Автор: Кожевникова Наталья Юрьевна
Должность: преподаватель дисциплин профессионального цикла
Учебное заведение: ГБПОУ НСО Новосибирский технологический колледж
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся общеобразовательных организаций"
Раздел: среднее профессиональное
Формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся
общеобразовательных организаций
Кожевникова Наталья Юрьевна, преподаватель дисциплин
профессионального цикла
ГБПОУ НСО Новосибирский технологический колледж
Тема
противодействия
коррупции
сегодня
является
одной
из
центральных в Российском обществе и мировом сообществе в целом. В
Национальном
плане
противодействия
коррупции,
подписанном
Президентом
РФ
В.
В.
Путиным,
предлагается
Общественной
палате
Российской
Федерации,
Торгово-промышленной
палате
Российской
Федерации,
Общероссийской
общественной
организации
"Ассоциация
юристов России", политическим партиям, саморегулируемым организациям,
общественным
организациям,
объединяющим
промышленников
и
предпринимателей,
продолжить
работу
по
формированию
в
обществе
нетерпимого
отношения
к
коррупционному
поведению.
Но
важной
составляющей является и система образования. Вопрос антикоррупционного
воспитания и просвещения обучающихся в образовательном учреждении
представляется
довольно
сложным
и
для
своего
решения
требует
целенаправленных усилий специалистов и общественности в целом.
В
содержании
профессионального
образования
и,
в
частности,
в
«социально-гуманитарных
дисциплинах»
большое
внимание
уделено
развитию правовой культуры личности, которая рассматривается как одно из
важнейших
условий
решения
стратегической
политической
задачи
-
превращения России в современное правовое государство. Молодежи завтра
предстоит занять ответственные посты в системе государственных органов
власти
и
местного
самоуправления,
общественной
жизни,
бизнесе.
Для
обучающихся
важно
не
только
получить
определенные
знания,
но
и
сформировать негативное отношение к коррупции, получив практические
социальные навыки и коммуникационные умения, позволяющие избегать
коррупционных практик.
Проблемы
образования
тесно
связаны
с
проблемами
общественного
развития.
Воспитание
неприятия
молодым
поколением
коррупции
как
явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового
государства, - важнейшая задача школы. Уровень образования населения, его
правовой
культуры
-
это
не
только
престиж
страны,
но
и
вопрос
национальной безопасности.
Отсутствие целенаправленной системы мер по противодействию этому
негативному явлению приводит к укоренению этого страшного социального
недуга.
Особенность
современной
ситуации
заключается
в
том,
что
коррупционное
поведение
не
только
сохраняется,
но
и
перестает
быть
постыдным. К сожалению, в обществе бытует, а нередко и насаждается
мнение, что бороться с коррупцией бессмысленно, а простой гражданин не
имеет возможности противостоять ее проявлениям.
Коррупция - это явление международного масштаба, для борьбы с
которым государства объединяют свои усилия. Россия вошла в состав группы
государств
против
коррупции,
объединившихся
для
реализации
международно - правовых документов в сфере противодействия коррупции,
разработанных Советом Европы. Ещё в 2003 Генеральная ассамблея ООН
приняла
конвенцию
против
коррупции
и
учредила
международный
день
борьбы с коррупцией, который призван привлечь внимание общественности к
этой
проблеме.
В
национальном
плане
РФ
противодействие
коррупции
приоритетным направлением является профилактика коррупции.
Результат
борьбы
с
коррупцией
зависит
от
совместных
усилий
государства и общества.
Важной
составляющей
в
формировании
антикоррупционного
мировоззрения
молодёжи
является
использование
п оте н ц и а л а
воспитательной работы в колледже.
Цель
антикоррупционного
воспитания – воспитывать
ценностные
установки
и
развивать
способности,
необходимые
для
формирования
у
молодых людей гражданской позиции относительно коррупции.
Задачи антикоррупционного воспитания:
дать общее представление о сущности коррупции, её формах,
особенностях проявления в различных сферах жизни общества,
причинах и социально опасных последствиях этого явления;
сформировать
навыки
адекватного
анализа
и
личностной
оценки данного социального явления;
формировать
у
обучающихся
нетерпимость
к
проявлениям
коррупции;
продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.
Основой
антикоррупционного
воспитания
в
образовательном
учреждении является формирование гражданского сознания у обучающихся.
Как
показывает
практика,
широкие
возможности
для
реализации
информационно-просветительской
составляющей
антикоррупционного
воспитания предоставляют уроки истории и обществознания на базовом
уровне и уроки права, экономики на профильном уровне.
Содержание
могут
составить
вопросы,
связанные
с
историей
возникновения
коррупции,
причинами
её
распространенности
и
последствиями
коррупционной
деятельности,
а
также
вопро сы,
раскрывающие
политикоправовой,
социально-экономический
и
духовно-
нравственный
вред
коррупции
для
развития
государства,
социума,
гражданина.
В
предметном
контексте
это
может
быть
реализовано
при
освещении следующих аспектов:
История: причины зарождения и развития коррупции и история борьбы
с ней в различные периоды мировой истории, истории России, история
становления
демократии
и
гражданского
общества
и
их
роль
в
реализации антикоррупционной политики;
Обществознание:
антикоррупционный
тезаурус,
коррупция
и
про-
тиводействие ей в экономической, политико-правовой, социальной и
духовной сферах жизнедеятельности общества;
Право,
экономика:
вопросы
нормативно-правового
обеспечения
антикоррупционной
деятельности
в
повседневной
жизни,
в
сфере
экономики и права.
Метапредметный
уровень.
Реализуется
посредством
использования
нравственно-этического
и
правового
потенциалов
предметов
базисного
учебного плана, в том числе филологического, естественнонаучного и эсте-
тического
циклов.
Актуализирует
аспекты
становления
и
развития
граж-
данственности.
Внеурочная
деятельность,
реализуется
посредством
мероприятий,
обеспечивающих активное участие обучающихся в осуществлении право-
мерной деятельности:
через
системные
формы
работы
в
рамках
различных
клубов,
молодежных объединений правовой направленности;
через
социальные
практики:
проекты,
акции,
встречи
с
представи-
телями
властных,
правовых
структур,
общественно
полезную
дея-
тельность;
через классные часы, деловые игры по нравственно-этической и
правовой проблематике:
«По законам справедливости»;
«Как решить проблему коррупции»;
«Закон и необходимость его соблюдения»;
«Зачем нужна дисциплина? Преимущества соблюдения законов».
Также
интересной
для
обучающихся
формой
антикоррупционного
воспитания
являются
конкурсы
плакатов
проводимые
при
поддержке
Министерства образования, Прокуратуры РФ:
«Нет! Коррупции!»
«Борьба со взяточничеством».
Разрабатывая занятия, направленные на развитие антикоррупционного
мировоззрения,
следует
помнить
основные
принципы
противодействия
коррупции в Российской Федерации:
признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и
гражданина;
законность;
публичность и открытость деятельности государственных органов и
органов местного самоуправления;
неотвратимость
ответственности
за
совершение
коррупционных
правонарушений;
комплексное
использование
политических,
организационных,
информационно-пропагандистских,
социально-экономических,
правовых, специальных и иных мер;
приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
сотрудничество
государства
с
институтами
гражданского
общества,
международными организациями и физическими лицами.
В игровой форме работы студенты не только демонстрируют знания
этих принципов, но и умение применять их на практике.
У
обучающихся
закрепляются
навыки
решения
жизненных
задач
исходя
из
существующих
норм
и
правил,
на
основании
действующего
законодательства,
идет
развитие
антикоррупционного
мировоззрения.
На
этом
этапе
они
знакомятся
с
коррупцией
как
явлением,
получают
опыт
борьбы с коррупцией.
В результате совместной работы кураторов групп и преподавателей
гуманитарного
цикла
возможно
сформировать
личность,
которая
будет
наделена знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для
благосостояния
общества
и
безопасности
государства.
Личность,
которая
готова будет сказать коррупции «Нет!».
Список использованной литературы
1.
Адамова, Т. И. Социально-экономические корни коррупции в России
[Текст] / Т. И. Адамова // Проблемы современной науки и образования.
— 2015. — № 2(32). — С.88-90.
2.
Андреева,
Л.
А.
Противодействие
коррупции
в
бюджетной
сфере
[Текст] / Л. А. Андреева // Вопросы современной юриспруденции. —
2014. — № 41. — С.23-31.
3.
Антикоррупционное воспитание: система воспитательной работы по
формированию
у
учащихся
антикоррупционного
мировоззрения
в
образовательном учреждении [Текст]: методические рекомендации. —
СПБ.: издательство СПбАППО, 2010.
4.
Балезина,
И.
В.,
Никонов,
М.
В.
Коррупция
в
студенческой
среде
[Текст] / И. В. Балезина, М. В. Никонов // Историческая и социально-
образовательная мысль. — 2013. — №5. — С. 174-180.
5.
Бачурин, Д. Г. Современная коррупция в Российской Федерации [Текст]
/ Д. Г. Бачурин // Вестник Тюменского государственного университета.
— 2010. — № 2. — С. 20-25.
6.
Векленко, С. В., Панов, С. Л. Принципы противодействия коррупции
[Текст] / С. В. Векленко, С. Л. Панов // Вестник ВИ МВД России. —
2010. — № 3. — С.20-24.
7.
Гаджиев,
Г.
М.,
Гаджиев,
М.
Д.
Коррупция:
общероссийские
и
региональные аспекты [Текст] / Г. М. Гаджиев, М. Д. Гаджиев // Власть.
— 2011. — № 6. — С. 102-107.
8.
Даукаев, И. М. Современные представления о сущности коррупции
[Текст] / И. М. Даукаев // Евразийская адвокатура. — 2013. — № 2(3).
— С. 87-89.
9.
Журавлева, О. Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения
школьников
на
уроках
истории
и
обществознания
[Текст]:
методическое пособие / О. Н. Журавлева. (Рекомендовано РЭС КО
СПб.) — М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2009.
10.
Журавленко,
Н.
И.,
Даукаев,
И.
М.
Формирование
системы
противодействия коррупции [Текст] / Н. И. Журавленко, И. М. Даукаев //
Евразийская адвокатура. — 2013. — №2 (3). — С. 90-92.