Напоминание

"Формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся общеобразовательных организаций"


Автор: Кожевникова Наталья Юрьевна
Должность: преподаватель дисциплин профессионального цикла
Учебное заведение: ГБПОУ НСО Новосибирский технологический колледж
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся общеобразовательных организаций"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся

общеобразовательных организаций

Кожевникова Наталья Юрьевна, преподаватель дисциплин

профессионального цикла

ГБПОУ НСО Новосибирский технологический колледж

Тема

противодействия

коррупции

сегодня

является

одной

из

центральных в Российском обществе и мировом сообществе в целом. В

Национальном

плане

противодействия

коррупции,

подписанном

Президентом

РФ

В.

В.

Путиным,

предлагается

Общественной

палате

Российской

Федерации,

Торгово-промышленной

палате

Российской

Федерации,

Общероссийской

общественной

организации

"Ассоциация

юристов России", политическим партиям, саморегулируемым организациям,

общественным

организациям,

объединяющим

промышленников

и

предпринимателей,

продолжить

работу

по

формированию

в

обществе

нетерпимого

отношения

к

коррупционному

поведению.

Но

важной

составляющей является и система образования. Вопрос антикоррупционного

воспитания и просвещения обучающихся в образовательном учреждении

представляется

довольно

сложным

и

для

своего

решения

требует

целенаправленных усилий специалистов и общественности в целом.

В

содержании

профессионального

образования

и,

в

частности,

в

«социально-гуманитарных

дисциплинах»

большое

внимание

уделено

развитию правовой культуры личности, которая рассматривается как одно из

важнейших

условий

решения

стратегической

политической

задачи

-

превращения России в современное правовое государство. Молодежи завтра

предстоит занять ответственные посты в системе государственных органов

власти

и

местного

самоуправления,

общественной

жизни,

бизнесе.

Для

обучающихся

важно

не

только

получить

определенные

знания,

но

и

сформировать негативное отношение к коррупции, получив практические

социальные навыки и коммуникационные умения, позволяющие избегать

коррупционных практик.

Проблемы

образования

тесно

связаны

с

проблемами

общественного

развития.

Воспитание

неприятия

молодым

поколением

коррупции

как

явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового

государства, - важнейшая задача школы. Уровень образования населения, его

правовой

культуры

-

это

не

только

престиж

страны,

но

и

вопрос

национальной безопасности.

Отсутствие целенаправленной системы мер по противодействию этому

негативному явлению приводит к укоренению этого страшного социального

недуга.

Особенность

современной

ситуации

заключается

в

том,

что

коррупционное

поведение

не

только

сохраняется,

но

и

перестает

быть

постыдным. К сожалению, в обществе бытует, а нередко и насаждается

мнение, что бороться с коррупцией бессмысленно, а простой гражданин не

имеет возможности противостоять ее проявлениям.

Коррупция - это явление международного масштаба, для борьбы с

которым государства объединяют свои усилия. Россия вошла в состав группы

государств

против

коррупции,

объединившихся

для

реализации

международно - правовых документов в сфере противодействия коррупции,

разработанных Советом Европы. Ещё в 2003 Генеральная ассамблея ООН

приняла

конвенцию

против

коррупции

и

учредила

международный

день

борьбы с коррупцией, который призван привлечь внимание общественности к

этой

проблеме.

В

национальном

плане

РФ

противодействие

коррупции

приоритетным направлением является профилактика коррупции.

Результат

борьбы

с

коррупцией

зависит

от

совместных

усилий

государства и общества.

Важной

составляющей

в

формировании

антикоррупционного

мировоззрения

молодёжи

является

использование

п оте н ц и а л а

воспитательной работы в колледже.

Цель

антикоррупционного

воспитаниявоспитывать

ценностные

установки

и

развивать

способности,

необходимые

для

формирования

у

молодых людей гражданской позиции относительно коррупции.

Задачи антикоррупционного воспитания:

дать общее представление о сущности коррупции, её формах,

особенностях проявления в различных сферах жизни общества,

причинах и социально опасных последствиях этого явления;

сформировать

навыки

адекватного

анализа

и

личностной

оценки данного социального явления;

формировать

у

обучающихся

нетерпимость

к

проявлениям

коррупции;

продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.

Основой

антикоррупционного

воспитания

в

образовательном

учреждении является формирование гражданского сознания у обучающихся.

Как

показывает

практика,

широкие

возможности

для

реализации

информационно-просветительской

составляющей

антикоррупционного

воспитания предоставляют уроки истории и обществознания на базовом

уровне и уроки права, экономики на профильном уровне.

Содержание

могут

составить

вопросы,

связанные

с

историей

возникновения

коррупции,

причинами

её

распространенности

и

последствиями

коррупционной

деятельности,

а

также

вопро сы,

раскрывающие

политикоправовой,

социально-экономический

и

духовно-

нравственный

вред

коррупции

для

развития

государства,

социума,

гражданина.

В

предметном

контексте

это

может

быть

реализовано

при

освещении следующих аспектов:

История: причины зарождения и развития коррупции и история борьбы

с ней в различные периоды мировой истории, истории России, история

становления

демократии

и

гражданского

общества

и

их

роль

в

реализации антикоррупционной политики;

Обществознание:

антикоррупционный

тезаурус,

коррупция

и

про-

тиводействие ей в экономической, политико-правовой, социальной и

духовной сферах жизнедеятельности общества;

Право,

экономика:

вопросы

нормативно-правового

обеспечения

антикоррупционной

деятельности

в

повседневной

жизни,

в

сфере

экономики и права.

Метапредметный

уровень.

Реализуется

посредством

использования

нравственно-этического

и

правового

потенциалов

предметов

базисного

учебного плана, в том числе филологического, естественнонаучного и эсте-

тического

циклов.

Актуализирует

аспекты

становления

и

развития

граж-

данственности.

Внеурочная

деятельность,

реализуется

посредством

мероприятий,

обеспечивающих активное участие обучающихся в осуществлении право-

мерной деятельности:

через

системные

формы

работы

в

рамках

различных

клубов,

молодежных объединений правовой направленности;

через

социальные

практики:

проекты,

акции,

встречи

с

представи-

телями

властных,

правовых

структур,

общественно

полезную

дея-

тельность;

через классные часы, деловые игры по нравственно-этической и

правовой проблематике:

«По законам справедливости»;

«Как решить проблему коррупции»;

«Закон и необходимость его соблюдения»;

«Зачем нужна дисциплина? Преимущества соблюдения законов».

Также

интересной

для

обучающихся

формой

антикоррупционного

воспитания

являются

конкурсы

плакатов

проводимые

при

поддержке

Министерства образования, Прокуратуры РФ:

«Нет! Коррупции!»

«Борьба со взяточничеством».

Разрабатывая занятия, направленные на развитие антикоррупционного

мировоззрения,

следует

помнить

основные

принципы

противодействия

коррупции в Российской Федерации:

признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и

гражданина;

законность;

публичность и открытость деятельности государственных органов и

органов местного самоуправления;

неотвратимость

ответственности

за

совершение

коррупционных

правонарушений;

комплексное

использование

политических,

организационных,

информационно-пропагандистских,

социально-экономических,

правовых, специальных и иных мер;

приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

сотрудничество

государства

с

институтами

гражданского

общества,

международными организациями и физическими лицами.

В игровой форме работы студенты не только демонстрируют знания

этих принципов, но и умение применять их на практике.

У

обучающихся

закрепляются

навыки

решения

жизненных

задач

исходя

из

существующих

норм

и

правил,

на

основании

действующего

законодательства,

идет

развитие

антикоррупционного

мировоззрения.

На

этом

этапе

они

знакомятся

с

коррупцией

как

явлением,

получают

опыт

борьбы с коррупцией.

В результате совместной работы кураторов групп и преподавателей

гуманитарного

цикла

возможно

сформировать

личность,

которая

будет

наделена знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для

благосостояния

общества

и

безопасности

государства.

Личность,

которая

готова будет сказать коррупции «Нет!».

Список использованной литературы

1.

Адамова, Т. И. Социально-экономические корни коррупции в России

[Текст] / Т. И. Адамова // Проблемы современной науки и образования.

— 2015. — № 2(32). — С.88-90.

2.

Андреева,

Л.

А.

Противодействие

коррупции

в

бюджетной

сфере

[Текст] / Л. А. Андреева // Вопросы современной юриспруденции. —

2014. — № 41. — С.23-31.

3.

Антикоррупционное воспитание: система воспитательной работы по

формированию

у

учащихся

антикоррупционного

мировоззрения

в

образовательном учреждении [Текст]: методические рекомендации. —

СПБ.: издательство СПбАППО, 2010.

4.

Балезина,

И.

В.,

Никонов,

М.

В.

Коррупция

в

студенческой

среде

[Текст] / И. В. Балезина, М. В. Никонов // Историческая и социально-

образовательная мысль. — 2013. — №5. — С. 174-180.

5.

Бачурин, Д. Г. Современная коррупция в Российской Федерации [Текст]

/ Д. Г. Бачурин // Вестник Тюменского государственного университета.

— 2010. — № 2. — С. 20-25.

6.

Векленко, С. В., Панов, С. Л. Принципы противодействия коррупции

[Текст] / С. В. Векленко, С. Л. Панов // Вестник ВИ МВД России. —

2010. — № 3. — С.20-24.

7.

Гаджиев,

Г.

М.,

Гаджиев,

М.

Д.

Коррупция:

общероссийские

и

региональные аспекты [Текст] / Г. М. Гаджиев, М. Д. Гаджиев // Власть.

— 2011. — № 6. — С. 102-107.

8.

Даукаев, И. М. Современные представления о сущности коррупции

[Текст] / И. М. Даукаев // Евразийская адвокатура. — 2013. — № 2(3).

— С. 87-89.

9.

Журавлева, О. Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения

школьников

на

уроках

истории

и

обществознания

[Текст]:

методическое пособие / О. Н. Журавлева. (Рекомендовано РЭС КО

СПб.) — М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2009.

10.

Журавленко,

Н.

И.,

Даукаев,

И.

М.

Формирование

системы

противодействия коррупции [Текст] / Н. И. Журавленко, И. М. Даукаев //

Евразийская адвокатура. — 2013. — №2 (3). — С. 90-92.



В раздел образования