Автор: Набоких Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 257
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Связная речь как основа речевого развития детей и особенности речи в младшем дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование
Набоких Е.С. воспитатель
МАДОУ детский сад № 257
г Екатеринбург
Связная речь как основа речевого развития детей
и особенности речи в младшем дошкольном возрасте.
Понятие грамматического строя речи включает в себя знание грамматики и
словообразованию. Грамматика - раздел науки о языке содержащий учение, о
формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах
предложений. Он включает в себя две части - морфологию и синтаксис. Если
синтаксис
изучает
словосочетания
и
предложения,
то
морфология
-
грамматическое учение о слове. Сюда входит учение о структуре слова,
формах словоизменения, способах выражения грамматического значения, а
также учение о частях речи и присущих им способов словообразования.
Своеобразное
освоение
грамматического
строя
языка
важное
условие
полноценного
речевого
развития
ребенка.
Современные
исследователи
детской речи считают: ребенок овладевает грамматическим строем языка в
неразрывной связи со всем ходом своего психического развития, в единстве с
развитием
предметно-практической
деятельности,
обобщения
мышления.
Ученые характеризуют формирование синтаксического компонента языковой
способности,
как
спонтанный
процесс
при
взаимоотношениях
ребенка
с
окружающим
миром.
Речь
взрослого
для
ребенка
-
основной
источник
освоения грамматического строя языка.
Формирование речи, а именно монологической и диалогической зависит от
того, как ребенок овладевает словообразованием и грамматическим строем.
Если
ребенок
делает
ошибки
в
словообразовании,
воспитатель
должен
фиксировать
свое
внимание
на
них,
чтобы
позднее
исправлять
их
в
подходящей
обстановке.
Речь
-
сложившаяся
в
процессе
исторической
эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Выделяют
три основные функции речи :
1) Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее
средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная
функция;
2)
Речь
служит
орудием
осуществления
многих
психических
функций,
поднимая
их
до
уровня
ясного
осознания
и
открывая
возможности
произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом
состоит внутрииндивидуальная функция речи;
3)
Речь
представляет
отдельному
человеку
канал
связи
для
получения
информации из общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом
состоит общечеловеческая функция речи.
Функции речи отражают ступени реального процесса развития речи в
онтогенезе. Речь возникает первоначально как средство общения в своей
1
межиндивидуальной функции и сразу же оказывает внутрииндивидуальный
эффект.
Даже
первые
ранние
вербализации
ребенка
перестраивают
его
чувственный
опыт.
Но
все-таки
внутрииндивидуальная
функция
речи
формируется
несколько
позже
межиндивидуальной:
диалогическая
речь
предшествует монологической. Общечеловеческая функция (использование
письменной речи и чтение) реально оформляется у детей в школьные годы.
Ей предшествует овладение устной речью ребенком на 2 году его жизни.
В
ходе
своего
развития
речь
детей
тесно
связана
с
характером
их
деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях:
совершенствуется
ее
практическое
употребление
в
общении
с
другими
людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических
процессов,
орудием
мышления.
К
концу
дошкольного
возраста
при
определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться
речью,
но
и
осознавать
ее
строение,
что
имеет
важное
значение
для
последующего
овладения
грамотой.
По
данным
В.С.
Мухиной
и
Л.А.
Венгера, у старших дошкольников, когда они пытаются что-то рассказать,
появляется типичная для их возраста речевая конструкция: ребенок сначала
вводит местоимение («она», «он»), а затем, как бы чувствуя неясность своего
изложения, поясняет местоимение существительным: «она (девочка) пошла»,
«она (корова) забодала», «он (волк) напал», «он (шар) покатился» и т.д. Это
существенный
этап
в
речевом
развитии
ребенка.
Ситуативный
способ
изложения
как
бы
прерывается
пояснениями,
ориентированными
на
собеседника. Вопросы по поводу содержания рассказа вызывают на этом
этапе речевого развития желание ответить более подробно и понятно. На этой
основе
возникают
интеллектуальные
функции
речи,
выражающиеся
во
"внутреннем монологе", при котором происходит как бы разговор с самим
собой.
З.М.
Истомина
считает,
что
ситуативность
речи
у
старших
дошкольников
заметно
снижается.
Это
выражается,
с
одной
стороны,
в
уменьшении количества указательных частиц и наречий места, заменявших
другие части речи, с другой стороны, в уменьшении роли изобразительных
жестов при рассказывании. Словесный образец оказывает решающее влияние
на формирование связных форм речи и на изживание в ней ситуативных
моментов. Но опора на наглядный образец усиливает ситуативные моменты в
речи
детей,
снижает
элементы
связности
и
увеличивает
моменты
экспрессивности. По данным А.А. Леонтьевым, по мере расширения круга
общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает
контекстной
речью.
Это
свидетельствует
о
ведущем
значении
усвоения
грамматических форм родного языка. Данная форма речи характеризуется
тем,
что
ее
содержание
раскрывается
в
самом
контексте
и
тем
самым
становится понятным для слушателя, вне зависимости от учета им той или
иной
ситуации.
Контекстной
речью
ребенок
овладевает
под
влиянием
систематического обучения. На занятиях в детском саду детям приходится
излагать
более
отвлеченное
содержание,
чем
в
ситуативной
речи,
у
них
2
появляется потребность в новых речевых средствах и формах, которые дети
присваивают
из
речи
взрослых.
Ребенок
дошкольного
возраста
в
этом
направлении делает лишь самые первые шаги.
Дальнейшее развитие связной речи происходит в школьном возрасте. Со
временем ребенок начинает все более совершенно и к месту пользоваться то
ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера
общения.
Не менее важным условием для формирования связной речи дошкольника
является
овладение
языком
как
средством
общения.
По
данным
Д.Б.
Эльконина,
общение
в
дошкольном
возрасте
носит
непосредственный
характер. Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для
формирования связной речи, состоящих не из отдельных, не связанных друг с
другом
предложений,
а
представляющей
собой
связное
высказывание
-
рассказ,
сообщение
и
т.п.
В
старшем
дошкольном
возрасте
у
ребенка
возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры,
устройство игрушки и многое другое. В ходе развития разговорной речи
происходит
уменьшение
ситуативных
моментов
в
речи
и
переход
к
пониманию
на
основе
собственно
языковых
средств.
Таким
образом,
начинает
развиваться
объяснительная
речь.
А.М.
Леушина
считает,
что
развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития
дошкольников. В ходе развития ребенка перестраиваются формы связной
речи.
Переход
к
контекстной
речи
стоит
в
тесной
связи
с
овладением
словарным составом и грамматическим строем языка. У детей старшего
дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На
вопросы
ребенок
отвечает
достаточно
точными,
краткими
или
же
развернутыми
(если
это
необходимо)
ответами.
Развивается
умение
оценивать высказывания и ответы сверстников, дополнять или исправлять их.
На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко
составить описательный или сюжетный рассказы на предложенную ему тему.
Однако
дети
все
еще
чаще
нуждаются
в
предшествующем
образце
воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к
описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно. У детей
старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня.
Накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых
распространенных
и
сложных
предложений.
У
детей
вырабатываются
критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать
свою речь.
Таким образом, развитие связной речи играет ведущую роль в процессе
всего речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей
системе работы по развитию речи в дошкольном учреждении. Обучение
связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического
овладения
языком.
Освоение
разных
сторон
речи
является
необходимым
условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи
способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и
3
синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения
ребенка
в
овладении
родным
языком,
его
звуковым
строем,
словарным
составом, грамматическим строем .
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием
мышления
и
связано
с
усложнением
детской
деятельности
и
формами
общения с окружающими людьми.
В подготовительном периоде связной речи, на первом году жизни, в
процессе
непосредственно-эмоционального
общения
со
взрослым
закладываются основы будущей связной речи. В эмоциональном общении
взрослый
и
ребенок
выражают
разнообразные
чувства,
а
не
мысли.
Постепенно отношения взрослого и ребенка обогащаются, расширяется круг
предметов, с которыми он сталкивается, а слова, которые раньше выражали
только эмоции, начинают становиться обозначением предметов и действий.
Ребенок
овладевает
своим
голосовым
аппаратом,
приобретает
умение
понимать речь окружающих . Понимание речи имеет огромное значение во
всем последующем развитии ребенка, является начальным этапом в развитии
функции
общения.
Складывается
особый
тип
общения,
при
котором
взрослый говорит, а ребенок отвечает мимикой, жестом, движением.
На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться
активная речь детей. Ребенок подражает звукам и звукосочетаниям, которые
произносит взрослый, сам привлекает внимание взрослого к себе, к какому-
нибудь
предмету.
Все
это
имеет
исключительное
значение
для
развития
речевого общения детей: зарождается намеренность голосовой реакции, ее
направленность
на
другого
человека,
формируется
речевой
слух,
произвольность произнесения. (С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин).
К концу первого - началу второго года жизни появляются первые
осмысленные
слова,
но
они
преимущественно
выражают
желания
и
потребности ребенка. Только во второй половине второго года жизни слова
начинают служить для малыша обозначениями предметов. С этого момента
ребенок
начинает
использовать
слова
для
обращения
к
взрослому
и
приобретает
возможность
посредством
речи
вступать
в
сознательное
общение со взрослым. Слово для него имеет смысл целого предложения.
Постепенно появляются первые предложения, сначала из двух, а к двум годам
из трех и четырех слов. К концу второго года жизни ребенка слова начинают
грамматически оформляться. Дети выражают свои мысли и желания более
точно и ясно. Речь в этот период выступает в двух основных функциях; как
средство установления контакта и как средство познания мира. Несмотря на
несовершенство
звукопроизношения,
ограниченность
с л о ва р я ,
грамматические ошибки, она является средством общения и обобщения.
На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание
речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется
структура предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и
первоначальной формой речи - диалогической, которая сначала тесно связана
с
практической
деятельностью
ребенка
и
используется
для
налаживания
4
сотрудничества внутри совместной предметной деятельности. Она состоит в
прямом обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи,
ответы на вопросы взрослого.
Грамматически малооформленная речь маленького ребенка ситуативна. Ее
смысловое содержание понятно лишь в связи с ситуацией. Ситуативная речь
больше
выражает,
чем
высказывает.
Контекст
заменяют
жесты,
мимика,
интонация.
Но
уже
в
этом
возрасте
дети
учитывают
в
диалоге
при
построении
своих
высказываний
то,
как
их
поймут
партнеры.
Отсюда
эллиптичность
в
построении
высказываний,
остановки
в
начатом
предложении .
В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного
практического
опыта.
Главной
особенностью
этого
возраста
является
возникновение
планирующей
функции
речи.
В
ролевой
игре,
ведущей
деятельности
дошкольников,
возникают
и
новые
виды
речи:
речь,
инструктирующая
участников
игры,
речь-сообщение,
повествующая
взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов
приобретает форму монологической, контекстной.
Как было показано в исследовании А. М. Леушиной, основная линия
развития связной речи состоит в том, что от исключительного господства
ситуативной
речи
ребенок
переходит
к
речи
контекстной.
Появление
контекстной
речи
определяется
задачами
и
характером
его
общения
с
окружающими.
Изменение
образа
жизни
ребенка,
усложнение
познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление
новых
видов
деятельности
требуют
более
развернутой
речи,
а
прежние
средства
ситуативной
речи
не
обеспечивают
полноты
и
ясности
высказывания. Возникает речь контекстная.
Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д. Б. Эльконина,
происходит к 4- 5 годам. Вместе с тем элементы связной монологической
речи появляются уже в 2 - 3 года. Переход к контекстной речи тесно связан с
освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с
развитием умения произвольно использовать средства языка. С усложнением
грамматической
структуры
речи
высказывания
становятся
все
более
развернутыми и связными .
В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом
детей,
что
отражается
на
формах
речи.
Для
нее
характерны
неполные,
неопределенно-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого;
названия
предметов
заменяются
местоимениями.
В
рассказах
ребенка
переплетаются факты из материала на заданную тему с всплывающими на
поверхность фактами из личного опыта.
Ситуативность речи не является абсолютной принадлежностью возраста
ребенка. У одних и тех же детей речь может быть то более ситуативной, то
более контекстной. Это определяется задачами и условиями общения.
Ученые доказали, что уровень речевого развития зависит от уровня
развития
общения
у
детей.
Форма
высказывания
зависит
от
того,
как
5
понимает
ребенка
собеседник.
Речевое
поведение
собеседника
влияет
на
содержание и структуру речи ребенка. Например, в общении со сверстниками
дети в большей мере используют контекстную речь, поскольку им надо что-
то
объяснить,
в
чем-то
убедить.
В
общении
со
взрослыми,
легко
понимающими их, дети чаще ограничиваются ситуативной речью.
Наряду с монологической речью продолжает развиваться и диалогическая
речь.
В
дальнейшем
обе
эти
формы
сосуществуют
и
используются
в
зависимости от условий общения.
Дети 4 - 5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в
коллективной
беседе,
пересказывают
сказки
и
короткие
рассказы,
самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их
связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать
вопросы,
дополнять
и
поправлять
ответы
товарищей.
Их
рассказы
в
большинстве
случаев
копируют
образец
взрослого,
содержат
нарушения
логики;
предложения
внутри
рассказа
часто
связаны
лишь
формально
(словами еще, потом),
В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в
беседе,
достаточно
полно
и
точно
отвечать
на
вопросы,
дополнять
и
поправлять
ответы
других,
подавать
уместные
реплики,
формулировать
вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в
совместной деятельности .
Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы
связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с
опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая
структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и
сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей
эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих
рассказов,
в
логически
последовательном
их
расположении,
в
структурировании высказываний, в их языковом оформлении.
6