Автор: Марьина Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Теремок"
Населённый пункт: Пермский край, г. Губаха
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Перспективный план кружка для детей старшего дошкольного возраста "Азбука вежливости"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад «Теремок».
Перспективный план кружка «Азбука вежливости»
для детей старшего дошкольного возраста
на 2019 – 2020 учебный год.
Воспитатель:
первой квалифицированной категории
Марьина С.И.
Губаха 2019г.
Актуальность:
Уровень развития общества определяется уровнем культуры членов этого общества. Вежливость – основа культурного
общения и поведения, она должна стать для ребенка его естественным состоянием и привычкой. Современное общество
заинтересованно в воспитании высоко – культурного, образованного подрастающего поколения. Поэтому нужны знания, на
основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности понимания правильного поведения в обществе.
Цель:
формирование у детей старшего дошкольного возраста понимания важности вежливого общения в социуме как
культурной норме развития личности.
Задачи:
способствовать формированию представлений у детей о различных формах вежливого общения;
познакомить с правилами культурного поведения и речевого этикета;
развивать умение пользоваться «вежливыми словами», правильно употреблять в речи;
развивать умение детей анализировать свои поступки, поступки ровесников;
воспитывать вежливое и уважительное отношение к окружающим.
Месяц
Неделя
Тема
Задачи
Октябрь
1 неделя
Педагогическая диагностика
Выявление уровня сформированности навыков вежливости.
2 неделя
Вводное игра - занятие.
«Путешествие в страну
вежливости и доброты»
Уточнить
представление
детей
о
понятии «вежливость», «доброта»;
формировать
понимание
важности
вежливого,
доброжелательного
отношения к окружающим. Рассказать, что группа, которую посещают дети,
есть
маленькая
страна,
в
которой
необходимо
следовать
правилам
культурного общения, поведения.
Этическая - беседа
«Давайте будем вежливы!»
Расширять
этический
кругозор
детей;
способствовать
формированию
культуры общения и дружеских взаимоотношений.
3 неделя
Беседа «Вежливый ли ты
человек?»
Способствовать формированию умения: рассуждать, оценивать свои
поступки и поступки других; уточнить представление о понятии «культуры
поведения в социуме».
Беседа «Воспитанность и
вежливость»
Формировать умения проявлять уважение, вежливое обращение к
окружающим; дать представления о нравственной стороне человеческих
отношений.
4 неделя
Чтение х/л.
«Уроки вежливости».
Формировать у детей навыки вежливости, через знакомство с
творчеством А. Усачева; воспитывать культуру общения, доброжелательные
отношения к окружающим.
1 неделя
Словесная игра
Воспитывать
осознанное
отношение
к
правилам
этикета;
развивать
Ноябрь
«Волшебные слова»
потребность вежливого общения со сверстниками посредством х/л. Чтение
и анализ произведения В. Осеевой «Волшебное слово».
2 неделя
Игровое упражнение
«Круг вежливых слов».
Помочь детям освоить формулы словесной вежливости; учить выражать
чувства добрыми словами; воспитывать потребность в доброжелательном
общении.
3 неделя
Чтение х/л. «Что такое
хорошо и что такое плохо?»
Разобрать с детьми понятия «плохие» и «хорошие» поступки, через
знакомство произведение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое
плохо»; формировать умение детей решать нравственные ситуации;
воспитывать стремление к хорошим поступкам.
4 неделя
Игровая образовательная
ситуация «Хорошо или
плохо».
Формировать самостоятельность и умения принимать решения в возникшей
ситуации;
воспитывать
умение
вести
себя
в
соответствии
с
правилами
вежливости.
Декабрь
1 неделя
Игра-инсценировка
«Приветствие».
Познакомить
детей
с
формами
приветствия:
утреннее,
вечернее
приветствие,
приветствие
в
адрес
родителей
и
близких
людей,
воспитателя,
обмен
приветствиями
между
детьми;
активизировать
словарь словами вежливых форм общения.
2 неделя
Игра-драматизация по
сказке С. Прокофьевой
«Сказка о невоспитанном
мышонке».
Учить детей
называть
и
использовать
в
речи слова
–
приветствия.
Формировать
у детей понимание
необходимости
вежливого
общения,
уважения к окружающим людям.
3 неделя
Игровое упражнение
«Кто первым
поздоровается».
Способствовать накоплению и обобщению правил этикета приветствия (с
кем и как нужно здороваться, как говорить приветственные слова, какие
жесты можно использовать).
4 неделя
Игра-инсценировка
«Вежливая просьба»
Познакомить с речевыми формами выражения просьбы, адресованной: к
ровеснику, взрослым и т.д., в разных ситуациях: в группе, дома и т.д.; учить
пользоваться вежливыми не речевыми средствами общения: интонацией,
мимикой, жестами.
Январь
3 неделя
Словесная игра
«Вежливая просьба,
вежливый отказ»
Учить
вести
этикетный
диалог,
умению
слушать
и
понимать
других,
приветливо
разговаривать
друг
с
другом,
быть
внимательным
к
окружающим людям в ситуациях просьбы и отказа.
4 неделя
Игровая ситуация
«Невоспитанный Незнайка»
Развивать
способность
оценивать
поведение
героев
с
позитивной
и
негативной стороны, распределять роли, осуществлять выбор тех или иных
норм речевого поведения.
Феврал
ь
1 неделя
Театрализованная игра
«Закончи ситуацию»
Развивать умение общаться, понимать и выражать настроение при помощи
неречевых средств (мимика, пантомимика, жесты); учить создавать образы с
помощью выразительных пластических движений; воспитывать у детей
доброжелательность, вежливость, коммуникативные навыки.
2 неделя
Игра-инсценировка
«Знакомство».
Дать представление о правилах речевого поведения во время знакомства, об
этикетных выражениях, принятых в разных ситуациях.
3 неделя
Беседа «Мир эмоций»
Систематизировать представления детей о настроении человека;
развивать
умение узнавать настроение по выражению лица;
воспитывать желание
дарить другим положительные эмоции.
4 неделя
Игра-инсценировка
«Эмоции и наше поведение»
показать значимость эмоций в общении, деятельности, значимость
умению
контролировать свои эмоции
Обобщить знания об эмоциях, их разнообразии (мимике, жестах,
интонации); формировать осознание важности умения понимать эмоции и
чувства людей в различных ситуациях (приветствии, отказе, знакомстве и
т.д.); показать значимость эмоций в общении, учить контролировать свои
эмоции.
показать значимость эмоций в общении, деятельности, значимость
умению
контролировать свои эмоции.
показать значимость эмоций в общении, деятельности, значимость
умению
контролировать свои эмоции.
показать значимость эмоций в общении, деятельности, значимость
умению
контролировать свои эмоции.
Март
1 неделя
Игровое занятие
«Культура эмоций и чувств»
Актуализировать эмоциональный опыт детей; развивать умение осознанно
выражать свои эмоции и чувства, навыки эмоционального самоконтроля;
выстраивать доброжелательные взаимоотношения с окружающими.
2 неделя
Игра-ситуация
«Я среди людей».
Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами,
переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли;
воспитывать вежливое и уважительное отношение к окружающим.
3 неделя
Продуктивная деятельность
Развивать интерес к творческой деятельности; объяснить детям, что каждое
«Разноцветное настроение».
настроение имеет свой цвет; развивать умение понимать свое настроение и
настроение
других
детей,
через
цветовую
палитру, путем
поиска
разнообразия оттенков, выражать свои чувства в рисунке.
4 неделя
Беседа
«Маленькая страна –
вежливости»
Рассказать, что группа, которую посещают дети, есть маленькая страна, в
которой необходимо следовать правилам: культурного поведения в группе
сверстников; хорошего тона (вежливость, доброта, приветливость).
Апрель
1 неделя
Игра ситуация
«Вместе тесно, а врозь
скучно»
Расширить знания детей о вежливых и добрых словах, и их применении в
различных ситуациях; обратить внимание детей на то, что вежливые слова
непременно должны сочетаться с добрыми поступками. Формировать у
детей
умение
обращать
внимание
на
свои
поступки,
учить
видеть
нравственную сторону той или иной ситуации.
2 неделя
Этическая беседа
«Мои достоинства и
недостатки»
Познакомить детей с понятиями «достоинство» и «недостаток»;
рассказать о том, что при желании можно побороть в себе любые
недостатки, через вежливое общение с ровесниками; развивать желание
становиться лучше.
3 неделя
Беседа «Что я думаю о себе
и о других».
Развивать интерес к познанию себя, своих возможностей и способностей;
учить
детей
видеть
положительные
черты
в
себе
и
в
других;
придерживаться основных правил культуры общения, которые необходимо
соблюдать в детском саду; рассмотреть различные ситуации, пояснить, как в
них нужно действовать.
4 неделя
Игровая ситуация
«Не будь жадным»
Продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к жадности.
Учить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий,
событий, понимать их суть. Дать представления о нравственной стороне
человеческих отношений, опираясь на поступки детей.
Май
1 неделя
Образовательная ситуация
«Два жадных медвежонка»
Познакомить с миром человеческих взаимоотношений через образы героев
произведения, оценивать поступки и поведение; содействовать развитию у
детей
умения
предотвращать
ссоры,
находить
пути
решения
и з
конфликтных
ситуаций; видеть
взаимосвязь
между
содержанием
и
названием произведения.
2 неделя
Нравственная беседа
«Воспитанность и
вежливость»
Учить быть воспитанными и вежливыми; продолжать вырабатывать навыки
культурного поведения, соблюдать правила этикета, стимулировать
положительные формы поведения и тормозить негативные.
3 неделя
Развлечение «Праздник
вежливости»
Закрепить понятия «вежливость», «добрые дела и проступки»; формировать
у детей стремление быть вежливыми, дружелюбными в общении; показать,
что вежливость-это проявление уважения к окружающим; закреплять
нормы поведения общепринятые в обществе, употреблять вежливые слова,
приветствие,
4 неделя
Педагогическая диагностика
Выявление уровня сформированности навыков вежливости.
Список литературы
1.Армер А.Н. Что такое этикет?/А.Н. Армер; изд. Анфас,1998.-7с.
2.Ушакова, О.С. Развитие речи. / О.С. Ушакова, Е.Н. Струнина. – М.: изд. Центр Вентана – Граф, 2007.-191 с.
3.Черенкова Е. Ф. Уроки этикета и вежливости для детей./Е.В. Черенкова; – М.: изд. ДОМ. ХХI век, 2006. – 188с.
5. Яхнин Л.Л. Азбука вежливых слов. Стихи./Л.Л. Яхнин; - М.: Оникс, 2012.-20с.ил.