Автор: Смирнова Анастасия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №20
Населённый пункт: г Нижний Новгород
Наименование материала: Конспект совместно - образовательной деятельности
Тема: Экскурсия на стройку
Раздел: дошкольное образование
Конспект совместно-образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной группы, общеразвивающей
направленности, познавательной деятельности.
ФИО педагога, должность: Смирнова Анастасия Николаевна, воспитатель
Возрастная группа воспитанников: подготовительная группа
Наименование образовательной организации: МБДОУ д/с № 20
Тема непосредственно организованной образовательной области:
Экскурсия на стройку
Цель: Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях.
Задачи:
1. Обобщить знания о строительных профессиях.
2. Обогащать речь, активизировать словарь детей, знакомить с новыми словами:
3. Показать значимость профессии строителя.
4. Воспитывать любовь к разным профессиям.
5. Воспитывать уважительное отношение к человеку труда.
Интегрируемые образовательные области: познание, социализация, коммуникация.
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации (познавательно-
исследовательская, игровая, общение деятельность):
- игровая мотивация,
- загадывание и отгадывание загадок,
- беседа,
- дидактические игры,
- рассматривание иллюстраций, картинок и фотографий,
- использование литературных произведений.
Форма организации детей: групповая, фронтальная.
Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный):
Демонстрационный:
- картинки, связанные со строительными профессиями
Раздаточный:
Для построения:
- конструктор
Для рисования:
- листы А4
-карандаши
- кисти
- краски
Планируемый результат: расширить и уточнить знания детей о строительных профессиях.
Предварительная деятельность с воспитанниками:
1. Беседы: «Строительные профессии», «Кто построил детский сад».
2. Чтение художественной литературы: русских народных сказок « Теремок», «Заюшкина избушка», С.Михалков «Три
поросенка», С. Баруздин. «Строим дом», А. Маркуши « Здесь будет город»
3. Рассматривание картинок, связанных со строительными профессиями.
4. Проведение сюжетно-ролевой игры « Мы - Строители» и дидактической игры «Кому что нужно для работы?», « Кто,
что делает?».
5. Рисование на тему: « Строительство дома».
6. Моделирование строительной площадки и высотного дома с помощью конструкторов.
Ход НОД.
Части НОД
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
1.Вводная
часть
Цель: привлечь внимание детей,
настроить на предстоящую деятельность,
создать хорошее настроение.
- Ребята, какие профессии вы знаете?
- Как много вы назвали разных профессий.
Профессия – это труд, которому человек
посвящает свою жизнь. Давайте поиграем в
игру.
Игра с мячом «Кто что делает?»
Врач - лечит, повар - готовит, пилот – летает,
художник – рисует и т.д.
- Я загадаю вам загадку.
Кирпичи кладет он в ряд,
Дети называют профессии.
Воспитатель называет профессию, дети –
действие.
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит... (строитель)
- Недалеко от нашего детского сада тоже
строится новый дом. Вы хотите посмотреть,
как его строят?
- Тогда мы совершим экскурсию на стройку и
познакомимся с трудом строителя.
Но по пути на стройку нам надо перейти
дорогу. Где мы будем переходить?
- На какой сигнал светофора мы будем
переходить?
Дети отгадывают загадку.
Дети отвечают.
Дети отвечают:
-По пешеходному переходу.
-На зеленый сигнал светофора.
2. Основная
часть.
Цель:
Познакомить детей со строительными
профессиями: крановщик, каменщик,
прораб, сварщик, кровельщик, маляр,
штукатур; с техникой: экскаватор,
бульдозер, бетономешалка и др.; со
строительными материалами: щебень,
гравий, цемент и т.п.
- Как называется улица, по которой мы
сейчас идём?
- Какие дома мы здесь видим?
- Какой дом на этой улице вам больше всего
нравится?
Дети отвечают:
(Многоэтажные, жилые, магазины,
административные здания.)
(Красивой окраской, необычными формами окон,
балконов, лоджий, крыши и т.д.) (Изгороди,
- Чем он привлек ваше внимание?
Чем ещё украшают дома?
- Как благоустраивают территорию вокруг
дома?
- Вы видите, где развёрнута ближайшая
стройка? Как вы узнали её?
- Посмотрите, нас встречает прораб.
И сейчас он нам все покажет.
- По каким признакам можно узнать, давно
ли начато строительство?
- Кто знает, что такое котлован?
- Как называется машина, которая роет
котлованы?
скамейки, цветники, детские площадки и др.)
(По огороженной забором территории, там
стоят подъёмные краны, много другой
техники, строительного материала…)
Дети здороваются.
(Этот дом начали строить недавно, т.к. ещё
видны края котлована.)
(Это огромная яма, которая нужна для
укрепления фундамента здания.)
Дети отгадывают загадку.
Дети отвечают.
(Это ковш, который стальными зубами
вгрызается в землю, набирает её в свой ковш и
насыпает в грузовик.)
(Это то же, что у человека ноги. Он должен
быть крепким, чтобы удерживать стены
дома.)
(Им помогает другая машина.)
К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Сотню рук он заменяет,
Без лопаты он копает. (Экскаватор.)
- Какая главная часть у экскаватора?
- Что такое фундамент?
- Вы видите фундамент?
- Какой он?
- Из чего сделан?
- Как люди укладывают такие фундаментные
блоки в котлован?
Длинной шеей поверчу –
Груз тяжёлый подхвачу.
Где прикажут, положу,
Человеку я служу.
Не поднимет без меня
Он такие тяжести.
Строим вместе мы дома
Дети отгадывают загадку.
Дети отвечают.
(На верхушке подъёмного крана есть кабина со
стеклянными окнами.)
(Нет руля, но есть педали и рычаги.)
Дети отвечают.
(Безопасность строителей, качество
постройки, сохранность стройматериала и
т.д.)
Дети отвечают.
Для счастья и радости! (Подъёмный кран.)
- Что ещё умеет делать подъёмный кран?
- Кто им управляет? (Крановщик.)
- А вы видите крановщика? Где он
находится?
- Почему в ней окна большие и стеклянные? -
Чем управляется кран?
- Кто знает, какая часть крана называется
стрелой? Почему?
- Работа крановщика очень ответственная,
т.к. от его внимательности и точности
зависит многое.
- Как вы думаете, что?
- Смогли бы строители обойтись без
подъёмного крана?
- А как же люди обходились без него раньше?
- Знаете ли вы, что строители общаются с
крановщиком на особом языке: слово «вира»
обозначает «вверх», а слово «майна» —
«вниз».
Дети выполняют движения.
Дети отвечают.
(Природный: щебень, гравий, камень и
искусственный: кирпич, бетонные блоки,
панели).
Дети отвечают.
(Из песка, щебня, гравия и цемента.)
Дети отвечают.
(Над этой проблемой трудятся и каменщик, и
сварщик.)
Дети предлагают свои варианты ответов.
- Давайте и мы сейчас поиграем с этими
словами! Сейчас я проверим, сможете ли вы
работать крановщиками?!
- Когда скажу «вира», поднимайте руки
вверх, а при слове «майна» — опускайте
вниз. При этом я буду выполнять другие
движения, чтобы вас запутать, поэтому
будьте внимательны.
- Молодцы!
- А как вы думаете, какой строительный
материал используется для этого дома.
- Даже целую стенку можно сделать на
заводе, а потом установить на
подготовленное место.
- Из чего делают бетон? Кирпич?
- А может вы догадаетесь, из чего делают
красный кирпич? (Из глины.)
- Как называется профессия человека,
который укладывает стены из отдельных
кирпичей, камней? (Каменщик.)
- Внимательно посмотрите, в каком порядке
он выкладывает кирпичи. Обратите
внимание на разную укладку кирпича.
Дети отвечают.
(Стекло, дерево, утеплители, пенопласт,
стекловата, пластик и др.)
Дети отвечают.
Дети отвечают. (Самосвал, бетономешалку,
панелевоз и др.)
Дети отвечают.
(Накрыта крыша, вставлены окна, двери и т.д.)
(Черепица, металлочерепица, шифер, жесть.)
Дети отвечают.
(Нет, т.к. ещё нет полов, не готовы стены).
Запомните варианты укладки, потом
попробуете повторить их с помощью
конструктора.
- А подумайте, как и чем скрепляют части
дома?
- Кто такой сварщик?
- Посмотрите вдаль: увидите яркий огонёк
электросварки, которая накрепко соединяет
между собой железобетонные конструкции.
Этот огонёк очень яркий, опасный для глаз
человека, поэтому сварщики надевают
большие шлемы (или очки).
- Ребята, посмотрите сами, какие
строительные материалы ещё нужны для
стройки дома?
- Давайте сейчас сами попробуем определить
некоторые качества строительного
материала. Предлагаю вам не только
рассмотреть, но и потрогать красный и белый
кирпич, деревянную балку, часть бетонного
блока, части пластиковой панели и др.
- Сначала давайте определим, какой из
кирпичей прочнее. Как это проверить?
- Какой из всех этих материалов быстрее
нагревается на солнце, а какой дольше
Дети отвечают.
(Штукатур, маляр, паркетчик, столяр,
сантехник, электрик, газовщик…)
Дети отгадывают загадку.
держит тепло. Для чего необходимо знать
такие качества строительного материала,
прежде чем начинать строить дом?
- Какие ещё машины вы видите на этой
стройке?
- Обратите внимание на другую часть дома
(подъезд, этаж или другой дом), где
строительство уже близится к завершению.
- Что здесь уже сделано?
- Из чего сделана крыша?
- Какой она формы?
- Как называется рабочий, который кроет
крышу? (Кровельщик.)
- Можно ли уже жить в таком доме?
- Люди каких профессий сейчас работают в
этом доме?
- Обратите внимание, что возле первого
подъезда уже идёт благоустройство
территории.
- Угадайте, про что я говорю:
Там, где строят новый дом,
Ходит воин со щитом.
Где пройдёт он, станет гладко,
Будет новая площадка. (Бульдозер.)
3.
Заключительная
часть.
Цель:
Закрепить у детей полученные знания о
стройке, о строительных профессиях,
материалах; формировании вывода о
пользе работы строителей для людей.
- Как вы думаете, понравится ли этот дом
новым жильцам?
- А вы сами хотели бы стать строителями?
- Почему эта профессия всеми уважаема?
- А лёгкий ли труд строителей?
- А как вы думаете, эта профессия полезна
для людей?
- Как можно выразить благодарность
строителям, которых будущие жильцы могут
даже и не увидеть? - Понравилась ли вам
экскурсия? Давайте поблагодарим
строителей за интересную встречу.
Дети отвечают.
Дети отвечают.
(Беречь результат их труда: правильно
пользоваться лифтом — не перегружать его, не
хлопать сильно дверьми, не сорить, не рисовать
на стенах и т.д.)
- А закончить нашу экскурсию я хочу таким
стихотворением:
Точно в срок построит он:
Небоскрёб и стадион.
Детский садик и больницу,
Магазинов вереницу.
Даже дом, скажу вам я,
Где живет моя семья,
(и другие жители)
Строили - строители!
Там, на стройке,
кран огромный
Поднимает в небо тонны
Плит из железобетона.
Сварщики железо плавят,
Штукатуры стены правят,
Каменщик кирпич кладет,
Маляры окрасят свод.
Бригадир за всем следит,
А прораб - руководит,
Чтобы строить для народа
И квартиры, и заводы!