Напоминание

Коррекция эмоциональной сферы


Автор: Гайсина Лейсян Загировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №29
Населённый пункт: г. Белебей
Наименование материала: Статья
Тема: Коррекция эмоциональной сферы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коррекция эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников должна включать

в себя организацию совместных форм игровой и продуктивной деятельности ребенка со

взрослым, ориентацию ребенка на адекватные способы и средства коммуникации и

организацию их усвоения.

Специальные проблемы коррекции составляют такие личностные особенности, как

тревожность и неуверенность в своих силах, отражающие повышенную эмоциональную

напряженность ребенка, а также конформизм, пассивность, безынициативность.

Повышенная эмоциональная напряженность приводит к снижению активности и

устойчивости поведения ребенка в фрустрирующих ситуациях, деструктивному

поведению в форме агрессивности или торможения. Для снятия эмоционального напряже-

ния у ребенка, снижения чувства страха, снятия отрицательных эмоций, развитие

эмпатийных способностей, коммуникативных навыков и -т;- д. используются специальные

подвижные игры.

Игры на развитие способности выражать и понимать эмоции других

ТИШЕ!

Цель:развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений

рук и адекватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной

компетенции ребенка.

Возраст:3-4 года.

Форма проведения:индивидуальная и групповая.

Ход игры: Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на

носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!» Этюд

выполняется под музыку Б. Берлина «Спящий котенок».

Выразительные движения. Шею вытянуть вперед, указательный палец приставить к

сжатым губам, брови поднять вверх.

ЗАКОЛДОВАННЫЙ РЕБЕНОК

Цель:обучение элементам техники выразительных движений.

Возраст:4-6 лет.

Форма проведения:индивидуальная и групповая.

Ход игры:Ребенка заколдовали. Он не может говорить и на вопросы отвечает жестами,

показывая рукой на различные предметы и указывая направления: шкаф, стол, внизу,

вверху, там.

ИНТЕРВЬЮ

Цель: расширить круг понимаемых эмоций; развивать способность определять эмоции по

графическим изображениям; учить передавать заданное эмоциональное состояние при

помощи выразительных движений (мимики и пантомимики); выяснить, с какими цветами

у ребенка ассоциируются различные эмоции.

Возраст: 5-10 лет.

Форма игры: групповая.

Ход игры: Взрослый говорит: «Представьте, что каждый из вас стал известным,

знаменитым человеком. Все интересуются вашим мнением. Журналист пытается взять у

вас интервью и задает вам различные вопросы».

Взрослый берет микрофон и, поочередно подходя к каждому ребенку, предлагает ответить

на вопрос или закончить предложение.

Примерные вопросы и незаконченные предложения:

Когда люди смеются?

Что вы чувствуете, когда другие смеются?

Почему?

Что вы делаете, когда рядом кто-нибудь плачет?

Почему?

Люди сердятся, когда...

Люди обижаются, если...

Люди удивляются, когда...

Люди радуются, если...

Детям предлагается внимательно слушать и при помощи выразительных движений

«иллюстрировать» стихотворение «Бывают чувства разные».

Бывают чувства разные:

Прекрасные, опасные,

Сердечные, забавные,

Сердитые и славные,

Веселые, печальные,

Игральные, молчальные.

Попробуй улыбнуться,

Как клоун на манеже,

И робко потянуться,

Как маленький подснежник.

Попробуй рассердиться,

Как злющая оса.

Попробуй удивиться,

Взглянув на небеса.

Попробуй шею важно,

Как лебедь, выгибать —

Все скажут:

«Он отважный!»

И будут уважать.

ОЖИВЛЯЛКИ

Цель:развитие умения выражать свои эмоции невербально.

Возраст:5-6лет.

Форма проведения:индивидуальная и групповая.

Материал:рисунки детей.

Ход игры:Дети рассматривают рисунки друг друга, а потом один из них пытается

изобразить любой из них с помощью мимики и жестов, остальные дети должны угадать,

какую картину он показывает.

Интересно, если вариантов будет несколько. Тогда детям можно наглядно объяснить, что

одно ито же явление или предмет у разных людей могут вызывать различные чувства, но

каждый человек имеет право на свое мнение.

Игры на коррекцию негативных эмоциональных переживаний, снятие

эмоционального напряжения

52

ДИНОЗАВРИКИ

Цель:снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов.

Возраст: 3-4года.

Форма проведения:индивидуальная и групповая.

Ход игры:Дети, представляя себя «динозавриками», делают страшные мордочки, высоко

подпрыгивая, бегают по залу и издают душераздирающие крики.

Игра интересна предоставляемой детям свободой, благодаря которой у них появляется

возможность дать выход накопившимся страхам, противоречиям и обидам. Ведь даже у

детей сейчас редко появляется возможность делать то, что хочется.

ЛОВИ-ЛОВИ!

Цель:снятие эмоционального напряжения.

Возраст:4-5лет.

Форма проведения:индивидуальная и групповая.

Материал: палочка длиной 0,5 м с прикрепленным к ней легким мячиком на яркой ленте.

Ход игры:Выбирают ведущего, вручают ему палочку, затем становятся в круг, ведущий —

в центре круга. Ведущий подходит к детям со словами: «Лови-лови!». Задача играющих —

поймать мяч, который все время подлетает вверх. Ловить мяч могут сразу несколько

участников.

Игра сильно возбуждает детей, поэтому ее лучше всего проводить во время прогулки

после сна. Ее хорошо использовать, когда необходимо активизировать детей, повысить

тонус, снять эмоциональное напряжение, направить их двигательную активность в нужное

русло.

ОБЗЫВАЛКИ

Цель: снятие отрицательных эмоций, развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 4-5 лет.

Форма проведения: групповая.

Материал:мячик.

Ход игры: Детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга

необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно

называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка — картошка», «А ты, Иришка —

редиска», «А ты, Вовка — морковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти

обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими слова-

ми: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко» и т. д.

Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.

Перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после

чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.



В раздел образования