Напоминание

" Сотрудничество педагогов ДО с семьями обучающихся как эффективное взаимодействие для достижения образовательных результатов."


Автор: Ли Елена Дмитриевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУ ДО Дом Творчества
Населённый пункт: г. Бодайбо, Иркутская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: " Сотрудничество педагогов ДО с семьями обучающихся как эффективное взаимодействие для достижения образовательных результатов."
Раздел: дополнительное образование





Назад




« Сотрудничество педагогов ДО с семьями обучающихся как эффективное взаимодействие для достижения образовательных результатов.» Выполнила: Ли Елена Дмитриевна Педагог дополнительного образования МКУ ДО Дом Творчества. г. Бодайбо 2016 г.
Социально-культурная ситуация современной России обусловливает становление качественно новой системы образования: происходит изменение парадигмы отношений образовательных учреждений и семьи в сторону приоритета семейного воспитания. В этих условиях учреждения образования призваны помогать семье воспитывать ребенка, что, в свою очередь, актуализировало выработку единой педагогической позиции в воспитании детей, необходимость организации взаимодействия с семьей с опорой на ценности, традиции и жизненный опыт семьи, урегулирования межличностных и внутрисемейных отношений. Учреждения дополнительного образования детей представляют открытую социально-педагогическую систему, готовую к укреплению и расширению взаимодействия с семьей, выработку единой педагогической позиции в воспитании детей (О. Ю. Арсентьева, М. И. Болотова, В. П. Голованов, Л. Н. Ходунова, А. И. Щегинская) [2]. Анализ существующего теоретического и практического опыта учреждений дополнительного образования детей свидетельствует о наличии необходимых резервов, способствующих, с одной стороны, развитию личности ребенка, с другой - оказанию помощи родителям в семейном воспитании, на основе использования инновационных механизмов взаимодействия в системе «педагог - ребенок - родитель». Однако следует отметить отсутствие действенных механизмов по организации эффективного взаимодействия педагогов и родителей, представленного в настоящее время фрагментарно, что определяет необходимость разработки и внедрения действенных моделей по систематизации работы в данном направлении, обеспеченных необходимыми условиями. Задачи сотрудничества с родителями Достичь гармоничных отношений с родителями, к сожалению, не всегда удается. Далеко не все образовательные учреждения выстраивают на должном уровне отношения с семьей. Из-за чего происходит отчуждение семьи от учреждений дополнительного образования, педагогов от семьи, а семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребенка. Почему это важно? Потому что при объединении усилий педагогов и родителей ребенку обеспечивается двойная защита, эмоциональный комфорт, интересная и содержательная жизнь и в учреждении дополнительного образования и дома.
Задачи сотрудничества с родителями: - Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника. - Объединить усилия для полноценного развития и воспитания. - Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, взаимозаинтересованности и взаимопроникновения в проблемы друг друга. - Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей. - Придерживать уверенность родителей в собственные педагогические возможности. В каком же направлении должен действовать педагог: Необходимо выявить потребности родителей в педагогической поддержке, какая помощь и в чем именно им необходима, готова ли семья к активному взаимодействию с УДО. Нужно выбрать какие формы взаимодействия с родителями наиболее эффективнее использовать в работе педагога. Определиться в каком направлении, поддерживать семью [3]. Направления сотрудничества с родителями в системе дополнительного образования Выделяют условно три направления: - естественно-культурное (укрепление здоровья ребенка, развитие физических качеств, здоровый образ жизни, профилактика курения, наркомании и т.д.), - социально-культурное направление (осознание и развитие особенностей ребенка, умений, навыков, проявление неординарности личности), - социально-психологическое (решение проблем связанных самоутверждения, самореализации, социальной адаптации, решение конфликтных ситуаций, связанных со сверстниками, родителями, педагогами) [2]. Формы взаимодействия с семьей. 1. Наглядная информация. Формы работы по педагогическому просвещению разнообразны. Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освящению педагогического процесса. В
то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителя. Поэтому важно форма и способ подачи информации, а так же её содержание [1]. Родителя нужно заинтересовать информацией, а для этого необходимо соблюдать следующие правила: Оригинальность подачи информации. Вместо привычных заголовков, таких как «Советы родителям», лучше написать «Секреты воспитания ребенка», «Секреты родительского мастерства». Разнообразие и частая смена рубрик в течение года. Небольшие объемы текста. Большой объем информации невольно вызывает нежелание вникать в нее, тем более в состоянии усталости в конце рабочего дня. Если предлагать советы, то их должно быть не больше пяти. Использовать иллюстрации, фотографии, репродукции. Особенно хорошо если эти фотографии из реальной жизни детей в УДО. Формы наглядно-текстовой информации: выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей; групповые выставки детских работ (периодически); именные, индивидуальные выставки детских работ — резюме к выставке составляют совместно родитель с ребенком; галерея детских работ предполагает организованное посещение родителями выставки, по принципу экскурсии, которую ведут сами дети; галерея совместного семейного творчества. Фотовитрины и фотоколлажи: стенды представленные фотографиями детей, отражающих их жизнедеятельность в УДО. Передвижная библиотечка. Эта форма особенно оптимальна для родителей дошкольного и младшего школьного возраста. Передвижная библиотечка предполагает» чтение на месте», когда родители ожидают ребенка. Педагог может выставлять книги по актуальным проблемам воспитания детей, журналы, брошюры, буклеты и т. д. Газета - новая форма наглядно-текстовой информации. Она привлекает своей красочностью, фотографиями детей, статьями, авторами которых являются сами дети, педагоги и сами родители. Газета может включать репортаж с места событий (конкурс, поход), интервью, практические советы, поздравления и благодарности, юмор и многое др.
Журнал - это новый способ установления диалога с семьей на начальном этапе установления сотрудничества. 2. Собрания лектории в последнее время становятся все более эффективной формой с родителями: «Родительская школа», «школа родительского мастерства», «Родительский факультет». Почему возникла эта форма работы с родителями? Ответ ясен: есть факультеты, где готовят химиков, инженеров, физиков, но нет такого факультета, где готовят родителей. Возможна и такая форма как «Университет для родителей», который включает несколько факультетов, когда занятия проходят в течение года по направлениям: «Домашний доктор», «Психологические консультации», " семья и досуг» и др. Родители выбирают то направление, которое для них является более интересным и нужным на данном этапе. 3. Устный журнал данная форма взаимодействия с родителями требует от педагога меньшей подготовки, чем «Родительская школа», в этой форме задействованы несколько ведущих. Устные журналы всегда интересны родителям, так как в течение одного часа они получают необходимый объем нужной информации от разных специалистов. Каждую страницу журнала готовит отдельный специалист: педагог, руководитель, педагог-психолог и т. д. Каждая страница (выступление) длится не более 10 минут. Устный журнал может быть посвящен одной теме или каждая страница — отдельной теме. 4. Золотые фонды - данная форма является интересной, но, к сожалению, она не достаточно популярна, так как требует определенные материальные затраты. В рамках это формы можно организовать следующие фонды: «Семейная видеотека» Сюда входят документальные фильмы о природе, спорте, искусстве, детские художественные и мультипликационные фильмы, которые подходят для совместного просмотра родителей и детей. Видеотека может включать не только фильмы, но и записи детских праздников, конкурсов, ярмарок, открытых занятий или просто жизнь детей в УДО. «Семейная фонотека» включает записи классической музыки, звуки природы.
«Семейная библиотека» в этот фонд могут входить художественная и публицистическая литература, развивающие пособия, методические рекомендации по воспитанию детей, популярная педагогика и психология для родителей, периодические издания. 5. Индивидуальная консультация - эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных консультациях родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей. В приглашении важно сформулировать цель беседы с родителем, недопустима такая формулировка, как «Зайдите ко мне, пожалуйста на следующей неделе», так как данное высказывание приводит родителей в состояние ожидания, мучительной неопределенности и неведения. Зная цель консультации, родитель сможет подготовится к ней не только психологически, но и информационно, собрать какие-либо сведения, вспомнить необходимые факты. Как минимум консультация длиться 20 минут. Консультация «между делом» в шумном общем коридоре никакой пользы не приносит. Успех беседы во многом зависит от педагогического такта, чуткости, способности заинтересовать родителя. Мотив консультации: «Мы вместе против проблемы, но не против друг друга». (Упражнение) — 15 минут При организации консультации учитывать: управление расстоянием между родителем и педагогом; эффективная организация пространства; взгляд и невербальный язык общения; интонация и темп речи. Залог успешной консультации: искренне интересуйтесь родителями (задавайте им вопросы); приветствуйте их радостно и с энтузиазмом, тогда ваш настрой перейдет и к родителям; улыбайтесь; называйте родителей по имени и отчеству; будьте хорошим слушателем (умение слушать — успех любой консультации); держите паузу; внушайте родителю сознание его значимости и делайте это искренне; если вы вынуждены сделать выговор, начните с похвалы, комплимент; сначала говорите о собственных ошибках, а затем уже об ошибках родителей; выражайте родителям одобрение по поводу малейших их удач и отмечайте каждый их успех; не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию. Учитывайте личные интересы родителей.
6. Дни открытых дверей этот день не только средство удовлетворения интереса к тому, как живут дети в УДО. Это прежде всего, способ познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности. Иногда «день открытых дверей» помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее не известном свете. Может проводиться до 3 раз в год. 7. Родительское собрание - основная форма работы с родителями. В котором концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Однако проведение встреч в виде формальных отчетов и поучающих бесед имеет негативные последствия. Нужно использовать методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор. Использование вышеуказанных форм работы с семьей позволяет эффективно взаимодействовать педагогам с родителями. Таким образом, родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как с собственным ребенком, так и с педагогической общественностью в целом [1]. Учреждение дополнительного образования детей - один из важнейших социальных институтов, обеспечивающий всестороннее развитие личности ребенка во взаимодействии с семьей: - обладает богатыми возможностями для личностного развития воспитанников, удовлетворения их потребностей в освоении различных видов и форм деятельности, приобретения опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, опыта общения; - является необходимым звеном современного образования, предоставляя условия для взаимодействия с семьей в целях личностного развития воспитанников разного возраста, а именно: возможность варьирования различных курсов, исходя из интересов родителей и детей; - специфика деятельности учреждения дополнительного образования детей способствует эффективному взаимодействию с семьей и позволяет достигать положительной динамики в данном процессе за счет повышения педагогической культуры родителей, включения родителей в образовательный процесс, поддержания устойчивого интереса к занятиям ребенка, активизирующим его развитие.
Таким образом, анализ существующего теоретического и практического опыта учреждений дополнительного образования детей свидетельствует о наличии необходимых резервов, способствующих, с одной стороны, развитию личности ребенка, с другой - оказанию помощи родителям в семейном воспитании, на основе использования инновационных механизмов взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родитель».
Список литературы 1. Кибардина, Н. М. Из опыта работы педагога дополнительного образования по взаимодействию с семьей / Н. М. Кибардина // Педагогическое мастерство и педагогические технологии Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»; Харьковский государственный педагогический университет имени Г.С. Сковороды; Актюбинский региональный государственный университет имени К. Жубанова; Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». - 2015. - С. 176-177. 2. Купряшина, Н. Д. Совершенствование сотрудничества педагогов и родителей в учреждении дополнительного образования / Н. Д. Купряшина, О. Ю. Сотникова // В сборнике: Всероссийские педагогические чтения «Педагогическое наследие Степана Павловича Титова» Сборник материалов. Барнаул, - 2010. - С. 86-88. 3. Харламова, Т. А. Социально-педагогические условия сотрудничества с родителями в учреждении дополнительного образования детей / Т. А. Харламова // Воспитание школьников. - 2015. - № 2. - С. 54-58.


В раздел образования