Автор: Тумилович Яна Гедиминасовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ лицей № 7
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование жизненной компетенции средствами игровых технологий у детей с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с ФГОС.
Раздел: начальное образование
Формирование жизненной компетенции средствами игровых
технологий у детей с тяжелыми нарушениями речи
в соответствии с ФГОС.
Тумилович Я. Г. учитель начальных классов
МАОУ лицей №7 город Томск
Воспитание и обучение детей с проблемами речевого развития
в коррекционных классах — гуманное, благородное дело. Школа дает
таким детям необходимые знания и умения, способствует преодолению
либо
компенсации
нарушенных
коммуникативных
функций,
стимулирует
дальнейшее
развитие,
помогает
стать
полноценными
членами семьи и общества. Понятие ребёнок с тяжелыми нарушениями
речи (ТНР) включает в себя массу детей. У таких детей страдает не
только речь, но и часто эмоции, воля, поведение. Поэтому воспитание и
обучение детей с ТНР требует педагогического мастерства и терпения.
Знание особенностей, обучающихся с ТНР необходимо для понимания
причин, обуславливающих их успехи и неудачи обучения и воспитания,
а также поиска
адекватных способов и приёмов педагогического
воздействия при организации коррекционно-развивающей работы.
В настоящее время наблюдается тенденция роста доли детей с
ТНР.
Они нуждаются в создании максимально развернутой системы
специальных условий обучения и воспитания, которые предполагают их
постоянное медико-психолого-педагогическое сопровождение. Научить
их понимать окружающий мир, общаться со своими сверстниками и
взрослыми, воспитать любовь к родному краю, своей семье, научить
подчиняться законам морали, привить потребность к труду -
все это
является первостепенной задачей школы.
Педагог должен хорошо владеть коррекционно-развивающими
технологиями, чтобы обеспечивать необходимые условия для коррекции
речевых недостатков и воспитания нравственных моделей поведения у
детей с ТНР.
В работе с обучающимися с ТНР очень эффективным средством
воспитания
являются
игровые
технологии.
К
началу
школьного
обучения у части первоклассников с ТНР «зона ближайшего развития»
находится еще в игре. Игра как ведущий вид деятельности еще не
выполнила своих функций по формированию психики ребенка, поэтому
необходимо создать такую систему коррекционно-развивающей работы,
которая бы соответствовала особенностям психофизического развития
детей с ТНР.
Необходимо также учитывать состояние волевой сферы
этих
детей,
которая
характеризуется
слабостью
намерений
и
побуждений,
неумением
преодолевать
трудности.
И
если
педагог
не
учитывает этот фактор, предлагает учащимся непосильные задания, у
них
может
развиться
негативизм
и
упрямство.
Именно
поэтому
использование
игровых
педагогиче ских
технологий
буд е т
способствовать
более
эффективной
коррекции
познавательных
процессов и формированию эмоционально-волевой сферы у детей с ТНР.
Игра позволяет осуществлять обучение и воспитание на основе
предметно-практической
деятельности,
создает
условия
для
возможности непосредственно оперировать с различными предметами,
обыгрывать
всевозможные
жизненные
ситуации,
помогает
познавать
окружающие
объекты
и
явления,
используя
все
виды
восприятий
и
ощущений.
Игра
является
эффективным
средством
развития
речи,
мышления,
навыков
общения.
При
организации
игры
педагогу
необходимо
обеспечить
наличие
необходимых
атрибутов,
подсказать
детям ее сюжет, постепенно развивая логическую цепочку событий,
опираясь на тот личностный опыт, которым они владеют. В процессе
игрового сюжета у детей активизируется речевое общение, что очень
важно
для
развития
мышления,
так
как
именно
с
помощью
речи
формируются и уточняются представления и понятия об окружающем
мире. Через игру дети познают о правилах поведения в общественных
местах,
о
профессиях
своих
родителей,
о
нормах
социального
поведения,
учатся
оценивать
те
или
иные
поступки
с
позиций
общественной
морали.
В
игре
у
них
формируются
предпосылки
произвольного
поведения,
способность
подчиняться
законам
детских
групп, считаться с мнением своих партнеров.
При правильно организованном педагогическом воздействии
можно добиться положительной динамики в развитии обучающихся с
ТНР.
Очень
эффективным
средством
развития
личности
являются
театрализованные
игры,
которые
спо собны
эм оциона льно
воздействовать
на
детей,
вызвать
у
них
потребность
в
активном
действии.
Как показывает практика, обучающиеся с ТНР с удовольствием
принимают участие в театрализованных играх, их привлекает ролевое
взаимодействие с партнерами, атрибутика, возможность проявить себя в
качестве актеров.
Роль помогает многим детям преодолеть робость,
связанную с трудностями общения, замкнутость, неуверенность в себе.
В
процессе
театрализованных
игр
они
гораздо
легче
и
прочнее
запоминают достаточно объемный речевой материал (даже запоминают
слова
своих
партнеров
по
спектаклю),
осмысленно
воспринимают
содержание художественного произведения, его нравственный смысл.
Это происходит от того, что в процессе игры ребенок идентифицирует
себя с героем произведения, эмоционально откликается на все события,
происходящие с персонажами, и, несмотря на то, что все происходит
«понарошку»,
ребенок
переживает
разнообразную
гамму
чувств
и
эмоций. Кроме того, ребенок находится в активной позиции, работают
все виды восприятий и ощущений, а сопряженность речи и движений
способствуют
развитию
мышления
и
памяти,
предупреждают
преждевременное наступление усталости.
При драматизации русских народных сказок «Репка»,
«Теремок», «Колобок», «Лисичка со скалочкой» можно использовать
разные
виды
спектаклей:
настольный,
пальчиковый,
теневой,
перчаточный.
Дети
с
ТНР
могут
разыгрывать
текст
и
как
актеры,
используя маски или элементы костюмов. Небольшие по объему сказки
имеют
огромное
воспитательное
значение,
так
как
каждая
из
них
содержит
в
себе
нравственный
смысл.
На
их
примере
можно
формировать
у
младших
школьников
нравственные
понятия
и
убеждения, в доступной форме объяснять детям гражданские права и
обязанности. Это очень хороший методический прием, так как дети с
ТНР в связи со свойственной им неразвитостью речи позднее начинают
разбираться в вопросах общественного устройства, понятиях морали и
нравственности.
Значит
необходимо
искать
обходные
пути
формирования их самосознания. В опосредованной форме, через образы
и эмоциональное восприятие дети данной категории лучше познают
правила окружающего социума.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для развития
психики и формирования социально-коммуникативных навыков у детей
с
ТНР
необходима
специально
организованная
целенаправленная
коррекционно-развивающая
работа
с
использованием
игровых
технологий.