Автор: Диденко Лариса Геннадьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ лицей №23
Населённый пункт: город Калининград
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Мотивация как один из способов повышения качества обучения учащихся лицея в условиях реализации ФГОС"
Раздел: среднее образование
Мастер-класс учителя истории и обществознания МАОУ лицея №23
Диденко Л.Г. 26.04.2018
«Мотивация как один из способов повышения качества обучения учащихся лицея в
условиях реализации ФГОС»
Целевая аудитория: субъекты педагогического процесса в МАОУ лицей №23
Цель: демонстрация
технологии
педагогической
мастерской
в
повышении
мотивации
учеников лицея и профессиональное самосовершенствование участников мастер-класса
Форма проведения: коучинг
Задачи:
• передача своего опыта путем прямого и комментированного показа технологий,
методов, приемов, используемых на уроках истории и обществознания для повышения
мотивации учеников к результативной учебной деятельности;
• совместная отработка методических подходов и приемов, способствующих
повышению учебной мотивации учеников лицея
• рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Установление партнерских взаимоотношений между мастером и педагогами лицея.
Совместное определение темы занятия. Обоснование выбора темы мастер-класса.
Анализ проблемной ситуации и постановка проблемы
Актуализация Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе
обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. «Все наши
замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания
учиться». Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная.
Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в
себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее
уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет
целенаправленного
управления
этой
стороной
учения.
Поэтому
проблема
учебной
мотивации
считается
одной
из
центральных
в
педагогике.
Она
актуальна
для
всех
участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей. Сегодня
учителя вынуждены тратить больше времени на мотивацию, поскольку мотивированными
должны быть действия учащихся в ходе всего урока, всей дидактической цепочки, особенно
на
таких
непривлекательных
её
этапах,
как
закрепление,
повторение,
обобщение,
где
минимум внимания встречается чаще из-за непривлекательности учебный действий при
решении
дидактических
задач,
нет
задора,
нет
желания,
которые
необходимы
для
результативных действий учащихся. Поскольку мозг не в состоянии обращать внимание на
всё, неинтересные, скучные или эмоционально- тоскливые уроки он просто не запоминает.
Учитель практически вынужден значительное время на уроке уделять пробуждению, а
точнее, реанимации желания познавать. В условиях избыточной информации, когда у детей
начинают действовать механизмы защиты по отношению к учебному материалу, в котором
конкретной пользы для себя они не видят, учителя вынуждены научиться убеждать ребят в
актуальности и полезности предлагаемого учебного содержания, а значит, так подавать эту
информацию, чтобы она была востребована и воспринята учащимися. На сегодняшнем
этапе для педагога становится важно овладение Искусством рекламной упаковки учебной
информации. Ведь основные элементы рекламы — привлечь внимание, возбудить интерес,
пробудить желание и побудить к действию — во многом совпадают с ключевыми задачами
урока.
Повышение учебной мотивации – это значит учить детей так, чтобы им захотелось
учиться. Учитель должен уметь вызвать у учащихся это желание, а это значит, что он
должен формировать у учащихся соответствующую мотивацию. Для этого учитель должен
знать и владеть различными формами и методами обучения.
Работа
с
высказываниями
различных
педагогов
по
определенной
теме.
Педагоги
выбирают наиболее интересное. Обсуждение данных высказываний в группе, выбирается
спикер и объясняется коллективу, как понимается высказывание и почему именно его вы
выбрали.
Работа с высказываниями различных педагогов.
Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения. П.Я. Гальперин
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика
нет желания учиться. В.А.Сухомлинский
Мотивация – это человеческое стремление проявить себя в том, к чему он чувствует
себя потенциально способным. Абдрахам Маслоу
Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно,
безделье месяцы и годы. Это развращает. В.А. Сухомлинский
Все
искусство
воспитания
и
образования
не
более
и
не
менее,
как
искусство
возбуждения. А. Дистервег.
Обсуждение данных высказываний в группе, выбирается спикер и объясняется коллективу,
как понимаете высказывание и почему именно его вы выбрали
Использование
кейс-технологии.
Ввод
информации,
актуализация
имеющихся
индивидуальных
представлений
по
поводу
изучаемого,
начало
образования
информационного
запроса.
Раскрытие
сущности
понятия
«мотив,
мотивация»
виды
мотивов. Основные теории мотивации.
Мотивация – это процесс, определяющий движение к поставленной цели, это фактор,
влияющий
на
активность
или
пассивность
поведения.
Изучение
мотивации
–
это
стремление понять, как и почему люди начинают действовать, стремясь к достижению цели,
почему проявляют настойчивость, что дает им силы преодолевать порой очень сложные
препятствия. Со стороны учителя – мотивация обучения, со стороны ученика – мотивация
учения. Мотивация основывается на мотивах. Мотив – конкретные побуждения, причины,
заставляющие личность действовать, совершать поступки.
Мотивация ответственна за активную позицию ребёнка в обучении и личностном
развитии.
Внешние мотивы в обучении (отметки; вынужденный долг; учёба ради престижа,
лидерства, материального вознаграждения; избегание наказания).
Осознанные мотивы (умения школьника рассказать о том, какие причины побуждают
его к действию).
Реальные
мотивы
(осознаваемые
обучаемыми
и
учителями,
объективно
определяющие школьные достижения)
Внутренние мотивы в обучении (удовлетворение от самой деятельности, стремление
к успеху, понимание необходимости для жизни, учение как возможность общения.
Неосознанные
мотивы
(существуют
в
смутных,
не
контролируемых
сознанием
влечениях)
Мнимые мотивы (которые могли бы действовать при определенных обстоятельствах)
Круглый стол -
исследование текущей
ситуации в лицее.
Определение
внутренних и внешних
препятствий на пути к
результату. Обсуждение
познавательных и
социальные мотивов.
Выработка и анализ
возможностей для
преодоления
трудностей в решении
проблемы.
Демонстрация современных методов использования игровых ситуаций и других элементов
занимательности как наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению.
Синтез проблемного обучения, групповых и игровых технологий на примере Castle Quiz.
Демонстрация метода связи учебной информации с практическими потребностями ученика.
Экспертно-аналитический
этап.
Деятельностный
подход
–
методология
учителей
лицея.
Подведение
итогов.
Разработка
рекомендаций,
способствующих
повышению
мотивации учащихся лицея к обучению
совместная
с
детьми
работа
по
осмыслению
и
принятию
цели
предстоящей
деятельности и постановке учебных задач;
выбор средств, адекватных цели;
учет возрастных особенностей школьников;
выбор
действия
в
соответствии
с
возможностями
ученика;
использование
проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
нестандартная форма проведения уроков;
создание ситуации успеха;
создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
использование
групповых
и
индивидуальных
форм
организации
учебной
деятельности;
эмоциональная речь учителя;
использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
применение поощрения и порицания;
вера учителя в возможности ученика;
формирование адекватной самооценки учащихся;
стимулирование
учеников
к
выбору
и
самостоятельному
использованию
разных
способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
оценка
деятельности
ученика
не
только
по
конечному
результату
(правильно
-
неправильно), но и по процессу его достижения; и другие (добавить свой вариант по
мере необходимости).
Результат
мастер-класса
-
позволил
развить
способности
педагогов
лицея
в
области
э ф ф е к т и в н о й
м о т и в а ц и и
у ч е н и к о в
л и ц е я .
Атмосферу
данного
педагогического
мероприятия
можно
можно
описать
несколькими
словами: 1) партнерство; 2) раскрытие потенциала; 3) результат. В процессе мастер-класса
педагоги
лицея
составили
рекомендации,
способствующие
повышению
мотивации
учащихся
лицея
к
обучению.
Позитивным
результатом
мастер-класса
можно
считать
формировании
мотивации
к
самообучению,
самосовершенствованию,
саморазвитию
учителей лицея.