Напоминание

НОД


Автор: Посельская Тамара Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Солнышко"
Населённый пункт: п.Тикси, Булунского улуса района РСЯ
Наименование материала: Знакомство детей с художественной литературой народов Крайнего Севера
Тема: НОД
Раздел: дошкольное образование





Назад




НОД «Знакомство детей с художественной литературой народов Крайнего

Севера»

Творчество

писателей

эвенов

Николая

Тарабукина,

Платона

Ламутского,

Василия Лебедева и Андрея Кривошапкина.

Сегодня Север , который когда – то называли «Страной белого безмолвия»,

по праву считают «Эстетическим регионом». Далеко за его пределами и за

рубежом хорошо известны имена нивха В.Санги, нанайца Г. Ходжера, манси

Ю. Шесталова, якута С. Данилова. «Чукотским Анакреоном» называют Ю.

Рытхэу.

Эти

писатели

уверенно

заняли

место

в

современной

мировой

литературе и без которых уже нельзя писать научную историю всемирной

литературы наших дней, достойное место занимает юкагир С. Курилов. Его

знаменитый

роман

«Ханидо

и

Халерха»

возвестил

о

подлинном

взлете

литературы

народа,

до

недавнего

прошлого

не

имевшего

своей

письменности.

Почти

не

известными

большой

аудитории

являются

имена

других

представителей малочисленных народов Севера – эвенов В. Лебедева, А.

Кривошапкина,

Д.

Слепцова,

эвенков

Н.

Калитина,

Д.

Апросимова,

чье

творчество отличает не только национальная самобытность, но и стремление

по

своему

выразить

проблемы,

волнующие

человечество.

Литература

малочисленных народностей Севера, в частности эвенская заявила о себе в

30

ые

годы

нынешнего

столетия.

Начиналось

она

с

создания

автобиографических

произведений.

Он

(автобиографический

жанр)

был

самым доступным способом выражения своего видения мира.

Одним из первых писателей , представляющих малочисленные народности

Якутии, был эвен Николай Тарабукин. Именно он стал зачинателем эвенской

литературы. В его творчестве впервые были показаны безрадостные картины

жизни

эвенского

народа,

но

также

впервые

заявила

о

себе

характерная

особенность эвенской литературы – жизнелюбие, оптимизм.

Главной

задачей

нашего

проекта

является

приобщение

подрастающего

поколения к культуре коренных народов. Знакомтсов с литературой народов

Севера

важный

фактор

гуманизации

образования

и

гармонизации

национальных

отношений

в

современных

условиях.

Сегодня

,

когда

к

сожалению,

реальностью

стало

отчуждение

части

молодежи

от

родной

культуры,

с

одной

стороны,

и

незнание,

наша

задача

приобщать

всех

к

духовным истокам национальной культуры Севера.

Николай

СаввичТарабукин

(1910

1956).Особое

внимание

при

чтении

произведения

писателя

Н.

Тарабукина

,

часто

пейзажные

зарисовки

обрамляют

ту

или

иную

главу,

как

бы

символизируя,

что

герои

его

произведений остаются детьми природы, свято хранящими лучшие традиции

своих

предков.

Такова

глава

«Жертвоприношения

дэлбургэ». Во время

кочевок эвены приходят к священному дереву оставляют на его стволе или

ветвях различные вещи: камни, ленты и др.., как бы благодаря его за то,

что оно охраняет их от бед. Пейзаж Тарабукина не только образен, но и

эмоционально возвышен. Писатель оживляет природу: «..горы и сопки со

своими

заиндевевшими,

поседевшими

головами

и

макушками

как

бы

расселись

и

сидят..

лиственницы

и

тополя…как

будто

опечаленные

и

голодные».

Используя

типично

северные

атрибуты

(«деревья

..оделись

в

белые

бараньи

шубы»,

«ползучие

березы..

укрылись

белым

заячьим

одеялом»). Тарабукин в то же время неповторим и оригинален. Он создает

зимнюю «звукопись». В воздухе так и слышится свистящее дыхание мороза,

шуршание

снега:

«

…шапки..шкуры..ушищиплет..посохискрипят..аркан

свистит,

звенит

..олени

ступают…слышен

хруст

и

скрип..

(«Зима»)

.

Совершенно

по

другому

показана

писателем

весна

время

обновления

природы: «Сначала показывается солнце. Земля и все деревья еще одеты в

белую кухлянку. Но вот дыхание солнца коснулось земли…деревья стоят, а с

них потекли капельки пота…земля, испугавшись солнца, спрятала свою белую

кухлянку. И реки …словно кочуют, сидя на нартах, - убегаю от солнца.

Стихотворение Н. Тарабукина «Люблю солнечный свет» (отрывок)

«О, зеленый лес, вольные просторы,

Что есть дороже вас?

Природа родная, я радуюсь тебе такой прекрасной,

Ты всегда нарядна и роскошна, всегда ликуешь и торжествуешь.

Скажи, отчего ты так молода, красива?

Отчего всегда улыбкой ты сияешь?

Скажи: отчего?

Тогда душа моя будет довольна, тогда поэт твой успокоится.

Платон Ламутский (Платон Афанасьевич Степанов) (1920-1986)

Достойным преемником Николая Тарабукина по праву считается Платон

Ламутский.

Знаток

фольклора

эвенского

народа.

Стихи

печатались

на

эвенском, якутском и русских языках. Он является автором ряда поэтических

сборников: «Песня эвена» (1962), «Олененок» (1964), «Рассказы родителей»

(1965),

«Дети

старика»

(1970),

«По

сугробам»

(1970).

Платон

ламутский

является – автором первого в эвенской литературе романа «Сир иччитэ»

(«дух земли»). К сожалению , этот роман до сих пор не переведен на русский

язык. В нем повествуется о жизни эвенского рода в начале нашего столетия.

Автор вводит читателя в удивительный мир народных

сказаний, легенд,

шаманских видений, предсказаний. В центре романа – история обнаружения

эвенами туши мамонта. Боясь страшной кары , местные жители попытались

скрыть находку. Однако ни обращения к духам , ни шаманские камлания не

смогли

избавить

их

от

мысли

о

сопричастности

происшедшему.

Начинавшаяся

среди

эвенов

эпидемия

воспринимается

ими

как

кара

за

совершенное. Помощь приходит извне.

По древнему эвенскому преданию, нельзя трогать, тем более извлекать из

земли останки мамонта, которые погибли не своей смертью – земля может

покарать

Платон Ламутский был больше известен как детский писатель. Его стихи ,

посвященные детям, радостны, солнечны, мудры. Он пишет стихотворение ,

посвященное великому русскому поэту Пушкину, ему хочется сказать свое

слово об «учителе всех поэтов».

Поэт называет Пушкина волшебником,

который дал эвенам знание, приучил к чтению, помог раскрыть самих себя.

Стихи ведликого русского поэта вошли в душу поэта. Ушли в прошлое слова о

«диком тунгусе», как кануло в небытие само это слово ( тунгусы – устаревшее

название эвенков). Новая жизнь пришла в эти суровые края. Мы говорили о

том,

что

Платон

Ламутский

больше

известен

как

детский

поэт.

В

стихотворении «Сир хантан са5аланар??» поэт с откровенностью ребенка

спрашивает6

«Откуда

начинается

земля?».

Размышления

о

судьбе

многострадального эвенского народа, его прошлом, настоящем и будущем

приводят художника к выводу о том, что земля, родина начинается с самого

человека, с того места, где он родился, где открывается «порог тордоха».

Здесь его корни: в народных сказаниях, в праздничных танцах , в доброй

памяти о тех, кому обязан жизнью, кто принес счастье на эту землю:

Василий Дмитриевич Лебедев. (1934-1982)

Есть поэты которых узнают по одной строчке. Эта строчка становится своего

рода

визитной

карточкой

художника

и

отражает

глубинную

суть

его

творчества. Есть такая заветная строчка и у эвенского поэта Василия Лебедева

в его программном стихотворении «Белый олень». С присущим эвенским

свойством

,

казалось

бы

,

обыденному

явлению

придавать

важный

философский смысл В. Лебедев рассказывает о нелегкой судьбе оленеводов,

о том, какое счастье приносит рождение белого оленя – «символа света».

Каждое стихотворение В. Лебедева – это своего рода экскурсия в прошлое,

размышление о настоящем, путешествие в будущее. Но о чем бы ни говорил

поэт, видно, насколько тесно он связан с традициями, обычаями , с прошлым

своего народа. Первый сборник стихов Лебедева не случайно назывался

«Омчэни», по имени легендарного героя эвенов, защитника обездоленных.

Многие стихи Лебедева внешне не притязательны, но обращает на себя

внимание органическое сочетание образности с нарочитой обыденностью,

что придает многим строчкам поэта особую притягательность, неповторимую

живописность.

Хребты Верхоянские

В вечер осенний-

Как черно – белое

Стало оленей, Свинцовые кручи –

Гора за горой-Слились незаметно

С осенней мглой.

Из ночи доносит

Ветер бессоний

Старого дерева

Скрип похоронный,

И птица ночная

Хохочет, дразня

Волков, что завыли

Почуяв меня

Ягель жуют

У палатки олени

Колышет костер

Набежавшие тени

Он будет во мраке

Трещать до утра

А звезды на небе

Как искры костра

Что может быть лучше

Чем слиться с природой

Там, где прошли

Мои лучшие годы1

Поэтической

находкой

можно

назвать

сравнение,

которое

использует

Лебедев , называя своих героев стариков «старыми седыми уямканами».

Уямкан (снежный баран) был излюбленным героем многих произведений

северян, символом мудрости, силы, величия Севера. Через всю эвенскую

литературу проходит одна главная тема, образ Солнца – не только как

явление природы, но и как символ, как олицетворение новой жизни.

По

древнему

эвенскому

преданию,

белый

олень

считался

священным

животным, приносящим счастье.

В стаде оленьем рождается редко

Олень белее снежной земли, Священный олень

Его мои предки

Как символ света берегли.

И никогда не обрубали

Ему ветвистые рога,

Чтоб светом солнечным сияли

Вокруг него снега

Во мраке зимнем и глухом,

В полярной нашей ночи,

Струится от него кругом

Теплого света лучи.

Тронуть его – великий грех,

Нельзя его оскоплять,

Чтоб мог он белый солнечный мех

Потомству передать.

Верхом на него садиться не смей,

Не оскорбляй судьбу,

Иначе тебе до скончания дней

Беду таскать на горбу

Долго живет белый олень,

И умирает сам

Счастье несет его смертный день

Невестам и женихам.

Если со свадьбой тот день совпадет,-

Будет счастливым брак,

Будет младенец от зла огражден

И не угаснет очаг

Легенду, что слышал я в давние годы,

Мне не забыть и в последний день:

Ведь для поэта преданья народа-

Тоже белый олень!

Своеобразным

реквиемом

по

прошлому

является

стихотворение

«Над

могилой нимкалана», которое знакомит нас обычаями, традициями эвенов,

древних предков поэта. Это стихотворение уводит нас в далекое прошлое

эвенского

народа,

у

которого

прекрасная

история.

Многое

общего

мы

находим между античным сказателем – аэдом, древнерусским гусляром –

бояном,

якутским

певцом-импровизатором

олонхосутом

и

эвенским

исполнителем героических сказаний – нимкаланом. Нимкалан знакомит нас с

героями

эвенского

эпоса:

красавицей

Нёлтек,

обитательницей

Верхнего

мира; в Среднем мире, который представлен как царство меди, проживает

богатырь

Чирини,

в

Нижнем

мире

,

находящимся

«под

пятками

гор»,

в

железо

одет

,

живет

людоед

Селинтор.

Мы

узнаем,

что

эвены

знали

и

«золотые

времена»,

когда

–то

существовала

прекрасная

страна

Бохай,

привлекавшая к себе взоры завистливых соседей. Здесь жили сильные люди,

которые вплавь переплывали реки. Видимо , было развито и искусство, если

«рельефами

на

камнях»

остались

лица

героев

тех

времен.

Поэма

эта

вмещает в себя многовековую историю эвенского народа, который пережил

трагедию

исчезновения,

чтобы

вновь

воскреснуть

в

снежных

объятиях

тундры, наедине

с природой, ставшей и другом его, и врагом. Северной

Помпеей можно назвать страну Бохай, на которую «горы …обрушились в

глубь

земли.

И

сгорели

леса

От

жестоких

боев,

И

реки

кровью

текли».

Прошли века, но легенда передается от поколения к поколению как призыв к

миру, согласию между людьми.

Поэзия Василия Лебедева со своей самобытностью, верностью народным

традициям,

с

философским

осмыслением

изображаемого,

со

своим

видением мира, с неисчерпаемым богатством выразительных средств языка

заняла достойное место в эвенской литературе.

Андрей Васильевич Кривошапкин (Родился 1944)

Андрей

Васильевич

является

достойным

продолжателем

традиций

своих

предшественников, положивших начало эвенской литературе. В его стиках,

повестях,

рассказах

отражены

вехи

биографии

родного

народа

с

давних

времен до сегодняшнего дня.

Вступлением

к

большому

разговору

о

жизни

эвенов

Якутии

является

стихотворение Кривошапкина «Мой народ». С глубокой болью создает поэт

картины страшного прошлого своего народа, который пережил холод, голод,

болезни, но: … не сбился с пути, не погиб, не исчез…

Автор поражается мужеству, стойкости своего народа:

Как ты жил , мой народ?

Как ты выжил – здесь,

В белой мгле, в голубом аду?

Всем смертям вопреки,

Всем врагам назло-

Как в столетьях выстоять мог?

Ответы на эти вопросы поэт находит в мудрых, добрых традициях и обычаях

эвенов, по которым жили предки. Люди выжили потому, что «в душе цвело

добро».

Среди любимых героев Кривошапкина главное место занимают оленеводы.

Профессия оленевода знакома и близка поэту:

Не может быть,

Что в некий год

Такой настанет день-

По тундре нашей

Не пройдет,

Не пробежит олень

Оленевод я

И пасу

Оленей круглый год,

Когда мороз трещит в лесу,

Когда пурга

Метет,

Туманы застилают путь…

Забота лишь о том,

Чтоб волка вовремя пугнуть,

Найти хороший корм.

Нельзя оленей

Не любить,

Они – моя судьба.

За ними век готов ходить,

Чтоб только никогда

Не наступил бы

Тусклый год

И не прошел тот день

Когда по тундре

Не пройдет,

Не пробежит олень.

Рассказы Кривошапкина рассчитаны на детей младшего возраста. Условно

главы

сборника

А.

Кривошапкина

«Сын

Чиктикана»

можно

разделить

на

несколько частей. Это рассказы , объединенные одной темой – знакомство с

обычаями, традициями эвенов. К которым с уважением относятся все герои

произведения- от стариков до малышей.

У

эвенов

существует

обычай

самых

уважаемых

мужчин

тили

женщин

называть именами их первенцев или младших детей. Поэтому главного героя

Чиктикана чаще называют «отец Апоки». Апока – сын Чиктикана.

Глава

«

обычай»

знакомит

нас

с

национальными

традициями,

сохранившимися

и

наиболее

проявляющимися

во

время

праздника

оленевода:

это

национальная

борьба

на

снегу,

гонка

оленьих

упряяжек,

соревнования по бегу. Родившиеся в тундре понимают шорохи, звуки, знают

все приметы: если слышно тяжелое сопение оленя- быть в жаре(«Чум»).

«Народов малых не бывает».Москва 1991г.

Составитель Э.С. Коробова.Что же такое русский Север? Чем манит к себе и

многих

людей

его

просторы?

Почти

каждому

Север

видится,

как

земля

далекая, недосягаемая, расположенная на оконечности материка. Как земля

холода, земля тайн и вечных загадок. Север огромен две третиРоссии, более

десяти тысяч в длину – от Кольского полуострова до берегов Тихого океана.

Север

это

край

холодних

зим-

от

минус

40

до

минус

7 0 ,

спродолжительными буранами и метелями. Это край , где 10 месяцев зима –

остальное лето, где долгие полярные ночи и длинные полярные

дни, где

круглый год по огромным тундровым пространствам с юга на север и с

севера на юг кочуют тысячняе стада оленей, где собираются редкие птицы на

свои птичьи базары, бродят медведи и росомахи , лисы и песцы. Север – это

край

где

в

короткое

полярное

лето

успевает

растаять

реки

и

речушки,

скованные метровой толщей льда, расцвести цветы, созреть ягоды и грибы.

Для многих людей Север был и остается краем экзотики и романтики. И

такими

же

экзотичными

кажутся

и

его

коренные

обитатели

племена

и

народы.

Коренные люди Севера – народ выносливый, мужественный, терпеливый.

Им

всегда

были

присущи

такие

качества

,

как

честность,

открытость,

искренность. «Снег на Севере ослепительно белый , как жизнь без вранья»,

говорят старые эвенки. Жизнь северян – это жизнь без вранья. Поэтому

промышленное освоение северных земель – добыча золота и алмазов, руды

и угля, нефти и газа, с первых же шагов вступило в резкое противоречие с

традиционным укладом жизни коренного населения. Добыча нефти, газа,

вырубка лесов, засорение рек, озер поставили под угрозу гибели все живое

вообще.

У больших ли , малочисленных ли народов свои обычаи, свои ремесла, своя

культура. У этих народов – эвенов, эвенков, юкагиров, нанайцев, нивхов и

других- своеобразные обычаи, культура, самобытные ремесла, которые не

всегда способны выдержать изменившиеся условия существования.

Ни в коем случае нельзя для малочисленных народов устанавливать запрет

на вылов или ограничения в рыболовстве. Жизнь малочисленных народов

повседневно связана с рекой и тайгой, они – часть жизненного уклада, а

рыба и мясо наша этническая пища.

Для малых народностей рыболовство, охота, собирательство всегда являлись

древними промыслами. И поэтому у народов с древности сложилась своя

этническая пища, которая помогала сохранять здоровье, предостерегать себя

от болезней. Это очень важно. Этническая пища веками вырабатывается у

каждого народа своя. С ранней весной и до глубокой зимы наши народы

собирали коренья, листья, травы, ягоды, орехи, грибы. Все шло в пищу.

Лекарственные растения становились основой для изготовления того или

иного препарата от какого – то заболевания, применялись как приправа,

люди пользовались плодами собирательства как профилактикой от каких – то

заболеваний. Пример, дети любили тальник. Ободрав кору , соскребали сок

молодого побега, богатого салициловой кислотой., просто нравился кисло –

сладкий вкус побега. Дети на самом деле насыщали себя

витаминами,

которых требовал ослабленный за зиму организм. Все люди малочисленных

народностей большие чаевники, давние, древние: пиличай,

заваренный

березовой чагой или же листьями таволги. И поэтому для нашего народа

долгие годы раковые заболевания не были характерными.

Как известно из литературы и истории, жизнь народов Севера, тесно связана

с природой. Уклад жизни, промыслы, этническая пища – все это природа,

единение с ней.

Круговые

танцы

и

их

значение

и

роль

в

жизнедеятельности

народов

Севера.

У

народов

Арктики

и

Севера

круговой

танец

рассматривается

как

неотъемлемая

часть

обряда,

универсальной

формой

выражения

национального самосознания.

Символика движений, жестов, поз

– это

особое

пространство

культуры

основанное

на

мировоззренческих

представлениях и религиозных воззрениях народов Севера. Сохранение и

развитие

круговых

танцев

является

актуальной

задачей,

способствующей

сохранению культурного разнообразия народов Арктики и Севера. Народа

Арктики

и

севера

на

протяжении

многих

веков

создали

уникалную

танцевальную

культуру.

Танцевальное

творчество

является

самобытным

видом духовной деятельности и практическим опытом северян

и имеет

большое значение в жизнедеятельности народов Севера. Танцы связанные с

поклонением матери – природе, трудовой деятельности, культурой и бытом

имели огромное значение и являлись объединяющим фактором в жизни

рода и племени. Круговой танец осуохай генетически связан со сложной

структурой культового обряда действа ысыах. Танец отражал поклонение

божествам

айыы,

был

призван

установить

диалогическую

связь

людей

с

божествами Верхнего мира.

Круговой

танец

ьэдьэ

-

органическая

часть

национального

праздника

«Ьэбдьэк», «Эвинэк», «Икэнэикэ» (новый год эвенков) и связано со встречей

солнца. По представлениям эвенов, мир создан Всевышнем богом Неба.

Вселенная состоит из трех сфер: Верхнего, Среднего, Нижнего. Средний мир

– мир людей, животных зверей, птиц, растений. Верхний многоярусный мир

состоял из 9 ярусов. Это мир небожителей – боги солнца, луны, молнии и

грома. Также там обитают боги – покровители людей, животных и птиц.

Бог солнца предстает в образе Богини – женщины. Она покровительница

охоты и растительности. В среднем мире обитают также дух земли, дух воды,

дух огня. Дух огня – защитник и хранитель человека. Средний мир отличается

обилием духов. Это дух леса, местности, реки, озера, горы , скал. Дух чума и

стойбища.

В

Нижнем

мире

обитают

злые

духи,

причиняющие

людям

несчастия, беды и болезни. Душа человека после смерти улетает в Верхние

сферы, а не в нижний мир.

Танцы народов Севера имеют ярко выраженный подражательный характер.

Звукоподражания

голосам

птиц

и

зверей

характерная

и

уникальная

особенность традиционных танцев народов Арктики и Севера.

Северный человек идентифицировал себя в круговых танцах с птицами,

оленями,

зверями.

Наследование,

искусное

владение

голосами

птиц,

животных, владения «птичьим языком» это еще один оригинальный способ

проникновения

в

суть

природных

явлений,

попытка

осмыслить,

осознать

тайны

природы,

приблизить

их

к

себе,

попытка

понять

мир

природы,

общение

со

сверхъестественными

силами

природы.

Звукоподражание

широко

распространенная

традиция

и

довольно

хорошо

сохраненная

традиция у народов Севера. У народов Севера широко развиты тотемические

представления,

прежде

всего

,

связанные

с

верой

в

родство

с

определенными

зверями

и

животными.

Влияние

и

отзвуки

этой

веры

прослеживаются и в круговых танцах. Черты тотемистических представлений

выражаются в пластике и танцевальных движениях. Участники имитируют

повадки оленя, медведя, чайки, ворона и других зверей, и птиц. В этих танцах

искусно воспроизводятся птичьи голоса. Танцы сопровождаются гортанными,

придыхательными звуками и ритмическими выкриками. Танец ьэдьэ являлся

оберегом,

защитой

от

военных

нападений

и

танцем

сигналом,

предупреждающим об опасности. В круговых танцах ярко выражен постулат:

«человек часть Природы и Вселенной». Следовательно, он должен жить в

согласии

с

матерью

Природой.

Осознать

себя

частью

природы

это

приоритетная

мысль

северного

человека,

осознавшего,

что

в

суровых

природно – климатических условиях необходимо жить только в согласии с

природой, учесть его законы, согласовать все свои действия с окружающей

природой.

Сохранение

и

развитие

круговых

танцев

и

их

локальных

особенностей

является

актуальной

задачей,

способствующей

сохранению

культурного разнообразия народов Арктики и Севера.

Перечень

художественных

произведений

народов

севера

для

чтения

и

рассказывания по группам

Средняя группа

Произведения Николай СаввичТарабукина для детей.

Мое детство

Охота на зайца

Осень

Зима

Когда наступает весна

Произведения Платон Ламутский (Платон Афанасьевич Степанов)

Сааскыырыа

Сова

Месяц

Паучок

Василий Дмитриевич Лебедев

Белый олень

Манантаба

Андрей Васильевич Кривошапкин

Луна и солнце

Сын Чиктикана

Мой Олененок

Использованная литература

1.

Эвенская

литература

в

школах

РС(Я).

Издательство

«Просвещение»,

Петрова С.М. 1994г.

2. Обрядовая поэзия Саха (Якутов). СП «Наука» РАН, Новосибирск, 1997г.

3. Народов малых не бывает, Москва «Молодая гвардия» 1991г.

4.

«Кырачааннарыллыыллар»,

Н.И.

Бойлохов,

Г.Д.

Новгородов.,

Саха

сиринээ5и кинигэиздательствотаЯкутскай, 1983.

5. Русские путешественники – исследователи Якутии. С.Е.Мостахов.,Якутское

книжное издательство.,1982г.

6. Арктика – мой дом. История освоения Севера в биографиях знаменитых

людей., Ответственный редактор В.Д. Голубчикова., редакторы Е.Р. Акбальян,

И.В. Бодрова, Л.В Яговкина., Москва,, Северные просторы.,2001г.

7. Эвенкийско –русский тематический словарь., Санкт – Петербург, Филиал

издательства «Просвещение» 2007г.

Русские путешественник – исследователи Якутии и Арктики.

На современной карте Якутии нанесено множество географических объектов

и

сотни

различных

знаков,

показывающих

ее

природные

богатства.

Рассматривая

и

сравнивая

карты

Якутии

прошлых

лет

с

нынешними,мы

приходим

к

осознанию

того,

какой

громадный

труд

стоит

за

каждой

черточкой, за каждым знаком. Сколько мужества и подвижничества многих

поколений

путешественников

и

исследователей

понадобилась,

чтобы

мы

узнали географию землю Якутской.

В созвездии выдающихся первопроходцев и исследователей Якутии ярко

сияют имена Семена Дежнева, Ивана Москвитина, Витуса Беринга, Василия

Прончищева, Дмитрия Лаптева, Петра Анжу, Ивана Черского, Александра

Чекановского, Георгия Седова.

Одним из важнейших этапов продвижения русских людей в глубь Сибири

было открытие ими Лены – величайшей реки Севера – Востока Азии. Честь

открытия реки Лены и первых плаваний по ней принадлежит мангазейсскому

казаку

землепроходцу Пантелею ДемидовичуПянде. За три споловиной

года

Пантелей

Пянда

и

его

верные

спутники

проплыли

по

рекам

около

восьми тысяч километров. Пяндда положил начало открытию

Петр Иванович Бекетов.

Русские служилые и торговые люди из Мангазеи и Енисейска , поднимаясь

вверх по нижней тунгуске и Ангаре не раз выходили на левые притоки Лены –

Куту, Чечуй, Вилюй. 25 сентября 1632 году отряд Петра Бекетова повторил

путь Пянды достиг средней Лены , где жили оседлые якуты, здесь казаки

построили небольшой деревянный острог , названный Ленским. Ленский

острог потом перенесли вверх по Лене к озеру Сайсары., на том месте и стоит

сейчас Якутск. Первооснователь города Якутска Петр Бекетов – один из ярких

и колоритных фигур казаков- землепроходцев 17 века. Его имя в 1975 году

было присвоено одной из центральных улиц Якутска.

Иван Иванович Ребров

Русские первопроходцы с выходом на реки Обь, Енисей, и Лену

стали

строить кочи, на которых спускались в низовья этих рек и, выйдя в северный

Ледовитый

океан,

следовали

на

запад

и

восток

вдоль

Арктического

побережья. Кочи на вид неуклюжие суда, сшитые вицами, с парусами из

выделанной оленьей шкуры – ровдуги, были очень удобны для прибрежного

плавания.

Эти

мелкосидящие

суда

входили

в

губы

и

устья

рек;

имея

яйцевидные

днище,

они

при

сжатии

льдов

поднимались

вверх

и,

снабженные

носом,

сделанном

по

принципу

салазок,

были

удобны

для

перетаскивания через льды и волоки.

В первые же годы прихода русских на Лену землепреходцы – мореходы

через

устье

этой

великой

реки

вышли

в

Северный

Ледовитый

океан.

Плавание на запад т восток от Лены первым совершил тобольский служилый

человек

Иван

Иванович

Ребров.

Землепроходцы

искали

на

океанском

побережье новые острова и устья рек, залежи «рыбьего зуба» и племена

северных народностей, не платящих ясака. В 1631 – 1632 годах И. Ребров

побывал на Вилюе, Алдане, Амге. Зиму 1632 – 1633 годов провел с казачьей

ватагой

в

Жиганском

зимовье.

Иван

Ребров

был

первым

из

русских

побывавших в устье реки Оленек. За свою жизнь совершил несколько смелых

морских плаваний к устьям великих сибирских рек (Лены, Оленек, Индигирки

и т.д.), прошел по Сибири от Тобольска и Мангазеи до Колымы. Почти 35 лет

прожил Ребров В Якутии , из них 20 лет он провел в арктических странствиях.

Михаил Васильевич Стадухин.

Зимой

1641

годаотряд

служилых

людей

возглавляемый

Михаилом

стадухиным и Семегомдежневым были отправлени из якутска к верховьям

Индингирки, где жили немногочисленные якуты и тунгусы.

Здесь казаки

занимались сбором ясака, а попутно и сведений о неизвестных еще руссикм

землях и реках. Так в 1642 году аломунский тунгус Чюна дал казакам важные

показания о реке Охоте, впадающий в Ламское (Охотское ) море. Зимой 1942

года кукугирские и мемельские тунгусы рассказали Михаилу Стадухину о

новой реке Моме. «Есть река Мома , - сообщили они, - велика и людей по

ней много, и сидячи люди по ней живут, а не кочьевьем.



В раздел образования