Автор: Кочергина Елена Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №2 "Дельфинчик"
Населённый пункт: Озёры
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Клуб "Успешный родитель"
Раздел: дошкольное образование
Клуб «Успешный родитель»
Актуальность:
Интенсификация работы с семьёй на основе двустороннего воздействия: ДОУ на
семью и семьи на ДОУ.
Цель:
1) Повышение психологической компетентности родителей в области воспитания и
взаимодействия с детьми.
2) Решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания,
вовлечением родителей в педагогический процесс в ДОУ.
Задачи:
- помочь родителям овладеть знаниями о психических особенностях развития
ребёнка раннего дошкольного возраста и учитывать их в общении;
- осознать свою позицию в общении с детьми в рамках семейного воспитания;
- научиться понимать и поддерживать детей с разными типами характера,
проблемами и стилями поведения;
- овладеть способами выражения своих эмоций, как положительных, так и
отрицательных;
- выработать новые способы общения с ребёнком;
- активизировать коммуникации в семье.
Положение о клубе «Успешный родитель»
1. Общие положения:
1.1.
Клуб
«Успешный
родитель»
создан
с
целью
пропаганды
психолого-
педагогических знаний среди родителей и обучения их взаимодействию с детьми.
1.2.
Клуб
осуществляет
свою
деятельность
в
соответствии
с
нормативно-
правовыми актами в сфере образования, Уставом ДОУ, настоящим положением.
1.3. Участниками клуба являются родители, педагоги, педагог-психолог.
1.4. Руководителем ДОУ издается приказ о создании клуба, закрепляющий за
каждым специалистом ДОУ определенное направление работы.
1.5.
Основными
принципами
работы
клуба
являются
добровольность,
компетентность, соблюдение педагогической этики.
1.6. Положение о клубе обсуждается на первом заседании и утверждается
приказом заведующего ДОУ.
2. Основные направления деятельности клуба
2.1. Оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям.
2.2. Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
2.3. Повышение педагогических знаний родителей.
2.4. Популяризация деятельности ДОУ.
3. Организация деятельности клуба
3.1. Работа клуба «Успешный родитель» осуществляется на базе ДОУ.
3.2. Клуб посещают все родители, особенно нуждающиеся в помощи по вопросам
воспитания детей.
3.3. Состав родителей-участников клуба может меняться в зависимости от их
возможности посещения и от их потребности в знаниях.
3.4. Планирование работы проводится по результатам опроса родителей (или
законных представителей). План утверждается на первом заседании клуба.
3.5.
На
итоговом
заседании
клуба
обсуждаются
результаты
работы
и
её
эффективность.
3.6. Формы организации работы клуба: круглый стол, психологические тренинги,
практикумы, КВН, решение педагогических ситуаций, обсуждение опыта семейного
воспитания, видеопросмотры материалов по организации жизни детей.
3.7. Заседания клуба «Успешный родитель» осуществляются один раз в месяц на
протяжении учебного года.
4. Права и обязанности участников клуба
4.1. Родители (или законные представители) имеют право на:
получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребёнком,
проблемам воспитания, развития и адаптации ребёнка в ДОУ;
получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;
высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей.
4.2. ДОУ имеет право:
на изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
внесение корректив в план работы клуба в зависимости от возникающих проблем,
интересов и запросов родителей.
4.3. ДОУ обязано:
организовать работу клуба в соответствии с планом, утвержденным заведующим
ДОУ, и с учетом интересов и потребностей родителей;
предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь
родителям.
5. Документация
5.1. Клуб «Успешный родитель» работает по утвержденному в начале года плану.
5.2. Заседание клуба оформляется протоколом. В книге протоколов фиксируются
ход обсуждения вопросов, предложения. Оформляется решение заседания клуба.
5.3. Протоколы подписываются руководителем клуба.
5.4. Нумерация протоколов ведется с начала учебного года.
6. Руководитель клуба
6.1. Руководителем клуба «Успешный родитель» является педагог-психолог.
Перспективное планирование работы
«Клуба успешного родителя»
Тема
Структура
Оборудование
Срок
проведения
1
2
3
4
«Будем
знакомы»
1. Представление.
2. Правила работы группы.
3. О воспитании.
4. План совместной работы на год.
5. «Острое блюдо».
6. Народная мудрость.
7. Слово-эстафета
8. Анкетирование
9. Обратная связь.
Анкеты по теме
собрания;
приглашения;
памятки с
советами;
карточки с
пословицами;
музыкальное
сопровождение
Первое заседание
клуба
Сентябрь
Береги
здоровье
смолоду
1. Приветствие
2. Правила работы группы.
3. Выступление инструктора по
ФИЗО «Счастливые дети –
здоровые дети»
4. Психогимнастическая игра
«Тропинка»
5. Самомассаж лица
6. Оздоровительное упражнение
«Хоровод»
7. Психогимнастическая игра «Мы
охотимся на льва»
8. Обратная связь
Анкеты по теме
собрания; плакат с
результатами;
атрибут – мягкая
игрушка льва;
памятки
Второе заседание
клуба
Октябрь
КВН
«Дети и
родители
глазами друг
друга»
1. Приветствие.
2. Знакомство.
3. Деление на команды.
4. Состязания:
Игра «Сто к одному»
«Дети и родители глазами друг
друга»
Конкурс «Отгадалки»
Игра «Да и нет не говори»
5. Подведение итогов.
6. Награждение команд
7. Анкетирование родителей
8. Обратная связь.
Плакаты с
ответами
предварительно
опрошенных
детей; атрибуты
для присуждения
баллов играющим
командам;
музыкальное
сопровождение;
анкеты для
родителей
Третье заседание
клуба
Ноябрь
«О детской
дружбе»
1. Приветствие.
2. Знакомство.
Анкета «Нужны
ли ребенку
Четвертое
заседание клуба
3. Правила работы группы.
4. «Карта дружбы».
5. «Давайте жить дружно!».
6. Радиостанция «Малышок».
7. Юмор в общении детей.
8. О детской агрессивности.
9. Если у вас застенчивый ребенок.
10. Обратная связь.
друзья?»;
выставка детских
рисунков на тему
«Мой самый
лучший друг»;
видеозапись
высказываний
детей о дружбе
Декабрь
«Для бабушек
и дедушек»
1. Приветствие.
2. Правила работы группы.
3. Анкетирование родителей.
4. Дискуссия.
5. Мудрые советы бабушек и
дедушек.
6. «Острое блюдо».
7. Обратная связь.
Предварительное
анкетирование
бабушек и
дедушек,
родителей;
изготовить
приглашения на
собрание;
памятки, плакаты
по теме; оформить
фотостенд
Пятое заседание
клуба
Январь
«О капризах
и упрямстве»
1. Приветствие.
2. Знакомство.
3. Правила работы группы.
4. О капризах (обсуждение
ситуаций).
5. Об упрямстве.
6. О неаккуратности.
7. Работа с памятками.
8. «Острое блюдо».
9. Советы специалиста.
!0. Обратная связь
Изготовить
приглашения на
собрание;
предварительное
анкетирование
родителей; плакат
и памятки на тему
Шестое заседание
клуба
Февраль
«Поговорим о
нравственно
м
воспитании»
1. Приветствие.
2. Знакомство.
3. Правила работы группы.
4. Об эмоциональном развитии
ребенка.
5. Дневники добрых дел.
6. Радиостанция «Говорят дети».
7. Что эффективнее – похвала или
наказание? (выступление педагога-
психолога).
8. Обратная связь.
Памятка для
родителей
«Искусство
наказывать и
прощать»;
предварительное
анкетирование
родителей на
тему; аудиозапись
с ответами детей
Седьмое
заседание клуба
Март
«Зачем
детям нужна
1. Приветствие.
2. Знакомство.
Изготовить
приглашения на
Восьмое
заседание клуба
мама?»
3. Правила работы группы.
4. Вступление.
5. Магнитофонная запись «Зачем
детям нужна мама?».
6. Ребенок и игра.
7. Как заставить ребенка
слушаться.
8. «Острое блюдо».
9. Мамам запрещается.
10. Обратная связь.
встречу; провести
предварительное
анкетирование;
фотостенд «Моя
милая мамочка»;
аудиозапись с
ответами детей;
музыкальное
сопровождение
Март
«Девочки и
мальчики в
детском
саду»
1. Приветствие.
2. Знакомство.
3. Правила работы группы.
4. Знакомство с фотовыставкой.
5. Выступление педагога-
психолога.
6. Роль отца в воспитании детей.
7. Игра «Родительские заботы».
8. Викторина.
9. Игра «Смешная барахолка».
10. Обратная связь.
Детская
фотовыставка «Из
чего же, из чего
же, сделаны
наши…»;
предварительное
анкетирование на
тему
«Воспитываем
мальчиков и
девочек»;
атрибуты для игр
Девятое
заседание клуба
Апрель
«Подведем
итоги»
1. Приветствие
2. Выступление воспитателя на
тему «Роль игры в жизни ребенка»
3. Веселые диктанты (выступление
логопеда)
4. Игра «Кто быстрее»
5. Фотомонтаж «Какими мы были»
6. Как провести лето с пользой
(выступление педагога-психолога)
7. Заглянуть в будущее…
8. Обратная связь.
Материал для
игры «Кто
быстрее»;
Фотомонтаж из
жизни детей
Десятое
заседание клуба
Май
СОДЕРЖАНИЕ ЗАСЕДАНИЙ
КЛУБА «УСПЕШНЫЙ РОДИТЕЛЬ»
1. Вступление.
Музыкальный
фон:
звуки
гитары,
фортепиано,
магнитофонные
записи
сопровождают слова ведущего.
Вступление короткое, эмоциональное, настраивающее на тему предстоящего
разговора.
2. Дискуссия.
Важно:
* не затягивать беседу;
* не рассматривать большое количество вопросов и ситуаций;
* не просить всех присутствующих обязательно высказать свое мнение по вопросу,
а спрашивать не более 3-4 человек;
* не упрекать и поучать родителей;
* чаще использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы;
* рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии.
3. Магнитофонные записи.
Включаются на разных этапах заседания.
4. Практическая часть.
Выполнение практических заданий всеми родителями.
5. «Острое блюдо».
Родителям под музыку раздаются листочки с короткими вопросами по теме
собрания, вложенные в перечницы, матрешки, воздушные шары, раскрашенные
гуашью,
или
в
любые
другие
предметы.
Все
зависит
от
фантазии
и
изобретательности педагогов. Дается время для ответа (1-3 минуты). Отвечают по
желанию, т. е. если кто-то из родителей не хочет отвечать на свой вопрос, то он
вправе передать вопрос дальше.
6. Работа с памятками.
Родителям предлагается прочитать тексты памяток и выделить те пункты и советы,
которые используются ими на практике и дают положительные результаты. После
этого проводится обсуждение темы, во время которого родители высказывают свое
мнение по данному вопросу и делятся своим опытом с другими.
7. Выступление специалиста.
Коротко, доступно специалист рассказывает по теме заседания.
8. Слово-эстафета.
Родители должны продолжить начатое ведущей предложение («Мой ребенок будет
успешно учиться, если я …»). Для большей организованности лучше, если при этом
родители будут передавать друг другу какой-нибудь предмет.
9. Заключительный этап заседания.
Обратная связь.
Подведение итогов.
Ожидаемые результаты работы «Клуба успешного родителя»
к концу учебного года
*
Изменение
характера
вопросов
родителей
к
воспитателям,
специалистам,
руководителю детского сада как показатель роста их педагогических интересов,
знаний о воспитании детей в семье, желания его совершенствовать.
* Рост посещаемости родителями, другими старшими членами семьи мероприятий
по педагогическому просвещению и активности их участников.
*
Изменения
в
неблагоприятных
семьях:
предположительные
причины
положительных сдвигов или отсутствие таковых.
*
Проявление
у
родителей
осознанного
отношения
к
воспитательной
деятельности,
стремление
и
умение
понимать
ребенка,
анализировать
свои
достижения и ошибки. Использование родителями педагогической литературы. Их
участие
в
смотрах,
конкурсах,
праздниках,
организуемых
руководством
ДОУ.
Понимание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной
значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе.
* Общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в детском саду.