Напоминание

Внедрение интерактивных методов в преподавании географии


Автор: Хабарова Татьяна Васильевна
Должность: преподаватель географии
Учебное заведение: ГБПОУ КК ГТТ
Населённый пункт: Горячий Ключ
Наименование материала: статья
Тема: Внедрение интерактивных методов в преподавании географии
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Внедрение интерактивных методов в преподавании географии

Новые

социально

экономические

отношения,

высокий

уровень

конкуренции

требуют

от

человека

владения

разнообразными

видами

деятельности,

такими

как

исследование,

проектирование,

организация,

коммуникация

и

рефлексия.

Быстрее

и

качественнее

происходит

формирование

этих

компетентностей

при

использовании

интерактивных

методов

обучения.

Обучающийся

в

техникуме

должен

уметь

применять

полученные

в

знания

и

умения

в

реальных

жизненных

ситуациях.

Интеракция предполагает равенство, доброжелательность и активность всех

во взаимной познавательной деятельности.

Интерактивные

методы

способствуют

интенсификации

процесса

обучения,

и

позволяют

сделать

знания

более

доступными,

а

также

анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению

учебного материала. Интерактивные и аудиовизуальные средства обучения на

уроках географии можно применять при изучении нового и закреплении

пройденного материала

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе

становится

использование

в

обучении

приемов

и

методов,

которые

формируют

умения

самостоятельно

добывать

новые

знания,

собирать

необходимую

информацию,

выдвигать

гипотезы,

делать

выводы

и

умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках предмета

призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и

навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых

форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Программа модернизации российского образования выдвигает задачу

более

широкого

применения

активных

методов

обучения

и

воспитания,

реально отражающих социальные-экономические и политические процессы

общественной жизни. Высокий уровень конкуренции требует от человека

владения разнообразными видами деятельности, такими как исследование,

проектирование,

организация,

коммуникация

и

рефлексия.

Быстрее

и

качественнее

эти

компетентности

формируются

при

активном

взаимодействии, использовании интерактивных методов обучения.

Интерактивные

методы

система

правил

взаимодействия

преподавателя

и

обучающихся

в

форме

учебных

игр

и

ситуаций,

обеспечивающая педагогически эффективное познавательное общение. Для

реализации интерактивного обучения можно использовать:

- технологию имитационных игр;

- метод кейсов (конкретная ситуация – проблема – пути решения);

- ролевые игры;

- метод «мозгового штурма»;

- диалоговое обучение;

- игровое проектирование;

- тренинги;

- метод «пазл»;

- взаимодействие пользователя с компьютером;

- метод сравнительных диаграмм;

- метод рисуночной диагностики др.

Работа в малых группах – один из популярных методов интерактива,

так как позволяет всем учащимся (в том числе и стеснительным) участвовать

в работе.

Технология проблемного обучения

опирается

на

принцип

интегрированности,

означающий

связь

рассматриваемой

технологии

с

другими:

личностно

ориентированного

обучения

и

дифференцированного

обучения.

Проблемным

называется

обучение, при котором усвоение знаний и формирование навыков происходят

в процессе решения проблемы «Строительство ГЭС на реках – за и против»).

Технология критического мышления

умение выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения и

учитывать точки зрения других, умение работать с большим количеством

информации

и

пользоваться

различными

способами

интегрирования

её,

умение

самостоятельно

формулировать

гипотезу

и

решать

проблемы

(экономика регионов страны или отдельных государств).

Креативное мышление

продолжение

критического

мышления,

способствующее

развитию

новых

идей

решения.

Оно

основано

на

различных

технологиях

индивидуальная работа с рисованием и записями в тетради; фронтальная

работа; выполнение заданий с помощью компьютера. ( оценка природно –

ресурсного

потенциала

государств,

России,

рациональное

использование,

неблагоприятные

для

человека

геоэкологические

процессы

в

своей

местности).

Технология «мозговой штурм»

Одним из видов работы является экспресс – разминка – быстрый

поиск ответов на вопросы и задачи тренировочного характера:

государство – столица,

государство – регион,

Дискуссия - «Аквариум»

Аквариум –

это

ролевая

игра,

в

которой

принимают

участие

2-3

человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним

«проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и

«сопереживать» ее.

От

себя

могу

отметить,

что

участники

в

"аквариуме"

должны

обсуждать ситуацию настолько громко, чтобы остальные всё слышали!.. (не

кричать,

конечно...

,

но...

:-)

разговаривать

достаточно

громко)

-

это

преодоление застенчивости, развитие умения публично выражать свою точку

зрения.

Метод сравнительных диаграмм

анализ предлагаемой проблемы, темы и выявление различий и общих

черт объектов, сюжетов, событий, явлений. Этот метод можно использовать

при работе с текстом учебника, таблицами, схемами (вспомните и назовите

отличительные черты, характерные для Западной и Восточной Европы).

Метод «Пазл»

собрать текст по определённой теме, а в качестве фрагментов (пазлов)

используются

карточки

с

отрывками

текста

(назовите

пять

признаков,

которые присущи населению России).

Рисуночная диагностика

Рисунок

один

из

признанных

методов

в

обучении

географии.

География – это исследование, процесс создания картины мира. Составной

частью географической картины мира являются образы.

Включение учеников в активную учебную работу, использование при

этом

разнообразных

методов

познавательной

деятельности

значительно

расширяют учебно-воспитательные возможности урока.

Используя

методы

и

формы

интерактивного

обучения

я

сделала

следующие выводы:

- значительно повысилась мотивация, особенно это отразилось на

«слабых учениках»;

- повысился уровень усвоения материала, снизилась утомляемость;

-

учащийся

не

имеет

возможности

отсидеться,

ему

надо

думать

самому,

не

полагаясь

на

других.

Работают

как

слабые,

так

и

сильные

учащиеся.

- организованы и включены в работу все учащиеся без исключения,

хорошо

развивается

устная

речь,

совершенствуется

умение

работать

с

различной литературой;

- развивается умение работать в группе;

- вырабатываются коммуникативные навыки;

-

учащиеся

приобретают

способы

деятельности,

которые

в

значительной

мере

предопределяет

успешность

всего

последующего

обучения.



В раздел образования