Автор: Атнагулова Лилия Сагитовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО г.Казани "Детская музыкальная школа №15"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие навыка чтения с листа на уроках фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
Развитие навыка чтения с листа на уроках фортепиано.
Выработка навыка чтения с листа является предметом серьезного и упорного
труда.
Умение чтения с листа нот приходит путем целенаправленных и
продуманных
тренировок,
здесь
не
должно
быть
места
ссылкам
на
«прирожденную» способность учащегося.
Освоение
чтения
с
листа
состоит
в
том,
чтобы
выработался
механизм
перехода от знакового символа к звучащему. Этот процесс – сложен. Сначала
– это зрительное восприятие, затем звуковое представление и, наконец,-
двигательный импульс.
При чтении с листа, в сознании происходит два процесса : превращение
нотных
символов,
воспринимаемых
зрительно
в
звуковые
образы,
т.е.
в
ритмы, мелодии, гармонические последовательности.
Одновременно с этим происходит и второй процесс: превращение звуковых
образов в движения, способные их произвести в реальном звучании.
Самым сложным моментом в обучении игры с листа на инструменте является
процесс
звукомоторной
связи.
Учащийся
должен
суметь
воплотить
в
движении рук зрительно-слуховые представления. Поэтому с первых уроков
нужно добиваться, чтобы у учащихся выработалось представление о связи
мелодического комплекса с соответствующими движениями.
Проблема
формирования
навыков
чтения
с
листа
является
важным
моментом в освоении фортепианной игры.
Главной целью этого вида деятельности является выработка представлений о
связи мелодического комплекса с двигательными импульсами. Зрительно-
слуховыми представлениями :
-
приобретение
аппликатурной
техники
(на
основе
проработки
основных
технических форм ( гамм, арпеджио, аккордов т.д.)
- освоение клавиатуры «слепым методом»
- формирование умения упрощать нотный текст
- формирование навыка чтения с листа по вертикали
- формирование навыка быстрого запоминания текста «фотографирования»
- формирование навыка игры в ансамбле
- формирование навыка игры без остановок.
Таким
образом
–
чтение
нот
с
листа
–
один
из
кратчайших,
наиболее
перспективных путей, ведущих в направлении общемузыкального развития
учащегося.
Умение
читать
с
листа
создает
базу
для
быстрого
освоения
нотного материала, а значит высвобождает время на занятиях для решения
других
музыкальных
задач,
которые
приводят
к
совершенствованию
фортепианной игры.
Умение
читать
с
листа
дает
возможность
ознакомления
с
большим
количеством произведений музыкальной культуры, что расширяя кругозор
учащегося,
играет
важную
роль
в
развитии
художественно-образного
мышления, стимулируя интерес ребенка к занятиям, к самостоятельному
домашнему музицированию, укрепляя увлеченность музыкой.