Авторы: Дубова Алёна Рудольфовна, Суднева Елена Алексеевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 93"
Населённый пункт: г.Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сборник экологических проектов для детей младшего и старшего дошкольноговозраста
Раздел: дошкольное образование
Сборник экологических проектов
для детей
младшего и старшего
дошкольного возраста
Экологический проект во второй младшей группе
«
Огород на подоконнике
».
Авторы: Дубова А.Р., Суднева Е.А.
Участники проекта: дети второй младшей группы, родители и воспитатели.
Проект: краткосрочный.
Вид проекта: познавательно - исследовательский, творческий.
Продолжительность: 1 месяц.
Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской
деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Задачи:
1. Расширить представления детей о культурных растениях.
2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных
растений (лук, горох);
3. Обогатить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы
для роста растений.
4. Продолжать формировать умения детей ухаживать за растениями в
комнатных условиях.
5. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений
(полив, рыхление).
6. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности,
экспериментированию.
7. Развивать познавательные и творческие способности детей.
8. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
9. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и
родителями.
10. Содействовать вовлечению родителей в совместную исследовательскую
деятельность.
Продукты проекта:
Для
детей – наблюдения
за
ростом
лука
и
гороха,
рисунки,
аппликация,
поделки, выращенный лук и горох.
Для воспитателей — презентация, оформление стендов, выращенный лук и
горох.
Для
родителей — совместная
с
детьми работа
по
уходу
за
растущими
растениями (дома).
Предполагаемый результат:
1.Дети познакомятся с культурными растениями.
2.Дети получат практические знания о росте растений.
3.Дети могут осуществлять элементарную трудовую деятельность: посадка
семян растений в почву, будут поливать, выращивать растения, наблюдать,
фиксировать результаты наблюдений за ростом растений.
4.У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
5.Формирование у детей уважительного отношения к труду.
6.Все участники проекта получат положительные эмоции от полученных
результатов.
Интеграция образовательных областей:
познание,
социально
—
коммуникативное,
речевое,
художественно-
эстетическое, физическая культура.
Педагогические принципы:
системность;
наглядность;
доступность;
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Выполнение проекта:
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной,
заключительный.
Основные мероприятия проекта:
• Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по
изучению культурных и декоративных растений.
• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению
особенностей выращивания огородных и декоративных культур.
• Презентация проекта «Огород на подоконнике».
Этапы работы над проектом:
1 этап - подготовительный.
В группе детского сада оформить «огород на подоконнике». Изготовить
карточки-зарисовки с названиями растений (датой посадки и первых
всходов). Подобрать художественную литературу: поговорки, стихи, сказки,
загадки об овощах.
2 этап – исследовательский (реализация проекта).
Дети будут наблюдать за ростом растений, фиксировать рост в дневник
наблюдений (зарисовываем рост лука и гороха), проводить опыты,
эксперименты.
В процессе исследований дети познакомятся с художественной литературой
об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассмотрят иллюстрации,
картины. Воспитатель реализует мероприятия по проекту «Огород на
подоконнике» в непосредственной образовательной деятельности.
3 этап – заключительный.
Проведем с детьми анализ и обобщение результатов, полученных в процессе
исследовательской деятельности детей. Создадим мини-огород на
подоконнике и будем есть полезный для здоровья зеленый лук.
Реализация проекта (содержательный этап)
Деятельность педагога:
1.Проведение НОД по теме проекта.
2.Чтение художественной литературы для детей по теме проекта.
3.Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
4.Презентация проекта.
Деятельность детей:
1.Подготовка семян гороха (проращивание) и луковиц к посадке в почву.
2.Каждодневный уход за луком и проросшим горохом: полив, рыхление,
опрыскивание.
3.Наблюдение за ростом растений, зарисовка роста растений.
4.Исследовательская деятельность: «В чём нуждается растение?», «Посадка
семян гороха» (прорастание, отслеживание роста растений, ведение дневника
наблюдений).
Индивидуальное наблюдение;
Коллективное наблюдение;
Уход за цветами;
Экспериментирование;
Трудовая деятельность детей.
Работа с родителями:
1.Беседа с родителями «Огород на подоконнике».
2.Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для
наблюдений.
3.Подбор стихов, загадок, пословиц, потешек про овощи для оформления
альбома.
4.Консультации для родителей: «Исследовательская деятельность детей в
детском саду», «О чем говорят растения», «Экологическое воспитание
дошкольников», «Лето с пользой для ума».
5.Домашняя посадка лука для наблюдения с ребенком.
Мероприятия по реализации проекта
Беседы с детьми:
- «Что такое огород и что на нём растёт?».
- «Что такое «Огород на подоконнике»?
- «Какие растения можно вырастить на подоконнике?».
- «Семена».
Опытно-экспериментальная деятельность:
- «Строение растений».
- «Рост и развитие растений».
- «Вода и росток».
- «Солнце и росток».
- «Проращивание семян».
Практическая деятельность:
- Опыт – наблюдение за ростом лука, семян гороха, зарисовка роста.
- «Растут ли наши растения?»
- Отбор и посев семян и луковиц.
- Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
Экологические занятия по темам:
- «Семена»
- «Первые всходы»
- «Мир овощей».
Игровая деятельность:
- Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу», «Угадай
на вкус», «Собери из частей целое», «Собери растение».
- Настольные игры: «Парные картинки», «Овощи», «Во саду ли, в огороде».
- Рассмотреть иллюстрации с изображением различных растений, которые
можно вырастить на подоконнике.
- Рассмотреть различные семена.
- Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин», «Поможем маме сварить
борщ», .
Художественно - творческая деятельность детей.
- Рисование «Лук от всех недуг».
- Аппликация «Горошины в стручке».
- Лепка «Овощи большие и маленькие».
Речевое развитие.
- Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», "Бобовое зёрнышко".
- Чтение стихотворения С. В. Михалкова "Овощи", стихи об овощах и
фруктах, "Однажды с базара хозяйка пришла" Ю. Тувима, рассматривание
иллюстраций в книгах.
- Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла», «Репка».
- Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».
- Разучить с детьми стихи, загадки, пословицы и поговорки об овощах.
Оформление дневника наблюдений: «Наш лук от всех недуг».
По реализации проекта «Огород на подоконнике» были получены
следующие результаты:
1.
Дети познакомились с культурными растениями.
2.
У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской
деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных
условиях.
3.
В результате практической и опытнической деятельности дети
получили знания о необходимых условиях для роста растений.
4.
Дети увидели многообразие посевного материала.
5.
Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6.
В группе был создан огород на подоконнике.
7.
Дети стали более уважительно относиться к труду.
Приложение: Посадка лука.
Посадка семян гороха.
Экологический проект
«Цветочек аленький»
Авторы: Дубова А.Р., Суднева Е.А., Мальцева Н.Б.
Участники: воспитатели, дети группы, родители.
Вид: познавательно - исследовательский
Срок реализации: апрель - июль.
Цель проекта: Познакомить детей с прекрасным миром цветущих растений;
изучить особенности строения цветов и создание условий для их роста и
развития, сформировать бережное отношение детей к цветущим растениям.
Обогащать знания детей о цветах.
Задачи:
1.
Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги,
почвы для роста растений.
2.
Учить детей устанавливать связи: зависимость состояния растения от
условий среды и степени удовлетворения потребностей.
3.
Учить детей ухаживать за комнатными и декоративными растениями.
4.
Закреплять умение использовать модели для составления рассказов.
5.
Формировать у дошкольников осознанное отношение к цветам.
6.
Формировать умения и навыки наблюдений за живыми объектами
природы.
7.
Осваивать элементарные нормы поведения по отношению к живым
объектам природы.
8.
Развивать эмоционально-эстетическое отношение к окружающему миру.
9.
Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе
опытно-исследовательской деятельности детей.
Актуальность проекта:
Экологическое воспитание - это одно из важных направлений в системе
образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды
и представления.
Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся
любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не
может существовать без растений. Они не только помогают нам дышать, но
и лечат от болезней.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую
надо беречь и охранять и, конечно же, знать строение цветка, его внешний
вид, особенности, целебные свойства.
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
Выставка детских работ (аппликации, рисунки).
Уход за высаженной на рабатки и клумбы рассадой. Презентация по итогам
проекта. Красивая клумба и рабатки на участке.
Продукты проекта:
Для детей – наблюдения за ростом рассады, рисунки, аппликация, поделки.
Для воспитателей — презентация, оформление стендов, красивые клумбы и
рабатки на участке.
Для
родителей — совместная
с
детьми работа
по
уходу
за
рассадой
цветущих растений на участке.
Предполагаемый результат:
Дети познакомятся с разнообразие декоративных цветущих растений нашего
края.
Дети продолжат работу по выращиванию цветущих растений и уходу за
ними.
С
помощью
наблюдений
и
помощи
по
уходу
дети
получат
необходимые
сведения
об
условиях,
способствующих
росту
растений
(влияние влаги, света, тепла, наличие плодородной почвы).
Научатся анализировать, делать выводы, использовать практические знания в
выращивании растений.
У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру,
чувство гордости за выращенные растения.
Активное участие родителей в реализации проекта.
Интеграция образовательных областей:
познание,
социально
—
коммуникативное,
речевое,
художественно-
эстетическое, физическая культура.
Педагогические принципы:
системность;
наглядность;
доступность;
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Описание проекта «Цветочек аленький »
Подготовительный этап:
Подготовка материала для деятельности детей (подбор семян декоративно-
цветущих растений: календула, бархатцы для посева в рассадные ящики).
Поисковая
работа:
подбор
литературных
произведений
о
цветущих
растениях, о способах их произрастания, подбор иллюстративного материала,
репродукций картин, открыток, фотографий.
Рассматривание репродукций картин художников, иллюстраций в книгах.
Слушание музыки; песен по теме проекта.
Чтение произведений художественной литературы по теме.
Подготовка материала для изобразительной деятельности.
Работа с родителями по проекту: покупка грунта, подбор семян, домашнее
задание по посадке цветов.
Реализация проекта (содержательный этап)
Познавательная, социально – коммуникативная области
1.ООД Тема: «Одуванчики»
Цель: Обогащать чувства детей, знакомя с поэзией на тему весны. Обращать
внимание
детей
на
яркие,
весенние
изменения
в
природе.
Закрепить
представления детей, полученные в процессе наблюдения на прогулке
2. Беседы с детьми: «Кто ухаживает за садом?», «Весна и цветы», «Что
нужно цветам?»
Цель: Способствовать развитию представлений, знаний детей о растениях,
их пользе и значимости в жизни людей.
Художественно – эстетическая область
3. ООД Тема: «Трава и цветы на лужайке» (рисование гуашью).
Цель: учить детей рисовать цветы и траву, используя приём примакивания;
побуждать располагать их по всей поверхности листа бумаги.
4. ООД Тема: «Солнышко, цветы, жучки в траве» (рисование гуашью).
Цель:
закреплять
приобретенные
навыки
рисования.
Развивать
у
детей
способность
к
художественному
замыслу,
самостоятельность,
речь,
воспитывать желание работать коллективно.
5.ООД Тема: «Наши одуванчики» (конструирование из бумаги).
Цель: Расширять детские представления о сезонных изменениях в природе
весной. Продолжать развивать интерес к занятиям по конструированию из
бумаги. Учить: видеть в желтых бумажных комочках цветочки одуванчика;
скатывать
комочки
из
мягкой
мятой
бумаги
разной
величины,
развивая
координацию
рук;
достраивать
пейзажную
композицию,
включать
в
нее
«одуванчики». Активизировать словарь.
6.ООД Тема: «Красивый цветок» (лепка)
Цель:
Совершенствование
приёмов
лепки:
умения
скатывать
пластилин
круговыми движениями; вдавливать шар пальцами для получения полой
формы, прочно и аккуратно соединять детали, примазывая их пальцами.
Развитие мелкой моторики рук.
Рассматривание репродукции картин.
И. Левитан «Одуванчики», «Сирень»; И. Грабарь «Хризантемы»; А. Пластов
«Колокольчики и ромашки».
Цель: Организовать деятельность детей направленную на развитие умения
описывать
предметы
по
картине,
выделяя
их
характерные
признаки.
Способствовать развитию умения проникнуться тем настроением, которое
отразил художник в
своем пейзаже
или натюрморте,
и передавать
свои
чувства, ощущения в высказываниях, развитию чувства цвета, композиции.
Речевое развитие
ООД Тема: «Замечательные цветы»
Цель: Учить детей составлять короткий рассказ по вопросам воспитателя по
опорной схеме. Учить правильно называть цветы, сравнивать их по величине,
цвету. Закреплять произношение звуков [ш],[з],[ж],[у].
Чтение художественной литературы
–
заучивание
и
чтение
стихотворений
Е.Серовой
«Гвоздика»,
З.Александровой
«Одуванчик»,
«Колокольчики»,
«Ромашки»;
С.Маршака
«Ландыш», М. Львовского «Не надо с клумбы рвать цветы…».
– чтение рассказов Н. Павловой «Желтый, белый и лиловый», «В живой
комнатке».
– чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг».
– чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»
Отгадывание загадок о растениях.
Составление описательных рассказов о цветах по иллюстрациям.
Деятельность детей
- Подготовка семян к посеву.
- Каждодневный уход за рассадой: полив, рыхление, опрыскивание.
- Наблюдение за ростом растений.
- Исследовательская деятельность: «В чём нуждается растение?», «Посадка
семян цветов» (прорастание, отслеживание роста цветочной рассады, ведение
дневника наблюдений).
Индивидуальное наблюдение;
Коллективное наблюдение;
Уход за цветами;
Экспериментирование;
Трудовая деятельность детей.
- Рисование «Трава и цветы на лужайке»,
«Солнышко, цветы, жучки в траве».
-
Конструирование из бумаги «Наши одуванчики»
-
Лепка «Красивый цветок»
- Дидактические игры: «Что сначала, что потом?», «Магазин цветов»,
«Четвертый лишний».
Дид. игра «Цветы»
Цели: ввести в активный словарь детей понятия «комнатные цветы» и
«полевые
цветы»; учить детей сравнивать – находить сходство и различия
между ними.
Дид. игра «Собери цветок»
Цели: рассмотреть с детьми строение цветка; ввести в активный словарь
детей и закрепить названия составляющих частей цветка (корни, стебель,
листья, цветок).
Работа с родителями:
1.Беседа с родителями «Наша клумба».
2.Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для
клумбы.
3.Подбор стихов, загадок, пословиц, потешек про цветы для оформления
альбома.
4.Консультации для родителей: «Исследовательская деятельность детей в
детском саду», «О чем говорят растения», «Экологическое воспитание
дошкольников», «Лето с пользой для ума».
5.Совместное изготовление букетов из бросового материала.
Завершающий этап
Замечательная клумба.
Выставка детских работ (рисунки, аппликации)
Выставка букетов из бросового материала.
Приложение:
Стихотворения о цветах.
Гвоздика
Погляди-ка, погляди-ка,
Что за красный огонек?
Это дикая гвоздика
Жаркий празднует денек.
А когда настанет вечер,
Лепестки свернет цветок.
"До утра! До новой встречи!" -
И погаснет огонек. Е.Серова
Колокольчики
Зацвели для Олечки
В поле колокольчики,
Развернули новые
Шапочки лиловые.
И у нашей Оленьки
Сарафанчик новенький.
В нем сегодня Олечка
Вроде колокольчика! З. Александрова
Ландыш
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленатый,
Завернутый в широкий лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку. С.Маршак
Одуванчик
Одуванчик золотой
Был красивый, молодой,
Не боялся никого,
Даже ветра самого!
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой,
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел. З.Александрова
Ромашки
Маленькое солнце на моей ладошке, -
Белая ромашка на зеленой ножке.
С белым ободочком желтые сердечки…
Сколько на лугу их, сколько их у речки!
Зацвели ромашки – наступило лето.
Из ромашек белых вяжутся букеты.
В глиняном кувшине, в банке или чашке
Весело теснятся крупные ромашки.
Наши мастерицы принялись за дело –
Всем венки плетутся из ромашек белых.
И козленку Тимке и телушке Машке
Нравятся большие, вкусные ромашки.
З.Александрова
Не надо с клумбы рвать цветы…
Он подошёл, сорвал цветы,
Но мы молчим, и я, и ты,
Молчим вчера, молчим сейчас,
И так бывает всякий раз!
Довольно глупой простоты,
Не надо с клумбы рвать цветы,
Ребёнку ясно, это грех,
Ведь красота одна для всех!
М.Львовский
На лугу
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На них разбросаны букеты. И.Суриков
Репродукции:
Фотографии:
МБДОУ «Детский сад № 93 общеобразовательного вида
«Березка»
Республика Коми, г. Сыктывкар
«Берёзка - наше дерево».
Подготовительная группа №7
Долгосрочный проект
Авторы: Мальцева Н.Б – высшая
квалификационная категория
Дубова А.Р. – первая
квалификационная категория
2017 – 2018 уч. год
Введение
Где было пустое место, где не было ничего,
Пусть каждый посадит дерево и не забудет
его.
(В. Берестов)
Человек и природа…
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет
практическая, познавательная, исследовательская деятельность в природных
условиях. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами
ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Оно
не
будет
эффективным
без
эмоционального
восприятия
деревьев,
трав,
закатов и рассветов. Ребенок может наслаждаться красотой капельки росы на
листке, первым распустившимся цветком, запахом дождя и листвы, поймет,
как хрупок мир природы и как он зависим от действий человека.
В
любом
городе,
селе
можно
найти
интересные
для
наблюдений
природные объекты. И вот таким природным объектом для нашей группы
стало дерево, дерево береза.
«Счастливое деревце».
Шумит все лето деревце зеленою листвой
И пожелтев, разденется осеннею порой.
Мороз не страшен деревцу: к стволу присыпан снег.
В нем деревце согреется, он деревцу, как мех.
Весной побелкой светится, окопано вокруг…
Растет счастливым деревце, у деревца есть друг.
(В. Мусатов)
Наш
экологический
проект
так
и
называется
«Березка
–
наше
дерево».
Вид проекта познавательно – исследовательский.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители группы.
Цель:
Заинтересовать проблемой.
Выяснить представления детей о деревьях.
Провести наблюдения
за
изменениями
жизни
деревьев
в
разные
сезоны года.
Поддерживать интерес ребенка к природе.
Сформировать исследовательские способности в процессе изучения.
Укрепить здоровье.
Задачи:
1.
Формировать обобщенное представление о деревьях вообще и о
березе в частности.
2.
Развивать
познавательный
интерес
ко
всему
живому,
желание
получать
новые
знания
из
книг;
развивать
любознательность,
наблюдательность, фантазию.
3.
Приобретать
с
детьми
опыт
исследовательской
деятельности,
формировать умения реализовывать интересы.
4.
Развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
5.
Развивать у детей стремление к здоровому образу жизни.
6.
Формировать
образное
мышление,
эмоциональное
отношение
к
деревьям.
7.
Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.
Интеграция
образовательных
областей:
познание,
коммуникация,
социализация,
художественно
–
эстетическая,
чтение
художественной
литературы и др.
Предполагаемые результаты: дети научатся ухаживать за растениями
и
познакомятся
с
условиями
их
содержания,
будут
учиться
подмечать
красоту растительного мира.
Проектная деятельность.
1 этап. Подготовительный.
1.
Изучение уровня знаний детей по теме и определить эти знания.
2.
Создание
творческой
группы
в
помощи
реализации
проекта:
воспитатели, родители, музыкальный руководитель, библиотека.
3.
Составление
плана
работы.
Обсуждение
с
родителями
содержания проекта.
4.
Подбор
методической
и
художественной
литературы.
Изготовление наглядного и дидактического материала.
Задачи:
1.
Выявить знания и представления детей о березе.
2.
Планирование предстоящей работы.
3.
Заинтересовать
родителей
темой
проекта,
как
содержанием
творческого и интеллектуального развития воспитанников.
4.
Собрать
информацию
о
березе
из
различных
источников,
подобрать
художественную
и
познавательную
литературу,
иллюстрации,
фотографии.
2 этап. Содержательный (исследовательский).
1.
Занятие «Деревья нашего двора».
Цель: закрепить знания детей о деревьях, как представителях флоры
Земли, их красоте и пользе; воспитывать бережное отношение к «зеленому
другу»; выбрать объект для наблюдения, дать ей имя; учить беречь природу.
2.
Экскурсия в осенний сад – «Осень золото роняет».
Цель: расширить представления детей о характерных признаках осени;
уточнить
представления
об
изменениях,
происходящих
осенью
в
жизни
деревьев. Обратить внимание на красоту берез.
3.
Беседы о деревьях вообще и о березе более подробно на занятиях
и в повседневной жизни:
а) Знакомство с деревом (березой «Аленушкой»):
крона и листья,
кора и ствол,
корни,
цветки (соцветия),
плоды и семена.
Для чего они березе?
Какой высоты дерево?
Какова ширина дерева?
Есть ли у дерева соседи? Друзья? Знакомые?
Есть ли у дерева семья?
Есть ли у дерева «детки»?
Что такое кора, ствол, для чего служит, какая она? Чем пахнет в
разное время года (в сухую погоду, после дождя…)?
Есть ли на дереве трещины, дупла, лишайники, мхи? Какие они?
Сколько их, какого цвета?
Есть ли на коре следы, оставленные человеком? Смогло ли дерево
залечить раны?
Изучаем плоды и семена: какие они, кто их разносит, для чего они
нужны?
Есть ли на стволе дерева или под ним какие–нибудь грибы?
Есть ли способ выяснить возраст дерева? Какой?
Можно ли спрятаться под деревом от грозы? Почему?
б) Сделать паспорт дерева.
в) Животные, связанные с деревом.
Дерево – это столовая и дом для многих животных. С деревом
связано большое количество различных живых организмов, которых мы не
замечаем.
г) Почва.
В природе
вместе с опавшими
листьями в
почву
возвращаются
питательные вещества, что способствуют круговороту вещества в природе.
На нашей площадке, в парках, скверах, садах человек стремится убрать
листья, считая их мусором. В результате часть питательных веществ не
возвращаются в почву, тем самым снижается ее плодородие. Предложить
детям подумать, куда девается опавшая листва в лесу, где человек ее не
убирает.
Исследования:
Живет ли кто – нибудь в почве под деревом? Рассмотреть с лупой
землю у ствола. Жители улучшают почву, из которой дерево добывает пищу.
Обратить внимание детей перед дождем на то, не появились ли под
деревом
дождевые
черви.
Оберегайте
их!
Рассмотреть
поближе,
познакомиться, выяснить, как они ползают. Дождевые черви рыхлят землю,
перерабатывают гниющую листву, значит оказывают помощь дереву.
д) Осадки (снег, дождь, иней).
Измерение глубины снега. Помогает ли снег? Как помогает снег
дереву? Его роль в жизни деревьев. Снежный покров защищает корни дерева
и обитателей почвы от вымерзания.
Значение осадков в жизни деревьев. Помогает ли дерево каким –
либо животным укрыться от дождя? Как и где? Образуется ли в зимнее время
на ветках дерева иней? Почему? Рассмотреть.
е) Можно ли определить настроение дерева? По каким признакам это
можно сделать? Зависит ли от времени года, погоды?
Что у дерева болит? Не веселое оно,
Очень жалобно скрипит… Разве это – все равно?
Надо бы узнать верней,
(Будем к дереву добры),
Что случилось у корней, веток, листьев и коры?
И кого теперь винить за его понурый вид?
Очень хочется понять, что у дерева болит.
(А. Кондратьев)
Определить
настроение
дерева:
грустное,
веселое,
счастливое,
печальное, молчаливое, бодрое, задумчивое, весеннее. В какое время года, в
какую погоду, какое настроение у дерева?
Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей об
этих растениях, их отношение к березе.
4.
Рассматривание иллюстративного материала по теме.
Цель: вызвать интерес к рассматриваемому объекту.
5.
Сочинение рассказов, сказок на тему «Жила – была березка…»
Цель: обогащать знания детей посредством художественного слова.
6.
Рисование
березки
в
разное
время
года,
с
друзьями,
с
разным
настроением и прочее.
7.
Аппликация на темы: «Осенний ковер», «Береза осенью», «Кто под
березкой живет».
8.
Пластилинография на тему: «Березовый листик».
Цель:
развивать
воображение,
чувство
формы
и
пропорции.
Знакомить с нетрадиционными техниками рисования и лепки.
9.
Заучивание стихотворений: Е. Трутнева «Осень»,
С. Есенин «Белая береза»,
Ф. Тютчев «Первый лист»,
А. Прокофьев «Люблю березку
русскую».
Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение,
учить
понимать,
а
затем
воспроизводить
образный
язык
стихотворения,
упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к природе,
деревьям, березе.
10.
Чтение художественной литературы:
В. Рождественский «Березка»,
Ф. Сологуб «Письмо – жалоба Березы»,
П. Воронько «Березка»,
И. Радужная «Зимний сон берез»,
Русская народная песня «Во поле березонька стояла»,
Русская народная песня «Береза моя, березонька…»,
Русская народная песня «Ой, березка, моя зелененькая…»,
Б. Заходер «Почему деревья не ходят?»,
В. Бианки «Лесная газета», «Волшебная береза»,
В. Зотов «Береза» (кн. «Лесная мозаика»),
С. Воронин «Моя береза. Летом. Осенью. Зимой. Весной»,
А. Лопатина «Мудрость дерева», «Жизнь дерева».
Цель: воспитание бережного отношения к деревьям, прививать любовь
к природе, березе.
11.
Подбор загадок, пословиц, поговорок, примет о березе.
Цель: обогащать знания детей посредством художественного слова.
12.
Создание альбома «Береза - «Аленушка»».
13.
Настольно – печатные игры: «Лес», «Что растет в лесу?»,
«Четвертый лишний».
Цель: учить сравнивать, обобщать, квалифицировать.
14.
Дидактические игры: «Подбери слово» (к слову березовый),
«Какая береза?» (подбор прилагательных),
«Придумай однокоренные слова»,
«Найди дерево по описанию»,
«Из семени в дерево»,
«Сравни»,
«Угадай растение»,
«Что лишнее?»,
«Полезно – вредно»,
«Скажи по – другому» и т.д.
Цель: учить сравнивать, обобщать, квалифицировать.
15.
Психогимнастика : «Путешествие в лес», «Я похожа на березку».
16.
Пальчиковая гимнастика: «Деревья».
17.
Подвижные игры: «Найди такой же лист», «Найди пару»,
«Кто быстрее добежит до березки».
Цель: развивать физические качества.
18.
Сюжетно – ролевые игры: «Как мы ездили в лес?»,
«Экскурсия в парк».
19.
Совместные с родителями походы в лес, парк, на природу.
20.
Музыка: - слушание звуков природы, шума листьев;
- изобразить жизнь березы в танце, пластическом этюде.
21.
Опыты: «Чем мы дышим?», «Может ли растение дышать?»,
«Как дышит растение?», «Нужен ли корешкам воздух?»,
«С водой и без воды», «Откуда берется вода на листьях?»,
«В тепле и в холоде».
22.
Утренняя гимнастика и физкультурные занятия на улице.
23.
Труд на участке и в природе:
- уход за деревом, уборка сломанных веток на участке;
- изготовление кормушек для птиц;
-
оказание
помощи
в
случае
необходимости
(подвязать
сломанную ветку или «залечить» ранки, оставленные человеком: замазывать
порезы можно воском, смолой сосны, пластилином).
- заготовка и сушка листьев для аппликации, гербария.
Цель: учить детей слаженно работать в коллективе, доводить начатое
дело до конца.
24.
Выставка вещей, сделанных из дерева, бересты на тему: «Это
волшебное дерево».
25.
Викторина «Что мы знаем о деревьях?»
26.
Праздник «День березки».
3 этап. Заключительный (итоговый).
1.
Мульти –презентация по итогам проекта.
2.
Выставка рисунков, фотографий.
3.
Альбом «Березка – Аленушка».
Цель:
воспитывать
чувство
ответственности,
учить
делиться
полученными знаниями с другими.
Взаимодействие с родителями.
1.
Познакомить родителей с проектом. Рассказать о целях, задачах
проекта. Убедить родителей о необходимости оказания помощи, серьезного
отношения к исследованиям детей.
2.
Выяснить, какие деревья растут во дворах ребят, на их дачных
участках.
3.
Предложить
помочь
в
подборе
познавательного
материала
о
выбранном
дереве (фотографии,
иллюстрации, сказки,
рассказы,
загадки,
пословицы, поговорки, стихотворения).
4.
Совместные и семейные экскурсии в лес.
5.
Предложить провести вместе с детьми разнообразные исследования
березы, игры во время отдыха на природе, на даче.
6.
Провести
родительское
собрание
на
тему
«Экологическое
воспитание старших дошкольников».
7.
Анкетирование на тему «Экология города».
8.
Помощь
в
сборе
предметов,
сделанных
из
дерева,
бересты
для
выставки на тему «Это волшебное дерево».
9.
Участие в празднике «День березки».
Паспорт дерева.
Имя: Аленушка.
Возраст: Много – много лет.
Высота: Выше любого папы, даже нашего д/сада.
Соседи: Осина, рябина и другие березки.
Друзья: Все мы, и насекомые, и птицы, и растения.
Что любит: Свет, тепло, воду, доброе слово, гостей, праздники,
подарки, слушать сказки, песни, стихи о себе.
Письмо березы.
Дорогие ребята! Вот вы и опять ко мне пришли, уж так я вас ждала, уж так
ветками качала, листочками шелестела, чтобы вы меня услышали. Спасибо за
ваши подарки мне, посмотрите, какая я красивая стала, вся в ленточках,
воздушных шарах. Я вам тоже подарю свои листочки осенью, а сейчас
выполните,
пожалуйста,
мои
желания
и
задания.
Погладьте
мою
кору,
понюхайте ее и скажите: чем мы с осинкой похожи, а чем отличаемся? А как
вы узнали, что мы с осинкой – деревья? Может мы травинки? Докажите мне,
что я - дерево!
И еще у меня просьба к вам, ребята. Очень мы, березы, любим слушать
о себе песни и стихи, порадуйте меня.
Спасибо вам, ребята, за все! Приходите ко мне еще, не забывайте меня!
Ваша березка.
Викторина на тему «Что мы знаем о деревьях?»
1.
Чем деревья отличаются от других растений?
2.
Какие деревья вы знаете?
3.
Деревья – живые или нет? Почему вы так считаете?
4.
Сколько деревьев растет на нашем участке? Как они называются?
5.
Сколько деревьев растет около вашего дома? Как они называются?
6.
Как вы думаете, кто посадил деревья около нашего детского сада, в
городе? Для чего?
7.
Кто из вас видел деревья в лесу? А кто их там сажает?
8.
Где вы видели деревья в нашем городе?
9.
Как
вы
считаете,
в
нашем
городе
много
или
мало
деревьев?
Обоснуйте свою точку зрения.
10.
Как вы думаете, где деревьям лучше живется – в лесу или в городе?
Почему вы так считаете?
11.
Как вы думаете, достаточно ли внимания люди уделяют деревьям?
А вы лично?
12.
Помогали ли вам, когда – нибудь деревья? А вы им? Приведите
примеры.
13.
Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на
всей
Земле?
В
нашем
городе?
Возле
нашего
детского
сада?
На
нашем
участке? У вашего дома?
14.
Изменится ли тогда что – нибудь в нашей жизни?
15.
А почему деревья могут исчезнуть?
Поговорки, пословицы, приметы.
И у березки слезы текут, когда с нее кору дерут.
Березой обогреешься, но не оденешься.
Соловей запоет, когда сможет напиться росы с березового листа.
Из березы течет много сока – к дождливому лету.
Если береза в апреле опушается раньше всех, жди сухого лета.
Загадки
Все лето гуляет в наряде зеленом,
А зиму встречает и босым, и голым.
***
Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.
***
Много рук, а нога одна.
***
И летом весело, и осенью сытно, и зимой тепло.
***
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.
***
Стоят в поле сестрицы, платья белены, шапочки зелены.
***
Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос.
***
Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.
***
В белом сарафане стала на поляне.
Летели синицы, сели на косицы.
***
Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней май сережки дарит ей.
***
Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.
***
По всем странам славится стройная красавица:
Белые одежды, золотые сережки,
С расплетенной косой, умывается росой.
Ветер пряди шевелит, заплетать их не велит.
***
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
***
Ствол белеет, шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке, свесив сережки.
Математические задачи
На березе сидели 4 синицы. К ним прилетело еще 5.
Сколько всего птиц оказалось на дереве?
Под березой росло шесть грибов – подберезовиков. Три из них белочка
засушила. Сколько грибов осталось под деревом?
На ветке березы было 10 листиков. Два из них сорвал и унес ветер.
Сколько листьев осталось?
1.
По стволу березы ползло 8 муравьев. Три из них спустились на
землю. Сколько муравьев осталось на дереве?
2.
На
лесной полянке
росло 5
молодых
березок
и одна
старая.
Сколько всего деревьев росло на поляне?
Русская народная песня.
Береза моя, березонька! Береза моя белая! Береза кудрявая!
Стоишь ты, березонька, посередь долинушки,
На тебе, березонька, листья зеленые,
Под тобой, березонька, трава шелковая.
Близ тебя, березонька, красные девушки
Венки вьют, плетут.
Русская народная песня.
Ой, березка, моя зелененькая, кудреватая, веселенькая.
Близ тебя, березонька, - трава шелковая.
Под тобой, березонька, - вода ключевая.
На тебе, березонька, - соловьи поют.
Вокруг тебя, березонька, - красны девушки хоровод ведут.
Стихотворения
Где было пустое место, где не было ничего,
Пусть каждый посадит дерево и не забудет его.
Оно – твой друг бессловесный, живое, как ты, существо.
Оно – часовой природы, оно не оставит пост.
И встанет перед тобою во весь богатырский рост.
И сколько в нем будет свежести, и птичьих песен, и гнезд!
В. Берестов
***
У красы - березки платье серебрится.
У красы - березки зелены косицы.
Со двора к березке выскочили козы.
Стали грызть березку, а березка – в слезы.
Защищать березку стали мы гурьбою,
Чтоб росла березка, выросла большою.
П. Воронько
***
Березка
Чуть солнце пригрело откосы и стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета, в сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето она на опушке лесной.
В. Рождественский
***
Береза
По всем странам славится стройная красавица:
Белые одежки, золото – сережки.
С расплетенною косой умывается росой.
Ветер пряди шевелит, заплетать их не велит.
***
Письмо – жалоба березы.
В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору березы,-
И капли сока, точно слезы,
Текли прозрачною рекой.
Ф. Сологуб
***
На поляне, на пригорке, под окном, среди полей
Белокорая березка – символ Родины моей.
***
Белая береза.
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине
И горят снежинки в золотом огне,
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
С. Есенин
***
Зимний сон берез.
Серебром покрыты тонкие березы,
Словно поседели и уснули в грезах.
Словно наступила в их душе зима,
Инеем укрыла, снегом замела.
Вам, березы, грустно – птицы не щебечут,
Неуютно, пусто, будто бы – навечно.
Может это счастье, что мороз такой –
Заморозит раны, заморозит боль.
Заморозит слезы и тоску – печаль.
Тонкие березы, вас безумно жаль.
Потерпите малость, вам не век страдать,
До весны осталось зиму переждать.
Инна Радужная
***
Люблю березку русскую то светлую, то грустную
В беленом сарафанчике, с платочками в карманчиках.
С красивыми застежками, с зелеными сережками.
Люблю ее нарядную, родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую, то грустную, плакучую,
Люблю березку русскую.
Она всегда с подружками.
Под ветром низко клонится
И гнется, но не ломится. А. Прокофьев
Первый лист.
Лист зеленеет молодой.
Смотри, как листьем молодым стоят обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной, полупрозрачною, как дым…
Давно им грезилось весной, весной и летом золотым,-
И вот живые эти грезы, под первым небом голубым,
Пробились вдруг на свет дневной…
О, первых листьев красота, омытых в солнечных лучах,
С новорожденною их тенью! И слышно нам по их движенью,
Что в этих тысячах и тьмах не встретишь мертвого листа…
Ф. Тютчев
***
Осень
Стало вдруг светлее вдвое, двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое у березки на плечах.
Утром мы во двор идем – листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят и летят… летят… летят…
Пролетают паутинки с паучками в серединке,
И высоко от земли пролетели журавли.
Все летит! Должно быть, это улетает наше лето.
Е. Трутнева
***
Березка
Березка, лебедь белая, рядком с тобой стою.
Тебе, моя несмелая, я песенку пою.
Как ты стоишь, счастливая, веселым летним днем,
Из – за тебя, красивая, светло в лесу моем.
Зеленая, раздольная, ты гибче камыша.
Березка белоствольная, ну всем ты хороша!
А. Прокофьев
Сценарий праздника «День русской березки».
Дети под
народную
музыку
выходят
на
площадку
к
любимой
березке
и
встают
вокруг
нее.
Выходит,
воспитатель
в
сарафане,
напоминающем березку.
Березка: - Это я, березка, в новом сарафане!
Хочется мне, дети, веселиться с вами!
С праздником сегодня всех я поздравляю,
Радости, веселья каждому желаю!
1 ребенок: - И тебя, березка, все мы поздравляем,
Счастья и веселья мы тебе желаем.
У красы – березки – платье серебрится,
У красы – березки – зелены косицы!
Березка: - Спасибо, ребята!
Ведущая: - Спасибо, ребята! А вы знаете, ребята, что в старину в июне
месяце, когда заканчивалась посевная работа в полях, а трава для скашивания
еще
не
подросла,
отмечали
праздник,
посвященный
русской
березке
–
самому любимому дереву на Руси? Давайте и мы сегодня устроим нашей
березке именины и встанем в хоровод!
Хоровод «Во поле береза стояла».
2 ребенок: - Что за чудо хоровод! Каждый пляшет и поет,
А уж как танцуют славно на лугу зеленом, летнем
Те девчата, что березку вьют на троицкой неделе.
3 ребенок: - Поначалу выбирали самую красивую:
Чтобы соловушком белела и не горделивую,
Чтоб листочками богата, чтоб собою кудревата,
А еще, чтоб на поляне посвободнее росла.
На такую вот березку девка ленту припасла.
4 ребенок: - «Заломать – то» не взаправду ветки собрались,
Не для этого в тот день девки наряжались.
Просто ветки нагибали, их по нескольку сплетали,
А уж на конец косы каждой ленточку вплели.
5 ребенок: - Вот березка и готова, к празднику наряжена!
И к девичьим хороводам солнышком украшена!
Ведущая: - По преданию береза спасает людей от разных напастей,
делает их счастливыми. Поэтому девочки, девушки в праздник украшали это
дерево лентами, водили вокруг него, как и мы, хороводы, пели песни, читали
стихи.
Хоровод: «Мы на луг ходили».
Березка: - Этот праздник - не простой, Троицей зовется,
Он березонькой густой в душах отзовется,
Ветерочком прошумит в ивах придорожных
И объявит, что венки заплетать всем можно.
Песня «Троицкая»
Ой, березонька, бела, у ней маковка золота,
Высоко кудрявая, вся – то сучковатая, ой – ди – да – да!
Семик да Троица – у нас праздничек водится.
Как придет Илья, вот начинается гульня, ой – ди – да – да!
Игра – хоровод «Пойду ль, выйду ль я».
Березка: - Пели эту закличку, ребята, потому что начинался в деревне
сенокос, и с раннего утра уходили отцы и матери в луга, траву косить.
Оставались в деревне только дети да старики. Ребятишки от родителей не
отставали, в лес за грибами да ягодами ходили.
Хоровод «Гора йылын оз выйим» (НА ГОРЕ РАСТЕТ ЗЕМЛЯНИКА
перевод с Коми языка).
Березка: - Ребята, на нашу полянку, к нашей березке птицы слетелись,
засвистели, защебетали… Ой, а это кто? (Зайка).
Зайка: - Я тоже хочу с вами поиграть.
Хоровод «Заинька, пойдем в лес».
Ведущая:
-
Ребята,
давайте
расскажем
стихотворения
о
любимой
березке. И ты, зайка, послушай.
(Чтение стихотворений)
Береза: - Спасибо, ребята. А что вы интересного и полезного знаете
обо мне?
(Ответы детей)
Зайка: - Дорогая березка, сколько полезного мы получаем от тебя
каждый год: и сок, и почки лечебные весной, и ветки летом вкусные и
бересту зимой…
Береза: - Спасибо, ребята, что праздник, посвященный мне, входит у
вас в обычай. Вы думаете - мы деревья ничего не слышим и не видим?
Ошибаетесь, милые. Наши листочки – глаза, наши сережки – уши, а уже
берестой такое малое и незаметное чуем, что вам и не представить.
Зайка:
-
Лесные жители
тоже живут
своей интересной
жизнью и
нарушать их покой и тишину нельзя. В лесу нельзя громко разговаривать,
кричать, свистеть. Поэтому только раз в году бывает праздник Березки.
Соблюдайте правила поведения в лесу, дорогие ребята!
Эй, ребята, встаньте в круг,
Дай же руку другу друг.
Березонька нас зовет
В наш веселый хоровод!
Хоровод «Мы вокруг березки встанем в хоровод».
Ведущая:
-
Много
чудесных
песен,
стихов,
загадок,
пословиц
и
поговорок сложил народ про березку. Послушайте пословицы и поговорки о
березе:
Березой обогреешься, но не оденешься.
И у березки слезы текут, когда с нее кору дерут.
- А еще есть такие приметы:
* Если береза в апреле опушается раньше всех, жди сухого лета.
* Из березы течет много сока – к дождливому лету.
* Соловей запоет, когда сможет напиться росы с березового листа.
- Отгадайте загадку:
Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,
А в один их теплых дней май сережки дарит ей.
6 ребенок: - По всем странам славится стройная красавица:
Белые одежды, золотые сережки,
С расплетенной косой, умывается росой.
Ветер пряди шевелит, заплетать их не велит.
Ведущая: - Мы березку нарядили, и стала она еще краше. А теперь
пора, и желания загадывать! (Все закрывают глаза и загадывают желание). А
чтобы
они
сбылись,
нужно
подарить
березке
подарки.
(Ребята
кладут
печенье, конфеты, шаньги под березку, дают березке).
Березка: - Спасибо, ребята! Я рада, что вы побывали у меня в гостях и
согрели меня своими песнями, стихами, хороводами, теплом ваших сердец.
Спасибо
за
подарки!
А
вот
и
мои
угощения
вам.
(Раздает
конфеты,
благодарит за хороводы, стихи и песни). До новых встреч!
Ведущая: - Наш праздник подошел к концу, но мы еще не раз придем в
гости к нашей березке. Спасибо, ребята!
План наблюдений за березой.
Сентябрь
1 неделя: Найти березу на площадке. Их много. Выбрать дерево для
постоянного наблюдения, дать «имя». Сравнить части нашего тела и дерева.
Какой высоты березка? Обнять ствол.
2 неделя: Выяснить что нужно дереву для роста? (Вода, тепло, свет,
воздух, земля). Сфотографироваться с березкой, вспомнить «имя» дерева и
прошептать ему свое.
3
неделя:
Познакомиться
с
соседями
нашей
березки
–
осиной
и
рябиной. Рассмотреть их, найти части: ствол, ветки, листья. Исследовать
ягоды рябины. На что они похожи? Какого они цвета?
4 неделя: Рассмотреть листья березы. Много их или мало? Какого они
цвета? Березка нарядилась в «желтое платье». А какого цвета наша одежда?
Обвести контур листа пальчиком: какие у него края (зубчатые, гладкие)?
Кончик
острый
или
тупой?
Собрать
листья,
положить
их
сушить.
Полюбоваться красотой осенней березки.
Октябрь
1
неделя:
Рассмотреть
кору.
Погладить,
какая
она:
гладкая
или
шершавая? Какого цвета кора? Она теплая или холодная? Зачем нам нужна
одежда? Кора – это одежда у березы, называется береста. Понюхать, чем
пахнет ствол? Посмотреть на верхушку дерева, какого цвета верхняя часть
ствола?
2 неделя: Изучить корни: попробовать вытащить дерево из земли. Что
его держит? Зачем нужны корни? Для того, чтобы дерево росло, ему нужны
не только тепло и вода, но и пища, которую корни «добывают» из земли.
Рассмотреть нижнюю часть ствола и корни.
3
неделя:
Продолжать
рассматривать
листья.
Найти
разные
по
величине и окраске листья березы. Сравнить размер и форму березового и
осинового листа. Собрать разноцветные листья для сушки.
4
неделя:
Исследовать
березу
в
разную
погоду
(дождливую,
солнечную,
морозную).
Каким
живым
существам березка
может
помочь
спрятаться от дождя? Понюхать дерево в дождливую и солнечную погоду.
Утром рассмотреть иней на деревьях. Что это такое? Откуда он взялся? Когда
появляется? Какого цвета?
Ноябрь
1 неделя: Обрадовалось ли дерево первому снегу? Тепло ли будет
березе
под
снегом?
Помогает
ли
снег
дереву?
(Укрывает
березку,
как
одеялом, и она спит зимой).
2 неделя: Рассмотреть дерево. Куда делись листья? (Березка стоит
голая).
Дерево
грустное
или
веселое?
Как
деревья
готовятся
к
зиме?
(Сбрасывают свой наряд и засыпают). Почему листочки не растут осенью?
Чего не хватает дереву? (Солнышка, тепла).
3 неделя: Выяснить, как человек использует березу?
Березовые дрова самые лучшие для печи: дают много жара
и долго не прогорают – не то, что осиновые или еловые.
Из древесины изготавливают мебель, деревянную посуду.
Из бересты народные умельцы мастерят туеса, короба и
различные интересные вещи.
4 неделя: Продолжать выяснять с детьми, как человек использует
березу.
Из веток березы плетут корзины, делают веники и метлы.
Березовый веник в бане все хвори из больного человека
выгоняет.
Из
березовых
почек
приготовляют
лекарства
от
многих
болезней.
И сок у березы вкусный и полезный!
А сколько грибов в березовом лесу!
Береза – людей и кормит, и поит, и лечит, и обогревает, и радует
красотой.
Декабрь
1 неделя: Исследовать снег вокруг дерева. Он чистый или грязный?
Взять образец снега в группу, чтобы он растаял. Рассмотреть талую воду.
Она чистая и грязная?
Помогает ли снег дереву? Измерить его глубину палочкой. Чем больше
снега, тем теплее дереву зимой. Какого цвета снег?
2 неделя: Повесить на березу кормушку. Объяснить, что дерево – это
столовая
и
дом
для
животных.
Какой
корм
любят
птицы?
Что
нужно
принести воробьям, синичкам? Рассмотреть внешний вид птиц, прилетевших
на кормушку. Отметить их особенности: летают, есть крылья, клювы и т.д.
3 неделя: Понаблюдать за березой во время снегопада. Рассмотреть,
потрогать снег. Какой снег? (Холодный, мокрый, сыпучий, …) Какого цвета?
Рассмотреть
снежинки
на
ладошке.
На
что
они
похожи?
Во
что
превращаются снежинки на ладошке?
4 неделя: Приготовить подарки для березки к Новому году – цветные
льдинки.
Украсить
ими
дерево.
Поздравить
с
праздником,
прочитать
стихотворение «Белая береза» С. Есенин.
Понравились ли березке подарки?
Январь
1 неделя: Наблюдение за деревом в ветреную и безветренную погоду.
Что
делает
береза
зимой?
(Спит,
отдыхает).
Мешает
ли
ей
ветер?
Понаблюдать, как качаются, гнутся ветки. Какая погода больше нравится
березе: ветреная или безветренная?
2
неделя:
Подсыпать
корм
в
кормушки.
Наблюдать
за
птицами.
Сравнить внешний вид, повадки воробья и голубя. Отметить их особенности:
наличие крыльев, клювов. Почему птицам зимой трудно найти еду?
3
неделя:
Разучивание
стихотворения
С.
Есенина
«Белая
береза».
Прочитать дереву, приятно ли березе слушать стихотворение? Какое у нее
настроение в это зимний, холодный день?
4 неделя: Наблюдение за березой во время снегопада. В «платье»
какого цвета нарядилась наша березка? Тепло ли ей в таком наряде? Как
помогает ли снег дереву? (Спасает корни от вымерзания, укрывает их).
Измерить снег палочкой, как в декабре, и сравнить результаты.
Февраль
1 неделя: Наблюдение за снегом. Какого цвета снег под деревом?
(Белый). Рассмотреть снег на солнце. (Блестит, переливается). Чистый ли
под
деревом
снег?
Видны
ли
на
нем
следы
грязи?
(Вспомнить
опыт
проведенный в декабре. Повторить).
2 неделя: Наблюдение за стволом и ветками березы. Сравнить ствол и
ветки со своим телом: ствол – это туловище, ветки руки. Ствол у березы
толстый или тонкий? Как это можно проверить? (Обхватить ствол руками.)
Ствол тонкий. Затем обнять осину. Какой у нее ствол? Толстый.
3 неделя: Наблюдение за солнцем. Греет ли оно зимой? (Нет, зимой
холодно, поэтому дети одеты в шубы и валенки.) Обсудить с детьми, где
зимой спрятались насекомые? (Под землей, под корой дерева.) Чем они там
занимаются?
(Спят.)
Солнышко
не
греет,
им
не
хочется
выходить.
Посмотреть трещинки на деревьях.
4 неделя: Наблюдение за деревьями. Подчеркнуть, что дети растут и
березка растет. Она живая, как и мы. Поэтому не нужно ломать ветки,
повреждать кору. Что мы делаем, когда порежемся? А если у березки будет
порез на коре, что нужно сделать? А если отломится ветка?
Март
1
неделя:
Продолжать
наблюдать
за
кормушкой.
Какие
птицы
прилетают к дереву? Какая еда им больше нравится? Что едят воробьи,
синицы,
голуби?
Какого
цвета перья
у синицы?
У
голубя?
Кто из
них
больше? Что помогает птицам летать? А можем ли мы летать? Почему?
2 неделя: Наблюдение за солнцем. Много ли света оно дает? Хорошо
ли греет? Какая одежда на детях? Почему они сняли валенки? Рада ли
березка весне? Почему? Что с ней происходит в это время года? Какое у нее
настроение? (Веселое, солнечное, радостное, хорошее.)
3
неделя:
Изучить
ствол.
Каким
он
стал?
(Погладить,
прижаться
щечкой.) А если обнять руками, можно сказать, что ствол… Исследовать
кору и вспомнить предыдущие исследования.
4 неделя: Наблюдение за таянием снега. Где он тает быстрее всего? (У
ствола деревьев.) Березка хочет «пить», другие деревья тоже. (Посмотреть на
ее соседей: осинку, рябинку.) Корни деревьев впитывают воду. Измерить
палочкой глубину снега у березы, сравнить с предыдущими результатами.
Апрель
1
неделя:
Наблюдение
за
почками.
Березка
проснулась,
и
у
нее
появились почки. Потрогать их осторожно. Какие они: гладкие, клейкие,
маленькие? Чем они пахнут? Знают ли дети о целебных свойствах березовых
почек? Проследить, как из почек появляются листочки.
2
неделя:
Наблюдение
за
ручейками
на
участке.
Откуда
берутся
ручейки, лужи? (Снег тает, превращается в воду.) Выяснить, куда бегут
ручейки,
по
направлению
к
березкам
или
нет.
Изготовить
кораблики.
Проверить, принесут ли ручейки кораблики к нашей березке? А к другим
деревьям?
3
неделя:
Изучать
почву.
После
таяния
снега
понаблюдать
за
опавшими
листьями.
Вспомнить
какими
они
были
осенью
(посмотреть
гербарий), сравнить, отметить изменения. Объяснить детям, что все ценные
питательные вещества, которые были в листьях, вернулись обратно в землю.
Корни деревьев добывают пищу и дерево растет.
4 неделя: Обсудить с детьми, любит ли березка дождь. Может ли
дождь напоить растения? Какое «настроение» у дерева во время дождя?
Меняется ли после дождя цвет коры, листьев? Помогает ли дерево каким –
нибудь
животным
укрыться
от дождя? Где они
могут укрыться?
(Под
листьями, в трещинках коры.) Чьим зонтиком можно назвать дерево?
Май
1 неделя: Исследовать листья. Предложить детям погладить листочек
руками,
сначала
сверху,
потом
снизу.
Какой
он:
гладкий,
шершавый,
колючий? Потрогать кончик листа. Он острый или тупой? Твердый или
мягкий? Провести пальчиком по его окружности. Какой у него край, ровный
или с выемками?
2 неделя: Проверить влажность почвы. Взять палочку и попробовать
воткнуть ее в землю у дерева. Легко или трудно это сделать? Если земля
сухая, что мы можем сделать? Как помочь березке?
3 неделя: Проверить перед дождем, не появились ли возле березки
дождевые черви. Понаблюдать, как они ползают, потрогать их. Дождевые
черви рыхлят почву, перерабатывают гниющую листву, а значит, оказывают
дереву помощь. Если червяк окажется на тропинке, перенести его под дерево,
чтобы никто на него не наступил.
4 неделя: Провести праздник «День березки». Песни, пляски, игры
вокруг дерева. Пригласить в гости «солнышко», «дождик».
Рассказы детей о березе.
На нашей площадке растет береза. Ее зовут Аленушка. Она высокая,
пышная. Кора у березы белая с черными пятнами, шершавая и твердая.
Веточки у березы коричневого цвета, на них есть почки. Из почки скоро
появятся листики. Из коры березы плетут ободочки, делают украшения,
маленькие фигурки. По весне собирают березовый сок. Из веток делают
веники для бани. Наша береза красивая, она очищает воздух всем нам.
(Карманова Варя)
На нашей площадке растет очень много берез. Одна из них очень
красивая, она растет посередине площадки. У нее пушистые ветки. На ветках
почки просыпаются, из них появляются листики, потом осенью опадают, а
весной снова появляются. Ствол у березы белый с черными пятнами. Кора у
нее шершавая, очень твердая. Весной люди собирают березовый сок, Еще
березы очищают воздух. Их березовых веток делают веники для парилки. А
дровами березовыми топят печки, когда холодно.
(Одинцов Леон)
Вокруг
нашего
садика
растут
березы.
На
нашей
площадке
прямо
посередине стоит береза. Она очень высокая, стройная. Ствол у березы бело
– черный, веток много, они коричневые. На ветках есть почки, из них потом
распустятся листочки. Из березовых веток делают веники, из коры – разные
музыкальные инструменты, украшения. Из березовых дров делают лучинки.
В городе березы очищают воздух.
(Фучко Настя)
Березка – это лиственное дерево. У нее скоро появятся листочки и
сережки. Береза тоненькая, красивая, белоствольная. Корнями дерево питает
себя, держится за землю. На белом стволе кармашки черненькие. В лесу под
березой растут подберезовики. От березы берут сок. Из березовой коры,
бересты делают разные украшения: ободки, браслеты, колечки, бусы. Из
березовых веток делают веники, чтобы париться в бане. На березе растут
грибы – чага, из нее делают отвар. Береза нужное и полезное дерево.
(Исаченко Вероника)
Около нашего садика растут березы. А посередине площадки растет
самая высокая, красивая береза. У нее бело – черный ствол, очень твердый.
Ветки длинные. Кора у березы твердая, называется береста. Из коры березы
делают всякие украшения, народные музыкальные инструменты, посуду. Из
ствола березы делают дрова, а из веток вяжут веники.
(Колесов Егор)
На нашей площадке стоит березка. Она высокая, стройная, ствол белый
с
черными
кармашками.
Скоро
на
ветках
появятся
зеленые
листочки
и
сережки. Летом березка будет вся зеленая – зеленая. Из бересты березы
делают разную посуду. Очень вкусный и полезный березовый сок. Береза –
символ нашей Родины!
(Перцева Юля)
Березок
на
нашей
площадке
много,
они
растут
почти
повсюду,
очищают воздух. Она стройная, белоствольная с черными кармашками. На
ней много веток, скоро на ветках будут листья. Летом они зеленые, а осенью
– желтые. Береза дает сок, он полезный. Из березы можно сделать много
деревянных
игрушек.
Березовыми
вениками
парятся
в
бане,
укрепляют
здоровье. Береза – символ нашей страны.
(Шкодник Эдвард)
На нашей площадке растут березы. Береза одета в белое платье с
черными кармашками.
Летом
у березки
зеленое платьишко, а осенью
–
желтое. Зимой она вся белая. Из бересты березы делают игрушки, посуду.
Березовой
корой
растапливают
печку.
Березка
-
наше
самое
лучшее
и
любимое дерево. Про нее поэты написали много стихотворений.
(Иванова Кристина)
Литература
1.
Николаева С. Юный эколог. Система работы в подготовительной к
школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет.
2.
Рыжова Н. «Наш дом – природа»: об экологических пособиях для
детей 5-7 лет.
Подготовили:
Мальцева Надежда Борисовна - воспитатель высшей
квалификационной категории
Дубова Алёна Рудольфовна – воспитатель первой квалификационной
категории
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
Детский сад № 93 «Березка», г. Сыктывкар, Республики Коми, Россия.