Напоминание

Инклюзивное образование


Автор: Колганова Ирина Вячеславовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ МО "Колледж "Подмосковье""
Населённый пункт: Солнечногорск
Наименование материала: Адаптированная рабочая программа по предмету "Физика"
Тема: Инклюзивное образование
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«КОЛЛЕДЖ «ПОДМОСКОВЬЕ»

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Физика»

базовый уровень

Составитель Колганова И.В.

2018г.

Содержание

1.1. Пояснительная записка………………………………………………………3

1.2.Психолого-педагогическая характеристика глухих обучающихся……..4

1.3.Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной

программы…………………………………………..6

1.4.Планируемые результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной

программы…………………………………………..9

1.5.Система оценки достижения глухими обучающимися планируемых

результатов…………………………………………………………………….10

II.

2.1.Общая характеристика учебного предмета…………………………….…12

2.2.Обязательный минимум содержания основной общеобразовательной программы по учебному

предмету «Физика»….………………………….12

2.3.Тематическое планирование ………………………….….……………...….16

III.

3.1.Место предмета «Физика» в Базисном учебном плане…………….……..18

3.2.Описание организационно-педагогических условий реализации адаптированной основной

общеобразовательной программы……………………………………………………………………..18

3.3.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса…..19

3.4.Оценочные и методические материалы……………………………………19

1.1. Пояснительная записка

Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования глухих детей

это

образовательная

программа,

адаптированная

для

обучения

глухих

детей

с

учетом

особенностей

их

психофизического

развития,

индивидуальных

возможностей,

обеспечивающая

коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования глухих детей

определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.

Нормативно-правовую базу разработки АООП ООО глухих детей составляют:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в

Российской Федерации»;

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта,

утверждѐнного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении

федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и

среднего общего образования» (Сборник нормативных документов. Физика / Сост. Э.Д. Днепров,

А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2014);

Федеральный базисный учебный план, утверждѐнный приказом Министерства

образования РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и

примерных

учебных

планов

для

образовательных

учреждений

Российской

Федерации,

реализующих программы общего образования» (Сборник нормативных документов. Физика /Сост.

Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2014);

Устав государственного казенного общеобразовательного учреждения

Структура адаптированной основной образовательной Программы основного общего образования,

адаптированной для глухих детей (далее Программа), направлена на формирование у них общей

культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое,

социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и

обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.

Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием

детей, чем с их учебными успехами. Федеральный компонент направлен на реализацию следующих

основных целей:

Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных

знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;

Приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и

коллективной), опыта познания и самопознания;

Подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной

образовательной или профессиональной траектории.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение

следующих целей:

освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного

познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира,

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты

наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений;

представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на

этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения

разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических

устройств, для решения физических задач;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,

самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении

экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного

использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества,

уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой

культуры;

- использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной

жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны

окружающей среды.

Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и

ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи

является последовательная индивидуализация обучения, предпрофильная подготовка на

завершающем этапе обучения в основной школе.

1.2.Психолого-педагогическая характеристика глухих обучающихся

Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс

его интеллектуального развития. Однако эти недостатки в значительной мере могут быть

компенсированы применением специальных методов и технических средств в обучении.

Выделяют следующие группы детей с недостатками слуха:

1. Не слышащие – дети с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для

накопления речевого запаса. Эта группа разделяется на подгруппы: неслышащие без речи (дети,

родившиеся глухими или потерявшие слух в возрасте до 2–3 лет, до формирования речи) и

неслышащие, потерявшие слух, когда речь практически была сформирована – у таких детей

необходимо предохранять речь от распада, закреплять

речевые навыки.

2. Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое

развитие. Нарушение слуха непосредственно влияет на речевое развитие ребенка и оказывает

опосредованное влияние на формирование памяти, мышления. Что же касается особенностей

личности и поведения не слышащего.слабослышащего ребенка, то они не являются биологически

обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются коррекции в наибольшей

степени.

Значительную часть знаний об окружающем мире нормально развивающийся ребенок получает

через слуховые ощущения и восприятия. Неслышащий ребенок лишен такой возможности, или они

у него крайне ограничены. Это затрудняет процесс познания и оказывает отрицательное влияние на

формирование других ощущений и восприятий. В связи с нарушением слуха особую роль

приобретает зрение, на базе которого развивается речь глухого ребенка. Очень важными в процессе

познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные

ощущения.

По исследованиям Т.В. Розановой, память неслышащих и слабослышащих детей отличается рядом

особенностей. Значительно интенсивнее, чем у нормально слышащих детей, меняются

представления (происходит потеря отчетливости, яркости воспроизведения объекта, уменьшение

размеров, перемещение в пространстве отдельных деталей объекта, уподобление предмета другому,

хорошо известному). Запоминание находится в тесной зависимости от способа предъявления

материала, поэтому у детей затруднено запоминание, сохранение и воспроизведение речевого

материала – слов, предложений и текстов. Специалисты отмечают, что особенности словесной

памяти детей с нарушениями слуха находятся в прямой зависимости от замедленного темпа их

речевого развития.

Специфические особенности воображения детей с недостатками или отсутствием слуха

обусловлены замедленным формированием их речи и абстрактного мышления. Воссоздающее

воображение играет особую роль в познавательной деятельности глухих и слабослышащих детей.

Его развитие затрудняется ограниченными возможностями ребенка к усвоению социального опыта,

бедностью запаса представлений об окружающем мире, неумением перестраивать имеющиеся

представления в соответствии со словесным описанием. Исследование творческого воображения

глухих и слабослышащих детей также показывает наличие ряда особенностей, связанных с

недостаточным объемом информации об окружающем мире.

Особенности мышления детей с нарушениями слуха связаны с замедленным овладением словесной

речью. Наиболее ярко это проявляется в развитии словесно-логического мышления. При этом

наглядно-действенное и образное мышление глухих и слабослышащих учащихся также имеет

своеобразные черты. Нарушение слуха оказывает влияние на формирование всех мыслительных

операций, приводит к затруднениям в использовании теоретических знаний на практике.

Исследования показали, что глухому школьнику нужно несколько больше времени для осмысления

полученных знаний, чем его слышащему сверстнику.

Умственное развитие нормально развивающегося ребенка опирается на речь. У ребенка с

нарушением слуха наблюдается расстройство всех основных функций речи (коммуникативной,

обобщающей, сигнификативной, контрольной, регулирующей) и составных частей языка

(словарный запас, грамматический строй, фонетический состав). Поэтому дети, страдающие

глубокими нарушениями слуха, в общем уровне развития отстают от своих сверстников. На почве

нарушений устной речи ребенка возникает расстройство письменной речи, которое проявляется в

форме различных дисграфий и аграмматизмов. При полной потере слуха речь ребенка формируется

только в условиях специального обучения и с помощью вспомогательных форм – мимико-жестовой

речи, дактильной, чтения с губ.

В соответствии с общими закономерностями психического развития личность глухого и

слабослышащего ребенка формируется в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ходе

усвоения социального опыта. Нарушение или полная потеря слуха приводят к трудностям в

общении с окружающими, замедляет процесс усвоения информации, обедняет опыт детей и не

может не отразиться на формировании их личности. Слышащие дети значительную часть

социального опыта усваивают спонтанно, дети с нарушениями слуха в этом плане ограничены в

своих возможностях. Трудности общения и своеобразия взаимоотношений с обычными детьми

могут привести к формированию некоторых негативных черт личности, таких как агрессивность,

замкнутость. Однако специалисты считают, что при своевременно оказанной коррекционной

помощи отклонения в развитии личности детей с глубокими нарушениями слуха могут быть

преодолены. Эта помощь заключается в преодолении сенсорной и социальной депривации, в

развитии социальных контактов ребенка, во включении его в общественно-полезную деятельность.

1.3.Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной

программы

Особые образовательные потребности различаются у глухих детей разных категорий, определяют

особую логику построения учебного процесса, находят своѐ отражение в структуре и содержании

образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности,

свойственные всем обучающимся с ограниченными возможностями:

• специальное обучение должно начинаться сразу после выявления первичного нарушения развития;

• следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды,

в том числе с учетом дополнительных нарушений здоровья глухих обучающихся, а также

использование разных типов звукоусиливающей аппаратуры (коллективного и индивидуального

пользования) в ходе всего образовательно-коррекционного процесса;

• требуется введение в содержание обучения специальных разделов учебных дисциплин и

специальных предметов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально

развивающимся сверстникам;

• необходимо обеспечение непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как

через содержание образовательных областей и внеурочной деятельности, так и через специальные

занятия коррекционно-развивающей области;

• необходимо использование специальных методов, приѐмов и средств обучения (в том числе

специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей»

обучения;

• необходима индивидуализация обучения глухих детей с учетом их возможностей и особых

образовательных потребностей;

• необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы

образовательной организации;

• следует обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса с целью

реализации единых подходов в решении образовательно-коррекционных задач, специальную

психолого-педагогическую поддержку семье, воспитывающей глухого ребенка.

Принципиальное значение имеет удовлетворение особых образовательных потребностей глухих

детей, включая:

• увеличение при необходимости сроков освоения адаптированной основной образовательной

программы;

• условия обучения, обеспечивающие деловую и эмоционально комфортную атмосферу,

способствующую качественному образованию и личностному развитию обучающихся,

формированию активного сотрудничества детей в разных видах учебной и внеурочной

деятельности, расширению их социального опыта, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, в

том числе, имеющими нормальный слух; постепенное расширение образовательного пространства,

выходящего за пределы образовательной организации;

• постановка и реализация на общеобразовательных уроках и в процессе внеурочной деятельности

целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику

возникновения вторичных отклонений; создание условий для развития у обучающихся инициативы,

познавательной активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных)

видах деятельности;

• учѐт специфики восприятия и переработки информации, овладения учебным материалом при

организации обучения и оценке достижений;

• преодоление ситуативности, фрагментарности и однозначности понимания происходящего с

ребенком и его социокультурным окружением;

• обеспечение специальной помощи в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом

опосредовании индивидуального жизненного опыта, включая впечатления, наблюдения, действия,

воспоминания, представления о будущем; в развитии понимания взаимоотношений между людьми,

связи событий, поступков, их мотивов, настроений; в осознании собст-14 венных возможностей и

ограничений, прав и обязанностей; в формировании умений проявлять внимание к жизни близких

людей, друзей;

• целенаправленное и систематическое развитие словесной речи (в устной и письменной формах),

формирование умений обучающихся использовать устную речь по всему спектру коммуникативных

ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства,

дополнять и уточнять смысл высказывания и др.); применение в образовательно-коррекционном

процессе соотношения устной, письменной, устно-дактильной и жестовой речи с учетом

особенностей разных категорий глухих детей, обеспечения их качественного образования, развития

коммуникативных навыков, социальной адаптации и интеграции в обществе;

• использование обучающимися в целях реализации собственных познавательных, социокультурных

и коммуникативных потребностей вербальных и невербальных средств коммуникации с учетом

владения ими партнерами по общению (в том числе, применение русского жестового языка в

общении, прежде всего, с лицами, имеющими нарушения слуха), а также с учетом ситуации и задач

общения;

осуществление систематической специальной (коррекционной) работы по формированию и

развитию речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны,

восприятия неречевых звучаний, включая музыку (с помощью звукоусиливающей аппаратуры);

развитие умений пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами или/и кохлеарными

иплантами, проводной и беспроводной звукоусиливающей аппаратурой коллективного и

индивидуального пользования;

• при наличии дополнительных первичных нарушений развития у глухих обучающихся проведение

систематической специальной психолого-педагогической работы по их коррекции;

• оказание обучающимся необходимой медицинской помощи с учетом имеющихся ограничений

здоровья, в том числе, на основе сетевого взаимодействия;

Только при удовлетворении особых образовательных потребностей каждого обучающегося, можно

открыть ему путь к полноценному качественному образованию.

В основу формирования Программы положены следующие принципы:

принципы государственной политики РФ в области образования:

гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории

Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования,

адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся

и воспитанников и др. (Статья 3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об

образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 №99-

ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ);

принцип учета типологических и индивидуальных образовательных

потребностей обучающихся;

принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

принцип развивающей направленности образовательного процесса,

ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего

развития» с учетом особых образовательных потребностей;

онтогенетический принцип;

принцип преемственности, предполагающий при проектировании Программы

ориентировку на программу среднего (полного) общего образования, что обеспечивает

непрерывность образования глухих обучающихся;

принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры

содержания образования положено не понятие предмета, а ―«образовательной области»;

принцип направленности на формирование деятельности, который обеспечивает

возможность овладения глухими обучающимися всеми видами доступной им предметно-

практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,

коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений,

сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит

готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном

мире;

принцип сотрудничества с семьей.

1.4.Планируемые результаты освоения образовательной программы

Требования к уровню подготовки выпускников

по учебному предмету «Физика»

В результате изучения физики ученик должен:

знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие,

электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление,

импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного

действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность

воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое

сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения

импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения

электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного

распространения света, отражения света.

уметь

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение,

равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел,

механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение,

конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие

электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током,

тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения

физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры,

влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности

электрического тока;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой

основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы

трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода

колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего

тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света,

угла преломления от угла падения света;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических,

тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с

использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных

изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее

обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических

символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной

жизни для:

обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых

приборов, электронной техники;

контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в

квартире;

рационального применения простых механизмов;

оценки безопасности радиационного фона.

1. 5. Система оценки достижения глухими обучающимися планируемых результатов

Формы и методы обучения

мини-лекция в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с

элементами аудио; аудио, видео, слайд-лекция, текстовая;

изучение интернет - ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых,

текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, с включением аудио, с включением

анимации;

самостоятельная работа по сценарию (поисковая, исследовательская, др.);

тренировочные упражнения;

тренинг с использованием специальных обучающих систем;

контрольная работа (тестирование, ответы на контрольные вопросы);

консультации (индивидуальные, электронная почта, аудио и др.);

индивидуальные (домашние) задания (сообщения, рефераты, задачи и др.).

Основные типы учебных занятий.

• урок изучения нового материала;

• комбинированный урок;

• урок обобщения по отдельным разделам;

• урок контроля знаний.

Виды контроля.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса

обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного

материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности

к учебной работе.

Форма контроля — индивидуальная форма.

Типы контроля — внешний контроль учителя за деятельностью учащихся и самоконтроль учащихся.

Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, во время которого учеником

осознается правильность своих действий, обнаруживаются совершенные ошибки, производится

анализ допущенных ошибок, что ведет к их предупреждению в дальнейшем.

Виды контроля:

Виды контроля

Содержание

Методы

Вводный

Уровень знаний

школьников, общая

эрудиция.

Тестирование, беседа,

анкетирование,

наблюдение.

Текущий

Освоение учебного

материала по теме, учебной

единице.

Диагностические задания:

опросы, практические

работы, тестирование.

Коррекция

Ликвидация пробелов.

Повторные тесты,

индивидуальные

консультации.

Промежуточный

Контроль выполнения

поставленных задач.

Представление продукта на

разных уровнях.

При оценке результатов учебной деятельности учащихся по физике необходимо учитывать

совокупность усвоенных теоретических и практических знаний и умений учащихся с опорой на

следующие критерии:

• уровень усвоения учебного программного материала – полнота, объем, системность,

обобщенность знаний;

• умение применять приобретенные знания для выполнения учебных и практических задач из

различных разделов курса;

• владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания и предметной

терминологией;

• сформированность физических умений и навыков.

При изучении дисциплины «Физика» проводится текущая, промежуточная аттестация учащихся.

Текущая аттестация осуществляется по результатам учебной деятельности учащихся посредством

контроля уровня усвоения учебного материала по предмету. Основные виды контроля результатов

учебной деятельности учащихся по физике: поурочный и тематический. Данные виды контроля

осуществляются в устной, письменной, практической формах и их сочетании. Выбор формы

контроля зависит от содержания и специфики материала, количества часов, отводимых на его

изучение, этапа обучения и планируемых результатов, возрастных и индивидуальных особенностей

учащихся.

Тематический контроль относится к текущей аттестации и проводится для проверки степени

усвоения учащимися учебного материала определенной темы программы с обязательным

выставлением отметки в журнал.

При осуществлении тематического и поурочного контроля широко используются разнообразнее

методы: беседа, опрос, письменные проверочные работы, тесты, физические диктанты.

Обязательный контроль освоения практических умений и навыков учащихся по физике относится к

текущей аттестации и включает проведение и оценку практических работ, задания для которых

должны содержать все пять уровней усвоения учебного материала, отметка за них учитывается

наравне с отметками за тематический контроль

При оценке результатов учебной деятельности учащихся по физике необходимо учитывать

совокупность усвоенных теоретических и практических знаний и умений учащихся с опорой на

следующие критерии:

• уровень усвоения учебного программного материала – полнота, объем, системность,

обобщенность знаний;

• умение применять приобретенные знания для выполнения учебных и практических задач из

различных разделов курса;

• владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания и предметной

терминологией;

• сформированность физических умений и навыков.

При изучении дисциплины «Физика» проводится текущая, промежуточная аттестация учащихся.

Текущая аттестация осуществляется по результатам учебной деятельности учащихся посредством

контроля уровня усвоения учебного материала по предмету. Основные виды контроля результатов

учебной деятельности учащихся по физике: поурочный и тематический. Данные виды контроля

осуществляются в устной, письменной, практической формах и их сочетании. Выбор формы

контроля зависит от содержания и специфики материала, количества часов, отводимых на его

изучение, этапа обучения и планируемых результатов, возрастных и индивидуальных особенностей

учащихся.

Тематический контроль относится к текущей аттестации и проводится для проверки степени

усвоения учащимися учебного материала определенной темы программы с обязательным

выставлением отметки в журнал.

При осуществлении тематического и поурочного контроля широко используются разнообразнее

методы: беседа, опрос, письменные проверочные работы, тесты, физические диктанты.

Обязательный контроль освоения практических умений и навыков учащихся по физике относится к

текущей аттестации и включает проведение и оценку практических работ, задания для которых

должны содержать все пять уровней усвоения учебного материала, отметка за них учитывается

наравне с отметками за тематический контроль

2.1.Общая характеристика учебного предмета

Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных учебных предметов,

поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и

астрономии. Примерная программа по физике определяет цели изучения физики в основной школе,

содержание тем курса, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса, перечень

рекомендуемых демонстрационных экспериментов учителя, опытов и лабораторных работ,

выполняемых учащимися, а также планируемые результаты обучения физике.

2.2.Обязательный минимум содержания основной образовательной программы

Повторение (3 ч)

Законы взаимодействия и движения тел (32 ч)

Материальная точка. Система отсчѐта.

Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном

движении.

Относительность механического движения.

Инерциальные системы отсчѐта. Первый, второй и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.

Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.

Фронтальные лабораторные работы.

1. Лабораторная работа №1 Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2. Лабораторная работа №2 Измерение ускорения свободного падения.

Механические колебания и волны. Звук (20 ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная

система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные

колебания.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины

волны со скоростью еѐ распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота и громкость звука. Эхо.

Фронтальная лабораторная работа.

3. Лабораторная работа №3 Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний

маятника от его длины.

4. Лабораторная работа №4: «Исследование зависимости периода и частоты свободных

колебаний нитяного маятника от длины нити». 16

Электромагнитное поле (23 ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля Магнитный поток. Электромагнитная индукция.

Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Экологические

проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных

волн. Электромагнитная природа света.

Фронтальная лабораторная работа.

5. Лабораторная работа №5 «Изучение явления электромагнитной индукции».

6. Лабораторная работа №6«Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания».

Строение атома и атомного ядра (18 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета и гамма- излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер.

Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных

реакциях.

Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Излучение звѐзд.

Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.

Фронтальные лабораторные работы.

7.Лабораторная работа №7: «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».

8.Лабораторная работа №8: «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

9.Лабораторная работа №9: «Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром».

Обобщающее повторение

3 часа в неделю, всего за

год 102 часа) № п/п

Название темы

Количество часов

1.

Повторение

3

2.

Механические явления

52

2.1.

Законы взаимодействий и

движения тел

32

2.2.

Механические колебания и

волны. Звук

20

3.

Электромагнитные

явления

23

3.1.

Электромагнитное поле

23

4.

Квантовые явления

18

4.1.

Строение атома и атомного

ядра. Использование

энергии атомных ядер

18

5.

Обобщающее повторение

курса физики

6

Описание организационно-педагогических условий реализации адаптированной основной

общеобразовательной программы

В целях обеспечения реализации адаптированной основной образовательной программы глухих

обучающихся в ГКОУ школы-интерната созданы условия, обеспечивающие возможность:

достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной

программы по физике всеми обучающимися;

учета образовательных потребностей глухих обучающихся;

эффективного использования времени, отведенного на реализацию обязательной части

адаптированной основной образовательной программы и части, формируемой участниками

образовательных отношений, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных

представителей), спецификой школы-интерната;

использования в образовательном процессе современных образовательных технологий

деятельностного типа; технических средств и средств обучения, соответствующих особым

образовательным потребностям глухих обучающихся;

реализации содержания адаптированной основной образовательной программы по физике, а

также методик и технологий в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов

детей и их родителей (законных представителей, использования информационно-

коммуникационных технологий.

Временной режим образования глухих обучающихся (учебный год, учебная неделя, день)

установлен в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ № 273 «Об

образовании в РФ», СанПиН 2.4.2.3286-15, приказы Министерства образования науки РФ,

министерства образования Оренбургской области и др.), а также локальными актами школы-

интерната.

На уроках физики используются здоровьесберегающие технологии. В середине каждого урока

проводится физкультурная минутка (проводимые физкультурные минутки направлены на снятие

общего мышечного напряжения и коррекцию осанки обучающихся, кроме того, включаются

обязательные упражнения для снятия зрительного напряжения и активизации зрительной системы).

Каждый класс оборудован партами, регулируемыми в соответствии с ростом учащихся. Номер

парты подбирается тщательно, в соответствии с ростом ученика, что обеспечивает возможность

поддерживать правильную позу. Парта ученика с нарушением слуха занимает в классе такое

положение, чтобы сидящий за ней ребенок мог видеть лицо учителя и лица сверстников. Для этого

парты в классах расположены полукругом, чтобы обучающиеся могли всегда держать в поле зрения

педагога, в том числе видеть его лицо, артикуляцию, движения рук, иметь возможность

воспринимать информацию слухозрительно и на слух. В классе используется дополнительное

освещение доски.

Обучающиеся школы – интерната обеспечены учебниками по физике с электронными

приложениями, являющимися их составной частью; учебно-методической литературой и

дидактическими материалами. В школе работает библиотека, в которой имеется учебная,

дополнительная, справочная литература по предмету. Библиотека оснащена компьютером с

подключением к сети Интернет для самостоятельной работы обучающихся при подготовке к урокам

физики.

3.3.Материально- техническое обеспечение образовательного процесса

1. Компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Экспозиционный экран.

4. Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования «Глобус», «Эхо».

5. Индивидуальные слуховые аппараты (это высокого качества цифровые аппараты фирм «Simens»,

«Phonak», «Oticon», «Unitron» и др.).

3.4. Оценочные и методические материалы

Учебно-методические материалы



Примерные программы по учебным предметам. Физика 10 класс. Издательство

«Просвещение», 2015 год.



А.В. Перышкин, Физика-10, учебник для общеобразовательных учреждений, «Дрофа», 2013

год.

Контрольно-измерительный материал

Проверочный тест по теме «Введение».

(Что изучает физика. Наблюдения. Опыты. Физические величины).

А1. Что из перечисленного относится к физическим явлениям?

1) сила 3) испарение 2) килограмм 4) атом

А2. Что из перечисленного относится к механическим явлениям?

1) полет шмеля 3) северное сияние 2) горение свечи 4) радуга

А3. Что из перечисленного является физической величиной?

1) стрелки 3) сталь 2) скорость 4) земля

А4. Что из перечисленного относится к тепловым явлениям?

1) бросок камня 3) работа радиоприемника 2) нагревание воды 4) свечение светлячка

А5. Что из перечисленного является веществом?

1) медь 3) цепь 2) скамейка 4) карандаш

В1. Сколько миллиграммов в одном грамме?

В2. Сколько граммов содержится

Контрольная работа по теме

«Движение и взаимодействие тел»

1.

Автомобиль движется со скоростью 72 км/ч. Какой путь он пройдет за 10 с?

2.

Автомобиль проезжает первые 2 км пути за 3 мин, а последующие 10 км – за 7 мин.

Определите среднюю скорость автомобиля на всем пути.

3.

длина точильного бруска равна 30 см, ширина 5 см, толщина 2 см. масса бруска 1,2 кг.

Определите плотность вещества, из которого сделан брусок.

4.

На дереве висит груша массой 50 г. чему равна сила тяжести, действующая на нее?

Контрольная работа по теме

«Работа и мощность»

1.

Какую работу совершает сила трения, действующая на ящик, при перемещении на 40 см?

Сила трения равна 5 Н.

2.

Какую работу совершает двигатель мощностью 100 кВт за 20 минут?

3.

К концам легкого стержня длиной 1 м подвешены грузы. Масса одного из них 120 г. Чему

равна масса другого груза, если стержень вместе с грузами уравновешен на опоре, отстоящей

от первого груза на 20 см?

4.

Определите работу, которою нужно совершить с помощью механизма, если его КПД 80%, а

полезная работа должна составлять 1,2 кДж.

Контрольная работа по теме

«Строение вещества»

1.

На фотоснимке видимый диаметр молекулы некоторого вещества равен 0,5 мм. Чему равен

действительный диаметр молекулы данного вещества, если фотоснимок получен с помощью

электронного микроскопа с увеличением в 200 000 раз?

2.

В старинной книге перед страницами с рисунками подклеены листы тонкой прозрачной

бумаги. Почему на страницах этой бумаги, соприкасающихся с рисунками, со временем

появились отпечатки рисунка?

3.

Почему разломанный карандаш мы не можем соединить так, чтобы он вновь стал целым?

4.

В каком состоянии при комнатной температуре находится, следующие вещества: вода, сахар,

воздух, олово, спирт, лед, кислород, алюминий, молоко, азот? Ответы впишите в таблицу,

начертив ее в тетради.

Состояние

Твердое

Жидкое

Газообразное



В раздел образования