Автор: Хабарова Татьяна Васильевна
Должность: преподаватель географии
Учебное заведение: ГБПОУ КК ГТТ
Населённый пункт: Горячий Ключ
Наименование материала: статья
Тема: Внедрение интерактивных методов в преподавании географии
Раздел: среднее профессиональное
Внедрение интерактивных методов в преподавании географии
Новые
социально
–
экономические
отношения,
высокий
уровень
конкуренции
требуют
от
человека
владения
разнообразными
видами
деятельности,
такими
как
исследование,
проектирование,
организация,
коммуникация
и
рефлексия.
Быстрее
и
качественнее
происходит
формирование
этих
компетентностей
при
использовании
интерактивных
методов
обучения.
Обучающийся
в
техникуме
должен
уметь
применять
полученные
в
знания
и
умения
в
реальных
жизненных
ситуациях.
Интеракция предполагает равенство, доброжелательность и активность всех
во взаимной познавательной деятельности.
Интерактивные
методы
способствуют
интенсификации
процесса
обучения,
и
позволяют
сделать
знания
более
доступными,
а
также
анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению
учебного материала. Интерактивные и аудиовизуальные средства обучения на
уроках географии можно применять при изучении нового и закреплении
пройденного материала
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе
становится
использование
в
обучении
приемов
и
методов,
которые
формируют
умения
самостоятельно
добывать
новые
знания,
собирать
необходимую
информацию,
выдвигать
гипотезы,
делать
выводы
и
умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках предмета
призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и
навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых
форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Программа модернизации российского образования выдвигает задачу
более
широкого
применения
активных
методов
обучения
и
воспитания,
реально отражающих социальные-экономические и политические процессы
общественной жизни. Высокий уровень конкуренции требует от человека
владения разнообразными видами деятельности, такими как исследование,
проектирование,
организация,
коммуникация
и
рефлексия.
Быстрее
и
качественнее
эти
компетентности
формируются
при
активном
взаимодействии, использовании интерактивных методов обучения.
Интерактивные
методы
–
система
правил
взаимодействия
преподавателя
и
обучающихся
в
форме
учебных
игр
и
ситуаций,
обеспечивающая педагогически эффективное познавательное общение. Для
реализации интерактивного обучения можно использовать:
- технологию имитационных игр;
- метод кейсов (конкретная ситуация – проблема – пути решения);
- ролевые игры;
- метод «мозгового штурма»;
- диалоговое обучение;
- игровое проектирование;
- тренинги;
- метод «пазл»;
- взаимодействие пользователя с компьютером;
- метод сравнительных диаграмм;
- метод рисуночной диагностики др.
Работа в малых группах – один из популярных методов интерактива,
так как позволяет всем учащимся (в том числе и стеснительным) участвовать
в работе.
Технология проблемного обучения
опирается
на
принцип
интегрированности,
означающий
связь
рассматриваемой
технологии
с
другими:
личностно
ориентированного
обучения
и
дифференцированного
обучения.
Проблемным
называется
обучение, при котором усвоение знаний и формирование навыков происходят
в процессе решения проблемы «Строительство ГЭС на реках – за и против»).
Технология критического мышления
умение выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения и
учитывать точки зрения других, умение работать с большим количеством
информации
и
пользоваться
различными
способами
интегрирования
её,
умение
самостоятельно
формулировать
гипотезу
и
решать
проблемы
(экономика регионов страны или отдельных государств).
Креативное мышление
продолжение
критического
мышления,
способствующее
развитию
новых
идей
решения.
Оно
основано
на
различных
технологиях
–
индивидуальная работа с рисованием и записями в тетради; фронтальная
работа; выполнение заданий с помощью компьютера. ( оценка природно –
ресурсного
потенциала
государств,
России,
рациональное
использование,
неблагоприятные
для
человека
геоэкологические
процессы
в
своей
местности).
Технология «мозговой штурм»
Одним из видов работы является экспресс – разминка – быстрый
поиск ответов на вопросы и задачи тренировочного характера:
государство – столица,
государство – регион,
Дискуссия - «Аквариум»
Аквариум –
это
ролевая
игра,
в
которой
принимают
участие
2-3
человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним
«проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и
«сопереживать» ее.
От
себя
могу
отметить,
что
участники
в
"аквариуме"
должны
обсуждать ситуацию настолько громко, чтобы остальные всё слышали!.. (не
кричать,
конечно...
,
но...
:-)
разговаривать
достаточно
громко)
-
это
преодоление застенчивости, развитие умения публично выражать свою точку
зрения.
Метод сравнительных диаграмм
анализ предлагаемой проблемы, темы и выявление различий и общих
черт объектов, сюжетов, событий, явлений. Этот метод можно использовать
при работе с текстом учебника, таблицами, схемами (вспомните и назовите
отличительные черты, характерные для Западной и Восточной Европы).
Метод «Пазл»
собрать текст по определённой теме, а в качестве фрагментов (пазлов)
используются
карточки
с
отрывками
текста
(назовите
пять
признаков,
которые присущи населению России).
Рисуночная диагностика
Рисунок
–
один
из
признанных
методов
в
обучении
географии.
География – это исследование, процесс создания картины мира. Составной
частью географической картины мира являются образы.
Включение учеников в активную учебную работу, использование при
этом
разнообразных
методов
познавательной
деятельности
значительно
расширяют учебно-воспитательные возможности урока.
Используя
методы
и
формы
интерактивного
обучения
я
сделала
следующие выводы:
- значительно повысилась мотивация, особенно это отразилось на
«слабых учениках»;
- повысился уровень усвоения материала, снизилась утомляемость;
-
учащийся
не
имеет
возможности
отсидеться,
ему
надо
думать
самому,
не
полагаясь
на
других.
Работают
как
слабые,
так
и
сильные
учащиеся.
- организованы и включены в работу все учащиеся без исключения,
хорошо
развивается
устная
речь,
совершенствуется
умение
работать
с
различной литературой;
- развивается умение работать в группе;
- вырабатываются коммуникативные навыки;
-
учащиеся
приобретают
способы
деятельности,
которые
в
значительной
мере
предопределяет
успешность
всего
последующего
обучения.