Напоминание

Планирование работы с детьми по экспериментированию


Автор: Северинова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №54"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Планирование работы с детьми по экспериментированию
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №54" общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию дошкольников

Методическая разработка

"Планирование работы с детьми по экспериментированию"

Автор: Северинова Н.В

воспитатель

г.Новокузнецк 2019

"Планирование с детьми по экспериментированию"

Младший дошкольный возраст

Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых

для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего

мира.

В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий

педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

1)

сочетать

показ

объекта

с

активным

действием

ребенка

по

его

обследованию:

ощупывание,

восприятие

на

слух,

вкус,

запах

(может

быть

использована

дидактическая игра типа "Чудесный мешочек");

2)

сравнивать схожие по внешнему виду объекты;

3)

учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему летает птица?);

4)

активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему

песок не рассыпается?);

Основное содержание исследований, производимых детьми,

предполагает формирование у них представлений;

1.

О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

2.

О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом;

снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес,

притяжение).

3.

О мире растений (способы выращивания растений из семян, листва, луковицы;

проращивание растений- гороха, бобов, семян цветов).

4.

О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай,

как сделать салат, как сварить суп).

В

процессе

экспериментирования

словарь

детей

пополняется

словами,

обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет,

форма, величина: мнется- ломается, высоко -низко- далеко, мягкий- твердый- теплый и

прочее).

Средний дошкольный возраст

Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений

детей о явлениях и объектах окружающей природы.

Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования,

являются:

1)

Активное использование опыта игровой и практической деятельности детей

(Почему лужи ночью замерзают, днем оттаивают?);

2)

группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходимы

деревья?);

3)

классификация

объектов

и

предметов

по

видовым

признакам

(деревья,

кустарники, трава; птицы, животные, рыбы).

I.

Основное

содержание

исследований,

проводимых

детьми,

предполагает

формирование у них следующих представлений:

1.

О материалах (глина, дерево, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).

2.

О

природных

явлениях

(времена

года,

явления

погоды,

объекты

неживой

природы- песок, вода, снег, лед; игры с цветными льдинками).

3.

О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты),

условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).

4.

О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счет слов, обозначающих

свойства объектов и явлений. Кроме того, дети знакомятся с происхождением слов.

Старший дошкольный возраст

Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов,

взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования,

являются:

1)

активное

использование

результатов

исследования

в

практической

(бытовой,

игровой) деятельности;

2)

классификация на основе сравнения: по высоте, форме, цвету, плотности (игра "Кто

назовет больше качеств и свойств?).

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у

них следующих представлений:

1.

О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).

2.

О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение

солнца, снегопад) и времени (сутки, день- ночь, месяц, сезон, год).

3.

Об агрегатных состояниях воды (вода- основа жизни; как образуется град, лед,

иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).

4.

О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет,

вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма,

расположение почек; сравнение цветов и других растений).

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих

свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с

омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный,

чудесный), антонимами (легкий - тяжелый).

Примерная структура занятия - экспериментирования

Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной

ситуации.

Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть

организованы до занятия).

Уточнение

правил

безопасности

жизнедеятельности

в

ходе

осуществления

экспериментирования.

Уточнение плана исследования.

Выбор

оборудования,

самостоятельное

его

размещение

детьми

в

зоне

исследования.

Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать

сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в

группах.

Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Содержание уголков экспериментальной деятельности

Задачи

уголка:

развитие

первичных

естественнонаучных

предст авлений,

наблюдательности,

любознательности,

активности,

мыслительных

операций

(анализ,

сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно

обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны

быть выделены:

1)

место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции.

Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.)

2)

место для приборов

Место для хранения материалов (природного, "бросового")

3) место для проведения опытов

4)

место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка,

пенопласт и др.)

Младший дошкольный возраст

Компонент

дидактический

Компонент оборудования

Компонент

стимулирующий

-книги

познавательного

характера для

младшего

возраста;

-тематические

альбомы;

- коллекции:

семена разных

растений,

шишки,

камешки,

коллекции

"Подарки:"

(зимы, весны,

осени), ткани.

-Песок, глина;

-набор игрушек резиновых и

пластмассовых для игр в воде;

-материалы для игр с мыльной пеной,

красители -пищевые и непищевые (гуашь,

акварельные краски и др.).

Простейшие приборы и приспособления;

-Лупы, сосуды для воды, "Ящик

ощущений" (чудесный мешочек),зеркальце

для игр с "солнечным зайчиком",

контейнеры из "киндер-сюрпризов" с

отверстиями, внутрь помещены вещества и

травы с разными запахами.

-"бросовый материал": веревки, шнурки,

тесьма, катушки деревянные, прищепки,

пробки.

-семена бобов, фасоли, гороха.

- на видном месте

вывешиваются правила

работы с материалами,

доступные детям младшего

возраста.

- персонажи, наделенные

определенными чертами

("почемучка") от имени

которого моделируется

проблемная ситуация.

Средний дошкольный возраст

Компонент

дидактический

Компонент оборудования

Компонент

стимулирующий

-книги

познавательного

характера для

среднего

возраста;

-тематические

альбомы;

- коллекции:

семена разных

растений,

-Песок, глина;

-набор игрушек резиновых и

пластмассовых для игр в воде;

-материалы для игр с мыльной пеной,

красители -пищевые и непищевые (гуашь,

акварельные краски и др.).

-семена бобов, фасоли, гороха.

- некоторые пищевые продукты (сахар,

соль, крахмал, мука)

Простейшие приборы и приспособления:

- на видном месте

вывешиваются правила работы

с материалами, доступные

детям среднего дошкольного

возраста.

- персонажи, наделенные

определенными чертами

("почемучка") от имени

которого моделируется

проблемная ситуация.

шишки,

камешки,

коллекции

"Подарки:"

(зимы, весны,

осени), Ткани.

"Бумага"

"Пуговицы"

-Мини-музей

(тематика

различна,

например

"камни", "Чудеса

из стекла" и др.)

-Лупы, сосуды для воды, "Ящик

ощущений" (чудесный мешочек),зеркальце

для игр с "солнечным зайчиком",

контейнеры из "киндер-сюрпризов" с

отверстиями, внутрь помещены вещества и

травы с разными запахами.

-"бросовый материал": веревки, шнурки,

тесьма, катушки деревянные, прищепки,

пробки.

- карточки схемы проведения

экспериментов (заполняется

воспитателем): ставится дата,

опыт зарисовывается.

Старший дошкольный возраст

Компонент

дидактический

Компонент оборудования

Компонент

стимулирующий

-схемы,

таблицы,,

модели с

алгоритмами

выполнения

опытов;

-серии картин с

изображением

природных

сообществ;

-книги

познавательного

характера,

атласы;

-тематические

альбомы;

-коллекции

-мини-музей

(тематика

различна,

например "Часы

бывают

разные:",

"Изделия из

камня",

- материалы распределены по разделам:

"Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты",

"Бумага", "Свет",

"Стекло", "Резина";

- природный материал: камни, ракушки,

спил и листья деревьев, мох, семена, почва

разных видов и др.;

-утилизированный материал: проволока,

кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы,

дерева, пробки и т.д.;

- технические материалы: гайки, скрепки,

болты, гвозди, винтики, шурупы, детали

конструктора и т.д.;

- разные виды бумаги: обычная, картон,

наждачная, копировальная и т.д.;

-красители: пищевые и непищевые (гуашь,

акварельные краски и др.).

- медицинские материалы: пипетки с

закругленными концами, колбы,

деревянные палочки, мерные ложки,

резиновые груши, шприцы без игл

- прочие материалы: зеркала, воздушные

шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и

прозрачные стекла, свечи и др.

-сито, воронки

-половинки мыльниц, формы для льда

-приборы -0помощники:

Увеличительное стекло, песочные часы,

микроскопы, лупы

- клеенчатые фартуки, нарукавники,

резиновые перчатки, тряпки.

- мини -стенд "О чем хочу

узнать завтра";

-личные блокноты детей для

фиксации результатов опытов;

-карточки подсказки

( разрешающие - запрещающие

знаки) "Что можно, что нельзя"

- персонажи, наделенные

определенными чертами

("почемучка") от имени

которого моделируется

проблемная ситуация.

Литература:

А.И. Иванова "Живая экология"; Л.Н. Прохова "Организация экспериментальной деятельности

дошкольников"; Н.А.Рыжова "Экологическое образование в детском саду";Куликовская И.Э.,

Совгир Н.Н "детское экспериментирование"; З.Ф Аксенова "Войди в природу другом"; Л.Б

Поддубная "Природа вокруг нас"; Масленникова О.В., Филипенко А.А. Экологические проекты в

детском саду. -Волгоград: Учитель, 2009. Николаева С.Н Методика экологического воспитания в

детском саду: работа с детьми сред. и ст.групп дет.сада: Кн. для воспитателей дет. сада.-2-е изд.-

М.: Просвещение, 2000.:-208с.: ил. Николаева С.Н О чем говорят растения // Ребенок в детском

саду.-2002.-№ 3.-88. Николаева С.Н Создаем условия для экологического воспитания детей:

методические рекомендации для дошкольных учреждений.



В раздел образования