Автор: Эдуардо Татьяна Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ 51
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: Статья
Тема: "Наглядное моделирование в развитии монологической речи дошкольника."
Раздел: дошкольное образование
CТАТЬЯ: “НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В РАЗВИТИИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
ДОШКОЛЬНИКОВ».
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам- он будет долго и напрасно мучиться, но
свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»
К.Д. Ушинский
1.АКТУАЛЬНОСТЬ
Овладение связной монологической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольника и
владение
связной
монологической
речью
–
высшее
достижение
речевого
воспитания
наших
дошкольников.
Владение связной монологической речью вбирает в себя освоение звуковой культуры языка,
словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи –
лексической, грамматической и фонетической.
В
каждой
из
этих
сторон
имеется
программное
ядро,
которое
влияет
на
организацию
речевого
высказывания и, следовательно, на развитие связной речи.
Задачи образовательной области «Речевое развитие»:
— владение речью как средством общения и культуры;
—
обогащение
активного
словаря;
развитие
связной,
грамматически
правильной
диалогической
и
монологической речи;
— развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха;
— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных
жанров детской литературы;
— формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
.
Обращаем внимание на современные акценты по этому направлению:
— развитие диалогической речи дошкольников;
— развитие речевого творчества;
— формирование понимания на слух текстов различных жанров детской литературы.
Подобные приоритеты расставлены не случайно.
1. Речь рассматривается как средство общения. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками,
ребенок
должен
свободно
владеть
диалогическим
общением
и
использовать
все
вербальные и невербальные средства этого общения.
2. Стандарт направлен на развитие творческого потенциала каждого ребенка, формирование творческой
активности и самостоятельности. Задача развития речевого творчества у дошкольников – формирование
позиции активного участника в речевом взаимодействии.
3. Под пониманием на слух текстов различных жанров детской литературы подразумевается восприятие
этих текстов. В процессе восприятия произведения ребенок по-своему воспринимает художественные
образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Восприятие
художественных
произведений
рассматривается
как
один
из
приемов
формирования
творческой
личности, что соответствует целевым ориентирам ФГОС дошкольного образования.
Сегодня
одним
из
наиболее
ярких,
развивающих,
интересных,
значимых
методов,
как
для
взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем,
что
проектирование
во
всех
сферах
человеческой
деятельности
становится
универсальным
инструментарием,
позволяющим
обеспечить
ее
системность,
целеориентированность
и
результативность. Этим было обусловлено включение работы по развитию монологической речи детей
средствами наглядного моделирования в проектную деятельность в МКДОУ № 51.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности
дошкольников
на
результат,
который
получается
при
решении
той
или
иной
практически
или
теоретически значимой проблемы. Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит
-
применить
необходимые
знания
и
умения
из
различных
разделов
образовательной
программы
дошкольников и получить ощутимый результат. Предполагаемый внешний результат нашего проекта -
продукт - можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Это комплект
материалов: наглядных, предметных, словесных, практических. Предполагаемый внутренний результат
проекта– опыт, умение детей использовать полученные знание и навыки в свободной связной речи.
Теоретические положения и принципы коррекционно-развивающего обучения позволили наметить
этапы дальнейшей работы по проекту. Были определены сроки проектной деятельности (6 месяцев),
основные формы работы
и возрастные группы детей (средний и старший дошкольный возраст),
включенные в проектную деятельность.
На первом этапе были созданы творческие группы педагогов,. Назначены кураторы групп из числа
специалистов ДОУ. Педагогами были проанализированы и обобщены
существующие традиционные
методы и приемы работы по развитию монологической связной речи (В.П. Глухов, Т.А.Ткаченко,
Т.Тарабарина, Л. Ворошнина, Т.Б. Филичева,О.Шиян и др).
На втором этапе мы обратились к опыту школьных педагогов Мурашковска И.Н., Н.П.Валюмс
«Картинка без запинки», адаптировали его и применили для детей дошкольного возраста.
Далее, на третьем этапе, полученные знания и умения использовали в практической деятельности
ДОУ: на занятиях, взаимопросмотрах педагогов,на неделе монологической речи. В рамках проектной
деятельности был объявлен смотр - конкурс «На лучшую разработку дидактической игры /пособия/ по
развитию
речи.
Были
созданы
различные
дидактические
материалы,
в
том
числе:
«Неделя
монологической речи» и продолжаем их успешно использовать до настоящего времени.
2. ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ
В повседневной жизни дети редко слышат монологическую речь. Чаще всего взрослые в разговоре с
детьми используют форму диалога. Поэтому монологу необходимо учить. До школы следует развить
предварительные навыки монологической речи: описание, повествование, рассуждение.
Всегда следует помнить о том, что основным приёмом обучения монологу является опора на словесный
образец. Поэтому взрослые не должны ограничиваться лишь диалогом в общении с детьми.
Монологической речи детей начинают учить систематически примерно с пятого года жизни. Трудность
монолога состоит в том, что он требует от ребёнка умения одновременно заметить не только предметы,
явления и связи между ними.
Реализация
указанных
задач
осуществляется
на
занятиях
в
ходе
упражнений
на
составление
высказываний
по
демонстрируемым
действиям,
ситуационным
и
сюжетным
картинкам,
в
ходе
специально подобранных речевых игр и упражнений, подготовительной работы к описанию предметов.
Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать
причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка
речевых
средств,
трудности
планирования
монолога.
Одним
из
факторов,
по
мнению
С.
Л.
Рубинштейна, Л. В. Эльконина, А. М. Леушиной и других, является наглядность, по поводу которой
происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства выделяется моделирование
плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог Л. С. Выготский.
Учитывая вышеизложенное, при обучении дошкольников можно расположить виды рассказывания в
порядке постепенного убывания наглядности, а также “свёртывания смоделированного” плана.
Ø Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию
Здесь
наглядность
представлена
максимально
в
виде
предметов,
объектов
и
действий
с
ними,
непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказываний служит порядок действий, производимых
на глазах детей. Необходимые речевые средства даёт образец рассказа логопеда.
Ø Составление рассказа по демонстрируемому действию
Наглядность
и
план
высказывания
аналогичны
используемым
на
предыдущем
этапе;
усложнение
достигается за счёт отсутствия образца рассказа, что, кроме того, позволяет разнообразить лексическое
и грамматическое наполнение связной речи.
Ø Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа, магнитной доски
В
этом
виде
рассказывания
непосредственные
действия
с
предметами
и
объектами
заменяются
действиями на фланелеграфе с предметными картинками; план рассказывания обеспечивается порядком
картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе.
Ø Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картинок
Наглядность представлена предметами, объектами и действия с ними, изображёнными на сюжетных
картинках;
их
последовательность
служит
одновременно
планом
высказывания;
образец
рассказа
логопеда даёт детям необходимые средства.
Ø Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Наглядность и план высказывания обеспечивается теми же средствами, что и на предыдущем этапе;
усложнение достигается за счёт отсутствия образца рассказа логопеда.
Ø Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картинки
Наглядность уменьшена за счёт отсутствия видимой динамики событий; дети наблюдают, как правило,
конечный этап действий; моделирование плана рассказа достигается путём использования образца
логопеда и его вопросного плана.
Ø Составление рассказа по одной сюжетной картинке
Это самый сложный вид упражнений из всех. Отсутствие образца ещё более усложняет задачу по
составлению связного высказывания. На этом этапе создаются предпосылки и возможно начало работы
над творческим рассказыванием.
Особенности
этой
системы
работы
над
развитием
связной
речи
детей
состоит
в
том,
что,
последовательно применяя перечисленные этапы обучения, удаётся сформировать связную речь у тех
детей,
которые
изначально
не
владеют
развёрнутыми
смысловыми
высказываниями,
подменяя
их
называнием
перечня
предметов,
действий
либо
набором
непоследовательных,
грамматически
не
оформленных фраз.
Материалом для работы над связной речью у старших дошкольников служит:
Ø
Составление
описательных
рассказов
о
предметах
с
использованием
алгоритмов
(можно
использовать по любой лексической теме)
Ø Составление описательных рассказов по сюжетным картинкам (с образцом рассказа логопеда, без
образца и с использованием вспомогательных вопросов к рассказу)
Ø
Составление повествовательных рассказов по серии картин (с образцом рассказа логопеда, без
образца и с использованием вспомогательных вопросов)
Ø Рассказ-рассуждение с использованием плана рассказа (например, рассказ-рассуждение о свойствах
воды, снега, песка и т. д.)
Ø
Рассказ-сочинение (что было с предметом или объектом до того как мы его увидели, что с ним
станет)
Ø
Рассказ-фантазия (расскажи сказку “Колобок” так, как будто колобок это ты, а все события
происходят зимой)
Ø Сочиняем сказку (придумать начало и конец сказки)
Ø Пересказ рассказа или сказки с использованием наводящих вопросов, пересказ по частям
При проведении занятий по формированию связной речи следует учитывать следующие методические
принципы:
1.
Постепенное усложнение в ходе занятия речевого материала (от простых фраз к сложным, от 3-
словных к 4-словным, от фраз к рассказу)
2. Постоянная активизация детей в ходе занятия (особенно из слабой подгруппы), но только на уровне
фразовых ответов
3. Исключение, особенно на первых порах, отрицательной оценки деятельности детей. Акцентирование
внимания на их успехах и достижениях с целью повышения речевой активности
4. Определённая последовательность опроса детей при рассказывании. Сначала вызываются дети из
сильной подгруппы, затем из средней
5. Перенесение отработки связного рассказывания с детьми из слабой подгруппы на индивидуальные
занятия. На групповом занятии такие дети выступают только по достижении ими среднего уровня.
Одновременно это является стимулом в обучении.
6.
На каждом занятии должны решаться коммуникативные и познавательные задачи с опорой на
сознательную деятельность ребёнка
7.
Занятие
должно
быть
коррекционно-развивающим,
направленным
на
коррекцию
у
ребёнка
нарушенного речевого звена, развитие и совершенствование имеющихся и формирование новых умений
и навыков
8.
Работа над смысловой стороной речи и её структурными элементами и в их числе: осмысление
интонационной стороны высказывания, узнавание близких слов, понимание грамматических форм и
структурных
конструкций
должна
проводиться
в
тесной
связи
с
работой
по
коррекции
и
совершенствованию
её
произносительной
стороны
в
широком
смысле
включая
сюда
и
лексико-
грамматическую и просодическую стороны речи. И всё это должно тесно увязываться с подготовкой
детей к обучению грамоте
Занятие должно быть эмоционально окрашено, должно привлекать ребёнка, вызывать у него живой
интерес, стимулировало бы его на последующие успехи
2. Виды обучения рассказыванию.
К рассказу детей готовят так же, как и к беседе: дети должны представлять себе предмет рассказа во
всей
его
жизненной
полноте,
доступной
ощущениям
(размер,
форма,
цвет,
запах,
вкус,
звучание,
характер движений и т. д.); для названия всех признаков предмета, действий и их отношений у детей
должны быть уже в запасе слова, грамматические формы. Следовательно, упражнению в рассказывании
должны предшествовать упражнения лексические, грамматические (в случае нужды – фонетические), а
также упражнения в собеседовании.
Обучение
рассказыванию
воспитатель
ведёт
с
помощью
цепочки
вопросов,
т.
е.
плана,
предусматривающего руководство логикой повествования, описания или рассуждения ребёнка.
План
рассказа
может
быть
простым,
т.
е.
линейной
цепочкой
вопросов,
или
сложным,
т.
е.
разветвлённым
дополнительными
цепочками
вопросов
(подсказывающих
или
только
наводящих).
Естественно, что с детьми разных возрастных групп занятия проводятся по-разному, и требования к
детям на этих занятиях тоже различные.
Рассказывание по картине, по серии картин
Составление рассказов по картине относится к рассказыванию с иллюстративным материалом.
М. М. Конина выделяет следующие виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:
1) составление описательного рассказа по предметной картине;
2) составление описательного рассказа по сюжетной картине;
3) придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;
4) составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок;
5) составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему:
1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;
2)
постепенный
переход
от
занятий
номенклатурного
характера,
когда
дети
перечисляют
изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и
составление небольших рассказов).
Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться разнообразно. Занятие включает
обычно две части: рассматривание картины по вопросам, заключительный рассказ-образец педагога.
В средней группе становится возможным подведение детей к составлению небольшого связного
повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная
активность. Сначала дети рассказывают по вопросам воспитателя. Это может быть коллективный
рассказ детей или совместный рассказ воспитателя и одного ребенка. В конце занятия, как бы подводя
итог всем высказываниям, педагог дает свой рассказ.
Затем, если дети научились рассказывать по образцу, можно постепенно усложнить задание, подводя
их к самостоятельному рассказыванию.
В среднем дошкольном возрасте можно подводить детей к составлению рассказов, главным образом
описательных, по предметным или сюжетным картинкам. Воспитатель стремится к тому, чтобы дети
шире использовали свой словарь, употребляли причастия, определения, обстоятельства и разные виды
предложений.
Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных
качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов), можно перейти к
рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин.
Рассказывание по игрушке
Одно из самых интересных и любимых детьми занятий по развитию монологической речи детей-это
описание игрушек
В
средней
группе
дети
подходят
к
составлению
небольших
самостоятельных
описательных
рассказов по игрушкам. Наиболее эффективным приемом обучения является образец, который дается на
каждом занятии.
Когда дети научатся достаточно хорошо составлять описательный рассказ, можно предложить им
составить сюжетный рассказ по набору игрушек. Игрушки должны быть подобраны так, чтобы было
нетрудно наметить простую сюжетную линию (девочка, грибок, корзинка; елочка, ежик). Вопросы
воспитателя помогают детям построить сюжет рассказа, развернуть его, вовлечь в сюжетную линию все
предметы или объекты: что могло случиться с девочкой в лесу? Кого девочка могла встретить в лесу?
Что могла найти? Что из леса принесла в корзинке?
Используется
и
рассказ-образец
педагога.
Дети
обычно
копируют
его,
поэтому
образец
целесообразно давать на каждом занятии. Образец должен не только учить детей составлять сюжетную
линию, но и давать примеры речевых конструкций.
Интересные сюжетные рассказы дети придумывают по набору игрушек, часто с удовольствием
выбирая игрушки сами. Они рассказывают с увлечением и нередко отвлекаются от сюжета, забывают,
что какие-то предметы еще не использованы.
Можно составить рассказ в виде инсценировки. Воспитатель дает образец такого рассказа.
Особое внимание надо обратить на анализ рассказов, придуманных детьми. Сначала оценку дает
воспитатель,
отмечая
и
интересно
задуманное
содержание
рассказа,
и
необычность
поступков
игрушечных персонажей, и язык рассказа — форму, в которой передано содержание.
После занятия можно оставить игрушки на видном месте, чтобы дети продолжали играть с ними и
упражнялись в составлении различных инсценировок. Педагог должен обязательно подключаться к этим
играм и следить за содержанием рассказов. Необходимо продумывать оборудование и набор игрушек
для подобных занятий.
Развитию живой, яркой связной речи помогают спектакли с игрушками, которые проводят старшие
дети для малышей.
Рассказы детей из опыта
Этот
вид
рассказывания
имеет
большие
значение
в
развитии
связной
речи.
Дети
приучаются
к
широкому речевому общению, развивается умение использовать свой чувственный опыт, передавать его
в связной повествовании. Формируется умение четко, понятно, ясно, образно излагать свои мысли.
Обучение рассказыванию на предложенную тему лучше начинать с коллективного рассказа. Педагог
начинает и в основном ведет рассказ. Дети дополняют его запомнившимися деталями, небольшими
описаниями.
В этом виде рассказывания также большое значение имеет рассказ-образец педагога. Подражая, дети
лучше усваивают содержание и находят форму для его выражения.
Позже, учитывая умения детей, вводится образец в виде начала рассказа: воспитатель дает только
завязку и намечает путь развития сюжета. Такой образец должен помочь развитию у ребенка умения
довести начатое повествование до логического конца.
Творческие рассказы
Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, которое надо
логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, соответствующую этому содержанию.
Для
того
чтобы
составить
хороший
рассказ,
необходимо
знать
его
композицию
(завязку,
кульминацию, развязку), владеть большим запасом слов, уметь построить содержание интересно и
занимательно, точно и выразительно передать свой замысел.
Ребенок может научиться умению связно излагать свои мысли и сочинять рассказы только путем
систематического
обучения,
путем
постоянных
упражнений.
Существуют
различные
варианты
творческих рассказов.
Придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель сообщает начало рассказа, его
завязку,
а
основные
события
и
приключения
героев
придумывают
дети.
Обязательным
условием
является напоминание детям о том, чтобы они не повторяли сюжет товарища и придумывали свой
вариант.
Придумывание рассказа или сказки (Приложение 2)требует уже большей самостоятельности, так как
план
намечает
лишь
последовательность
рассказывания,
а
развитие
содержания
предстоит
детям
осуществлять самостоятельно.
Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана), дает еще больший толчок
творческому воображению и самостоятельности мысли, ребенок выступает автором, самостоятельно
выбирает содержание рассказа и его форму.
Самый сложный вид рассказывания — это придумывание рассказа или сказки на самостоятельно
выбранную тему. Здесь успехи во многом зависят от того, как сумеет воспитатель заинтересовать детей,
создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Этот вид творческого
рассказывания можно иногда проводить под девизом «Кто интереснее придумает сказку».
(Приложение 2)
Очень важно научить детей оценивать рассказы и сказки, придуманные их сверстниками: «Мне
понравилась сказка Оли. В ней интересно описаны приключения белки и ее друзей. Оля рассказала
свою сказку выразительно».
Надо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную
форму, которой передано это содержание, внимательно следить за тем, как дети в самостоятельной
творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.
Конечно,
дети
не
сразу
переносят
в
свои
сочинения
усвоенные
средства
художественной
выразительности, но и в их рассказах постепенно будут появляться сравнения, эпитеты, интересные
словосочетания.
3.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ЭЛЕМЕНТОВ
НАГЛЯДНОГО
МОДЕЛИРОВАНИЯ
В
РАЗВИТИИ
МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ.
Важность наглядной опоры в ходе формирования речи отмечали педагоги С. Л. Рубинштейн, Л. В.
Эльконин, А. М. Леушина , Т. А. Ткаченко и др.
Весь учебный процесс можно разделить на несколько этапов:
1 этап. Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.
Наглядность представлена максимально в виде предметов, объектов, с которыми производятся действия,
непосредственно
наблюдаемые
дошкольниками.
Планом
высказывания
служит
порядок
действий,
производимых на глазах у детей. Необходимые речевые средства дает образец рассказа педагога.
2 этап. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия.
Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; усложнение дости-
гается за счет отсутствия образца рассказа.
3 этап. Пересказ текста с использованием магнитной доски.
Непосредственные действия с предметами и объектами, присутствующие на предыдущих этапах, заме -
няются действиями с предметными картинками на доске. Последовательность картинок, прикрепляемых
к доске с помощью магнита , служит одновременно планом высказывания.
4 этап. Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин.
Наглядность представлена предметами, объектами и действиями, изображенными на сюжетных картин -
ках. Последовательность картинок служит одновременно планом высказывания. Образец рассказа дает
детям необходимые речевые средства.
5 этап. Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин.
Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средствами, что и на предыдущем этапе;
усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа.
6 этап. Пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину.
Наглядность уменьшена за счет отсутствия видимой динамики событий; дети наблюдают, как правило,
конечный результат действий. В моделировании плана своего рассказа ребенку помогают образец педа-
гога и его вопросный план (по Т.А.Ткаченко).
Проанализировав существующие традиционные методы и приемы по развитию монологической связной
речи детей, мы пришли к выводу, что включая в работу с детьми разнообразные элементы наглядности:
схемы, модели, картинки и т.д. мы добьемся более ощутимых результатов. Было принято решение взять
за основу элементы методики школьных педагогов Мурашковска И.Н., Н.П. Валюмс
«Картинка без
запинки», адаптировав их к старшему дошкольному возрасту детей.
Очень часто, отвечая на вопросы по содержанию картины, дети пассивны. Ответы их односложны и
однообразны. Речь детей недостаточно связная и образная. Вопросы педагога по картине «Кто нарисо -
ван? Что делают?» не будят мысль ребенка, не вызывают желания высказаться. От этого теряется моти -
вация что-либо говорить. Поэтому необходимо стимулировать индивидуальное восприятие картинки
каждым ребенком, чтобы ребенку было интересно. Для этого мы использовали предложенные элементы
ТРИЗ ( по Мурашковска И.Н). Только тогда картинка «оживает» на глазах. Она играет разными краска-
ми.
1 этап: Системность.
Берем сюжетную картину «Зимняя прогулка». (Приложение1). Здесь много предметов и объектов. Они
как бы перекрывают друг друга. Детям сложно вычленить главный объект, невозможно сосредоточиться,
так как много деталей. Предлагаем посмотреть в «подзорную трубу». Делаем ее из ладоней. «Что ты
увидел через глазок?» Дети отвечают, подмечая даже второстепенные объекты. Каждую находку мы
фиксируем, схематично рисуем на доске, обводя в кружок. Выискиваем все возможные детали.
2 этап: Объединение.
Ищем и устанавливаем связи и взаимоотношения между объектами на картине. Объединяем все части в
единое целое. Соединяем кружки, с нарисованными в них объектами, между собой. Количество линий
увеличивается, а рисунок на доске начинает напоминать «паутину».
3 этап: Набор образных характеристик.
Учимся характеризовать объекты и действия, чтобы наша картинка «ожила».
Закройте глаза и представьте себе, что вы попали в эту картинку, внутрь. Вы там находитесь. Что вы
слышите? Какие запахи ощущаете? Походите по этой картинке. Что вы чувствуете? Потрогайте предме-
ты или объекты, которые находятся рядом с вами.
4 этап: Обогащение словарного запаса.
Педагог загадывает любой предмет, который изображен на картинке.(Приложение 1)
Например: РЯБИНА. Детям не говорит. Составляется таблица:
КАКОЙ? КАКАЯ? Загаданный предмет, образ
Что бывает такое же?
Красная
Флаг
Горькая
Редька
Круглая
Шар
Добавляем частицу НО НЕ. Озвучиваем получившуюся загадку- описание:
КРАСНАЯ, но не ФЛАГ; ГОРЬКАЯ, но не РЕДЬКА, КРУГЛАЯ, но не ШАР. Что это такое? Найдите на
картине. Таких загадок- описаний по картине можно придумать множество. Особенно любят составлять
такие загадки сами дети. Так, играя, мы обогащаем наш словарный запас, пополняем образные характе -
ристики.
5 этап: Временная последовательность.
Устанавливаем причинно-следственные связи между объектами на картине. «Отставай- О», что было
раньше; «Забегай-З», что будет потом. Черным кружком на схеме отмечен сам объект. Здесь включается
фантазия детей, они сами «додумывают», используя свой опыт, что было (Отставай) с героями картины
(Приложение 1) до того, как они пришли на каток с коньками, наверное, они ходили в школу, потом
пришли домой, пообедали, взяли коньки и пошли на каток. А что будет с ними после? (Забегай). Воз -
можно, они придут домой уставшие, положат свои вещи на батарею, сушиться, сами сядут ужинать, по -
том будут делать уроки.
Дети «побывали» в этой картине, пережили разные состояния и теперь могут высказать свое отношение
к ней. Мы не стремимся к тому, чтобы ребенок составлял сразу целый, полный, синтаксически правиль -
но оформленный рассказ. Мы идем к этому постепенно, пошагово, хорошо усвоив и закрепив каждый
этап. Когда дети активно овладеют отдельными этапами они перейдут на самую высокую ступень- со-
единение всех частей описания в единый творческий рассказ.
Наработанный
материал
по
теме
«Наглядное
моделирование
в
развитии
монологической
речи
дошкольников» мы используем в ДОУ течение нескольких лет. Результаты диагностики в начале и в
конце обучения позволяют сделать вывод о том, что у детей возрастает познавательный интерес к
самостоятельному
рассказыванию.
Увеличивается
словарный
запас,
дети
пользуются
антонимами,
синонимами, используют все части речи.
Допускают меньше ошибок при словообразовании и
словоизменении. Полностью передают содержание текста, соблюдают связность и последовательность
изложения, употребляют разнообразные языковые средства, с соблюдением временных и причинно-
следственных
связей
между
событиями.
У
детей
развивается
обобщающая
функция
мышления.
Включаясь
в
процесс
восприятия,
речь
делает
её
более
дифференцированной
и
обобщенной.
Формирование
монологической
речи
способствует
овладению
интеллектуальными
операциями
мышления,
способствует
развитию
у
детей
возможности
легче
адаптироваться
в
межличностных
отношениях. Особенности монологической речи детей предполагают постоянный поиск новых форм и
приемов работы с ними. Одной из важных задач коррекционно-развивающей работы с детьми является
развитие мыслительных операций. Считаем, что практическое использование наглядных моделей,
картин, схем при составлении рассказов - важная, интересная форма работы, направленная на развитие
и
коррекцию
мыслительных
и
речевых
процессов.
Предъявление
заданий
в
игровой
форме
способствует
активизации
познавательного
интереса,
дает
стимул
для
составления
интересного,
связного, образного рассказа
План проведения недели монологической речи
Период: 23-27 ноября 2017 года
Задачи:
1. Повысить уровень и качество работы с детьми по развитию речи в индивидуальной работе и
непосредственно-организованной деятельности /образовательная область «Речевое развитие»/.
2. Содействовать распространению лучшего опыта работы педагогов
ДОУ
в рамках реализации
образовательной области «Речевое развитие».
3. Выявление и поддержка педагогических инициатив.
О
З
4. Стимулировать творческую активность педагогов в ходе создания дидактических материалов и
пособий по развитию речи детей.
Возраст: все возрастные группы детского сада.
План мероприятий недели монологической речи:
день недели
время
проведения
мероприятия
ответственный
Понедельник
23 ноября
15.30-16.30
Литературно-музыкальный
вечер
о
творчестве А.Л. Барто
(II мл. гр.)
Воспитатели
г р .
« Ж е м ч у ж и н к и » ,
«Морячки», «Русалочка»,
«Капельки»
Вторник
24 ноября
9.00-10.00
Интегрированное
занятие
на
тему
«Образ Бабя-Яги в искусстве»
Воспитатели
гр.«Дельфинчики»,
«Морские звёздочки»
Среда
25 ноября
13.00
Ярмарка
педагогиче ских
и д е й
(презентация авторских игр и пособий
по развитию монологической речи)
Воспитатели групп
15.30-16.30
Развлечение
по
развитию
речи
«Приключения Колобка»
В о с п и т а т е л и
г р .
«Пингвинчики»,
«Осьминожки»,
«Кораблик»,
«Золотая
рыбка»
Четверг
26 ноября
Начало в 17.30
ТО «Родительская гостиная» на тему
«Мы
картинки
вам
покажем,
что
увидели — расскажем»
Старший
во спитатель,
учитель-логопед
Пятница
27 ноября
13.00
К ру гл ы й
с тол
« И то г и
н е д е л и
монологической речи»
подведение
итогов
конкурса
на
лучшую
разработку
дидактической
игры /пособия/ по развитию речи
Старший
во спитатель,
учитель-логопед
Содержание работы включает в себя дидактические материалы: предметные, настольно-
печатные, словесные, которые прошли успешную апробацию в течение нескольких лет в
работе с
детьми МКДОУ № 51. Обобщенная нами система работы по наглядному моделированию рекомендова-
на к использованию другими специалистами, работающими как в условиях групп компенсирующей
направленности, так и в условиях групп общеразвивающей направленности.
Литература
В.
П.
Глухов
“Формирование
связной
речи
детей
дошкольного
возраста
с
общим
речевым
недоразвитием ” Аркти Москва 2004г.
Т. А. Ткаченко “Если дошкольник плохо говорит” Санкт-Петербург Изд-во “Акцидент” 1997г.
Т. А. Ткаченко “В первый класс-без дефектов речи” Методическое пособие Санкт-Петербург “Детство-
пресс” 1999г.
Татьяна
Тарабарина
“Осваиваем
монологическую
речь”
Развивающая
тетрадь
для
дошкольников
Академия развития Ярославль 2007г.
Л. М. Козырева “Развитие речи 5-7 лет” Академия развития Ярославль, Академия холдинг 2002г.
Е. Г. Корицкая, Т. А. Шимкович Формирование развёрнутой описательно-повествовательной речи у
детей с третьим уровнем общего речевого развития. Нарушение речи у дошкольников. М. 1972г.
В. К. Воробьёва Особенности связной речи школьников с моторной алалией. Нарушение речи и голоса у
детей М. Просвещение 1973г.
Л. Ворошнина “Обучение творческому рассказыванию” Дошкольное воспитание, №2 1991г.
Т. Б. Филичева, А. В. Соболева “Развитие речи дошкольника” Екатеринбург, Арго 1997г.
Н. Кондратьева, А. Сомкова “Как использовать модели для развития речевого творчества ” ЛГПИ им.
Герцена, Дошкольное воспитание №10 1991г.
Шиян О.Я. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 112
с.
Приложение 1
«Развитие творческого мышления детей через сказку
Предлагаю вашему вниманию авторскую программу О. Шиян «Развитие творческого мышления –
работаем по сказке».
Рассмотрим ее на примере сказки « Колобок». Работа ведется в следующей последовательности:
1.
Чтение сказки с показом иллюстраций
На первом занятии воспитатель читает сказку с показом иллюстраций по ходу чтения. После чтения
задает вопросы детям, например:
- Как появился колобок?
- Что случилось с колобком, после того как он убежал от бабушки и дедушки?
- Кого встретил колобок после зайца?
- Кого встретил колобок после волка?
- Кого встретил колобок после медведя?
По мере ответов детей, воспитатель выставляет на доске изображения героев сказки.
2.
Создание наглядной модели сказки
Воспитатель говорит: «Помните на прошлом занятии я читала вам сказку? Хотите научиться читать ее
сами? Для этого каждого героя мы обозначим белым квадратом, отличающимся по размеру, а затем
попробуем почитать сказку.
- Кого первым встретил Колобок, когда ушел от бабушки и дедушки?
- Правильно, зайца, я его обозначу самым маленьким белым квадратом.
- А кого дальше встретил Колобок?
- Да, волка, мы его каким квадратом по размеру обозначим? (предлагает детям самим выбрать размер
квадрата и разместить его на доске – больше среднего)
- Медведя, мы каким квадратом - обозначим? (самым большим)
- А лису? (средним)
В итоге получается вот такая наглядная модель сказки, опираясь на которую дети сами смогут
рассказать сказку.
заяц волк медведь лиса
3.
Решение диалектической задачи
На следующем занятии воспитатель выставляет ряд карточек с изображениями героев сказки.
- Ребята, как получилось, что лиса не самая большая в сказке, а колобка съела? (хитрая)
Воспитатель объясняет, что герои в сказке отличаются не только по размеру, но имеют скрытые
свойства, например, как в этой сказке – хитрость (ум, храбрость, смекалка – в других сказках).
- А в чем хитрость лисы?
- А другие звери в этой сказке хитрые?
- Они бесхитростные – значит, хитрить не умеют.
Воспитатель показывает, что сегодня будем обозначать героев не по размеру, а по хитрости – черными
квадратами:
заяц волк медведь лиса
* Возможны расхождения во мнениях у детей по обозначению животных, как по размеру, так и по
хитрости, что подлежит обсуждению.
4.
Разыгрывание сказки
На последнем занятии воспитатель предлагает разыграть сказку по ролям с помощью наглядной
модели. Детям выдается карточка – значок героя сказки, тем самым обозначается его роль.
Перед разыгрыванием сказки с детьми можно поиграть в игры:
« Построиться по размеру героев сказки», «Построиться по росту хитрости героев».
Далее происходит разыгрывание сказки по ролям.
Приложение 2
Положение
о смотре - конкурсе
«На лучшую разработку дидактической игры /пособия/ по развитию речи
/Образовательная область «Речевое развитие»/
1. Общие положения
1.1.Настоящее Положение регламентирует порядок проведения смотра - конкурса «На лучшую
разработку дидактической игры /пособия/ по образовательной области «Речевое развитие» среди
воспитателей всех возрастных групп муниципального казенного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 51» города Кирова (далее именуется — Конкурс).
2. Цель конкурса:
оптимизация процесса создания дидактического оснащения педагогического процесса, развивающей
предметно-пространственной среды к образовательной области «Речевое развитие».
3. Задачи конкурса:
3.1. Содействовать распространению лучшего опыта работы педагогов ДОУ в рамках реализации
образовательной области «Речевое развитие».
3.2. Повысить уровень и качество работы с детьми по развитию речи в индивидуальной работе и
непосредственно-организованной деятельности /образовательная область «Речевое развитие»/.
3.3. Выявление и поддержка педагогических инициатив.
3.4. Стимулировать творческую активность педагогов в ходе создания дидактических материалов и
пособий по развитию речи детей.
4. Участники конкурса.
В конкурсе принимают участие воспитатели всех возрастных групп детского сада
5. Условия и основные требования:
5.1. Участники конкурса представляют дидактическую игру /пособия/ по развитию речи собственной
разработки.
5.2. Представленная игра/пособия/ должны иметь название, цель, описание
5.3. Дидактическая игра/пособия/ должны соответствовать требованиям ФГОС, примерной основной
образовательной программы дошкольного образования.
5.4. Дидактическая игра/пособия должны быть разработаны с учетом возрастных особенностей детей.
5.5. Применение дидактической игры/пособия/ должно давать возможность индивидуализации
обучения, организацию учебной деятельности с широким использованием современных педагогических
технологий по развитию речи у детей дошкольного возраста.
5.7. Дидактические материалы и пособия должны быть эстетически оформлены, безопасны в
использовании.
5.8. Пособия могут быть выполнены в виде книг, азбук, альбомов, игрушек-самоделок, лого-кубов,
стендов, ИКТ - пособий и др.
6. Порядок проведения конкурса:
6.1. Конкурс проводится с 02 ноября 2015 года по 13 ноября 2015 года.
6.2. Подведение итогов конкурса и награждение победителей на педагогическом совете «Традиционные
и инновационные технологии в развитии монологической речи детей дошкольного возраста».
7. Критерии оценки работ:
Показатели смотра конкурса
Балл/оценка (0-5)
Название дидактической игры по развитию речи
Соответствие требованиям ФГОС, примерной основной
образовательной программы дошкольного образования
Соответствие материалов возрасту детей группы, их
направленность на развитие речевых и психических
функций
Обеспечение разнообразной речевой активности детей под
руководством взрослых:
- ЗКР
- Формирование словаря (кроме подготовительных групп)
- Формирование грамматического строя речи
- Связная речь
-Подготовка к обучению грамоте (для подготовительных
групп)
Доступность дидактического материала для
самостоятельной деятельности детей
Практическая значимость и использование дидактических
игр и пособий для взаимодействия с родителями
Творческие находки авторов. Оригинальность выполнения
Композиционное и цветовое решение
Поощрительный балл
8. Руководство конкурсом.
8.1. Организатором конкурса является МКДОУ № 51
8.2. Члены жюри: 1.
2.
3
4
5
6.
9. Подведение итогов Конкурса.
9.1. Итоги конкурса подводятся членами жюри.
9.2. Победители награждаются грамотами., денежной премией
9.3. Всем участникам конкурса вручаются Сертификаты участия