Напоминание

"За нами будущее"


Автор: Налимова Наталья Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 6 г. Магнитогорска,
Населённый пункт: Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: "За нами будущее"
Раздел: начальное образование





Назад




Классный час-деловая игра

(начальные классы)

За нами

будущее…

Составитель: Налимова Н.П.

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 6

г. Магнитогорска

Первый классный час в 3 классе по

теме: «За нами будущее…»

Форма проведения – деловая игра

«Человек играет только тогда,

когда он в полном значении слова человек,

и он бывает вполне человеком лишь тогда,

когда он играет»

Ф.Шиллер.

Цель проведения деловой игры – расширить представления учащихся о

правилах жизнедеятельности коллектива; получить новые знания по

самоуправлению; продолжить сплочение коллектива , как единого организма,

способного саморазвиваться и совершенствоваться; предоставить

возможность выбора своей роли, в игровой форме наполнить классный час

духом соревнования.

Задачи игры:

· научиться планировать ответы на заданные классом вопросы, вопросы

учителя;

· развивать проективные умения у учащихся;

· воспитывать ответственное отношение ко всем заданиям определенной

деловой игры.

Ход игры:

1.

Под музыку песни о школе дети входят в класс и садятся на свои места.

У каждого на парте есть листочек определённого цвета (синий,

красный, зелёный).

- Как вы думаете, ребята, почему в класс вы вошли сегодня под

музыку?

- А почему именно под песню о школе?

Чтец 1.

Всё начинается со школьного звонка!

В далёкий путь отчаливают парты.

Там, впереди, покруче будут старты,

И посерьёзней будут, а пока

Всё начинается со школьного звонка!

Чтец 2.

Звенит звонок, зовёт ребят

К работе – к нашей, детской,

А ведь звонки с утра звенят

По сей земле российской!

Везде в отечестве своём,

От края и до края,

Мы крепнем, учимся, растём,

О будущем мечтаем.

- Посмотрите вокруг. Вот он , ваш школьный

класс. Что изменилось в нём? (отремонтирован, чисто, нарядно, светло,

на стенах новые средства передвижения по стране Знаний: воздушные

шары и ракеты)

- Да, молодцы! Многое заметили, да не всё. Вы стали другими. Почему

я так говорю? (подросли, поумнели, повзрослели…)

- Что вы ждёте от нового учебного года? О чём мечтаете? На что

надеетесь? Попробуйте написать 2-3 предложения на своём листочке.

(работают 2-3 минуты)

В это время открывается доска с надписью «За нами будущее? За

нами будущее! За нами будущее. За нами будущее…»

- Что можете сказать о записях на доске?

- Сколько слов?

- Все ли они вам понятны?

- Что такое будущее?

- Что заметили интересного, или странного?

- Почему стоят разные знаки препинания в конце предложений? Они же

все одинаковые…

- А какое предложение вы бы выбрали и почему?

- Конечно, токарь и космонавт, врач и хлебороб, строитель и офицер,

академик и геолог, учитель и товаровед – мы все «родом» из школы.

Задачи нынешнего столетия будут решать те, кто сегодня сидит за

школьными партами, т.е. ВЫ. В школе вы учитесь активно жить,

работать, думать, искать. Уже сейчас, не дожидаясь, когда окончите

школу, вы учитесь работать, вы строите своё будущее, и какое оно

будет, это будущее, зависит именно от вас, от каждого из вас.

- Скажите, а можно ли построить будущее в одиночку?

- Да, строить его надо сообща, вместе. Я думаю, что девизом нашего

разговора будут вот эти слова: «Учиться, чтобы знать. Знать, чтобы

уметь. Уметь, чтобы делать».

- Готовы ли вы сегодня учиться работать вместе? Хотите ли начать

строить своё общее будущее? Т

Тогда начнём. Вы помните, что в конце прошлого учебного года я

говорила, что у нас в школе создана детская организация, у которой уже

есть имя, прочтите его.

На доске разбросаны буквы, из которых дети составляют слово

«ЭСКАДРА»

- Что можете сказать об этом слове?

- Да, в толковом словаре это слово объясняется как отделение флота,

под своим флагманом; отряд кораблей, судов, под одним начальством.

Понятно, что в нашем случае эскадра это часть детского, ученического

коллектива в возрасте от 6,5 лет до 11 лет, живущих по одним

правилам, и, конечно же, выполняющих их.

Эскадра это что- то мощное, способное побеждать и двигаться вперёд.

Как вы уже поняли, в эскадру будут входить все классы начальной

школы. Это экипажи, которые будут путешествовать по стране знаний и

учёбы все 4 года. В этом году мы пересаживаемся со своих воздушных

шаров на более быстрый транспорт - поезд.

- Сколько вагонов в нашем поезде? (3)

-Что в них различно? (цвет)

-Кто заметил, а что ещё имеется в классе точно такого же цвета?

(листочки на партах)

Итак, начинаем игру «За нами будущее…»

1 задание

Нужно быстро занять свои места в экипажах в соответствии с тем

цветом листочка, какой у вас есть на парте. Прежде чем начать

пересаживание, подумайте, как это сделать быстро, не шумно. Как

договориться о месте встречи с другими членами экипажа? ( Дети

пытаются быстро пересесть, учитель делает подсказку, ставит на 1 ряд

красный флажок, на второй – жёлтый флажок, на третий ряд – зелёный.

Либо возможен вариант наличия этих флажков на учительском столе, а

дети могут самостоятельно выбрать себе ряд для экипажа. (Одна

минута на вывод – удалось- не удалось . + и -)

2 задание

- Итак, экипажи расселись по своим местам. А вот и новое препятствие

на нашем пути. Все вы очень разные. В каждом экипаже есть и

мальчики и девочки; КТО-ТО ТЕРПЕЛИВ, А КТО – ТО ДРАЧЛИВ,

КТО-ТО ХОХОТУН, А КТО – ТО МОЛЧУН. Но вам нужно научиться

договариваться между собой. Я даю вам сейчас по листочку, на котором

напечатаны слова. Что это за слова, вы поймёте, прочитав их. Ваша

задача, разделить эти слова на два столбца, по какому – то признаку и

объяснить свой выбор. Не забывайте, что вы экипаж, одно целое,

действуйте вместе.

(У детей на столах появляется лист со следующими словами: злоба,

крикливость, доброта, усидчивость, внимание, лень, старательность,

дружба, безделье, враньё, драчливость, сквернословие, улыбка, забота,

решительность, усердие, трудолюбие, лживость, торопливость,

завистливость, творчество, высокомерие )

Под спокойную музыку экипажи выполняют деление по признаку

«Отрицательное»- «Положительное» в человеке. Время выполнения 3-5

минут.

- Давайте послушаем друг друга. Кто готов отвечать за свой экипаж?

(выслушиваем и проверяем классификацию)

- Рассмотрите внимательно слова, которые вы отнесли к

положительным, хорошим чертам в человеке. Почему они нужны для

вас? Помогают ли они строить ваше будущее? Готовы ли их взять с

собой в будущее? А у всех ли уже развиты эти черты характера ,или их

ещё надо развивать?

На доске появляется «ромашка»

внимательность

ответственность

доброта

забота

решительность

трудолюбие

творчество

эскадра

усердие

усидчивость

терпение

дружба

-

Что необычного в нашей ромашке?

Если

я

соединю

нашу

ромашку

и

паровоз,

что

это

вам

напоминает?

(Паровозик из Ромашково)- Да, ребята. А помните в этой удивительной сказке

такие слова: « - А теперь зачем стоим? – удивились пассажиры.

- Закат, только и сказал паровозик. – И если мы не увидим его, то может быть,

мы опоздаем на всю жизнь. Ведь каждый закат – единственный в жизни.

И

теперь

уже

никто

не

спорил.

Долго

смотрели

пассажиры

на

закат

и

спокойно

ждали

паровозного

гудка…»

И

вы,

наверное,

помните,

как

волновался паровозик из Ромашково, когда, наконец, добрался до станции. О

ждал, что сейчас эти строгие дяди и тёти пойдут к начальнику жаловаться.

Однако дяди и тёти почему-то улыбались и сказали:

-Паровозик, спасибо!

А начальник станции немало удивился:

- Да вы же опоздали на три дня!

-Ну и что, - сказали пассажиры. – А могли бы опоздать на всё лето, на всю

жизнь!..

Ты, конечно, понял смысл моей сказки. Иногда не стоит торопиться. Если

видишь красивое, если видишь хорошее, - остановись!»

-

А

как

вы

думаете,

ЧТО

ПОМОГЛО

ПАРОВОЗИКК?

(ТЕРПЕНИЕ,

ДОБРОТА, ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ, КРАСОТЕ)

Так вернёмся к нашим качествам, попробуем выбрать такие из них, самые

важные,

без

которых

не

построишь

будущего

счастливого,

доброго,

справедливого, мирного (перечисление)

-Молодцы, хорошие качества нам предстоит воспитать и развить в себе. Но

чтобы

это

сделать

воспользуемся

народной

мудростью,

советами

наших

предков, вы уже догадались, что я говорю о пословицах. Они нам тоже могут

помочь в нашей работе.

3 задание.

Каждый экипаж получит сейчас конверт, в котором найдёт отрывки хорошо

знакомых,

я

надеюсь,

вам

пословиц.

Ваша

задача

восстановить

эти

пословицы, каждому началу подобрать конец, и постараться выбрать такие

две пословицы, чтобы они помогли нам успешно строить будущее.

(для 1 экипажа)

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Делу – время, а потехе – час.

Маленькое дело- лучше большого безделья.

Человек живёт век, а доброе дело – два.

(для 2 экипажа)

На смелого собака лает, а трусливого – кусает.

Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

Счастье без ума –дырявая сума, где найдёшь, там и сгубишь.

(для 3 экипажа)

Труд человека кормит, а лень портит.

Без труда мечта мертва.

Упустишь минуту - потеряешь час.

Что одному не под силу, то легко коллективу.

В ромашке добавляются ещё 6 лепестков. По 2 от каждой каждого экипажа с

пословицей.

-Спасибо, ребята. А кто сейчас сможет объяснить, что мы делаем, во что

играем? Или не играем? (решаем, какие качества нужны человеку, чтобы

построить будущее таким, чтобы за него не было стыдно)

-Всё ли легко мы преодолели, или что-то показалось трудным? Хорошо ли

работать вместе, почему?

этом

учебном

году

мы

попробуем

жить

одним

коллективом

в

трё1х

экипажах. У каждого человека есть имя, у каждого экипажа тоже есть своё

имя. Чтобы долго не обсуждать имена экипажей предлагаю опять поработать

сообща,

одним

экипажем

3-а

класса.

Имена

наших

экипажей

будут

начинаться с одной и той же буквы «С».

Посмотрите

на

наш

поезд

и

подумайте,

какой

он.

Слово-имя

на

«с»

(СКОРЫЙ, СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ, СТРЕЛА). Отличные имена получили мы

сегодня

в

подарок

себе.

Все

эти

имена

движутся

к

намеченной

цели

СТРЕЛА – точна, быстра, сильна. СКОРЫЙ – точно быстро долетит до цели.

СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ – быстрый и мощный - как молния).

- Договоритесь между собой в экипажах и сейчас к доске подойдут по одному

представителю

и

выберут

своё

имя

экипажу.(карточки

с

именами

перевёрнуты)

-Подведём итог нашей деловой игры. Мы выбрали 3 экипажа. Дали им имена.

Установили качества, которые нам нужны, чтобы добиться успеха. Давайте их

ещё раз произнесём (читают). Мы их разовьём, если будем поступать по

мудрому совету пословиц (читают)

-Как и в каждой семье, так и у каждого члена экипажа есть своя роль, своё

задание. До следующего классного собрания обсудите в своих экипажах, по

какому девизу вы будете жить и работать. (Учитель раздаёт детям варианты

названий

поручений

и

сроки,

когда

каждый

экипаж

должен

будет

предоставить

свои

списки,

на

листе

находится

дата

первого

заседания

командиров экипажей). И ещё одна просьба, подумать над именем нашего

общего экипажа 3-а класса. А девиз, я думаю, у нас уже есть. Учиться,

чтобы знать, знать, чтобы думать, думать, чтобы делать.



В раздел образования