Автор: Атнагулова Лилия Сагитовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО г.Казани "Детская музыкальная школа №15"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие музыкального и образного мышления на уроках фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
Развитие музыкального и образного мышления на уроках фортепиано.
Научить
музицировать
можно
любого
ученика,
имеющего
даже
весьма
средние
данные,
что
требует
от
педагога
высокого
профессионализма
и
творческого
подхода
к
обучению
ребенка.
Все
знания
необходимо
преподносить по возможности в виде интересной игры.
Как только ребенок начинает знакомиться с инструментом, надо научить его
слушать
и
слышать
звуки,
соединяющиеся
в
мелодии,
прислушиваться
к
красоте музыкального звука.
Для
того
чтобы
научить
слушать
звук,
нужно
давать
яркие
пьесы,
разнообразные
по
характеру
и
настроению.
Добиваться
выразительного
исполнения, показывать игровые движения, которые помогают выражению
музыкального смысла.
Умение слушать звук поможет в дальнейшем приобретению певучего легато,
цельности музыкальной фразировки.
Формирование самостоятельного музыкального мышления учащегося тесно
взаимосвязано с развитием осознанного восприятия музыки, выразительного
и осмысленного исполнения произведений.
Важным фактором является раскрытие музыкально-образного содержания
произведения
в
единстве
с
его
формой.
Ученики
знакомятся
с
элементарными
способами
развития
музыкальных
тем
:
имитацией,
варьированием,
секвенцией,
знакомятся
с
сонатной
формой,
рондо,
полифоническими
формами.
Такие
важные
для
пианиста
понятия,
как
позиция,
артикуляция,
темп,
динамика,
-
детям
объясняются
в
игровой
форме.
Умение
самостоятельно
мыслить
воспитывается
путем
определенной
тренировки
воли
и
внимания.
Важно,
чтобы
основная
мыслительная
деятельность
приходилась
на
учащегося.
Используя
небольшие
задания,
развивать у ученика творческую инициативу : предложить сочинить мелодию
на заданный ритмический рисунок, подобрать знакомую мелодию и сыграть
ее от разных нот, самостоятельно проставить аппликатуру т.д. Творческое
музицирование активизирует процесс обучения.
В процессе обучения важную роль играет самостоятельная работа.
Навык
самостоятельной
работы
успешно
развивается
в
том
случае,
если
ученик понимает, какие художественные задачи ставит педагог,- фразировка,
динамика, аппликатура, звук и т.д. Если ученик воспринял яркий образ, у него
появляется необходимость передать этот образ собственными силами.
Результат самостоятельной работы - привычка с самоконтролю. Очень важно
развивать
бережное
отношение
к
тексту,
точно
выполнять
все
указания
композитора, для достижения точного авторского замысла.
Полезно периодически выучивать самостоятельно небольшие произведения,
что способствует улучшению качества самостоятельной работы ученика и
появлению привычки к самоконтролю.
Большое значение для развития музыкального мышления имеют навыки
разбора
и
чтения
нот,-
так
происходит
наполнение
смыслом
процесса
разучивания ,развивается внимание и слуховой контроль.
Игра в четыре руки должна продолжаться на протяжении всего времени
обучения, постепенно охватывая материал оперных, симфонических и других
произведений, что расширит музыкальный кругозор учащихся.
Итак, что развивает музыкальное и образное мышление :
- Развитие творческой инициативы - научить ученика слушать себя.
- Выработка умения инициативно и творчески заниматься на музыкальном
инструменте.
- Развивать способность критически относиться к собственному исполнению.