Автор: Перевозчикова Лариса Леонидовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБС(К)ОУ школа №31 Населённый пункт: город Брянск Наименование материала: Творчество И.А. Крылова. Басня "Ворона и Лисица" Тема: "Ворона и Лисица" Раздел: начальное образование
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья –
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 9
Рассмотрено:
Согласовано:
Утверждено:
на _____________________ заместитель директора
директор
протокол № _____
по УВР_________________
МКОУ СКОШ VIII вида № 9
от «___»_______20___г. _______________________ _____________ Поставная А.К.
(ФИО, подпись)
приказ № ___ от «___»_______20_г.
Адаптированная образовательная
рабочая программа
общего образования
«Чтение и развитие речи»
5 – 9 классы
Мысковский городской округ
2014
Программа разработана:Кузнецовой Ж.В. – учителем чтения и развития речи
Адаптированная образовательная рабочая программа по чтению и развитию
речи разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида, 5 – 9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В.
Воронковой,
Москва
«Просвещение»
2010
г.
и
в
соответствии
с
требованиями
Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (приказ
Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.).
Структура рабочей программы
1) Пояснительная записка.
2) Общая характеристика учебного предмета.
3) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
5) Содержание учебного предмета.
6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности.
7) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса.
8) Планируемые результаты изучения учебного предмета
Важнейшие задачи образования в начальной школе: формирование предметных и
универсальных
способов
действий,
обеспечивающих
возможность
продолжения
образования
в
основной
школе; воспитание
умения
учиться
–
способности
к
самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных
сферах
личностного
развития
–
эмоциональной,
познавательной,
регулятивной
реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою
специфику.
В начальной школе чтение и развитие речи служит опорным предметом для
изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее
изучении, и первоначальное овладение чтением и развитием речи станут необходимыми
для подготовки учащихся с ОВЗ к жизни, овладению доступными профессионально-
трудовыми
навыками
и
фундаментом
обучения в
основной
школе
специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений.
Адаптированная рабочая программа по учебному курсу «Чтение и развитие
речи» составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ.
Характеризуя обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
хочется отметить, что умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального
развития, которые
возникают вследствие органического поражения головного мозга на
ранних этапах
онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим
признаком
у
всех
обучающихся
с
умственной
отсталостью
выступает
недоразвитие
психики с явным
преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит
к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.
Своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью обусловлено
особенностями
их
высшей
нервной
деятельности,
которые
выражаются
в
разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия
первой
и второй сигнальных систем.
В
структуре
психики
таких
обучающихся
в
первую
очередь
отмечается
недоразвитие
познавательных
интересов
и
снижение
познавательной
активности,
что
обусловлено
замедленностью
темпа
психических
процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости
страдают
не
только
высшие
психические
функции, но и эмоции, воля, поведение, в
некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс
мышления, и прежде всего, способность к отвлечению
и обобщению. Вследствие чего
знания обучающегося с
умственной
отсталостью об
окружающем мире
являются
неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В
свою
очередь,
это
оказывает
негативное
влияние
на
овладение
знаниями
в
процессе
школьного обучения.
Развитие всех психических процессов у ребенка с легкой умственной
отсталостью
отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается
уже
первая
ступень
познания –
ощущения и восприятие .
Неточность и
слабость
дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и
вкусовых
ощущений
приводят
к
затруднению
адекватности
ориентировки
в
окружающей
среде.
В
процессе
освоения
учебного
предмета
это
проявляется
в
замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала. Вместе с тем,
несмотря
н а
имеющиеся
недостатки,
обучающийся
с
умственной
отсталостью
оказывается значительно более сохранным, чем процесс мышления , основу которого
составляют
такие
операции,
как
анализ,
синтез,
сравнение,
обобщение,
абстракция,
конкретизация. У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно-
действенное, наглядно-образное и словесно-логическое)
в
большей
степени
нарушено логическое
мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях
понимания
смысла
явления
и л и
факта.
Особые
сложности
возникают
у
обучающегося при понимании переносного
смысла отдельных фраз или целых
текстов. Обучающемуся с легкой умственной отсталостью
п р и с у щ а сниженная
активность мыслительных процессов
и
слабая
регулирующая
роль
мышления:
как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели
задания, не имея внутреннего плана действия.
Особенности восприятия и осмысления обучающимся учебного материала
неразрывно
связаны
с
особенностями
е г о
памяти .
Запоминание,
сохранение
и
воспроизведение
полученной
информации
обучающегося
с
умственной
отсталостью
также
обладает
целым
рядом
специфических
особенностей:
лучше
запоминает
внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее
осознается
и
запоминается
внутренние
логические связи;
формируется
произвольное
запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым
оказывается
логическое
опосредованное
запоминание,
хотя
механическая
память
может
быть
сформирована
на
более
высоком
уровне.
Недостатки
памяти
обучающихся
с
умственной
отсталостью
проявляются
не
столько
в
трудностях
получения
и
сохранения
информации,
сколько
ее
воспроизведения:
вследствие
трудностей
установления
логических отношений
полученная информация может воспроизводиться
бессистемно,
с
большим
количеством
искажений;
при
этом
наибольшие
трудности
вызывает
воспроизведение
словесного
материала.
Однако
использование
различных
дополнительных
средств
и
приемов
в
обучении
(иллюстративной,
символической
наглядности,
различных вариантов планов, вопросов педагога и т. д.) может оказать
значительное влияние на повышение качества воспроизведения словесного материала.
Особенности
нервной
системы
школьника
с
умственной
отсталостью
проявляется и
в
особенностях
их
внимания,
которое
отличается
сужением
объема,
малой устойчивостью,
трудностями его распределения, замедленностью переключения.
Также в процессе обучения
обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо
одном объекте или виде деятельности.
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления
и
воображение .
Представлениям
обучающихся
с
умственной
отсталостью
свойственна
недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в
свою очередь,
сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение
как
один
из
наиболее
сложных
процессов
отличается
значительной
несформированностью,
что
выражается
в
его
примитивности,
неточно сти и
схематичности.
У обучающихся с умственной отсталостью отмечаются недостатки в
развитии
речевой
деятельности ,
физиологической
основой
которых
является
нарушение
взаимодействия
между
первой
и
второй
сигнальными
системами,
что,
в
свою
очередь,
проявляется
в
недоразвитии
всех
сторон
речи:
фонетической,
лексической, грамматической.
Психологические особенности обучающегося с умственной отсталостью
проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости
эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний,
неустойчивостью и поверхностью.
Волевая сфера обучающихся, воспитанников характеризуется слабостью
собственных
намерений
и
побуждений,
большой
внушаемостью.
В
процессе
выполнения
учебного
задания
они
часто
уходят
от
правильно
начатого
выполнения
действия, «соскальзывают» на
действия,
произведенные
ранее,
причем
переносят их в прежнем виде, не учитывая изменения условий.
Таковы наиболее характерные черты недоразвития и особенности протекания
познавательных и эмоционально-волевых процессов умственно отсталых школьников.
Чтение и развитие речи является эффективным средством всестороннего развития
личности
обучающегося
с
ОВЗ.
На
уроках
чтения
в
5-9
классах
продолжается
формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на
основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших
классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение
каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и
понимания содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с
ним требуется большая методическая вариативность.
Обучающиеся с ОВЗ трудно воспринимают биографические данные писателей, тем
более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию
писателей они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В
исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не
всегда понимают слова и выражения, используемые автором.
Для передачи того или иного факта, поступка героя.
На
уроках
чтения,
кроме
совершенствования
техники
чтения
и
понимания
содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи
учащихся и их мышлению.
Обучающиеся
учатся
отвечать
на
поставленные
вопросы;
полно,
правильно,
последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные
события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев. Давать
им
характеристику,
адекватно
оценивать
их
действия
и
поступки;
устанавливать
несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том
числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому
художественному
произведению,
способствует
решению
проблемы
нравственного
воспитания
обучающихся,
понимания
ими
соответствия
описываемых
событий
жизненным ситуациям.
Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
разработана
на
основе
программы
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В.
Воронковой,
Москва
«Просвещение»
2010
г.
и
в
соответствии
с требованиями
Федерального
Государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010г.).
Нормативно-правовую базу разработки адаптированной рабочей программы
«Чтение и развитие речи» составляют:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-
ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации
и другие нормативно-правовые акты в области образования;
Адаптированная основная образовательная программа общего образования,
разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
Положение о рабочей программе школы;
Устав образовательной организации.
Программа обеспечивается УМК:
Чтение, 5 класс , автор - составитель: Малышева З.Ф.- М.:Просвещение,
2013г.
Чтение, 6 клас с, автор-составитель: Бгажнокова И.М., Погостина Е.С.-
М.:Просвещение, 2014г.
Чтение, 7 класс , автор-составитель А.К. Аксёнова, учебник для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2013 г.
Книга
для
чтения
,
8
класс ,
автор-составитель: Малышева
З.Ф.-
М.:
Просвещение, 2013г
Чтение,
9
класс,
автор-составитель: А.К.
Аксёнова,
М.И.Шишкова
-
М.:
Просвещение, 2014г.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Процесс
обучения
чтению
и
развитию
речи
неразрывно
связан
с
решением
специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида
–
коррекцией
и
развитием
познавательной
деятельности,
личностных
качеств
ребенка,
а
также
воспитанием
трудолюбия,
самостоятельности,
терпеливости,
настойчивости,
воли,
любознательности,
формированием
умений
планировать
свою
деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение чтению и развитию речи носит практическую направленность и тесно
связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной
адаптации в условиях современного общества.
Цели и задачи обучения:
-
овладение
осознанным,
правильным,
беглым
и
выразительным
чтением
как
базовым
навыком
в
системе
образования
школьников;
формирование
читательского
кругозора
и
приобретение
опыта
самостоятельной
читательской
деятельности;
совершенствование всех видов речевой деятельности;
-
развитие
художественно-творческих
и
познавательных
способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование
эстетического
отношения
к
искусству
слова;
овладение
первоначальными
навыками
работы с учебными и научно-познавательными текстами;
-
обогащение
нравственного
опыта
школьников
средствами
художественного
текста;
формирование
представлений
о
добре
и
зле,
уважения
к
культуре
народов
многонациональной России и других стран.
Наряду
с
этими
задачами
на
занятиях
решаются
и
специальные
задачи,
направленные на коррекцию и развитие:
– основных мыслительных операций;
– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
– зрительного восприятия и узнавания;
– пространственных представлений и ориентации;
– речи и обогащение словаря;
– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Основные виды деятельности на уроке
Аудирование (слушание) — это умение слушать и слышать, т. е. адекватно
воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных
текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных
по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор
вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с
использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений — логического и др.,
соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов
определяет специфические умения участия в диалоге: отвечать и задавать вопросы по
тексту; создавать монолог: отбирать и использовать изобразительно-выразительные
средства языка для создания собственного устного высказывания; воплощать свои
жизненные
впечатления
в
словесных
образах,
выстраивать
композицию
собственного
высказывания,
раскрывать
в
устном
высказывании
авторский
замысел,
передавая
основную мысль текста.
Каждый урок чтения и развития речи оснащается необходимыми наглядными
пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Программный материал в программе представлен
в сравнительно небольшом
объеме
с
учетом
индивидуальных
показателей
скорости
и
качества
усвоения
представлений, знаний, умений практического материала, их применения в зависимости от
степени
выраженности
и
структуры
дефекта
обучающихся,
что
предусматривает
необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках чтения и
развития речи.
Контроль з а состоянием техники чтения проводится 1 раз в четверть.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане ОУ
Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Чтение и
развитие речи» в средней школе выделяется; в 5-м, 6-м классах - 4 часов в неделю, 136
часов в год ( 34 учебные недели); в 7х, 8-х 9-х – 102 часов в год, в неделю 3 часов (34
учебные недели)
4 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностные УУД
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и
своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи и др.
уважительно
и
бережно
относиться
к
людям
труда
и
результатам
их
деятельности;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и
страны;
понимать
личную
ответственность
за
свои
поступки
на
основе
представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Метапредметными результатами изучения курса Чтение и развитие речи
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
принимать
и
сохранять
цели
и
задачи
решения
типовых
учебных
и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их существования;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
учебных задач;
осуществлять
взаимный
контроль
в
совместной
деятельности,
адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
осуществлять
самооценку
и
самоконтроль
деятельности,
адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные УУД
дифференцированно
воспринимать
окружающий
мир,
его
временно-
пространственную организацию;
использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей,
причинно-следственных
связей)
на
наглядном,
доступном
вербальном
материале,
основе
практической
деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями, применять начальные
сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
(природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие
доступные
существенные
связи
и
отношения
между
объектами
и
процессами.
Коммуникативные УУД
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку
зрения, аргументировать свою позицию;
дифференцированно
использовать
разные
виды
речевых
высказываний
(вопросы,
ответы,
повествование,
отрицание
и
др.)
в
коммуникативных
ситуациях
с
учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый – незнакомый и
т.п.);
использовать
разные
виды
делового
письма
для
решения
жизненно
значимых задач;
использовать
разные
источники
и
средства
получения
информации
для
решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
5) Содержание учебного предмета, курса;
5 класс
№ п/п
Название раздела / темы
Количество
часов
1.
Устное народное творчество
4
2.
Сказки
16
3.
Картины родной природы
13
4
О друзьях товарищах
10
5
Басни И.А. Крылова
6
6
Спешите делать добро
10
7
Картины родной природы
25
8
О животных
12
9
Из прошлого нашего народа
15
10
Из произведений зарубежных писателей
16
11
Внеклассное чтение
9
12
Региональный компонент
10
6 класс
часов
4.
Произведения русских писателей 19 века
30
5.
Произведения русских писателей 1 – й половины 20 века
49
6.
Внеклассное чтение
9
4
В том числе региональный компонент
10
8 класс
№ п/п
Название раздела / темы
Количество
часов
1.
Произведения русских писателей 19 века
33
2.
Произведения русских писателей 1- й половины 20 века
22
3.
Произведения русских писателей 2- й половины 20 века
24
4
Внеклассное чтение
9
5
В том числе региональный компонент
10
9 класс
№ п/п
Название раздела / темы
Количество
часов
1.
Устное народное творчество
8
2.
Из произведений русской литературы 19века
42
3.
Из произведений русской литературы 20 века
43
4
Внеклассное чтение
9
5
Региональный компонент
10
6) Тематическое
планирование
с
определением
основных
видов
учебной
деятельности;
5 класс
№
п/п
Наименование
разделов и тем
Всего
часов
В том числе на:
Форма
контроля
Уроки
освоения
новых
знаний
Уроки
закрепле
ния
знаний
Уроки
комплек
сного
примене
ния
знаний
Уроки
обобщения
и
систематиз
ации
знаний
Уроки
контроля,
оценки
и
коррекции
знаний
1.
Устное народное
творчество
4
Урок
формирова
ния новых
знаний -1
Урок-беседа
-2
Урок-игра
-1
Урок-зачет
-1
Тест
2.
Сказки
16
Вводный
урок -1
Урок
формирова
ния новых
знаний -6
Урок-
совершен
ствование
-1
Медиа-
урок-5
Урок-игра
-2
Урок-зачет
-1
Тест
3.
Картины родной
природы
13
Вводный
урок -1
Урок –
лекция-2
Урок
формирова
ния новых
знаний -6
Урок-
совершен
ствование
-1
Медиа-
урок-1
Урок
путешестви
е-1
Урок-зачет
-1
Тест
4.
О друзьях
товарищах
10
Вводный
урок-1
Урок-беседа
-7
Медиа-
урок-1
Урок-игра
-1
Тест
5.
Басни И.А.
Крылова
6
Урок –
лекция-1
Урок
формирова
ния новых
знаний -2
Урок-
совершен
ствование
-1
Медиа-
урок-1
Урок
путешестви
е-1
6.
Спешите делать
добро
10
Вводный
урок -1
Урок –
лекция-2
Урок-
совершен
ствование
-1
Медиа-
урок-1
Урок
путешестви
е-1
Тест
7.
Картины родной
природы
25
Вводный
урок -1
Урок –
лекция-5
Урок
формирова
ния новых
знаний -6
Урок-
совершен
ствование
-1
Медиа-
урок-10
Урок
путешестви
е-1
Урок-зачет
-1
Тест
8.
О животных
12
Вводный
урок-1
Урок-беседа
-7
Медиа-
урок-3
Урок-игра
-1
Тест
9.
Из прошлого
нашего народа
15
Урок –
лекция-1
Урок
формировани
я новых
знаний -5
Урок-
совершен
ствование
-1
Медиа-
урок-7
Урок
путешестви
е-1
10.
Из произведений
зарубежных
писателей
16
Вводный
урок -1
Урок –
лекция-5
Урок
формирова
ния новых
знаний -6
Урок-
совершен
ствование
-1
Медиа-
урок-1
Урок
путешестви
е-1
Урок-зачет
-1
11.
Внеклассное
чтение
9
Вводный
урок-1
Медиа-
урок-3
Урок-игра
-1
Урок-беседа
-4
12.
Региональный
компонент
10
Урок –
лекция-1
Урок
формировани
я новых
знаний -5
Урок-
совершен
ствование
-1
Медиа-
урок-2
Урок
путешестви
е-1
Итого за курс,
в
т о м
ч и с л е
региональный
компонент
136/10
Формы уроков могут быть изменены на усмотрение учителя, по мере
прохождения программного материала.
6 класс
№
п/п
Наименование
разделов и тем
Всего
часов
В том числе на:
Форма
контроля
Уроки
освоения
новых
знаний
Уроки
закрепле
ния
знаний
Уроки
комплек
сного
примене
ния
знаний
Уроки
обобщения
и
систематиз
ации
знаний
Уроки
контроля,
оценки
и
коррекции
знаний
1.
Произведения
русских
писателей 19
века
16
Урок
формирова
ния новых
знаний -3
Урок-беседа
-2
Медиа
урок-9
Урок-игра
-1
Урок-зачет
-1
Тест
2.
Произведения
русских
писателей 20
века
41
Вводный
урок -10
Урок
формирова
ния новых
знаний -6
Урок-
совершен
ствование
-1
Медиа-
урок-5
Урок-игра
-2
Урок-зачет
-1
Тест
3.
Родная природа
и бережное
отношение к ней
26
Вводный
урок -1
Урок –
лекция-5
Урок
формирова
ния новых
знаний -6
Урок-
совершен
ствование
-1
Медиа-
урок-1
Медиа
урок-10
Урок
путешестви
е-1
Урок-зачет
-1
Тест
4.
Героическое
прошлое нашей
Родины
14
Вводный
урок-1
Урок-беседа
-7
Медиа-
урок-5
Урок-игра
-1
Тест
5.
Труд людей
6
Урок –
лекция-1
Урок
формирова
ния новых
знаний -1
Урок-
совершен
ствование
-1
Медиа-
урок-1
Медиа-
урок-1
Урок
путешестви
е-1
6.
у
Устное народное
творчество
«Сказки народов
мира»
24
Вводный
урок-4
Урок-беседа
-9
Медиа-
урок-10
Урок-игра
-1
Тест
7.
Внеклассное
чтение
9
Урок –
лекция-1
Урок
формирова
ния новых
знаний -2
Урок-
совершен
ствование
-1
Медиа-
урок-4
Урок
путешестви
е-1
8.
В том числе
региональный
компонент
10
Вводный
урок -1
Урок –
лекция-2
Урок-
совершен
ствование
-1
Медиа-
урок-5
Урок
путешестви
е-1
Тест
Итого за курс,
в
т о м
ч и с л е
региональный
компонент
136/10
Формы уроков могут быть изменены на усмотрение учителя, по мере
прохождения программного материала.
7 класс
№
п/п
Наименование
разделов и тем
Всего
часов
В том числе на:
Форма
контроля
Уроки
освоения
новых
знаний
Уроки
закрепле
ния
знаний
Уроки
комплек
сного
примене
ния
знаний
Уроки
обобщения
и
систематиз
ации
знаний
Уроки
контроля,
оценки
и
коррекции
знаний
1.
Произведения
30
Урок
формирова
Медиа
Урок-игра
Урок-зачет
Тест
русских
писателей 19
века
ния новых
знаний -1
Урок-беседа
-15
урок- 12
-1
-1
2.
Произведения
русских
писателей 1 – й
половины 20
века
49
Вводный
урок -6
Урок
формирова
ния новых
знаний -10
Урок-
совершен
ствование
-10
Медиа-
урок-5
Медиа
урок-15
Урок-игра
-2
Урок-зачет
-1
Тест
3.
Внеклассное
чтение
9
Вводный
урок -1
Урок –
лекция-2
Урок
формирова
ния новых
знаний -1
Урок-
совершен
ствование
-1
Медиа-
урок-1
Медиа
урок-1
Урок
путешестви
е-1
Урок-зачет
-1
Тест
4.
В том числе
региональный
компонент
10
Вводный
урок-1
Урок-беседа
-7
Медиа-
урок-1
Урок-игра
-1
Тест
Итого за курс,
в
т о м
ч и с л е
региональный
компонент
102/10
Формы уроков могут быть изменены на усмотрение учителя, по мере
прохождения программного материала.
8 класс
№
п/п
Наименование
разделов и тем
Всего
часов
В том числе на:
Форма
контроля
Уроки
освоения
новых
знаний
Уроки
закрепле
ния
знаний
Уроки
комплек
сного
примене
ния
знаний
Уроки
обобщения
и
систематиз
ации
знаний
Уроки
контроля,
оценки
и
коррекции
знаний
1.
Произведения
русских
писателей 19
века
33
Урок
формирова
ния новых
знаний -1
Урок-беседа
-10
Медиа
урок -20
Урок-игра
-1
Урок-зачет
-1
Тест
2.
Произведения
русских
писателей 1- й
половины 20
века
22
Вводный
урок -1
Урок
формировани
я новых
знаний -6
Урок-
совершен
ствование
-5
Медиа-
урок-7
Урок-игра
-2
Урок-зачет
-1
Тест
3.
Произведения
русских
писателей 2- й
половины 20
века
24
Вводный
урок -1
Урок –
лекция-2
Урок
формировани
я новых
знаний -6
Урок-
совершен
ствование
-1
Медиа-
урок-1
Медиа
урок- 11
Урок
путешестви
е-1
Урок-зачет
-1
Тест
4.
Внеклассное
чтение
9
Вводный
урок-1
Урок-беседа
-4
Медиа-
урок-1
Медиа
урок -2
Урок-игра
-1
Тест
5.
В том числе
региональный
компонент
10
Урок –
лекция-1
Урок
формировани
я новых
знаний -6
Урок-
совершен
ствование
-1
Медиа-
урок-1
Урок
путешестви
е-1
Итого за курс,
в
т о м
ч и с л е
региональный
компонент
102/10
Формы уроков могут быть изменены на усмотрение учителя, по мере
прохождения программного материала.
9 класс
№
п/п
Наименование
разделов и тем
Всего
часов
В том числе на:
Форма
контроля
Уроки
освоения
новых
знаний
Уроки
закрепле
ния
знаний
Уроки
комплек
сного
примене
ния
знаний
Уроки
обобщения
и
систематиз
ации
знаний
Уроки
контроля,
оценки
и
коррекции
знаний
1.
Устное народное
творчество
8
Урок
формирова
ния новых
знаний -1
Урок-беседа
Медиа
урок -4
Урок-игра
-1
Урок-зачет
-1
Тест
-1
2.
Из произведений
русской
литературы
19века
42
Вводный
урок -1
Урок
формировани
я новых
знаний -10
Урок-
совершен
ствование
-5
Медиа-
урок-15
Урок-игра
-1
Урок-зачет
-10
Тест
3.
Из произведений
русской
литературы 20
века
43
Вводный
урок -1
Урок –
лекция-10
Урок
формировани
я новых
знаний -12
Урок-
совершен
ствование
-6
Медиа-
урок-1
Медиа
урок- 11
Урок
путешестви
е-1
Урок-зачет
-1
Тест
4.
Внеклассное
чтение
9
Вводный
урок-1
Урок-беседа
-4
Медиа-
урок-1
Медиа
урок -2
Урок-игра
-1
Тест
5.
Региональный
компонент
10
Урок –
лекция-1
Урок
формировани
я новых
знаний -6
Урок-
совершен
ствование
-1
Медиа-
урок-1
Урок
путешестви
е-1
Итого за курс,
в
т о м
ч и с л е
региональный
компонент
102/10
Формы уроков могут быть изменены на усмотрение учителя, по мере
прохождения программного материала.
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Из материально – технического обеспечения имеется в наличии: компьютерный
стол, специализированный стул, компьютер, отдельная комната.
Эффективность преподавания во многом зависит не только от
содержания
учебного
материала,
но
и
от
условий
обучения.
Одним
из
важнейших
факторов
совершенствования
учебно-воспитательного
процесса
является
кабинетная
система. Кабинет, в котором проходит индивидуальное обучение соответствует
следующим
требованиям
по
санитарно-эпидемиологические
правила
и
нормативы
СанПиН 2.4.2.2821-1 (от 29 декабря 2010 г. N 189)
Для
подбора
учебной
мебели
соответственно
росту
обучающихся
производится ее цветовая маркировка (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.4)
Ученическая мебель изготовлена из материалов безвредных для здоровья
детей
и
соответствует
росто-возрастным
особенностям
обучающегося
и
требованиям
эргономики (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.2)
При оборудовании учебных помещений соблюдаются размеры проходов и
расстояния (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.6)
Кабинет имеет естественное освещение в соответствии с гигиеническими
требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению
(согласно
СанПиН 2.4.2.2821-10 п.7.1.)
В
кабинете
используется
ТСО:
компьютер,
проектор
(технические
средства
установлены согласно СанПиН 2.4.2.2821.)
Программа обеспечивается УМК:
Чтение, 5 класс, автор - составитель: Малышева З.Ф.- М.:Просвещение, 2013г.
Чтение, 6 класс, автор-составитель: Бгажнокова И.М., Погостина Е.С.-
М.:Просвещение, 2014г.
Чтение, 7 класс, автор-составитель А.К. Аксёнова, учебник для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2013 г.
Книга для чтения , 8 класс, автор-составитель: Малышева З.Ф.- М.: Просвещение,
2013г
Чтение,
9
класс,
автор-составитель: А.К.
Аксёнова,
М.И.Шишкова
-
М.:
Просвещение, 2014г.
Демострационные пособия
Портреты писателей, репродукции картин ( 25 шт, ф А4 )
Компьютерные программы и пособия, таблицы, карточки, ребусы
8.Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Предметными результатами изучения курса «Чтение и развитие речи» является
сформированность следующих умений:
5 класс
Минимальный уровень
-читать правильно, целыми словами, выполняя задания учителя, пересказывать не
сложные по содержанию, тексты с помощью учителя.
- наизусть
2-3 стихотворений
Достаточный уровень
- наизусть
6-8 стихотворений
-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
-читать «про себя», выполняя задания учителя;
-отвечать на вопросы учителя;
-пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию
тексты-самостоятельно.
6 класс
Минимальный уровень
- наизусть
4-5 стихотворений;
-читать вслух правильно, выразительно (про себя);
-выделять главную мысль произведения по наводящим вопросам учителя.
Достаточный уровень
-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
-читать «про себя»;
-выделять главную мысль произведения;
-определять основные черты характера действующих лиц;
-пересказывать текст по плану полно и выборочно.
7 класс
Ми нимальный
уров ень
- наизусть
4-5 стихотворений;
- читать вслух правильно, выразительно (про себя);
-выделять главную мысль произведения по наводящим вопросам учителя.
Достаточный
уров ень
- наизусть
10 стихотворений
-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
-читать «про себя»;
-выделять главную мысль произведения;
-характеризовать главных действующих лиц;
-пересказывать содержание прочитанного.
8 класс
Ми нимальный
уров ень
- наизусть
5-6 стихотворений;
- читать вслух правильно, выразительно (про себя);
-выделять главную мысль произведения по наводящим вопросам учителя.
Достаточный
уров ень
- наизусть
10 стихотворений, прозаический отрывок
-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
-читать «про себя»;
-выделять главную мысль произведения;
-давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки,
обосновывая своё отношение к ним;
-пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из
текста.
9 класс
Ми нимальный
уров ень
- наизусть
6 -7 стихотворений;
- читать вслух правильно, выразительно (про себя);
-выделять главную мысль произведения по наводящим вопросам учителя.
Достаточный
уров ень
наизусть
10 стихотворений, 2 прозаических отрывок
-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
-читать «про себя»;
-выделять главную мысль произведения;
-давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки,
обосновывая своё отношение к ним;
-пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из
текста.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся 5 класса должны знать:
- наизусть
6-8 стихотворений
Обучающиеся 5 класса должны уметь:
-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
-читать «про себя», выполняя задания учителя;
-отвечать на вопросы учителя;
-пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию
тексты-самостоятельно.
Обучающиеся 6 класса должны знать:
- наизусть
8-10 стихотворений
Обучающиеся 6 класса должны уметь:
-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
-читать «про себя»;
-выделять главную мысль произведения;
-определять основные черты характера действующих лиц;
-пересказывать текст по плану полно и выборочно.
Обучающиеся 7 класса должны знать:
- наизусть
10 стихотворений
Обучающиеся 7 класса должны уметь:
-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
-читать «про себя»;
-выделять главную мысль произведения;
-характеризовать главных действующих лиц;
-пересказывать содержание прочитанного.
Обучающиеся 8 класса должны знать:
- наизусть
10 стихотворений, прозаический отрывок
Обучающиеся 8 класса должны уметь:
-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
-читать «про себя»;
-выделять главную мысль произведения;
-давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки,
обосновывая своё отношение к ним;
-пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из
текста.
Обучающиеся 9 класса должны знать:
- наизусть
10 стихотворений, 2 прозаических отрывок
Обучающиеся 9 класса должны уметь:
-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
-читать «про себя»;
-выделять главную мысль произведения;
-давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки,
обосновывая своё отношение к ним;
-пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из
текста.
Оценивание ЗУН
Оценка знаний проводится в форме устного опроса, тестирования, проверки
техники чтения. Контрольные задания подбираются в зависимости от
индивидуальных особенностей обучающихся.
Оценивание результатов
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но
доступные тексты примерно следующего объема (на конец года):
Vкласс -45-60 слов
VIкласс-70-80 слов
VII класс – 70-80 слов.
VIIIкласс-80-90 слов
IXкласс-90-100 слов
При оценке принимаются во внимание успешность овладения обучающимися
техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого
(выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными
требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам,
объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
При оценке принимаются во внимание успешность овладения обучающимися
техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого
(выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными
требованиями по каждому году обучения.
-
оценка
«5»
ставится
обучающимся,
если
они:
читают
правильно,
бегло,
выразительно с соблюдением норм литературного произношения; выделяют основную
мысль произведения или части рассказа снезначительной помощью учителя; делят текст
на части и озаглавливают их
самостоятельно ; называют главных действующих лиц
произведения, характеризуют их поступки; отвечают на вопросы и передают содержание
прочитанного полно, правильно, последовательно;
- оценка «4» ставится обучающимся, если они: читают, в основном, правильно ;
допускают одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания,
передающих интонацию логических ударений; допускают неточности в выделении ос-
новной мысли произведения или части рассказа, исправляют их с помощью учителя;
допускают ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляют их с
помощью учителя; называют главных действующих лиц произведения, характеризуют их
поступки с помощью учителя; допускают неточности в ответах на вопросы и при передаче
содержания, но исправляют их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
- оценка «3» ставится обучающимся, если они: читают
по слогам и целыми
словами, допускают ошибки при чтении; выделяют основную мысль произведения или
части
рассказа
с
помощью
учителя;
делят
текст
на
части
и
озаглавливают
части
с
помощью
учителя;
затрудняются
назвать
главных
действующих
лиц
произведе ния
и
характеризовать
их
поступки;
отвечают
на
вопросы
и
пересказывают
неполно,
непоследовательно.
- оценка «2» ставится обучающимся, если они: читают по слогам; допускают много
ошибок при чтении, не могут выделять основную мысль произведения, части рассказа
даже с помощью учителя; не делят текст на части; не называют главных действующих лиц
произведения, не характеризуют их поступки; не отвечают на вопросы и не пересказывают
содержание, не используют помощь учителя.
Список литературы
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ (в ред. Федеральных законов
от 07.05.2013 № 99-ФЗ).
2.
Адаптированная
основная
образовательная
программа
общего
образования,
разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (проект).
3.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-
эпидемиологические
требования
к
условиям
и
организации
обучения
в
общеобразовательных учреждениях.
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9
классы [Текст] / Отв.ред В.В. Воронкова. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2010 г.
- Сб. 1.
5
.
Федеральный
Государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г.).
6. Устав МКОУ СКОШ VIII вида № 9.
7 . Положение
о
Рабочей
программе
муниципального
казенного
специального
(коррекционного)
образовательного
учреждения
для
обучающихся,
воспитанников
с
ограниченными
возможностями
здоровья
-
специальной
(коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида № 9