Автор: Игнашова Светлана Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ДО МБОУ гимназия имени Ф.К САЛМАНОВА Населённый пункт: г.Сугргут Тюменской области ХМАО-ЮГРА Наименование материала: НОД по развитию речи в соответствие с ФГОС Тема: "Приглашение любимой бабушке" Раздел: дошкольное образование
Форма занятия: игра «Что? Где? Когда?»
Цель: активизация познавательного интереса.
Задачи: систематизировать знания детей о животных родного края,
формировать умение детей работать в коллективе, принимая общее решение ,
развивать логическое мышление, память , интерес к городам Иркутской
области, , стремление больше читать познавательной литературы,
формировать у детей экологическое мировоззрение.
Оборудование: техническое оснащение – мультимедийный проектор,
магнитофон с записью телепередачи «Что? Где? Когда?» и музыкальной
паузы, презентация достопримечательностей городов Иркутской области ,
картинки животных нашего леса, магнитная доска ,табло, волчок, конверты с
вопросами, песочные часы, эмблемы.
Ход занятия.
I Орг момент (звучит музыка из телепередачи «Что? Где? Когда?»)
II Основная часть
-Ребята, я пригласила вас сегодня на познавательную игру «Что? Где?
Когда?», посвященную животным нашего леса.
С каждым годом на нашей
планете становится все меньше и меньше диких животных. Кое-кто может
подумать, что животные исчезают только из-за охоты человека на них.
Многие виды животных исчезают от косвенного влияния человека на их
жизнь. Дело в том, что человек невольно отнимает у своих «меньших
братьев» естественные места обитания животных, их кормовые участки.
Отрицательно сказывается на численности животных вырубка лесов, вспашка
степей, освоение пустынь, осушка болот, засорение рек промышленными
отходами, загрязнение морей и атмосферы. Эти действия истребляют
животных так же быстро, как и с помощью ружья, яда, капканов.
Сейчас важно сохранить любой вид животных, которых природа создавала в
течение долгих миллионов лет.
Справедливо говорит об отношении людей к живой природе известный
английский ученый Дж. Даррелл: «Наш мир так же сложен и так же легко
уязвим, как паутина. Коснитесь единой паутинки, и дрогнут все остальные. А
мы не просто касаемся паутины, мы оставляем в ней зияющие дыры, ведем,
можно сказать, биологическую битву против окружающей среды». Дело в
том, что фауна нашей планеты — это не случайное скопление различных
видов животных, а единая система и выпадение любого, самого
незначительного на первый взгляд звена ведет к серьезным изменениям. Вот
почему важно сохранить каждый вид животных. Каждый вид неповторим,
интересен и нужен природе и человеку.
В этой игре мы с вами попытаемся выявить: какие животные нашего леса
нуждаются в защите.
-А теперь, пожалуйста, представьтесь: кто вы, из какого города приехали, чем
любите заниматься.
-Итак, мы начинаем нашу игру.
(представляю капитана команды, объясняю правила игры)
(крутится волчок, звучит музыка)
1 вопрос: г. Братск
Мелкий грызун. Имеет длинное тело с пушистым хвостом, уши вытянуты,
покрытые мехом. Кроме орехов, употребляют в пищу семена, плоды,
насекомых, яйца небольших птиц. Часто встречается на территории
«Сосновой горки» . (белка)
(показ слаида)
Белки ведут древесный образ жизни: устраивают убежища в дуплах или
строят на деревьях из ветвей шарообразные гнезда с крышей и боковым
выходом, называемые «гайно».Численность белок уменьшается, т.к. из меха
этого ценного пушистого зверька делают ни только кисточки для
рисования, но и шубы и шапки.
2 вопрос: г. Черемхово
Посреди пруда на островках устраивают они себе жилища из сучьев и веток.
Там они живут, едят кору деревьев, а сучья и куски дерева на постройку
жилья тащат, которое называется хатка. О ком идет речь? ( бобр) (показ
слаида)
Бобры великие строители. Излюбленное местообитание бобров – тихие,
лесные медленно текучие реки. Вот тут они и строят свои знаменитые
жилища-хатки. Масса бобра20-30кг. Питаются бобры главным образом
листьями, корой деревьев и кустарников. Прежде, чем приступить к
трапезе, бобры непременно смачивают ветку водой. На зиму бобры делают
запасы. В 19 веке бобры чуть не погибли из-за моды на бобровые шубы и
воротники. Спасло их то, что мода быстро прошла и были приняты законы
об охране животных. Этих животных в наших краях берегут и охраняют.
Если вы увидите в лесу этого животного, помните об этом!
3 вопрос: г. Усолье-Сибирское
Шуба у этого зверя палево-дымчатая, морда, как у домашней кошки, ростом с
овчарку, ноги длинные, с широкими мохнатыми лапами, хвост короткий,
будто обрубленный, на кончиках торчащих ушей кисточки, а на щеках
широкие бакенбарды. Он отлично лазает по деревьям. (рысь) (показ слаида)
•Рыси снег не страшен: на своих широких, сильно опушенных лапах легко
ходит по глубокому снегу. Она хорошо лазает по деревьям, если
потребуется, может долго плыть. Она терпеливо поджидает добычу у
тропы или совершенно бесшумно подкрадывается к ней. И редко кому
удается спастись от этого сильного, ловкого и очень красивого зверя.
Однако у этого зверя очень ценный мех, поэтому она является объектом
спортивной охоты.
4 вопрос: г. Зима
Пословица гласит, что его ноги кормят. О ком идет речь? (волк ) (показ
слаида)
•У волка прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутьё. В волчьей
стае царит железная дисциплина – вожаку подчиняются все безоговорочно.
Они считаются санитарами леса, т.к. они уничтожают только слабых и
больных животных.
Музыкальная физминутка
5 вопрос: г. Тулун
Это ночное животное. Днем он отсыпается, а ночью ест разную траву и
грибы. Зимой он питается корой деревьев и тонкими веточками. (заяц )
•Зайцы – беляки приносят детишек обычно три раза: в марте – апреле
рождаются «настовички». В это время ещё лежит снег, который ночью
покрывается твёрдой коркой – настом. Второй раз в июне; в это время
колосится рожь, цветёт гречиха – и зайчат называют «колосовичками», или
«гречишниками». И третий раз зайчиха приносит «листопадничков» - они
появляются в августе, когда начинается листопад. Численность этих
животных с каждым годом становится все меньше и меньше, т.к. у него
очень много врагов: ни только хищники нападают на этого зверька, но и
люди их истребляют в личных целях.
6 вопрос: г. Нижнеудинск
Черный ящик.
Это белое кристаллическое вещество с острым вкусом, растворяющееся в
воде.
Без нее не может жить ни один живой организм, предохраняет продукты от
гниения, понижает температуру таяния снега и льда. В весенний период
лесники насыпают это вещество для лосей.
•Охота на лося запрещена. Люди создают лосиные фермы, где лосей
кормят, лечат даже доят. Молоко лосей сходно по вкусу с коровьим, но
более жирное и менее сладкое. Оно используется в лечебном питании.
7 вопрос: г. Тайшет
Много холмиков земляных в поле. А под ними ходы подземные прорыты. Их
много, и они очень длинные. Пробирается зверь своим ходом по переходам,
разных червей, личинок собирает. Найдет – съест. Сам он маленький,
мордочка хоботком вытянута, лапки будто вывернутые. Кто это? (крот)
•Кроты-маленькие подземные зверьки с длиной тела от 4 до 20 см. Зрение
слабое, но очень хорошо развито осязание и обоняние. Питаются кроты
дождевыми червями, майскими жуками, куколками различных бабочек. В
поисках пищи кроты повреждают корни деревьев и различных
хозяйственных культур, в связи с этим люди пытаются бороться с ними
химическими средствами, убивая тем самым этих симпатичных и полезных
животных(польза от кротов состоит в том, что они рыхлят почву,
способствуя её увлажнению, а также уничтожают большое количество
вредителей).
8 вопрос: г. Иркутск
Этот зверь очень осторожен и нелюдим. Любит глухие места с буреломами,
ягодниками, болотами и речками, в которых есть рыба. Питается ягодами,
орехами, насекомыми, рыбой, а иногда мелкими грызунами, может даже
напасть на лосей и других крупных животных. ( медведь)
•Медведь действительно косолапый, топает, идёт через лес напрямик, не
заботясь о тишине, - разыскивает гнёзда диких пчёл. Хищник могучий,
сильный, осторожный. При необходимости он может тащить ношу по лесу
в 400-500кг, может мчаться со скоростью скаковой лошади, причём
бежать может не один километр. Если медведи не накопят достаточно
жира, они часто не залегают в берлоги, бродят по лесу, нападают на всё
живое, тогда их называют – медведь-шатун. Бурый медведь внесен в
красную книгу.
III Заключительная часть:
Подведение итогов, награждение.
-Чему было посвящено наше занятие?
- Как нужно относиться к животным?
Нор звериных.
Птичьего гнезда
Разорять не будем
Никогда!
Пусть птенцам
И маленьким зверятам
Хорошо живётся
С нами рядом!