Напоминание

Развитие у детей дошкольного возраста пространственных представлений через методики игровой формы обучения в практике работы воспитателя ДОУ


Автор: Кошелева Ольга Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 125"
Населённый пункт: Кемеровская область,г.Новокузнецк
Наименование материала: творческая разработка
Тема: Развитие у детей дошкольного возраста пространственных представлений через методики игровой формы обучения в практике работы воспитателя ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие у детей дошкольного возраста пространственных представлений

через методики игровой формы обучения в практике работы воспитателя ДОУ

Кошелева Ольга Леонидовна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад № 125»,г.Новокузнецк

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон

деятельности

человека,

охватывая

различные

стороны

его

взаимодействия

с

действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики.

Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в

пространстве

оказывает

влияние

на

развитие

его

самосознания,

личности

и,

таким

образом, является составной частью процесса социализации.

Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к

ориентировке

в

пространстве.

Изучавшие

пространственные

представления

и

ориентировку в пространстве исследователи установили, что их несформированность к

концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при

овладении детьми школьными навыками. В соответствиии с ФГОС ДО формирование

элементарных математических представлений включено в образовательную область

Познавательное развитие (П)

1. Развитие интересов детей, их любознательности и познавательной мотивации.

2. Формирование познавательных действий, становление сознания.

3. Развитие воображения и творческой активности.

4. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего

мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,

материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, простран стве и

времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

5. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о

социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

6. Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об

особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира

На занятиях по ФЭМП в детском саду воспитатели целенаправленно работают над

формированием у детей первичных представлений о количестве, величине и

1

пространственном расположении предметов. От того, насколько продуктивны их

педагогические усилия, зависит дальнейшее умственное развитие воспитанников

( Рисунок 1)

Рисунок 1 « Традиционные направления РЭМП в ДОУ»

К моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в направлении

движения в пространственных отношениях между ними и предметами, а также между

предметами. Большое значение имеет развитие умения ориентироваться на плоскости. Вся

работа

должна

строиться

на

основе

выделения

парных

противоположных

понятий:

«налево -- направо», «вперед -- назад» и т. п.

Особенно

важно

обеспечить

действенное

овладение

детьми

пространственной

ориентацией.

Они

должны

не

только

определять

направления

и

отношения

между

предметами, но и уметь использовать эти знания: передвигаться в указанном направлении,

располагать и перемещать предметы и др.

Выделенные

пространственные

связи

и

отношения

должны

отражаться

в

речи

с

помощью предлогов и наречий: в, на, под, над, перед, за, сзади, впереди, вверху, внизу,

выше, ниже, рядом, друг за другом, между, напротив, левая, правая, верхняя, нижняя и др.

Если дети слабо ориентируются в основных пространственных направлениях (впереди,

сзади, налево, направо и др.), необходимо постепенно пополнить их знания.

Познание ребенком пространства и ориентировка в нем процесс сложный и длительный, а

развитие у детей пространственных представлений требует специального обучения. Его

основой должно быть прежде всего накопление знаний о предметах окружающего мира в

2

их пространственных отношениях. В соответствии с этапами работы по формированию

пространственных представлений . (Рисунок 2)

Рисунок 2 «Этапы работы по формированию пространственных представлений с

детьми дошкольного возраста»

С возрастом развивается стремление к более точному определению пространственных

отношений, численному их выражению. Чисто сенсорный опыт восприятия пространства

перестраивается в логическое его познание посредством измерения.

Большое значение для формирования механизма вторично сигнальной регуляции

пространственного различения имеет словарная работа и воспитание культуры речи как на

специальных занятиях (по математике, по развитию речи, изобразительной деятельности,

на физкультурных), так и в играх детей, в их повседневной жизни.(Рисунок 3)

Рисунок 3 « Реализация принципа интеграции на занятиях ФЭМП в ДОУ»

3

С детьми дошкольного возраста действуют пока еще только игровые приемы. Все

методики основаны на игровой форме обучения. Наглядные инструкции, проработки и

повторы, поощрительные слова — все это является частью обучающего процесса.

(таблицы 1,2,3,4)

таблица 1 « В младшей группе ДОУ»

Ребенок должен научиться

Примечание

Младшая группа ДОУ

Четкому различение детьми

частей своего тела и

определение сторон на

самом себе

Так, понятие «впереди» у детей связывается с их лицом, а

«позади» (сзади) - со спиной. Во время умывания или

одевания воспитатель, непринужденно разговаривая с

детьми, называет части тела и лица: «Вымой нос, уши,

подбородок, потри лоб», «Надень на голову платок»,

«Повяжи на шею шарф»

Примечание :

Важно самих малышей побуждать к называнию частей тела и

лица. Если дети недостаточно хорошо ориентируются, можно

провести дидактические игры

«

Купание куклы

»

,

«

Укладывание

куклы спать

»

,

«

Оденем куклу

»

.

Различать парные

взаимно-обратных

направления

так как формирование представлений об одном из них

опирается на формирование представления о другом.

Различать правую и левую

руки

Малыши должны назвать, в какой руке они держат ложку, а

в какой - хлеб, в какой руке у них карандаш, кисточка, а

какой рукой они придерживают бумагу.

Различать и называть руки

связанные с выполнением и

других действий

Например, на музыкальном и физкультурном занятиях

воспитатель предлагает детям взять в правую руку синий

флажок, а в левую - зеленый или в правую руку взять

длинную ленточку, а в левую - короткую, просит малышей

сказать, в какой руке у них тот или иной предмет.

Определять различные

стороны на себе

голова - вверху, ноги - внизу; правая нога, левая нога;

правое ухо, левое ухо и т. п. Данная работа проводится как

индивидуально, так и с небольшими подгруппами детей.

Примечание :

Проводя упражнения, нельзя рассаживать детей друг против

друга, в круг или по углам, потому что в таком случае

нарушается однородность в восприятии пространства. Все

дети и педагог должны сидеть или стоять лицом в одну

сторону. Продолжительность упражнений не превышает 3-5

мин.

Указывать

пространственные

направления от себя

По указанию педагога дети показывают флажками вниз,

вверх, налево, направо.

Навыкам ориентировки на

плоскости листа

На занятиях их учат располагать предметы на листе вверху

и внизу, на верхней и нижней полосках, слева и справа,

раскладывать предметы в ряд по порядку в направлении

4

слева направо.

Примечание :

Показывая приемы изображения предметов на занятиях по

рисованию, педагог называет направление движения

руки: сверху вниз, слева направо и др. Самих детей побуждают

называть направление действия или местоположение

предметов на плоскости

таблица 2 « В средней группе ДОУ»

Ребенок должен научиться

Примечание

Средняя группа ДОУ

Определять, где расположен

тот или иной предмет по

отношению к нему

Основой

различения пространственных

направлений

служит различение частей тела, определение сторон на

самом себе. Большое внимание уделяют упражнениям в

различении левой и правой руки, так как ориентировка в

левом

и

правом

дается

детям

данного

возраста

с

известным

трудом;

закрепляют

умение

показывать

рукой (флажком, палочкой) вперед, назад, вверх, вниз,

налево, направо.

Определять

пространственне положение

расположения предметов

(впереди, перед за, сзади, слева, справа, вверху, внизу).

Вначале детям предлагают определить расположение

только 2 игрушек или вещей, находящихся от них в

противоположных направлениях: впереди сзади, справа

слева. Позднее количество предметов увеличивают до 4.

Предметы сначала располагают на небольшом расстоянии

от ребенка. Постепенно расстояние увеличивают.

Примечание:

После того как ребенок определит расположение предметов,

полезно предложить ему повернуться налево или направо (на

90°), а позднее кругом (на 180°). В дальнейшем это позволит

детям понять относительность в определении

местоположения предметов от самого себя.

Уметь передвигаться в

указанном направлении

После того как дети приобретут умение различать и

называть основные пространственные направления,

их учат передвигаться в указанном направлении.

Организация обстановки

Воспитатель в отсутствие детей прячет игрушки в разных

местах комнаты с учетом предполагаемого

местоположения ребенка (впереди, сзади, слева, справа).

Примечание:

Вначале ребенку предлагают выбирать направление только

из 2 парных предложенных ему направлений (вперед - назад,

5

налево - направо), а позднее - из 4. Постепенно увеличивают

количество игрушек, расположенных с каждой стороны.

Значение

представлений «ближе», «

дальше», «близко», «далеко»

Представления «ближе», «дальше», «близко»,

«далеко» дети получают, производя те или иные действия с

игрушками и предметами. «Чей мяч покатился дальше?

Кто дальше бросил снежок? » - подобные вопросы

привлекают внимание детей к расстоянию. Они

постепенно усваивают значение слов ближе, дальше,

близко, далеко.

Ориентироваться на листе

бумаги, на поверхности

стола

Рассматривают образец в определенном порядке. Сначала

дети называют фигуру, расположенную в центре

(посередине), а затем вверху и внизу или слева и справа

от нее; в соответствующем порядке они воспроизводят

узор. Используются таблицы, на которых изображено от 3

до 5 геометрических фигур. Упражнения проводятся как

фронтально, так и с подгруппами детей.

Использовать жизненные

ситуаций для развития

ориентировки в

пространстве

Ориентировка в пространственных

направлениях - непременный компонент любого

практического действия.

Большие возможности для соответствующих упражнений

предоставляют физкультурные и музыкальные занятия,

утренняя гимнастика и подвижные игры. Четкая

ориентировка в пространстве обусловливает правильное

выполнение двигательных упражнений. Педагог

постоянно указывает направление движения (действия):

«Повернитесь налево (направо), поднимите руки вверх! »

Примечание:

Не следует подменять слова, обозначающие

пространственные направления, называнием предметных

ориентиров («Повернитесь к окну» и т. п.).

таблица3 « В старшей группе ДОУ»

Ребенок должен научиться

Примечание

Старшая группа ДОУ

Различать левую и правую

руку, определять

направление

местонахождения предметов

вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. С этой целью

используют игровые упражнения, рекомендованные для

детей средней группы: «Угадай, кто где стоит! », «Угадай,

что где находится! », «Укажи, где звенит колокольчик» и

6

по отношению к себе

т. п. Их можно проводить как на занятиях по математике,

так и в играх.

Различать

противоположные

направления

Дети

постепенно

научаются

определять

направление

местоположения

любых

предметов,

находящихся

на

значительном расстоянии от них.Детей учат не только

определять,

в

каком

направлении от

них

находятся

предметы, но

и

самостоятельно

создавать

указанные

ситуации: «Встань так, чтобы Аня оказалась впереди, а

Женя - сзади тебя! », «Встань так, чтобы слева от тебя

был стол, а справа - доска».

Уметь передвигаться в

указанном направлении

В старшей группе большое внимание

уделяют закреплению и совершенствованию умения

передвигаться в указанном направлении, изменять

направление движения во время ходьбы, бега.

Примечание:

Полезны упражнения в воспроизведении направления

движения с закрытыми глазами на основе пробного хода в

играх «Накорми лошадку», «Стук-стук в барабан», «Найди

свой значок». опишем последнюю

При ориентировке в пространстве у детей развивают

быстроту и четкость реакции на звуковой сигнал (игры

«Яков, где ты? », «Жмурки с колокольчиком», «Откуда голос?

»). Важно научить детей, действуя по указанию, различать

направления движений..

Установливать

пространственные

отношения между

предметами

Немаловажное значение приобретает обучение детей 5 - 6

лет умению определять положение предмета по

отношению к другому предмету («Справа от матрешки

стоит пирамидка, а слева сидит мишка, сзади матрешки

стоит неваляшка»), а также свое положение среди

окружающих предметов («Я стою за стулом, между

окнами, сзади Наташи» и т. д.).

Уметь ориентироваться от

другого предмета

Дети должны научиться мысленно представить себя в

положении предмета. В связи с этим сначала их

упражняют в определении направления положения

предметов от самого себя (при повороте на 90 и 180°:

стол был впереди, повернулся ребенок - и стол оказался

справа). Далее детей учат определять стороны тела друг

друга, например где у них правая и где левая рука, затем

стороны туловища куклы, мишки и т. д. (Учитывают, что

ребенку значительно легче представить себя в положении

любого одушевленного предмета, чем неодушевленного.)

Ориентироваться на

В старшей группе дети должны научиться свободно

7

плоскости

ориентироваться на плоскости, т.е. в двухмерном

пространстве. Дети должны употреблять точные слова

для обозначения положения предметов по отношению к

листу, полу, площадке. На занятиях по математике дети

получают первые представления о тех или иных

пространственных связях и отношениях. Усвоение их

происходит в разных видах практической деятельности

детей (например, изобразительной).

таблица 4 « В подготовительной к школе группе ДОУ»

Ребенок должен научиться

Примечание

Подготовительная группа ДОУ

свободно ориентироваться в

направлении движения, в

пространственных

отношениях между ними и

предметами, а также между

предметами

Особенно важно обеспечить действенное овладение детьми

пространственной ориентацией. Они должны не только

определять направления и отношения между

предметами, но и уметь использовать эти знания:

передвигаться в указанном направлении, располагать и

перемещать предметы и др.

Выделенные пространственные связи и отношения

должны отражаться в речи с помощью предлогов и

наречий: в, на, под, над, перед, за, сзади, впереди, вверху,

внизу, выше, ниже, рядом, друг за другом, между, напротив,

левая, правая, верхняя, нижняя и др.

Уметь передвигаться в

указанном

направлении, менять

направление движения во

время ходьбы и бега

Усложнение данного вида упражнений выражается в

следующем: увеличивают количество направлений, на

которые ориентируются дети в ходе передвижения;

увеличивают площадь ориентировки; усложняют условия

выполнения заданий.

Для развития умения ориентироваться в ближайшем к

детскому саду окружении проводятся специальные

упражнения: «Дорога в школу». Они позволяют развивать

у детей пространственное воображение, умение

представлять «картину пути».Воспитатель вместе с детьми

оценивает правильность сказанного. Детям можно давать

поручения отвести кого-либо или всю группу в указанное

место.

Уметь выделять заметные

предметные ориентиры,

устанавливать

пространственные

отношения между ними,

направление передвижения

В

старшей

группе

дети

обучались

умению

определять

положение предмета по отношению к другому предмету

,теперь они

должны

научиться

мысленно

помещать

себя

в

положение,

которое занимает

тот

или

иной

предмет. С этой целью дают упражнения на определение

направления положения того или иного предмета от самих

8

от одного предмета к

другому

себя при повороте на 90 и 180° (матрешка была впереди;

повернулся ребенок, и она оказалась справа и т. д.).

Учиться определять, где у

стоящего перед ними правая

и где левая рука,

определять стороны

туловища куклы, мишки и

т. д.

Проводят игровые упражнения, аналогичные тем, которые

использовались в старшей группе, но при этом повышают

требования к скорости определения, вводят элементы

соревнования.

Называть и

объяснятьпространственное

размещение

предметов,устанавливать

причинные, следственные и

другие связи

Как при определении местоположения предметов, так и

при рассматривании картин и иллюстраций дети

должны осознавать, что скрывается за данными

пространственными отношениями. Например, на

картинках нарисованы дети, стоящие в кругу, парами, друг

против друга и т. п. Надо догадаться, что они собираются

делать или что делают. «Кого рассматривает мальчик? Как

вы догадались? Да, мальчик смотрит наверх».

Уметь пользоваться в речи

терминами, обозначающими

пространственные

отношения

В

процессе

рассматривания

картин,

рисования,

конструирования,

изготовления

предметов,

при

передвижении

в

помещении

и

на

улице

воспитатель

побуждает

ребят

употреблять

слова,

отражающие

п р о с т р а н с т в е н н ы е

от н о ш е н и я .

В

р е з у л ь т а т е

представления

детей

о

пространственных

отношениях

принимают

обобщающий

характер.

Важно,

чтобы,

выполнив задание, дети рассказывали как о количестве,

так и о месте расположения тех или иных предметов.

Примечание:

Большую

пользу

приносят

зрительные

диктанты.

Дети

раскладывают геометрические фигуры (палочки, игрушки) на

листе

бумаги

в

соответствии

с

образцом

в

определенном

положении.

Задания

постепенно

усложняют:

увеличивают

количество фигур, изменяют характер их расположения.

Таким образом, только к концу дошкольного возраста (да и то далеко не у всех детей)

складывается ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции, умение

менять

точки

отсчета.

Такая

ориентировка

может

быть,

однако,

сравнительно

легко

сформирована

у

детей

при

помощи

обучения,

в

котором

они

сами

меняют

пространственные отношения между предметами, рассматривают их с разных позиций и

обозначают словесно.

Родителям

стоит

помочь

ребенку

научиться

чувствовать

и

понимать

расположение

предметов относительно точки отсчета. В элементарном их понимании для начала берется

9

опять-таки собственное тело. Чтобы определить, где находится стена, малыш должен к

ней прикоснуться спиной и потом дать характеристику. Если предмет находится сбоку, то

и здесь прикосновение рукой будет необходимым. Так станут накапливаться опыт и знания

до определенного времени, пока ребенок не научится мысленно выстраивать общую

пространственную картину и давать ей словесное описание.

Пространственно-временные

представления

у

дошкольников

лучше

всего

начитать

развивать с 3 лет. Ближе к 6-7 годам нужно усложнить программу и добавить слуховые

диктанты. Это когда ребенка просят расположить на листе бумаги в определенном месте

ту

или

иную

геометрическую

фигуру

или

предмет.

Сегодня

в

такой

форме

может

проводиться диагностика пространственно-ориентировочных знаний.

Приступая

к

занятиям,

стоит

определиться,

какая

методика

формирования

пространственных представлений будет взята за основу. Можно использовать чистую

программу, а можно ее дополнять упражнениями из других программ. Практически все

они основаны на дидактических и интерактивных играх.

Для развития моторной координации стоит уделять внимание играм как в замкнутом

пространстве, так и на открытой местности:

1.

Прекрасно формируют представления на местности игры в прятки. Можно вносить

педагогические элементы, оставляя знаки на том или ином участке площади в виде букв

или геометрических фигур.

2.

Игры с точкой отчета. Это эстафеты и квесты, игры с мячом, которые не только

помогут развить необходимое понимание, но и послужат физическому и эмоциональному

развитию.

3.

Для

развития

моторной

координации

подойдут

игры

на

прохождение

полосы

препятствий. Как вариант, для включения в работу органов слуха игроку закрывают глаза

и ведут по полосе, объявляя, где и как расположены препятствия. Отлично для этих целей

подходит игра в «жмурки» с использованием колокольчика.

Стоит без спешки приступать к обучению ребенка элементарным знаниям. Родителям

необходимо

каждый

день

посвящать

этим

навыкам

определенное

время.

Это

можно

осуществлять

во

время

совместных

игр,

прогулок

на

улице,

купаясь

в

ванной

или

наблюдая в окно за прохожими.

10

Литература

1. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет; Кн.

для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А.

Венгера. – М.: Просвещение, 1988.

2. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1990.

3.

Позднякова

В.

Игровые

комплексы

для

занятий

по

формированию

элементарных

математических представлений // Дошкольное воспитание. – 1996. – №1.

4. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста:

Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991.

5. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М.,

1987.

6.

Штейнберг

В.Э.

Дидактические

многомерные

инструменты:

Теория,

методика,

практика. – М.: Народное образование, 2002.

7. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ.

дошк.

отделений

и

фак.

сред.

пед.

учеб.

заведений.

2-е

изд.,

стереотип.

М.:

Издательский центр «Академия», 2000.

11

ПРИЛОЖЕНИЕ

12

Приложение 1

Игры и игровые упражнения

на развитие пространственных представлений детей старшего

дошкольного возраста

«ПЕРЕЕЗЖАЕМ НА НОВУЮ КВАРТИРУ»

Цель: Научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне,

помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь.

Игровой материал:

1. Предметные картинки (парные) : чашка- стакан-кружка - чашка, масленка -сахарница,

чайник - кофейник, кастрюля - сковорода, платок - косынка, шапка шляпа, платье -

сарафан, свитер - безрукавка, пальто куртка, шуба - зимнее пальто, брюки - шорты, носки

гольфы, чулки - носки, перчатки - варежки, туфли -босоножки, тапки - сандалии, ранец -

портфель, люстра настольная лампа.

2. Коробочки для складывания картинок.

Ход игры: Играют 6-9 детей. Воспитатель вручает каждому ребенку 2-3 пары картинок,

например: чашка - стакан, платок - косынка, ранец - портфель. Рассказывает: «Дети, мы

получили новую квартиру. Надо собрать все вещи и упаковать их для переезда. Сначала я

буду упаковывать посуду. Вы мне будете помогать. Подавайте мне только ту вещь, которую

я назову. Будьте внимательны - многие вещи внешне похожи. Не спутайте, например,

кружку с чашкой, чайник с кофейником. Собранную посуду я сложу в синюю коробку».

Воспитатель называет по одному предмету из каждой пары, например кофейник. Если

ребенок ошибается (предъявляет чайник, картинка остается у него. К концу игры у детей

не должно остаться ни одной картинки. Проигравшим считается тот, у кого остались

картинки. Затем для активизации в речи детей соответствующего словаря воспитатель

предлагает одному ребенку вынимать из коробки собранные картинки и говорить, что он

13

достал,

а

остальным

-

называть

предмет,

объединенный

в

пару

с

предъявляемым.

Например, ведущий говорит: «Перчатки». - «Варежки», - отвечает партнер по игре и

отдает ему картинку.

«У КОГО КАКОЙ ПРЕДМЕТ?»

Цель: Упражнять детей в сравнении двух предметов, одинаковых по названию. Учить,

сравнивая предметы, начинать с существенных (ведущих) признаков; развивать

наблюдательность. Обогащать словарь дошкольников за счет существительных - названий

деталей и частей предметов; прилагательных, обозначающих цвет и форму предметов;

наречий, предлогов. Добиваться использования слов, наиболее точно характеризующих

предмет, его качества и т. п.

Игровой материал:

1. Парные картинки с изображением предметов, отличающихся друг от друга несколькими

признаками и деталями

2. 2 пуговицы, разные по цвету, величине, форме, количеству дырочек;

3. 2 чашки, разные по форме и цвету, с разными рисунками;

4. 2 рыбки, разные по форме тела, длине и окраске плавников и хвоста;

5. 2 рубашки — полосатая и клетчатая, с длинными и короткими рукавами, у одной карман

наверху, у другой - два внизу;

6. 2 фартука разного покроя с разной вышивкой;

7. 2 ведра, разные по форме и цвету;

8. другие предметы: пряжки, шарфы, туфли, лодки и другие

Ход игры: Воспитатель кладет перед детьми по 2-3 пары картинок и объясняет: «На

каждой паре картинок нарисованы одинаковые по названию предметы: рубашки, рыбки,

фартучки.

Но

предметы

чем-то

отличаются

друг

от

друга.

Сейчас

будем

про

них

рассказывать. Про один предмет буду рассказывать я, про другой - тот, кого я вызову.

Рассказывать будем по очереди. Если я назову цвет своего предмета, то и вы должны

назвать

только

цвет;

если

я

скажу,

какой

формы

у

меня

предмет,

то

и

вы

должны

определить форму предмета». Вызывает ребенка и предлагает ему вместе рассказать про

рубашки. Воспитатель. На моей картинке - рубашка. Ребенок. На моей - тоже рубашка.

Воспитатель. У меня рубашка с длинными рукавами. Она для осенне-зимнего сезона.

Ребенок. У меня рубашка с короткими рукавами для весенне-летнего сезона. Воспитатель.

Моя рубашка клетчатая. Ребенок. А моя полосатая. Воспитатель. У рубашки один карман,

расположенный на левой стороне груди. Ребенок. У рубашки два кармана, расположенных

снизу. Другому ребенку воспитатель предлагает вместе рассказать о рыбках.

Воспитатель: У меня рыбка красного цвета. Ребенок. А у меня голубого. Воспитатель. У

моей

рыбки

большой

хвост.

Ребенок.

У

моей

маленький.

Аналогично

проводится

14

сравнение

других

предметов.

При

повторном

упражнении

дети

могут

сравнивать

однородные предметы самостоятельно. В этом случае воспитатель следит на ходом игры,

за правильностью сравнений. Ход игрового упражнения вне занятия. Играют четверо

детей. На столе лежат 4 пары картинок изображениями вниз. Воспитатель предлагает

детям взять по одной картинке из каждой пары. Затем он открывает любую ил оставшихся

на столе картинок и рассказывает о том, что на них изображено. Ребенок, у которого

предмет

того

же

наименования,

включается

в

равнение.

Потом

эти

2

картинки

выкладывают

рядом,

и

играющие

проверяют,

правильно

ли

были

названы

признаки

предметов, обо всем ли было сказано. Воспитатель. У меня желтый фартук. Ребенок. А у

меня голубой. Воспитатель. На моем фартуке один карман. Ребенок. А на моем два

кармана.

Воспитатель.

Мой

фартук

украшен

узором

из

маленьких

кружков,

точек

и

треугольников.

Ребенок.

А

на

моем

фартуке

узор

из

крупных

и

мелких

цветов.

В

дальнейшем на роль ведущего можно назначить кого-нибудь из детей.

«УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ»

Цель: Воспитывать у детей умение различать признаки предмета; развивать

наблюдательность. Закреплять употребление детьми терминов, определяющих

пространственное расположение предметов.

Игровой материал:

Предметные картинки: снеговики, матрешки, петрушка неваляшки, бабочки, медвежата.

Каждый из предметов одного наименования имеет одинаковые и разные признаки с

остальными предметами группы.

Ход игры: Воспитатель показывает картинки, например снеговиков и объясняет: «Перед

вами

шесть

снеговиков.

На

первый

взгляд;

они

как

будто

одинаковые.

Но

если

их

внимательно рассмотреть, то можно заметить различия». Затем воспитатель предлагает

детям поучиться находит сходство и различия. - Посмотрите на лица снеговиков. Они. -.

Одинаковые. У каждого два глаза и оранжевый нос. - На головах? - У одних снеговиков -

ведра, у других - кастрюли. Головные уборы разного цвета. - В руках? - Метлы, лопатки,

веточка. Одни снеговики держат предмет в правой руке, другие - в левой. - Количество

пуговиц? - Где - две, где - три. - Будьте внимательны. Не перепутайте снеговиков, когда я

буду рассказывать об одном из них, - предупреждает воспитатель. - Итак, угадайте, о

котором снеговике я расскажу. У этого снеговика оранжевый нос из картона, на голове

синее ведро, у него метла с красной палкой и две черные пуговицы из угольков. Давая

описание, педагог сначала называет признак, общий для всех снеговиков (оранжевый нос

из картона, потом указывает на признак, имеющийся только у трех снеговиков (синее

ведро, далее отмечает признак, присущий только двум снеговикам (палка красного цвета,

и,

наконец,

обращает

внимание

детей

на

последний

-

отличительный

признак

(две

пуговицы).

Можно

предложить

детям

и

иной

путь

анализа.

Например,

воспитатель

показывает картинки с шестью матрешками и рассказывает об одной из матрешек: «Эта

матрешка в платке («ратного цвета, в руке у нее зеленый платочек. На ее красивом

сарафане одна синяя полоска. Когда я говорю, что мат-инка в платке красного цвета, на

матрешку в платке зеленого цвета не нужно больше обращать внимание. Значит, остаются

15

три матрешки. Когда я сказала, что у матрешки в руке зеленый платочек, исключается еще

одна матрешка. Остаются две. Потом я сказала, что у матрешки на красивом сарафане

одна синяя полоска. Стало быть, теперь вы ее легко сможешь найти». Ребенок, вызванный

к доске, указывает на картинку, о которой, по его мнению, рассказывал воспитатель

(можно сделать под ней какую-то пометку, например поставить мелом черточку). Лишь

после того, как будут заслушаны ответы 10-12 детей, воспитатель указывает на своего

снеговика и матрешку и другие). Затем он убирает остальные картинки и повторяет

описание,

а

дети

контролируют

правильность

выбора.

Описание

Петрушки:

этот

Петрушка в зеленом колпаке с желтой кисточкой. Одна половина его костюма- желтая,

другая - красная. В руке - голубой продолговатый шар. Описание бабочки: у этой бабочки

коричневое тельце, два оранжевых пятна на верхних крылышках и коричневые пятна на

нижних.

Ход игрового упражнения вне занятия : Играют 5 детей, каждый получает по одной

картинке. У воспитателя - по одному комплекту картинок каждого наименования.

Воспитатель предлагает угадать, о которой из неваляшек (матрешек, бабочек и т. д.) он

расскажет: «У этой неваляшки голубое платьице с фиолетовым воротником, с тремя

пуговицами черного цвета. На платье пояс с прямоугольной пряжкой». Ребенок, узнавший

по описанию свою неваляшку, говорит «Это моя неваляшка, потому что у нее голубое

платьице. « затем перечисляет все признаки, которые назвал воспитатель, и кладет свою

картинку рядом с ее. Далее играющие получают другие картинки, и игра продолжается.

«ОТВЕЧАЙ БЫСТРО»

Цель: Упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении; закреплять знания о

птицах, насекомых, рыбах, животных; упражнять в согласовании числительных и

прилагательных с существительными. Развивать ориентировку в пространстве.

Игровой материал:

1. Таблица 1, разделенная на 9 клеток. В каждой клетке - изображение птицы или

животного: в первом ряду - воробей, голубь, дятел; во втором - оса, лиса, стрекоза; в

третьем - волк, бабочка, снегирь.

2. Таблица 2 с 9 клетками. В первом ряду - корова, лось, чайка; во втором - кошка, тигр,

курица; в третьем - собака, лиса, гусь.

3. Таблица 3 с 9 клетками. В первом ряду - лев, жираф, бегемот; во втором - белый

медведь, северный олень, тюлень; в третьем - волк, лось, бобр.

4. Таблица 4 с 9 клетками. В первом ряду - щука, пингвин, морж; во втором — дельфин,

карась, окунь; в третьем - пеликан, кит, сом.

5. Картинка с изображениями животных: теленок, щенок, поросенок, ягненок, котенок,

козленок, медвежонок.

Ход игры: Воспитатель вывешивает перед детьми таблицу 1, предлагает сначала

рассмотреть ее, а затем быстро отвечать на вопросы, которые он будет задавать. За

правильный ответ играющий получает фишку.

16

Вопросы к таблице 1: 1. Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду? 2.

Сколько всего птиц в таблице? (Четыре.) Назовите их. (Воробей, голубь, дятел, снегирь.) 3.

Кого больше, зверей или насекомых? (Больше насекомых, а не зверей.) 4. На сколько групп

можно разделить всех, кто нарисован в таблице? (На три.) 5. Посмотрите на рисунки в

третьем столбиков. (Не путать столбик с рядом) Что общего у всех, кто там нарисован?

(Все летают.) 6. Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего?

(В каждом столбике изображены птица, зверь, насекомое.)

Вопросы к таблице 2: 1. Сравните животных первого и второго столбиков. На какие две

группы их можно разделить? (Дикие и домашние животные.) 2. Какие еще животные в

первом и втором столбиках похожи друг на друга? (Кошка - тигр, лиса - собака.) 3. Как

можно назвать всех, кто изображен в третьем столбике? (Птицы.) 4. Каких птиц больше -

домашних или диких? (Домашних.) 5. Сравните животных второго и третьего рядов. Что

вы заметили общего? (В каждом ряду по одному домашнему, одному дикому животному и

по одной домашней птице.) 6. Посмотрите на всех, кто нарисован в таблице, и скажите,

каких животных больше, домашних или диких? (Поровну.)

Вопросы к таблице 3: 1. Какие животные проводят много времени в воде? (Бегемот,

тюлень, бобр.) 2. Что общего между животными первого ряда? (Это животные жарких

стран.) 3. Что общего между животными второго ряда? (Это животные Севера.) 4. Что

общего между животными третьего ряда? (Эти животные живут в наших лесах.) 5. Что

общего у животных третьего столбика? (Живут в воде большую часть времени.) 6. Какие

животные питаются рыбой? (Белый медведь, тюлень.)

Вопросы и задания к таблице 4: 1. Назовите рыб. 2. Назовите птиц. 3. Кого больше -

птиц или рыб? 4. Назовите всех морских животных. Какое самое крупное? 5. Какое

животное обитает в холодном Северном море? 6. Сравните животных первого и второго

столбиков. Что вы заметили общего? (По одной рыбе, одной птице, одному морскому

животному.) 7. Что общего у всех животных? (Все они живут в воде.) Вопросы по

картинке: 1. Как называются эти животные? 2. Кто в этой группе лишний и почему?

17



В раздел образования