Автор: Аллахвердова Лилия Наполеоновна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ КК ГТТ
Населённый пункт: Горячий Ключ
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Великая Отечественная война и трагедия человеческих судеб в рассказе М.А.Шолохова "Судьба человека"
Раздел: среднее профессиональное
Великая Отечественная война и трагедия человеческих судеб в рассказе М.А.Шолохова
«Судьба человека»
Тип: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид: урок-семинар.
Цели: познакомить студентов с военной тематикой в произведениях писателей на примере рассказа
М.А.Шолохова «Судьба человека»; развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умения
высказывать и аргументировать своё мнение; воспитывать любовь к Родине, уважение к её нелёгкой
истории, любовь к родному языку и литературе.
Материалы и оборудование: портрет М.А.Шолохова, текст произведения, интерактивная доска.
Предварительная подготовка: студентам даётся задание самостоятельно прочитать рассказ
М.А.Шолохова «Судьба человека»; один из студентов готовит презентацию и доклад о писателе.
1.Ход урока
2.Актуализация знаний
Рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» посвящён событиям Великой
Отечественной войны.
- Вспомним, кто ещё из советских писателей и поэтов обращался к этой теме. (Ученики называют
А.Т.Твардовского, К.М.Симонова и др.)
- А что вы можете рассказать о самом Шолохове, авторе рассказа «Судьба человека»?
(Подготовленный ученик показывает презентацию и выступает с сообщением)
Сообщение
Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 году в казачьей станице. Он был внебрачным
сыном замужней казачки Кузнецовой и купеческого сына Шолохова, который был родом из Рязанской
области. В детстве Михаил носил фамилию Кузнецов и получил земельный надел как «казачий сын». В
1913 г. Его усыновил родной отец, и, став «сыном мещанина», мальчик лишился казачьих привилегий.
Образование Шолохова ограничилось четырьмя классами гимназии. Во время Гражданской войны он
служил в продотряде. После окончания войны Шолохов сменил множество занятий. В 1923 г. Он начал
писать небольшие фельетоны, но вскоре стал писать рассказы, сюжеты которых отличались большим
драматизмом. В романе «Тихий Дон» Шолохов показывает нелёгкую жизнь казачества в начале ХХ в.
В романе «Поднятая целина» писатель обращается к теме коллективизации. Этот роман , отмеченный
Ленинской премией и личным одобрением И.Сталина, во многом продиктован социальным заказом
Коммунистической партии. Определённая смелость автора в изображении событий коллективизации
отвечала провозглашаемому лозунгу свободы творчества в СССР. Нужно отметить, что это произведение
имеет достаточно высокий художественный уровень. Долгое время «Поднятая целина» входила в перечень
произведений, обязательных для изучения в школе.
Шолохов обращался и к военной тематике. В частности, событиям Великой Отечественной войны
посвящены рассказ «Судьба человека» и неоконченный роман «Они сражались за Родину».
3.Изучение нового материала
А теперь давайте перейдём к рассказу «Судьба человека». Обратите внимание на композицию
рассказа.
- Каким рисует автор своего героя при их случайной встрече на берегу реки? (Примерный ответ. «Судьба
человека» имеет композицию рассказа в рассказе. Герой рассказа Андрей Соколов – обыкновенный,
простой человек. Он появляется вместе с маленьким мальчиком, которого называет своим сыном. Автор
сразу замечает непонятную особенность: одежда ребёнка хоть и не новая, но добротная, порванный рукав
аккуратно зашит, а одежда отца зашита небрежно – сразу видно, что штопал мужчина. Автор
предположил, что его случайный собеседник или овдовел, или не ладит с женой.)
- Как вы думаете, почему Андрей Соколов рассказывает историю своей жизни незнакомому человеку?
(Примерный ответ. Наверное, потому, что герой Шолохова много пережил, а близких людей у него нет,
кроме усыновлённого им Ванюши. Но мальчик ещё маленький, к тому же он тоже хлебнул горя – потерял
родителей, причём мать погибла, когда они вдвоём ехали в поезде , во время бомбёжки, - и приёмный отец
его бережёт и жалеет. Да и не для малыша такой рассказ. Андрей по профессии – шофёр. Увидев человека,
ждущего возле машины, он подумал, что тот тоже шофёр – значит, «свой брат», как говорится. «Одному-
то и курить и помирать тошно», - неловко оправдывается Андрей.)
Действие рассказа «Судьба человека» происходит вскоре после войны; однако сам рассказ был написан
намного позже, в 1956году.
- Как вы думаете, почему такой рассказ не мог появиться раньше? (Примерный ответ. В рассказе нет
выраженной идеологической позиции. Хотя Андрей Соколов и упоминает о том, что среди пленных
половина была коммунистами, это не имеет никакого значения для сюжета и смысла рассказа. Более того,
герой Шолохова побывал в немецком плену, что при Сталине расценивалось как преступление. Известно,
что бежавшие из немецких лагерей попадали в советские лагеря. Кроме того, лишь в период так
называемой оттепели стало возможным ставить во главу угла гуманистические, а не идеологические
ценности – семью, взаимопонимание, мирный труд, человеческое достоинство и сострадание. Рассказ
«Судьба человека» проникнут не пафосом героя-победителя, но неизбывной тоской человека, потерявшего
всех, кто был ему дорог.
«Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня
так покалечила? За что так исказнила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и
не дождусь!» - сетует Андрей Соколов.)
- Как вы думаете, какую роль в рассказе играет образ маленького Ванюши? (Примерный ответ. Судьба
Ванюши, как и судьба Андрея Соколова, не является чем-то особенным для того времени. После войны по
стране много бродило таких детей, потерявших родных. И Андрей потерял всех родных – любимая жена
и дочери погибли во время бомбёжки, а сын, дослужившийся до чина капитана, был застрелен немецким
стрелком в День Победы. Можно заметить, что между судьбами семей Андрея и Ванюши есть сходство:
мать мальчика, как и жена и дочери Андрея, тоже погибли во время бомбёжки, а родной отец Вани, как и
Анатолий Соколов, погиб на войне.)
Шолохов без прикрас описывает жизнь своего героя в немецком плену. Вернувшись на родину, Андрей
мучительно переживает потерю родных. Действительно, судьба этого человека, простого, ничем не
выделяющегося из множества таких же простых людей, очень тяжёлая.
- В чём же проявляется гуманизм рассказа «Судьба человека»? (Примерный ответ. Несмотря ни на что,
Андрей Соколов не утратил способность к сопереживанию. Он без колебаний берёт на себя заботу о
маленьком Ванюше. В плену Андрей честно делится с товарищами жалкими крохами провизии, убивает
предателя, решившего объявить немцам, что один из пленных был командиром взвода.
Мы видим, что исстрадавшееся сердце Андрея всё ещё способно искренне любить. В результате
перенесённых потрясений здоровье Андрея сильно подорвалось: «…Мои невыплаканные слёзы, видно,
на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?» Это тревожит Андрея, но не из-за себя, а из-за
Ванюши: «…Как-нибудь мы с ним прожили бы, да вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять…
Иной раз так схватит и прижмёт, что белый свет в глазах меркнет. Боюсь, что когда-нибудь во сне помру
и напугаю своего сынишку».)
Автор не рассказывает о том, как сложилась дальше жизнь Андрея и его приёмного сына. Шолохов
преследовал иную цель – показать, что делает с человеческой жизнью война. «Два осиротевших человека,
две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что же ждёт их впереди?
И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского
плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути…»
4. Подведение итогов
На занятии мы вспомнили, в творчестве каких советских писателей затрагивается тема Великой
Отечественной войны, прослушали сообщение и посмотрели презентацию о Шолохове и познакомились с
его рассказом «Судьба человека».
(Проанализировать работу студентов на уроке, выставить оценки.)
5. Домашнее задание
Написать сочинение по рассказу М.Шолохова «Судьба человека»