Автор: Аллахвердова Лилия Наполеоновна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ КК ГТТ
Населённый пункт: Горячий Ключ
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Связь слов в словосочетании".
Раздел: среднее профессиональное
Урок по русскому языку в Технологическом техникуме по теме «Связь слов в
словосочетании».
Тип урока: комбинированный.
Цель: познакомить
с
существующими
видами
связи
слов
в
словосочетаниях;
воспитывать
любовь
к
родному языку; развивать навыки практического применения правил русского языка в устной и письменной
речи.
Материалы и оборудование: таблицы и наглядные пособия, учебник, интерактивная доска.
Предварительная подготовка: студентам к уроку даётся задание – повторить, что такое синтаксис и
словосочетание, а также виды словосочетаний.
Ход урока
1.
Организационный момент.
2.
Проверка домашнего задания
3.
Повторение
На прошлом уроке мы познакомились с понятием словосочетания и и видами словосочетаний.
-Что такое словосочетание? (Словосочетание – это сочетание двух или более слов, связанных по смыслу и
грамматически.)
- Из чего оно состоит? (Оно состоит из главного и зависимого слов, смысловая связь между которыми
устанавливается при помощи вопросов.)
- Приведите примеры словосочетаний.
- А как выражается грамматическая связь между словами в словосочетании? (Ответ. Для этого служат
окончания
или
окончания
и
предлоги.
Например,
деревянная
парта
–
в
этом
словосочетании
грамматическая связь выражена при помощи окончаний. Парта какая? – деревянная. В словосочетании
парта из дерева грамматическая связь выражается одновременно при помощи окончания и предлога. Парта
из чего? – из дерева.)
- На какие виды принято делить словосочетание? По какому признаку осуществляется это деление? (Ответ.
Словосочетания делят на глагольные, именные и наречные в зависимости от главного слова. В глагольных
словосочетаниях
главное
слово
представлено
спрягаемыми
формами
глагола
либо
причастием
или
деепричастием.)
Охарактеризуем каждую группу и приведём примеры.
Поднять
книгу,
съезжать
с
горы,
предложить
выслушать,
учиться
хорошо,
потемневший
от
времени, медленно поднимаясь.
(Поднять (что?) книгу. Съезжать (откуда?) с горы. Предложить (что?) выслушать. Учиться (как?)
хорошо. Потемневший (от чего?) от времени. Поднимаясь (как?) медленно.)
В именных словосочетаниях главное слово выражено именем существительным, прилагательным,
числительным или местоимением.
Работа
строителя,
книга
с
гравюрами,
сотрудник
редакции,
болотистая
местность,
белый
от
извёстки, очень ценный, седьмой справа, трёх педагогов, мы с тобой, что-нибудь полезное.
(Работа (чья?) строителя. Книга (какая?) с гравюрами. Сотрудник (чего?) редакции. Местность (какая?)
болотистая. Белый (от чего?) от извёстки. Ценный (насколько?) очень. Седьмой (где?) справа. Педагогов
(скольких?) трёх. Мы (с кем?) с тобой. Что-нибудь (какое?) полезное.)
Третью группу словосочетаний составляют наречные словосочетания, в которых главное слово
представлено наречием.
Совершенно ясно, достаточно серьёзно, вдали от дома.
(Ясно (в какой мере?) совершенно. Серьёзно( в какой степени?) достаточно. Вдали (отчего?) от дома.)
-Что вам известно о неделимых словосочетаниях? (Ответ. Эти словосочетания выполняют в предложении
роль одного члена, например: мать с дочерью, двое суток, три дуба, стакан молока, несколько секунд.
Кроме того, неделимыми словосочетаниями являются собственные наименования: Великая Отечественная
война, Республика Беларусь.)
-Образуйте
словосочетания,
синонимичные
следующим:
бронзовый
бюст,
платок
из
шёлка,
меховой
воротник, сундук из дуба. ( Бюст из бронзы, шёлковый платок, воротник из меха, дубовый сундук.)
( На интерактивной доске написаны предложения.)
Человек идёт домой. Собака лежит на траве. За селом начинаются луга. Новый автомобиль едет
быстро.
-Все ли выделенные группы слов являются словосочетаниями? (Студенты дают ответы.)
4.Изучение нового материала.
Сегодня мы изучим способы связи слов в словосочетаниях
В словосочетаниях может использоваться один из трёх способов
подчинительной связи: согласование,
управление, примыкание. Рассмотрим каждый из этих способов.
Согласование – это способ связи, при котором зависимое слово используется в тех же формах, что и
главное, например: высокий тополь – зависимое слово высокий стоит в тех же формах (ед.ч., м.р., И.п.), что
и
главное
слово тополь. Если формы главного слова меняются, меняются и формы зависимого слова:
высокого тополя (Р.п.). А теперь попробуйте сами изменить формы зависимых слов таким образом, чтобы
они были согласованы с главными.
(Преподаватель раздаёт карточки с заданием. Слова в словосочетаниях не согласованы:
Синий – цветка. Стальной – цепь, чистый – водой, алый – зари и т.д. Ученики выполняют задание
письменно.)
Следующим способом связи слов в словосочетании является управление. При этом способе
зависимое слово (существительное или другая часть речи, используемая в значении существительного)
ставится в определённом падеже, например: посадить яблоню (В.п.), разработка месторождения (Р.п.).
Следует отметить, что изменение формы главного слова не влечёт изменения зависимого, например:
работает
бухгалтером
( Т. п . ) , работал
бухгалтером
( Т. п . ) ; ремонтировать
квартиру
(В.п.),
отремонтировать квартиру (В.п.).
(Преподаватель раздаёт карточки с заданием. Словосочетания, в которых нужно согласовать слова: думать
– работа, найти – друг, стать – специалист, узнать – новостей, мастерить – моделей, переделывать –
контрольная и т.д. Это задание также выполняется письменно.)
Ещё одним способом связи слов в словосочетаниях является примыкание, при котором зависимое
слово не изменяется, а связано с главным только по смыслу. Примеры: упорно заниматься, крепко любить,
сильно переживать, заботливо ухаживать и т.д.
-
А
теперь
давайте
проведём
синтаксический
разбор
словосочетаний
в
предложении.
План
разбора
следующий: нужно выделить словосочетания в данном предложении, найти в каждом главное и зависимое
слова, определить, к какому виду относится это словосочетание, а также вид синтаксической связи в этом
словосочетании.
Преподаватель вызывает студента к доске.
-Разберите предложение:
Чистый снег валил с неба хлопьями. (Ответ: В этом предложении несколько словосочетаний: чистый снег,
валил
с
неба,
валил
хлопьями.
В
словосочетании чистый
снег
главное
слово
выражено
именем
существительным
– снег.
Снег (какой?) чистый – зависимое слово выражено именем прилагательным.
Следовательно,
это
словосочетание
является
именным.
Способом
синтаксической
связи
в
этом
предложении является согласование.
В словосочетании валил с неба главное слово выражено глаголом – валил. Таким образом, это глагольное
словосочетание. Валил (откуда?) с неба – зависимое слово выражено существительным с предлогом. В
дано случае способ связи – управление.
В словосочетании валил хлопьями главное слово также выражено глаголом, значит, это тоже
глагольное словосочетание. Валил (как?) хлопьями – зависимое слово выражено именем существительным.
Способ связи – примыкание.
5.Подведение итогов.
(преподаватель предлагает студентам самим придумать или взять из учебника предложение и провести
синтаксический разбор содержащихся в нём словосочетаний.
6.Домашнее задание
Письменно выполнить упражнение из учебника.