Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ


Авторы: Жигалова Светлана Валерьевна, Зиганшина Елена Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ Прокопьевский горнотехнический техникум им. В.П. Романова
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Прокопьевск
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У

СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Сегодня

выпускникам

СПО

предстоит

работать

в

учреждениях

и

организациях

разных

форм

собственности,

в

разнообразных

сегментах

с о ц и а л ь н о - э ко н ом и ч е с ко й

с ф е р ы ,

в

о бл а с т и

у п р а в л е н и я

и

администрирования. Работодателю важны не просто освоенные молодыми

специалистами знания и умения, а приобретенные квалификации, которыми

он владеет после окончания образовательного учреждения, его компетенции

и компетентности.

Производству

необходимы

специалисты,

обладающие

способностью

решать конкретную производственную проблему и достигать конкретного

результата.

Система

профессионального

образования

гибко

отвечает

на

эти

запросы, формируя у студентов необходимые профкомпетенции.

Для формирования общих и профессиональных компетенций

обучающемуся необходимо владеть рядом учебных дисциплин, имеющих

общепрофессиональное

значение.

Каждая

учебная

дисциплина

способна

внести

вклад

в

повышение

качества

среднего

профессионального

образования.

ФГОС содержит конкретные общие и профессиональные компетенции

по каждой специальности и наша с вами задача их сформировать.

Уже на первом курсе преподаватели общеобразовательных дисциплин

формируют у студентов общие компетенции, которые являются основой для

формирования профессиональных компетенций.

Общие компетенции включают в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их

эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и

нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой

для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального

и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с

коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды

(подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и

личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать

повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в

профессиональной деятельности.

Общие компетенции всех специальностей одинаковые, а по

спец.дисциплинам они начинают расходиться на втором курсе и носят

профессионально-ориентированный характер.

Специальность: 21.02.14 Маркшейдерское дело

ПК 1.1. Определять границы

землепользования горных

и

земельных

отводов.

ПК 1.2. Строить маркшейдерскую опорную и съемочные сети.

ПК 1.3. Применять геодезическое оборудование и технологии.

ПК 1.4. Выбирать рациональные методы и способы измерений.

ПК 1.5. Составлять

топографические

карты,

планы

и

разрезы

местности.

ПК 2.1. Проводить плановые, высотные и ориентирно-соединительные

инструментальные съемки горных выработок.

ПК 2.2. Обеспечивать контроль и соблюдение параметров технических

сооружений ведения горных работ.

ПК 2.3. Проводить анализ точности маркшейдерских работ.

ПК 2.5. Контролировать параметры движения горных пород.

ПК 2.6. Планировать горные работы.

ПК 3.1. Определять параметры залежи полезного ископаемого.

ПК 3.2. Вычислять объемы запасов полезного ископаемого.

ПК 3.3. Вести

учет

качества

и

полноты

извлечения

полезного

ископаемого.

ПК 4.1. Планировать

и

обеспечивать

выполнение

производственных

заданий.

ПК 4.2. Определять

оптимальные

решения

производственных

задач

в условиях нестандартных ситуаций.

ПК 4.3. Контролировать качество выполнения работ.

ПК 4.4. Участвовать

в

оценке

экономической

эффективности

производственной деятельности.

Действенность формирования профессиональных компетенций зависит

от следующих условий:

- неосознанный выбор профессии,

- формирования профессиональной направленности,

- содержания и технологии образовательного процесса,

- последовательного освоения студентами учебных дисциплин.

При формировании профессиональных компетенций у обучающихся

следует учитывать следующие факторы:

1.

Междисциплинарные взаимосвязи.

Покажем

на

конкретном

примере

связь

математики

со

спец.

дисциплинами для специальности « Маркшейдерское дело».

Математика

является

базой

для

студентов

техспециальностей

обеспечивая их математическими знаниями и умениями, необходимыми для

изучения

специальных

дисциплин,

разработки

курсовых

и

дипломных

проектов, для профессиональной деятельности и продолжения образования.

2.

Учебно-исследовательская работа.

Учебно-исследовательская

работа

студентов

способствует

формированию

интереса к познавательной, творческой и практической деятельности, повышает

учебную

мотивацию,

создает

условия

для

социального

и

профессионального

роста, формирования

логического, научного мышления, развития интереса к

выбранной

профе ссии, способствует

формированию

профессиональных

компетенций у студента.

В

техникуме

мы

применяем

следующие

формы

организации

исследовательской работы: защита рефератов, участие в конкурсах и выставках,

дискуссии, олимпиады, публикации студенческих работ, участие в городских,

областных и международных научно-практических конференциях, подготовка и

защита курсовых проектов, выполнение выпускной квалификационной работы.

3.

Индивидуализация обучения (раскрытие индивидуальных способностей

студента,

повышение

степени

сформированности

мышления,

сообразительности).

4.

Опытный преподавательский состав.

5.

Активное

участие

предприятий

в

проведении

практик,

наставничестве, предоставлении актуальных производственных задач в

качестве дипломных проектов.

Вывод: Практические умения и навыки математического характера необходимы

для трудовой и профессиональной подготовки студентов. При обучении математике

формируются

умения

и

навыки

умственного

труда,

планирования

своей

работы,

поиска рациональных путей ее выполнения, критической оценки результатов.



В раздел образования