Напоминание

"Развитие музыкального и образного мышления на уроках фортепиано"


Автор: Атнагулова Лилия Сагитовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО г.Казани "Детская музыкальная школа №15"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие музыкального и образного мышления на уроках фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие музыкального и образного мышления на уроках фортепиано.

Научить

музицировать

можно

любого

ученика,

имеющего

даже

весьма

средние

данные,

что

требует

от

педагога

высокого

профессионализма

и

творческого

подхода

к

обучению

ребенка.

Все

знания

необходимо

преподносить по возможности в виде интересной игры.

Как только ребенок начинает знакомиться с инструментом, надо научить его

слушать

и

слышать

звуки,

соединяющиеся

в

мелодии,

прислушиваться

к

красоте музыкального звука.

Для

того

чтобы

научить

слушать

звук,

нужно

давать

яркие

пьесы,

разнообразные

по

характеру

и

настроению.

Добиваться

выразительного

исполнения, показывать игровые движения, которые помогают выражению

музыкального смысла.

Умение слушать звук поможет в дальнейшем приобретению певучего легато,

цельности музыкальной фразировки.

Формирование самостоятельного музыкального мышления учащегося тесно

взаимосвязано с развитием осознанного восприятия музыки, выразительного

и осмысленного исполнения произведений.

Важным фактором является раскрытие музыкально-образного содержания

произведения

в

единстве

с

его

формой.

Ученики

знакомятся

с

элементарными

способами

развития

музыкальных

тем

:

имитацией,

варьированием,

секвенцией,

знакомятся

с

сонатной

формой,

рондо,

полифоническими

формами.

Такие

важные

для

пианиста

понятия,

как

позиция,

артикуляция,

темп,

динамика,

-

детям

объясняются

в

игровой

форме.

Умение

самостоятельно

мыслить

воспитывается

путем

определенной

тренировки

воли

и

внимания.

Важно,

чтобы

основная

мыслительная

деятельность

приходилась

на

учащегося.

Используя

небольшие

задания,

развивать у ученика творческую инициативу : предложить сочинить мелодию

на заданный ритмический рисунок, подобрать знакомую мелодию и сыграть

ее от разных нот, самостоятельно проставить аппликатуру т.д. Творческое

музицирование активизирует процесс обучения.

В процессе обучения важную роль играет самостоятельная работа.

Навык

самостоятельной

работы

успешно

развивается

в

том

случае,

если

ученик понимает, какие художественные задачи ставит педагог,- фразировка,

динамика, аппликатура, звук и т.д. Если ученик воспринял яркий образ, у него

появляется необходимость передать этот образ собственными силами.

Результат самостоятельной работы - привычка с самоконтролю. Очень важно

развивать

бережное

отношение

к

тексту,

точно

выполнять

все

указания

композитора, для достижения точного авторского замысла.

Полезно периодически выучивать самостоятельно небольшие произведения,

что способствует улучшению качества самостоятельной работы ученика и

появлению привычки к самоконтролю.

Большое значение для развития музыкального мышления имеют навыки

разбора

и

чтения

нот,-

так

происходит

наполнение

смыслом

процесса

разучивания ,развивается внимание и слуховой контроль.

Игра в четыре руки должна продолжаться на протяжении всего времени

обучения, постепенно охватывая материал оперных, симфонических и других

произведений, что расширит музыкальный кругозор учащихся.

Итак, что развивает музыкальное и образное мышление :

- Развитие творческой инициативы - научить ученика слушать себя.

- Выработка умения инициативно и творчески заниматься на музыкальном

инструменте.

- Развивать способность критически относиться к собственному исполнению.



В раздел образования