Автор: Налимова Наталья Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 6 г. Магнитогорска,
Населённый пункт: Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: Использование занимательных материалов на уроках литературного чтения для активизации познавательной деятельности учащихся 3-4 классов
Раздел: начальное образование
Использование
занимательных
материалов
на
уроках
литературного
чтения для
активизации познавательной деятельности
учащихся 3-4
классов (на примере урока литературного чтения,
«Школа России», 4
класс.)
Налимова Наталья Петровна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 6,г. Магнитогорск
В
настоящее
время
всё
больше
и
больше
требований
предъявляется
к
современному
учителю,
к
продуктивности
его
деятельности
на
уроке.
Современные
дети
отличаются
от
детей,
приходивших
в
школу
в
конце
девяностых. Они более информированы, более сведущи в области обращения с
техникой, но и более ранимы, неуравновешенны. Всё более сложно им, да и
нам, разобраться в потоке информации, поэтому очень важными становятся
уроки
литературного
чтения,
цель
которых
не
только
привить
любовь
к
чтению, познакомить с миром литературы, но и научить работать вдумчиво с
текстом, уметь находить в нём нужную информацию, перерабатывать её. Не
секрет, что современные дети всё реже и реже обращаются к книге.
На своих уроках я часто
использую различные задания занимательного
характера,
которые
помогают
учащимся
в
познании
нового
материала;
привлекают
внимание
ребят
к
возникающим
проблемам.
Вот
почему
я
считаю, что умелое использование подобных заданий на уроках несомненно
приносит огромную пользу.
Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется не только
возросшими требованиями как к воспитанию, так
и
к
образованию,
но
и
самим
временем,
с
его
всё
ускоряющимся
темпом
получения
самой
разнообразной информации.
Познание нового - что это для современного ребёнка? Картинки, мультики,
комиксы, компьютерные игры? Да, это всё ярко, наглядно, быстро меняющаяся
обстановка,
а
значит
что-то
новое,
необычное,
привлекательное.
Ребёнок
блуждает в потоке информации, он привыкает снимать «сливки», то, что лежит
на поверхности, и считывание информации получается неполным, быстрым,
лёгким.
Таким образом, к семи годам ребенок превращается в «умного лентяя», ум его
тоже – ленивый. Это и является одной из причин ослабления читательской
деятельности
ребёнка,
в
результате
которой
мы
теряем
умного
читателя.
Ребёнок получает нужную информацию из других источников, часто уже кем-
то переработанную, которая не становится ему столь «дорогой», и поэтому её
можно «достать», «позабыть», «выбросить».
Неудивительно что такая информация всё чаще
не оставляет следа в душе
ребёнка.
Что же может заставить младшего школьника задуматься, начать рассуждать,
размышлять над тем или иным заданием, вопросом?
Опыт
многолетней
работы
подсказал
мне,
что
основным
источником
побуждения младших школьников к умственному труду может послужить
интерес. Но привлечь внимание детей и вызвать у них интерес – лишь начало
пути для думающего читателя, а вот поддержание интереса и формирование
его
устойчивого
к
чтению
-
процесс
трудоёмкий
и
длительный.
Главное
требование к учителю в такой ситуации -
развитие не просто интереса к
чтению, а интереса к процессу самой мыслительной деятельности. Поэтому
учитель должен искать и находить средства и способы возбуждения интереса
детей к читаемому тексту.
Поделюсь своими находками. Одним из способов возбуждения интереса, а
значит и повышения познавательной активности на уроке, являются не только
вопросы
развивающего
характера,
но
и
занимательный
материал,
используемый
на
уроке.
Учащиеся
начальных
классов
-
народ
непосредственный, легко отвлекающийся, любящий всё яркое, необычное, но
также и быстро остывающий. Его очень сложно вернуть к тому заданию,
которое на взгляд ребёнка он уже выполнил, а вот разгадывание различного
рода кроссвордов, головоломок помогает незаметно для ребёнка перечитать
текст,
задачу,
упражнение,
правило,
посмотреть
на
задание
по-другому,
вчитаться в него, так сказать «покопаться» в полученной информации.
Рассмотрим
использование
этого
приёма
на
основе
урока
литературного
чтения в 4 классе.
Тема урока: Евгений Чарушин «Кабан».
Перед чтением рассказа можно предложить такое задание:
- Что можете сказать о слове кабан?
(на этот вопрос учащиеся дают ответы по цепочке, побеждает тот, кто даст
последний правильный ответ).
Варианты ответов, данных учащимися:
это
одушевлённое
существительное,
нарицательное,
мужского
рода,
2
склонения;
в этом слове 2 слога, все согласные твёрдые, ударный слог второй;
в слове пять звуков и пять букв;
гласные обозначаются одной и той же буквой;
в слове два согласных звонких и один глухой, 2 парных и один непарный: в
слове непроверяемый безударный гласный А;
слово состоит из 2-х частей - корня и нулевого окончания;
слово переносится так: ка-бан;
схема этого слова такова: ; [кабан].).
Поработав таким образом со словом, можно предложить для рассмотрения
вопрос на эрудицию:
«Что можете рассказать о кабане как о представителе фауны?»
Такого рода вопросы позволяют сконцентрировать внимание детей на объекте,
который будет рассматриваться на уроке, настраивают на работу.
Детям, после прочтения рассказа, разбора его содержания, предлагаются
следующие задания, носящие разный уровень трудности, ответы на которые
дадут им имя одного из героев, которому необходимо дать характеристику, т.о.
решается задача поиска нужной информации.
1.
Вариант
задания
для
детей
с
низким
уровнем
познавательной
активности.
- Отгадайте загадки, обоснуйте свои ответы, называя признаки-слова,
которые
вам
помогли.
Составьте
портрет
своего
героя,
используя
информацию не только текста рассказа, но и загадок.
Пятак есть, а ничего не купит.
Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый.
Ничего не болит,
А всё стонет,
По земле ходит,
А неба не видит.
Пятачком в земле копаюсь,
В грязной луже искупаюсь.
2.
Вариант для учащихся со средним уровнем познавательной активности.
- В данной цепочке букв спрятались два слова. Найди их. Подсказка:
1 слово – СГ, СГС.
2 слово –
Г, СГ,С
'
.
рксмаоулралксптолеуиыркстньоалмр
-Что можете найти об этом в тексте? А что знаете вы
из других
источников?
3.
Вариант для учащихся с высоким уровнем познавательной активности.
-
Найти в каждой строке и столбце лишнее слово. Подсказка: оно должно быть одно и в
строке и столбце, признак выбора не повторяется.
заяц
журавль
кабан
красавка
карамель
король
волк
мель
начальник
(Результат работы группы:
заяц
журавль
кабан
красавка
карамель
король
волк
мель
начальник
Красавка - ↕ - 8 букв;↔ без «ь»; журавль -↕ одушевлённое сущ., ↔
птица; начальник - ↔ из трёх слогов, ↕ - начинается с [н], а не с [к].)
На этапе работы с текстом можно предложить блиц-турнир «Сам вопросы
задавай…» Условия:
Помните, чем интересен вопрос, тем на него интересней отвечать.
Вопросы сегодня начинаются со слов: почему, откуда, зачем, по
какой причине, каким образом.
Время составления вопросов и обсуждения ответов до 4 мин.
Вопросы составленные детьми:
- Почему главный герой оказался у клетки марала?
- Каким образом герой хотел предупредить об опасности других посетителей
зоопарка?
- Зачем мальчик приходил по утрам в зоопарк?
- Как повели себя при встрече кабаны?
В
процессе
работы
над
текстом
используется
и
зрительный
ряд:
гепард,
медведь, волки, слон.
Учащимся предлагается следующее задание: «Найди в тексте предложения о
нас. Что бы ты добавил?»
Как подарок ответившим появляется информация «А знаешь ли ты, что…»
…Слон потребляет 230 килограммов сена и 270 литров воды каждый
день. Одно ухо взрослого африканского слона весит 85 кг. Если африканский
слон расправит уши, то расстояние между ними будет равняться его росту.
Самый большой официально "зарегистрированный" слон весил 12 тонн.
Слон очень хорошо плавает, даже на глубине. Обычно слоны передвигаются со
скоростью 2-6 км/ч, но на короткое время могут развивать скорость до 35-40
км/ч.
Спят
слоны,
стоя,
собравшись
вместе
в
плотную
группу;
только
детёныши ложатся на бок на землю…
По
величине
матерый
волк
больше
крупной
овчарки.
Длина
тела
в
среднем 105- 160 см, хвоста — 35-50 см, высота в плечах 80-85 см и до 100 см.
Масса обычно 32-50 кг. В литературе упоминаются волки, якобы имевшие
массу более 90 кг, однако среди многих сотен точно взвешенных волков из
разных частей мира не было ни одного тяжелее 79 кг . Самые крупные звери
живут на Крайнем Севере, мелкие — на юге. Первые окрашены в очень
светлые тона, а зимой, почти совсем белеют…
Масса взрослого гепарда — 40—65 кг, длина тела — от 115 до 140 см,
довольно массивный хвост имеет длину до 80 см. В 10-12 веках русские князья
гоняли гепардами сайгаков по степному раздолью. На Руси в те времена
охотничьих
гепардов
называли
пардусами
и
очень
ценили
их.
Царским
подарком считался обученный охотиться гепард…
Белые медведи достигают длины тела 3 м при массе до 725 и даже 1000
кг; самые мелкие малайские медведи при длине тела в 1-1,5 м весят до 70 кг.
Самки меньше самцов — максимальная длина тела до 3,4 м, масса до 900 кг. У
белых медведей разница самцов и самок в размерах и весе достигает 1,5-2
раз…
Во
время
проведения
рефлексии
учащимся
предлагается
задание:
«Рассмотрите внимательно набор пословиц, предложенных вашему вниманию.
Что можете сказать? (пословицы надо собрать). Какое задание кроме сбора
пословиц вам может быть предложено? (найти пословицу, которая была бы
«уроком» к данному тексту)»
У страха в лес не ходить.
Трусливому зайцу глаза велики.
Волков бояться - а кто узнал и навстречу ему идёт.
Трус своей тот и бежит.
Храбрый не тот, кто страха не знает, и пень волк.
Кто дрожит - тени боится.
Данная работа с пословицами помогает ещё раз переосмыслить содержание
рассказа, она предполагает различный выбор пословиц, тем самым как
бы
утверждая,
что
каждый
читатель
осмысливает
и
переживает
содержание
индивидуально,
по-
своему.
Маленький
читатель
учится
формулировать,
отстаивать своё мнение.
На
данном
уроке,
собственно,
как
его
продолжение,
может
быть
предложено
следующее
домашнее
задание
(оно
носит
необязательный
характер): «Попробуй дома поработать с текстом рассказа «Кабан». Добавь
один абзац – несколько интересных по информации предложений о твоём
любимом животном. Старайся подражать автору рассказа.»
Перед
вами
результаты
этого
задания:
работы
учащихся
4-а
класса
(своеобразные мини-сочинения)
«…А
вот
и
вольер
с
малышами.
Как
забавно
рассматривать
их
возню!
Маленький бурый медвежонок устроил качели. Да, а как он ловок и силён!
Действительно, с таким повстречаешься, беды, наверно, не миновать. Умён,
догадался, как забраться на колесо и заставить другого медвежонка его качать.
А вот ещё два малыша, что-то с интересом рассматривают в траве. Да это
лягушонок, каким-то образом попавший в вольер! Ого, как высоко прыгает…»
(Т. Эльмира, 4 класс)
«…Бегу к клетке с моим любимым животным, рысью. Вот он, какой лесной
красавец! Уши – кисточки, подняты. Внимательный взгляд. Мощные высокие
лапы, того и гляди сейчас прыгнет. «Берегись, я не киска, я рысь – великий
охотник, я ловок и силён, я никого не боюсь», - говорят его выразительные
глаза…» ( М. Ольга, 4 класс)