Автор: Урванцева Анна Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства "Лада" Детский сад №198 "Вишенка"
Населённый пункт: г,Тольятти
Наименование материала: Консультация для малоопытных и вновьприбывших воспитателей
Тема: "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя на занятиях и на утреннике"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для малоопытных и вновьприбывших воспитателей
«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя на занятиях и
на утреннике»
Цель:
- повышение уровня педагогической компетентности педагогов по вопросам во
взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя на занятиях и на
утреннике.
- Ознакомление вновь прибывших и малоопытных педагогов с методами и
приемами музыкального развития детей дошкольного возраста.
Роль воспитателя на музыкальном занятии и при проведении праздника.
В музыкальном развитии детей большая роль отводится воспитателю.
На
занятиях
он
активно
помогает
музыкальному
руководителю:
поёт,
показывает
движения,
участвует
в
играх,
плясках,
если
это
необходимо.
Организует
самостоятельное
музицирование
ребят,
включает
музыку
в
повседневную жизнь детского коллектива (утреннюю гимнастику, прогулку,
экскурсию и т.д.).
Воспитатель
проводит
значительную
работу,
так
как
имеет
непосредственный
ежедневный
контакт
с
детьми
и
может
выяснить
музыкальные интересы и склонности каждого ребёнка, создать необходимые
условия для развития творческой деятельности ребят в группе, согласуя свои
действия с педагогом-музыкантом.
Разнообразна
деятельность
воспитателя
на
праздничных
утренниках.
Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость,
умение
непосредственно
общаться
c
детьми,
выразительное
исполнение
стихотворных текстов во многом определяет общий настрой и темп ведения
праздника. Ведущий не только должен хорошо знать сценарий, музыкальный и
литературный
материал,
чтобы
в
случае
необходимости
оказать
детям
своевременную помощь, но и уметь быстро реагировать на
неожиданные
случайные
изменения.
Из
числа
воспитателей
выбирается
ведущий
праздника,
его
помощники,
распределяются
поручения
между
сотрудниками
детского
сада
и
устанавливаются
сроки
выполнения
этих
поручений (оформление зала, подготовка костюмов для детей на праздник,
подарков, оформление постановок, сценок, сюрпризных моментов и т.п.).
Накануне праздника ведущий в присутствии музыкального руководителя
проверяет
готовность
участвующих
с
ним
воспитателей,
уточняет
всё,
что
связано с их совместной деятельностью. Ведущий отвечает за художественное и
педагогическое содержание всей праздничной программы.
Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми
своей группы. Они поют вместе с детьми, подготавливают детали костюмов,
атрибуты, помогают при проведении игр, танцев, если это необходимо.
Помощники воспитателя должны активно участвовать в праздничном
оформлении помещения, помочь одеть детей перед праздником.
Слаженная работа коллектива детского сада обеспечивает проведение
праздника на высоком художественном и организационном уровне. Только
при таких условиях праздник - яркое, запоминающееся событие в жизни сада,
имеющее большое воспитательное значение.
Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания.
Воспитатель обязан:
1). Развивать самостоятельность, инициативу детей в применении знакомых
песен, хороводов в различных условиях (на прогулках, утренней гимнастике,
занятиях), содействовать тому, чтобы дети отражали музыкальные впечатления
в творческих играх;
2). Развивать мелодический слух, чувство ритма детей в процессе проведения
музыкальных дидактических игр;
3). Углублять музыкальные впечатления детей путём многократного слушания
магнитофонных записей.
4). Знать все программные требования по музыкальному воспитанию, весь
репертуар своей группы и быть активным помощником музыкального
руководителя на музыкальных занятиях;
5). Проводить регулярно ОД по. ...... «Музыка» c детьми своей группы в случае
отсутствия музыкального руководителя (болезнь, отпуск). ОД по ...... «Музыка».
В 1-ой части воспитатель участвует в показе всех видов упражнений.
Это
позволяет
детям
одновременно
развивать
своё
зрительное
и
слуховое
восприятие.
Bo 2-ой части при слушании музыки воспитатель личным примером
воспитывает у детей умение слушать музыку, в нужных случаях тихо делает
замечания детям, следит за дисциплиной.
При пении а) в распевании не участвует, чтобы не сбить детей.
Упражнения с разными группами детей в разных тональностях поёт с ними;
б) при разучивании новой песни поёт с детьми, показывает правильную
артикуляцию, правильное произношение слов (на мелодии).
Но ни в коем случае не учит слова до знакомства с мелодией.
При совершенствовании разучивания песни на 2-ом этапе первые занятия
поёт песни с детьми, на 4 — 5—ом занятиях только подпевает
в трудных
местах, может петь «без голоса» — артикуляционно, показывает кивком головы
правильное вступление.
При выразительном исполнении детьми песни, находящейся на 3-ем этапе
разучивания,
воспитатель
не
поёт,
так
как
задачей
этого
этапа
является
самостоятельное,
эмоционально-выразительное
пение
без
поддержки
голоса
взрослого. Исключение — пение песен с детьми младших групп, где зачастую
ещё нет опыта хоровой деятельности, и разучиваемый материал не достигает
третьего этапа исполнения без помощи взрослого.
В процессе музыкально-ритмических движений воспитатель:
a) B играх несюжетных даёт разъяснения, указания, замечания по ходу игры,
может включиться в игру при первом её исполнении или тогда, когда игра
требует равного количества пар детей. С малышами играет нa вcex этапах
разучивания игры.
6) В сюжетных играх является или только наблюдателем, делает
указания, или (в сложной игре, проводимой 1 -2ой раз, a также в группах
младшего возраста) берёт на себя одну из ролей. Игру детей прерывать не
следует.
После
того,
как
игра
окончится,
воспитатель
даёт
необходимые
разъяснения, указания и дети играют вторично. Воспитатель, наблюдая игру
детей, помогает музыкальному руководителю советом, говорит, что неудачно
получается, какие движения следует вынести на упражнения для дальнейшего
её совершенствования.
То же самое происходит и во время исполнения детьми плясок. Новую
пляску
парную,
тройками,
элементы
которой
дети
разучили
в
процессе
упражнений, воспитатель показывает вместе с музыкальным руководителем
(мелодия напевается ими) или с ребёнком (музыкальный руководитель играет).
В пляске хороводной 1-2 раза воспитатель танцует вместе с детьми, затем дети
танцуют
самостоятельно.
Воспитатель
же
делает
указания
в
процессе
исполнения пляски детьми, так как его внимание охватывает
большее количество детей, чем внимание музыкального руководителя,сидящего
у рояля.
В
плясках-импровизациях,
проводимых
с
детьми
старших
возрастов,
воспитатель не участвует, так как эти пляски проводятся в целях развития
творческой
инициативы
детей.
Он
только
записывает
последовательность
сочинённых детьми движений, и в конце пляски может одобрить их.
Воспитатель
может
по
согласованию
с
музыкальным
руководителем
сымпровизировать пляску, а детям предложить выполнить её по-своему.
В плясках с участием взрослого, где его действия зафиксированы автором
воспитатель всегда, во всех возрастных группах танцует вместе с детьми.
В
3-ей
части
ОД
воспитатель
обычно
активно
не
участвует
(3a
исключением
занятий
в
младших
группах),
так
как
оценку
занятия
даёт
музыкальный руководитель. Но воспитатель делает замечание и указание детям
при перестроении на марш, наблюдает за дисциплиной.
Слаженная работа коллектива детского сада обеспечивает проведение
праздника на высоком художественном и организационном уровне. Только при
таких условиях праздник – яркое, запоминающееся событие в жизни детского
сада, имеющее большое воспитательное значение.
Список литературы:
1. «Дошкольное воспитание» № 5 - 2007 г.
2. «Методика музыкального воспитания в детском саду» под ред. Н. А.
Ветлугиной, М., 1982 г.
3. «Музыкальное воспитание дошкольников» О. П. Радынова, А. И. Катинене,
М. П. Палавандишвили, М., 1994 г.
Урванцева Анна Анатольевна, музыкальный руководитель д/с №198
«Вишенка», АНО ДО «Планета детства «Лада», г.Тольятти, Самарская обл.