Напоминание

"Мотивация как один из способов повышения качества обучения учащихся лицея в условиях реализации ФГОС"


Автор: Диденко Лариса Геннадьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ лицей №23
Населённый пункт: город Калининград
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Мотивация как один из способов повышения качества обучения учащихся лицея в условиях реализации ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




Мастер-класс учителя истории и обществознания МАОУ лицея №23

Диденко Л.Г. 26.04.2018

«Мотивация как один из способов повышения качества обучения учащихся лицея в

условиях реализации ФГОС»

Целевая аудитория: субъекты педагогического процесса в МАОУ лицей №23

Цель: демонстрация

технологии

педагогической

мастерской

в

повышении

мотивации

учеников лицея и профессиональное самосовершенствование участников мастер-класса

Форма проведения: коучинг

Задачи:

• передача своего опыта путем прямого и комментированного показа технологий,

методов, приемов, используемых на уроках истории и обществознания для повышения

мотивации учеников к результативной учебной деятельности;

• совместная отработка методических подходов и приемов, способствующих

повышению учебной мотивации учеников лицея

• рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Установление партнерских взаимоотношений между мастером и педагогами лицея.

Совместное определение темы занятия. Обоснование выбора темы мастер-класса.

Анализ проблемной ситуации и постановка проблемы

Актуализация Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе

обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. «Все наши

замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания

учиться». Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная.

Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в

себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее

уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет

целенаправленного

управления

этой

стороной

учения.

Поэтому

проблема

учебной

мотивации

считается

одной

из

центральных

в

педагогике.

Она

актуальна

для

всех

участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей. Сегодня

учителя вынуждены тратить больше времени на мотивацию, поскольку мотивированными

должны быть действия учащихся в ходе всего урока, всей дидактической цепочки, особенно

на

таких

непривлекательных

её

этапах,

как

закрепление,

повторение,

обобщение,

где

минимум внимания встречается чаще из-за непривлекательности учебный действий при

решении

дидактических

задач,

нет

задора,

нет

желания,

которые

необходимы

для

результативных действий учащихся. Поскольку мозг не в состоянии обращать внимание на

всё, неинтересные, скучные или эмоционально- тоскливые уроки он просто не запоминает.

Учитель практически вынужден значительное время на уроке уделять пробуждению, а

точнее, реанимации желания познавать. В условиях избыточной информации, когда у детей

начинают действовать механизмы защиты по отношению к учебному материалу, в котором

конкретной пользы для себя они не видят, учителя вынуждены научиться убеждать ребят в

актуальности и полезности предлагаемого учебного содержания, а значит, так подавать эту

информацию, чтобы она была востребована и воспринята учащимися. На сегодняшнем

этапе для педагога становится важно овладение Искусством рекламной упаковки учебной

информации. Ведь основные элементы рекламы — привлечь внимание, возбудить интерес,

пробудить желание и побудить к действию — во многом совпадают с ключевыми задачами

урока.

Повышение учебной мотивации – это значит учить детей так, чтобы им захотелось

учиться. Учитель должен уметь вызвать у учащихся это желание, а это значит, что он

должен формировать у учащихся соответствующую мотивацию. Для этого учитель должен

знать и владеть различными формами и методами обучения.

Работа

с

высказываниями

различных

педагогов

по

определенной

теме.

Педагоги

выбирают наиболее интересное. Обсуждение данных высказываний в группе, выбирается

спикер и объясняется коллективу, как понимается высказывание и почему именно его вы

выбрали.

Работа с высказываниями различных педагогов.

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения. П.Я. Гальперин

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика

нет желания учиться. В.А.Сухомлинский

Мотивация – это человеческое стремление проявить себя в том, к чему он чувствует

себя потенциально способным. Абдрахам Маслоу

Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно,

безделье месяцы и годы. Это развращает. В.А. Сухомлинский

Все

искусство

воспитания

и

образования

не

более

и

не

менее,

как

искусство

возбуждения. А. Дистервег.

Обсуждение данных высказываний в группе, выбирается спикер и объясняется коллективу,

как понимаете высказывание и почему именно его вы выбрали

Использование

кейс-технологии.

Ввод

информации,

актуализация

имеющихся

индивидуальных

представлений

по

поводу

изучаемого,

начало

образования

информационного

запроса.

Раскрытие

сущности

понятия

«мотив,

мотивация»

виды

мотивов. Основные теории мотивации.

Мотивация – это процесс, определяющий движение к поставленной цели, это фактор,

влияющий

на

активность

или

пассивность

поведения.

Изучение

мотивации

это

стремление понять, как и почему люди начинают действовать, стремясь к достижению цели,

почему проявляют настойчивость, что дает им силы преодолевать порой очень сложные

препятствия. Со стороны учителя – мотивация обучения, со стороны ученика – мотивация

учения. Мотивация основывается на мотивах. Мотив – конкретные побуждения, причины,

заставляющие личность действовать, совершать поступки.

Мотивация ответственна за активную позицию ребёнка в обучении и личностном

развитии.

Внешние мотивы в обучении (отметки; вынужденный долг; учёба ради престижа,

лидерства, материального вознаграждения; избегание наказания).

Осознанные мотивы (умения школьника рассказать о том, какие причины побуждают

его к действию).

Реальные

мотивы

(осознаваемые

обучаемыми

и

учителями,

объективно

определяющие школьные достижения)

Внутренние мотивы в обучении (удовлетворение от самой деятельности, стремление

к успеху, понимание необходимости для жизни, учение как возможность общения.

Неосознанные

мотивы

(существуют

в

смутных,

не

контролируемых

сознанием

влечениях)

Мнимые мотивы (которые могли бы действовать при определенных обстоятельствах)

Круглый стол -

исследование текущей

ситуации в лицее.

Определение

внутренних и внешних

препятствий на пути к

результату. Обсуждение

познавательных и

социальные мотивов.

Выработка и анализ

возможностей для

преодоления

трудностей в решении

проблемы.

Демонстрация современных методов использования игровых ситуаций и других элементов

занимательности как наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению.

Синтез проблемного обучения, групповых и игровых технологий на примере Castle Quiz.

Демонстрация метода связи учебной информации с практическими потребностями ученика.

Экспертно-аналитический

этап.

Деятельностный

подход

методология

учителей

лицея.

Подведение

итогов.

Разработка

рекомендаций,

способствующих

повышению

мотивации учащихся лицея к обучению

совместная

с

детьми

работа

по

осмыслению

и

принятию

цели

предстоящей

деятельности и постановке учебных задач;

выбор средств, адекватных цели;

учет возрастных особенностей школьников;

выбор

действия

в

соответствии

с

возможностями

ученика;

использование

проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

нестандартная форма проведения уроков;

создание ситуации успеха;

создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

использование

групповых

и

индивидуальных

форм

организации

учебной

деятельности;

эмоциональная речь учителя;

использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

применение поощрения и порицания;

вера учителя в возможности ученика;

формирование адекватной самооценки учащихся;

стимулирование

учеников

к

выбору

и

самостоятельному

использованию

разных

способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

оценка

деятельности

ученика

не

только

по

конечному

результату

(правильно

-

неправильно), но и по процессу его достижения; и другие (добавить свой вариант по

мере необходимости).

Результат

мастер-класса

-

позволил

развить

способности

педагогов

лицея

в

области

э ф ф е к т и в н о й

м о т и в а ц и и

у ч е н и к о в

л и ц е я .

Атмосферу

данного

педагогического

мероприятия

можно

можно

описать

несколькими

словами: 1) партнерство; 2) раскрытие потенциала; 3) результат. В процессе мастер-класса

педагоги

лицея

составили

рекомендации,

способствующие

повышению

мотивации

учащихся

лицея

к

обучению.

Позитивным

результатом

мастер-класса

можно

считать

формировании

мотивации

к

самообучению,

самосовершенствованию,

саморазвитию

учителей лицея.



В раздел образования