Напоминание

" Хлеб – всему голова"


Автор: Даутова Ляйсан Завиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОАУ СОШ№15 с.Энергетик, г.Нефтекамск РБ
Населённый пункт: с.Энергетик г.Нефтекаск Краснокамский район
Наименование материала: Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе
Тема: " Хлеб – всему голова"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15

городского округа город Нефтекамск

Республики Башкортостан

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по развитию речи в подготовительной группе

« Хлеб – всему голова»

Нефтекамск, 2019

Провел воспитатель

Даутова Ляйсан

Завиловна

Цель:

-

закрепить

знания

детей

о

труде

хлеборобов,

о

том,

что

хлеб

-

богатство нашей страны;

- формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба;

- воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.

-

продолжать

развивать

у

детей

творческое

воображение,

мелкую

и

общую

моторику рук, память, мышление, глазомер;

-

формировать

умение

передавать

форму

знакомых

предметов,

их

пропорции,

используя усвоенные ранее приемы лепки;

-

воспитывать

аккуратность

и

позитивное

отношение

к

своей

работе

через

внедрение инновационных технологий.

Наглядный материал: картины с изображением техники, различных полевых

работ; колоски пшеницы и ржи.

Раздаточный

материал:

по

3

квадрата

разного

цвета

-

черного

или

коричневого, зеленого, желтого; тесто, доска для лепки.

Методические рекомендации:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Девочка бросила булку в цветник,

Тут проходил мимо бедный старик,

Бледный он был и очень худой

И вымолвил: «Зря труд не ценишь чужой.

Отдай лучше, коли ты кушать не хочешь,

Тем, кто голодный с утра и до ночи».

Как хлеб достается, он ей рассказал,

Потом тихо встал и булку поднял.

Поправил цветы, что примялись немножко

И тихо ушел по осенней дорожке.

Девочка тут же домой побежала

И братику младшему все рассказала.

Она рассказала про старого деда,

Его пожалела: «Он бедный, наверно,

А мы ведь с тобою не тужим – живем…

Давай старику что-нибудь отнесем».

Вот так наша девочка все поняла

И младшему брату уроки дала…

Про булку, про хлеб рассказал, но друзьям.

И вы расскажите, советуем вам.

Говорят, что без труда…

Говорят, что без труда

И ни туда, и ни сюда.

Коль в руки не возьмешь лопатку,

Не вырастет морковь на грядке,

А чтобы в доме цвел цветок,

Совсем не главное горшок.

И если не польешь цветы,

Не будет в доме красоты.

Необходимо и рыхленье,

Трудиться надо без сомненья –

В природе любят все уход,

Трудиться надо круглый год.

Не думайте, что без труда

Вдруг к нам на стол придет еда.

Ведь булки в поле не растут,

Ведь рожь, пшеницу сеют, жнут.

Молотят, лишь потом мука,

А из муки пекут хлеба.

И даже чтобы рыбку съесть,

Дружочек, надо в воду лезть!

Воспитатель. Ребята, как называется страна, в которой мы живем? Какие слова вы

можете сказать о России? Какая она? (Ответы детей.)

- Очень часто говорят, что Россия - страна очень богатая. Как вы думаете, что это

значит? (Предложения детей.) Россию называют богатой потому, что в нашей

стране много лесов, в земле много полезных ископаемых - угля, нефти, золота. Но

издавна

главным

богатством

России

считался

хлеб.

У

русского

народа

много

пословиц про хлеб. Вспомните их. (Дети называют пословицы, с которыми они

знакомы.)

Послушайте вот такую пословицу: «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска; а хлеба

край, так и под елью рай». Как вы поняли эту пословицу? (Рассуждения детей.)

Слово «хлеб» в русском языке всегда обозначало достаток. Вы, наверное, слышали

такое выражение: «Заработать на хлеб», или иногда говорят: «Он дал ему хлеб» - то

есть обеспечил доход, или «Отнять у кого-то хлеб» - то есть лишиться места

работы.

- Хлеб получить трудно. Расскажите, что вы помните о том, как выращивают

хлеб.

А

помогут

вам

цветные

квадратики.

Черный

(или

коричневый)

квадрат

обозначает вспаханное поле. Как вы думаете, что обозначает зеленый квадрат?

(Появление зеленых ростков.) А кто догадался, что обозначает желтый квадрат?

(Созревшую рожь или пшеницу)

-

А

теперь

разложите

квадратики

так,

как

проходят

работы

в

поле,

и

расскажите, что люди делают весной, летом, осенью. (Дети с помощью наводящих

вопросов воспитателя вспоминают последовательность полевых работ)

- Чтобы получить муку для выпечки разных изделий, нужно вырастать много ржи и

пшеницы.

- Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала

вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы.

Послушайте, какое интересное слово: в нем соединились два слова - «хлеб» и

«работа».

Что

же

это

за

работа?

Как

выращивают

хлебные

растения?

(Предположения детей.)

- Что нужно, чтобы растение выросло? (Зерна нужно посадить в землю.)

- А какой должна быть земля? Какая техника выходит на поля первой?

- Да, это трактор.

(Воспитатель выставляет картину с изображением работающих тракторов)

- На распаханное поле выходят другие машины - сеялки.

- Но вот взошли зеленые росточки, потом выросли колосья.

- Колосья созрели. Что же делают дальше? Какая техника сейчас приходит на

помощь людям? (комбайн)

- Сегодня мы с вами вспомнили, как выращивают пшеницу и рожь. Работа эта

долгая и трудная, поэтому к хлебу в России всегда относились бережно.

- Сейчас я вам предлагаю поиграть в логоритмическую игру, которая называется

«Пшеница».

Сеем, сеем мы зерно

Пусть растет, растет оно!

Чтоб скорее проросло

Мы теперь польем его.

Солнышко тепло давай

Росточки к небу поднимай.

С ветерочком поиграем

Дружно, дружно поспеваем.

Наконец, пришла пора

Ах, пшеница! Хороша!

Осенью всё соберем

На машине увезём.

«Закончи пословицу».

-Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не

садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря

говорят: "Хлеб - всему …(голова) ".

- Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе, давайте проверим. Закончите

следующие пословицы:

1. Хлеб – всему (шея, голова, ноги)

2. Хлеб дороже (дружбы, золота, шоколадки)

3. Земля - матушка, а хлеб – (батюшка, дедушка, учитель)

4. Без хлеба куска везде (сказка, тоска, болото)

5. Хлеб хлебу (брат, друг, враг).

-

Вот

сегодня

я

предлагаю

вам

побыть

еще

и

пекарями,

будем

изготавливать

хлебобулочные изделия своими руками.

Воспитатель: - А сейчас давайте сядем ровно, выпрямим спину, разомнем наши

пальчики и вылепим разноцветные печеньки из теста.

Пальчиковая гимнастика «В гости»

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя!

Воспитатель: Ребята, а что можно испечь из теста? Правильно, пироги, булки,

каравай,

хлеб,

плюшки,

бублики,

крендель,

плетёнку.

Давайте

немного

пофантазируем и окажемся в мини-пекарне. В любой пекарне должны соблюдаться

санитарно-гигиенические условия: должно быть чисто и у каждого пекаря или

кондитера

есть

свое

рабочее

место,

которое

он

должен

содержать

в

чистоте.

Сегодня мы будем с вами печь разные хлебобулочные изделия.

- У вас на столе уже лежит кусочек готового теста, из него мы вылепим угощения.

Воспитатель: Так как вы еще начинающие пекари, я научу вас лепить аппетитные

хлебобулочные изделия.

Разноцветные печеньки – скатываем тесто в комочек, сплющиваем его. А теперь,

чтобы наше печенье было не обычным пусть каждый украсит его как хочет.

Дети приступают к выполнению задания.

Самостоятельная работа детей. Напоминаю, как нужно правильно сидеть за столом.

Провожу индивидуальную работу:

- напоминаю приемы лепки;

- при необходимости, использую повторный показ, словесные поощрения, похвалу;

- помощь в украшении работы мелкими деталями.

За пять минут предупреждаю об окончании работы.

Анализ детских работ (Спрашиваю, чем понравилась работа? Что интересного

необычного в работе?)

Итог занятия:

- О чем мы сегодня с вами говорили на занятии? Также мы сегодня с вами

вспомнили, как люди выращивают хлеб и сами попробовали лепить из теста. Мне

понравились ваши работы, вы проявили творчество и самостоятельность.

Используемые источники:

1.

Н.Н.Кокорина, А.К.Бондаренко "Любить труд на родной земле"

2.

Журнал "Воспитатель" №8/ 2012



В раздел образования