

дифференциации,

учащихся

класса

разбивают на группы:

-по уровню развития мышления, творческого потенциала, интересов;

-по

наличию

базовой

подготовки

(фактические

знания,

умения,

успеваемость);

-по склонностям, интересу к определенному виду деятельности, выбору вида

деятельности.

При этом во всех формах дифференциация осуществляется в виде:

-детерминированного обучения, при котором учитель, изучив особенности

учащихся, сам определяет способы и содержание индивидуального подхода к

каждому или некоторым из учащихся;

-демократического

обучения,

при

котором

учащемуся

предоставляется

частичный выбор содержания, форм, методов, уровня обучения в рамках

обязательного обучения;

-открытого

(гуманистического)

обучения,

при

котором

учащийся

становится

субъектом

управления

своей

собственной

деятельности.

Он

может

выбирать

уровень,

предмет,

форму,

темп

обучения

вплоть

до

самостоятельного обучения при индивидуальной программе.

Технология дифференцированного обучения.

Технология

дифференцированного

обучения

представляет

собой

совокупно сть

организационных

решений,

средств

и

м е тод о в

дифференцированного

обучения,

охватывающая

определенную

часть

учебного процесса. В своей деятельности необходимо учитывать признаки

технологии дифференцированного обучения:

1. Процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности

учителя и учащегося.

2. Наличие совокупности методов и приемов.

3. Проектирование и организация.

4. Наличие комфортных условий

Характерные особенности групп (вариантов) и задачи по работе с ними:

1 вариант-

у ч а щ и е с я с

в ы с о к о й

у с п е ва е м о с т ь ю ,

и м е ю щ и е

достаточный

фонд

знаний

,

в ы с о к и й

у р о в е н ь

познавательной

активности,

р а з в и т ы е

п о л о ж и т е л ь н ы е

качества

ума:

абстрагирование,

обобщение,

анализ,

гибкость

мыслительной

деятельности.

Они

гораздо

меньше,

че м

д р у г и е ,

у т о м л я ю т с я от

а к т и в н о го ,

н а п р я ж е н н о г о

умственного

труда,

обладают

в ы с о к и м

у р о в н е м

самостоятельности. Поэтому,

работая

с

ними,

необходимо

предусмотреть

тщательную

о р г а н и з а ц и ю

и х

у ч е б н о й

деятельности,

подбор

заданий

в ы с о к о й

т р у д н о с т и ,

соответствующих

их

высоким

познавательным возможностям.

Цель обучения - воспитание

у этой группы ребят трудолюбия и

высокой

требовательности

к

результатам своей работы.

2 вариант–

у ч а щ и е с я со

с р ед н и м и

учебными

возможностями.

При

работе

с

этой

группой

г л а в н о е

в н и м а н и е

н е о б х о д и м о

у д е л я т ь

развитию их познавательной

активно сти,

уч астию

в

разрешении

проблемных

с и т у а ц и й

( и н о г д а

с

т а к т и ч н о й

п о м о щ ь ю

у ч и т е л я ) ,

в о с п и т а н и ю

с а м о с т о я т е л ь н о с т и

и

у в е р е н н о с т и

в

с в о и х

познавательных

возможностях.

Необходимо

постоянно создавать условия

для продвижения в развитии

этой

группы

школьников

и

постепенного перехода части

из

них

на

работу

по

1

варианту.

Ц е л ь

о б у ч е н и я

-

развивать

их

способности,

воспитывать

самостоятельность,

уверенность в своих силах.

3

в а р и а н т –

у ч а щ и е с я

с

пониженной

у с п е в а е м о с т ь ю

в

р е з у л ь т а т е

и х

педагогической

запущенности

или

низких

способностей

(читают

плохо,

не

г о в о р я т ,

п л о х о

запоминают и т.д.)

Цель обучения -

у д е л и т ь

о с о б о е

внимание,

поддержать,

помочь

усваивать

материал,

работать

некоторое

время только с ними

на уроке, пока I и 2

варианты

работают

самостоятельно,

помогать

усваивать

правило,

формировать

умение

объяснить

орфограмму,

проговаривать

вслух,

то

есть

работать

с

учащимися отдельно.

Значительную трудность для учителей при подготовке к

дифференцированной работе представляет 3 группа школьников - дети со

стойкой

пониженной

успеваемостью.

Работа

с

этими

учащимися

представляет для учителя наибольшую трудность. Здесь главная задача -

развитие умственных способностей. Необходимо постепенно учить ребят

сравнивать

явления,

находить

черты

общего

и

различия,

сопоставляя,

обобщая,

находить

главное.

В

работе

с

ними

широко

применяется

письменные

инструкции-алгоритмы,

образцы

рассуждений,

таблицы.

Особенно важна работа по развитию речи, так как запас слов у них беден,

конструкции предложений примитивны.

Необходимы постоянные упражнения в связных высказываниях (по

данному

плану,

схеме,

опорным

словам).

Объяснение

нового

материала

должно

быть

более

детализированным,

развернутым,

опираться

на

наглядность,

практическую

деятельность

ребят.

Учитывая

особенности

памяти

этих

детей,

необходимо

постоянно

возвращаться

к

изученному

правилу, повторять его, доведя до автоматизма. Работа е этой группой требует

большого терпения, тактичности со стороны учителя, так как продвижения и

успехи этих детей чрезвычайно медленны.

У

слабоуспевающих

учащихся

значительно

хуже

развиты

навыки

выделения главного, самостоятельность мышления, навыки планирования,

самоконтроля;

ниже

темп

чтения,

письма,

вычислений.

Более

часто

проявляется

отрицательное

отношение

к

учению,

нередко

отсутствует

сознательная дисциплина.

Учителю необходимо специально учитывать все эти обстоятельства

при определении задач дифференцированного подхода к слабоуспевающим

на уроке. Рекомендуется сделать акцент на более тесную связь обучения с

жизненным опытом этих школьников, который у них нередко шире, чем у

других, то есть, попробовать вовлечь их в экспериментальную, практическую

работу,

которая

их

интересует

больше,

чем

теоретические

знания.

Учащимися

нужно управлять,

поддерживать

внимание

при

объяснении

нового материала, замедлять темп объяснения в трудных местах, поощрять

вопросы с их стороны при затруднении в усвоении. Необходимо оказывать

дифференцируемую помощь слабоуспевающим по выполнению тех же самых

упражнений, которые делает большинство, а также быть для школьников

консультантом

при

выполнении

заданий,

предлагать

самим

стать

своими

помощниками.

В

педагогике

разработана

система

методов

и

приемов

работы,

направленных

на

предупреждение

неуспеваемости

школьников.

Применяются различные виды дифференцированной помощи:

1) Работа над ошибками на уроке и включение ее в домашние задания.

2) Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах

при выполнении задания.

3) Индивидуализация домашнего задания слабоуспевающим учащимся.

4) Повторение дома материала, необходимого для изучения новой темы.

5) Использование слабыми учащимися при ответе составленным дома планом

изложения материала или выполненной самим памяткой для ответа.

6) Координация объема домашних заданий, доступность его выполнения в

установленное время.

7) Привлечение школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении

упражнений.

8) Предоставление времени для подготовки к ответу у доски (краткая запись,

использование наглядных пособий).

9) Оказание должной помощи слабоуспевающим в ходе самостоятельной

работы на уроке.

10) Указание правила, на которое опирается задание.

11) Дополнение к заданию (рисунок, схема, инструкция и т.п.).

12) Указание алгоритма выполнения задания.

13) Указание аналогичного задания, выполненного раньше.

14)Объяснение хода выполнения подобного задания.

15)

Предложение

выполнить

вспомогательное

задание,

наводящее

на

решение предложенного.

16) Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.

17) Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения

задания.

18) Выдача ответа или результата выполнения задания.

19) Расчленение сложного задания на элементарные составные части.

20) Постановка наводящих вопросов.

Удачное сочетание методов и приемов, работа с сильными и слабыми

учащимися дает положительный результат: дети ждут с нетерпением таких

уроков, сильные подбирают ценный дополнительный материал из научно-

популярной, энциклопедической и другой литературы не только к изучаемым

темам, но и идут с опережением.

Для

успешного

осуществления

дифференцированной

работы

необходимо

соблюдение

некоторых

условий.

Это

и разноуровневая

деятельность на уроках.

Что нужно учитывать, дифференцируя работу с учащимися?

* Объяснение нового материала должно строиться для всех одинаково,

то есть всем предоставлять возможность учиться в одинаковых условиях.

*

Закончить

объяснение

нового

материала

образцовым

ответом

с

использованием опорных схем, таблиц, графического изображения.

*Использовать

наглядные,

дидактические

материалы

в

большом

количестве.

Общая познавательная цель единая, задачи общие по теме, но каждый

решает их на своем уровне.

Класс делится на разные уровни. Дети в каждой группе выполняют

свои задания, но при проверке их – слушают в каждой группе друг друга,

ставят задачу - подобное задание будет домашним (например, для 2 варианта

или всем), перед каждым заданием конкретно ставить задачи и подводить

итоги.

При организации работ по группам важно установить доверительные

отношения,

использование

авторитарного

стиля

вызывает

недоверие

учеников к учителю, боязнь.

Развивать устойчивое внимание, так как нужно быстро переключаться

от одного вида работ к другому (по вариантам).

Формировать навыки самостоятельной работы и ответственность за

результаты своей работы (выход на результат обязательно), что поможет

обрести уверенность в своих силах.

Использование технологии дифференцированного обучения заставляет

пересмотреть основные требования к организации уроков русского языка.

-Тема, место урока в теме.

- Постановка конкретных задач урока по теме.

-

Работа

на

каждом

уроке

со

словом,

словосочетанием,

предложением,

текстом.

- Соответствие объема самостоятельной работы на уроке.

- Работа со словарями.

- Четкое распределение на уроке времени.

- Оценка за соответствующий выполненный объем работы (в устной форме,

поурочным баллом).

- Разноуровневое домашнее задание (по выбору, в соответствии с учебными

возможностями).

- Организация самопроверки, взаимопроверки самостоятельно выполненных

работ.

-

Достаточное

использование

наглядности,

опорных

схем,

таблиц,

технических средств, компьютерных технологий.

- Систематическая организация повторения учебного материала.

- Разнообразие видов заданий на уроках.

Критериями деления учащихся на группы являются:

- объём имеющихся знаний;

- культура умственного труда;

- уровень познавательной активности;

- способность к абстрактному мышлению;

- умение анализировать и обобщать;

- утомляемость от интеллектуальной деятельности;

- уровень самостоятельности;

- уровень работоспособности.

Ученики с высокими учебными возможностями имеют достаточный объём

знаний,

высокий

уровень

познавательной

активности,

способности

к

абстрагированию, обобщению, анализу.

Ученики со средними учебными возможностями имеют определённый объём

знаний, средний уровень познавательной активности.

Ученики с низкими учебными возможностями отстают от своих сверстников

в интеллектуальном и речевом развитии.

Дифференцированный

подход

позволяет

в

условиях

классно-урочной

системы

реализовывать

творческие

возможности

всех

учащихся.

На

мой

взгляд, работа с сильными учащимися должна идти не по пути увеличения

объёма знаний, а за счёт разнообразных заданий:

- составление текстов диктантов;

- составление карточек-заданий по изученному материалу;

-

составление

обобщающих

таблиц

для

работы

на

уроке(

слитное

и

раздельное написание НЕ с причастиями, правописание предлогов);

- работа с дополнительной литературой;

- проверка индивидуальных заданий;

- выполнение обязанностей консультантов при групповой работе.

Нельзя недооценивать роль самостоятельной работы для учащихся 3 группы.

Если

их

лишить

возможности

работать

самостоятельно,

они

могут

привыкнуть действовать только по образцу и только с посторонней помощью.

Но, с другой стороны, они больше всех остальных нуждаются в постоянной

помощи.

Как работать дальше? Ставлю перед классом одну и ту же познавательную

задачу,

например,

усвоить

правила

постановки

знаков

препинания

в

предложении

с

причастным

оборотом.

Изучаем

тему

урока.

Если

не

последовало

вопросов

от

учащихся

группы

А

(сильных

учеников),

они

получают задание творческого характера. Оно может быть записано на доске

или на карточке.

Для учащихся второй и третьей групп проводится повторное объяснение

темы. Если и здесь не будет вопросов, то учащиеся второй группы получают

задание с элементами творчества.

Далее работа проводится с учащимися группы Сс использованием таблиц,

параграфа учебника (это можно делать и с привлечением сильных учеников,

пока учитель помогает учащимся второй группы), возможно практическое

задание: поставить знаки в предложениях с причастными и деепричастными

оборотами.

Движение вперёд идёт на основе возврата к изученной теории, закрепления

на большом количестве примеров и упражнений. Каждый работает в меру

своих

сил

и

возможностей,

овладевает

умениями

и

навыками,

предусмотренными

программой,

и

не

теряет

интерес

к

предмету.

Непременным

залогом

успеха

в

данном

подходе,

не сомненно,

является проверка

работы

каждого ученика (по

мере

возможности

и

значимости задания), а не заслушивание одного представителя от группы.

Лучше

составить

2-3

варианта

заданий

(работа

с

текстом,

анализ

предложений,

словосочетаний,

разные

виды

разбора-

фонетический,

морфемный, морфологический, синтаксический; творческие задания; тесты и

др.). Учащиеся сами выбирают вариант или заранее предназначаю задание

определённой группе учеников. Возможные затруднения при выполнении

работы отдельным ученикам нужно разъяснять. Наиболее удобны задания в

форме

индивидуальных

карточек,

которые

подобраны

в

соответствии

со

школьной

программой

и

различны

по

трудности

и

характеру.

Слабым

учащимся для самостоятельной работы можно дать облегчённые карточки-

задания.

Варианты заданий, использованные на уроках.

5 класс. Практическая работа с дифференцированными заданиями

по теме «Второстепенные члены предложения».

1. Словарно-орфографическое задание

Уровни А.В. Задание: вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы.

Уровень С. Задание: вставь пропущенные буквы и подчеркни их.

Осв…щать ф…нарем, отд…ленная мес…ность, ко(л,лл)ичество осадков,

обл…котиться, точ(ь)ный, защ…щатьпл…нету ,про…ьба, сож…ление,

иску(с,сс)тво, пишу в тетрад…, на опушк… леса, рыщ…т по полю, буду

береч…, летуч…я мыш… , с…ежится от холл…да.

2. Задания при объяснении нового материала

Для группы сильных учащихся.

1.

Прочитайте параграф. Сопоставьте способы образования имён

существительных и прилагательных в русском языке. Составьте

таблицу «Способы образования имён существительных и

прилагательных». Назовите способы образования, которые можно

считать самыми распространёнными для каждой части речи.

2.

Определите способы образования данных слов: безоблачный,

сельскохозяйственный, осенний, безводный.

Для группы средних учащихся.

1.

Прочитайте параграф. Составьте план ответа. Иллюстрируйте свой

ответ примерами.

2.

Образуйте имена прилагательные, обозначьте их состав:

- при помощи приставок (мятежный, водный, грамотный);

- при помощи суффиксов (машина, осень, журавль);

- при помощи приставок и суффиксов (море – за-, -ск-; размер – без-, -н-;

шефы – под-, -н-);

- сложением основ (русский и белорусский, чернее брови, лес пилить).

Учащимся можно предложить подбирать примеры самостоятельно.

Для группы слабых учащихся.

1.

Прочитайте параграф, перескажите его. Иллюстрируйте свой ответ

примерами.

2.

Назовите, каким способом образованы слова:

- с помощью приставок. Обозначьте их (предобрый, презабавный,

безводный);

- с помощью суффиксов. Обозначьте их (осенний, матросский, талантливый);

- с помощью приставок и суффиксов. Обозначьте их (сотрудник, приморский,

прибрежный);

-

из

двух

основ.

Обозначьте

их

(железнодорожный,

плодовоягодный,

угледобывающий.

Дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка помогает

формировать

учебную

деятельность

детей.

Овладев

этой

деятельностью,

учащиеся сами начинают её совершенствовать, что приводит к развитию их

интеллектуальных способностей.

Как правило, на уроках не бывает равнодушных: сильные работают с

максимальной нагрузкой, а средние и слабые тянутся за ними, не теряя веры

в свои силы и возможности. Для каждого создается ситуация успеха. А это,

п о

м о е м у

м н е н и ю ,

я вл я е т с я

гл а в н ы м

в

о бу ч е н и и .

И м е н н о

дифференцированная

работа

позволяет

добиться

высоких

результатов

в

обучении и помогает научить ребенка самостоятельно работать, да еще и с

интересом. Дифференцированный подход в обучении ставит перед учителем

з а д а ч у

р а з в и в а ю щ е г о

о б у ч е н и я .

Ну и, конечно, я не представляю подготовку к экзаменам в 9, 10, 11 классах

без

дифференцированного

подхода.

Консультации

провожу

только

по

группам,

и

работа

в

группах

очень

отличается.

Если

в

группе

сильных

учащихся работа направлена в основном на то, чтобы вспомнить изученный

материал, закрепить его и воспользоваться им по максимуму, то в группе

слабых иногда буквально на пальцах приходится объяснять весь материал

заново. Цели перед учащимися тоже стоят разные: получить высокий балл

или преодолеть «порог».

Данный педагогический опыт может использоваться педагогами,

п р е п од а ющи ми

р а зл и ч н ы е

у ч е б н ы е

д и с ц и п л и н ы ,

п о с ко л ь к у

дифференцированный подход к обучению и решение вышеперечисленных

педагогических задач – это приоритетное направление всего российского

образования, и оно не может ограничиться только преподаванием одного

предмета.



В раздел образования