Автор: Северинова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №54"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Планирование работы с детьми по экспериментированию
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №54" общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию дошкольников
Методическая разработка
"Планирование работы с детьми по экспериментированию"
Автор: Северинова Н.В
воспитатель
г.Новокузнецк 2019
"Планирование с детьми по экспериментированию"
Младший дошкольный возраст
Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых
для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего
мира.
В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий
педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
1)
сочетать
показ
объекта
с
активным
действием
ребенка
по
его
обследованию:
ощупывание,
восприятие
на
слух,
вкус,
запах
(может
быть
использована
дидактическая игра типа "Чудесный мешочек");
2)
сравнивать схожие по внешнему виду объекты;
3)
учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему летает птица?);
4)
активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему
песок не рассыпается?);
Основное содержание исследований, производимых детьми,
предполагает формирование у них представлений;
1.
О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2.
О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом;
снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес,
притяжение).
3.
О мире растений (способы выращивания растений из семян, листва, луковицы;
проращивание растений- гороха, бобов, семян цветов).
4.
О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай,
как сделать салат, как сварить суп).
В
процессе
экспериментирования
словарь
детей
пополняется
словами,
обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет,
форма, величина: мнется- ломается, высоко -низко- далеко, мягкий- твердый- теплый и
прочее).
Средний дошкольный возраст
Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений
детей о явлениях и объектах окружающей природы.
Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования,
являются:
1)
Активное использование опыта игровой и практической деятельности детей
(Почему лужи ночью замерзают, днем оттаивают?);
2)
группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходимы
деревья?);
3)
классификация
объектов
и
предметов
по
видовым
признакам
(деревья,
кустарники, трава; птицы, животные, рыбы).
I.
Основное
содержание
исследований,
проводимых
детьми,
предполагает
формирование у них следующих представлений:
1.
О материалах (глина, дерево, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
2.
О
природных
явлениях
(времена
года,
явления
погоды,
объекты
неживой
природы- песок, вода, снег, лед; игры с цветными льдинками).
3.
О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты),
условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
4.
О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счет слов, обозначающих
свойства объектов и явлений. Кроме того, дети знакомятся с происхождением слов.
Старший дошкольный возраст
Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов,
взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.
Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования,
являются:
1)
активное
использование
результатов
исследования
в
практической
(бытовой,
игровой) деятельности;
2)
классификация на основе сравнения: по высоте, форме, цвету, плотности (игра "Кто
назовет больше качеств и свойств?).
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у
них следующих представлений:
1.
О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).
2.
О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение
солнца, снегопад) и времени (сутки, день- ночь, месяц, сезон, год).
3.
Об агрегатных состояниях воды (вода- основа жизни; как образуется град, лед,
иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).
4.
О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет,
вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма,
расположение почек; сравнение цветов и других растений).
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих
свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с
омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный,
чудесный), антонимами (легкий - тяжелый).
Примерная структура занятия - экспериментирования
Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной
ситуации.
Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть
организованы до занятия).
Уточнение
правил
безопасности
жизнедеятельности
в
ходе
осуществления
экспериментирования.
Уточнение плана исследования.
Выбор
оборудования,
самостоятельное
его
размещение
детьми
в
зоне
исследования.
Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать
сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в
группах.
Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Содержание уголков экспериментальной деятельности
Задачи
уголка:
развитие
первичных
естественнонаучных
предст авлений,
наблюдательности,
любознательности,
активности,
мыслительных
операций
(анализ,
сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно
обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны
быть выделены:
1)
место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции.
Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.)
2)
место для приборов
Место для хранения материалов (природного, "бросового")
3) место для проведения опытов
4)
место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка,
пенопласт и др.)
Младший дошкольный возраст
Компонент
дидактический
Компонент оборудования
Компонент
стимулирующий
-книги
познавательного
характера для
младшего
возраста;
-тематические
альбомы;
- коллекции:
семена разных
растений,
шишки,
камешки,
коллекции
"Подарки:"
(зимы, весны,
осени), ткани.
-Песок, глина;
-набор игрушек резиновых и
пластмассовых для игр в воде;
-материалы для игр с мыльной пеной,
красители -пищевые и непищевые (гуашь,
акварельные краски и др.).
Простейшие приборы и приспособления;
-Лупы, сосуды для воды, "Ящик
ощущений" (чудесный мешочек),зеркальце
для игр с "солнечным зайчиком",
контейнеры из "киндер-сюрпризов" с
отверстиями, внутрь помещены вещества и
травы с разными запахами.
-"бросовый материал": веревки, шнурки,
тесьма, катушки деревянные, прищепки,
пробки.
-семена бобов, фасоли, гороха.
- на видном месте
вывешиваются правила
работы с материалами,
доступные детям младшего
возраста.
- персонажи, наделенные
определенными чертами
("почемучка") от имени
которого моделируется
проблемная ситуация.
Средний дошкольный возраст
Компонент
дидактический
Компонент оборудования
Компонент
стимулирующий
-книги
познавательного
характера для
среднего
возраста;
-тематические
альбомы;
- коллекции:
семена разных
растений,
-Песок, глина;
-набор игрушек резиновых и
пластмассовых для игр в воде;
-материалы для игр с мыльной пеной,
красители -пищевые и непищевые (гуашь,
акварельные краски и др.).
-семена бобов, фасоли, гороха.
- некоторые пищевые продукты (сахар,
соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:
- на видном месте
вывешиваются правила работы
с материалами, доступные
детям среднего дошкольного
возраста.
- персонажи, наделенные
определенными чертами
("почемучка") от имени
которого моделируется
проблемная ситуация.
шишки,
камешки,
коллекции
"Подарки:"
(зимы, весны,
осени), Ткани.
"Бумага"
"Пуговицы"
-Мини-музей
(тематика
различна,
например
"камни", "Чудеса
из стекла" и др.)
-Лупы, сосуды для воды, "Ящик
ощущений" (чудесный мешочек),зеркальце
для игр с "солнечным зайчиком",
контейнеры из "киндер-сюрпризов" с
отверстиями, внутрь помещены вещества и
травы с разными запахами.
-"бросовый материал": веревки, шнурки,
тесьма, катушки деревянные, прищепки,
пробки.
- карточки схемы проведения
экспериментов (заполняется
воспитателем): ставится дата,
опыт зарисовывается.
Старший дошкольный возраст
Компонент
дидактический
Компонент оборудования
Компонент
стимулирующий
-схемы,
таблицы,,
модели с
алгоритмами
выполнения
опытов;
-серии картин с
изображением
природных
сообществ;
-книги
познавательного
характера,
атласы;
-тематические
альбомы;
-коллекции
-мини-музей
(тематика
различна,
например "Часы
бывают
разные:",
"Изделия из
камня",
- материалы распределены по разделам:
"Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты",
"Бумага", "Свет",
"Стекло", "Резина";
- природный материал: камни, ракушки,
спил и листья деревьев, мох, семена, почва
разных видов и др.;
-утилизированный материал: проволока,
кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы,
дерева, пробки и т.д.;
- технические материалы: гайки, скрепки,
болты, гвозди, винтики, шурупы, детали
конструктора и т.д.;
- разные виды бумаги: обычная, картон,
наждачная, копировальная и т.д.;
-красители: пищевые и непищевые (гуашь,
акварельные краски и др.).
- медицинские материалы: пипетки с
закругленными концами, колбы,
деревянные палочки, мерные ложки,
резиновые груши, шприцы без игл
- прочие материалы: зеркала, воздушные
шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и
прозрачные стекла, свечи и др.
-сито, воронки
-половинки мыльниц, формы для льда
-приборы -0помощники:
Увеличительное стекло, песочные часы,
микроскопы, лупы
- клеенчатые фартуки, нарукавники,
резиновые перчатки, тряпки.
- мини -стенд "О чем хочу
узнать завтра";
-личные блокноты детей для
фиксации результатов опытов;
-карточки подсказки
( разрешающие - запрещающие
знаки) "Что можно, что нельзя"
- персонажи, наделенные
определенными чертами
("почемучка") от имени
которого моделируется
проблемная ситуация.
Литература:
А.И. Иванова "Живая экология"; Л.Н. Прохова "Организация экспериментальной деятельности
дошкольников"; Н.А.Рыжова "Экологическое образование в детском саду";Куликовская И.Э.,
Совгир Н.Н "детское экспериментирование"; З.Ф Аксенова "Войди в природу другом"; Л.Б
Поддубная "Природа вокруг нас"; Масленникова О.В., Филипенко А.А. Экологические проекты в
детском саду. -Волгоград: Учитель, 2009. Николаева С.Н Методика экологического воспитания в
детском саду: работа с детьми сред. и ст.групп дет.сада: Кн. для воспитателей дет. сада.-2-е изд.-
М.: Просвещение, 2000.:-208с.: ил. Николаева С.Н О чем говорят растения // Ребенок в детском
саду.-2002.-№ 3.-88. Николаева С.Н Создаем условия для экологического воспитания детей:
методические рекомендации для дошкольных учреждений.