Автор: Семёнова Светлана Адольфовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СШ№4
Населённый пункт: г. Переславль- Залесский
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: "Умножение и деление степеней с натуральным показателем"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
МОУ СОШ № 4. Семёнова С.А.
Предмет: алгебра
Класс: 7 б
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Тема
«Умножение и деление степеней с натуральным показателем»
Цель
Образовательные: формирование навыка применения свойств степени с натуральным показателем;
Развивающие:
развитие
мыслительных
операций:
синтеза,
анализа,
обобщения,
развитие
навыков
исследовательской деятельности;
Воспитательные: воспитание чувства товарищества, аккуратности.
Задачи
совершенствовать навык чтения и письма;
развивать фонематический слух;
обогащать словарный запас детей;
способствовать формированию познавательных УУД через поиск решения проблемы, построение
логических рассуждений, выполнение заданий на анализ и сравнение, осуществление поиска информации;
способствовать формированию регулятивных УУД через обучение прогнозированию предстоящей работы
(планирование), постановке учебной задачи, осуществление личностной рефлексии;
способствовать формированию коммуникативных УУД через организацию парной работы и группового
взаимодействия, ведение диалога;
способствовать формированию личностных УУД через эмоциональное восприятие текста и
воспитание внимательного и бережного отношения к насекомым.
Планируемые результаты
(ссылка)
Предметные:
знать название буквы ж, правило правописания сочетаний жи-ши;
уметь называть звук и давать его характеристику, писать букву ж, выполнять звуко-буквенный анализ слова,
осмысленно, правильно читать, объяснять лексическое значение слов, отвечать на вопросы учителя по
содержанию прочитанного.
Личностные:
используют свойства степеней с натуральным показателем, применяют рациональные приёмы для вычислений,
формируют внимательность и аккуратность в вычислениях требовательное отношение к себе и к своей работе.
Метапредметные:
Личностные: используют свойства степеней с натуральным показателем, применяют рациональные приёмы для
вычислений, формируют внимательность и аккуратность в вычислениях требовательное отношение к себе и к
своей работе.
Познавательные: закрепляют навыки и умения применять алгоритмы при решении заданий на степень с
натуральным показателем и её свойства, систематизируют знания, обобщают и углубляют знания, выбирают и
формулируют познавательную цель, выражают смысл ситуации с помощью различных примеров.
Регулятивные:
1.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней.
2.
Планируют собственную деятельность, определяют средства для её осуществления.
Коммуникативные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий, умение слушать и
вступать в диалог, воспитывать чувство взаимопомощи. Уважительное отношение к чужому умению, культуру
учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
определять и формулировать цель деятельности на уроке самостоятельно или с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке (планировать);
учиться работать в паре, группе;
делать выводы в результате совместной работы в группе, в паре;
оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других.
Основные понятия
Деление и умножение степеней с натуральным пока
Межпредметные связи
Окружающий мир
Ресурсы
Компьютер, мультимедийный проектор,), карточки для работы в парах ,для индивидуальной работы
Дидактическая
структура
урока (этапы
урока)
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Планируемые результаты
Предметные
УУД
1.Организационный
момент
Создает психологическую ситуацию
включения обучающихся в деятельность.
1)ПРИВЕТСТВИЕ:
Здравствуйте, ребята!
Ребята, поприветствуйте наших гостей:
2)ПРОВЕРКА готовности к уроку.
Сейчас урок алгебры
Учебники есть у всех?
Вопрос ко всем: ВСЕ ГОТОВЫ К
УРОКУ?
МОЛОДЦЫ, К УРОКУ ГОТОВЫ
Приветствуют учителя,
гостей, проверяют свою
готовность к уроку
Регулятивные: способность
к саморегуляции
2. Актуализация
знаний.
Учитель:- Ребята, какую тему мы изучали
на прошлом уроке?
Составьте словосочетания со словом
СТЕПЕНЬ.
У: Давайте вспомним, что мы знаем:
Разгадывают ребус
-Определение степени с
натуральным показателем.
Умение правильно
называть буквы и
звуки.
Познавательные:
структурирование
собственных знаний.
Коммуникативные
выражение своих мыслей,
аргументация своего мнения
Регулятивные: контроль и
оценка процесса и
результатов деятельности.
2.Составьте предложения, которые
являются правилами и прочитайте
1 часть:
1.Повторяющийся множитель степени
называется…(основанием степени)
2.Число повторяющихся множителей
степени называется…(показателем
степени)
3.Степенью числа а с показателем 1
называется …(само число а)
4.При возведении в степень
положительного числа получается ….
(положительное число).
5.При возведении в степень нуля
получается (нуль)
6.Квадрат любого числа есть…
(положительное число или нуль)
7.Степень отрицательного числа с чётным
показателем- …
8. Степень отрицательного числа с
нечётным показателем- …
2 часть: ….основанием.
…. показателем.
…. само число а.
….. положительное число.
…. отрицательное число.
….. нуль.
….. положительное число или
нуль.
Всё ли верно? Ошибки есть? Посмотрите
внимательно…
Если всё верно, – МОЛОДЦЫ! Эти правила
мы можем использовать при работе со
степенями.
3. Устный счет
1. Вычислите:
2
3
(- 2)
2
4
3
(- 1)
5
2
3
+ 2
2
2
5
+2
3
2
5
-2
3
Выполняют работу в парах
Проверка выполнения
заданий.
Проговаривает каждая пара
по очереди.
Личностные: оценивание
усваиваемого материала
№2. Вычислите:
2
3
,
3
2
,
4
10
,
12
1
,
2
5
3
а
а
<
0
,
4
а
а
<
0
.
№3. Найдите ошибки:
(-5)
3
=-125
5
4
5
5
5
5
9
3
3
3
2
3
6
6
6
6
4
2
2
2
2
2
1
7
1
0
0
7
-5
2
=25
4. - Представьте 64 в виде степени с
основанием -2, 2, -8.
- Куб какого числа равен 64?
- Как ещё можно представить 64 в виде
степени?
Отвечают по цепочке,
исправляя неверные ответы.
5. Представьте в виде степени:
а) сссссс =
б)5∙5∙5 …∙5(25 раз)=
в) 256=
г) 343=
д) 16=
(Учащиеся выполняют устные
вычисления). Ситуация успеха.
3. Постановка
учебной проблемы.
Открытие нового
знания.
(Создание проблемной ситуации:) А
представьте в виде степени такие
выражения…
е) 2
3
∙ 2
2
= ???
ж) 3
5
: 3
2
= ???
з) 5
3
: 5
3
= ???
Как посчитать?
Посмотрите внимательно, какие действия
надо выполнить ?
Отвечают на вопросы
учителя. Дают высказывают
предположения
Умение называть
звук [ж] и давать его
характеристику.
Познавательные:
е.ж) – УМНОЖЕНИЕ, а в з) - ДЕЛЕНИЕ
А как их выполнить? Мы знаем правила
деления и умножения степеней? Не
знаете? Но мы, же продвинутые
пользователи математики? Следовательно,
какой будет цель нашего урока? А чтобы
научится выполнять действия с дробями,
что нам необходимо?
Это и будет темой нашего урока.
Откройте, пожалуйста, тетради, напишите
в них число, классная работа и тему урока:
Умножение и деление степеней
(и фиксируем на доске)
Пишите красиво и аккуратно
Какую мы поставим цель? Что будем
делать?
Учитель: - Правильно, УЧИТЬСЯ
УМНОЖАТЬ И ДЕЛИТЬ СТЕПЕНИ при
помощи правил.(фиксируем эту цель на
доске)
Учитель: задачей минимума на
сегодняшний урок является научиться
применять свойства умножения и деления
степеней с одинаковыми основаниями, а
максимума: применять умножение и
деление совместно.
Вернёмся к нашим примерам: (пишу сама
на доске)
2
3
∙ 2
2
= (2∙2∙2)∙(2∙2) =2∙2∙2∙2∙2 = 2
5
Что вы заметили?
Чему равно основание? : везде 2 и было 2 и
осталось 2
А что стало с показателем?
Как мы его получили? 3 + 2 = 5 - Мы их
сложили.
Определяют цель урока
задачи урока
Осуществляют учебное
сотрудничество.
- УЧИТЬСЯ УМНОЖАТЬ
И ДЕЛИТЬ СТЕПЕНИ
Знать название и
начертание буквы ж
Знаково-символические
действия (моделирование)
Коммуникативные:
построение речевого
высказывания,
осуществление учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками
Регулятивные:
осуществление
самоконтроля.
Познавательные:
Знаково-символические
действия (моделирование)
2
3
∙2
2
= 2
3 + 2
= 2
5
Т.е.(учитель говорит слово, - ученики
дополняют) основание, мы оставили…
прежним, а показатели степеней ……
сложили.
Откройте учебник на стр. 99 ,100 и
посмотрите, такое ли там правило?
Прочитайте его.(Все читают правило в
учебнике)
ПРИ УМНОЖЕНИИ СТЕПЕНЕЙ С
ОДИНАКОВЫМИ ОСНОВАНИЯМИ
ОСНОВАНИЕ ОСТАВЛЯЮТ
ПРЕЖНИМ, А ПОКАЗАТЕЛИ
СКЛАДЫВАЮТ
В тетрадях запишем это правило в
буквенном выражении:
а
n
∙ а
m
= а
n + m
для любого а и натуральных
mиn
Приведите по одному примеру на это
правило и запишите их в тетради.
Ребята записывают примеры, затем
несколько учеников зачитывают свои
примеры.
Это правило можно применять при
умножении двух и более степеней
Например: 5
4
∙5
3
∙ 5 = 5
4+3+1
= 5
8
Давайте решим у доски несколько
примеров:
1)
2
6
∙2
3
∙ 2 = 2
6+3+1
= 2
10
2)
3
10
∙3
5
= 3
10+5
= 3
15
3)
х
7
∙ х
5
∙ х
2
= х
7+5+2
= х
14
Кто не понял?
Формулируют вывод
Все читают правило в
учебнике
Выводят свойства степеней,
записывают
математическим языком
Ребята записывают
примеры, затем несколько
учеников зачитывают свои
примеры.
Знание правила
правописания
сочетания жи
Познавательные
(логические): установление
причинно-следственных
связей
Коммуникативные: умение
работать в паре, построение
речевого высказывания.
Регулятивные: контроль
Кому трудно вычислять? У кого есть
вопросы?
Какое действие мы учились выполнять?
(жду ответа, потом показываю на цель
урока на слово УМНОЖАТЬ)
- Ребята, как умножаются степени, мы с
вами теперь знаем?
Чему еще сегодня будем учиться?
-ДЕЛИТЬ СТЕПЕНИ.
Вернёмся к нашему примеру на деление
степеней.
3
5
: 3
2
= (запишем в виде дроби: в
числителе делимое, а в знаменателе
делитель) =
3
3
3
3
3
3
3
= и сократим =
3∙3∙3 = 3
3
Посмотрите внимательно, основание
степени у нас изменилось?
А чему равен показатель степени?
Ученики: 5-2 = 3
Какое у нас получается правило?
Вы начните его, а я помогу закончить:
ПРИ ДЕЛЕНИИ СТЕПЕНЕЙ С
ОДИНАКОВЫМИ ОСНОВАНИЯМИ
ОСНОВАНИЯ ОСТАВЛЯЮТ
ПРЕЖНИМ, А….. ИЗ ПОКАЗАТЕЛЯ
ДЕЛИМОГО ВЫЧИТАЮТ
ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕЛИТЕЛЯ
трое учеников по очереди
выходят к доске, решают и
читают свои примеры
-ДЕЛИТЬ СТЕПЕНИ.
НЕТ, оно осталось прежним
Осуществляют учебное
Умение выполнять
звуко-буквенный
анализ слов.
Определение
количества звуков и
букв в слове.
(сличение с эталоном)
Личностные:
смыслообразование
(мотивация)
Регулятивные:
целеполагание (принятие
учебной задачи),
осуществление
самоконтроля, самооценки,
коррекция
Откройте учебник на стр. 100. и
посмотрите, такое ли там правило?
Прочитайте его.
В тетрадях запишем это правило в
буквенном выражении:
а
n
: а
m
= а
n - m
при условии, что а ≠ 0 m>n
Приведите по одному примеру на это
правило и запишите их в тетради.
5
3
: 5
3
= ???
(Одного ученика попросить прочитать
свой пример)
6
3
: 6
3
=1=6
0
Если m=n, то можно записать: а
m
: а
m
= а
m–
m
= а
0
= 1 есть ли ограничения на
основание? при а ≠ 0
(т.к. 0
0
не имеет смысла)
Например: 6
0
= 1 2,7
0
= 1 х
0
=
1(х≠0)
(фиксируем на доске ив тетрадях)
Какое ещё действие мы учились
выполнять? – ДЕЛИТЬ степени
(жду ответ и показываю на цель урока на
слово ДЕЛИТЬ)
сотрудничество.
Читают вслух правило
приводят примеры
4. Применение
нового знания.
Физкульминутка
411 удоски
Самостоятельно: №408А.В.Д. №414
Выполните задания в тетрадях: (работа в парах)
Поменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли решили?
У кого есть ошибки?
Объясните соседу по парте как исправить ошибку.
Давайте ещё раз прочитаем правила: (обращаемся к таблицам с
правилами, которые расположены на доске или (слайд 4))стр.100-
101
Диагностическая работа.
1.
представьте в виде степени частное х
15
: х
3
;
2.
представьте в виде степени произведение (-4)
2
•
(-4)
5
• (-4)
7
;
3.
при каком m справедливо равенство а
16
•а
m
= а
32
;
4.
найдите значение выражения h
0
: h
2
при h =0,2;
Выполняют
физические
упражнения, отвечая
на вопросы учителя
по теме «Степень с
натуральным
показателем»
Выполняют
заданияу доски,
проговаривая
правила
Выполняют задания
самостоятельно,
затем меняются
тетрадями
проверяют работу
соседа
Осмысленное,
правильное
чтение.
Ответы на
вопросы по
содержанию
текста.
Личностные:
формирование
позитивной
самооценки, учатся
принимать причины
успеха (неуспеха).
Коммуникативные:
планируют
сотрудничество,
используют критерии
для обоснования
своих суждений.
Регулятивные:
умение
самостоятельно
адекватно
анализировать
правильность
выполнения действий
и вносить
необходимые
коррективы.
5.
вычислите значение выражения (5
2
•5
0
) : 5
2
.
Ели останется время провести проверочную работу и
собрать листочки.
Закрепление: вставьте пропущенные числа
b ∙ b
2
∙ b
3
= b
*+2+3
= b
*
(- 7)
3
∙ (- 7)
6
= (- 7)
*
b ∙ b
2
∙ b
3
= b
1+2+3
= b
*
(- 7)
*
∙ (- 7)
6
∙ (-7)
9
= (- 7)
3+*+9
= (- 7)
18
a
10
: a
9
= a
10 *9
= a
0,2
14
: 0,2
8
= 0,2
*
(5
3
)
*
= 5
3 • *
= 5
12
3* : 3
2
= 3*
-2
= 3
5
a
*
: a
*
= a
0,2
17
: 0,2
*
= 0,2
6
2016
2017
: * =2016
*
=1
Выполняют работу
на листочках затем
проверяют
ответы(ответы
записаны на доске)и
по критериям
выставляют себе
оценку
5. Рефлексия.
Самооценка
Организует рефлексию и самооценку, - Итак, ребята, подходит к
концу наш урок. Давайте подведем итог:
Какую цель мы с вами ставили сегодня на уроке?
Смогли ли мы ее достичь?
Что мы умеем?
УЧИТЬСЯ
УМНОЖАТЬ И
ДЕЛИТЬ СТЕПЕНИ
Познавательные:
рефлексия
Коммуникативные:
построение речевого
высказывания
Личностные:
смыслообразование
Поделитесь своими мыслями по данному уроку. Выскажите свое
мнение одним предложением, взяв за начало следующие фразы
Подведение итогов урока
1.
Материал на уроке был мне …
2.
Сегодня на уроке я смог …
3.
У меня получилось …
4.
Своей работой на уроке …
5.
После этого урока моё настроение …
Оценочный лист работы на уроке
учени____ 7 класса
_________________________________________________
Задание
Максимальное количество
баллов за задание
Количество
набранных
баллов
Устный счет
5
Объяснение нового
материала
5
Работа в парах
5
Самостоятельная
работа
5
Итого
20
… Домашнее задание
УМНОЖАТЬ И
ДЕЛИТЬ СТЕПЕНИ
Формулируют
результат своей
работы на уроке.
Выполняют
самооценку работы
на уроке в листах
самооценки
Записывают
домашнее задание
Регулятивные:
оценивание
собственной
деятельности на
уроке.