Автор: Налимова Наталья Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 6 г. Магнитогорска,
Населённый пункт: Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: "За нами будущее"
Раздел: начальное образование
Классный час-деловая игра
(начальные классы)
За нами
будущее…
Составитель: Налимова Н.П.
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 6
г. Магнитогорска
Первый классный час в 3 классе по
теме: «За нами будущее…»
Форма проведения – деловая игра
«Человек играет только тогда,
когда он в полном значении слова человек,
и он бывает вполне человеком лишь тогда,
когда он играет»
Ф.Шиллер.
Цель проведения деловой игры – расширить представления учащихся о
правилах жизнедеятельности коллектива; получить новые знания по
самоуправлению; продолжить сплочение коллектива , как единого организма,
способного саморазвиваться и совершенствоваться; предоставить
возможность выбора своей роли, в игровой форме наполнить классный час
духом соревнования.
Задачи игры:
· научиться планировать ответы на заданные классом вопросы, вопросы
учителя;
· развивать проективные умения у учащихся;
· воспитывать ответственное отношение ко всем заданиям определенной
деловой игры.
Ход игры:
1.
Под музыку песни о школе дети входят в класс и садятся на свои места.
У каждого на парте есть листочек определённого цвета (синий,
красный, зелёный).
- Как вы думаете, ребята, почему в класс вы вошли сегодня под
музыку?
- А почему именно под песню о школе?
Чтец 1.
Всё начинается со школьного звонка!
В далёкий путь отчаливают парты.
Там, впереди, покруче будут старты,
И посерьёзней будут, а пока
Всё начинается со школьного звонка!
Чтец 2.
Звенит звонок, зовёт ребят
К работе – к нашей, детской,
А ведь звонки с утра звенят
По сей земле российской!
Везде в отечестве своём,
От края и до края,
Мы крепнем, учимся, растём,
О будущем мечтаем.
- Посмотрите вокруг. Вот он , ваш школьный
класс. Что изменилось в нём? (отремонтирован, чисто, нарядно, светло,
на стенах новые средства передвижения по стране Знаний: воздушные
шары и ракеты)
- Да, молодцы! Многое заметили, да не всё. Вы стали другими. Почему
я так говорю? (подросли, поумнели, повзрослели…)
- Что вы ждёте от нового учебного года? О чём мечтаете? На что
надеетесь? Попробуйте написать 2-3 предложения на своём листочке.
(работают 2-3 минуты)
В это время открывается доска с надписью «За нами будущее? За
нами будущее! За нами будущее. За нами будущее…»
- Что можете сказать о записях на доске?
- Сколько слов?
- Все ли они вам понятны?
- Что такое будущее?
- Что заметили интересного, или странного?
- Почему стоят разные знаки препинания в конце предложений? Они же
все одинаковые…
- А какое предложение вы бы выбрали и почему?
- Конечно, токарь и космонавт, врач и хлебороб, строитель и офицер,
академик и геолог, учитель и товаровед – мы все «родом» из школы.
Задачи нынешнего столетия будут решать те, кто сегодня сидит за
школьными партами, т.е. ВЫ. В школе вы учитесь активно жить,
работать, думать, искать. Уже сейчас, не дожидаясь, когда окончите
школу, вы учитесь работать, вы строите своё будущее, и какое оно
будет, это будущее, зависит именно от вас, от каждого из вас.
- Скажите, а можно ли построить будущее в одиночку?
- Да, строить его надо сообща, вместе. Я думаю, что девизом нашего
разговора будут вот эти слова: «Учиться, чтобы знать. Знать, чтобы
уметь. Уметь, чтобы делать».
- Готовы ли вы сегодня учиться работать вместе? Хотите ли начать
строить своё общее будущее? Т
Тогда начнём. Вы помните, что в конце прошлого учебного года я
говорила, что у нас в школе создана детская организация, у которой уже
есть имя, прочтите его.
На доске разбросаны буквы, из которых дети составляют слово
«ЭСКАДРА»
- Что можете сказать об этом слове?
- Да, в толковом словаре это слово объясняется как отделение флота,
под своим флагманом; отряд кораблей, судов, под одним начальством.
Понятно, что в нашем случае эскадра это часть детского, ученического
коллектива в возрасте от 6,5 лет до 11 лет, живущих по одним
правилам, и, конечно же, выполняющих их.
Эскадра это что- то мощное, способное побеждать и двигаться вперёд.
Как вы уже поняли, в эскадру будут входить все классы начальной
школы. Это экипажи, которые будут путешествовать по стране знаний и
учёбы все 4 года. В этом году мы пересаживаемся со своих воздушных
шаров на более быстрый транспорт - поезд.
- Сколько вагонов в нашем поезде? (3)
-Что в них различно? (цвет)
-Кто заметил, а что ещё имеется в классе точно такого же цвета?
(листочки на партах)
Итак, начинаем игру «За нами будущее…»
1 задание
Нужно быстро занять свои места в экипажах в соответствии с тем
цветом листочка, какой у вас есть на парте. Прежде чем начать
пересаживание, подумайте, как это сделать быстро, не шумно. Как
договориться о месте встречи с другими членами экипажа? ( Дети
пытаются быстро пересесть, учитель делает подсказку, ставит на 1 ряд
красный флажок, на второй – жёлтый флажок, на третий ряд – зелёный.
Либо возможен вариант наличия этих флажков на учительском столе, а
дети могут самостоятельно выбрать себе ряд для экипажа. (Одна
минута на вывод – удалось- не удалось . + и -)
2 задание
- Итак, экипажи расселись по своим местам. А вот и новое препятствие
на нашем пути. Все вы очень разные. В каждом экипаже есть и
мальчики и девочки; КТО-ТО ТЕРПЕЛИВ, А КТО – ТО ДРАЧЛИВ,
КТО-ТО ХОХОТУН, А КТО – ТО МОЛЧУН. Но вам нужно научиться
договариваться между собой. Я даю вам сейчас по листочку, на котором
напечатаны слова. Что это за слова, вы поймёте, прочитав их. Ваша
задача, разделить эти слова на два столбца, по какому – то признаку и
объяснить свой выбор. Не забывайте, что вы экипаж, одно целое,
действуйте вместе.
(У детей на столах появляется лист со следующими словами: злоба,
крикливость, доброта, усидчивость, внимание, лень, старательность,
дружба, безделье, враньё, драчливость, сквернословие, улыбка, забота,
решительность, усердие, трудолюбие, лживость, торопливость,
завистливость, творчество, высокомерие )
Под спокойную музыку экипажи выполняют деление по признаку
«Отрицательное»- «Положительное» в человеке. Время выполнения 3-5
минут.
- Давайте послушаем друг друга. Кто готов отвечать за свой экипаж?
(выслушиваем и проверяем классификацию)
- Рассмотрите внимательно слова, которые вы отнесли к
положительным, хорошим чертам в человеке. Почему они нужны для
вас? Помогают ли они строить ваше будущее? Готовы ли их взять с
собой в будущее? А у всех ли уже развиты эти черты характера ,или их
ещё надо развивать?
На доске появляется «ромашка»
внимательность
ответственность
доброта
забота
решительность
трудолюбие
творчество
эскадра
усердие
усидчивость
терпение
дружба
-
Что необычного в нашей ромашке?
Если
я
соединю
нашу
ромашку
и
паровоз,
что
это
вам
напоминает?
(Паровозик из Ромашково)- Да, ребята. А помните в этой удивительной сказке
такие слова: « - А теперь зачем стоим? – удивились пассажиры.
- Закат, только и сказал паровозик. – И если мы не увидим его, то может быть,
мы опоздаем на всю жизнь. Ведь каждый закат – единственный в жизни.
И
теперь
уже
никто
не
спорил.
Долго
смотрели
пассажиры
на
закат
и
спокойно
ждали
паровозного
гудка…»
И
вы,
наверное,
помните,
как
волновался паровозик из Ромашково, когда, наконец, добрался до станции. О
ждал, что сейчас эти строгие дяди и тёти пойдут к начальнику жаловаться.
Однако дяди и тёти почему-то улыбались и сказали:
-Паровозик, спасибо!
А начальник станции немало удивился:
- Да вы же опоздали на три дня!
-Ну и что, - сказали пассажиры. – А могли бы опоздать на всё лето, на всю
жизнь!..
Ты, конечно, понял смысл моей сказки. Иногда не стоит торопиться. Если
видишь красивое, если видишь хорошее, - остановись!»
-
А
как
вы
думаете,
ЧТО
ПОМОГЛО
ПАРОВОЗИКК?
(ТЕРПЕНИЕ,
ДОБРОТА, ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ, КРАСОТЕ)
Так вернёмся к нашим качествам, попробуем выбрать такие из них, самые
важные,
без
которых
не
построишь
будущего
счастливого,
доброго,
справедливого, мирного (перечисление)
-Молодцы, хорошие качества нам предстоит воспитать и развить в себе. Но
чтобы
это
сделать
воспользуемся
народной
мудростью,
советами
наших
предков, вы уже догадались, что я говорю о пословицах. Они нам тоже могут
помочь в нашей работе.
3 задание.
Каждый экипаж получит сейчас конверт, в котором найдёт отрывки хорошо
знакомых,
я
надеюсь,
вам
пословиц.
Ваша
задача
восстановить
эти
пословицы, каждому началу подобрать конец, и постараться выбрать такие
две пословицы, чтобы они помогли нам успешно строить будущее.
(для 1 экипажа)
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Делу – время, а потехе – час.
Маленькое дело- лучше большого безделья.
Человек живёт век, а доброе дело – два.
(для 2 экипажа)
На смелого собака лает, а трусливого – кусает.
Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Счастье без ума –дырявая сума, где найдёшь, там и сгубишь.
(для 3 экипажа)
Труд человека кормит, а лень портит.
Без труда мечта мертва.
Упустишь минуту - потеряешь час.
Что одному не под силу, то легко коллективу.
В ромашке добавляются ещё 6 лепестков. По 2 от каждой каждого экипажа с
пословицей.
-Спасибо, ребята. А кто сейчас сможет объяснить, что мы делаем, во что
играем? Или не играем? (решаем, какие качества нужны человеку, чтобы
построить будущее таким, чтобы за него не было стыдно)
-Всё ли легко мы преодолели, или что-то показалось трудным? Хорошо ли
работать вместе, почему?
-В
этом
учебном
году
мы
попробуем
жить
одним
коллективом
в
трё1х
экипажах. У каждого человека есть имя, у каждого экипажа тоже есть своё
имя. Чтобы долго не обсуждать имена экипажей предлагаю опять поработать
сообща,
одним
экипажем
3-а
класса.
Имена
наших
экипажей
будут
начинаться с одной и той же буквы «С».
Посмотрите
на
наш
поезд
и
подумайте,
какой
он.
Слово-имя
на
«с»
(СКОРЫЙ, СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ, СТРЕЛА). Отличные имена получили мы
сегодня
в
подарок
себе.
Все
эти
имена
движутся
к
намеченной
цели
–
СТРЕЛА – точна, быстра, сильна. СКОРЫЙ – точно быстро долетит до цели.
СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ – быстрый и мощный - как молния).
- Договоритесь между собой в экипажах и сейчас к доске подойдут по одному
представителю
и
выберут
своё
имя
экипажу.(карточки
с
именами
перевёрнуты)
-Подведём итог нашей деловой игры. Мы выбрали 3 экипажа. Дали им имена.
Установили качества, которые нам нужны, чтобы добиться успеха. Давайте их
ещё раз произнесём (читают). Мы их разовьём, если будем поступать по
мудрому совету пословиц (читают)
-Как и в каждой семье, так и у каждого члена экипажа есть своя роль, своё
задание. До следующего классного собрания обсудите в своих экипажах, по
какому девизу вы будете жить и работать. (Учитель раздаёт детям варианты
названий
поручений
и
сроки,
когда
каждый
экипаж
должен
будет
предоставить
свои
списки,
на
листе
находится
дата
первого
заседания
командиров экипажей). И ещё одна просьба, подумать над именем нашего
общего экипажа 3-а класса. А девиз, я думаю, у нас уже есть. Учиться,
чтобы знать, знать, чтобы думать, думать, чтобы делать.