Автор: Захарова Галина Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Айбечская СОШ"
Населённый пункт: д. Вудоялы, Ибресинский район, Чувашская Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Россия-Родина моя"
Раздел: начальное образование
Классный час на тему «Россия – Родина моя!»
Цели: развивать познавательный интерес к своей Родине; дать основные понятия о
символах государства, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся
уважительное
отношение
к
символам
своего
государства,
патриотические
чувства,
формировать чувство гордости за свою Родину.
Оборудование:
компьютер и мультимедиа для просмотра презентации;
аудиозапись песни «Гляжу в озёра синие»;
мультфильм «Мульти - Россия – медведь»;
гимн Российской Федерации;
эмблемки белого, красного и синего цвета;
полоски разных цветов;
плакаты с пословицами.
Ход мероприятия
Учитель: Ребята, я предлагаю вам в начале нашей работы разгадать ребус, который на
экране. (Разгадывание ребуса: Р1А (Р - ОДИН - А).
Учитель: Молодцы, ребята! А кто из вас догадался, о чем мы сегодня будем с вами говорить
на классном часе? (О Родине)
- А кто знает, как называется наша Родина? (Россия)
- Правильно, ребята! Тема нашего классного часа – Россия – Родина моя!
Я предлагаю вам послушать красивую песню о нашей Родине и внимательно посмотреть
клип к этой песне, после чего мы с вами побеседуем.
Ребята, а сейчас проверим, как вы внимательно слушали песню и смотрели клип.
(Звучит песня
«Гляжу
в
озёра
синие».
Далее
идёт
обсуждение
песни
по
наводящим
вопросам.)
Учитель:
- Как вы думаете, о чём эта песня?
-Какие чувства она у вас вызывает?
-Какой предстаёт Россия в песне?
- Послушайте стихотворение Васильева "Что мы Родиной зовём? (Стихотворение читают
трое подготовленных детей)
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзку у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды.
Звёзды мира над Кремлём.
- Ребята, мы должны гордиться нашей страной, потому Россия самая большая страна в
мире!!! Посмотрите, пожалуйста, на карту мира. Видите сколько разноцветных фигурок?
Каждая фигурка – это страна мира. Кто покажет, где находится самая большая страна?
- Правильно! Вот она! Наша Россия – самая красивая и большая страна в мире! А кто знает,
как называется самый главный город нашей страны?
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, что нам хочет рассказать о России символ нашей страны –
медведь. (Мультфильм)
- Ребята, так какая страна самая большая в мире?
- В какой стране растет самый большой в мире лес?
- В какой стране живет, больше половины медведей всего мира?
- Ребята, а кто внимательно слушал медведя и может ещё что-то дополнить о нашей Родине?
(11 морей 3 океанов, Россия дала миру таких гениев, как композитор Петр Чайковский,
известный ученый Д.Менделеев, великий писатель Л.Н. Толстой)
Учитель: Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными
символами. У России, как и у всех стран, есть свои символы, которые выделяют её среди
других. Вот сегодня мы и поговорим о государственных символах нашей страны.
Чтобы вспомнить первый символ, давайте разгадаем головоломку-радугу. (Дети читают по
буквам зашифрованное красным цветом слово «флаг»)
Ф
Г
Е
Ы
Г
Е
К
Л
И
А
Д
Г
Р
С
М
Б
П
Н
Н
Л
-
Итак,
все
разгадали
головоломку
и
вспомнили,
чтоодним
из
символов
Российской
Федерации является флаг.
Учитель: А сейчас, я предлагаю вам немного отдохнуть, и проведем игру-разминку.
Игра-разминка:
(У детей на одежде прикреплены эмблемки белого, красного или синего цвета. Зачитываются
слова потешки, и как только звучит название цвета, встают дети, у которых эмблемки
нужного цвета, и выполняют движения, описываемые в потешке).
Красно солнышко вставало,
Ручки-лучики расправляло. (Встать, поднять руки вверх)
Небо сине просыпалось,
Поднималось, потянулось. (Встать, поднять руки вверх, потянуться)
А берёзоньки белы вставали,
Веточками
длинными
качали.(Встать,
поднять
руки
вверх,
покачать
ими
из
стороны
в
сторону)
Море синее бушевало:
Волны на берег кидало. (Встать, приставить руки к груди и три раза резко выкинуть вперёд)
Красны девицы кружились,
И на бережок морской садились. (Встать, покружиться и присесть)
ФЛАГ
Учитель: Ребята, из каких цветов состоит наш флаг?
Абсолютно верно! Наш российский флаг - трехцветный.
Практическая работа учащихся
- Я думаю, все знают, что это за цвета и в каком порядке они располагаются. Чтобы это
проверить,
предлагаю
вам
выполнить
следующее
задание.
Перед
вами
на
парте
лежат
полоски разных цветов. Вам необходимо выбрать полоски нужных цветов и расположить их
в правильном порядке. (Дети выполняют задание, отслеживается правильность выполнения
задания. После того, как большинство завершило работу, изображение российского флага
проецируется на экран.)
- Обратите внимание на экран. Я надеюсь, что все выполнили задание верно. Все помнят, как
выглядит
российский
триколор.
Наш
флаг
называется
триколором,
потому
что
в
его
изображении присутствуют 3 цвета: белый, синий и красный. Нашему флагу 314 лет, его
утвердил царь Петр 1. Он сам нарисовал образец знамени и 20 января 1705 года издал указ
“На всяких торговых судах быть знаменам по образцу…”. 22 августа отмечается в нашей
стране, как день Государственного флага Российской Федерации.
-Как вы думаете, случайно ли были выбраны эти цвета? (Нет, не случайно. Каждый цвет
флага имеет свое значение, что-то выражает.)
-Совершенно верно. А теперь давайте прослушаем сообщения ваших одноклассников о
российском флаге. (Выходят трое учеников с полосами белого, синего и красного цвета,
образуют флаг, каждый цвет читает стихи).
Белый: Я белый цвет, цвет чистоты,
Меня запомни сразу ты.
Я – это мир, свобода, вера,
Для честных должен быть примером!
Синий: А я цвет неба и воды,
Цвет честности и правоты.
Я тоже мир несу и свет,
Желаю жить вам всем без бед.
Красный: А я прекрасный красный цвет.
Цвет смелости и цвет побед!
Я цвет огня и цвет отваги,
И без меня наш флаг ни шагу!
Вместе: И скажем весело мы хором:
Гордитесь нашим триколором!
ГЕРБ
-Ребята, давайте вернёмся к нашей головоломке и прочитаем название ещё одного символа
нашей
родины,
написанное
синим
цветом.
(Изображение
головоломки
проецируется
на
экран. Дети читают слово: «герб»).
-Прежде чем мы начнём разговор о гербе Российской Федерации, предлагаю
выполнить
следующее задание. Обратите внимание на экран. Перед вами несколько гербов разных
стран. Найдите среди них герб нашей страны. (Учащиеся находят герб России, на экране
появляется его крупное изображение и далее начинается беседа о гербе).
-Герб – это такой государственный символ, которым можно любоваться как произведением
искусства,
можно
его
читать,
разгадывая
символический
смысл
каждой
детали. С
изображением герба мы постоянно встречаемся в повседневной жизни. Он изображён на
паспорте граждан РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы. Его можно
увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, правительственных наградах.
- Ребята, давайте рассмотрим герб нашей страны. (На слайде)
- Кто изображен на гербе? (Орел)
- Верно, но орел не простой, у него две головы, они смотрят в разные стороны, чтобы враг не
напал на нашу страну. В одной лапе орла – скипетр – эмблема власти, а в другой лапе –
золотой шар, который называется – держава – это символ могущества страны.
А на груди
орла помещён красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец.
Он на белом коне, в руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона.
Ужасный, черный змей – это символ зла. Святой Георгий побеждает это зло своим копьём.
Всадник – это символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от
врагов.
Всадник на коне представляет Россию как героическую страну. А героями русских былин
являются русские богатыри.
-Давайте
на
минутку
превратимся
в
богатырей
и
немножко
отдохнём.
(На
экран
проецируется картина Васнецова В.М. «Богатыри»)
Физминутка «Богатыри»
Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (Поворот влево)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и ещё (Поворот вправо)
Через левое плечо. (Поворот влево)
- Вот какие у нас славные богатыри. А теперь давайте продолжим нашу работу.
-Ребята, а кто является главой нашего государства? (Президент Путин В.В. Фото президента
проецируется на экран).
- Президент управляет страной, он следит за тем, чтобы все жили по закону. И главным
законом, регулирующим жизнь в нашем государстве, является Конституция Российской
Федерации. Совсем недавно, 12 декабря, был День Конституции Российской Федерации.
Именно в этот день появилась конституция нашего государства. Это документ, в котором
собраны
законы,
которым
должны
подчиняться
все
граждане
нашей
страны.
Вы
тоже
являетесь гражданами России, хотя ещё и маленькими, и тоже должны уважать и чтить
законы.
ГИМН
- И в третий раз, как в русских народных сказках, вернёмся к нашей головоломке-радуге и
прочитаем название третьего государственного символа нашей страны, которое зашифровано
зеленым цветом. (Дети читают слово «гимн»)
-Итак, а теперь пришло время поговорить о гимне. А кто скажет, что же такое гимн? (Это
торжественная песня или мелодия)
-А
где
вы
чаще
всего
слышите
гимн?
(На
торжественных
мероприятиях,
спортивных
соревнованиях, на праздновании национальных праздников, военных парадах.)
Гимн
– главная песня страны. Это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее
важных случаях. Она прославляет страну и её народ. Гимн всегда исполняют ислушают стоя.
Когда звучит гимн, запрещается даже разговаривать, все люди стоят тихо,
мужчины – без
головных
уборов, слушают песню, если знают слова, то подпевают, проявляя тем самым
уважение к главной песне своей Родины. Давайте и мы послушаем один куплет и припев
этой
песни.
Встаньте
все,
пожалуйста,
правильно
и
не
разговаривайте.
(Исполняется 1
куплет и припев гимна Российской Федерации)
- Слова нашего гимна написаны известным поэтом Сергеем Михалковым, который больше
известен вам как автор детских стихов. На его стихах выросло не одно поколение русских
мальчишек и девчонок, и именно этому великому поэту выпала огромная честь - написать
текст гимна нашего государства.
-Скажите,
а
какие
чувства
вы
испытываете,
когда
слушаете
гимн
или
исполняете
его?
(Чувство гордости за страну, торжественность)
- И во многом такие чувства рождаются, благодаря великолепию музыки нашего гимна,
которую написал композитор Александр Александров ещё в 1938 году.
- И в конце нашего занятия, давайте проверим, что вы запомнили о нашей Родине.
Викторина
1.
Как называется наша Родина?
2.
Какая самая большая страна в мире?
3.
Как называется столица нашей страны?
4.
Какие символы государства вы запомнили?
5.
Какого цвета наш флаг?
6.
Кто запомнил, когда мы отмечаем день рождение нашего флага?
Россия… (Чтение стихотворения ребенком):
Как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа –
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь.
- Любовь человека к Родине русский народ выразил не только в стихах и рассказах, но и в
своих пословицах и поговорках.
(Далее детям предлагается разбиться на группы и даётся задание: собрать «рассыпавшиеся
пословицы»).
•
Родина любимая - мать родимая.
•
Родина – мать, умей за нее постоять.
•
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
•
Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
•
Где родился – там и пригодился.
•
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
2. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия
-Чему было посвящено наше занятие?
-Давайте ещё раз их назовём.
-Закончите предложения:
Мы
граждане…(России).
Мы
должны
знать…(символы)
нашей
Родины,
нашего
государства.
Символами
нашего
государства
являются…(флаг,
герб,
гимн).
Мы
должны
гордиться нашей…(страной).
Учитель: Молодцы, ребята!!! И в заключении хочется сказать: Берегите Россию.
Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Берегите Россию,
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть.
Спасибо за внимание!