Автор: Даутова Ляйсан Завиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОАУ СОШ№15 с.Энергетик, г.Нефтекамск РБ
Населённый пункт: с.Энергетик г.Нефтекаск Краснокамский район
Наименование материала: Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе
Тема: " Хлеб – всему голова"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
городского округа город Нефтекамск
Республики Башкортостан
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
по развитию речи в подготовительной группе
« Хлеб – всему голова»
Нефтекамск, 2019
Провел воспитатель
Даутова Ляйсан
Завиловна
Цель:
-
закрепить
знания
детей
о
труде
хлеборобов,
о
том,
что
хлеб
-
богатство нашей страны;
- формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба;
- воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.
-
продолжать
развивать
у
детей
творческое
воображение,
мелкую
и
общую
моторику рук, память, мышление, глазомер;
-
формировать
умение
передавать
форму
знакомых
предметов,
их
пропорции,
используя усвоенные ранее приемы лепки;
-
воспитывать
аккуратность
и
позитивное
отношение
к
своей
работе
через
внедрение инновационных технологий.
Наглядный материал: картины с изображением техники, различных полевых
работ; колоски пшеницы и ржи.
Раздаточный
материал:
по
3
квадрата
разного
цвета
-
черного
или
коричневого, зеленого, желтого; тесто, доска для лепки.
Методические рекомендации:
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Девочка бросила булку в цветник,
Тут проходил мимо бедный старик,
Бледный он был и очень худой
И вымолвил: «Зря труд не ценишь чужой.
Отдай лучше, коли ты кушать не хочешь,
Тем, кто голодный с утра и до ночи».
Как хлеб достается, он ей рассказал,
Потом тихо встал и булку поднял.
Поправил цветы, что примялись немножко
И тихо ушел по осенней дорожке.
Девочка тут же домой побежала
И братику младшему все рассказала.
Она рассказала про старого деда,
Его пожалела: «Он бедный, наверно,
А мы ведь с тобою не тужим – живем…
Давай старику что-нибудь отнесем».
Вот так наша девочка все поняла
И младшему брату уроки дала…
Про булку, про хлеб рассказал, но друзьям.
И вы расскажите, советуем вам.
Говорят, что без труда…
Говорят, что без труда
И ни туда, и ни сюда.
Коль в руки не возьмешь лопатку,
Не вырастет морковь на грядке,
А чтобы в доме цвел цветок,
Совсем не главное горшок.
И если не польешь цветы,
Не будет в доме красоты.
Необходимо и рыхленье,
Трудиться надо без сомненья –
В природе любят все уход,
Трудиться надо круглый год.
Не думайте, что без труда
Вдруг к нам на стол придет еда.
Ведь булки в поле не растут,
Ведь рожь, пшеницу сеют, жнут.
Молотят, лишь потом мука,
А из муки пекут хлеба.
И даже чтобы рыбку съесть,
Дружочек, надо в воду лезть!
Воспитатель. Ребята, как называется страна, в которой мы живем? Какие слова вы
можете сказать о России? Какая она? (Ответы детей.)
- Очень часто говорят, что Россия - страна очень богатая. Как вы думаете, что это
значит? (Предложения детей.) Россию называют богатой потому, что в нашей
стране много лесов, в земле много полезных ископаемых - угля, нефти, золота. Но
издавна
главным
богатством
России
считался
хлеб.
У
русского
народа
много
пословиц про хлеб. Вспомните их. (Дети называют пословицы, с которыми они
знакомы.)
Послушайте вот такую пословицу: «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска; а хлеба
край, так и под елью рай». Как вы поняли эту пословицу? (Рассуждения детей.)
Слово «хлеб» в русском языке всегда обозначало достаток. Вы, наверное, слышали
такое выражение: «Заработать на хлеб», или иногда говорят: «Он дал ему хлеб» - то
есть обеспечил доход, или «Отнять у кого-то хлеб» - то есть лишиться места
работы.
- Хлеб получить трудно. Расскажите, что вы помните о том, как выращивают
хлеб.
А
помогут
вам
цветные
квадратики.
Черный
(или
коричневый)
квадрат
обозначает вспаханное поле. Как вы думаете, что обозначает зеленый квадрат?
(Появление зеленых ростков.) А кто догадался, что обозначает желтый квадрат?
(Созревшую рожь или пшеницу)
-
А
теперь
разложите
квадратики
так,
как
проходят
работы
в
поле,
и
расскажите, что люди делают весной, летом, осенью. (Дети с помощью наводящих
вопросов воспитателя вспоминают последовательность полевых работ)
- Чтобы получить муку для выпечки разных изделий, нужно вырастать много ржи и
пшеницы.
- Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала
вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы.
Послушайте, какое интересное слово: в нем соединились два слова - «хлеб» и
«работа».
Что
же
это
за
работа?
Как
выращивают
хлебные
растения?
(Предположения детей.)
- Что нужно, чтобы растение выросло? (Зерна нужно посадить в землю.)
- А какой должна быть земля? Какая техника выходит на поля первой?
- Да, это трактор.
(Воспитатель выставляет картину с изображением работающих тракторов)
- На распаханное поле выходят другие машины - сеялки.
- Но вот взошли зеленые росточки, потом выросли колосья.
- Колосья созрели. Что же делают дальше? Какая техника сейчас приходит на
помощь людям? (комбайн)
- Сегодня мы с вами вспомнили, как выращивают пшеницу и рожь. Работа эта
долгая и трудная, поэтому к хлебу в России всегда относились бережно.
- Сейчас я вам предлагаю поиграть в логоритмическую игру, которая называется
«Пшеница».
Сеем, сеем мы зерно
Пусть растет, растет оно!
Чтоб скорее проросло
Мы теперь польем его.
Солнышко тепло давай
Росточки к небу поднимай.
С ветерочком поиграем
Дружно, дружно поспеваем.
Наконец, пришла пора
Ах, пшеница! Хороша!
Осенью всё соберем
На машине увезём.
«Закончи пословицу».
-Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не
садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря
говорят: "Хлеб - всему …(голова) ".
- Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе, давайте проверим. Закончите
следующие пословицы:
1. Хлеб – всему (шея, голова, ноги)
2. Хлеб дороже (дружбы, золота, шоколадки)
3. Земля - матушка, а хлеб – (батюшка, дедушка, учитель)
4. Без хлеба куска везде (сказка, тоска, болото)
5. Хлеб хлебу (брат, друг, враг).
-
Вот
сегодня
я
предлагаю
вам
побыть
еще
и
пекарями,
будем
изготавливать
хлебобулочные изделия своими руками.
Воспитатель: - А сейчас давайте сядем ровно, выпрямим спину, разомнем наши
пальчики и вылепим разноцветные печеньки из теста.
Пальчиковая гимнастика «В гости»
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя!
Воспитатель: Ребята, а что можно испечь из теста? Правильно, пироги, булки,
каравай,
хлеб,
плюшки,
бублики,
крендель,
плетёнку.
Давайте
немного
пофантазируем и окажемся в мини-пекарне. В любой пекарне должны соблюдаться
санитарно-гигиенические условия: должно быть чисто и у каждого пекаря или
кондитера
есть
свое
рабочее
место,
которое
он
должен
содержать
в
чистоте.
Сегодня мы будем с вами печь разные хлебобулочные изделия.
- У вас на столе уже лежит кусочек готового теста, из него мы вылепим угощения.
Воспитатель: Так как вы еще начинающие пекари, я научу вас лепить аппетитные
хлебобулочные изделия.
Разноцветные печеньки – скатываем тесто в комочек, сплющиваем его. А теперь,
чтобы наше печенье было не обычным пусть каждый украсит его как хочет.
Дети приступают к выполнению задания.
Самостоятельная работа детей. Напоминаю, как нужно правильно сидеть за столом.
Провожу индивидуальную работу:
- напоминаю приемы лепки;
- при необходимости, использую повторный показ, словесные поощрения, похвалу;
- помощь в украшении работы мелкими деталями.
За пять минут предупреждаю об окончании работы.
Анализ детских работ (Спрашиваю, чем понравилась работа? Что интересного
необычного в работе?)
Итог занятия:
- О чем мы сегодня с вами говорили на занятии? Также мы сегодня с вами
вспомнили, как люди выращивают хлеб и сами попробовали лепить из теста. Мне
понравились ваши работы, вы проявили творчество и самостоятельность.
Используемые источники:
1.
Н.Н.Кокорина, А.К.Бондаренко "Любить труд на родной земле"
2.
Журнал "Воспитатель" №8/ 2012