Напоминание

Связная речь как основа речевого развития детей и особенности речи в младшем дошкольном возрасте


Автор: Набоких Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 257
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Связная речь как основа речевого развития детей и особенности речи в младшем дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование





Назад




Набоких Е.С. воспитатель

МАДОУ детский сад № 257

г Екатеринбург

Связная речь как основа речевого развития детей

и особенности речи в младшем дошкольном возрасте.

Понятие грамматического строя речи включает в себя знание грамматики и

словообразованию. Грамматика - раздел науки о языке содержащий учение, о

формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах

предложений. Он включает в себя две части - морфологию и синтаксис. Если

синтаксис

изучает

словосочетания

и

предложения,

то

морфология

-

грамматическое учение о слове. Сюда входит учение о структуре слова,

формах словоизменения, способах выражения грамматического значения, а

также учение о частях речи и присущих им способов словообразования.

Своеобразное

освоение

грамматического

строя

языка

важное

условие

полноценного

речевого

развития

ребенка.

Современные

исследователи

детской речи считают: ребенок овладевает грамматическим строем языка в

неразрывной связи со всем ходом своего психического развития, в единстве с

развитием

предметно-практической

деятельности,

обобщения

мышления.

Ученые характеризуют формирование синтаксического компонента языковой

способности,

как

спонтанный

процесс

при

взаимоотношениях

ребенка

с

окружающим

миром.

Речь

взрослого

для

ребенка

-

основной

источник

освоения грамматического строя языка.

Формирование речи, а именно монологической и диалогической зависит от

того, как ребенок овладевает словообразованием и грамматическим строем.

Если

ребенок

делает

ошибки

в

словообразовании,

воспитатель

должен

фиксировать

свое

внимание

на

них,

чтобы

позднее

исправлять

их

в

подходящей

обстановке.

Речь

-

сложившаяся

в

процессе

исторической

эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Выделяют

три основные функции речи :

1) Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее

средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная

функция;

2)

Речь

служит

орудием

осуществления

многих

психических

функций,

поднимая

их

до

уровня

ясного

осознания

и

открывая

возможности

произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом

состоит внутрииндивидуальная функция речи;

3)

Речь

представляет

отдельному

человеку

канал

связи

для

получения

информации из общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом

состоит общечеловеческая функция речи.

Функции речи отражают ступени реального процесса развития речи в

онтогенезе. Речь возникает первоначально как средство общения в своей

1

межиндивидуальной функции и сразу же оказывает внутрииндивидуальный

эффект.

Даже

первые

ранние

вербализации

ребенка

перестраивают

его

чувственный

опыт.

Но

все-таки

внутрииндивидуальная

функция

речи

формируется

несколько

позже

межиндивидуальной:

диалогическая

речь

предшествует монологической. Общечеловеческая функция (использование

письменной речи и чтение) реально оформляется у детей в школьные годы.

Ей предшествует овладение устной речью ребенком на 2 году его жизни.

В

ходе

своего

развития

речь

детей

тесно

связана

с

характером

их

деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях:

совершенствуется

ее

практическое

употребление

в

общении

с

другими

людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических

процессов,

орудием

мышления.

К

концу

дошкольного

возраста

при

определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться

речью,

но

и

осознавать

ее

строение,

что

имеет

важное

значение

для

последующего

овладения

грамотой.

По

данным

В.С.

Мухиной

и

Л.А.

Венгера, у старших дошкольников, когда они пытаются что-то рассказать,

появляется типичная для их возраста речевая конструкция: ребенок сначала

вводит местоимение («она», «он»), а затем, как бы чувствуя неясность своего

изложения, поясняет местоимение существительным: «она (девочка) пошла»,

«она (корова) забодала», «он (волк) напал», «он (шар) покатился» и т.д. Это

существенный

этап

в

речевом

развитии

ребенка.

Ситуативный

способ

изложения

как

бы

прерывается

пояснениями,

ориентированными

на

собеседника. Вопросы по поводу содержания рассказа вызывают на этом

этапе речевого развития желание ответить более подробно и понятно. На этой

основе

возникают

интеллектуальные

функции

речи,

выражающиеся

во

"внутреннем монологе", при котором происходит как бы разговор с самим

собой.

З.М.

Истомина

считает,

что

ситуативность

речи

у

старших

дошкольников

заметно

снижается.

Это

выражается,

с

одной

стороны,

в

уменьшении количества указательных частиц и наречий места, заменявших

другие части речи, с другой стороны, в уменьшении роли изобразительных

жестов при рассказывании. Словесный образец оказывает решающее влияние

на формирование связных форм речи и на изживание в ней ситуативных

моментов. Но опора на наглядный образец усиливает ситуативные моменты в

речи

детей,

снижает

элементы

связности

и

увеличивает

моменты

экспрессивности. По данным А.А. Леонтьевым, по мере расширения круга

общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает

контекстной

речью.

Это

свидетельствует

о

ведущем

значении

усвоения

грамматических форм родного языка. Данная форма речи характеризуется

тем,

что

ее

содержание

раскрывается

в

самом

контексте

и

тем

самым

становится понятным для слушателя, вне зависимости от учета им той или

иной

ситуации.

Контекстной

речью

ребенок

овладевает

под

влиянием

систематического обучения. На занятиях в детском саду детям приходится

излагать

более

отвлеченное

содержание,

чем

в

ситуативной

речи,

у

них

2

появляется потребность в новых речевых средствах и формах, которые дети

присваивают

из

речи

взрослых.

Ребенок

дошкольного

возраста

в

этом

направлении делает лишь самые первые шаги.

Дальнейшее развитие связной речи происходит в школьном возрасте. Со

временем ребенок начинает все более совершенно и к месту пользоваться то

ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера

общения.

Не менее важным условием для формирования связной речи дошкольника

является

овладение

языком

как

средством

общения.

По

данным

Д.Б.

Эльконина,

общение

в

дошкольном

возрасте

носит

непосредственный

характер. Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для

формирования связной речи, состоящих не из отдельных, не связанных друг с

другом

предложений,

а

представляющей

собой

связное

высказывание

-

рассказ,

сообщение

и

т.п.

В

старшем

дошкольном

возрасте

у

ребенка

возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры,

устройство игрушки и многое другое. В ходе развития разговорной речи

происходит

уменьшение

ситуативных

моментов

в

речи

и

переход

к

пониманию

на

основе

собственно

языковых

средств.

Таким

образом,

начинает

развиваться

объяснительная

речь.

А.М.

Леушина

считает,

что

развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития

дошкольников. В ходе развития ребенка перестраиваются формы связной

речи.

Переход

к

контекстной

речи

стоит

в

тесной

связи

с

овладением

словарным составом и грамматическим строем языка. У детей старшего

дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На

вопросы

ребенок

отвечает

достаточно

точными,

краткими

или

же

развернутыми

(если

это

необходимо)

ответами.

Развивается

умение

оценивать высказывания и ответы сверстников, дополнять или исправлять их.

На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко

составить описательный или сюжетный рассказы на предложенную ему тему.

Однако

дети

все

еще

чаще

нуждаются

в

предшествующем

образце

воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к

описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно. У детей

старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня.

Накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых

распространенных

и

сложных

предложений.

У

детей

вырабатываются

критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать

свою речь.

Таким образом, развитие связной речи играет ведущую роль в процессе

всего речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей

системе работы по развитию речи в дошкольном учреждении. Обучение

связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического

овладения

языком.

Освоение

разных

сторон

речи

является

необходимым

условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи

способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и

3

синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения

ребенка

в

овладении

родным

языком,

его

звуковым

строем,

словарным

составом, грамматическим строем .

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием

мышления

и

связано

с

усложнением

детской

деятельности

и

формами

общения с окружающими людьми.

В подготовительном периоде связной речи, на первом году жизни, в

процессе

непосредственно-эмоционального

общения

со

взрослым

закладываются основы будущей связной речи. В эмоциональном общении

взрослый

и

ребенок

выражают

разнообразные

чувства,

а

не

мысли.

Постепенно отношения взрослого и ребенка обогащаются, расширяется круг

предметов, с которыми он сталкивается, а слова, которые раньше выражали

только эмоции, начинают становиться обозначением предметов и действий.

Ребенок

овладевает

своим

голосовым

аппаратом,

приобретает

умение

понимать речь окружающих . Понимание речи имеет огромное значение во

всем последующем развитии ребенка, является начальным этапом в развитии

функции

общения.

Складывается

особый

тип

общения,

при

котором

взрослый говорит, а ребенок отвечает мимикой, жестом, движением.

На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться

активная речь детей. Ребенок подражает звукам и звукосочетаниям, которые

произносит взрослый, сам привлекает внимание взрослого к себе, к какому-

нибудь

предмету.

Все

это

имеет

исключительное

значение

для

развития

речевого общения детей: зарождается намеренность голосовой реакции, ее

направленность

на

другого

человека,

формируется

речевой

слух,

произвольность произнесения. (С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин).

К концу первого - началу второго года жизни появляются первые

осмысленные

слова,

но

они

преимущественно

выражают

желания

и

потребности ребенка. Только во второй половине второго года жизни слова

начинают служить для малыша обозначениями предметов. С этого момента

ребенок

начинает

использовать

слова

для

обращения

к

взрослому

и

приобретает

возможность

посредством

речи

вступать

в

сознательное

общение со взрослым. Слово для него имеет смысл целого предложения.

Постепенно появляются первые предложения, сначала из двух, а к двум годам

из трех и четырех слов. К концу второго года жизни ребенка слова начинают

грамматически оформляться. Дети выражают свои мысли и желания более

точно и ясно. Речь в этот период выступает в двух основных функциях; как

средство установления контакта и как средство познания мира. Несмотря на

несовершенство

звукопроизношения,

ограниченность

с л о ва р я ,

грамматические ошибки, она является средством общения и обобщения.

На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание

речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется

структура предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и

первоначальной формой речи - диалогической, которая сначала тесно связана

с

практической

деятельностью

ребенка

и

используется

для

налаживания

4

сотрудничества внутри совместной предметной деятельности. Она состоит в

прямом обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи,

ответы на вопросы взрослого.

Грамматически малооформленная речь маленького ребенка ситуативна. Ее

смысловое содержание понятно лишь в связи с ситуацией. Ситуативная речь

больше

выражает,

чем

высказывает.

Контекст

заменяют

жесты,

мимика,

интонация.

Но

уже

в

этом

возрасте

дети

учитывают

в

диалоге

при

построении

своих

высказываний

то,

как

их

поймут

партнеры.

Отсюда

эллиптичность

в

построении

высказываний,

остановки

в

начатом

предложении .

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного

практического

опыта.

Главной

особенностью

этого

возраста

является

возникновение

планирующей

функции

речи.

В

ролевой

игре,

ведущей

деятельности

дошкольников,

возникают

и

новые

виды

речи:

речь,

инструктирующая

участников

игры,

речь-сообщение,

повествующая

взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов

приобретает форму монологической, контекстной.

Как было показано в исследовании А. М. Леушиной, основная линия

развития связной речи состоит в том, что от исключительного господства

ситуативной

речи

ребенок

переходит

к

речи

контекстной.

Появление

контекстной

речи

определяется

задачами

и

характером

его

общения

с

окружающими.

Изменение

образа

жизни

ребенка,

усложнение

познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление

новых

видов

деятельности

требуют

более

развернутой

речи,

а

прежние

средства

ситуативной

речи

не

обеспечивают

полноты

и

ясности

высказывания. Возникает речь контекстная.

Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д. Б. Эльконина,

происходит к 4- 5 годам. Вместе с тем элементы связной монологической

речи появляются уже в 2 - 3 года. Переход к контекстной речи тесно связан с

освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с

развитием умения произвольно использовать средства языка. С усложнением

грамматической

структуры

речи

высказывания

становятся

все

более

развернутыми и связными .

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом

детей,

что

отражается

на

формах

речи.

Для

нее

характерны

неполные,

неопределенно-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого;

названия

предметов

заменяются

местоимениями.

В

рассказах

ребенка

переплетаются факты из материала на заданную тему с всплывающими на

поверхность фактами из личного опыта.

Ситуативность речи не является абсолютной принадлежностью возраста

ребенка. У одних и тех же детей речь может быть то более ситуативной, то

более контекстной. Это определяется задачами и условиями общения.

Ученые доказали, что уровень речевого развития зависит от уровня

развития

общения

у

детей.

Форма

высказывания

зависит

от

того,

как

5

понимает

ребенка

собеседник.

Речевое

поведение

собеседника

влияет

на

содержание и структуру речи ребенка. Например, в общении со сверстниками

дети в большей мере используют контекстную речь, поскольку им надо что-

то

объяснить,

в

чем-то

убедить.

В

общении

со

взрослыми,

легко

понимающими их, дети чаще ограничиваются ситуативной речью.

Наряду с монологической речью продолжает развиваться и диалогическая

речь.

В

дальнейшем

обе

эти

формы

сосуществуют

и

используются

в

зависимости от условий общения.

Дети 4 - 5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в

коллективной

беседе,

пересказывают

сказки

и

короткие

рассказы,

самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их

связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать

вопросы,

дополнять

и

поправлять

ответы

товарищей.

Их

рассказы

в

большинстве

случаев

копируют

образец

взрослого,

содержат

нарушения

логики;

предложения

внутри

рассказа

часто

связаны

лишь

формально

(словами еще, потом),

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в

беседе,

достаточно

полно

и

точно

отвечать

на

вопросы,

дополнять

и

поправлять

ответы

других,

подавать

уместные

реплики,

формулировать

вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в

совместной деятельности .

Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы

связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с

опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая

структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и

сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей

эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих

рассказов,

в

логически

последовательном

их

расположении,

в

структурировании высказываний, в их языковом оформлении.

6



В раздел образования