" Сотрудничество педагогов ДО с семьями обучающихся как эффективное взаимодействие для достижения образовательных результатов."
Автор: Ли Елена Дмитриевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МКУ ДО Дом Творчества Населённый пункт: г. Бодайбо, Иркутская обл. Наименование материала: Статья Тема: " Сотрудничество педагогов ДО с семьями обучающихся как эффективное взаимодействие для достижения образовательных результатов." Раздел: дополнительное образование
« Сотрудничество педагогов ДО с семьями обучающихся как эффективное
взаимодействие для достижения образовательных результатов.»
Выполнила:
Ли Елена Дмитриевна
Педагог дополнительного образования
МКУ ДО Дом Творчества.
г. Бодайбо
2016 г.
Социально-культурная ситуация современной России обусловливает
становление качественно новой системы образования: происходит изменение
парадигмы отношений образовательных учреждений и семьи в сторону
приоритета семейного воспитания. В этих условиях учреждения образования
призваны помогать семье воспитывать ребенка, что, в свою очередь,
актуализировало выработку единой педагогической позиции в воспитании
детей, необходимость организации взаимодействия с семьей с опорой на
ценности, традиции и жизненный опыт семьи, урегулирования
межличностных и внутрисемейных отношений.
Учреждения дополнительного образования детей представляют открытую
социально-педагогическую систему, готовую к укреплению и расширению
взаимодействия с семьей, выработку единой педагогической позиции в
воспитании детей (О. Ю. Арсентьева, М. И. Болотова, В. П. Голованов, Л. Н.
Ходунова, А. И. Щегинская) [2].
Анализ существующего теоретического и практического опыта учреждений
дополнительного образования детей свидетельствует о наличии необходимых
резервов, способствующих, с одной стороны, развитию личности ребенка, с
другой - оказанию помощи родителям в семейном воспитании, на основе
использования инновационных механизмов взаимодействия в системе
«педагог - ребенок - родитель». Однако следует отметить отсутствие
действенных механизмов по организации эффективного взаимодействия
педагогов и родителей, представленного в настоящее время фрагментарно,
что определяет необходимость разработки и внедрения действенных моделей
по систематизации работы в данном направлении, обеспеченных
необходимыми условиями.
Задачи сотрудничества с родителями
Достичь гармоничных отношений с родителями, к сожалению, не всегда
удается. Далеко не все образовательные учреждения выстраивают на
должном уровне отношения с семьей. Из-за чего происходит отчуждение
семьи от учреждений дополнительного образования, педагогов от семьи, а
семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.
Почему это важно? Потому что при объединении усилий педагогов и
родителей ребенку обеспечивается двойная защита, эмоциональный комфорт,
интересная и содержательная жизнь и в учреждении дополнительного
образования и дома.
Задачи сотрудничества с родителями:
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
- Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
- Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки,
взаимозаинтересованности и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
- Придерживать уверенность родителей в собственные педагогические
возможности.
В каком же направлении должен действовать педагог:
Необходимо выявить потребности родителей в педагогической поддержке,
какая помощь и в чем именно им необходима, готова ли семья к активному
взаимодействию с УДО.
Нужно выбрать какие формы взаимодействия с родителями наиболее
эффективнее использовать в работе педагога.
Определиться в каком направлении, поддерживать семью [3].
Направления сотрудничества с родителями в системе дополнительного
образования
Выделяют условно три направления:
- естественно-культурное (укрепление здоровья ребенка, развитие
физических качеств, здоровый образ жизни, профилактика курения,
наркомании и т.д.),
- социально-культурное направление (осознание и развитие особенностей
ребенка, умений, навыков, проявление неординарности личности),
- социально-психологическое (решение проблем связанных самоутверждения,
самореализации, социальной адаптации, решение конфликтных ситуаций,
связанных со сверстниками, родителями, педагогами) [2].
Формы взаимодействия с семьей.
1. Наглядная информация. Формы работы по педагогическому просвещению
разнообразны. Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна
и имеет огромные возможности по освящению педагогического процесса. В
то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и
родителя. Поэтому важно форма и способ подачи информации, а так же её
содержание [1].
Родителя нужно заинтересовать информацией, а для этого необходимо
соблюдать следующие правила:
Оригинальность подачи информации. Вместо привычных заголовков, таких
как «Советы родителям», лучше написать «Секреты воспитания ребенка»,
«Секреты родительского мастерства».
Разнообразие и частая смена рубрик в течение года.
Небольшие объемы текста. Большой объем информации невольно вызывает
нежелание вникать в нее, тем более в состоянии усталости в конце рабочего
дня. Если предлагать советы, то их должно быть не больше пяти.
Использовать иллюстрации, фотографии, репродукции. Особенно хорошо
если эти фотографии из реальной жизни детей в УДО.
Формы наглядно-текстовой информации: выставки тематические,
посвященные какой-либо теме, связанной с семьей; групповые выставки
детских работ (периодически); именные, индивидуальные выставки детских
работ — резюме к выставке составляют совместно родитель с ребенком;
галерея детских работ предполагает организованное посещение родителями
выставки, по принципу экскурсии, которую ведут сами дети; галерея
совместного семейного творчества.
Фотовитрины и фотоколлажи: стенды представленные фотографиями детей,
отражающих их жизнедеятельность в УДО.
Передвижная библиотечка. Эта форма особенно оптимальна для родителей
дошкольного и младшего школьного возраста. Передвижная библиотечка
предполагает» чтение на месте», когда родители ожидают ребенка. Педагог
может выставлять книги по актуальным проблемам воспитания детей,
журналы, брошюры, буклеты и т. д.
Газета - новая форма наглядно-текстовой информации. Она привлекает своей
красочностью, фотографиями детей, статьями, авторами которых являются
сами дети, педагоги и сами родители. Газета может включать репортаж с
места событий (конкурс, поход), интервью, практические советы,
поздравления и благодарности, юмор и многое др.
Журнал - это новый способ установления диалога с семьей на начальном
этапе установления сотрудничества.
2. Собрания лектории в последнее время становятся все более эффективной
формой с родителями: «Родительская школа», «школа родительского
мастерства», «Родительский факультет». Почему возникла эта форма работы
с родителями? Ответ ясен: есть факультеты, где готовят химиков, инженеров,
физиков, но нет такого факультета, где готовят родителей.
Возможна и такая форма как «Университет для родителей», который
включает несколько факультетов, когда занятия проходят в течение года по
направлениям: «Домашний доктор», «Психологические консультации», "
семья и досуг» и др. Родители выбирают то направление, которое для них
является более интересным и нужным на данном этапе.
3. Устный журнал данная форма взаимодействия с родителями требует от
педагога меньшей подготовки, чем «Родительская школа», в этой форме
задействованы несколько ведущих. Устные журналы всегда интересны
родителям, так как в течение одного часа они получают необходимый объем
нужной информации от разных специалистов.
Каждую страницу журнала готовит отдельный специалист: педагог,
руководитель, педагог-психолог и т. д.
Каждая страница (выступление) длится не более 10 минут.
Устный журнал может быть посвящен одной теме или каждая страница —
отдельной теме.
4. Золотые фонды - данная форма является интересной, но, к сожалению, она
не достаточно популярна, так как требует определенные материальные
затраты. В рамках это формы можно организовать следующие фонды:
«Семейная видеотека» Сюда входят документальные фильмы о природе,
спорте, искусстве, детские художественные и мультипликационные фильмы,
которые подходят для совместного просмотра родителей и детей.
Видеотека может включать не только фильмы, но и записи детских
праздников, конкурсов, ярмарок, открытых занятий или просто жизнь детей в
УДО.
«Семейная фонотека» включает записи классической музыки, звуки природы.
«Семейная библиотека» в этот фонд могут входить художественная и
публицистическая литература, развивающие пособия, методические
рекомендации по воспитанию детей, популярная педагогика и психология для
родителей, периодические издания.
5. Индивидуальная консультация - эта форма самая распространенная и
эффективная. На индивидуальных консультациях родители более охотно и
откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их
тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное
приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по
инициативе самих родителей.
В приглашении важно сформулировать цель беседы с родителем,
недопустима такая формулировка, как «Зайдите ко мне, пожалуйста на
следующей неделе», так как данное высказывание приводит родителей в
состояние ожидания, мучительной неопределенности и неведения. Зная цель
консультации, родитель сможет подготовится к ней не только
психологически, но и информационно, собрать какие-либо сведения,
вспомнить необходимые факты. Как минимум консультация длиться 20
минут. Консультация «между делом» в шумном общем коридоре никакой
пользы не приносит. Успех беседы во многом зависит от педагогического
такта, чуткости, способности заинтересовать родителя.
Мотив консультации: «Мы вместе против проблемы, но не против друг
друга». (Упражнение) — 15 минут
При организации консультации учитывать: управление расстоянием между
родителем и педагогом; эффективная организация пространства; взгляд и
невербальный язык общения; интонация и темп речи.
Залог успешной консультации: искренне интересуйтесь родителями
(задавайте им вопросы); приветствуйте их радостно и с энтузиазмом, тогда
ваш настрой перейдет и к родителям; улыбайтесь; называйте родителей по
имени и отчеству; будьте хорошим слушателем (умение слушать — успех
любой консультации); держите паузу; внушайте родителю сознание его
значимости и делайте это искренне; если вы вынуждены сделать выговор,
начните с похвалы, комплимент; сначала говорите о собственных ошибках, а
затем уже об ошибках родителей; выражайте родителям одобрение по поводу
малейших их удач и отмечайте каждый их успех; не стремитесь, во что бы то
ни стало отстоять собственную позицию.
Учитывайте личные интересы родителей.
6. Дни открытых дверей этот день не только средство удовлетворения
интереса к тому, как живут дети в УДО. Это прежде всего, способ
познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и
обучения, условиями детской деятельности. Иногда «день открытых дверей»
помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к
ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее не известном свете.
Может проводиться до 3 раз в год.
7. Родительское собрание - основная форма работы с родителями. В котором
концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия
образовательного учреждения и семьи. Однако проведение встреч в виде
формальных отчетов и поучающих бесед имеет негативные последствия.
Нужно использовать методы и приемы, которые активизируют внимание
уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед,
создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой
разговор.
Использование вышеуказанных форм работы с семьей позволяет эффективно
взаимодействовать педагогам с родителями. Таким образом, родители
приобретают опыт педагогического сотрудничества, как с собственным
ребенком, так и с педагогической общественностью в целом [1].
Учреждение дополнительного образования детей - один из важнейших
социальных институтов, обеспечивающий всестороннее развитие личности
ребенка во взаимодействии с семьей:
- обладает богатыми возможностями для личностного развития
воспитанников, удовлетворения их потребностей в освоении различных
видов и форм деятельности, приобретения опыта эмоционально-ценностного
отношения к миру, опыта общения;
- является необходимым звеном современного образования, предоставляя
условия для взаимодействия с семьей в целях личностного развития
воспитанников разного возраста, а именно: возможность варьирования
различных курсов, исходя из интересов родителей и детей;
- специфика деятельности учреждения дополнительного образования детей
способствует эффективному взаимодействию с семьей и позволяет достигать
положительной динамики в данном процессе за счет повышения
педагогической культуры родителей, включения родителей в
образовательный процесс, поддержания устойчивого интереса к занятиям
ребенка, активизирующим его развитие.
Таким образом, анализ существующего теоретического и практического
опыта учреждений дополнительного образования детей свидетельствует о
наличии необходимых резервов, способствующих, с одной стороны,
развитию личности ребенка, с другой - оказанию помощи родителям в
семейном воспитании, на основе использования инновационных механизмов
взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родитель».
Список литературы
1.
Кибардина, Н. М. Из опыта работы педагога дополнительного
образования по взаимодействию с семьей / Н. М. Кибардина //
Педагогическое мастерство и педагогические технологии Сборник
материалов III Международной научно-практической конференции.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Чувашский государственный
университет имени И.Н. Ульянова»; Харьковский государственный
педагогический университет имени Г.С. Сковороды; Актюбинский
региональный государственный университет имени К. Жубанова; Центр
научного сотрудничества «Интерактив плюс». - 2015. - С. 176-177.
2.
Купряшина, Н. Д. Совершенствование сотрудничества педагогов и
родителей в учреждении дополнительного образования / Н. Д. Купряшина, О.
Ю. Сотникова // В сборнике: Всероссийские педагогические чтения
«Педагогическое наследие Степана Павловича Титова» Сборник материалов.
Барнаул, - 2010. - С. 86-88.
3.
Харламова, Т. А. Социально-педагогические условия сотрудничества с
родителями в учреждении дополнительного образования детей / Т. А.
Харламова // Воспитание школьников. - 2015. - № 2. - С. 54-58.