Автор: Дмитриенко Лидия Яковлевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр творческого развития и гуманитарного образования"
Населённый пункт: город Артём
Наименование материала: Программа для работы с родителями
Тема: "Групповые психологические занятия с родителями"
Раздел: среднее образование
Программа «Групповая психологическая работа с родителями
для учащихся 5-6 классов»
Предполагаемая программа опирается на различные теоретические подходы
к пониманию отношений взрослого и ребенка.
Предмет дискуссии – дети и способы взаимодействия ребенка и родителя.
Как поддержать позитивный настрой ребенка, говорить о ситуации, поступке
ребенка, кто выступает инициатором предложения кооперации, как избежать
прямых указаний на соответствующий способ действия ребенка и раскрыть
перед ним возможность самостоятельного решения, проблемной ситуации.
На занятиях с родителями используются:
Профессионально-информационная часть.
Упражнения – индивидуальные и в не больших группах.
Групповая дискуссия.
Обмен личным опытом в воспитании детей.
Процедуры и техники, помогающие понять детские чувства, а так же
позволяющие взглянуть на проблему с другой точки зрения.
Практические рекомендации психолога, основанные на научном подходе к
проблеме воспитания гармоничной развитой личности.
Обучающие семинары
«Я- сообщения» «Активное слушание»
«Степень удовлетворения базовых потребностей» по методике «Дом»
Курс рассчитан на 8 занятий, с периодичностью 1 раз в неделю. Далее
поддерживающие встречи по запросам со стороны родителей.
Продолжительность занятий 1 час 30 минут.
Диагностика родителей:
«Опросник родительского отношения»
«Стиль семейного воспитания» «Родитель- взрослый – дитя»
Диагностика детей:
«Школьная тревожность» «Самоотношение»
«Психологическая атмосфера в классе»
Основной принцип добровольное участие родителей и других значимых
ребенку взрослых.
Тематическое содержание
п/№
Дата
Тема
Содержание
1
Условная и безусловная
любовь.
Необходимые условия для нормального развития
ребенка - удовлетворение фундаментальных
человеческих потребностей в любви, в
принадлежности, то есть нужности другому.
Определение «языка принятия» и «языка непринятия»
Практический семинар по методике «Дом»
2
Школьная тревожность
Тревожность – это субъективное проявление
неблагополучия личности. Тревожность как
переживание эмоционального дискомфорта,
предчувствие грядущей опасности, является
выражением неудовлетворения значимых потребностей
человека…..
3
Как повысить школьную
мотивацию
Что такое мотивация и какие факторы могут ее
снизить. Как вы можете помочь своему ребенку
вступить на путь мотивированного обучения?
Как родители могут поспособствовать появлению у
ребенка внутреннего побуждения к этому.
4
Профилактика агрессивного
поведения
Факторы воспитания и стиля общения взрослых,
провоцирующие детей на ответное агрессивное
поведение и способствующие формированию
негативных эмоциональных состояний детей.
Агрессивный ребенок приносит массу проблем не
только окружающим, но и самому себе. Дети черпают
модели поведения из трех источников….
.
5
Конфликт
Неконструктивные стратегии поведения в конфликтной
ситуации. Конструктивные
способы решения конфликтов: использование
принципа «оба правы», то есть умение договариваться
с ребенком так, чтобы результатами были довольны оба
его участника.
6
Самооценка
Какие основные причины мешают человеку
чувствовать уверенность в себе?
Где истоки неоправданно заниженной самооценки.
Для того чтобы повысить самооценку у ребенка,
необходимо, чтобы он чувствовал себя…
7
Как общаться с ребенком?
«Сила разума»
Лекция нацелена на гармонизацию взаимоотношений
в семье, ведь стиль общения родителей сказывается на
будущем их ребенка.
8
Методы регуляции
психического состояния.
Стресс.
Аутотренинг; Арома-тирапия; Арт-терапия
Муз-терапия; Релаксация; Дыхательные
упражнения
Мышечное расслабления
Методические разработки
п/№
Дата
Тема
Методы - приемы - упражнения.
1
Условная и безусловная любовь.
Презентация «Условная и безусловная любовь»
Ролевая игра «Статуя ребенка».
«Опросник родительского отношения»
Методика «Дом»
2
Школьная тревожность
Презентация
Диагностика школьная тревожность.
Ознакомление с результатами детей.
3
Как повысить школьную мотивацию
Презентация
Диагностика школьной мотивации.
4
Профилактика агрессивного поведения
Презентация
«Особенности семей агрессивных детей»
Практические семинар:
«Активного слушания»,
«Я - сообщения»
5
Взаимодействие в конфликте
Информационная часть.
Групповая дискуссия. Обмен личным опытом.
Диагностика «Конфликтный ли я человек»
Стили поведения в конфликте. Ролевые игры.
6
Самооценка
Презентация «Как повысить самооценку»
Диагностика для детей «Самоотношение»
7
Как общаться с ребенком?
«Сила разума»
10 правил на все времена от Ю. Гиппенрейтер.
Рекомендации психолога
Практические упражнения от Д. Кехо
8
Методы регуляции психического
состояния. Стресс.
Мини лекция. Практические занятия:
Аутотренинг; Арт-терапия
Муз-терапия; Релаксация;
Дыхательные упражнения
Мышечное расслабления
Рациональная терапия