Напоминание

"Методика обучения спортивной игры "Баскетбол" для младшего школьного возраста"


Автор: Овечкин Евгений Владимирович
Должность: учитель физической культуры, тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДЮСШ имени Г.М. Сергеева"
Населённый пункт: город Зима, Иркутская область
Наименование материала: "Баскетбол в школу"
Тема: "Методика обучения спортивной игры "Баскетбол" для младшего школьного возраста"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО «ДЮСШ имени Г.М. Сергеева» г. Зимы

тренер-преподаватель Овечкин Евгений Владимирович

ДОКЛАД на тему:

«Методика обучения спортивной игры «Баскетбол» для младшего школьного

возраста»

Формирование действий с мячом у детей

У детей младшего школьного возраста при систематическом обучении

значительно улучшаются навыки владения мячом. Они свободно его держат,

передают, бросают. Дети умеют следить за полетом мяча и устремляются в

сторону летящего мяча, стараясь его поймать. Ребенок в этом возрасте в

состоянии понять сущность коллективной игры с мячом, цель и правила ее.

Во время игры он должен уметь определить расстояние, траекторию мяча, его

вес

и

упругость.

Уметь

ориентироваться

на

площадке,

находить

более

удобное место для ведения игры.

Игра в баскетбол – командная, совместные действия игроков в ней

обусловлены единой целью. Она сложна и эмоциональна, включает в себя

быстрый бег, прыжки, метания, осуществляемые в оригинально задуманных

комбинациях, проводимых при противодействии партнеров по игре. Игра в

баскетбол отличается от подвижных игр большей определенностью.

Техника игры в баскетбол складывается из двух видов действий. Для

одного из них характерны движения, выполняемые без мяча и с мячом в

руках

без

его

передачи

партнеру.

К

ним

относятся:

стойка,

остановки,

повороты,

прыжки,

ложные

движения.

Второй

вид

действия

более

специфичный для баскетбола – ловля, передача, ведение и броски мяча в

корзину.

Они

выполняются

разными

способами

в

зависимости

от

квалификации игроков, их физической подготовленности и от ситуации игры.

Важнейшим

принципом

отбора

содержания

для

начального

обучения

приемам игры в баскетбол детей младшего школьного возраста, является

выделение тех действий с мячом и без него которые составляют основу

техники любой подвижной и спортивной игры с мячом; доступны детям

младшего

школьного

возраста;

дают

наиболее

эффективный

результат

в

решении

игровых

задач.

Отобранные

для

разучивания

действий

должны

обеспечивать соответствие необходимого для их усвоения напряжения сил с

уровнем развития занимающихся.

Техника перемещения

Следует

научить

детей

принимать

и

в

дальнейшем

сохранять

основную

стойку

баскетболиста,

из

которой

можно

быстро,

удобно

и

успешно

выполнять любое действие с мячом и без мяча. Она состоит в следующем:

ноги

согнуты

в

коленях,

расставлены

на

ширине

плеч,

одна

из

них

выставлена

на

полшага

вперед.

Тело

направляется

вперед,

тяжесть

его

распределяется равномерно на обе ноги руки согнуты в локтях, прижаты к

туловищу.

Передвижение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой,

прыжками, остановками и поворотами. Во время бега учащийся должен

ставить ногу на всю стопу или использовать перекат с пятки на носок. При

этом нога значительно сгибается в коленном суставе. Расслабленные руки,

полусогнутые в локтях, двигаются свободно.

Остановки детей младшего школьного возраста следует обучать остановке

двумя шагами. Овладение этим способом во многом облегчает последующее

обучение

передаче

мяча

в

движении,

броску

мяча

в

корзину

после

его

ведения

и

т.д.

Остановка

начинается

с

энергичного

отталкивания

одной

ногой.

Учащийся

делает

удлиненный

стопорящий

шаг

и

немного

отклонившись

на

опорную

ногу,

выполняет

второй

шаг.

Инерция

бега

погашает сгибанием ног. Тяжесть тела распределяется равномерно.

Техника удержания мяча

От

двигательной

активности

детей

зависит

образовательное

и

оздоровительное

значение

игры

и

упражнений

с

мячом.

Следовательно

основное внимание должно обращаться на технику удержания и выполнение

действий с мячом.

Формирование

чувства

мяча.

В

процессе

формирования

двигательного

навыка исключительно большая роль принадлежит органам чувств ребенка,

которые

направляют

движения,

корректируют

их.

В

освоении

навыка

владения мячом

на первом этапе обучения большая роль. Принадлежит

зрительному анализу. По мере формирования действий с мячом у ребенка

появляются точное их ощущение, сила нажима на мяч и скорость его отскока

соразмеряются

с

мускульным

ощущением

сопротивления

мяча.

Ребенок

начинает действовать им без зрительного контроля. Правильное удержание

меча. Мяч держать на уровне груди двумя руками. При этом руки должны

быть согнуты, локти опущены вниз, кисти рук сзади сбоку мяча, пальцы

широко расставлены, большие направлены друг к другу, остальные вверх-

вперед.

Передача мяча

При передаче учащийся должен описать небольшую дугу к туловищу вниз –

на грудь, и разгибая руки вперед, от себя посылать мяч активным движением

кисти, одновременно разгибая ноги. Такая техника передачи усваивается

учащимися постепенно. Правила передачи мяча. Локти опусти вниз. Бросай

мяч на уровне груди партнера. Сопровождай мяч взглядом и руками.

Ведение мяча.

Одним из наиболее важных действий с мячом является его ведение, т.е.

перемещение

с

ним

по

площадке,

что

предусматривается

правилами

большинства спортивных игр.

Ведение мяча – более целенаправленное действие к технике ведения мяча

предъявляются

определенные

требования.

При

ведении

меча

дети

приучаются

передвигаться

на

слегка

согнутых

ногах,

наклоняя

тело

несколько вперед. Рука, ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со

свободно расставленными пальцами накладывается мяч сверху и от себя.

Толчки

мяча

игрок

выполняет

несколько

сбоку

от

себя,

равномерно,

согласованно

с

передвижением.

У

подавляющего

большинства

детей

выполняемые движения в это время неритмичны, медленны, скованны. Они

не

умеют

сочетать

ритм

движения

руки

с

ритмом

работы

ног.

Из-за

неритмичности мяч отскакивает от пола на различную высоту, что чаще всего

кончается его потерей. В результате систематического обучения ведению

меча

у

детей

вырабатывается

умение

успешно

управлять

им

даже

без

зрительного контроля, продвигаясь приставным шагом, изменяя темп бега и

т.п.

Броски меча в корзину

От точности бросков в конечном счете зависит успех в игре, движение

при передаче меча и бросках его в корзину являются похожими по свое

структуре,

поэтому

обучение

броска

мяча

в

корзину

можно

так

же

ограничить привитием навыков броска двумя руками от груди и одной рукой

от плеча. Бросок мяча двумя руками от груди применяется главным образом

при бросании мяч в корзину с места, бросок мяча после ведения мяч или

после его ловли, когда учащиеся получают мяч выбегая к щиту чаще всего

производиться одной рукой от плеча. При броске одной руке от плеча с места

одна нога выставляется на пол шага вперед. Мяч находиться на ладони

согнутой

в

локтевом

суставе

бросающей

руки

и

придерживается

другой

рукой разгибая ноги, с одновременным выпрямлением руки вверх-вперед,

учащиеся

мягким

толчком

кисти

направляет

мяч

в

корзину.

В

начале

обучения все учащиеся бросают мяч в корзину стоя на прямых ногах, плотно

сжатых ногах. Многие не только не направляют движением кисти руки, не

прицеливаются, но даже не сопровождают полет мяча взглядом, оставляют

голову опущенной. Часто при этом учащиеся отводят локти в сторону. Но уже

на втором, третьем занятии они начинают принимать правильную стойку

перед броском, сопровождать мяч взглядом.



В раздел образования